Новогодний Конкурс Прозы : другие произведения.

Обзор работ с Прозы-ру от Виктора Винчела

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор от Виктора Винчела - одного из жюристов с Прозы.ру.

Несколько слов о рассказах с конкурса НРП на Прозе.ру

Отзвенели новогодние бокалы, отблестела мишура, ушли из большинства квартир ёлки. Выметены опавшие иголки, вымыт пол, перестелены скатерти...
Заканчиваются каникулы. Только пара дней как жизнь постепенно начинает оживать, входить в привычный режим. Наступили будни. Сказка заканчивается. Кажется, ещё вчера люди с разной степенью веры в искренность своих слов желали друг другу исполнения желаний, новых встреч, исцеления и просто здоровья, денег, счастья, любви... Помнят ли они до сих пор то, о чём говорили в Рождество и под Новый год? Сомневаюсь.
Снова перелистываю в памяти страницы прочитанных конкурсных миниатюр. Пытаюсь воскресить в памяти некоторые из них. Те, кому поставил самые высокие оценки. Вот эти, самые лучшие для меня, вспоминаются. Остальные воскрешают в памяти желание, не оставлявшее меня всё то время, что писал итоговый обзор работ и раздавал баллы: взять бы из одной миниатюры сюжет, из другой фантазию автора, из третьей язык, из четвертой стиль, из пятой мастерство - глядишь, и получилась бы миниатюра, способная затмить и Андерсена и Шварца...
Теперь впору задаться вопросом - почему выделил одни работы, отверг другие, досадовал над третьими? Что в них привлекает, и чего же не хватает?
И на четко сформулированный запрос приходит не менее чёткий ответ.
Человек, "как трава иссохшая" (Достоевский), жаждет веры. Хочет надеяться на чудо, на торжество добра и справедливости над отчаянием, коварством и подлостью. Он хочет этого, даже если не признаётся сам себе, если прикрывается цинизмом или находит иную мораль, иные "понятия", иных идолов. Человеку надо во что бы то ни стало быть милосердным, любить себя, любить ближнего своего. И в себе, и в ближнем видеть и слышать проявление Высшего разума, Высших сил, Высшей справедливости. Человек трагически одинок. И только в ощущении причастности Высшим силам, в которых объединяются все людские души, он находит упокоение и только оно помогает справиться с лавинами негатива, которые несёт ему земная жизнь. Только Высший свет в собственной душе позволяет ему увидеть такие же отблески в глазах других людей...
Миниатюры, которым я поставил по 10 баллов - "Оранжевый бегемотик последнего лета" и "Эммануилов Новый год", как мне представляется, написаны людьми светлыми, одухотворенными, причастными... В какой-то степени каждая из них могла бы возглавить группу текстов, отличающихся мерой присутствия в них лирического начала и самоиронии. "Бегемотик" для меня был бы на первом месте, даже если бы он был написан хуже, чем есть. Милосердие, сострадание, умение разговаривать и улыбаться, когда в горле стоят слёзы, когда душит сознание собственной беспомощности, лично у меня вызывает мгновенный отклик. Я не вижу в этих, самых естественных и человеческих чувствах никакой слащавости и никакой неправды. Если уж это неправда, то в чём тогда она? С другой стороны, если смотреть в землю, под ноги, или в своё корыто, или же, впадая в другую крайность, только в небо и не видеть ничего ни перед собой, ни вокруг - вот это будет неправда. А когда человек ВИДИТ душу другого и ощущает эманации духа - никакой неправды быть просто не может...
Вообще автор этой миниатюры, Leap, который, по одному ему ведомым причинам, изъял свои тексты из Прозы.ру, пишет удивительные вещи. Его второй рассказ, "Лапландский телефонный справочник", написан, на мой взгляд, чуть хуже и небрежнее, чем "Бегемотик". Однако в нём есть то, что присутствует примерно в трети конкурсных рассказов - дети, потерявшие веру в сказку, и взрослые, которые пытаются им сказку вернуть. В "Справочнике" ребенок оказывается умнее взрослых и "переигрывает" их на своём поле. Можно понять, правда, не сразу (это произошло и со мной), что ребенок позвонил не Деду Морозу по секретному телефону, а собственному папе (поскольку - уверен маленький философ, - что ни делай, а всё равно Дедов Морозов нет). Но при этом у папы с сыном образовался секрет от мамы, которая так хотела создать ребенку сказку. Нельзя же её огорчать...
"Эммануилов Новый год" написан человеком с органично развитым чувством юмора. С ним случаются разные веселые чудеса, хотя, если разобраться - в рассказе речь идёт об одиноком человеке. Этот человек более всего дорожит своим одиночеством, не жалуется на него никому. Но между тем он страшно боится его. Потеря записной книжки оборачивается для Эммануила Сидорова настоящей трагедией. Отчаявшись обрести компанию для встречи Нового года, человек отправляется в лес и там устраивает себе праздник. Юмор здесь, как серпантин, повсюду и на всём. Он в том, что Эммануил, оказавшись один в лесу, поёт песни для массового пения, застольные или строевые. В том, что медведь просит у героя "внутреннего огоньку" - в новогоднюю ночь друг с другом солидарны и люди и звери. Думаю, что Лиснерп, автор этого опуса, неспроста поручил лису вручить своему герою самую важную для него записку с номером телефона... Рассказ по условиям конкурса был зашифрован, но по реакции Эммануила на записочку от лиса я начал догадываться об авторстве...
