Ромул и Рем взошли на гору, Холм перед ними был дик и нем. Ромул сказал: "Здесь будет город". "Город как солнце",- ответил Рем.
Ромул сказал: "Волей созвездий Мы обрели наш древний почет". Рем отвечал: "Что было прежде, Надо забыть, глянем вперед".
"Здесь будет цирк,- промолвил Ромул,- Здесь будет дом наш, открытый всем". "Но нужно поставить ближе к дому Могильные склепы",- ответил Рем.
Н. Гумилев
С писателем Александром Прохановым я знаком достаточно давно. Кто сейчас не знает эту весьма и весьма одиозную личность? В советское же время, при хилых пиар технологиях он был менее известен, хотя и слыл тогда уже именитым писателем и баловнем судьбы: часто разъезжал по всевозможным заграницам, успешно работал в престижной литературной газете, много писал и публиковался. Помнится, в те далекие восьмидесятые годы прошлого столетия впервые на одном дыхании прочитал его роман "Дерево в центре Кабула", затем были прочитаны следующие книги писателя: "В островах охотник", "Чеченский блюз", "Красно-коричневый", "За оградой Рублевки", и многие другие его работы.
И вот совсем недавно вышел в свет самый последний роман А. Проханова. Называется этот роман "Виртуоз". Заинтересованный читатель может найти этот роман в третьем и четвертом номерах журнала "Роман - Газета" за февраль 2010 года.
Надо сказать, что всё ранее прочитанное у А. Проханова, как-то быстро сглаживалось в моей памяти. То есть, основной сюжет я более-менее помню, но вот характеры героев его романов, их отличительные черты, их поступки как то быстро забывались.
"Почему так происходит? Пишет он ярко, зло, об интересных событиях", - не раз задавал я себе такой вопрос. И не находил на него ответа. Пока не прочитал у одного известного критика, что А.Проханов в своих работах чуть-чуть опаздывает за временем. То есть, он пишет о том, что все уже хорошо знают, что не раз уже было переговорено-перемолото, и он ничего нового не открывает и не добавляет. Видимо, писатель и сам чувствует эти нюансы и минусы своего творчества, и пытается как-то оправдаться. В одном из своих интервью он говорит, что его время от времени посещают какие-то метафизические силы, которые открывают ему будущее. Так он задумал как-то написать роман об аварии на атомной станции, и уже через несколько месяцев такая авария произошла, и А.Проханов летал на вертолете над четвертым реактором Чернобольской АЭС.
Не приведи Господи, если вдруг А. Проханов, благодаря своим метафизическим способностям, окажется провидцем событий, изложенных в романе "Виртуоз", и в жизни произойдет так же, как написано в романе! Не знаю, я бы не хотел такого развития событий в моем Отечестве. Революций и дворцовых заговоров в нашей истории было предостаточно. Хочется пожить спокойно. Хотя бы один спокойный век был дан судьбой нашему народу.
Не стал бы так долго утомлять читателя этим предисловием, но, видимо, роман "Виртуоз" ждет та же участь. Он так же будет успешно забыт, сгладится в памяти, подобно растаявшему рафинаду в стакане горячего чая, как и остальные, не менее известные его книги.
Так что же все - таки представляет собой новый роман А. Проханова с таким интригующим названием?
Итак, ...современная РОССИЯ. Бывший Президент Виктор Долголетов по кличке "Ромул" и действующий Президент Артур Лампадников, по кличке "Рем", никак не могут распилить между собой властные полномочия. Непростые личные отношения между лидерами регулирует могущественный серый кардинал Кремля Илларион Буслаев по кличке "Виртуоз", о котором я расскажу подробнее в конце этой статьи.
