Нубирецкий Аннунак Рептилоидович : другие произведения.

Cтимпанк с иллюстрациями

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Стимпанк
  Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  Перейти к навигации
  Перейти к поиску
  Дирижабль, нарисованный Альбером Робида
  
  Стимпа́нк или паропа́нк (от англ. steampunk: steam — «пар» и punk — «панк») — направление научной фантастики, включающее технологию и декоративно-прикладное искусство, вдохновлённое паровой энергией XIX века[1]. Возникшее первоначально в 1980-х годах как литературное течение в противовес киберпанку[2] постепенно выросло в стиль искусства, культурное движение и субкультуру[3]. Считается самой известной производной киберпанка[4].
  
  Как правило, стимпанк подразумевает альтернативный вариант развития человечества, в совершенстве освоившего механику и технологии паровых машин, с выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением. В этом проявляется связь стимпанка и ретрофутуризма. Возможно также и наличие в произведениях стимпанка элементов фэнтези[5], альтернативной истории, ужасов, фантастики, детектива.
  Содержание
  
   1 Возникновение жанра
   2 Классификация стимпанка
   3 В массовой культуре
   3.1 Литература и комиксы
   3.2 Искусство и дизайн
   3.3 Фильмы и мультфильмы
   3.4 Фестивали
   3.5 Игры
   4 Субкультура
   4.1 Мода
   4.2 Музыка
   5 Типичные элементы мира
   5.1 Антураж
   5.2 Технологии и оружие
   5.3 Существовавшие образцы техники с паровым приводом
   6 См. также
   7 Примечания
   8 Литература
   9 Ссылки
  
  Возникновение жанра
  Паромобильная пробка (карикатура 1831 года)
  «Воздушный паровой экипаж» Уильяма Хенсона, на рекламном плакате Ariel Transit Company
  
  Хотя многие работы, которые в настоящее время принято считать образцами жанра стимпанк, были опубликованы ещё в 1960-е и 1970-е годы, сам термин стимпанк появился намного позже: он был придуман писателем Кевином Джетером[5][6] как ироничный вариант слова «киберпанк» и введён в обиход в апреле 1987 года. Джетер пытался найти термин, который объединил бы произведения «The Anubis Gates» Тима Пауэрса (1983), «Homunculus» Джеймса Блэйлока (1986), а также его собственные работы «Ночь Морлоков» (1979) и «Infernal Devices» (1987). Во всех этих произведениях мир находится на уровне технологий XIX века, а стиль повествования подражает викторианской фантастике, такой как роман Герберта Уэллса «Машина времени». В отличие от киберпанка, стимпанк основан на реальных или, по крайней мере, условно допустимых технологиях, главным из которых стал пар, давший название жанру[7].
  
  В своём письме в редакцию научно-фантастического журнала Locus, напечатанном в номере за апрель 1987 года, Джетер писал[8]:
  
   Дорогой «Locus»,
   Прилагаю копию моего романа 1979 года «Ночь Морлоков». Я был бы очень признателен, если бы Вы отправили её Фарен Миллер, поскольку это первое доказательство в большой дискуссии на тему того, кто же в «фентезийном триумвирате Пауэрс-Блэйлок-Джетер» первым стал писать в «гонзо-исторической манере». Хотя я, конечно, нашёл её обзор в мартовском номере «Locus» весьма лестным.
   Лично мне кажется, что такие фантазии на викторианскую тему станут следующей «большой волной», особенно если мы с Пауэрсом и Блэйлоком сможем разработать подходящий собирательный термин для них. Что-нибудь на тему свойственных той эпохе технологий… Там, «Стимпанк», например…
   К. У. Джетер
   Оригинальный текст (англ.)[показать]
   — Письмо Кевина Джетера в журнал Locus
  
  Издание романа Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Машина различий» (точнее «Разностная машина» или «Дифференциальный исчислитель»; The Difference Engine, 1990) привлекло большое внимание к жанру и значительно повлияло на его дальнейшее развитие, именно после этого романа стимпанк начал приобретать всё бо́льшую популярность среди читателей[9].
  Классификация стимпанка
  Экзоскелет в стиле стимпанк.
  Утопии о летательных аппаратах XVIII столетия
  
  Редактор раздела о литературе в журнале «Мир фантастики» Борис Невский выделяет 2 разновидности стимпанка[7]:
  
   Альтернативно-исторический стимпанк, действие которого происходит в условно «нашем» мире, но пошедшем по иному пути развития. Как правило, такой стимпанк близок к научной фантастике.
   Фэнтезийный стимпанк, действие которого происходит в полностью вымышленном мире, где действуют иные законы, а с ретро-техникой может сосуществовать волшебство.
  
  Джефф Ванденмеер (англ.) выделяет 7 поджанров стимпанка[10][11]:
  
   Бойлерпанк (англ. Boilerpunk): ответ рабочего класса на аристократический стимпанк. Основан на использовании лопаты, угля и пара.
   Клокпанк (англ. clockpunk — clock — «часы»): вместо силы пара используются заводные механизмы.
   Дизельпанк.
   Романтизм газовых фонарей (англ. Gaslight Romance): поджанр стимпанка с уклоном в альтернативную историю и романтизацию Викторианской эпохи.
   Маннерпанк (англ. Mannerpunk): поджанр стимпанка, где рассматривается сложная социальная иерархия между персонажами, часто в контексте бесконечных танцев и вечеринок.
   Бластерная готика (англ. Raygun Gothic ): ретрофутуризм на основе Ар-деко и современных стилей. Термин придуман Уильямом Гибсоном.
   Ститчпанк: поджанр стимпанка, где главными действующими лицами являются живые куклы (например, мультфильм «9»).
  
  Жанр в целом не фиксирован в своём развитии, и в нём постоянно появляются новые поджанры[12][13]. Подобное положение неопределённости вызывает среди фанатов споры о том, что относится или не относится к стимпанку[5].
  В массовой культуре
  Литература и комиксы
  
  Большое влияние на создание произведений в жанре стимпанк оказала (и продолжает оказывать) научно-фантастическая литература XIX века — в частности, произведения Жюля Верна[14][15], Герберта Уэллса[14][15], Марка Твена, Мэри Шелли[16] и Альбера Робида. Книга «Паровой человек в прериях» (1868) Эдварда Эллиса и последующие произведения вроде серии о Фрэнке Риде автора Гарольда Коэна относятся к жанру эдисонада[17], популярному на рубеже XIX—XX веков, где рассказывалось о выдающемся молодом изобретателе и его творениях (например, герой Том Свифт).
  
  Многие литературные произведения, ныне причисляемые к стимпанку, появились задолго до введения самого термина «стимпанк» Кевином Джетером для характеристики своей книги «Ночь морлоков». Роман «Titus Alone» (1959) Мервина Пика предвосхитил многие основы стимпанка[18]. Более ранние книги, такие, как «Worlds of the Imperium» Кита Лаумера (1962), «Queen Victoria’s Bomb» Рональда У. Кларка (1967) и «Warlord of the Air» Майкла Муркока изображали миры, близкие определению «стимпанк»[19][20]. Гарри Гаррисон в своём романе «Да здравствует Трансатлантический туннель! Ура!» (1973) изображает альтернативное развитие Британской империи к 1973 году с атомными локомотивами, летающими лодками, работающими на угле, богато украшенными субмаринами и диалогами подчёркнуто викторианского периода. В феврале 1980 года Ричард А. Лапофф и Стив Стайлз опубликовали первые главы своего комикса «The Adventures of Professor Thintwhistle and His Incredible Aether Flyer», который также часто относят к стимпанку[21].
  «Война миров» Герберта Уэллса
  
  Известные представители:
  
   Уильям Гибсон[6]
   Гордон Далквист (англ.)
   Кевин Джетер (англ.)[6]
   Джеймс Блейлок[6]
   Чайна Мьевиль
   Брюс Стерлинг[6]
   Скотт Вестерфельд
   Алексей Пехов
   Вадим Панов
   Павел Корнев
  
  Искусство и дизайн
  Стимпанк-локомотив перед галереей Steampunk HQ (англ.) в Новой Зеландии
  
  Наличие у стимпанка специфической художественной формы привело к появлению в мировой культуре определённого стимпанк-стиля[22][23]. К его проявлениям можно отнести моддинги и редизайн современных предметов быта «под стиль стимпанка»[24], изобилующие рычагами, вентилями и шестернями, отделанными соответствующими материалами (блестящая медь, полированное дерево и кожа)[25]. Целью такого редизайна является применение и элементов дизайна, и мастерства викторианской эпохи[20], следуя «Искусствам и ремёслам», а также отказ от промышленного дизайна[26].
  
  В 1994 году парижская станция метро Арз-э-Метье благодаря бельгийскому художнику Франсуа Шуитену (англ.) приобрела вид подводной лодки из произведений Жюля Верна[27][28].
  
  Художественная группа Kinetic Steam Works[29] изготовила рабочий паровой двигатель и продемонстрировала его на фестивале Burning Man в 2006 и 2007 годах[30]. Основатель группы Шон Орландо создал экспозицию «Steampunk Tree House» (с англ. — «Стимпанк-дом на дереве»), при этом активно сотрудничая с группой людей, которые позже образовали художественную группу Five Ton Crane Arts Group)[31]. Творения последней также демонстрировались на нескольких фестивалях[32][33]. Стимпанк-дом постоянно установлен в Dogfish Head Craft Brewery (Милтон, штат Делавэр)[34][35].
  