В рассказе "Визит по долгу службы"(Майра) меня привлекло современное решение весьма и весьма актуальной житейской коллизии, так или иначе отраженной во многих конкурсных миниатюрах. Отталкивание и взаимное притяжение детей, с детства не верящих в сказку, и взрослых, несмотря на свой сложный опыт, сумевших сохранить в себе ребенка. Есть в этой миниатюре художественная правда, и нет сюсюканья и размазывания, что отличает худшие образцы женской прозы. Девочка из богатой семьи и суровый воин, вынужденно разыгрывающий Деда Мороза. Между ними разворачивается чисто взрослая дискуссия. И выводы каждый из них делает сам для себя, уже разойдясь с собеседником. Вот эта достоверная, хорошо выписанная психологичность побудило меня поставить оценку 9 баллов и написать в своём отзыве: "Все мы проходим в жизни уроки. Профессионально и точно".
В завершение хочу сказать о двух рассказах, на мой взгляд, весьма типичных не только для конкурса рождественской и новогодней истории, но, во многом, для всего сайта Проза.ру.
Первый из них - рассказ Юрия Минина "Чудеса? Чудеса!". В своей оценке этого текста я написал: "Профессионал чувствуется по походке. Замечательный литературный анекдот". Рассказ получил от меня 8 баллов. В нём нельзя не оценить сюжетную придумку автора и то, как она прописана. Хотя... вот этих "хотя" возникает множество. Если бы я не отнесся к рассказу, как к анекдоту, а рассматривал его с позиций воплощения авторского замысла, то сразу бы отметил, что автор не учел, что такое количество сюжетных линий в маленьком объеме развернуть невозможно. Значит, надо было избавиться от излишних ходов, уводящих читателя в сторону от главной анекдотической ситуации. Лишними, на мой взгляд, являются все детали и подробности, связанные с приездом в институт нового архитектора. Анекдот держится не на его приезде, а на том, что он ставит спектакль (?!), и даже не на этом, а на том случае (!), который произошёл во время спектакля. Ну зачем читателю знать, что архитектора зовут Авраам Тараканов, что он носит бородку, что он просил снять пробы воздуха места его будущей работы и квартиры, о том, что кто-то хотел послать ему другие пробы другого воздуха (...), но воздержался и прочее. Все эти детали снижают рассказ до уровня пошленькой истории. Читать "Чудеса" было бы просто противно и мерзко, если бы автор не сумел (а мне кажется, что сумел!) сбалансировать и удержаться на самом краю... За это я и поставил ему столь высокую оценку.
И еще один текст - "Рождественские качели" Анастасии Галицкой. Я "должен" автору - ничего не сказал в отзыве. Выставил 6 баллов, и всё. А поговорить, в общем-то, стоило. Другое дело, что тут разговаривать надо...как бы выразиться лучше. Ну вот археологи во время раскопок, доходя до определенного культурного слоя, отставляют лопаты и берут в руки кисточки. Работаю вручную. Здесь нужно говорить об авторском стиле в целом. Когда идёт само действие - героиня впадает в отчаяние, напивается, идет на качели (видимо, в её ушах звучат "Крылатые качели", как ослепительный манок надежды, как знак отчаяния), и автор выходит на весьма и весьма удачный финал (за всё это и выставлены 6 баллов) - вопросов не возникает. Но к этому я, читатель, пришел через вязкое болотце первой части, в которой в моём мозгу засели упомянутые в первых строках Скрудж Мак-Дак и Даниэла Стилл. Я настроился уже вместе с героиней обречённо смотреть мыльный сериал, восстанавливая в памяти ассоциативный ряд, заданный мне упомянутыми именами (зачем-то же они упоминались!), как вдруг действие начинает поворачиваться в сторону качелей... И можно было бы, перестроившись на ходу, этот путь пройти почти без потерь, но на пути к рождественским качелям оказался не верящий в Бога сладострастный рыжий батюшка и послушно возникший в душе настрой на размышления о религии и о вере... В итоге для меня, как читателя, концовка оказалась смазанной. Её эффективность снижена. Авторский потенциал обидно заземлен...
В свое время сообразил с опозданием и не участвовал в конкурсе на СИ. Поэтому, просто для знакомства, мог бы порекомендовать прочесть свои собственные рассказы, написанные специально к Рождеству - "Гоночная машинка" и "По дороге на Зурбаган", но не знаю, насколько это уместно в данном контексте.
А посему закругляюсь. Благодарю организаторов конкурса за интересную задумку и адекватное исполнение. Главное - это возможность высказаться. Пусть по заданной теме, но так, как ты сам видишь её воплощение. И за возможность читателям застать авторов в это мгновение.
Со своей стороны хочется выразить надежду, что удастся каким-то образом сделать ниже виртуальную стену, разделяющую Самиздат и Прозу. Не знаю, как остальные, но я эту границу ощущаю.

Виктор Винчел


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"