Аннотация: Посвящается сыну Николаю, в соавторстве с которым написана последняя глава третьей книги романа.
Виктор Новосельцев
Это тяжкое воскресение
Роман
Посвящается сыну Николаю, в соавторстве с которым написана последняя глава этого романа.
Часть первая
Слушай, Израиль!
...ибо страшно будет то, что Я сделаю для тебя.
Исход (XXXIV - 10)
...сыновья ваши, которые не знают ныне ни добра, ни зла, они войдут туда...
Второзаконие (I - 39)
А в городах сих народов, которые Господь, Бог твой, дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души.
Второзаконие (XX - 16)
Пролог
Вне времени
Исторгнутый из двенадцатимерного пространства, Лучезарный обратил свое прекрасное лицо туда, где остался его Отец, и в гневе прокричал:
- Люди, находящиеся в теле животного и заключенные в огромный круг жизни на Земле, не выдержат твоего испытания!
Уже тише - самому себе, потому что кричать в пустоту не имело смысла, - он сказал:
- Я приду к ним под именем твоим, я запечатлею на камне праведный закон твой, но они, ослепленные завистью и гневом, признавая тебя на словах, но не в душе своей, будут вершить страшные злодеяния, противные твоему закону. Они будут убивать, прелюбодействовать, лгать, завидовать, и всё это - с именем твоим. Они останутся рабами до конца своих коротких земных дней.
Лучезарный вновь обратил лицо свое в сторону, где Отец навсегда остался закрытым от него, и прислушался. Ответом ему было молчание.
Много веков спустя
Высокий суд готовился вынести решение.
Бывший губернатор, а по совместительству и епископ Юкатана аделантадо Франсиско прибыл из Мексики в Мадрид в связи с тем, что монах-францисканец брат Франсиско Тораль, назначенный в Юкатан в качестве епископа папой Адрианом, обвинил аделантадо Франсиско в узурпации должности епископа и инквизитора. В бумагах, представленных братом Торалем, говорилось о том, как аделантадо Франсиско чинил препятствия приемщику, прибывшему для того, чтобы отобрать у губернатора принадлежащих ему индейцев под королевское покровительство согласно цедуле императора, а также о жестокости испанских солдат под командованием капитанов аделантадо Франсиско, проявленной против индейцев в Юкатане.
"...Испанцами были получены сведения о волнении жителей Йобаина, селения Челей. Они захватили знатных индейцев, заперли в одном доме в оковах и подожгли дом. Их сожгли живыми, с наибольшей в мире бесчеловечностью. И говорит это Диего де Ланда: он видел большое дерево около селения, на ветвях которого капитан повесил многих индейских женщин, а на их ногах повесил их собственных детей. В том же селении и в другом, которое называют Верей, в двух лигах оттуда, они повесили двух индианок - одну девушку и другую, недавно вышедшую замуж, - не за какую-либо вину, но потому, что они были очень красивыми, и капитан опасался волнений из-за них в испанском лагере, и чтобы индейцы думали, что испанцам безразличны женщины.
В провинциях Кочвах и Чектемаль испанские солдаты совершали неслыханные жестокости, отрубая носы, кисти рук, руки и ноги, груди у женщин, бросая индейцев в глубокие лагуны с привязанными к ногам тыквами, наносили удары шпагой детям, которые не шли так же быстро, как их матери. Если те, которых вели на шейной цепи, ослабевали и не шли, как другие, им отрубали голову посреди других, чтобы не задерживаться, развязывая их..."
Король приказал рассмотреть это дело и свершить правосудие брату Педро де Бовадилья, провинциалу Кастильи, но тот, сказавшись больным, доверил рассмотрение процесса брату Педро де Гусман, человеку ученому и испытанному в делах инквизиции. Со стороны обвинения выступил свидетелем монах-франсисканец Диего де Ланда - настоятель монастыня Сан Хуан де лос Рейес в Толедо, который отправился миссионером в Юкатан в августе 1549 года от рождества Христова. Монах подтвердил, что видел собственными глазами всё, описанное в бумаге брата Франсиско Тораля, но заявил при этом, что аделантадо Франсиско не совершал ни одной из этих жестокостей и не присутствовал при них. В свою очередь, аделантадо Франсиско оправдывал испанских солдат и капитанов, говоря, что их было мало, и они не смогли бы подчинить столько людей, если бы не внушили страх ужасными карами. Он привел пример из истории - приход евреев в землю обетованную с большими жестокостями по повелению божию. Аделантадо Франсиско процитировал высокому суду стихи шестнадцатый, семнадцатый и восемнадцатый главы двадцатой Второзакония Ветхого Завета.