  Дом-на-колёсах The Neverwas Haul (англ.) калифорнийской художницы Шеннон О’Хара построен в викторианском стиле волонтёрами в 2006 году и появлялся на фестивале Burning Man в 2006—2015 годах[36].
  
  В 2011 году в новозеландском городе Оамару открылась выставочная галерея Steampunk HQ (англ.). В этом городе район гавани в наши дни из-за сохранившихся викторианских зданий посвящён стимпанку[37]. В августе 2016 года Оамару попал в Книгу рекордов Гиннесса по наибольшему собранию предметов стимпанка в мире[38].
  
   Моддинг персонального компьютера в стимпанк-стиле.
  
   Парижская станция метро Арз-э-Метье (Франция)
  
   Ресторан Primus в Днепре (Украина)
  
   Кафе Truth Coffee в Кейптауне (ЮАР)
  
   The Neverwas Haul
  
   «Steampunk Tree House» в Dogfish Head Craft Brewery
  
   Петербургская станция метро Обводный канал (Россия)
  
  Фильмы и мультфильмы
  
  Одним из наиболее узнаваемых ранних примеров стимпанка является подводная лодка «Наутилус» Капитана Немо из экранизации студией Уолта Диснея книги «20 000 льё под водой». Телесериал «Wild Wild West» (1965—1969) был одним из первых произведений, где проявились основные черты стимпанка[16][39]. Фильм «Бразилия» (1985), сам не относящийся к стимпанку, оказал сильное влияние на жанр[22][40]. Среди стимпанк-фильмов часто упоминаются «Город потерянных детей»[41][42][43], «Тайна острова Бэк-Кап»[42][41], «Дикий, дикий запад»[43][41], «Лига выдающихся джентльменов».
  
  Особенно широко стимпанк представлен в аниме, в частности в полнометражных фильмах «Небесный замок Лапута»[41], «Ходячий замок»[43][41], «Стимбой»[43][41] и «Метрополис», сериалах «Последний изгнанник» и «Стальной алхимик». Среди западных мультфильмов — короткометражка «Загадочные географические исследования Джаспера Морелло»[44], полнометражные мультфильмы «Атлантида: Затерянный мир», «Аврил и поддельный мир», мультсериал «Легенда о Корре».
  Фестивали
  Стимпанк-экспозиция телектроскопа в лондонском Сити-холле, так называемый Трансатлантический телектроскоп
  Машины острова Нант
  
  На специализированных веб-сайтах периодически появляется информация о мероприятиях в стиле стимпанк, проводящихся в разных частях света[45]. Летом 2010 года в Avondale Estates (штат Джорджия, США) прошёл общеамериканский фестиваль STEAMfest 2010[46].
  
  В мае-июне 2008 года мультимедийный художник и скульптор Пол Сэнт-Джордж (англ.) выставил на открытом воздухе интерактивные видеоинсталляции в виде телектроскопов (англ.), оформленных в викторианском стиле, которые устанавливали видеосвязь между Лондоном и Бруклином (Нью-Йорк)[47][48]. Эвелин Крит, промоутер и участник арт-группы Brass Goggles организовала транс-атлантическую встречу стимпанк-энтузиастов из обоих городов, незадолго до стимпанк-тематического мероприятия фестиваля White Mischief (англ.) по мотивам «Вокруг света за 80 дней»[49].
  
  С октября 2009 по февраль 2010 года в Музее истории науки в Оксфорде (англ.) состоялась первая крупномасштабная выставка стимпанк-искусства[50]. На выставке демонстрировались работы 18 стимпанк-художников со всего мира. Многие экспонаты представляли переделанные предметы обихода. Выставка оказалась успешной, собрав более 80000 посетителей[51].
  
  Ряд стимпанк-проектов реализуется и в России. К примеру, 7—10 октября 2010 года на Олдтаймер-галерее Ильи Сорокина силами интернет-портала Steampunker.ru была представлена «самая большая стимпанк-экспозиция из когда-либо выставлявшихся в России»[52].
  
  25 июля 2015 года в парке Александрия Петергофа состоялся первый в России крупный фестиваль стимпанка «Александрийский пленэр», включавший демонстрацию моды и объектов псевдовикторианского стиля[53].
  
  В 2016 и 2017 годах под Смоленском проводился фестиваль стимпанк культуры «Паноптикум»[54].
  Игры
  
  Жанр стимпанк не остался незамеченным разработчиками видеоигр. Родоначальником в этой области считается приключенческая игра «Эйдолон (англ.)» (1985) производства LucasArts. Сюжет погружает игрока в условия пыльной лаборатории, где активация машины перемещает в иное измерение. Под влиянием романа «Машина различий» 1991 года вышли игры «Steel Empire» (1992), «The Chaos Engine» (1993) и продолжение «The Chaos Engine 2» (1996), «Final Fantasy VI» (1994). Стелс-игра «Thief: The Dark Project» создаёт мир высокого средневековья в соединении с технологиями стимпанка[55]. Вышедшая в 2001 году «Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura» конкретнее обрисовала стимпанк с викторианским антуражем и собственным фэнтези[56]. Стимпанк твёрдо укрепил свои позиции в игровой индустрии с выходом «Syberia» (2002), «Syberia II» (2004), «Syberia III» (2016) от Бенуа Сокаля. В жанре стимпанк создана игра «Airships: Conquer the Skies» Дэвида Старка[57].
  
  Сосуществование магии и техники (с основой на изобретения Леонардо да Винчи) нашло место в стратегии «Rise of Nations: Rise of Legends» (2006). Действие игры «Dishonored» (2012) происходит в мире стилизованном под викторианскую эпоху[58]. Шутер 2013 года «BioShock Infinite» с элементами RPG, стимпанка и научной фантастики отправляет игрока в вымышленный летающий город 1912 года, где паровые и механические аппараты устарели после Всемирной выставки в Чикаго 1893 года[59]. «Amnesia: A Machine for Pigs» (2013) рассказывает в мрачных красках о промышленнике, которому грезится некая машина, способная исправить пороки и грязь сущего мира[60].
  
  Другими примерами служат серия игр-квестов «Myst», первая часть которой вышла в 1993 году.
  
  В 2012 году российской публике был представлен настольный стимпанк варгейм «Victorium». Было выпущено несколько наборов миниатюр, но позже проект был закрыт[61].
  Субкультура
  Постановочное фото в стимпанк-антураже.
  
  Стимпанк из литературной основы вырос в конце 1990-х годов в движение творчества и образа жизни. Если в стимпанк-литературе лишь намекалось, то стимпанк-культура несёт в себе сильную составляющую декоративно-прикладного искусства. Стимпанк является критическим ответом на современные социальные и политические проблемы, продукты промышленности, которые непривлекательны, одноразовы, часто сделаны из пластика и не предполагают ремонта. Сторонники стимпанка отвергают запланированное устаревание и «верят в возможность построения лучшего будущего через переработку прошлого»[17], оптимистично настроены по поводу человеческого потенциала[62]. Энтузиасты любят посещать секонд-хэнды, блошиные рынки, антикварные магазины и специализированные сайты в поисках пригодных и интересных предметов для редизайна и самостоятельного переделывания. В целом мировоззрение представителей стимпанка двойственно: с одной стороны пессимизм по поводу силовых структур и истощения ресурсов, с другой — попытка в историческом прошлом вынести урок для будущего[17]. По мнению редактора «Мира фантастики» Бориса Невского, «в наше безумное время плавный XIX век воспринимается многими как тихая гавань, утраченная человечеством „золотая эпоха“, и потому увлечение стимпанком, также как и фэнтези, — типичный признак массового эскапизма»[7].
  
  Некоторые поклонники жанра стимпанк используют его эстетику в одежде, декоре, предметах повседневного обихода[63]. Эти проявления иногда именуются термином «Нео-викторианство (англ.)», объединяющим викторианскую эстетику, современные технологии и систему мышления[40].
  Мода
  Образ авторства Tom Banwell
  
  Элементы одежды главным образом стилизуют моду викторианской эпохи, учитывая разнообразие социальных классов и стилей[64]. Типичными элементами одежды бывают длинные платья, корсеты, юбки и турнюры для женщин; твидовые костюмы, фрак, пальто, гетры, гамаши или одежда-милитари — для мужчин. Делается акцент на аксессуарах: карманные часы, зонты, трости (также меч-трость), шляпы-цилиндры и котелки, очки-гогглы (англ. goggle). Современные аксессуары, например сотовые телефоны или музыкальные плееры, претерпевают редизайн для придания им «викторианского» вида. Облик может также частично повторять одежду рабочего класса викторинской эпохи (оборванная, перемазанная сажей одежда, кожаные маски, противогазы), привносить этно-культурные элементы. Аспекты моды стимпанка могут включать элементы высокой моды, нео-викторианства (англ.), стилей готической лолиты и готического аристократа[40][65]. Также встречается и своеобразное протезирование — утерянные конечности заменяются на механические части тела.
  