Когда-то Ромул отказался от третьего президентского срока, потому что таинственный старец, умирая в одинокой келье Псково-Печерского монастыря, в доверительном личном разговоре с Ромулом предсказал с точностью до года гибель верховного правителя России в грядущей междоусобной борьбе за власть. Дату гибели верховного правителя написал кровью на стене кельи монаха последний русский царь Николай II, явившийся во сне монаху. Поэтому президентство было добровольно отдано Рему, чтобы после, когда пророчество сбудется, вновь возвратиться в кремлевские палаты. Ромул, отказавшись от президентства, получил в компенсацию статус "Духовного Лидера России". Но окрепший, вкусивший верховной власти Рем, не стал играть по правилам, предложенным Ромулом. Рем стал методично и настойчиво вытеснять Ромула из большой политики. Тогда Ромул, силами преданных ему отдельных военных подразделений, пытается совершить военный переворот и терпит поражение, Он обвиняется Ремом в государственной измене и голова его, отсеченная десантным ножом, сдается в тайную подземную кремлевскую лабораторию "Стоглав" профессора Коногонова, где уже хранятся в стеклянных колбах, залитых специальным раствором и подключенные к проводам, головы других лидеров России XX века, из мозговых извилин которых Коногоновым, посредством последних сверхсекретных научных разработок, извлекаются тайные знания и события, очевидцами которых когда-то были обладатели этих голов. Причем головы ведут себя в колбах как живые, испепеляют друг-друга взглядами, пытаются беззвучно спорить и ругаться, открывая рты и глаза. Одним словом, жути нагнал в свой роман А.Проханов немерянно. Эту жуть автор, видимо, повзаимствовал у своего тезки русского советского писателя-фантаста Александра Белова из фантастического романа "Голова профессора Доуэля". Тоже занятная вещица скажу я вам.
По ходу сюжета, благодаря изощрённому уму Рема, который случайно прочитал в одной из желтых газет статью о появлении в Сибири наследника царского престола, в сеть интриг оказывается вовлечен молодой историк из Тобольска. По замыслу Рема, воплощение которого было поручено Виртуозу, из него раздувают фигуру нового царя, потому как он является далёким потомком Николая II. Молодой человек по имени Алексей втягивают в борьбу Ромула и Рема. Сначала он воспринимает все происходящее с ним как некое досадное недоразумение, но постепенно, благодаря внушению каких-то потусторонних сил, входит в предлагаемую ему роль, чувствует свою спасительную миссию и стремительно вливается в бурлящий котёл российской политики. Сначала Алексея приближенные Рема заманивают на съезд монархистов, и монархисты его боготворят, затем он попадает на диспут парламентариев страны и он, неожиданно для последних, подает свежую идею, как примирить все противоборствующие партии и силы в стране, потом Алексей попадает на российско-грузинскую войну августа 2008 года и сначала спасает от грузинских пуль осетинского ребенка, а потом бойцов российского десантного батальона от авиационного налета окончательно охреневших грузин. Но сам Алексей, в конечном счёте, становится жертвой обмана, измен и предательств. Поражение Ромула становится поражением Алексея. Рему он уже не нужен. От Алексея отказываются все его прежние соратники, те, которые совсем недавно хотели воздвигнуть его на престол. Даже любимая девушка Алексея оказывается любовницей Виртуоза. Новоиспеченному "царю", не пожелавшему убежать и скрыться, по приказу Рема делают лоботомию и лишают разума, превращая в материал для чудовищных экспериментов изувера-профессора Коногонова. Торжествующий Рем принимает шутейный парад на Красной площади, где вместо боевых баллистических ракет миру демонстрируются их муляжи из пенопласта и картона. Благодаря продажным приближенным Рем наделяется статусом "Духовного Лидера Русского Мира" вместо Ромула.
Вот так неприглядно заканчивается история о вражде двух, в душе жутко ненавидевших друг-дружку друзей детства, недавних побратимов Ромула и Рема.
