Белояр Ирина : другие произведения.

Весна 2002. Обзор конкурсов фантастики,часть 2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Все произведения авторов Самиздата, представленные на конкурс "Рваная Грелка".

Оговорюсь сразу: я не ставила цели сделать детальный разбор конкурсных произведений. Мои рецензии - реакция читателя.
Как читателю, мне легче извинить десяток орфографических ошибок в тексте, чем затертый сюжет. По моему скромному мнению, автор может обратиться к избитой теме только в одном случае: если он способен вывести действие за рамки жанра, наполнить его эмоциональным или философским содержанием.
Штампованные сюжеты - это не только грелкина проблема, и не только самиздатовская. Фантастику читают многие, телевизор и видео смотрят все, я никому Америки не открою: не сильно радует, когда открываешь (включаешь) что-то, и чуть ли не с первых страниц (с первых кадров) - так, "эту булочку я уже видел" (с) Джером.
К сожалению, из приведенных ниже самостоятельным является только рассказ Лоры Андроновой.

Лора Андронова. Еще один рейс соробора.
...Неистощима природа на выдумки. Каких только рас нет во Вселенной!..
Рассказ фактически бессюжетный. Главным образом, корабельная "бытовуха", но, надо сказать, весьма колоритная. Не понравилось в рассказе: что нужно героям - автор дает понять почти самого начала, в концовке ни намека на неожиданность.
"...И`Рул переминался с ноги на ногу, виновато поглядывая на командира.
- Так ведь, у тебя нет шеи, Бо?
- Мало ли чего у меня нет! Под пресс, все под пресс, нечего тут помещения забарахлять.
- Я думал, пригодится. Прикрепить там чего или на стенку подвесить.
- А ты не думай лучше. Тебе это по должности не положено.
Он засопел и сполз с дивана на пол. Длинное улиткообразное тело оставляло на линолеуме влажный след..."

Аделаида. Голубая пастораль
Авария в космосе. Вынужденная посадка. Планета с невысоким техническим уровнем развития. Пастораль, как и было сказано, узнаваемая пастораль.
Написано, как всегда, великолепным языком, но сюжет, к сожалению, не пошел дальше булычевского Гусляра.
"...Архип со злостью пнул фосфорицирующую поганку. Пять часов назад он свалился на эту планету. Звездолет, брякнувшись оземь, развалился на гайки. Как говорится, хоронить нечего. Пришлось Архипу прихватить самой необходимое и пойти наобум святых искать помощи. На голову упал фиолетовый слизняк и соскользнул на тропинку. Архип только собрался размазать его каблуком, как из кустов вынырнула чья-то плоская голова, сцапала слизняка и исчезла. Лес неожиданно расступился, и Архип зажмурился от нахлынувшего солнца..."

Алексей Пехов. Детский сад.
Конфликт человечества с таинственной цивилизацией, ушедшей далеко вперед по уровню развития.
Читается неплохо, но загадка, на которой выстроен рассказ, неоднократно использовалась в фантастике. Сильнее Павла Вежинова написать трудно, к тому же название продает идею.
"...Из интеркома послышался треск, а затем раздраженное рычание. Механик не любил, когда его отвлекают во время работы.
- Вот видишь, Ольсен трудиться, не покладая рук, - успокоил кока Андрей. - Не пройдет и пяти минут, как мы отсюда свалим, и не один крейсер фей нас не сможет достать.
Никто, включая и самого Андрея, в эту ложь не поверил. Они уже один раз скрылись в гипере. Звездолет уже шел на световой, когда шишиги сгрызли целый кусок гипер-привода, заставив "Ратри" уходить от преследования на обычных дюзах..."

Александр Алмистов. Транссфер - мир без пространства и времени.
Рассказ-нитка фэнтезийных зарисовок с космическим прологом и эпилогом.
Идею пространственно-временных парадоксов в черных дырах в н/ф разрабатывали многие. Автор попытался совместить н/ф с фэнтезийными мотивами ("выпадение" из континуума и метаморфозы героя), и это было бы неплохо, если б шов не выглядел так грубо. Есть претензия на философичность, но, к сожалению, философия сводится к одной-единственной эволюционной идее.
Вещь сильно затянута, тем более что развитие сюжета становится предсказуемым после одной-двух метаморфоз.
"...- Время нахождения корабля в Транссфере на данный момент составляет не полные семнадцать минут. Прохождение пояса нуль-шишиг не зафиксировано. Вынужден проинформировать вас о наличии нештатной ситуации, - между тем упавшим голосом продолжал свой доклад робот. - Какие будут распоряжения, сэр?
" Помолиться богу в ожидании страшного суда!" - мысленно послал к чертовой матери робота и всех его создателей, вместе взятых, Герман..."