  В 2005 году Кейт Ламберт (англ.), известная как Като, основала первую компанию «Steampunk Couture», выпускающую одежду в стиле стимпанк[66]. В 2013 году IBM, проанализировав полмиллиона блогов, комментариев, социальных сетей, новостных ресурсов в интернете, пришла к выводу, что стимпанк, вдохновлённый одеждой, нравами, технологиями викторианского общества, станет главным трендом в розничной торговле[67][68]. Дома высокой моды как Prada[69], Dolce & Gabbana, Versace, Chanel[70] и Christian Dior[68] уже представляли свои стимпанк-варианты на модных показах. В одной из серий шоу «Топ-модель по-американски» 2012 года участницы позировали в стимпанк-образах на фоне паровоза[71].
  Музыка
  «Abney Park»
  
  На данный момент стимпанк как полноценное музыкальное направление отсутствует. Вместе с тем существует ряд музыкальных коллективов, позиционирующих себя как «стимпанковские»[48]. Главным образом это группы, играющие в жанрах арт-рок, дарк кабаре, дарквэйв и индастриал[72]. «Стимпанковость» групп выражается главным образом в нео-викторианском антураже, соответствующих текстах и, в ряде случаев, присутствием в музыке осовремененных мотивов и мелодических приёмов, присущих музыкальным произведениям конца XIX века. К числу таких групп можно отнести:
  
   «Abney Park» — группа, сочетающая индастриал и дарк-кабаре, основана в Сиэтле, США в 1997. В своём творчестве использует элементы стимпанка, электроники и народной музыки разных стран мира[5].[73][74]
  
   Vernian Process[73][74] — группа, исполняющая дарквейв; для неё характерено обращение к более мрачным сторонам стимпанка, вроде тёмных городов и власти машин.
   «The Clockwork Dolls»[75][74] — стимпанк-трио из Балтимора, сочетающие классическую и современную музыку. Выступают не только как музыканты, но и как писатели и актёры.
   «The Clockwork Quartet» — группа из 13 человек, представляющих целый стимпанк-оркестр[75].
   «Humanwine» — бостонский дарк-кабаре/панк-кабаре дуэт, состоящий из семейной пары.
   «The Cog is Dead»[73][74] — стимпанк-группа из Флориды. Они исполняют музыку различных стилей, из разных эпох.
   «Dr. Steel»[75][74] — индастриал/хип-хоп исполнитель из Лос-Анджелеса, играющий роль безумного учёного.
   «Valentine Wolfe» — метал-группа, соединяющая эмбиент-соло басс, электронику и оперу XVIII века[5].
   «Steam Powered Giraffe»[73][74] («Жираф на паровом ходу») — театрально-музыкальная группа, основана в Сан-Диего (Калифорния, США) в 2008 г. близнецами Изабеллой и Дэвидом Беннеттами и их друзьями. Трое фронтменов группы изображают роботов, у каждого свой грим, свой костюм, свой характер и своя предыстория. Один из роботов, Рэббит (Кролик), выполнен в викторианском стиле. Во время выступлений SPG музыкальные номера перемежаются забавными интермедиями. Стиль музыки — синтез классического рока, кабаре, кантри, вестерн. Группу часто можно услышать во время стимпанк-конвентов на территории США.
   Ghostfire — стимпанк-группа из Лондона. Их музыка включает элементы фолк музыки и морской тематики.
   Voltaire — современный кубино-американский автор и исполнитель в жанре «дарк-кабаре», aвтор серии книг на тему готической субкультуры, романов «Call of the Jersey Devil» и «The Legend of Candy Claws» и сборников графических новелл «Chi-chian», «Oh My Goth!» и «DEADY».
   «Стимпанк в Ростове» — российская музыкальная группа из Ростова-на-Дону[76].
  
  Стимпанк появляется также в работах музыкантов, не причисляющих себя к стимпанку: клип Дэвида Гетты и Ники Минаж на песню «Turn Me On», клип группы Panic! At The Disco на песню «The Ballad Of Mona Lisa», альбом «Clockwork Angels» (2012), тур рок-группы Rush[77], некоторые видеоклипы и туры симфоник-метал группы Therion.
  Типичные элементы мира
  Переписать
  
  Этот раздел должен быть полностью переписан.
  На странице обсуждения могут быть пояснения.
  Реально существовавший прототип паровой пушки (1829, Россия)
  40-дюймовый телескоп-рефрактор Йеркской обсерватории, крупнейший в мире на момент сооружения. Фото 1926 года.
  Лифт на Эйфелеву башню
  
  Стимпанк представляет традиционную форму производящей экономики и индустриальную эстетику, где существуют большие понятные механизмы, выраженные гендерные различия в моде и поведении, прогресс[78]. Стимпанк использует атмосферу исторической эпохи с наложением «сумасшедшей науки» (mad science). Встречаются не только изобретения высоких технологий, но и также оружие на псевдонаучной энергии, оживлённые заводные существа, аэропланы и прочие механизмы, работающие не по законам физики и механики. Нередко встречаются в произведениях жители фэнтезийного происхождения, владеющие магией, которая в сюжете вступает в противостояние с наукой и развивающимися технологиями[79].
  
  Характерные элементы мира стимпанка:
  Антураж
  
   Газовое и частично свечное освещение улиц и домов[6].
   Урбанистический антураж: фабричные трубы из красного кирпича, пасмурное небо грязно-серого цвета, смог, булыжные мостовые, уличные газовые фонари, магазины, лавки, театры, городские трущобы. Соответственно, общая достаточно мрачная атмосфера[6].
   Информационные технологии викторианской эпохи: уличные газеты, напоминающие кассовые аппараты, неэлектронные счётные машины (арифмометр, вычислительная машина Бэббиджа[6] и тому подобные), телеграф, в ряде случаев — пневмопочта и пневмотранспорт.
   Общественные настроения конца XIX-начала XX веков — снижение роли церкви, вера в прогресс и науку, остаточные понятия о чести, пуританство (по крайней мере, внешнее) и подобное. В ряде случаев — мистицизм, сектантство, нигилизм, а также порождаемые расслоением общества революционные настроения.
   Викторианские персонажи[6]: безумные учёные и инженеры а-ля Виктор Франкенштейн, преступники-маньяки вроде Джека-Потрошителя и «идейные» преступники (профессор Мориарти), отважные путешественники (Филеас Фогг), детективы разряда Шерлока Холмса, растлённые аристократы (Дориан Грей), агенты тайной полиции, шпионы, революционеры, уличные продавцы, пролетарии, капиталисты-промышленники (буржуа), мелкие служащие и клерки, светские хлыщи, проститутки, добропорядочные семейные граждане, мальчишки-беспризорники, первые феминистки — образованные и решительные юные дамы, интересующиеся наукой и стремящиеся к приключениям.
  
  Технологии и оружие
  
   Технологии, основанные на принципах механики и паровых машинах, достигших высоких степеней развития[6]: паровозы, паротурбовозы, гражданские и боевые корабли на паровом ходу, в том числе весьма крупных размеров (океанские лайнеры и дредноуты[6]), паробусы, паровые экипажи, дирижабли, примитивные аэропланы (часто на паровом ходу), роботы и прочие (зачастую весьма загадочные) механизмы, сделанные из клёпаного металла, медных труб и дерева. Машины в изобилии снабжены рычагами и приборами с аналоговыми циферблатами и стрелками. Распространено применение паровых турбин в качестве быстроходных двигателей для разнообразных индустриальных машин — насосов, сепараторов, циркулярных пил, станков, альтернаторов. Нефункциональное украшение приборов и машин. Внешний вид машин, как правило, выдерживается в стилистике викторианской Англии.
   Начальный уровень развития электричества — телеграф, примитивные дуговые лампы, опыты с электричеством в стиле работ Николы Теслы[6].
   Оружие времён промышленной революции и вариации на его тему: револьверы[6], однозарядные и магазинные винтовки, ранние образцы автоматических винтовок, ранние образцы пулемётов (весьма популярен пулемёт Гатлинга[6]), нарезные артиллерийские орудия, ранние образцы танков, аэростаты, дирижабли, могут присутствовать ранние образцы самолётов. Ограниченное употребление холодного оружия, такого, как шпаги, сабли, ножи. Особый аксессуар — клинок, размещённый внутри трости.
  
  К атрибутам альтернативно-исторического стимпанка чаще всего добавляется следующее[6]:
  
   Фантастические транспортные средства и летательные аппараты, в том числе боевые, основанные на паровых двигателях либо каких-то иных источниках энергии. При этом возможности подобной техники могут поражать воображение, демонстрируя антигравитацию и прочие фантастические явления. Дизайн машин, как правило, выдерживается в стилистике викторианской Англии.
   Широкий спектр фантастического парового оружия, от стрелкового до артиллерийского.
   Супероружие — тяжёлые паровые пушки, колоссальные танки, в ряде случаев — электрические пушки и «лучи смерти» (некое подобие лазерного оружия).
   Искусственный разум — автоматоны и подобное, созданные без применения электричества и компьютерных технологий.
  
