Мы многое утеряли из глубоких и обширных знаний наших предков. Именно поэтому современные люди часто путаются в значениях некоторых всем известных слов. Порой люди пытаются приписать этим словам какие-то свои, выдуманные смыслы и толкования. И в результате получается непроходимая терминологическая путаница. Например, слова, имевшие изначально противоположное значение, объявляются близкими или даже тождественными друг другу. Зато слова, соответствующие разным сторонам какого-то одного явления, провозглашаются противостоящими, враждебными друг другу и даже взаимоисключающими.
Именно это происходит, в частности, с такими важнейшими для всех нас понятиями, как истина, добро, красота, мораль, справедливость, гармония, честь, праведность, норма, идеал. Многие почему-то уверены, что все эти понятия могут прямо противоречить или сильно мешать друг другу. И что человеку часто приходится делать нелёгкий выбор между истиной и красотой, между добром и справедливостью, между гармонией и моралью, между честью и праведностью, между нормой и идеалом и т.д. К тому же принято ещё ошибочно противопоставлять понятия истины и правды. Мол, правда у каждого человека своя, а истина общая для всех. А как же обстоят дела на самом деле? Попробуем разобраться с помощью учения наших далёких предков - древних ариев.
В авестийской традиции, в учении зороастризма одним из ключевых и основополагающих понятий является Арта (или в другой транскрипции - Аша). Арта - это первое творение Бога-Творца Ахура-Мазды, созданное им ещё до начала сотворения мира. Арта - это одновременно и женское проявление сути Творца, и божественная личность, Мать мира, Хранительница мира.
Арта также обозначает естественный, божественный, идеальный порядок вещей, изначальную гармонию и красоту вселенной, истину, правду, благо, добро, норму, моральный закон мира, честность, справедливость. Именно вокруг Арты вращаются все круги мироздания, именно она призывает человека к добрым мыслям, добрым словам, добрым делам, а это главный принцип зороастризма. И не случайно сказано: "Есть только один путь - путь Арты, всё остальное - беспутье". То есть для человека существует только одно правильное направление - к истине, к добру, к справедливости, а любое отклонение от этого направления приводит к потере смысла существования, к бессмысленным блужданиям, в худшем случае - к служению злу.
А противостоит Арте, согласно Авесте, понятие Друдж, то есть ложь, запутывание людей, увод их от истинного призвания, искажение и нарушение естественного порядка вещей. Друдж является одним из трёх основных орудий зла. А также она одна из главных помощниц дьявола-разрушителя мира, духа зла Ангра-Майнью, одна из главных его демониц. И человек в течение всей жизни должен стремиться быть ашаваном, то есть праведным служителем добра, а не другвантом - приверженцем, служителем зла. Только тогда он будет по-настоящему развиваться, приближаться к Творцу. Только тогда он проживёт свою жизнь не напрасно.
Итак, изначально мир создаётся Богом идеальным, цельным, гармоничным, добрым, справедливым, красивым, то есть соответствующим Арте. И именно в этом состоит главная истина мироздания. А все несовершенства мира, все дисгармонии, разрушения, все несправедливости, уродства, грехи, пороки появляются уже позже, когда в мир вторгается Разрушитель, дьявол вместе со своей демоницей Друдж и прочими бесами. Причём именно мы, люди, своим неправильным выбором позволили злу вторгнуться в наш мир, а потом сильно разрастись и поразить все творения Бога. Теперь же наш долг состоит в том, чтобы научиться различать добро и зло, а затем возвращать миру изначальную гармонию, очищать себя и мир от зла, служить Арте, а не Друдж. Именно для этой учёбы и работы мы, собственно, и посланы на Землю Творцом. А когда придёт срок, Бог уничтожит всё зло мира, спасёт всех людей для вечной жизни в бессмертных телах.
Вот такие простые ключевые правила положены в основу нашего мира. И не надо пытаться придумывать себе какие-то немыслимые задачи, строить запутанные системы мироздания, искать какие-то экзотические пути развития.