Сергей Цветков. В центре Вселенной".
Рассказ про мальчика, влюбленного в фантастику. Эта влюбленность - единственная деталь в рассказе, имеющая отношение к фантастике.
Что касается литературно-озабоченных мальчиков, извините, автор, на эту тему только ленивый не писал.
"...Воображение нарисовало Пашке эпическую картину.
Огромный звездолет терпит аварию у голубой планеты. В спасательной капсуле есть место только для одного взрослого или двоих детей. Такое было, кажется, у Гарсона. Естественно, все решают спасти детей: мальчика и девочку. Корабль взрывается. Спасшиеся дети оказываются в совершенно диких условиях, в чужом мире. Они помнят, что когда-то им было хорошо, но родители вытолкали их прочь. Позже это воспоминание станет основой легенд о потерянном рае. Об этом, вроде бы, Курочкин писал. От этой пары и пошел весь род человеческий на Земле. Естественно никаких знаний из своего прошлого земляне не переняли. Лишь изредка генетическая память возьмет, да и проявится в каком-нибудь писателе-фантасте..."

Павел Данилин. Коварство предков.
Далекий потомок, представитель высокоразвитой расы, отправляется на Землю начала 21-го века, чтобы разобраться в реалиях таинственной древности, известных потомкам по единственному сохранившемуся источнику "Российская реклама периода первоначального накопления капитала ."
Неплохой сюжет для КВН эдак 5-7-летней давности. Тогда бы прошло на ура. Сейчас шутки на темы рекламы порядком приелись.
"... Каждый байт сохранившегося диска был тщательно изучен и проанализирован. В итоге, мудрые-и-прозорливые шишиги решили, что слово Реклама аналог слову Хроники , а Капитал - имя гениального руководителя из среды Братков , так как было очевидно, что в ходе вех хроник Лохов дурили и кидали очень и очень умело. Только так, как могут дурить и кидать правители свой народ. Причем, народ этот страдал кошмарным вещизмом. Казалось бы, зачем одному и тому же человеку больше двух автомобилей (такое допотопное средство передвижения)..."

Евгений Головин. Гуманоиды.
Воинственные гуманоиды используют нашу планету как плацдарм для борьбы с воинственными негуманоидами. На Землю отправляется агент с заданием разыскать эмиссара и безуспешно блуждает в наших перенаселенных трущобах. Сердобольные (русские, разумеется) мужики поят водкой окончательно дезориентированного Джеймс-Бонда, и повышают его интеллектуальный уровень по части марксистско-ленинского учения. Приходит участковый...
Самое глубокое (имхо) произведение в этом жанре - перестроечных времен песенка А.Иващенко и Г.Васильева о неподкупном стороже, противостоящем коварным проискам резидента:
" - Купишь, дядя Вася,
В Лас-ВегАсе
Кожаный пиджак.
- От такого гада
Мне не надо
Материальных благ!..." и т.д., исполнялось на мотив "Money-money" группы АББА.
Впрочем, космос - он большой, а мы только начали свою великоросскую алкогольную экспансию.
"... Логг солидно кивнул, слушая леметинна и едва сдерживая ликование. Мадту его по-прежнему любил и оберегал - дело выглядело как ковровая дорожка в Зал Славы. Провинциальная планета с аборгенами, знакомыми с космосом только по картинкам из целлюлозных книг. Туда обратно - пара среднегалактических суток. Дальше - молниеносная победа Ильнара, инсекты в пятой позе, наградной лист/повышенная пенсия и вылетевшая из дома пинком под зад теща. Логг сладко улыбнулся - мысленно, разумеется..."

Эли Крав. Найденный звездолет.
Опять эмиссар отправляется на Землю, на сей раз с благородной целью: вступить в контакт с людьми. Недоверчивые земляне его ловят и начинают исследовать.
Да здравствуют "экс-файлы".
Тема, можно сказать, уже народная: то зеленые человечки утаскивают беззащитных людей для экспериментов на свои проклятые летучие блюдца, то Госбезопасность (или ЦРУ, в зависимости от личного вкуса) ловит этих самых человечков, бессовестно скрывая от общественности их самих и их блюдца.
"... Нам оставалось только наблюдать со стороны, как гибнет наш корабль. Когда ковш одной из землеройных машин звякнул по обшивке, мы мысленно распрощались со звездолетом. Раскопки сразу же прекратились. Вскоре прибыл транспорт с одинаково одетыми людьми, которые поставили ограждение и всех выгнали оттуда.
А когда сели батареи, питающие маскировочные плащи, мы были обнаружены и схвачены..."