Впрочем, эта ненависть возникла не на пустом месте. Она длилась с самого детства. Тогда будущие президенты России учились в одной школе, даже в одном классе славного города Ленинград. Как-то, когда Ромулу было особенно трудно, он, в порыве откровения, рассказал Виртуозу о коварстве и трусости Рема, проявленные им еще в школьные годы. Ромул рос сильным, спортивным мальчиком в обычной рабочей семье, Рем же был чахлым подростком из рафинированной адвокатско-актерской семьи. Часто Ромул вступал в драки с дворовыми ребятами, заступаясь за Рема, иногда брал его на охоту. Как же отблагодарил его Рем? После одной из драк, возникшей из-за Рема, последний, как бы невзначай, столкнул Ромула в канализационный колодец. В другой раз на охоте Рем, завидуя охотничьей удаче Ромула, подменяет Ромулу боевые патроны на холостые и тот чуть не погибает в лесу. И едва только у Виртуоза после разговора с Ромулом складывается отрицательное мнение о подлом Реме, как его, Виртуоза, срочно вызывают в Кремль и Рем, наговаривая сюжет будущей книги продажному царедворцу журналисту Илье Натанзону, интерпретирует эти события совсем по другому. Оказывается, не Рем, а Ромул, пытаясь столкнуть Рема в канализационную яму, промахнулся и сам упал в колодец. А на охоте Рему стало жалко лосиху с лосенком, и он вынул пули из патронов Ромула. Лоси, услышав холостые выстрелы Ромула, скрылись невредимыми в густой чаще. Со смехом Рем рассказывает Натанзону и Виртуозу, как в школьные годы он пригласил Ромула на званый вечер к себе домой, и как гости поразились, увидев Ромула, тайком выхватывающего из котла на кухне у Лампадниковых, лучшие куски мяса. Ромул же эту историю рассказывал совсем по другому. Интересно, имели ли место в действительности события, описанные А Прохановым, или это от начала и до конца плод воображения автора?
Писатель А. Проханов не зря назвал главных героев романа Ромулом и Ремом. Наиболее просвещенные читатели знают, что в древности ими были полумифические родные братья, основавшие Рим, один из которых убил другого в борьбе за власть. Несведущим же читателям, дабы до конца понять авторский замысел романа, хочу предложить небольшой экскурс в историю Древнего Рима.
Итак, в славном городе Альба-Лонге царствовал потомок великого троянского героя Энея - Нумитор, который был справедливым и милостивым правителем. Но брат его Амулий, завидовавший Нумитору и сам стремившийся к царской власти, подкупил приближенных царя и, воспользовавшись доверчивостью Нумитора, свергнул его с престола. Однако убить брата Амулий, не осмелился. Для того, чтобы царскую власть закрепить за собой, он решил убить сына Нумитора, а прекрасную Рею Сильвию, дочь царя, сделал жрицей богини Весты. Жрицы этой богини должны были давать обет безбрачия и сохранять неугасимый священный огонь, горевший день и ночь в святилище. Весталка, нарушившая обет чистоты и осквернившая таким образом святость очага Весты, осуждалась на страшную казнь - ее зарывали живой в землю. Пленившись красотой Реи Сильвии, бог Марс вступил с нею в связь, и у дочери свергнутого царя родились мальчики-близнецы. Едва родившись, они поразили царя Амулия своим необычным видом: исходила от них какая-то непонятная сила. Взбешенный и напуганный появлением близнецов, в которых он увидел претендентов на престол, Амулий приказал бросить новорожденных в воды Тибра, а мать их за нарушение обета зарыть в землю. Однако бог Марс не допустил гибели своих детей и их возлюбленной матери. Когда по приказу Амулия царский раб принес корзину с плачущими младенцами на берег Тибра, он увидел, что вода стоит высоко и бушующие волны грозят каждому, кто дерзнет приблизиться к реке. Испуганный раб, не решившись спуститься близко к воде, бросил корзину на берегу и убежал. Разбушевавшиеся волны захлестнули корзину с лежащими в ней младенцами и унесли бы ее по течению, если