Новиков Юрий Витальевич : другие произведения.

Ступени осознания. Практическая психология. Глава 1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Кто я? В чем цель и смысл жизни? Как относиться к миру? Как правильно понимать все происходящее? Что хорошо и что плохо? Можно ли изменить себя и свою судьбу?


Ю.В. Новиков

СТУПЕНИ ОСОЗНАНИЯ
Практическая психология


Оглавление

      Предисловие
Глава 1. Вера и знание 
     -- Исключают ли вера и знание друг друга?
     -- Существуют ли вера и знания сами по себе?
     -- Вера и знание -- две части модели мира
     -- Структура веры: внутренняя и внешняя вера
     -- Как отличить знание от веры?
     -- Как уберечься от вредных знаний?
     -- В чем отличие научной веры от религиозной?
     -- Согласование внешней веры с внутренней
     -- Функции разума и чувств
      Глава 2. Начнем с себя 
     -- Осознание себя -- необходимый первый шаг
     -- Модель самого себя, знания и вера
     -- Что такое человек?
     -- В чем отличие человека от других частей мира?
     -- В чем цель и смысл жизни?
     -- Что такое рождение и смерть?
     -- Можно ли изменить себя и свою судьбу?
     -- Стремление к самоуважению -- основа личности
     -- Как разрешить свои внутренние противоречия?
     -- Усреднение -- путь к эталону
     -- Внутренние грехи человека
     -- Что значит любить себя?
      Глава 3. Все мы -- люди 
     -- Осознание людей -- основа общения
     -- Что общее и главное во всех людях?
     -- Добро и зло во взаимоотношениях людей
     -- Основные грехи в общении
     -- Модели людей: индивидуальные и групповые
     -- Миф о профессионалах
     -- Существует ли равенство, и в чем оно?
     -- Любить других, как самого себя
     -- Опасности уравнивания людей
     -- Коллективизм и индивидуализм
     -- Как относиться к убеждениям других людей?
     -- Нужно ли избавляться от бытовых забот?
      Глава 4. Понимание и познание мира 
     -- Враждебна ли нам природа?
     -- Упрощение -- суть современной науки
     -- Недостатки и опасности научного метода
     -- Научные модели и реальность
     -- Организующее начало -- основа жизни
     -- Права ли идеология прогресса?
     -- Как мы судим о прошлом?
     -- Стоит ли учиться у предков?
     -- Добро и зло в природе
     -- Стало ли нам лучше жить?
     -- Возможна ли идеальная организация общества?
     -- Основные грехи по отношению к миру
      Глава 5. Первооснова всего сущего 
     -- Осознание Бога -- трудно, но необходимо
     -- Создает ли человек себе бога?
     -- Добро и зло -- как они соотносятся с Богом?
     -- Можно ли повлиять на Бога?
     -- Что это значит -- стремиться к Богу?
     -- Исключает ли совершенство творений их развитие?
     -- Вера: общая и конкретная
     -- Что такое религия?
     -- Предрассудки -- привычная ложь
     -- Надо ли разъяснять священные тексты?
     -- Враждебен ли разум религии?
     -- Главные грехи в отношениях человека с Богом
      Послесловие

Глава 1. Вера и знание

     
   Порой мы веру знанием считаем
И свято верим в то, что много знаем.
 
Не отличает веры от мечтаний
Тот, кто считает веру ниже знаний.
     
      "Знание", "вера", "знать", "верить" -- эти слова все мы употребляем довольно часто. Но что мы под ними понимаем? Какой смысл в них вкладываем? Не получается ли, что в данном случае каждый из нас имеет в виду что-то свое? А ведь без четкого определения таких важнейших понятий, без выяснения их соотношения, взаимосвязи, сходства и различий невозможно говорить ни о каком мировоззрении, ни о каком осознании мира. В наше время как-то не принято придавать большое значение словам, особенно тем, которые обозначают что-то общее, неконкретное, то, из чего нельзя непосредственно извлечь никакой ощутимой пользы. Но это могут быть ключевые понятия, отражающие основу взаимоотношений мира и человека, понятия, которые не устаревают и не меняют свой смысл и свою ценность в зависимости от настроений общества. Поэтому не замечать их, не думать о них, не обсуждать их мы просто не имеем права.
      Широко распространенная в наше время идеология прогресса человечества немало сделала для того, чтобы противопоставить друг другу веру и знания. Как всем известно, она утверждает, что вера -- это следствие недоразвитости человека, пережиток его темной дикости, а с развитием цивилизации, по мере совершенствования человечества вера неизбежно должна вытесняться точным знанием и в конце концов обязательно полностью отомрет. То есть если вера считается признаком слабости и глупости, то знание -- признаком силы и мудрости. Отсюда, кстати, прямо вытекает культ науки, которая добывает человечеству новые знания, освобождает его от необходимости веры и, следовательно, делает его сильнее и умнее.
      Таким образом, предполагается, что вера -- это обязательно ложь, пусть красивая, приятная, допустимая, иногда даже нужная, но все-таки ложь. А знания -- это всегда правда, пусть подчас горькая, разочаровывающая, коробящая, неудобная, но правда. И любые новые знания всегда представляют собой приближение к правде, освобождение от иллюзий и лжи. Вера же допустима только одна -- во всесилие и безгрешность науки, в светлое будущее, которое эта наука всем нам скоро обеспечит. Совершенно естественно предполагается, что у древних людей было много веры и мало знаний, то есть они жили заблуждениями, многого не понимали. В отличие от них современные люди имеют много знаний и мало веры, то есть они понимают мир гораздо лучше своих предков и неуклонно приближаются к истинному знанию о мире. Такая вот картина -- по-своему логичная, последовательная, даже в чем-то привлекательная, но при всем этом довольно слабо соответствующая реальной действительности.
      Впрочем, существует и другая позиция, зеркально противоположная первой. Ее придерживаются некоторые религиозные и квазирелигиозные учения. Они утверждают, что вера представляет собой неизменную, самодостаточную и всеохватывающую истину. А знания -- это всего лишь бесполезные временные иллюзии, вредные заблуждения, опасная ложь, уводящая человечество от прямого и ясного пути веры. И в идеале нам надо решительно и бесповоротно отбросить всю шелуху знаний, осознать свои ошибки и вернуться к истинной чистой вере. Тогда мы сразу станем значительно сильнее и счастливее. Как видим, оценки в данном случае меняются на противоположные, но безоговорочное противопоставление знаний и веры сохраняется.
      Попытаемся спокойно и непредвзято разобраться в данном вопросе, не обращая внимания на сильнейшие стереотипы, сложившиеся за последние века.
      Для начала попробуем определить, что скрывается за понятиями знания и веры, что означают эти широко используемые термины. Возможно, восстановление их смысла поможет нам понять бессмысленность многих споров.
     

Прочитать полностью

  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"