Ностр Адамус Генрих : другие произведения.

Женский образ Святого Георгия на картине Андреа Мантенья

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    культурологическое исследование

Святой Георгий [Мантенья]
  
  Женский образ Святого Георгия на картине Андреа Мантенья
  культурологическое исследование
  
  "...Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,
  мужчину и женщину сотворил их, и благословил их,
   и нарек им имя: человек, в день сотворения их".
  Быт.5:1-3
  
  Незнакомого широкой российской аудитории художника раннего Возрождения Андреа Мантенья можно поставить в ряд ярких символистов своего времени. Такие полотна как "Представление в храме", "Святой Себастьян", "Распятие", "Мадонна Победы", "Паллас изгоняет пороки из сада добродетели" надо рассматривать и исследовать не столько с точки зрения стиля и колорита, сколько - с позиции осмысления изображённых образов, сложившихся ещё в доисторический период цивилизации.
  На примере картины А.Мантенья "Святой Георгий", которая является частью коллекции венецианской Галереи Академии, попробуем раскрыть философские секреты сотворения уникальных произведений искусства эпохи Возрождения.
  Несмотря на небольшой размер картины, написанной темперой в середине XV века, персонаж Святого Георгия придаёт ей значимость. Выбор живописцем образа Святого Георгия не случаен.
  Следуя привычному описанию художественного произведения, на одной из самых известных картин Андреа Мантенья изображён святой воин со сломанным копьём, которое он повредил, побивая дракона. Но, если приглядеться к лицу и к фигуре юноши, то зрителю открывается женский образ с округлым, румяным лицом, обрамлённым каштановым венцом кудрей, победный взор больших голубых глаз устремлён вдаль, тонкие пальцы рук уверенно сжимают копьё, а туго перетянутая красным пояском талия подчёркивает грациозность осанки.
  Какую тайну открывает зрителю Мантенья? В чём же загадка художественного образа, воплощённого художником Возрождения? Почему в заголовок нашей статьи внесено упоминание о женском образе?
  Нам известно, что для художника, в период его работы в Падуе, в мастерской Скварчоне, характерным является изображение поворота головы и взгляда, направленного за пределы пространства картины, но никак не наделение фигуры юноши откровенно женскими чертами.
  Вполне вероятно, что картина "Святой Георгий" создана под впечатлением от работы скульптора Донателло, друга Мантенья. В работе мастера Донателло библейский персонаж "Давид" предстаёт утончённой длинноволосой фигурой в широкополой шляпе, увитой плющом, символизирующим возрождение, бессмертие и упорство в действиях. Мантенья, возможно, стараясь приблизить свой воплощаемый образ к образу Давида, пользуется излюбленным приёмом тосканских мастеров - пишет в верхней части картины гирлянду из листьев и фруктов, включая в неё яблоки, персики и айву. Яблоки - это символ целостности Вселенной, но в христианстве они - искушение, проверка - атрибут Евы. Плод персика символизирует непрерывный процесс возобновления жизни, а цветок персика - весну, женское обаяние, мягкость, миролюбие, свадьбу, а также девственность и чистоту. В мифах Древней Греции айва символизирует плодородие и любовь, а также пищу новобрачных - яблоко Диониса, посвященное Венере. Красоту женщин поэты мусульманского Востока сравнивали с нежной красотой плодов айвы. Именно по этим символам плодов можно определить, что на самом деле на картине Андреа Мантенья изображён женский образ.
  На новом витке развития цивилизации гении эпохи Возрождения искали пути воплощения древних сакральных образов. Результатом поиска объединяющего признака мужского и женского начала на полотнах и в скульптурах становились персонажи, имеющие андрогинные признаки. Для Андреа Мантенья, глубоко изучившего античное искусство, андрогин был идеальным человеком, наделённым внешними признаками обоих полов, и, одновременно, попыткой создать образ духовно сильной женской ипостаси, способной совершить поступок, достойный воина.
  Могла ли быть прототипом картины историческая современница Мантенья Жанна Д"Арк (1412-1431)? И, вполне возможно, что именно её подвиг прославил мастер, изобразив девушку в образе Святого Георгия, объединив её реальный образ с древними символами мировой культуры: хрупкая фигура главного героя картины, облачённая в доспехи, надетые на длинную шерстяную рубаху и алый плащ победителя, твёрдо и уверенно обращающая взгляд в Будущее, с шипом Дракона в правой области груди, повторяющей рану Жанны Д"Арк (см.рис.).
  История Георгия Победоносца начинается не с истории о простом воине-христианине, пострадавшем за веру, а с дохристианских общемировых духовных верований в Воина-Бога-Спасителя, восстанавливающего истинный порядок мироустройства и наказывающего несправедливость.
  Одним из множества исторических доказательств существования веры в Бога-Спасителя является египетское изображение Бога Гора с головой сокола, восседающего верхом на коне и пронзающего копьём крокодила - Сета (см.рис.). Гор - это прямой наследник Бога-Творца Амона-Ра на Земле, который незримо связан с дохристианскими религиозными культами, и по своей сути является аналогией Георгия Победоносца, особо почитаемого на Руси, - этот факт обнаруживает историческую связь Древней Руси и Древнего Египта.
