Из книги "Добро и зло в нашей жизни. Вопросы и ответы"
Вы, конечно же, слышали об этой истории, случившейся не так давно в небольшом городе Р.
Напомню вкратце, в чём там было дело. В городе есть средняя школа, которая сначала ничем особенным не выделялась среди других школ. Но вот пришёл в неё новый директор, и всё внезапно переменилось.
Прежде всего, в школе укрепилась дисциплина. Никаких прогулов, липовых справок о болезни, никакого отлынивания от школьных мероприятий. Дети стали собраннее, серьёзнее, ответственнее.
Затем повысилась успеваемость. Исчезли сначала двойки, а потом и тройки. Ученики стали побеждать на олимпиадах по всем предметам, а после окончания школы легко поступали в самые сложные вузы. Активно заработали кружки детского творчества, поделки учеников стали известны даже за рубежом.
Наконец, школа стала расти и хорошеть. С помощью учеников к школе был пристроен большой спортзал, вокруг школы был разбит прекрасный сад. Было закуплено новое учебное оборудование, компьютеры, тренажёры, кондиционеры. В школе всегда было чисто, светло и уютно.
Словом, стала эта школа не просто заметной, а передовой. Чиновники от образования постоянно привозили в неё делегации, в том числе и зарубежные, ставили её в пример, призывали другие школы перенимать опыт. Директора школы награждали орденами и медалями, давали ему грамоты, премии, звания... Словом, очень эффективный менеджер.
А потом директор внезапно умер.
И тут стали выявляться весьма неприятные обстоятельства. Оказалось, что директор добивался своих успехов за счёт серьёзных нарушений закона и морали. Выяснилось, что он регулярно избивал и насиловал в своём кабинете тех учеников, которые хоть как-то нарушали дисциплину или недостаточно хорошо учились. С недовольными директор жестоко расправлялся, например, двоих учеников и учителя, которые посмели высказаться против него, он лично искалечил и повесил в лесу, а трупы закопал. Милиция так и не смогла тогда найти пропавших. Весь город, да и вся страна были в шоке от этих разоблачений, от таких людоедских методов руководства. Были наказаны чиновники, отправлен на пенсию заместитель директора, уволен помогавший директору сторож школы. Ну а директора судить уже не смогли...
Назначенный новый директор школы законов не нарушал, жестоким не был, поэтому страх из школы ушёл. Но и руководитель он был слабый, поэтому школа быстро растеряла свои былые заслуги, обветшала и стала вполне заурядной, каких тысячи.
И вот некоторые учителя этой школы, ученики и бывшие выпускники стали писать статьи, выступать на собраниях, расклеивать листовки. И везде они призывали реабилитировать прежнего директора, поставить ему памятник во дворе школы, признать его методы руководства единственно правильными и достойными подражания. А на все возражения отвечали, что время тогда было суровое, что с нашими учениками и учителями иначе нельзя, что издевательствам подвергались не все, зато школа гремела на весь мир. Победителей, мол, не судят. А таких эффективных менеджеров днём с огнём не сыщешь.
Так вот в чём вопрос. Хотели бы вы, чтобы ваши дети учились у такого менеджера-людоеда? Хотели бы вы сами учиться в такой школе? Хотели бы вы работать учителем под руководством такого директора? Что ещё должен сделать человек, чтобы его не превозносили подхалимы, чтобы содрогались при одном упоминании о нём? Неужели при суде над маньяком, педофилом, садистом, убийцей надо учитывать его производственные успехи и мнения тех людей, которым он помог? Когда же у нас голос совести станет самым главным доводом?
А не напоминает вам эта история какую-нибудь другую историю?