бы не задержали ее ветви смоковницы, росшей у самой воды. И тут, как по волшебству, вода в реке стала убывать, буря прекратилась, а близнецы, выпав из наклонившейся корзины, подняли громкий крик. В это время к реке подошла волчица, у которой недавно родились волчата, чтобы утолить жажду. Она согрела близнецов, которые с жадностью приникли к ее сосцам, полным молока. Волчица принесла их в свое логово, где в скором времени их обнаружил царский свинопас по имени Фаустул. Увидев двух прекрасных младенцев в волчьем логове, Фаустул забрал их в свою хижину и вместе со своей женой воспитал мальчиков, которых назвали Ромулом и Ремом. Близнецы и тогда, когда они были детьми, и тогда, когда стали юношами, выделялись своей красотой, силой и горделивой осанкой среди других детей пастухов. Молоко вскормившей их волчицы сделало юных Ромула и Рема смелыми и дерзкими перед лицом любой опасности, сердца их были мужественны, руки и ноги крепки и мускулисты. Правда, оба они были вспыльчивы и упрямы, но Ромул все же оказался рассудительнее брата. И на общинных сходках, когда речь шла об охоте или выпасе скота, Ромул не только выступал с мудрыми советами, но и давал окружавшим понять, что он скорее рожден повелевать, нежели находиться в подчинении у других. Оба брата пользовались всеобщей любовью, они отличались силой и ловкостью, были прекрасными охотниками, защитниками от разбойников, опустошавших их родные края. И Ромул и Рем вступались за несправедливо обиженных, и вокруг них охотно собирались самые разные люди, среди которых можно было встретить не только пастухов, но и бродяг и даже беглых рабов. Таким образом, у каждого из братьев оказалось по целому отряду. Случилось так, что Рем в одной из стычек был схвачен пастухами Нумитора. Когда его привели к свергнутому царю, тот был поражен красотой и благородным обликом Рема. На вопрос о том, кто он и откуда родом, Рем ответил откровенно. Он рассказал, что ранее они с братом считали себя сыновьями пастуха, воспитавшего их. Потом они узнали, что их выкормила волчица своим молоком, что дятлы носили им пищу и бурная река пощадила беспомощных младенцев. Тогда братья поняли, что их появление на свет связано с глубокой тайной, которую они разгадать не могут. Внимая рассказу юноши, Нумитор заподозрил, что по возрасту, тайне, окружающей их появление на свет, чудесному спасению близнецы вполне могут быть его внуками, которых все считали погибшими и которых он оплакивал. Пока Рем рассказывал свою историю Нумитору, проникавшемуся к рассказчику все большей лаской и доверием, пастух Фаустул, услыхав, что Рем захвачен слугами царя, и опасаясь коварства Амулия, бросился за помощью к Ромулу. Фаустул рассказал Ромулу все, что знал о тайне рождения братьев. Ромул, собрав свой отряд, двинулся к городу, чтобы освободить брата. На пути к Альба-Лонге из окрестностей города к нему стало присоединяться местное население, ненавидевшее алчного и вероломного царя Амулия, жестоко притеснявшего своих подданных. Жители Альба-Лонги под предводительством Ромула освободили Рема и свергли с престола Амулия. Он был убит, а Нумитору вновь возвращен царский трон. Но ни Ромул, ни Рем не пожелали остаться в Альба-Лонге даже под благосклонным правлением своего деда. Для них нестерпимой была мысль о зависимости от кого-либо. Они хотели основать новый город и властвовать над теми, кого привели с собой, - пастухами, бродягами и рабами, видевшими в братьях-близнецах своих предводителей. Да и жители города Альба-Лонги не захотели бы принять к себе как равноправных граждан весь тот пестрый сброд, который привел Ромул.