  Существовавшие образцы техники с паровым приводом
  
   Машина-амфибия Оливера Эванса, 1805
  
   Омнибус на паровом ходу, 1875
  
   Паровой трамвай, 1883
  
   Дирижабль Жиффара с паровым приводом, 1884—1885
  
   Паровоз Sierra № 3 1891 года, переделанный в машину времени для фильма «Назад в будущее 3»
  
   Гоночный паровой автомобиль, 1903
  
   Паровой грузовик, 1908
  
   Гусеничный трактор, 1908
  
   Паролёт Максима, 1912
  
   Автопоезд, ок. 1900—1913
  
   Крейсер «Аврора», 1917
  
   Паровой танк, 1918
  
   Каток, ок. 1920-е
  
   Обтекаемый паровоз ИС, 1937
  
  См. также
  
   Ретротроника
   Технотриллер
  
  Примечания
  ↑ Показывать компактно
  
  steampunk. Oxford Dictionaries | English. Дата обращения 29 ноября 2017.
  What The Hell Is Steampunk? (англ.). HuffPost UK. Дата обращения 31 августа 2017.
  Kimberly Burk. Creating the Future-Past: Understanding Steampunk as Triadic Movement (англ.) // Brandeis University : диссертация. — Waltham, 2010.
  Frauke Matz. Punk Tales / Anne E. Duggan Ph.D, Donald Haase Ph.D, Helen J. Callow. — Folktales and Fairy Tales: Traditions and Texts from around the World, 2nd Edition [4 volumes]: Traditions and Texts from around the World. — ABC-CLIO, 2016. — С. 834—835. — 1751 с. — ISBN 9781610692540.
  Presentations of the 2010 Upstate Steampunk Extravaganza and Meetup / Gypsey Elaine Teague. — Cambridge Scholars Publishing, 2011. — С. 132. — 199 с. — (EBSCO ebook academic collection). — ISBN 1443830747.
  М. Попов, Б. Невский. Очарованные паром // Журнал «Мир Фантастики». — М., 2006. — Март (№ 3(31)). — С. 84—92.
  Борис Невский и Михаил Попов. Стимпанк: что это такое (рус.), Мир фантастики (18.03.2006). Дата обращения 17 октября 2017.
  Sheidlower, Jesse. Science Fiction Citations (March 9, 2005). Дата обращения 10 мая 2008. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  Василий Владимирский. Киберпанк мёртв, а он ещё нет. Брюс Стерлинг // Мир фантастики. — 2012. — № 3 (103). — С. 54.
  Kahn, Eve M.. Prisoner Art at Eastern State Penitentiary, Philadelphia (англ.), The New York Times (21 июля 2011). Дата обращения 17 октября 2017.
  Jeff VanderMeer,S. J. Chambers. The Steampunk Bible: An Illustrated Guide to the World of Imaginary Airships, Corsets and Goggles, Mad Scientists, and Strange Literature. — Abrams, 2012. — С. 58. — 224 с. — ISBN 1613121660.
  Laura Lambert; Hilary W. Poole; Chris Woodford; Christos J. P. Moschovitis. Internet: A Historical Encyclopedia. — ABC-CLIO, 2005. — 767 с. — ISBN 1851096590.
  Борис Невский. Русский стимпанк. МИР ФАНТАСТИКИ И ФЭНТЕЗИ. old.mirf.ru. Дата обращения 8 июля 2017.
  Ottens, Nick. The darker, dirtier side (недоступная ссылка) (2008). Дата обращения 20 февраля 2011. Архивировано 17 июля 2011 года.
  FEATURES: Steaming Celluloid (недоступная ссылка). Matrix Online3. Дата обращения 20 февраля 2011. Архивировано 21 февраля 2009 года.
  Strickland, Jonathan. Famous Steampunk Works. HowStuffWorks. Дата обращения 18 мая 2008. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  Rob Latham. The Oxford Handbook of Science Fiction. — Oxford University Press, 2014-09-01. — С. 435—444. — 641 с. — ISBN 9780199838851.
  The little black book: Books / Sophie Lewis, Lucy Daniel. — Titus Alone. — Octopus publishing, 2007. — 439 с. — ISBN 978-1-84403605-9.
  Nevins Jess. Heroes & Monsters: The Unofficial Companion to the League of Extraordinary Gentlemen. — Monkey Brain Books, 2003. — ISBN 193226504X.
  Bebergal, Peter. The Age of Steampunk, The Boston Globe (August 26, 2007). Дата обращения 10 мая 2008.
  Lupoff, Richard & Stiles, Steve. The Adventures of Professor Thintwhistle and His Incredible Aether Flyer (англ.) // Heavy Metal. — 1980. — Февраль (т. 3, № 10). — С. 27–32.
  Braiker, Brian. Steampunking Technology: A subculture hand-tools today's gadgets with Victorian style, Newsweek (October 31, 2007). Дата обращения 21 ноября 2010.
  Sharon Steel. Steam dream: Steampunk bursts through its subculture roots to challenge our musical, fashion, design, and even political sensibilities. The Boston Phoenix (May 19, 2008). Дата обращения 27 сентября 2008. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  von Slatt, Jake. The Steampunk Workshop. Дата обращения 10 мая 2008. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  Farivar, Cyrus. Steampunk Brings Victorian Flair to the 21st Century. National Public Radio (February 6, 2008). Дата обращения 10 мая 2008. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  Steampunk Art And Design Exhibits In The Hamptons | |. www.hamptons.com (2008). — «Steampunk is not considered 'Outsider Art,' but rather a tightly focused art movement whose practitioners faithfully borrow design elements from the grand schools of architecture, science and design and employ a strict philosophy where the physical form must be as equally impressive as the function.». Дата обращения 29 ноября 2017.
  Jackie. Paris Metro Travel: Full Steam(punk) Ahead at Arts et Métiers, Europe on Track (13.10.2013). Архивировано 7 апреля 2014 года.
  Paris' steampunk Arts et Métiers Metro station // In pictures – On the Luce travel blog (англ.), On the Luce travel blog (7 ноября 2011). Дата обращения 29 ноября 2017.
  Kinetic Steam Works (2006-2008). Дата обращения 10 мая 2008. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  Tristan "Loupiote" Savatier. Kinetic Steam Works' Case traction engine Hortense (2007). [ttps://www.webcitation.org/65CSlZdDI Архивировано] 4 февраля 2012 года.
  Five Ton Crane (2010). Архивировано 4 февраля 2012 года.
  Xeni Jardin. Steampunk Tree House (недоступная ссылка). Boing Boing TV (24 January 2008). Дата обращения 24 сентября 2011. Архивировано 24 января 2008 года.
  Orlando, Sean. Steampunk Tree House (2007–2008). Дата обращения 10 мая 2008. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  Steampunk Tree House debuts at Dogfish in Milton (2 July 2010). Архивировано 6 июля 2010 года.
  Steampunk Treehouse Finds Home At Dogfish (недоступная ссылка). Dogfish Head Craft Brewery (21 June 2010). Дата обращения 24 сентября 2011. Архивировано 25 июня 2010 года.
  Maker Faire: The Neverwas Haul | Make: (англ.), Make: DIY Projects and Ideas for Makers (18 апреля 2007). Дата обращения 29 ноября 2017.
  Oamaru’s New Friendly Bay Playground Officially Opened (англ.), Oamaru Life (11 октября 2013). Дата обращения 23 октября 2018.
  Eleanor Ainge Roy. How an ordinary New Zealand town became steampunk capital of the world (англ.). the Guardian (30 August 2016). Дата обращения 23 октября 2018.
  Lev Grossman. Steampunk: Reclaiming Tech for the Masses, Time (December 14, 2009).
  La Ferla, Ruth. Steampunk Moves Between 2 Worlds, New York Times (May 8, 2008). Дата обращения 21 ноября 2010.
  Стимпанк фильмы и аниме: лучшие и главные | Мир фантастики и фэнтези
  The 10 Best Steampunk Movies You Should Watch Taste of Cinema - Movie Reviews and Classic Movie Lists
  The Best Steampunk Movies Of All-Time - Cinema Dailies
  Ceceri, Kathy. STEAMPUNK WEEK: The Mysterious Geographic Explorations of Jasper Morello (англ.), WIRED. Дата обращения 30 мая 2018.
  Афиша неформатных событий
  STEAM Fest 2011. Дата обращения 17 октября 2017.
  MELENA RYZIK. Telescope Takes a Long View, to London, New York Times (May 21, 2008). Дата обращения 5 августа 2008.
  Caroline Sullivan. Tonight I'm gonna party like it's 1899, London: Guardian (October 17, 2008). Дата обращения 17 октября 2008.
  Testing the Telectroscope (англ.), Londonist (5 июня 2008). Дата обращения 29 ноября 2017.
  The Steampunk movement in Oxford (англ.) (26 октября 2009). Дата обращения 29 ноября 2017.
  Steampunk. Museum of the History of Science, Oxford. — «Imagine the technology of today with the aesthetic of Victorian science.».
  Новости — «Олдтаймер-Галерея» Ильи Сорокина
  YouTube full-color icon (2017).svg Фестиваль «Александрийский пленэр». 25 июля 2015 года. Петергоф, парк "Александрия".
  ПАНОПТИКУМ festival. vk.com. Дата обращения 26 апреля 2018.
  Lev Grossman. Steampunk: Reclaiming Tech for the Masses (англ.) // Time. — 2009-12-14. — ISSN 0040-781X.
  How Steampunk Works (англ.), HowStuffWorks (15 February 2008). Дата обращения 29 ноября 2017.
  Airships: Conquer the Skies в Steam. store.steampowered.com. Дата обращения 27 марта 2018.
  The World Of Dishonored (англ.). Game Informer. Дата обращения 29 ноября 2017.
  Irrational Games takes Bioshock to the clouds, variety.com. (5.01.2013). Дата обращения 29 ноября 2017.
  Building A Machine for Pigs and expanding the universe of Amnesia (англ.), Engadget. Архивировано 21 июня 2012 года. Дата обращения 29 ноября 2017.
  Victorium
  Swerlick, Andrew. Technology Gets Steampunk'd (недоступная ссылка) (May 11, 2007). Дата обращения 4 августа 2008. Архивировано 9 декабря 2007 года.
  Rauchfuss, Marcus. Steampunk Aesthetics (July 1, 2008). Дата обращения 9 февраля 2010. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  Jeff VanderMeer, Desirina Boskovich. Fashion. — The Steampunk User's Manual: An Illustrated Practical and Whimsical Guide to Creating Retro-futurist Dreams. — Abrams, 2014-10-07. — 422 с. — ISBN 9781613127087.
  Andrew Ross Rowe. What Is Steampunk? A Subculture Infiltrating Films, Music, Fashion, More. MTV (September 29, 2008). Дата обращения 14 октября 2008. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  Moriarty Viccar. Steampunk Couture. Steampunk Journal (20.02.2014).
  The Birth of a Trend (англ.). www-03.ibm.com (14 January 2013). Дата обращения 29 ноября 2017.
  Erin Skarda. Will Steampunk Really Be the Next Big Fashion Trend? (англ.) // TIME. — 2013. — 17 января.
  Sci-Fi Actors Wearing Steampunk Clothes Designed By Prada (англ.), Tor.com (25 июня 2012). Архивировано 11 декабря 2013 года. Дата обращения 29 ноября 2017.
  Steampunk Couture Hot on the Runway (and We’re Not Talking Airships) (англ.). steampunkworkshop.com. Дата обращения 29 ноября 2017.
  Lw. America's Next Top Model goes STEAMPUNK | LacedAndWaisted. America's Next Top Model goes STEAMPUNK | LacedAndWaisted (30 сентября 2012). Дата обращения 29 ноября 2017.
  Simon Price. Album: The Men That Will Not Be Blamed for Nothing, This May Be the Reason (Leather Apron) (англ.), The Independent (11.03.2012). Дата обращения 7 декабря 2017.
  Стимпанк музыка: главные группы | Музыка | Мир фантастики и фэнтези
  Defining and Defying Genre: The Dilemma of Steampunk Music | Tor.com
  Gypsey Elaine Teague. Steampunk Music. — Steampunk Magic: Working Magic Aboard the Airship. — Weiser Books, 2013-03. — С. 204. — 226 с. — ISBN 9781578635399.
  Inna.Kowalska. Steampunk in Rostov (song Inna Kowalska) Стимпанк в Ростове (music) (17 февраля 2017). Дата обращения 27 марта 2018.
  Mark Rossmore. Steamstock: An Antiquarian Exposition. steampunk-music.com. Дата обращения 7 декабря 2017.
  Стратегический сценарный прогноз. Пермский край, Россия и мир — 2030 / под. ред. проф. А.И. Агеева. — М.: Институт экономических стратегий РАН, РУБИН, 2016. — С. 224-225. — ISBN 978-5-93618-245-7.
  