Высокий суд, в состав которого вошли семь ученых лиц королевства в Толедо, - брат Франсиско де Медина, брат Франсиско Дорантес (оба - ордена св. Франсиска), магистр брат Алонсо де ля Крус ордена св. Августина, лисенсиат Томас Лопес, профессор канонического права Уртадо, профессор Священного Писания Мендес, профессор схоластики в Алькала Мартинес - постановил, что аделантадо Франсиско действовал правильно в случаях с аутодафе и других мероприятиях для наказания индейцев. Председатель суда брат Франсиско Гусман дал знать об этом провинциалу Кастильи брату Педро де Бовадилья.
Аделантадо Франсиско был оправдан, но, обремененный годами и трудами, умер в Мадриде, оставив в далеком Юкатане свою жену - донью Беатрис, а также сына - дона Франсиско Монтехо, который и стал губернатором Юкатана, водворившись в городе Сант-Франсиско, основанном его славным отцом.
Глава 1
Собирать манну небесную по утрам было делом обычным, уже давно никто не удивлялся этому, но Иуда из колена Вениаминова изумлялся всякий раз, трогая руками мелкую нерукотворную крупу, рассыпанную на чахлой пустынной траве и высохшей от зноя земле. Собирали ее утром, когда холод еще не отпустил растрескавшуюся землю, и однажды Иуда, когда ему было семь лет, с вечера убежал из отцовского шатра, чтобы ночью увидеть, как появляется манна. Он сидел очень долго, сильно продрог, хотя накинул на свою рубашонку старый отцовский плащ, но манны, да и самого утра, так и не дождался. Когда он, уже синий от холода, вернулся в шатер, отец не спал. Узнав, что Иуда бегал за пределы стана, в пустыню, он снял с сына ветхий кожаный плащ, протертый в некоторых местах до дыр, и отстегал своего первенца старой вервью, которой привязывали непослушных шкодливых коз. Было больно, Иуда плакал, переполошив домочадцев, затем отец, покончив с первой частью воспитания сына, посадил Иуду на старую кошму, свернутую рулоном, присел на корточки против него и внушительно произнес:
- Ты, Иуда, сын Нахума, - великий грешник. Если бы Господь увидел тебя в то время, когда рассыпал манну небесную, ты был бы поражен насмерть, потому что никто не может увидеть Господа и не умереть.
- А Моисей? - не унялся хнычущий Иуда. - Все говорят, что он разговаривает с Господом.
- Моисей - пророк, - ответил ему отец, сдвинув брови. - Только он может видеть Господа и разговаривать с ним.
- И даже первосвященник Аарон не может? - уточнил Иуда.
- Даже Аарон не может, - кивнул отец.
- А как зовут Господа? - не унимался Иуда и тут же получил от отца не сильную, но обидную пощечину. Лицо отца побледнело.
- Ты по малолетству не понимаешь, какой грех совершаешь, но я ударил тебя по лицу, чтобы ты запомнил навсегда: имя Господа нельзя произносить никогда.
"Значит, имя у Господа есть, и я когда-нибудь узнаю его", - подумал Иуда.
Отец шумно поднялся, выпрямившись во весь рост, и обернулся к жене, которая не спала, но лежала тихо, боясь шевельнуться.
- Завтра надо будет принести жертву за грех, ибо Иуда - наш первенец, ему продолжать мой род, и я не хочу, чтобы Господь оставил его.
Все улеглись спать, Иуда тоже успокоился. Завтра он вместе с родителями и двумя младшими сестрами пойдет к скинии завета и увидит, как совершается жертва за грех.
Ночью мать ничего не сказала отцу, боясь перечить, но утром, выждав, когда отец повеселеет, позавтракав овечьим сыром и лепешками из манны небесной, осторожно заметила:
- Не обязательно приносить жертву за грех, можно принести мирную жертву. Иуда не согрешил, он только собирался сделать это по незнанию.
Иуда, подслушавший этот разговор, быстро сообразил: жертва за грех (кроме головы, ног, жира и внутренностей, которые сжигаются на жертвеннике) достанется священникам, а мясо мирной жертвы останется у отца, и вся семья будет есть мясо. Правда, еще надо будет оставить священникам, совершающим мирную жертву, правую лопатку овцы, но это уже неважно, главное - у них будет вкусная похлебка из баранины и мясо, обжаренное прямо на огне. Иуда представил, как он наестся до сонного состояния, и у него сладко заныло в животе. Теперь все зависело от того, что скажет отец.