Братья решили построить новый город на том самом месте, куда они были выброшены водами Тибра (это и был древний Палатинский холм - колыбель великого города Рима). Однако сама мысль о постройке города сразу же вызвала разногласия между столь дружными прежде братьями. Они стали спорить о том, откуда начинать постройку, чьим именем будет называться заложенный город и кто из них станет в нем царствовать. После долгих пререканий братья решили ждать указания богов и стали гадать по полету птиц. В ожидании божественного предзнаменования они сели поодаль друг от друга. Рем радостно вскрикнул - он первым увидел шесть коршунов, медленно круживших в ясном небе. Спустя мгновение мимо Ромула с шумом, сопровождаемым грозовыми раскатами, пролетело двенадцать коршунов. Братья вновь стали спорить. Рем, которому первому явились вестники воли богов, считал, что царем должен быть он. Ромул же, поскольку коршунов мимо него пролетело вдвое больше, настаивал на том, что решение богов было вынесено в его пользу. Оба брата были упрямы, и ни один не хотел уступить другому. Когда Ромул, желая настоять на своем, принялся копать ров, который должен был очертить контуры будущего города, Рем, раздосадованный упорством брата, начал издеваться над ним и, легко перескакивая через ров и насыпанный вал, с насмешкой приговаривал, что никогда не видел столь мощных укреплений. Взбешенный Ромул, не помня себя от гнева, вскричал: "Так будет с каждым, кто осмелится переступить стены моего города!" и обрушил на Рема страшный удар, от которого тот упал замертво.
Похоронив Рема, Ромул самым тщательным образом выполнил предписанный богами обряд основания города. Прежде всего, сам Ромул и его спутники прошли очищение священным огнем - каждый из них перепрыгнул через пылающий костер, чтобы с чистыми помыслами приступить к закладке города. Затем Ромул вырыл небольшую круглую яму, куда бросил комок земли, принесенный им из Альба-Лонги, где жили его предки. Точно так же поступили и все остальные. Это было сделано для того, чтобы для каждого поселенца земля, на которой он собирался жить, стала родной почвой. Древние верили, что вместе с горстью родной земли они переносят и души предков, охраняющие их (своих манов). Именно на этом месте Ромулом был устроен алтарь и зажжен жертвенный огонь. Так возник священный очаг нового города, его центр, вокруг которого должны были быть воздвигнуты жилые дома. Вслед за этим Ромул провел священную борозду, очертившую границы города. Белый бык и белая корова, запряженные в плуг с медным сошником, направляемые Ромулом в одежде жреца с покрытой головой, медленно вели глубокую борозду. Вслед за Ромулом двигались его спутники, ревностно следя за тем, чтобы комья взрытой лемехом земли были отброшены внутрь проводимой черты. Переступить эту борозду не имел права ни местный житель, ни чужестранец. Такой поступок почитался бы великим бесчестием, и, возможно, Рем поплатился так жестоко именно потому, что совершил его. В тех местах, где должен был находиться вход и выход из города, борозда прерывалась - так обозначалось местонахождение городских ворот. Для этого Ромул приподнимал плуг и оставлял невспаханное пространство. Стены, воздвигнутые на этой освященной борозде, также считались священными. Ромул, совершивший обряд основания города по всем требованиям религиозных представлений того времени, сделался его первым царем. И дал ему свое имя. Город стал называться Римом (по-латински - Рома).
Римская мифология описывает смерть Ромула как сверхъестественное исчезновение. Впрочем, похоже, что он был просто убит. Плутарх в своих "Сравнительных жизнеописаниях" рассказывает о вознесении Ромула с долей скептицизма:
"Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Пятого июля, в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мёртвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он "не умер, а удостоился лучшей доли". Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином".
Принято считать, что Ромул вознёсся на небо 5 июля717 г. до н. э. Точная дата рождения Ромула и Рема известна лишь приблизительно: около 771 г. до н. э.