   Jay Barrell. Universal Decay: Dead Stars Rule Book, Revised, 2nd Edition. — Lulu.com, 2013-11-18. — С. 225. — 364 с. — ISBN 9780988368934.
  
  Литература
  Стимпанк:
  
   Значения в Викисловаре
   Цитаты в Викицитатнике
   Медиафайлы на Викискладе
  
   П:Портал «Фантастика»
  
   Brooks Landon. Science Fiction After 1900: From the Steam Man to the Stars. — Routledge, 2014. — 286 с. — ISBN 1136761187.
   Paul K. Alkon. Science Fiction Before 1900: Imagination Discovers Technology. — Routledge, 2013. — 198 с. — ISBN 1134980566.
   Nader Elhefnawy. Cyberpunk, Steampunk and Wizardry: Science Fiction Since 1980. — 2015. — 324 с.
   Jeff VanderMeer, S. J. Chambers. The Steampunk Bible: An Illustrated Guide to the World of Imaginary Airships, Corsets and Goggles, Mad Scientists, and Strange Literature. — Abrams, 2012. — 224 с. — ISBN 1613121660.
   Philip Smith, Joseph A. McCullough. Steampunk Soldiers: Uniforms & Weapons from the Age of Steam. — Bloomsbury Publishing, 2014. — 156 с. — ISBN 1472807049.
  
  
  
  
  
  Стимпанк: что это такое
  Борис Невский и Михаил Попов
  18.03.2006
  Миры
   31 (Март 2006)
  27 222
  18 минут на чтение
  3
  32
  Стимпанк — жанр фантастики о мирах, где паровые машины и другие ретро-технологии не исчезли, а достигли высочайшего развития.
  По улицам Лондона шагает огромный жестяной робот. В его клепаной голове — отсек управления, где сидит сумасшедший ученый в пенсне и смокинге. Он крутит педали, дергает за рычаги, стараясь увести машину подальше от приближающегося дирижабля с эмблемой британских ВВС на борту. Дирижабль неуправляем и явно идет на таран. Он пострадал от разряда из излучателя Теслы, установленного на немецком паровом танке, который тайком перебрался сюда по дну Ла-Манша и вот-вот прорвется к Букингемскому дворцу. Королеву защищает отборный взвод шотландских магов под командованием Шерлока Холмса, бравый Ван Хельсинг и Человек-невидимка. Всё это — стимпанк.
  
  Классические вселенные стимпанка стилизуются авторами под Америку или Европу (прежде всего Англию) второй половины 19 века, эпоху раннего капитализма с характерным фабрично-городским пейзажем и резким социальным расслоением. И неважно, что действие может разворачиваться в далеком будущем или на другой планете. Стимпанк возник как литературный жанр, но популярность обрел во многом благодаря комиксам, ролевым играм, телесериалам и аниме.
  Лучшие фильмы, книги и прочее в жанре стимпанк
  Что почитать? 10 главных книг стимпанка 1
  Стимпанк: книги. 10 лучших и главных
   11.04.2016
  
  Всё лучшее, что написано о дирижаблях, паровозах, леди и джентльменах.
  5 главных комиксов стимпанка
  5 главных комиксов стимпанка
   12.04.2016
  
  Капитан Немо, Никола Тесла, доктор Джекилл и девушка с паровой рукой.
  Главная музыка стимпанка 1
  Стимпанк-музыка. 5 главных групп
   13.04.2016
  
  Стимпанк — не музыкальный стиль. Но он объединяет множество отличных музыкантов, которые вдохновляет романтика парового века.
  10 главных игр стимпанка
  Стимпанк: игры. 10 лучших и главных
   14.04.2016
  
  От стратегий и старых RPG до плутовских симуляторов и интерактивного кино. А также немного дизельпанка.
  Лучшие настольные игры стимпанка
  Лучшие настольные игры стимпанка
   15.04.2016
  
  Пять ярких и разнообразных настолок, использующий различные элементы стимпанковской атрибутики.
  10 главных фильмов и мультфильмов стимпанка 2
  Стимпанк: фильмы и аниме. 10 лучших и главных
   16.04.2016
  
  Аниме Миядзаки, безумство французов, комедии американцев и забытый шедевр из Чехии.
  Стимпанк
  
  Многие представляют себе стимпанк именно таким.
  Не кипятитесь, панки!
  
  Первый вопрос, который здесь может возникнуть, — а почему, собственно, «панк»? Как и в случае с киберпанком (см. «МФ» №6, февраль 2004), вторая часть названия означает лишь то, что произведения этого поджанра фантастики основаны на «панковских» идеях в их самом общем понимании.
  
  Иначе говоря, слово «панк» в таких случаях подразумевает не злобных хулиганов с разноцветными волосами и татуировками «Анархия» на лбу, а персонажей — ярких индивидуалистов, противостоящих системе, традициям, предрассудкам, и ставящих себя выше любых государственных или общественных институтов.
  «Машина различий» Гибсона и Стерлинга: одна из первых книг, названных «стимпанком».
  
  «Машина различий» Гибсона и Стерлинга: одна из первых книг, названных стимпанком.
  
  Термин «стимпанк» впервые употребили два друга-писателя Джеймс Блэйлок и Кевин Джетер во время дискуссии на страницах журнала Locus в 1987 году. Термин возник как пародийное противопоставление киберпанку, поэтому ранний стимпанк создавался по традиционным сценариям своего «старшего брата» с механическим переносом действия в реальность, где хозяйничают паровые технологии. Хакеры, искусственный интеллект, корпорации, государственная машина — все это просто помещалось в обстановку 19 века со скидкой на соответствующие технологии. «Панковское» отношение главных героев к окружающей действительности сохранялось без каких-либо существенных изменений.
  
   Я был бы рад, если бы на нее (книгу «Машина различий» — «МФ») не навешивали ярлыки. Я слышал разговоры про какой-то «стимпанк», но не думаю, что это приживется.
  
   Брюс Стерлинг
  
  Первые стимпанковские произведения были манифестом социально-философского пессимизма и в этом смысле ничем не отличались от киберпанка. Чаще всего история разворачивалась в какой-либо не слишком благополучной «альтернативной» вселенной (равнозначной Европе или США 19 века).
  
  Антиутопия украшалась стилистикой нуара, к ней добавлялись выразительные и общепонятные мотивы бульварной фантастики (пронырливые детективы, гениальные ученые, Дикий Запад, таинственные древние расы) — и новый жанр готов! Позднее в стимпанк влились более позитивные элементы — романтическое очарование науки, утопизм, эстетика «старой доброй Англии». Именно таким мы знаем его теперь.
  На всех парах
  
  С «панком» мы разобрались — но как быть с паром? В отличие от киберпанка, стимпанк основан на реальных или, по крайней мере, условно допустимых технологиях. Уровень развития науки в стимпанке традиционно ориентируется на викторианскую эпоху. Прежде всего, здесь следует упомянуть обширное использование энергии пара — это и дало название всему жанру.
  first steam engine
  
  Эолипил. Герон построил его как игрушку, не собираясь применять на практике.
  
