То, что в мире существует зло, причём его очень много, признают многие. Действительно, трудно не заметить многочисленные разрушения гармонии мира. К ним относятся, например, всевозможные грехи и пороки людей: ложь, страх, вражда, гордыня, гомосексуализм, педофилия, смена пола, уничтожение природы, криминал, убийства, воровство, войны, репрессии, рабство и т.д. К разрушениям гармонии мира, конечно же, относятся и все болезни, страдания, а также старение и умирание людей.
Любому здравомыслящему человеку очевидно, что без всех этих гадостей и мерзостей наша жизнь была бы гораздо лучше, гармоничнее, плодотворнее, наконец, добрее. Более того, даже небольшое снижение количества всех этих проявлений зла или уменьшение их глубины крайне желательно и полезно как для всех людей, так и для мира в целом. Наша совесть, да и моральные заповеди религий неизменно подсказывают нам именно такое понимание мира.
Это всё понятно каждому. Но вот дальше начинаются разногласия и споры.
Некоторые люди, например, утверждают, что все разновидности зла естественны для мира, даже органично присущи ему. Поэтому устранить их невозможно, не стоит даже и пытаться. Мол, мир так уж устроен изначально, что в нём должны тесно переплетаться добро и зло. То есть зло - это, по сути, неотъемлемая часть мира. И мир можно даже считать в чём-то враждебным нам, опасным для нас. Поэтому нам надо не бороться со злом, а приспосабливаться к жизни в таком противоречивом мире. Причём иногда вполне допустимо зло, грехи и пороки использовать в своих интересах, для получения выгоды. Таковы уж вечные законы природы. Да и болезни, старение и смерть очень полезны и необходимы, ведь без них не было бы смены поколений, прогресса, развития человечества. Молодёжь не имела бы тогда шанса проявить себя в полной мере, выстроить общественный и мировой порядок по своему усмотрению, а значит, человечеству грозили бы загнивание и гибель. Вот такая позиция.
Но это ещё не всё. К числу сторонников естественности зла относятся не только закоренелые атеисты, но и многочисленные верующие люди. Они утверждают, что всё в мире происходит исключительно по воле Бога. А значит, все грехи и пороки - тоже по желанию Бога. И все войны, массовые репрессии, геноциды народам тоже посылает Бог. И враждуют люди только потому, что так приписано Богом. И болезни, старение и смерть тоже, несомненно, угодны Богу, а потому и необходимы. Зачем же Бог, по их мнению, творит всё это зло? А, видите ли, затем, чтобы наказать глупых людей, вразумить их, а если не удастся подтолкнуть их к исправлению, то и просто уничтожить. Поэтому якобы совершенно бессмысленно надеяться на то, что мы способны предотвратить будущие страшные войны, гонения, эпидемии, голод. Да и к болезням нам надо относиться как к указанию свыше на наши ошибки и грехи. А дьявол со всеми своими бесами вовсе не противостоит Богу, не борется с ним, а находится на службе у Бога, помогает ему исправлять и уничтожать заблудших людей. Так что нам надо благодарить Бога за всё, в том числе и за всё зло мира.
Вот такие разные подходы для оправдания одной и той же же естественности зла для мира. Однако надо понимать, что любое оправдание зла неизбежно приводит к выводу, что наш мир устроен вопреки здравому смыслу, не по совести и противоречит всем божьим заповедям, которые призывают нас делать добро и бороться со злом. Ну что же, кого-то, наверное, устраивает такая алогичная картина мира.
Но есть ведь и другая точка зрения, в соответствии с которой мир устроен вполне разумно, логично и непротиворечиво. Согласно ей, мир был создан совершенным и мудрым Творцом, который просто не умеет делать зла. Поэтому изначально созданный им мир был гармоничным, целостным, совершенным и добрым. И люди, как самые совершенные творения Бога, тоже были созданы совершенными и гармоничными. Но Бог хотел, чтобы люди имели шанс развиваться вплоть до его уровня, поэтому даровал людям полную свободу выбора, в том числе и выбора между добром и злом. Вот в результате неправильного выбора людей в мир и ворвалось зло, которое постепенно окрепло, расширилось и стало активно разрушать все части мира, в том числе и самих людей.