После смерти Ромул был отождествлён с сабинским богом Квирином, который считался мирной ипостасью Марса. Судьба Рема и Ромула имеет множество аналогий в мифологиях других народов. Так, древнегреческийПерсей и древнееврейский Моисей были сразу после рождения скинуты, соответственно, в море и Нил. Тема близнецов также часто встречается в мифологии средиземноморья: таковыми являются греческие легенды о Касторе и Поллуксе или об Амфионе и Зефе. Случаи воспитания детей дикими животными часто описываются в мифологии, религии и современной фантастике.
Наконец, легенда о вознесении Ромула очень напоминает христианскую легенду о воскресении Иисуса Христа. И в том, и в другом случае мы имеем дело с "царём", вознёсшимся на небеса.
Но вернемся к нашим баранам, как говорил несколько веков назад во Дворце правосудий один провинциальный судья из Франции, то есть в наши дни.
А в наши дни, в романе А. Проханова, все случается с точностью "до наоборот" : Рем в смертельной борьбе начисто переиграл своего визави Ромула.
Трижды прав А.Проханов: история не имеет сослагательного наклонения.
Когда роман был написан, А. Проханов обратился в ряд издательств с просьбой опубликовать его, но редакторы испугались издавать роман. И не удивительно. Ведьмногие персонажи романа Проханова легко узнаваемы, живут, здравствуют и ныне правят массами. Сам А. Проханов не скрывает сходство своих героев с действующими политическими лидерами России. Наоборот, он даже внешне делает их похожими на конкретных политических деятелей. Так в Ромуле легко угадывается В. Путин, в Реме - Д.Медведев. Здесь хорошо и язвительно метко изображены: лидер пропрезидентской партии Сабрыкин (Грызлов); митрополит Арсений (Кирилл); режиссер Басманов (Михалков), и многие другие представители нынешней российской элиты. Все они оказываются фигурами в шахматной игре, придуманной Ремом и успешно разыгранной Виртуозом. Все клянутся в верности то одному "лидеру", то другому, а после благополучно предают своего вчерашнего благодетеля. Никто не отвечает за свои слова и действия. Беспринципность и трусость, алчность и лукавство, нравственное убожество и ничтожность - все эти черты российской элиты начала XXI века показаны автором со всей присущей ему виртуозностью.
До чего же у Проханова непривлекательны, а порой, в некоторых моментах, даже омерзительны эти люди. Писатель безжалостно их клеймит и гвоздит, не жалея красок и не стесняясь в выражениях.
Вот, к примеру, каким выведен саркастическим пером писателя образ действующего президента: "Лампадников обладал миловидным лицом, женственными глазами с поволокой, манерами интеллигентного петербуржца. Но странным образом походил на загадочное морское существо, которое струит среди подводных течений свои пятнистые волнообразные щупальца, почти сливаясь с разноцветными водорослями и морскими звездами. Это вкрадчивое колыхание и расцветка вводили в заблуждение крупную рыбу, что доверчиво, в поисках пищи, подплывала к нежным соцветиям, из которых вдруг вырывались бурые мышцы и намертво сжимали в клубке бьющуюся добычу. Острые, как бритва, присоски вонзались в беспомощную плоть. Из шелковистой массы высовывался костяной клюв. Жутким чернильным блеском наливались выпуклын немигающие глаза. Огромной серебряной рыбой, трепещущей в железных объятиях, была Россия, из которой высасывали соки жадные щупальца, на которую был нацелен горбатый клюв и взирали мертвенные выпуклые глаза".
Просто жуть берет от такого сравнения.
Но и бывший президент у Проханова не лучше нынешнего!
Таким вот изображается в романе Ромул: "Лицо с заостренным хоботком носа, близко поставленными глазами, редким пушком на аккуратной небольшой голове выражало жалобное раздражение, детский каприз. Выражение опасное и мнимое, скрывавшее потаенную жестокость и мстительность. Их жертвами пало множество наивных и недальновидных соперников".
Или вот ещё: "Ромул сжал губы в плотный бутончик. Его нос стал похож на чуткий хоботок. Глаза округлились и настороженно замерцали. Уши странно оттопырились. Он вдруг обрел сходство с маленьким пугливым домовым Добби, вызывавшим симпатию и сострадание.
