На вопрос, кто впервые провозгласил этот принцип, большинство людей ответят, что это сделал Иисус, и, разумеется, будут не правы. Постулат любви к ближнему является одним из основополагающих принципов иудаизма и записан в Танахе (Ветхий Завет) в книге Левит.
Однако иудаизм никогда и не претендовал на обладание монополии на универсальную мораль. Наоборот, он щедро делился ею с другими народами, поэтому неудивительно, что нравственные принципы иудаизма вошли и в христианство, и в ислам.
Интересно другое. Как христианство распорядилось универсальной моралью и чем отплатило иудаизму, от которого получило основы всемирной нравственности.
Христианство с самого начала стало агрессивной религией, возможно, потому что боролось за свое существование, а может быть, наоборот - боролось за существование, потому что было агрессивно. Так или иначе, но основным принципом христианства стала идея спасения человека в вере. Иными словами, только тот может спасти свою душу и получить право на вечную жизнь после смерти, кто верит в Иисуса как в Бога и избавителя, у других - нет никаких шансов. Это вело к тому, что каждый должен был принять новую веру добровольно или принудительно, потому что, как внушалось церковью, добропорядочный христианин не должен спокойно смотреть, как гибнет душа язычника или иудея, закосневшего в невежестве или гордыне. Для добропорядочного христианина, лучше пусть язычник или иудей погибнет христианином, но душа его спасется, чем будет жить грешником, и душа его из-за этого попадет в ад.
На заре своего возникновения христианству, претендовавшему на роль господствующей религии Римской империи, нужно было снять с римских властей вину за казнь Бога и обвинить в этом евреев. Но этого мало, нужно было еще всячески дискредитировать и унизить евреев, чтобы доказать истинность новой религии. Ведь евреи в те времена были непримиримыми врагами Империи: они поднимали одно восстание за другим, расшатывая целостность Римского мира, который и без того был уже обречен.
Именно поэтому основным постулатом христианства становится утверждение того, что Всевышний перенес свой завет с евреев на христиан, а христианская церковь стала новым Израилем, следовательно, судьба старого Израиля, то есть иудеев, предрешена.
Наилучшим вариантом для христиан было бы вообще полное исчезновение евреев и иудаизма, это было бы прямым доказательством истинности их веры и справедливости утверждения, что Всевышний отвернулся от евреев за то, что они не приняли Его сына - Иисуса. Но, к сожалению христиан, евреи никак не хотели исчезать, а иудаизм после разрушения Храма, наоборот, начал развиваться и процветать, получив дополнительный импульс.
Из этого был сделан простой вывод: если евреи не хотят исчезать сами, им надо в этом помочь. И тогда церковь придумала следующую доктрину: евреи для того и оставлены Всевышним жить на свете, чтобы служить для всех истинно верующих образцом народа, подвергнутого наказанию, народа, который обречен на вечные страдания и муки, народа, пытающегося искупить свою вину перед Всевышним, но лишенного возможности это сделать.
Для осуществления этой доктрины евреи действительно должны были страдать и мучиться, а они совсем не хотели этого делать, наоборот, во всех странах, где только появлялись, они быстро достигали успеха и процветания. Тогда церковь начала искусственно устраивать эти страдания, вводя ограничения гражданских прав и свобод евреев. Для евреев становятся запретными многие ремесла и профессии, им не разрешаться приобретать землю, их заставляют носить нелепую одежду, запрещают появляться в христианских городах, а из некоторых областей их начинают просто поголовно изгонять.
Когда и это не помогает, евреев начинают открыто убивать, ставя перед выбором: принять христианство или умереть, и евреи часто выбирают смерть.
Все это продолжалось долго, очень долго, почти две тысячи лет, пока вдруг отравленное дерево ненависти, тщательно ухоженное церковью, не дало, наконец, ядовитый плод - появился нацизм, который превратил ненависть к евреям в специальную науку, объяснив, что зло в мире существует только потому, что существуют евреи, и если люди хотят искоренить зло, они должны прежде всего истребить евреев.
Нацисты сравнили еврейский народ с вредными насекомыми, которых необходимо уничтожить. И они преуспели в этом. Целое государство было поставлено на службу идее уничтожения евреев. Была создана прекрасно отлаженная машина уничтожения, которая за несколько лет перемолола, превратив в пепел и прах, шесть миллионов евреев.
И как же христанство отреагировало на это? А никак. В то время, как миллионы евреев сжигались в газовых камерах Освенцима, расстреливались во рвах Бабьего Яра, заживо умирали в гетто Минска и Варшавы, христианская церковь смиренно молчала. Ну что ж, скажем ей спасибо за то, что она хотя бы не освящала это безумие, как освящала крестовые походы и инквизицию, изгнания евреев и издевательства над ними.
Вот так христианство интерпретировало нравственные основы иудаизма, "возлюбив ближнего своего". Вот так отплатило иудаизму, которому обязано своим существованием.
В последнее время много говорят о необходимости диалога между религиями, но возможен ли диалог между христанством и иудаизмом после двух тысяч лет ненависти и унижений?