- Молчи, жена, - сказал отец, но Иуда понял, что тот задумался.
- Иуда - наш первенец, и я не хочу лукавить перед Господом, - сказал отец сам себе после долгого молчания, но предложение жены не давало ему покоя. - Я пообещал Господу, что принесу жертву за грех, и должен исполнить обещание.
- Ты не пообещал, а только сказал себе: "Надо принести жертву за грех", - осторожно начала жена тихим голосом. - Вот сейчас пообещай Господу, что совершишь мирную жертву, и исполни обещание.
Отцу хотелось так сделать, но он подумал, что тогда выйдет, будто он послушал совета жены, а сам ни до чего умного не додумался, и он сказал:
- Отведем жертву к священникам. Как они решат, так и будет.
Больше мать к нему не приставала.
Отец прошел в загон для скота и выбрал однолетнего овна без порока. Мать искоса наблюдала за ним, делая вид, что занята одеванием детей. Отец Иуды был одним из начальников рода Вениаминова, и ему положено было приносить в жертву за грех козла. Мать успокоилась, но зря: отец был себе на уме. Грех совершил Иуда, который не был начальником, и потому отец решил отвести к скинии собрания овна. Если священники скажут, что необходима жертва за грех, он принесет за грех простого человека из народа израилева овна, как положено по закону, если нет - его же, но только уже как мирную жертву.
К скинии собрания собрались идти почти все, за исключением самой младшей сестры. С ней останется Игал. Игал - раб отца. Должник отца из рода Ефремова отдал сына своего за долг, который не в силах был оплатить. Игал старше Иуды на шесть лет, один год он уже прожил в доме иудиного отца, через шесть лет он исполнит долг своего отца перед отцом Иуды и будет свободен. Когда все уже собрались и только ждали команды отца, Иуда подошел к Игалу, который приглядывал за младшей сестренкой.
- Игал, а ты не хочешь увидеть приношение жертвы Господу?
- Я уже видел, - улыбнулся Игал и потрепал Иуду по голове.
Он был добрым и умным, этот Игал, часто рассказывал Иуде про Египет, хотя сам родился уже в пустыне. Иуде было жаль, что Игал не увидит жертвоприношения, но, убедившись, что Игал не расстроен и продолжает улыбаться, подавил в себе жалость и с готовностью выбежал из шатра на зов отца.
Отец взял с собой осла, и мать осторожно улыбнулась, отвернувшись: взял осла, значит, мясо повезут обратно. Чтобы подойти ко входу во двор скинии, им пришлось проходить через стан ополчения колена Иудина. Иуда бежавший рядом с отцом, держась за ухо овна, спросил, подняв голову:
- Когда я вырасту, я буду в стане иудином?
- Нет, - ответил ему отец. - Ты останешься в стане вениаминовом. Просто имя твое такое же, как у родоначальника другого колена израильского.
- А кто назвал меня так?
- Имя человеку дает отец его.
- Значит, ты?
- Я.
Иуда подумал о том, что, если у Господа тоже есть имя, то у него тоже есть отец, но промолчал, вспомнив о ночной пощечине. Он смотрел на мужчин из колена Иудина и завидовал им. Они ходили с мечами на поясе, хотя войны не было. Иудин отец тоже имел меч, но цеплял его на пояс очень редко. Когда Иуда вырастет, он тоже станет воином, будет носить меч на поясе, и все будут его бояться.
Они вошли во двор скинии и остановились. Навстречу им вышел священник. Увидев Нахума с домочадцами, ослом и овном, священник распростер руки:
- Мир дому твоему, Нахум, сын Авидана. Ты пришел, чтобы принести мирную жертву?
- Ты не спросил меня, а сам сказал это, - ответил Нахум священнику.
- Кто знает Нахума, сына Авидана, тот знает, что нет греха в доме его. Даже раб в доме Нахума живет как родной сын.
Нахум покосился на жену свою, но она спрятала глаза. Тогда он молча возложил руку на голову овна и посмотрел на небо. Священник пошел за полог скинии и вынес оттуда большой нож и медный сосуд для сбора крови. Иуда завороженно следил за действиями взрослых, когда услышал чье-то дыхание возле уха. Обернувшись, он увидел мальчика старше его года на три-четыре. Лицо мальчика было перекошено на одну сторону и одно плечо было выше другого. Иуда испугался и смотрел на мальчика, открыв рот.
- Они сейчас убьют его, - сказал мальчик.
- Это жертва, - пояснил Иуда мальчику: такой большой, а не знает.
