Романовский Андрей Иванович : другие произведения.

Глубины Эгейские

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Гомер в "Одиссее" отсылал своих слушателей в подтекст, заставляя отгадывать, какие мифы скрыты там. Оказалось, что за сюжетом о путешествии сына героя Телемаха, отправившегося на поиски сведений об отце, скрыты повествования, из которых слагается представление о роде провидцев и древних предсказаниях. Изложение этих сказаний и толкования их составляют содержание предлагаемой книги.


   ГЛУБИНЫ ЭГЕЙСКИЕ
  
   СОДЕРЖАНИЕ
   ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................................. 1
   Часть 1. ХИТОН ТЕЛЕМАХА
   1.1.ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ .......................................................................................................................3
   ☼ 1.2.ТЕСЕЙ ......................................(по Митру) ............................................................................ 4
   ☼ 1.2.01. НЕМЕЙСКИЙ ЛЕВ ............(по Митру) ..............................................................................5
   ☼ 1.2.02. СИЗИФ .........(по Митру и по Гловатской).......................................................................6
   ☼ 1.2.03. ЭАК ................(по Митру и по Овидию) ..........................................................................7
   ☼ 1.2.1.ЧЕТЫРЕ РАЗБОЙНИКА.........(по Митру).............................................................................10
   ☼ 1.2.1.1. АСКЛЕПИЙ .. (по Митру и по Овидию)........................................................................11
   ☼ 1.2.1.2. ХРАМ ЗЕВСА ...... (по Замаровскому) ............................................................................14
   ☼ 1.2.2 ВСТУПЛЕНИЕ В АФИНЫ ......(по Митру) .............................................................................16
   1.2.2.1. ОМОЛОЖЕНИЕ ЭСОНА ....(по Овидию) ............................................................................ 17
   1.2.2.1.1. ГЛАВК ............................ (по Овидию)........................................................................... 19
   1.2.3. ТЕСЕЙ НА КРИТЕ .......... (по Митру).............................................................................. 20
   1.2.3.1. ПОСЕЙДОН И АМФИТРИТА (по Митру)...................................................... ..................... 21
   1.2.3.2. БЫК ПОСЕЙДОНА .................(по Митру)........................................................................... 22
   1.2.3.2.1. Книга 7 ПОЛИМНИЯ .......(по Геродоту) ......................................................................... 23
   ☼ 1.2.3.2.2. АХЕЛОЙ ИЛИ БИТВА .........(по Бэкону)........................................................................... 24
   1.2.3.3. ДЕДАЛ И ИКАР ........................(по Митру) ....................................................................... 25
   Часть 2. ХИМЕРНЫЕ СПЛЕТЕНИЯ
   ☼ 2.1.СКИЛЛА ....................................(по Овидию) .........................................................................28
   2.2. ВОЗВРАЩЕНИЕ ТЕСЕЯ ..............(по Овидию).........................................................................29
   2.2.1. КАК ГЕРАКЛ ЗАДУШИЛ ЗМЕЙ ........ (по Митру)............................................................... 29
   2.2.2. БОГИНЯ ГЕРА ПОРАЖАЕТ ГЕРАКЛА БЕЗУМИЕМ (по Митру).......................................... 31
   ☼ 2.2.3. ТАЙНЫ ГАЛИКАРНАСА (пересказ по Замаровскому) ..................................................31
   ☼ 2.2.3.1. О ВСЕ ВИДАВШЕМ (по Дьяконову) ...........................................................................32
   2.2.3.2. РУСТЕМ И ЗОРАБ (по Жуковскому) ...................... ................................................... 33
   ☼ 2.2.3.3. ЗМЕИНЫЙ ОСТРОВ (Египетская сказка) ................... ....................................................41
   ☼ 2.2.3.4. МИРРА ......................... (по Овидию) .......................... ...................................................42
   ☼ 2.2.3.4.1. АДОНИС ......................(по Овидию) ..............................................................................45
   2.2.3.5. БЕЛЛЕРОФОНТ ..............(по Митру) ...............................................................................49
   2.2.3.6. ПЛЕМЯННИК .............. (по Овидию) .......................................................................... 51
   ☼ 2.3. КАЛИДОНСКИЙ ВЕПРЬ ....... (по Овидию) ..........................................................................52
   ☼ 2.4. АХЕЛОЙ .................................(по Овидию) ............................................................................ 54
   2.4.1. ФИЛЕМОН И БАВКИДА ......(по Овидию) ........................................................................... 55
   2.5. ЭРИСИХТОН ...........................(по Овидию) ............................................................................59
   Часть 3. ПЛАТЬЕ НЕВЕСТЫ
   3.1 ПИР ....................................................................................... ....... ...........................................62
   ☼ 3.2. НАЛЬ И ДАМАЯНТИ (по Сомадеве и Жуковскому). ............................................................. 63
   3.2.1. СКИТАНИЯ ДАМАЯНТИ (по Жуковскому) .......................................................................... 66
   3.2.2. ЗМЕИНЫЙ ЦАРЬ ............ (по Жуковскому) ................... ..................................................... 67
   3.3. ПОТОМСТВО ЛАЭРТА .......................................................................................................... 70
   3.4. ЗЕМЛЯ КИММЕРИЙЦЕВ ................................................... .....................................................72
   3.5. ТАРАСОВ СЛЕД (Командировка) ..........................................................................................72
   3.5.1. ВОДНОЕ КРЕЩЕНИЕ .....(по Нестору - летописцу) ......................................... ....................73
   3.5.2. ЛЕГЕНДЫ СКИФОВ ............. (по Геродоту) ..........................................................................75
   3.5.2.1. КОРОВЫ ГЕРИОНА ............(по Митру) .............................................................................76
   ☼ 3.5.2.2. АРИСТЕЙ ............................(по Геродоту) ......................................................................78
   ☼ 3.5.2.3. КОЛОДЕЦ СВЯТОГО АНДРЕЯ... (по Возняку)................................................................81
   ☼ 3.5.2.3.1. ВОЛЬГА И МИКУЛА ......(Былина).................................................................................81
   ☼ 3.5.2.4. КОТИГОРОШКО ......(Украинская сказка) ........................................................................82
   3.6.МОРЯК ...................................................................................................................................... 90
   3.6.1. КОРАБЛИ ФЕАКИЙЦЕВ ...................................................................................................... 92
   ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................................................... .94
   КАСТОР И ПОЛИДЕВК....................( по Митру)............................................................................ 95
   Использована литература ............................................ .............. ..................................................96
   Словарь мифологических имен и географических названий .......................................................97
   ☼ Словарь языка мифов ............. .................................................... ...................................................99
  