  Общеизвестно, что имя Георгий, в переводе с греческого языка, означает "земледелец", "крестьянин". Логика подсказывает, что Георгий-крестьянин и есть Георгий-главный кристианин-христианин или сам Христос-Освободитель. Возрождающий землю, восстанавливающий порядок - это Истинный Земледелец.
   Напомним, что на гербе Москвы, как символ возрождения земли, изображён Георгий Победоносец. И, в контексте рассматриваемой картины, Георгий это - образное воплощение Бога-Светоносца, несущего Просветление во тьму невежества людей.
  О том, что имя Георгий является производным от понятия Бог, говорит его тайное смысловое значение, которое раскрывается через лингвистические правила, знакомые из младшей школы. Вот как оно было скрыто: ГЕО-ргий - ТЕО-ргий (от греч. Theos - Бог). Если полностью перевести скрытый смысл имени, то оно означает "Бог и речь" (Theos + gir (санс. - голос, речь)) или - "Слово Божие".
  Подтверждением этому выводу служат стихи из "Откровения Иоанна Богослова" -"Апокалипсис": Откр.19:11: "И увидел я отверстое небо, и вот Конь Белый, и сидящий на нём называется Верный и Истинный, Который праведно судит и ВОИНствует. Он был облечён в одежду, обагрённую кровью. Имя Ему: Слово Божие" (прим.автора: т.е. - "Георгий"). На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих".
  "Написано на бедре Его", - на бедре Георгия с картины видны всего два пальца левой руки, - по аналогии с иконописными образами Христа, на которых часто изображены два пальца поднятой руки, в которых можно увидеть число 11, указанное во многих пророчествах как дата Повторного Пришествия Бога в мир людей. Полностью дата Прихода читается как - 11 августа 1999г, что подтверждается конкретными стихами из Священного Писания, как, например, "Рождество Христа было так ..." (Мтф 1:18). Астрономической приметой Даты Пришествия в Текстах указано солнечное затмение, о чём было известно художникам Возрождения. Подтверждением этому на картине является символическое изображение Солнца в виде нимба, частично закрытого тенью от головы Георгия.
  Свои знания в точности перспективы, которые Мантенья воспринял у тосканцев, познакомившись с Донателло, мастер применил в изображении пейзажа, традиционно сопровождающего героев картин художников Возрождения.
  Присмотревшись к пейзажу, можно заметить, что извилины дороги, поднимающейся к городу, расположенному на вершине горы, - это продолжение хвоста Дракона, чешуя и складки которого умело вплетёны художником в элементы картины.
  Хотя Дракон повержен: на передний план картины свисает, уже мёртвая, собачья голова с закатившимися глазами, пронзённая копьём и сложенными крыльями, - но на заднем плане заметна мощная, крепко держащаяся за землю, полная силы, задняя лапа дракона, обозначенная художником в виде скальной арки и входа в глубокую пещеру. Символика пещеры может быть объяснена некой тайной, которую предстоит открыть после победы над Драконом.
  А вот сам Дракон, которого можно повергнуть, но нельзя совершенно уничтожить - это древнейший символ самой Земли, её изменчивости и материального, призрачного богатства, темнота сознания человечества, а также - один из зодиакальных знаков, под которым рождается человек-противник Георгия.
  Изображение города, расположенного на высокой горе, присутствует на многих работах Мантенья. В контексте религиозного представления можно предположить, что это город Иерусалим - символ града Небесного, который защищает Святой Георгий.
  Георгий - это олицетворение Бога, сражающегося за Истину и за правильное понимание законов Миростроения. В Евангелии от Иоанна Бог назван Словом, и поэтому Дракон, пронзённый Георгием в горло и в язык, - это пример борьбы Самого Бога с ложью и несправедливостью. "И Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения на главу Свою; и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащом". (Ис.59:17)
  Если рассмотреть утверждение Бога о том, что человек создан по Его образу и подобию, а человека Бог создал как мужчину и женщину: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их" (Быт.1:27), - то, таким образом и у Бога должно быть две ипостаси - мужская и женская, а не только лишь мужская.
  На картине Мантенья зритель видит скорее женский облик, что является неприемлемым для господствующих монотеистических религий, которые безоговорочно представлены только одной своей частью - мужской половиной. А художники эпохи Возрождения, зная эту Божественную тайну, старались указать на недостающую законную Женскую половину Бога - на Богиню, воспроизводя Её в своих произведениях через андрогина, будь то образ воина или ангела.
  Перечислим только некоторые произведения художников Возрождения, в которых намеренно указывается на недостающую, женскую, часть Целого, без которой это Целое не может существовать: "Автопортрет" Дюрера, "Тайная вечеря" да Винчи, "Святой Себастьян" Больтраффио, скульптура Донателло "Давид".
  Подводя итог символическому анализу картины А.Мантенья "Святой Георгий", можно отметить, что, при заинтересованном поиске и осмыслении образов, в каждом произведении до середины XIX века, зритель может найти много познавательных моментов, облачённых в тайну символики.
  