- Я каждый день здесь бываю, - сказал мальчик и сморщил свое страшное лицо, когда отец Иуды повел овна к месту заклания. - Они плачут, когда их убивают. Я не буду смотреть.
"Как они могут плакать, ведь они - овцы", - подумал Иуда, глядя вслед страшному и странному мальчику. Мальчик ушел вглубь двора скинии, а Иуда обернулся к отцу, чтобы ничего не пропустить.
Нахум подвел овна к жертвеннику, вернее, подтащил, потому что овен, почуяв запах крови, заупрямился. Иуда издалека заметил, как дрожат его ноги. Нахум отвязал вервь с шеи овна, держа его другой рукой за загривок, священник стоял рядом, в руках его были нож и медный сосуд. Нахум резким движением свалил овна на землю перед жертвенником, наступил ему коленом на бок, принял из рук священника нож и поднял голову вверх.
- Жив Господь, Бог наш! - прокричал он небу и полоснул ножом по шее жертвы.
Иуда пропустил этот момент, потому что смотрел в небо, ожидая увидеть Господа, но в синем небе никто не показался. Когда Иуда опустил взгляд к жертвеннику, всё было кончено: отец придерживал овна, ноги которого бились в судороге, священник собирал кровь в медный сосуд. Потом отец молча смотрел, как священник обмакивал пальцы в кровь и мазал ею четыре больших рога, торчащих из четырех углов жертвенника. Когда отец отрезал овну голову, ноги и стал снимать с него шкуру, к Иуде опять подошел страшный мальчик. Смотреть, как отец снимает шкуру с овна, было неинтересно, и Иуда обратился с вопросом к страшному мальчику:
- Кто ты?
- Амрам, - просто ответил тот.
Ответ его Иуде не понравился, и он назвал себя полным именем:
- Я - Иуда, сын Нахума сына Авидана из рода Вениаминова.
- Я - левит, - опять просто сообщил мальчик, поняв, что Иуда хочет знать, из какого он рода.
Глаза Иуды округлились:
- Твой отец - священник?
Мальчик отрицательно покачал своей страшной головой, отчего одно его ухо коснулось плеча, расположенного выше другого и ближе к шее:
- Мой отец, мои старшие братья возят брусья и пологи скинии, когда стан уходит вслед за Господом, а я собираю дрова для жертвенников. Мы - слуги Господа.
Иуда хотел спросить у Амрама, отчего он такой страшный, но подумал, что это, может быть, случилось оттого, что Амрам увидел Господа и был наказан за это. Помня о пощечине, он не спросил об этом, но от любопытства все же не удержался:
- А ты видел ковчег завета?
- Он в походе прикрыт пологами, и только шесты его видны.
- Вы же разбираете шатер скинии, значит должны видеть ковчег, когда он еще не закрыт.
- Мои братья и отец разбирают брусья и пологи двора скинии. Сам шатер разбирают другие левиты.
Иуда смутно помнил последний переход, который состоялся более года назад, но все равно похвастался:
- А мой отец всегда сам разбирает и собирает наш шатер. Когда я вырасту, я буду помогать ему.
- Сыграем в кости? - предложил Амрам.
Иуда посмотрел на отца. Тот уже выпотрошил овцу, вывалил на дрова, сложенные на жертвеннике, внутренности, жир и протянул нож священнику, стоящему рядом:
- Возьми удел свой от Господа.
Священник только развел руками:
- Все знают щедрость твою, Нахум, и потому сам удели священнику.
Отец стал отрезать правую лопатку овцы, щедро прихватывая большие куски мяса.
- Больше ничего интересного не будет: священник сожжет внутренности, а твой отец разделает мясо, чтобы унести его домой, - сообщил Иуде Амрам. - Сыграем в кости?
У Иуды было несколько косточек из овечьих суставов, которыми играют все мальчишки, - Игал подарил ему, - но он оставил их в тайнике у шатра. Амрам догадался и предложил:
- У меня их много. Я тебе дам, сколько ты хочешь, и ты будешь играть ими как своими.
Они прошли в дальний угол двора скинии, Амрам достал из-под старой дырявой кошмы, лежащей у самой ограды, красивый мешочек из отделанной овечьей шкуры, сшитый воловьими жилами, и высыпал из него кости. Столько добра Иуда никогда не видел.
- Откуда у тебя столько?
- Я их беру за пределами стана, куда ссыпают пепел жертв, - похвастался Амрам.
- Ты ходишь за стан, и отец не ругает тебя? - изумился Иуда.
- Я выношу туда пепел, - гордо пояснил Амрам.