А теперь полюбуйтесь на словесный портрет популярного кинорежиссера Басманова: "Алексей был поражен сосредоточенным знанием Басманова, его решимостью продлить в поколениях славное имя Басмановых. Суть рода Басмановых заключалась в том, что они страстно и преданно служили своему господину до той поры, пока власть того не завершалась. Они ничего не предпринимали, чтобы защитить эту власть, с легкостью оставляли своего ослабевшего благодетеля и с тем же рвением принимались служить новому кумиру_ царю, вождю или президенту".
В предыдущих своих романах А. Проханов всех отрицательных героев, а токовыми являются почти все люди, находящиеся у власти, сравнивает с какими- то мифическими зверями. Так было в "Красно-коричневом" и других романах, в последнем же романе писатель несколько пожалел второстепенных чиновников. Он сравнивает их с цветами в оранжерее.
Лидер влиятельной партии Сабрыкин похож на жесткий садовый василек, режиссер Басманов - на пышную белую астру с множеством чутких бархатных лепестков, мэр Петербурга, госпожа Королькова - на белую лилию, сочную и маслянистую, как сливки.
Но когда ты оказываешься в такой пышной оранжерее, то начинаешь сразу же задыхаться от нехватки свежего воздуха. И рвешься что есть сил на свободу, на простор. Одним лишь этим цветам хорошо и вольготно в своей искусственной оранжерее.
В романе отсутствуют положительные герои (кроме Алексея Горшкова, безумного поэта Кузнецова и Юрия Гагарина), поэтому читатель старается выбрать из этой кучи властного дерма хоть какую-то более-менее положительную фигуру.
И он цепляется, как за спасительную соломинку, за образ Виртуоза, который по-своему пытается спасти Россию и царского наследника А. Горшкова. Но когда Рем напрямую угрожает Виртуозу, тот без зазрения совести предаёт и Россию и своего духовного брата.
Прорыв в небо, куда Виртуоз так стремился всю жизнь, где находится его мать, где можно прикоснуться к сокровенным тайнам, закрывается для Виртуоза навсегда, и ему остается, разве что, спуститься в очередной раз через потайную дверь ГУМа под Красную площадь в "Стоглав", и там опять лицезреть на головы бывших вождей государства.
Подобного рода красочных характеристик в романе " Виртуоз" не счесть. По сути, с оценкой политико-нравственного облика отмеченных персонажей я согласен, но вот по форме не во всем....
И тут настает черед сказать о стиле романа как будто специально написанном автором тяжеловесным, трудночитаемым языком. Фразы у него длинные, "многоверстные", начиненные умопомрачительными метафорами и сравнениями.
Безусловно, основной темой романа наряду с противостоянием двух фигур во власти является противоборство двух концепций, развиваемых этими фигурами. Первая - западническая концепция открытого общества и приоритета либеральных ценностей, представленная Ремом. Ей противопоставляется концепция славянофильского русского развития, которую олицетворяет Ромул. Но Ромулу, по мысли автора, мешает та самая, насквозь прогнившая "элита", которая кидается в объятия лидера, когда он на коне, но готова холопски льнуть к ноге нового хозяина, когда расклад сил меняется.
И здесь мы видим разочарование самого автора, чьи призывы к "национальному лидеру" так и не были услышаны. Чьи мольбы не имели ответа, чьи шаманские заклинания не возымели эффекта. Разочарованный Проханов ищет новую зацепку, новую надежду, спасительную фигуру и концепцию, способную сплотить разорванное русское общество, кашеобразное сознание русского человека. И находит её в идее монархии. Ведь в финале книги выясняется, что ДНК бутафорского "царя" Алексея оказывается идентичной ДНК последнего русского императора. А значит - царь настоящий! Весь роман Проханова пронизывает мысль о русском развитии, о преодолении смуты, заживлении ран народа, прорыве в будущее. Но каждая новая надежда оборачивается жестоким разочарованием. Русское развитие не состоялось. Великая Россия - монархическая или какая бы то ни было - оказывается не нужна заполнившим властные коридоры и занявшим удобные чиновничьи кресла российским правителям. Чаяния народа, его мечты и желания затушевываются красивой бутафорией и имитацией величия. Царский трон не вакантен - он давно упразднён. Роли во власти распределены, правила игры заданы. А потому и новая надежда Проханова оборачивается жесточайшим разочарованием.