  Строго говоря, энергия пара была покорена не британцами, а греками. Еще в 1 веке нашей эры Герон Александрийский создал эолипил («шар Эола» — бога ветра) — вращающийся под давлением пара металлический шар.
  
  Совпадение это или нет, но за 700 лет до этого в той же Греции (на острове Коринф) был построен так называемый «диолкос» — вырубленные в известняке параллельные колеи для транспортировки судов посуху (прообраз современной железной дороги). Данные изобретения никак не были связаны друг с другом, однако вполне можно утверждать, что греки имели теоретическую возможность разработать паровой железнодорожный транспорт почти на 2000 лет раньше, чем подобное произошло. Именно это обстоятельство делает правомерным существование «архаичных» разновидностей стимпанка.
  
  Кто создал паровой двигатель, решить сложно. В разное время над ним (с переменным успехом) работали Томас Сэйвери (1698), Томас Ньюкомен (1712) и Джеймс Ватт. Последний и вошел в историю как «изобретатель» паровой машины (он запатентовал ее в 1769 году), однако на самом деле он просто усовершенствовал устройства, созданные до него. Отдельно следует упомянуть русского крепостного механика Ивана Ползунова — он создал паровую машину в 1764 году, причем, в отличие от Ватта, делал ее с нуля, не имея перед глазами действующих образцов.
  
  Если определять стимпанк как период активного применения паровых машин, то его началом будет 1707 год, когда французский физик Дени Папин сконструировал первую лодку с паровым двигателем. О ней известно очень мало — речные паромщики быстро почуяли конкуренцию и сломали аппарат.
  Clermont[1]
  
  Пароход «Клермонт». Первая «ласточка» парового флота.
  Крупномасштабное коммерческое использование паровых машин началось в 1807 году с рейсов пассажирского парохода «Клермонт», построенного американцем Робертом Фултоном. Предприятие оказалось неожиданно прибыльным, а пароходы — живучими. Уже через десять-пятнадцать лет они серьезно потеснили парусные суда.
  
  Что касается «сухопутных» паровых машин, то пальму первенства здесь следует отдать Николя Жозефу Куньо (1725—1804). Именно он в 1769 году догадался поставить паровой котел на тележку, чтобы возить тяжелые пушки. Его «fardier a vapeur» (паровая телега) могла перевозить груз весом в четыре тонны и развивала скорость до 4 километров в час. В 1771 году «паровая телега» Куньо случайно врезалась в стену. Это был первое в мире дорожно-транспортное происшествие с участием «автомобиля».
  
  Английский изобретатель Ричард Тревитик (1771—1833) продолжил дело Куньо и в 1801 году представил на суд публике «Пыхтящего Дьявола» — первый компактный паровой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, а два года спустя — более удачный «Лондонский паровой экипаж».
  
  В 1804 году Тревитик создает первый в мире паровоз, который работал всего несколько лет (он быстро приводил рельсы в негодность, так как был слишком тяжел для путей, рассчитанных на небольшие вагоны с «лошадиным приводом»).
  
  Паровозы и пароходы не только «приблизили» друг к другу города и континенты. Их мощь в то время казалась невероятной. Всего за сотню лет наука сделала такой скачок вперед, что люди, в молодости ездившие на лошадях и даже не мечтавшие увидеть другие страны, теперь могли повторить путешествие Магеллана всего за несколько месяцев. Казалось, будто для человечества больше не осталось преград.
  «Ламборгини» эпохи стимпанка — Stanley Steamer сборки 1923 года.
  
  Паромобили требовали времени на разогрев, имели плохую динамику разгона, но на протяженных участках могли достигать скорости свыше 150 км/ч. Например, автомобиль Stanley Steamer в 1906 году разогнался до 205,5 км/ч.
  
  Но паровой двигатель царил на планете лишь чуть более 150 лет. К концу Второй мировой войны он безвозвратно уступил лидерство двигателям внутреннего сгорания. Стимпанк не состоялся, причем это было неизбежно. Почему? Причины здесь чисто практические.
  
  Да, у паровых двигателей есть свои преимущества. Они неразборчивы к источнику тепла и могут вырабатывать механическую энергию практически на любом топливе. Еще одно преимущество паровых двигателей — нечувствительность к перепадам давления. Это обнаружилось лишь тогда, когда паровозы на высокогорных рейсах сменились тепловозами. При подъеме на значительную высоту последние резко теряли мощность. Сегодня в горах Швейцарии и Австрии до сих пор ходят паровозы.
  
  Однако у паровых двигателей есть один — самый главный — недостаток, перечеркивающий все достоинства. Их коэффициент полезного действия (КПД) равен всего 5%, в то время как двигатели внутреннего сгорания работают при 25% эффективности. Именно поэтому в начале 20 века паровые двигатели проиграли соревнование с дизельными — они неэкономно расходовали тепло, были слишком тяжелы (непригодны для установки на летательных аппаратах) и не могли обеспечить высокую мощность при значительном уменьшении размеров.
  Это интересно
  
  Лайнер «Королева Елизавета», построенный в 1938 году, был самым крупным пароходом в мире.
  
  В 1800 году Роберт Фултон создал для Наполеона Бонапарта первую в мире полноценную подводную лодку — «Наутилус».
  
  В честь одного из главных конструкторов первой паровой машины названа единица мощности во всех областях физики и техники.
  
  Абсолютный рекорд скорости для паровозов был поставлен локомотивом «Дикая утка» серии LNER Class A4 (своими обтекаемыми формами он больше напоминал современные японские супер-поезда). 3 июля 1938 года он развил 201,2 километров в час.
  
  Стимпанк: что это такое 2
  
  Стимпанк: что это такое 1
  
  
  Машины стимпанка — «Наутилус» Фултона и «Дикая утка».
  Виктория и её эпоха
  queen-victoria[1]
  
  Королева Виктория — «бабушка» стимпанка.
  Применительно к стимпанку часто говорят — «викторианская эпоха»… Но что это такое? Имеется в виду Британская империя в период с 1837 по 1901 год — время правления королевы Виктории, эра спокойствия, процветания, упрочения власти в колониях.К концу 19 века Британия была мощнейшим государством в мире. Ее население составляло свыше 500 миллионов человек (примерно четверть всего человечества), площадь территорий — свыше 37 миллионов квадратных километров (около трети всей суши Земли).Небывалое развитие науки, стремительная индустриализация, проведение первой Всемирной Торговой выставки (1851), массовая прокладка железных дорог, открытие лондонского метро (1863), электрическое уличное освещение (1882)…Людей буквально опьяняла вера в бесконечную силу рационального мышления. Иначе говоря, начиналась эпоха стимпанка — начиналась, но так и не началась.
  Откуда взялся?
  
  Стимпанк появился не на пустом месте. «Дедушкой» жанра именуют Жюля Верна (статью о нем читайте в разделе «Книжный ряд»), чьи «20 тысяч лье под водой», «Робур-завоеватель», «Паровой дом» оказали серьезное влияние на стилистику и антураж современных авторов. Равно как и книги других знаменитых писателей викторианской эпохи — Герберта Уэллса, Марка Твена, Эдгара По, Артура Конан Дойля. Именно поэтому западные критики относят избранное творчество этих авторов к «классическому» стимпанку.
  
  Следующая ступенька — «прото-стимпанк», авторы которого, современные фантасты, эстетики ради стилизовались под классиков 19 века. Здесь выделяются «Бомба королевы Виктории» Рональда Кларка, «Машина пространства» Кристофера Приста, «Врата Анубиса» Тима Пауэрса, «Гомункулус» Джеймса Блейлока, «Ночь Морлока» Кевина Уэйна Джетера и «Да здравствует трансатлантический тоннель, ура!» Гарри Гаррисона. Стоит отметить и написанный в традициях Жюля Верна цикл Майкла Муркока про Освальда Бастейбла.
  
  В последнее время стимпанк трактуют предельно широко, понимая под ним любой вариант размещения современных (псевдосовременных) технологий в прошлом — от каменного века до викторианской эпохи. Все то, что сейчас называют «стимпанком», можно условно поделить на две большие категории: альтернативно-исторический (оригинальный) стимпанк и фэнтези-стимпанк.
  Альтернативно-исторический стимпанк
  
  Такой стимпанк стилизуется под мир 19 — начала 20 веков и сознательно противопоставлен кибернетическому настоящему и будущему. Часто героями АИ-стимпанка становятся реальные исторические лица либо литературные персонажи классиков той эпохи.
  
  Наиболее характерны авторские стилизации под Англию правления королевы Виктории и ее преемника Эдуарда. Знаковое произведение, после которого стимпанк из курьеза превратился в явление, — роман Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Машина различий» (1992). Это фактически манифест стимпанка, имевший для него такое же значение как «Нейромант» Гибсона для киберпанка. В нем фигурируют такие знаковые вещи, как разностная машина Бэббиджа, превратившаяся в суперкомпьютер, прогрессивные технологии связи, присваивание всем подданным Британской империи уникального цифрового индекса, «машинные» вирусы на перфокартах и глобальные политические интриги. Забавно, что именно ведущие авторы киберпанка, решив описать Англию 19 века, где Чарльзу Бэббиджу удалось построить прото-компьютер, как бы походя вдохнули жизнь в новое фантастическое направление. В итоге — киберпанк давно мертв, зато стимпанк цветет и пахнет…
  
  Образчиком АИ-стимпанка служат комиксы Алана Мура и Кевина О’Нила о Лиге выдающихся джентльменов, а также одноименная экранизация Стивена Норрингтона. Перед нами — альтернативная Англия 1898 года, покой которой охраняют знаменитые герои классических литературных произведений вроде Человека-невидимки и следопыта Алана Куотермейна. Их противники также традиционны — преступное сообщество доктора Фу-Манчу, марсиане Уэллса, мегаломаньяк профессор Мориарти. Антураж паропанка отлично передан в цикле детской фантастики Лемони Сникетта «33 несчастья» и особенно в одноименном фильме Брэда Сильберлинга.
  Лига выдающихся джентльменов
  
  «Лига выдающихся джентльменов». В комиксе были все персонажи викторианской эпохи — от профессора Мориарти до доктора Моро.
  
