Аннотация: Задание "рецензия" на фильм для конкурса ПИШИ. Карты, деньги, два ствола.
Я вырос в стране ментовских сериалов. Не милицейских, не полицейских, не детективных - именно ментовских. Про хорошего и плохого мента. Про воров которые живут по понятиям и не по понятиям. Как и почти все жители нашей страны, я прекрасно знаю что такое "короновать", "опустить" и "замочить", а мой сленг на половину состоит чуть ли не из фени (кстати, уважаемый читатель, часто ли ты используешь такие слова, как "прикол", "ништяк" или "тусовка"?).
Но я всё равно не могу смотреть эти ментовские сериалы без слёз. Одна история великолепнее другой просто - то вор спасает ментов от позора, то мент спасает воров от смерти, то мент с вором меняются местами - и всё это в настолько одинаковых декорациях, эмоциях и лицах, что думаешь, будто смотришь один и тот же фильм годами. Авторитеты не авторитетны, решалы не решают, воры не воруют, да и потуги их на всё это выглядят нелепо и скучно.
Со временем, когда тема криминала стала мне интересна по профессиональным причинам и слово это перестало вызывать инстинктивную тошноту, мне попался Мистер Ричи. Гай Ричи.
Художественный фильм "Карты, деньги и два дымящихся ствола" (Lock, Stock and Two Smoking Barells) приоткрывает искушенному криминальными драмами российскому зрителю дверь в лондонский преступный мир. Четверо друзей "скидываются" кровно заработанными фунтами, чтобы приобрести одному из них - карточному гению Эдди (Ник Моран) - билет на игру за столом местного криминального авторитета - Гарри "Топора". За карточным столом всё оказывается не так радужно, как планировалось. Нехитрый манипуляции "Топора" приводят к тому, что дружки не просто потеряли деньги, но и должны за считанные дни найти для Гарри полмиллиона фунтов.
Фильм заработал двенадцать крупных международных и внутренних Британских наград, окупился более чем 25 раз, подарил Джейсону Стетхему билет в Голливуд и пацанские паблики, но даже это не главное: он показывает, что персонажи криминальных историй могут быть на самом деле интересными и удивительными, а чтобы сделать их живыми и запоминающимися, совершенно не обязательно оправдывать их путь по кривой дорожке. Их нужно сделать личностями - самостоятельными и специфическими. И если четверо молодых друзей выглядят несколько статичными в водовороте событий, то местных бандитов (Рорри "Ломщик", Большой Крис, Барри "Креститель" и, конечно же, Гарри "Топор") вы запомните надолго. Пересекающиеся истории лондонского криминалитета не дают заскучать ни на минуту, а чёрный британский юмор... Да что тут объяснять? Чёрный. Британский. Юмор. После этого осознание того, почему канал НТВ молодёжь не смотрит, приходит само собой. Эти парни с канала даже не стараются придумать и рассказать интересную историю. Хотя у каждого второго сценариста на просторах страны "ворьё конкретное за стенкой живет, и если они не сшибают деньги с лохов, то отнимают у несчастных детишек непосильным трудом нажитые наркотики".
Фильм снят не для спецэффектов и кассовых сборов - он снят ради великолепной истории о тёмной стороне Лондона. Стороне, которая бывает не только кровавой и страшной, но и безумно смешной. Если лихо закрученный сюжет - это то, по чему вы соскучились во всех этих супергероях и Райанах Гослингах - добро пожаловать. Отдельного внимания заслуживает выбор перевода: коли матерная ругань сворачивает ваши уши в трубочку меньше, чем переводческая халтура и "Motherfucker" переведенный как "Негодяй" - настоятельно рекомендуется знакомиться с шедевром в переводе Дмитрия "Goblin" Пучкова.