  Литература
  
  1. Ассман Я. "Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации". - М., 1999.
  2. Ачеби И.А. "Из Египта воззвал Я Сына Моего" - М., 2008.
  3. Библия. - М., Российское библейское общество, 1998.
  4. Гор в мифологии. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах. С-Пб.
  5. Гораций. Сочинения. - Наука, М, 1970.
  6. Григорьев Ю.Г. Георгий Победоносец - последнее имя Бога. - М., 2005.
  7. Григорьев Ю.Г. Код Библии - М., 2004.
  8. Григорьев Ю.Г, Ажажа А.В.. Рождение Венеры. - М., Образ-Центр, 2013.
  9. История зарубежного искусства - М., Искусство, 1994.
  10. Лосев А. Мифология греков и римлян. Философское наследие. - М., Мысль, 1996.
  11. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей.- М., 2001.
  12. Камезаска Эттори. Мантенья. История зарубежной культуры. М., 1996.
  13. Павлова О.И. Амон Фиванский. Ранняя история культа.- М., Наука, 1984.
  14. Словарь символов - М., Новый Акрополь,2005.
  15. Старостенко. Мифы и сакральные тексты религий мира. - Могилёв, 2007
  16. Суперанская А., Суслова А. О русских именах. - 5 изд., С-Пб, Авалон, 2008.
  17. Хоффман Л.Дж. Современные методы защиты информации. М.,Сов.радио, 1980.
  
  Ажажа Анна, Григорьев Юрий
  04.05.2015
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"