- А меня возьмешь туда? - попросил Иуда.
- Ты еще маленький, - сказал Амрам, смерив Иуду взглядом, но затем смилостивился: - Приходи, если отец разрешит.
Они поиграли немного, пока отец Иуды разделывал овцу. Иуда думал, что он сможет обыграть Амрама, ведь у того одна рука короче другой, и один глаз в сторону смотрит, но не выиграл ни разу. Обидевшись, он сказал:
- В твои кости свинец залит.
Амрам улыбнулся, отчего лицо его стало еще страшней, и покачал своей несуразной головой из стороны в сторону:
- Кости мои падают так, как я хочу. Я думаю заранее, и они падают.
Иуда попробовал: подумал, что его кости нужно лечь на ребро, кинул ее, но она упала плашмя. Амрам взял ту же кость и четыре раза кинул ее. Четыре раза она встала на ребро. Пятый раз он подумал и сказал:
- Сейчас она ляжет плашмя.
Так оно и случилось.
- А как ты научился? - спросил Иуда.
- Не знаю, - пожал своими неровными плечами Амрам. - Всегда умел.
Когда отец погрузил куски мяса на осла, Иуда попрощался со своим новым товарищем:
- Мир дому твоему. Куда мне прийти?
- Приходи к скинии в любой день, когда солнце перейдет середину неба.
Когда возвращались, Иуда уже не обращал внимания на воинственных мужчин иудиного племени, все его мысли занял новый приятель. Иуда даже подумал, что Амрам не такой страшный, если смотреть на него долго и привыкнуть.
Глава 2
Наевшись мяса, Иуда дождался, пока отец разрешит закончить трапезу, вышел из шатра и уселся на обломок старого бруса, лежащего возле верхнего жернова. Посмотрев на солнце, он определил, что оно уже перешло середину неба. Завтра, в такое же время, он отпросится у отца и пойдет к Амраму. Он уже большой, и сам может ходить среди других ополчений.
Из шатра показался Игал. Он тоже наелся досыта, присел со счастливым лицом на обломок бруса рядом с Иудой и шумно отрыгнул. Иуда так не умел. Когда вырастет, обязательно будет отрыгивать так громко.
- А я лепешки не ел, - только мясо, - похвастался он Игалу, разомлевшему от еды и солнца, сидящему с закрытыми глазами.
- Пренебрегать едой Господа - грех, - внушительно проговорил Игал и хитро поглядел на Иуду, приоткрыв один глаз.
Иуда насупился: всё хорошее - грех. Есть сколько угодно мяса можно только сегодня, в день жертвы, и если съесть лепешки, мясу в животе места будет мало. Завтра, когда жареного на костре мяса не будет, мать сварит баранину в котле, и он съест много лепешек с похлебкой - и за сегодняшний день, и за завтрашний. Игал молчал, не открывая глаз, и Иуда решил расшевелить его:
- Расскажи про Египет.
- Я тебе уже все рассказывал, - отмахнулся Игал.
- Ты не рассказывал про то, как брали золотые вещи у египтян, - солгал Иуда.
- А откуда же ты об этом знаешь? - Игал опять хитро поглядел на Иуду одним глазом.
Иуда понял, что попался, и тут же оправдался:
- Я забыл.
Когда Игал рассказывал про Исход, голос его становился похожим на голоса старцев. Вот и сейчас он начал хрипло, прерывисто:
- Когда Моисей уводил народ свой из Египта, он сказал людям: "Берите у своих соседей-египтян на время золотые и серебряные вещи. Пусть они думают, что вы вернете их обратно, когда помолитесь в пустыне и возвратитесь в Египет, но вы не возвратитесь и золото останется вам..."
Иуда уже слышал эту историю, но сегодня он взглянул на нее по-новому.
- Они ведь лгали? А отец говорит: "Никогда не лги", - прервал он Игала.
- Зачем прерываешь меня? - проговорил Игал обычным тоном, обидевшись. - Не буду рассказывать.
- Я боялся, что забуду, о чем подумал, - просящим тоном заскулил Иуда.
- Хорошо, - Игал хотел продолжить, но вопрос Иуды заинтересовал и его. Почесав живот, он стал объяснять:
- Людям так сказал сделать Моисей, и на них нет греха, они только слушались его.
- А на Моисее есть грех за это? - тут же спросил Иуда.
- И на Моисее нет греха, потому что так ему сказал Господь, - назидательно проговорил Игал, радуясь, что так ловко разобрался в сложном вопросе.
- А на... - начал Иуда и осекся, оставшись с открытым ртом.