Эли Крав. Последний взлом.
Крутой хакер победоносно шествует по миру виртуальной фантастики. Несколько лет назад его появления были единичными; начиная с "Электронных жучков" виртуально-фантастическая промышленность наладила серийный выпуск крутых хакеров.
Как сказано в названии, хроника одного взлома.
"...Впервые Ник вышел в Глобальную Сеть в пять лет, когда на день рожденья ему подарили карманный микро-терминал. И тогда маленький Ник перестал ломать игрушки, простую и сложную кухонную утварь, замки, средства связи и прочее. Он перенес свою страсть в Сеть - стал самым юным хакером.
Взлом защиты персональных терминалов друзей очень быстро ему надоел, мелкие компьютерные сети он вскрывал уже в шесть лет, сетевые заслоны небольших фирм пали пред ним в восемь..."

Александр Алмистов. Случай на трассе или ... история одного КТП.
Научное открытие, способное перевернуть мир использует в своих мелких меркантильных целях неразумный коммерсант. Короче, "спички детям не игрушка". Сколько раз в фантастике дурак нажимал на запретную кнопочку, и всегда это приводило к катастрофе. Нет ведь, опять нажимает.
Особливо напрягает новояз в исполнении шишигов-при-исполнении. Перенесение наших клише на инопланетян - это уже не смешно, это скучно.
"...- Вот так будет со всяким, кто не уважает ПКД! - самодовольно потирая друг о друга все свои двенадцать конечностей, торжественно провозгласил Главный нуль-шишиг. - Ну, мы сейчас этому супчику зададим! Меньше чем за миллион кредитов он от нас уже не отделается! Еще бы! Недопустимое превышение скорости в "спальной" галактике! Сопротивление при задержании! Полет по встречной полосе КТ! Отсутствие КТО звездолета и регистрационных знаков! Неисправная сигнализация! Ну, мужик, ты попал!.."

Снусмумрик. Тридцать лет тьмы.
Пародия на "Графа Монте-Кристо" и "Вендетту по-Корсикански" в одном флаконе и космическом антураже. К сожалению, не смешная.
"...- Через треть периода цикловичёк храпнул последний раз и мортанулся. А без фазы нам только и оставалось, молится и взрываться. Мы и собирались уже, но свершилось чудо - рядом открылся портал, подоспел второй вспомогательный стай и печелгам волей-не волей пришлось кромсаться. Чалый тоже дал бой. Но через пол-периода рубки стало ясно, что печелги нас и так-так сомнут. Один стай слишком мало против флота шишигов. А подмоги больше не жди - вокруг Волка сплошь шли бои. Тогда зактно год прошёл, с тех пор как нуль-шишиги Землю и Марс сожгли. Альфу Центавра сто шесть периодов назад бёрнули, половина всех наших кораблей там осталась, кружиться на орбите. Давили нас шишиги, и задавили бы, коли б на Гамме не построили хаосион. На вот этой самой верфи его строили..."

 

***

Напоследок - про фанфики. Ругать такие вещи не хочется: фанфики - это честный грабеж, без претензий на эксклюзивность :)
Авторы, как правило, благородные жулики: позаимствовав у кумира (учителя, кому как нравится) обстановку и героев, сюжет они все-таки предлагают свой собственный.
Такие произведения нельзя возводить в ранг оригинальной литературы, но читаются они под настроение хорошо: приятно еще раз встретиться с любимыми героями.

Алексей Пехов. Покупка.
Если есть желание еще раз прокатиться через Вселенную с непутевыми ребятами Роберта Шекли, то вам сюда. Имена изменены, но герои узнаваемы.
"...Компьютер говорил вполне забавные вещи. По представлениям тупой машины первого генератора попросту на звездолете не существовало. Лайон хмыкнул, сбросил данные и вновь вывел на экран показания машины. Компьютер был таким же упрямым как Генри, поэтому даже после повторного запроса тупо твердил, что первого генератора на звездолете нет, и никогда не было..."

Олег Шрайбер. Фиаско Белого Ферзя.
...Даже не рассказ, просто небольшая сюжетная зарисовка. Эпизод из похождений Макса Каммерера.
"... С лязгом повернулся ключ и дверь в камеру со скрипом растворилась. Он стоял у стены, сложив руки на остриженном наголо затылке, и разглядавал кирпичную кладку. Старые кирпичи кое-где потрескались, в трещинах поселился мох. Откуда-то из глубин памяти пришло название: "Сфагнум". Но это, конечно, не сфагнум, здесь не Земля. За спиной шаги, скрип сапогов, густой запах гуталина смешивается с ароматом крепкого трубочного табака. "Господин старший психолог, - подумал он, - ты еще не открыл рот, дорогой товарищ Ма-Гно, а я уже знаю, что это ты"..."


Смотрите также: Весна 2002.Обзор конкурсов фантастики. Участие авторов Самиздата в сетевых конкурсах.


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"