Таким образом, в данном случае Бог не имеет к злу никакого отношения. Зло творят дьявол и его бесы с помощью неразумных людей. При этом дьявол и бесы вовсе не служат Богу, а наоборот всячески вредят ему, разрушая и уничтожая изначально гармоничный мир. Именно эти силы зла толкают людей на грехи и пороки, обманывают, запугивают людей, стравливают их между собой. Они же стараются закабалить людей, сделать их своими прислужниками и рабами. И они же стремятся разрушить наши тела всякими болезнями, осквернить, исковеркать и запачкать наши души. Как раз в результате накопления болезней, посланных силами зла, и происходят как старение, так и умирание людей.
А почему же тогда Бог допускает существование всего этого зла? Да потому что он превыше всего ценит нашу свободу, нашу возможность безграничного развития. По замыслу Бога, мы сами должны делать свой свободный выбор в сторону добра, самостоятельно очищаться от зла, выбирать путь гармоничного развития и восстанавливать утраченную гармонию мира. Вот ради этого Бог и разрешает нам сейчас частично разрушать мир, ради этого он пока и терпит разгул дьявола и бесов. При этом, конечно, надо понимать, что наша свобода выбора неотделима от нашей ответственности за каждый сделанный выбор. Поэтому после смерти добрые и злые поступки каждого человека взвешиваются, в результате чего душа направляется или в рай для награждения и отдыха или в ад для мучений и отработки своих грехов.
Но такое состояние мира будет продолжаться не всегда. Когда период нашего свободного обучения закончится, придёт Последний Суд, после которого Бог уничтожит всё зло мира, очистит от зла души всех людей и всем нам даст новые бессмертные тела. Тогда уже не будет ни болезней, ни старения, ни смерти, ни дьявола, ни бесов, ни ада.
А как же тогда быть с утверждениями о необходимости и полезности болезней, старения и умирания? Как же тогда быть со сменой поколений и прогрессом человечества?
Да, пока что процесс смены поколений необходим Богу для того, чтобы не позволить злу полностью уничтожить всех людей и мир. Сейчас силы зла постоянно разрушают и убивают людей, но на смену умершим приходят вновь рождающиеся люди. Бог посылает на Землю их души, чтобы они тоже получили шанс на развитие в процессе земной жизни. В результате человечество продолжает жить, противостоять злу, спасать мир от полного разрушения. А вот когда зла в мире уже не станет, процесс смены поколений потеряет своё значение, ведь тогда уже все души всех людей будут жить в новых бессмертных телах.
Кстати, даже сейчас совсем не обязательно пожившие люди должны заболеть, состариться и умереть, чтобы уступить своё место молодым. Ведь если болезни и старость будут побеждены или сильно ослаблены, то гораздо реже будут встречаться отсталые, выжившие из ума, ворчливые стариканы, затирающие молодёжь. Наоборот, опытные люди смогут принести много пользы, в том числе и следующим поколениям, передавая им свой опыт. И правильному развитию мира, очищению его от зла это пойдёт только на пользу. Так что человечеству совершенно необходимо постоянно бороться с болезнями, старением и смертью, с этими инструментами сил зла.
Что же касается представлений об исправлении человека в результате болезней, то такое, действительно, иногда случается. Однако гораздо чаще болезнь ломает, портит, ослабляет и разрушает организм больного. Она приводит как к телесным, так и к душевным расстройствам, усугубляя старение и приближая смерть. А иногда болезнь, хоть и вылечивается, но нисколько не улучшает человека, как был он негодяем, так и остаётся им. И потому приписывать болезни воле Бога просто нелепо, ведь он совсем не враг своим творениям. Богу нужны здоровые, сильные, мудрые и умелые помощники, которые должны возвращать миру утраченную гармонию. А вот помощь в излечении любых болезней иногда действительно приходит как раз от Бога и светлых сил.
Конечно, каждый человек сам может выбирать, в какую картину мира ему верить. Но при этом он ни в коем случае не должен отбрасывать ни соображения здравого смысла, ни подсказки своей совести, ни запреты и предписания религиозных заповедей. Иначе можно прийти к совершенно бредовым представлениям о мире и о жизни.