Игал, догадавшись, о чем хотел спросить Иуда, испуганно поглядел на полог шатра.
- Не буду тебе ничего рассказывать, - сказал он и опять закрыл глаза.
Провинившийся Иуда сбегал к своему тайнику и принес оттуда кости:
- Давай, сыграем?
Игал хотел отказаться, но, приоткрыв глаза, удивился и уселся ровно, выпрямив спину:
- Откуда у тебя столько?
- Мне друг подарил. Он из колена левитина.
- Левиты - бездельники, они от нас кормятся, - презрительно сказал Игал.
- А отец говорил, что они - слуги Господни.
Игал промолчал: авторитет хозяина был для него значительней, чем случайно подхваченный где-то чужой разговор.
Иуда подумал, что сейчас кость должна встать на ребро, сказал Игалу: "Сейчас встанет на ребро" и бросил. Кость встала на ребро.
- Ты где научился? - Игал сделал вид, что удивился.
- Всегда умел, - ответил Иуда словами нового знакомого, пыжась от гордости.
Он еще десять раз подумал и бросил, кость ни разу не встала на ребро, и он охладел к игре. Из шатра вышел отец:
- Игал, принеси воды.
- Мне можно пойти с Игалом? - спросил у отца Иуда.
- Иди, - разрешил отец, - только не будь простым спутником, раздели с ним жребий его.
На следующий день Иуда отпросился у отца прогуляться по станам израилевым, и тот разрешил ему:
- С тобой пойдет Игал, он присмотрит за тобой.
Иуда не сказал отцу, что собирался с Амрамом пойти за пределы общего стана, и теперь, по дороге к скинии, думал, как объяснить все Игалу. Он не считал, что солгал, ведь отец не спросил его, собирается ли он туда. Покрутившись возле скинии, Иуда издалека заметил неровную походку своего нового приятеля и замахал рукой. Когда Амрам подошел, Игал изумленно посмотрел на него, но ничего не сказал, кроме "Мир дому твоему".
- Сейчас пойдем? - спросил у Амрама Иуда, не уточняя, куда.
- Мне надо в стан зайти, - сообщил Амрам, склонив свою безобразную голову набок.
- Я никогда не был в стане левитов, - сказал Игал, и они пошли втроем.
Когда Амрам зашел в шатер отца своего, Иуда кивнул на загородку для овец:
- У них все есть, а ты говорил, что они от нас кормятся.
- Левитам мы отдаем всё первородное от любого скота, а за своих первенцев платим серебром.
- И за меня тоже платили? - удивился Иуда.
- И за тебя заплатил отец твой. Все первенцы принадлежат Господу, и мы отдаем это левитам, а еще и десятую часть своих доходов.
- Но они все равно беднее нас, - заметил Иуда, обратив внимание, что в загоне амрамова отца меньше овец, чем у его отца.
- Это бедный левит, а есть и богатые.
- А ты знаешь богатых левитов? - поинтересовался Иуда.
- Пророк Моисей и его брат первосвященник Аарон - самые богатые среди Израиля.
- А они тоже левиты? - удивился Иуда.
- Да, - ответил Игал, и тут полог шатра откинулся, и из него вышел отец Амрама.
Он выглядел старше отца Иуды, но борода его была меньше, и сам он был мельче, правда, плечи его и лицо были в полном порядке, не то, что у сына. "Интересно, почему рождаются такие дети, как Амрам?", - подумал Иуда. Увидев, что Игал поклонился, приложив руку к сердцу, как того требовал обычай, сделал то же самое. Ему нравилось, что он ведет себя как взрослый.
- Мир дому вашему, - отозвался отец Амрама, поклонившись в ответ, затем потрепал по голове выскочившего из шатра сына и улыбнулся мальчикам.
Когда они пошли, Амрам спросил у Иуды:
- Как зовут твоего брата?
- У меня нет брата, - ответил Иуда.
Амрам остановился и посмотрел снизу вверх на Игала.
- Он из колена вениаминова? Значит, - твой брат.
- Я из колена ефремова. Я - раб его отца, - пришел на помощь Иуде Игал.
Амрам ничего не сказал, и они пошли опять, но видно было, что Амраму что-то не понравилось. Игал притих, не понимая, что случилось, а Иуда бросился ему на помощь:
- Игал живет в нашей семье как сын, - сказал он Амраму в спину.
Амрам остановился, обернулся и ощерился своей жуткой улыбкой:
- Мой отец говорит, что нельзя держать рабов из народа своего.
- Мой отец задолжал его отцу, а отдать нечем, - развел руками Игал.