И как честный художник, Проханов не мог привести читателя к счастливому концу. Фарс с лжецаревичем оборачивается трагедией. И лишь едва уловимая чёрная туча, надвигающаяся на торжествующего на своей инаугурации Рема, является предвестником грозных предзнаменований.
Отдельные отрезки романа выглядят у Проханова просто комичными. Но самым комичным является то, что сам Проханов не видит этой комичности. Вот, например, вам несколько эпизодов из романа о том, как можно избавиться от врага, вырвав у него сердце. Почитайте, может кому пригодиться вдруг на практике: " Виртуоз, освобождая Ромула от обременительной власти Семьи, научил его тибетскому приему, разрушающему в одном человеке присутствие другого. Этот прием назывался "Скрипичный ключ". Человек, несущий в себе чужое сердце, становился в напряженную позу танцора, выгибал хребет, напружинивал таз. Его грудь выпячивалась, наполнялась воздухом. Одна нога отрывалась от земли и застывала в воздухе. Руки становились похожими на лопасти, словно собирались совершить винтообразное движение. Вся фигура приобретала сходство со скрипичным ключом. В этой позе человек сосредотачивал внутренний взор на своей грудной клетке, где на едином стебле, словно два цветка, пульсировали оба сердца. Отыскав в себе чужое сердце, человек разящей мыслью, остро и молниеносно, как скальпель, отсекал его и бурно выдыхал воздух. При этом хозяин исторгнутого сердца, где бы он ни находился, умирал от сердечного приступа. Виртуоз помнил, как в резеденции Ново-Огарево, в бильярдной комнате, рядом с зеленым бильярдным столом, он поставил Ромула в позу тибетского танцора. Тщятельно выгибал ему поясницу. Поддерживал на весу стопу. Раздвигал руки, придавая им подобие пропеллера. Заставил погрузить взор в глубину груди, где билось в тесноте спаренное сердце. Когда черенок одного отделился от другого настолько, что между ними легко мог скользнуть скальпель, тихо скомандовал: "Режь!". Последовал изящный всплеск руки, мучительный стон. Ромул, схватившись за грудь, рухнул на ковер. Из губ потекла черная, похожая на варенье кровь. Через четверть часа раздался панический звонок- сообщили, что Ельцын умер.
Во время отпевания Ельцына в Храме Христа к Ромулу подошла Наина Иосифовна, и каким-то шипящим, змеиным голосом сказала: "Я знаю, это ты вырвал ему сердце".
Впоследствии, когда Виртуоз, всё взвесив, переметнулся на сторону Рема, он показал тому этот прием, и Рем, встав в позу "Скрипичного ключа", вырвал сердце из груди Ромула.
Роман вышел в свет, но, как ни странно, этот едкий многостраничный труд не дает повода для серьезного обстоятельного разговора. И причина тому очень простая, но достаточно весомая.
Ничуть не умаляя метафизические способности и талант А. Проханова, всем сердцем хочется верить в то, что но глубоко заблуждается в своих взглядах и прогнозах на будущее России.
А может не ошибается ????
Ну что же, не будем гадать! Развязка близится. Борьба обостряется. Совсем немного осталось у нас времени до новых президентских выборов. Думается, что уже с середины 2011 года начнут сбываться мрачные пророчества печёрского монаха, так ярко описанные в романе "Виртуоз" А. Проханова!