Но вернёмся к толкованию наших понятий: истина, добро, красота, мораль, справедливость, гармония, честь, праведность. Все они в действительности являются частями и сторонами единой Арты и означают только одно - торжество добра, поражение или уничтожение зла. Поэтому не могут все эти понятия хоть каким-то образом служить злу, лжи, не могут противостоять друг другу, вредить друг другу, исключать друг друга.
Например, истина - это правильное понимание действительности, реальное положение дел, не искажённое ложью. Красота - это строение человека или природы, соответствующее замыслу Творца без всякого вмешательства разрушительного зла. Мораль - это правила поведения, которые помогают человеку стать лучше, ближе к Творцу и дальше от зла. Справедливость - это такое устройство жизни, которое обеспечивает победу, восстановлению добра и устранение, ограничение зла. Честь - это стремление человека оставаться человеком, то есть частью добра, а не служителем зла. И так во всём и всегда.
При этом надо чётко понимать разницу между нашими субъективными представлениями о мире и объективной картиной мира. А также надо уметь отличать современное состояние мира, сильно поражённого злом, от его правильного, истинного, идеального, чистого состояния. Иначе можно прийти к абсолютно ложным, бредовым выводам, окончательно запутаться в трёх соснах.
Например, можно додуматься до того, что добро для каждого человека своё. То есть, если я украл - это добро для меня, а если у меня украли - это зло для меня, но добро для вора. На самом же деле, добро - это отсутствие всякого воровства, а зло - это любое воровство. Точно так же обстоят дела со всеми прочими грехами и пороками: убийством, насилием, унижением, враньём, извращениями и т.д. Настоящее, объективное, истинное добро - это гармония мира, отсутствие в нём убийственных противоречий, согласованная работа и взаимопомощь всех частей мира, целостное и крепкое здоровье мира, то есть Арта.
И точно так же не может существовать нескольких правд. Правда - это правильное представление о мире, которое никоим образом не отличается от истины. А называть правдой чьи-то корыстные интересы, чьи-то заблуждения и разрушительные устремления - это большая ошибка.
Ещё пример. Совершенно неправильно считать, что современный мир, сильно поражённый и испорченный злом - это и есть норма, что именно таково было желание Творца. И что надо приспосабливаться к этому смешению добра и зла, к этим искажениям истины, к этим язвам мира. В современное состояние мир пришёл в результате многочисленных ошибок людей, забывших моральный закон мира, выбиравших зло вместо добра, ложь вместо истины. Нам же надо теперь не встраиваться в эту систему лжи, страха, насилия и унижений, а стараться улучшать как самих себя, так и мир в целом. Это всё равно что считать нормальным, идеальным тяжело больного, увечного, уродливого, сумасшедшего человека. Любые разрушения, уродства, болезни, вносимые злом в мир, ни в коем случае не являются естественной частью мира. Бог просто не умеет делать зла и никогда не ошибается. Он создал мир и все части мира совершенными и гармоничными. И он же снова вернёт в мир совершенство и гармонию, когда закончится период нашего свободного обучения.
Следующий пример. Абсолютно неверно полагать, что нынешний мир, погрязший во зле, безнадёжен, а потому подлежит полному или почти полному уничтожению. Мол, иначе со злом никак не справиться. У Бога якобы ничего не получилось, так надо вмешаться нам, самым умным и умелым творениям Бога. На самом же деле, бороться со злом мы, конечно, должны, но только для того, чтобы сохранять и приумножать добро, чтобы развиваться и приближаться к Богу. А вовсе не для того, чтобы помогать силам зла окончательно разрушить наш изначально прекрасный и гармоничный мир. Но вот если наши усилия не приведут к полной победе добра, то зло будет уничтожено в результате вмешательства Бога, после его Последнего Суда.
Таким образом, при всём разнообразии, при всей непостижимой сложности мира для человека есть только один важнейший выбор, только два возможных пути. Или мы разрушаем, оскверняем, искажаем мир, или же мы мир вылечиваем, очищаем, возвращаем к его истинному состоянию, к норме и идеалу. И выбор этот мы должны делать не один раз, а каждый день, каждый час, каждую минуту в течение всей жизни. При этом оценивается наша жизнь Богом исключительно по нашим поступкам, то есть по результатам нашего выбора между добром и злом, между истиной и ложью, между Артой и Друдж.