  Паровые технологии в АИ-стимпанке могут преобладать благодаря естественному ходу событий или внедряться насильственным путем. Например, в мире ролевой игры Space: 1889 (пародия на сериал Space: 1999) великий изобретатель Томас Эдисон открыл новые свойства эфира, благодаря которым удалось построить паровые эфир-флайеры, способные преодолевать космическое пространство. А после того, как на Марсе был найден особый лишайник с антигравитационными свойствами, небеса над Землей и ее планетарными колониями заполонили гигантские дирижабли.
  
  А вот в трилогии «Великая Зима» австралийца Шона Мак-Маллена ситуация иная. 40 век, Земля угнетена искусственным интеллектом, который наложил запрет на развитые технологии, из-за чего человечество отброшено в развитии на тысячи лет назад. Вначале люди пользовались паровыми двигателями, которые сменили машины, работающие на энергии солнца и ветра. Все электронное безжалостно уничтожается…
  
  Герой комикса «Замечательные миры Финнеаса Фаддла», изобретя в 1902 году машину времени, тут же бросился внедрять паровые технологии и викторианскую мораль в разных эпохах — древнем Египте, Индии, средневековой Европе. Это вызвало хроноклазм и изменило историю.
  
  Еще одна модель АИ-стимпанка — стилизация под Америку периода покорения Дикого Запада. Большую популярность завоевал телесериал Wild Wild West, послуживший основой красивого, но излишне помпезного кинофильма Барри Зонненфельда и нескольких серий комиксов. Лихой стрелок Джим Уэст и новатор-технарь Артемиус Гордон выполняют задания президента США, постоянно сталкиваясь с властолюбивыми и алчными негодяями.
  Фильм «Дикий дикий запад» основан на старом телесериале.
  
  Фильм «Дикий дикий запад» основан на старом телесериале.
  
  Чуть менее известны телесериалы «Приключения Бриско Каунти-младшего» и «Легенда». Крутой маршал Каунти гоняется за преступниками, пересекаясь с чокнутыми изобретателями, которые то реактивный паровоз построят, то супербомбу измыслят. А в «Легенде» автор грошовых книжек Эрнест Пратт вместе с умником Бартоком в 1876 году ведет борьбу с разными злодеями, для чего применяют кучу паровых гаджетов. Стилистика вестерн-стимпанка использована и в третьей части киноцикла «Назад в будущее».
  Назад в будущее 3
  
  Фантастический вестерн «Назад в будущее 3». Плакат этого фильма впервые в истории был нарисован на компьютере.
  
  В литературе вестерн-стимпанк распространен меньше — в основном это новеллизации вышеупомянутых сериалов и фильмов. Наиболее заметное самостоятельное произведение — тетралогия Джеймса Своллоу о стрелке Габриеле Тайлере, который вместе с индейским шаманом Пять Перьев противостоит злодею Безликому.
  
  Из других популярных произведений традиционного АИ-стимпанка стоит упомянуть «Анти-Лед» Стивена Бакстера, «Адские машины» Кевина Джетера, серии комиксов «Приключения Лютера Аркрайта» и «Тайные приключения Жюля Верна» (экранизирован как телесериал в 2002), ролевые игры Forgotten Futures и GURPS Steampunk.
  
  В России к традиционному АИ-стимпанку можно отнести «Владычицу морей» Сергея Синякина. С фэнтези-паропанком граничит «Не время для драконов» Сергея Лукьяненко и Ника Перумова, хотя это все же больше авантюрно-героическое технофэнтези. Главный герой романа, москвич Виктор, попадает в магический Серединный Мир, где властвуют стихии двух других миров — магия Мира Перерожденных и технология Мира Изнанки. Компания «Новый русский сериал» работает над экранизацией этой книги (фильм обещают выпустить в 2007 году), а студия Arise делает по ее мотивам компьютерную ролевую игру.
  
  Забавно, что западные источники в качестве образца «русского стимпанка» называют… фильм Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник»! Есть же там здоровенная паровая машина для рубки леса, никогда не существовавшая в реальности!
  Фэнтезийный стимпанк
  
  Второе магистральное течение — фэнтезийный стимпанк, действие которого происходит в абсолютно вымышленных мирах, где паровые машины благополучно уживаются с магией и привычными для фэнтези существами. Это направление во многом граничит с технофэнтези.
  
  Самый знаменитый автор «парового» фэнтези — британец Чайна Мьевилль, придумавший странный город Нью-Кробизон. Пожалуй, Мьевилль ближе всех приблизился к классическому киберпанку. Его герои — часто люди вне закона, вне морали — обитают в странном мегаполисе, напоминающем бэтменовский Готэм-сити. Техника в Нью-Кробизоне экзотическая, и чистым стимпанком цикл назвать нельзя. Впрочем, «чистого» паропанка почти никто и не сочиняет…
  Нью-Кробюзон Чайны Мьевиля: не столько паровой, сколько безумный.
  
  Нью-Кробюзон Чайны Мьевиля: не столько паровой, сколько безумный.
  
  В романе Полы Волски «Великий Эллипс» показан мир, напоминающий Европу начала 20 века, где имеется магия, адепты которой тщетно пытаются противостоять напору науки. Героиня, бесстрашная путешественница Люсиль участвует в гонке «Большой Эллипс» — явная отсылка к Жюлю Верну. Любопытный мир романов Терезы Эджертон «Луна гоблина» и «Машина гномов» населяют традиционные волшебные расы. Паровые технологии давно стали привычной деталью пейзажа, и промышленная революция вот-вот должна вызвать мощный социальный взрыв…
  
  «Арканум» — пожалуй, самая известная игра, основанная на фэнтези-стимпанке.
  
  Среди подобных произведений можно упомянуть аниме Vision of Escaflowne (1996), комиксы Ironwolf, серию компьютерных игр Thief, создавших жанр «stealth-shooter» (условно — «скрытные стрелялки»), некоторые из консольных игр Final Fantasy, а также знаменитую ролевую игру Arcanum: Of Steamworks and Magic Obscura (от компании Troika Games, 2001) — гремучую смесь фэнтези и стимпанка, где главный герой должен выбрать магический или технологический путь развития.
  Arcanum
  
  «Арканум» — пожалуй, самая известная игра, основанная на фэнтези-стимпанке.
  
  Говоря о настольных ролевых играх, следует назвать Castle Falkenstein, разработанную компанией R. Talsorian Games и позднее адаптированную под систему GURPS. В 1994 году эта игра получила престижную премию Origin. Кроме того, к фэнтези-стимпанку можно отнести Эберрон — новую официальную вселенную Dungeons & Dragons.
  
  Другие лики парового фэнтези: фильмы «Эдвард Руки-Ножницы», «Ван Хельсинг» и «Видок», роман «Элайзабел Крэй и Темное Братство» Криса Вудинга… Эти произведения принадлежат к разным направлениям, объединяют их лишь миры, где магия и мистика сосуществуют с альтернативной техникой.
  Признаки стимпанка
  
  У стимпанка есть характерные черты, признаки и «фишки», которые отличают его от других фантастических направлений. Перво-наперво — внешний стиль и атмосфера. Стимпанк — это Конан Дойль и Диккенс в мире паровых машин. Джентльмены в цилиндрах и дамы в кринолинах беспечно фланируют в паромобилях по брусчатым мостовым, которые освещены газовыми рожками. А рядом — изможденные фабричные рабочие, обитающие в гнилых трущобах и вынужденные вкалывать по 20 часов в сутки, чтобы заработать на кусок хлеба. Отсюда типичные черты раннего паропанка — подчеркнутая антиутопичность с элементами нуара и готики.
  
  Характерный признак стимпанка — паровые технологии. Средства передвижения: дирижабль, паровоз, пароход, паробус, паромобиль, паролет — все сделано из листового металла с огромными заклепками, подчеркнуто неуклюжими рычагами и приборами управления с обилием циферблатов. Механизмы покрыты маслом и сажей, извергают дым, пар, искры, они грохочут, лязгают, свистят, а при перегреве — взрываются. Оружие: громоздкие револьверы Лефоше, массивные автоматы Томпсона и пулеметы Гатлинга, чудовищные дредноуты, артиллерийские орудия и бомбы. Информационные технологии: телеграф, пневмопочта, старомодные телефоны.
  BabbageDifferenceEngine
  
  Сохранившийся фрагмент «разностной машины» Бэббиджа.
  
  Это не значит, что в стимпанке отсутствуют точные, компактные устройства. В роли своеобразной «микроэлектроники» выступают различные механические устройства — пружины, комбинации шестеренок, валики, барабаны, цепи, гирьки. Действие стимпанковских приборов также может быть основано на сложных химических реакциях или даже электроэнергии (только тогда, когда она не применяется в двигателях, иначе это будет уже не стимпанк) — например, знаменитые устройства Теслы, о которых мы рассказывали в апреле 2005 года («МФ» №20).
  
