Новиков Юрий Витальевич : другие произведения.

Вера и мораль

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками

   Атеисты и верующие в своих многочисленных спорах часто обмениваются симметричными обвинениями в аморальности. Атеисты говорят примерно так: "Ваша мораль - только из страха перед Богом. Неужели вам без веры непонятно, что убивать, воровать, врать и т.д. нельзя?". Верующие отвечают примерно следующее: "Если нет Бога, то всё позволено. Поэтому от атеиста можно ожидать чего угодно, любого аморального поступка, его ничто не остановит". Что здесь правда? Попробуем разобраться.
  
   Человек при выборе варианта своих действий руководствуется двумя основными источниками информации.
  
   Во-первых, это глубокое внутреннее убеждение, как поступать можно, а как нельзя. Считать ли это убеждение чувством? Можно и так, ведь анализу разума оно не поддаётся. Но в отличие от других чувств, убеждение это довольно устойчиво и почти всегда говорит одно и то же, причём у всех людей - одинаково. Чаще всего его называют совестью или голосом совести.
  
   Во-вторых, человек ориентируется на доводы своего разума. Разумно ли поступать так или иначе, что по этому поводу говорят авторитетные люди, обычаи, учения, законы страны, как оценят поступок родные, знакомые, коллеги, какие могут быть последствия и т.д.
   Получив информацию из этих двух источников, человек и принимает решение. Решение не обязательно правильное, возможны и ошибки, а также сознательное игнорирование полученной информации.
  
   А теперь посмотрим, в чём проявляется разница между верующим и атеистом.
   Совесть (внутренний критерий истины) не зависит от разума и есть у каждого человека независимо от того, кем он себя называет или даже искренно считает - верующим или атеистом. Другой вопрос, насколько человек прислушивается к голосу совести. Опять же это не связано напрямую с тем, во что верит или не верит человек. То есть в данном случае принципиальной разницы между людьми нет.
  
   Разница проявляется при получении информации от разума.
  
   У верующего в этом случае вопросов возникает гораздо меньше: он знает, как приписывает поступать или не поступать его религия, то есть священные книги, пророки или авторитетные священники. А так как религии светлого направления всегда призывают к моральному поведению (к выбору добра и отказу от зла), то разум верующего, скорее всего, получит правильный совет. Можно сказать, что мораль верующего имеет твёрдую и проверенную временем основу - религию. Другой вопрос, что человек может проигнорировать правильный совет своей религии и сделать аморальный выбор. Заметим, что советы светлых религий поразительно часто совпадают с голосом нашей совести.
  
   С атеистом всё сложнее. Доводы разума о том, что так его учили родители, школа, литература, философия не столь уж бесспорны. Ведь и родители, и школьные учителя нередко ошибались, так, может быть, и в данном случае они не правы. Писатели, философы, мудрецы жили в другое время, поэтому их призывы могут устареть. Кроме того, существует много других писателей, философов, мудрецов, проповедовавших совсем другое, - и кому верить? Ссылки на обычаи тоже не слишком помогают, обычаи у разных народов различаются и часто бывают просто нелепы. Уповать на бесспорную правильность законов государства - вообще смешно. А "здравый смысл" может подсказывать совсем не моральное поведение, а выгодное, сулящее меньше неприятностей, принятое в обществе и т.д. Какое решение примет атеист при всей этой разноголосице мнений? Ответ трудный. Если только он не будет ориентироваться на своё внутреннее убеждение - совесть.
  
   И ещё один момент - о происхождении совести.
  
   Светлые религии говорят, что совесть - проявление духа человека, то есть частицы божественного огня, имеющейся в каждом человеке. Поэтому совесть всегда права, всегда говорит истину. Другой вопрос, что голос совести приходит к человеку через фильтр его души, и при сильной осквернённости души (болезнями, грехами, пороками) он может исказиться.
  
   Атеисты считают, что их совесть - это результат воспитания, интуиции, полученных знаний, сознательного формирования. Это мнение, конечно, никак не влияет на безошибочность совести. Но это тоже может дать лишний повод для сомнений при принятии решений. Стоит ли слушаться совести, если её сформировали люди, которым свойственно ошибаться?
  
   Вывод очень прост. Мораль человека (его выбор между добром и злом) определяется только его свободным выбором. Главный помощник здесь - наша совесть, которая есть у каждого и никогда не ошибается. Но атеисту свой выбор сделать сложнее, так как его разум может опираться только на источники информации, которые недостоверны, зыбки, противоречивы.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"