Они стояли втроем, друг против друга, наконец, Иуде надоел пустой разговор:
- Ты обещал отвести на то место, - сказал он Амраму.
- Мы идем, - сказал Амрам, и они пошли.
Гора пепла была небольшая, но в ней можно было найти много интересного. Кроме косточек из овечьих суставов, мальчики находили кости и черепа разных животных, особый интерес вызывали черепа волов - большие, с рогами. Амрам поместил один такой череп себе на голову, закатил глаза и стал грозно реветь. Игал подумал, что страшнее от этого он не стал, но ничего не сказал.
Пока они занимались своими делами, к пепелищу несколько раз подходили люди из стана, набирали в глиняные сосуды пепел, лежавший кучкой отдельно от общего пепелища, и уходили обратно в стан.
- Зачем им пепел? - спросил у Амрама Иуда.
- Для очищения, - ответил Амрам, перестав рыться в белесом пепле. - Этот пепел, лежащий отдельно, - от рыжих телиц. Ты видел, как твой отец омывался, когда был нечист перед Господом?
- Нет.
- Я видел, - вмешался Игал.
- В воду для омовения добавляют пепел рыжей телицы, и тогда человек очищается, - пояснил Амрам, а Иуда подумал, что у него появился очень умный друг, который знает даже больше, чем Игал, хотя тот и старше годами.
Когда мальчишки нарыли достаточно костей для игры, они сели поодаль, на холме, и стали смотреть на огромный Израиль, раскинувшийся своими шатрами до того места, где земля соединяется с небом. Запасливый Игал достал три лепешки, которые он прихватил из шатра. Аппетит у всех был отменный, и они быстро съели лепешки без сыра, молока и даже без воды.
Игал лег на живот и спросил у Амрама:
- А ты Моисея видел?
- Много раз, - ответил Амрам.
- А я ни разу не видел, - опечалился Игал. - Первосвященника Аарона видел, а вот самого Моисея - ни разу.
- А он никогда не говорит перед народом, - пожал плечами Амрам. - За него говорит его брат Аарон.
- Моисей ему разрешает... - глубокомысленно заметил Игал.
Амрам опять пожал своими неровными плечами:
- Аарон говорит, что хочет, а когда не знает, что ответить народу, говорит: "Пойду спрошу у брата своего, а он спросит у Господа". После этого хорошо подумает и опять говорит, что хочет, а у брата не спрашивает.
- Ты богохульствуешь, - сдвинул брови Игал, приподнявшись на руках.
- Я говорю правду про Моисея и его старшего брата Аарона, а Господа я чту, как и все, - улыбнулся Амрам страшной улыбкой. - Всегда говорит Аарон, а Моисей только молчит. Как скажет Аарон, так и будет.
Иуда переводил взгляд с одного на другого, не совсем разобравшись, о чем они спорят. Ему надоело, и он спросил у Амрама:
- А ты покажешь нам Моисея?
Амрам посмотрел на солнце и ответил:
- Он скоро пойдет в скинию. Мы можем постоять у его шатра и увидим.
Решив поглазеть на Моисея, мальчики быстро собрались и пошли к общему стану. Оказавшись неподалеку от богатого шатра из синего виссона, обвешанного синими и красными овечьими шкурами со всех сторон, они стали играть в кости, поглядывая на шатер. Амрамово "скоро" долго не наступало, и Иуда уже хотел уйти с Игалом в стан вениаминов, потому как от голода у него уже живот подвело, и тут к шатру подошли двенадцать крепких мужей из колена Иудина с обнаженными мечами. Двое из них вошли в шатер и вывели под руки старика с седой бородой и седой головой, остальные обступили старца со всех сторон. Процессия медленно направилась к скинии.
- Он каждый день так ходит? - удивился Игал. - Ему же трудно.
- Не каждый день, но сегодня ему нужно в скинию.
- А ты откуда узнал, что он сегодня пойдет? - поинтересовался Иуда.
- От отца.
В шатер отца Иуда влетел как стрела, пущенная из лука. Отца не было, он бросился к матери:
- Я Моисея видел! Он старый, и борода у него белая, как у старца Аголиава! У меня теперь костей для игры больше, чем у всех мальчишек нашего стана! Я есть хочу!
- Игал, разогрей баранью похлебку, - приказала мать рабу, топтавшемуся у входа.
- Не надо разогревать! - зарычал голодный Иуда. - Я так съем!
Игал отлил ему холодной похлебки в глиняную миску, а свою долю вынес за пределы шатра, чтобы подогреть на огне. Иуда стал есть, но тут же захныкал, засунув палец в рот:
- Прилипает!
