В древнеарийском учении выделялись три главных орудия мирового зла, три базовых греха: ложь, страх и гордыня. При этом ложь оскверняет и пачкает душу человека, страх и связанное с ним насилие разрушают и убивают тело человека, а гордыня покушается на дух человека. То есть эти три орудия зла направлены против трёх составных частей человеческой личности.
При этом с опасностью от лжи всё более или менее понятно. Ведь ни один человек не хочет, чтобы ему врали, чтобы ему подсовывали искажённую картину мира, использовали его неосведомлённость в своих преступных целях, обманом направляли его на путь разрушения себя и мира. И точно так же вполне понятна опасность страха и насилия. Страх парализует волю человека, а порой и толкает на необдуманные вредные и опасные поступки. Насилие вообще превращает человека в жертву, навязывает ему рабскую покорность или же калечит и убивает его.
А вот с гордыней не всё так просто. Может показаться, что гордыня - это личная проблема каждого человека, что она не наносит особого вреда ни окружающим людям, ни миру в целом. Но на самом деле, именно гордыня очень часто используется силами зла как основной первичный инструмент, призванный поработить человека, сделать его своим верным служителем, распространителем как лжи, так и страха с насилием.
Итак, грех гордыни направлен против духа человека. А дух, как известно, это частица божественного огня, дающая жизнь как душе, так и телу. Дух, как и душа, бессмертен, но в отличие от души не может быть никак искажён, повреждён, осквернён. Так что гордыня не способна никак навредить духу, но зато она может помешать духу полноценно проявляться в реальной жизни. А основными проявлениями духа являются совесть человека и его творческое начало. Вот против них как раз и работает гордыня.
Что делает гордыня с совестью? Заглушает её голос, принижает её значимость, а также пытается подменить её. Совесть - это безошибочный критерий добра и зла внутри нас. Она постоянно даёт оценку всем поступкам человека, его мыслям, словам и делам. И далеко не всегда эти оценки восторженные, хвалебные, положительные. Совесть очень часто укоряет человека, поправляет его, подсказывает ему правильные решения.
Но если человек поражён гордыней, он считает, что нисколько не нуждается в помощи и советах, он не признаёт высших авторитетов, полагает себя самодостаточным и вполне совершенным. Голос совести для такого человека звучит всё слабее, всё глуше, а потом человек и вовсе перестаёт обращать на неё внимание. И думает, что теперь он будет жить исключительно своим умом. Но в действительности, на каждом человеке есть налипшая на него враждебная грязь зла. И вот эта грязь зла постоянно внушает человеку, что он лучше всех, что он должен плевать на других людей, которые все поголовно глупы, злы и порочны. И что можно с этими людишками бороться любыми методами, не останавливаясь ни перед чем. То есть человек думает, что он свободен и самостоятелен, а сам всё больше превращается в раба зла. И помочь ему некому.
А что же делает гордыня с творческим началом человека? В начале просто гасит его, чтобы человек не мог делать добро. Но затем начинает усиленно толкать человека на совсем другое "творчество", разрушающее мир, наносящее вред как самому человеку, так и всем людям и миру в целом. Ведь настоящее творчество - это только то, которое восстанавливает и укрепляет гармонию мира, которое служит добру, помогает людям жить, а миру развиваться. Вот его-то и старается убить гордыня.
Гордыня внушает человеку, что он совсем не обязан заботиться о чьём-то благе, не должен создавать совершенные творения, не должен делать полезные открытия, не должен творчески улучшать мир. Вообще, он никому ничего не должен. Надо потакать исключительно своим желаниям. Захотел создать что-то безобразное, пугающее, развращающее, раздражающее, унижающее людей - имеешь полное право. Захотел создать систему вранья, подавления людей, уничтожения всего народа - вообще прекрасно. Ты творец, поэтому имеешь полное право реализовывать свои творческие планы без оглядки на любые заповеди, авторитеты и законы. А если не хватает своих творческих задумок, силы зла с готовностью подсунут тебе свои разрушительные идеи и при этом сделают так, что ты примешь их за свои собственные.
Многие почему-то уверены, что гордыня - довольно редкий грех. Мол, он встречается только у больных на всю голову людей, которые воображают себя повелителями мира типа Наполеона или Александра Македонского. На самом же деле, гордыня распространена довольно широко. И поражает она отнюдь не только богатых и знаменитых, как может кому-то показаться. Поводов для гордыни может быть очень много, причём поводы эти довольно часто прямо противостоят друг другу. Приведём всего несколько примеров таких противоречивых поводов.
"Я самый добродетельный" - "Я самый большой грешник". "Я самый здоровый и сильный" - "Я самый больной и слабый инвалид". "Я всегда говорю только правду" - "Я самый ловкий обманщик". "Я знаю множество наук" - "Я не верю ни одной науке". "Я самый глубоко верующий" - "Я самый убеждённый атеист". "Я самый богатый" - "Мне не нужно никакого богатства". "Я выдающийся гурман и обжора" - "Я почти ничего не ем". "Я очень много работаю" - "Я презираю любую работу". "Я прекрасный оратор" - "Я обхожусь без лишних слов". "У меня золотые руки" - "Я даже гвоздя забить не умею". "Я могу сыграть любую роль" - "Я всегда остаюсь самим собой". "Я никому не подчиняюсь" - "Я выполняю любые приказы начальства". "Я готов убить любого" - "Я даже мухи не обижу". "Я много пью и не пьянею" - "Я капли в рот не беру". И ещё много подобных поводов для гордыни.
То есть как только человек начинает считать себя хоть в чём-то выше, значительнее, успешнее всех других, можно с уверенностью сказать, что гордыня в нём уже поселилась. И дальше у него обязательно возникнут проблемы как с жизнью по совести, так и с творческой самореализацией. Действительно, зачем ему контролировать, ограничивать себя, зачем ему стараться и напрягаться, если он и так достиг неких настоящих или выдуманных высот.
Что же можно противопоставить греху гордыни? Только истинную веру. Речь идёт вовсе не о какой-то религии или конфессии. Верить надо в добро, в добрую природу и высокое предназначение каждого человека, в неминуемую ответственность за всё совершённое в жизни. Вот при наличии такой веры гордыня ничего с человеком сделать не сможет, она ослабевает и съёживается. Не может уже она внушить человеку ни безмерное уважение к себе, ни полное презрение к окружающим и к миру в целом. А если в дополнение к такой вере у человека есть ещё и знание мировых законов, а также здоровье и сила, то даже все три орудия зла (ложь, страх и гордыня) не смогут причинить ему большого вреда. Вот тогда уже есть надежда, что человек проживёт жизнь не напрасно.