  В стимпанке возможен даже искусственный интеллект — продвинутые вычислительные машины Чарльза Бэббиджа («дифференциальный вычислитель», или «разностная машина»). Тот же Бэббидж спроектировал механический принтер (набивавший результат вычислений разностной машины на перфокарты) и пытался разработать универсальную «аналитическую машину» — по сути, обычный компьютер, только механический.
  
  Типичные персонажи стимпанка — пришельцы из викторианской эпохи, точнее, современного представления о ней. Безумные ученые и инженеры, как Виктор Франкенштейн и Робур-Завоеватель… Гениальные преступники и чудовищные маньяки, подобные профессору Мориарти и Джеку-Потрошителю… Бесстрашные путешественники и первопроходцы вроде Филеаса Фогга и Алана Куотермейна… Хитроумные сыщики — Шерлок Холмс, Нат Пинкертон…
  
  Бескомпромиссные борцы за свободу, похожие на капитана Немо… Растленные аристократы и светские хлыщи, срисованные с Дориана Грея или Джорджа Браммела… Шпионы, пролетарии, алчные капиталисты, проститутки, добропорядочные обыватели-буржуа, мальчишки-беспризорники и многие другие знаковые персонажи жизни и литературы того времени.
  Чудаки-ученые — типичные герои стимпанка.
  
  Чудаки-ученые — типичные персонажи стимпанка (кадр из фильма «Город потерянных детей»).
  
  Впрочем, к стимпанку часто относят произведения, в которых паровых технологий нет вовсе. Внимание авторов акцентируется на атмосфере, внешнем антураже, подчеркнутой эстетике викторианской эпохи и нео-готики — таков «атмосферный стимпанк». Фильмы «Молодой Шерлок Холмс» и «Город потерянных детей», романы «Машина лорда Кельвина» Джеймса Блейлока и «Вервольф в Лондоне» Брайана Стейблфорда — всё это примеры атмосферного стимпанка.
  Стимпанк как образ жизни
  
  steampunk_10_by_dizydezi[1] Эстетика стимпанка оказалось настолько притягательна, что привела к рождению субкультуры с появлением собственной моды, дизайна, даже музыки. Движение стимпанков, особо популярное в Японии и известное также как «нео-викторианство», объединяет эстетические принципы викторианской эпохи с пристрастием к современным технологиям.
  
  Стимпанк-мода — синтез стилистики готов, панков и «индастриал» с некоторыми элементами викторианства. У женщин — подвязки, корсеты, юбки с рюшами. У мужчин — крупные, грубые металлические заклепки на одежде, ботинки на высоких каблуках с огромными застежками. Музыкальный стимпанк — атмосферные мелодии, заставляющие слушателя почувствовать себя в конце 19 века.
  Таймпанк: не совсем жанры
  steampunkGURPS[1]
  
  Обложка книги GURPS Steampunk.
  В правилах ролевой системы GURPS (Generic Universal RolePlaying System), созданной компанией Steve Jackson Games в 1986 году, была предложена сложная классификация «панковских» миров. Создатели игры объединяют их под общим термином «таймпанк» (timepunk), который обозначает любые альтернативно-технологические миры, ориентированные на разные исторические периоды развития цивилизации.
  
  Доминирование паровой технологии в мирах таймпанка не обязательно: движительной техносилой может быть что угодно, от големов до динозавров.
  Отметим: жанрами эти «панки» называть не стоит — скорее, это варианты антуража.
  
  Стоунпанк (stonepunk) моделирует мир, стоящий на технологическом уровне каменного века. Самый яркий пример — мультсериал и фильм «Флинтстоуны», пародия на современный американский быт с переносом его в доисторические времена.
  
  Сандалпанк (sandalpunk) изображает мир эпохи Античности, где произошел технологический анахронизм — использование невозможных в реальности научных открытий. В итоге возникает будущее, где древнегреческая или древнеримская цивилизации не разрушились, а благополучно существуют и поныне. Так, паровой двигатель, придуманный Героном Александрийским, обрел реальное воплощение, в корне изменив ход истории («Другие песни» поляка Яцека Дукая).
  
  Миддлпанк (middlepunk) — все то же самое, но с началом века пара в Средневековье.
  
  Клокпанк (clockpunk) вдохновляется эпохой Возрождения и Барокко. Название происходит от использования часовых механизмов, которые в клокпанке обычно заменяют паровые машины. Например, в романе Поля Макоули «Ангел Паскаля» Леонардо Да Винчи устроил индустриальную революцию на 400 лет раньше положенного срока. Другими примерами клокпанка можно считать некоторые романы из «Плоского мира» Терри Пратчетта, цикл «Эпоха безумия» Грегори Киза, комиксы Нила Геймана «1602».
  
  Реальная либо оставшаяся только в проекте техника в ретрофутуристических вселенных может воплотиться в традициях гигантомании: огромные винтовые самолеты, трансконтинентальные дирижабли, гигантские дизельные роботы, чудовищного вида механизмы. Это ответвление ретро-футуризма известно как дизельпанк (dieselpunk). Термин появился при создании компьютерной РПГ Children of the Sun. Наиболее яркие образчики дизельпанка — аниме «Изгнанник» (см. «МФ» №18, февраль 2005) и фильм «Небесный капитан и Мир Будущего». Подробно о дизельпанке мы писали в декабре 2004 («МФ» №16).
  
  Стимпанк и подобные ему стили относятся к эстетическому направлению ретрофутуризм (retro-futurism) — изображению миров, где по какому-то капризу истории реальная или фантастическая технология прошлого играет доминирующую роль в будущем. В одних мирах технологическое развитие принимает особо гротескный характер. Например, возникают абсолютно безумные, невозможные средства передвижения вроде космических парусников из диснеевского мультфильма «Планета сокровищ» или летающего острова из аниме «Небесный остров Лапута». К ярким образчикам ретрофутуризма относятся также цикл Филипа Рива о Живых машинах, роман Теодора Джадсона «Война Фитцпатрика», комикс Neotopia.
  Черновик 139
  Реальная техника дизельпанка
   26.08.2017
  
  Многобашенные танки, паровые подлодки, летающие авианосцы… Думаете, до такого только фантасты могли додуматься?
  «Изгнанник»: один из самых известных стимпанковских аниме-сериалов.
  
  Аниме-сериал «Изгнанник».
  Роботы стимпанка
  
  В 1893 году американский профессор Арчибальд Кэмпион представил миру невероятного механического робота по имени Boilerplate. Об этом устройстве известно крайне мало. Он якобы был создан для участия в боевых операциях, проявлял признаки разумности и мог выполнять сложные действия. К сожалению, Boilerplate пропал на полях Первой Мировой в 1918 году, а его создатель умер в безвестности…
  
  Поверили? Зря. Boilerplate — стопроцентная, очень качественная фальшивка. Авторы этого проекта потратили очень много времени на монтаж фотографий и создание подробной «биографии» робота для того, чтобы наглядно проиллюстрировать простой факт: не следует верить всему, что вы обнаружите во всемирной паутине. Кстати, подробности легенды об этом роботе вы можете узнать в интернете по адресу: bigredhair.com/boilerplate.
  boilerplate[1]
  
  Робот и его создатель.
  boilerplate2[1]
  
  Слева от робота — мексиканский революционер Панчо Вилья (фото 1916 года).
  
  * * *
  
  С каждым годом стимпанк становится все популярнее. Немудрено — в наше безумное время плавный 19 век воспринимается многими как тихая гавань, утраченная человечеством «золотая эпоха», когда и травка была зеленее, и вода мокрее. Увлечение стимпанком, также как и фэнтези, — типичный признак массового эскапизма. Чем беспокойнее будет время сегодняшнее, тем больше будет желающих «удрать» в стильный альтернативный мир.
  Стимпанк интересен своей необычностью. Он предоставляет собой новое поле для стилистических решений и сюжетных маневров.
  
  Синтез старины и высоких технологий интересен любителям как фэнтези, так и научной фантастики. А значит, мы еще не раз встретимся со стимпанком
  
  
  
  Стимпанк
  Перейти к: навигация, поиск
  Представления немецкого художника конца XIX века о начале века XXI (гармонично укладывается в стиль стимпанк)
  Сюжет о стимпанк-культуре
  Девушка, одетая в стиле стимпанк
  
  Стимпанк (от англ. steam — «пар» и англ. punk — «мусор, отребье») или паропанк — стиль в научно-фантастической литературе, моделирующий человеческую цивилизацию с технологиями второй половины XIX века, альтернативными современным и доведёнными до совершенства, где главной движущей силой является паровая тяга и важную роль играют механизмы на основе зубчатой передачи. Соответственно, внешний антураж напоминает викторианскую Англию с расслоением на классы и вытекающими отсюда противоречиями и колоритными злодеями. В то же время возможно переплетение стимпанка с жанром фэнтази, а направленность произведений — от романтизма до антиутопии и постапокалипсиса, но тем не менее с выраженной верой в научно-технический прогресс. Термин «стимпанк» ввёл в оборот писатель Кевин Джетер, по аналогии с «киберпанком», когда попытался описать стиль романа «Ночь морлоков» (1979), но широкая популярность к подобной фантастике пришла после выхода в печать культового романа Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Машина различий» (1992), ставшей «манифестом стимпанка».
   Подробнее: http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BA
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"