- Отнеси Игалу, он подогреет, - усмехнулась мать, продолжая плести коврик из обрывков немытой овечьей шерсти.
Поздним вечером, уже засыпая, Иуда спросил у отца:
- А как Моисей разговаривает с Господом?
- Лицом к лицу.
"Жаль, что я не могу увидеть лицо Господа и не умереть", - подумал Иуда и заснул. Во сне ему приснилось, что они с Амрамом копались в огромной горе пепла и выкапывали оттуда золотые и серебряные украшения, спрятанные туда египтянами, а в это время на холм, где они днем восседали, поднялся старый-престарый Моисей и стал разговаривать с Господом. Иуда, чтобы не умереть, не смотрел в лицо Господа, а только на его живот. Господь был огромным, а живот его покрывал голубой виссон и много синих и красных овечьих шкур. Амрам посмотрел в лицо Господу, но не умер, а только потерял свое лицо, и плечи его стали кривыми. Иуда хотел вспомнить, какое у Амрама было лицо до того, как он его потерял, но у него не получилось.
Глава 3
Иуда с тех пор стал встречаться с Амрамом каждый день. Отец редко отпускал Игала с ним, и потому Иуда как взрослый бродил с Амрамом среди станов Израиля. Особенно ему нравилось бывать в стане колена Иудина, где бородатые мужчины ходили всегда вооруженные мечами и пиками. В других станах мужчины тоже бывали вооружены, но чаще они занимались обычными хозяйственными делами: стригли овец, уезжали на ослах за пределы общего стана, чтобы запасти дров для очага, ремонтировали оснастку шатров. Иуде было интереснее в иудином стане, он представлял себя воином с мечом на поясе и копьем в руке, а Амраму больше нравились другие станы. Иуда гордился дружбой с Амрамом, потому что его новый друг очень много знал и, хотя драться не любил, дрался хорошо, Иуда уже знает. Мальчишки из стана левииного Амрама знают хорошо и не трогают, а мальчишки из стана данова попробовали его кулаков. Они сначала задирали его, обзывая кособоким, но он, не обращая на них внимания, шел по дановому стану молча. Испуганный Иуда трусил рядом и стал свидетелем интереснейшего зрелища.
Неудовлетворенные спокойным поведением Амрама мальчишки забежали вперед и остановились, приняв воинственные позы. Амрам тоже остановился, отстранил своей длинной правой рукой маленького Иуду за спину и молча ждал. Самый смелый из мальчишек подошел к Амраму на расстояние вытянутой руки и исполнил обязательный ритуал, предшествующий любой драке: легонько толкнул Амрама кончиками пальцев в плечи, спросив при этом грозно: "Ты кто?". Иуда знал, что в ответ тоже надо было протянуть руки и легонько толкнуть противника пальцами в плечи и тоже грозно спросить: "А ты кто?". После этих слов можно было начинать драку, но, если не очень хотелось драться, можно было продолжать задавать не очень обидные вопросы своему противнику, толкая его в плечи все легче и легче, а затем мирно разойтись. Иуда думал, что Амрам так и сделает, он только боялся, что Амрам не достанет своей левой короткой рукой до плеча соперника.
Соперник ждал ответа, но Амрам не двигался и молча смотрел ему в глаза. Подумав, что Амрам из-за своего убожества или не понял его, или не знает правил, мальчишка протянул руки, чтобы еще раз продемонстрировать готовность к драке, и тут случилось неожиданное. Амрам странным движением своего кривого тела уклонился от рук соперника и тут же ударил его кулаком пониже груди. Мальчишка согнулся, схватившись руками за живот, Амрам взял Иуду за руку, обошел согнувшегося в три погибели бойца и улыбнулся тем, другим, оставшимся на дороге. Мальчишки, завидев улыбку, от которой лицо Амрама становилось еще страшнее, кинулись прочь, трусливо оставив на поле боя своего товарища. Когда Иуда шел с Амрамом через данов стан обратно, их уже никто не трогал: мальчишки обходили их стороной.
- Ты хорошо дерешься, - сказал Иуда Амраму после той драки.
- Сначала я убил свой страх, а потом было нетрудно победить, - непонятно ответил Амрам.
Иуда тоже решил убить свой страх, чтобы так же хорошо драться, только надо спросить у Амрама, где прячется этот страх. Решив удивить друга, он предложил:
- Пойдем в данов стан, я приведу тебя к старцу Аголиаву. Он делал скинию и ковчег. Меня и Игала отец водил к нему два раза.