   ВВЕДЕНИЕ
   Это повествование продолжает избранную авторами мифологическую тему "Загадок Гомера". Книга раскрывает иносказательный характер странствий сына главного героя "Одиссеи" и вводит читателя в круг интересов величайшего Поэта всех времен и народов. В ней нашли отражение знания древних о предвидении и предсказателях. Из божественных дарований людей, таких, как дары пророчества, исцеления, счета, познания и учения первое является наиболее удивительным и таинственным. Среди множества людей, пытающихся прозреть будущее, действительно встречаются те, о которых Иисус Христос говорил: "Пророка от лжепророков отличить легко: предсказания первого сбываются".
   Провидцы были, есть и будут впредь. И нужно научиться выявлять их прогнозы.
   Прошлое преподносится настоящему как бы на натертом зеленой мятой столике (этот столик упомянут в мифе о Филемоне и Бавкиде "Метаморфоз"" Овидия). Он опирается на три деревянные ножки, одна из которых короче и под нее подложен черепок. Эти ножки-опоры являются символами наук, изучающих прошлое людей: одна из них - история с летописями и своей литературой, другая - мифология (устная история) со сказками, легендами и преданиями, а третья - с черепком, конечно, археология. В этом безмолвном свидетеле старины скрыты все находки этой науки, по ним восстанавливается быт и культура народов, населявших когда-то данную местность. И не такие уж они "безмолвные". Лет тридцать назад в сокровищнице Эрмитажа среди кладов скифских курганов бросился в глаза золотой гребень с оленем. Известное по репродукциям изделие оказалось вблизи еще прекраснее. Закинутые за спину огромные многоветвистые рога оленя сияли. Не заметив чистого стекла у экспоната, кто-то ударился о стекло лбом так, что гул прошел по залу. Это эхо позволило вспомнить, что на предметах быта, так же как сейчас в иллюстрациях книг и на картинах художников, изображались широко известные сюжеты из давних сказок. Так что, кроме информации о технологии изготовления изделия (плавка, литье по выплавляемым моделям, чеканка и полировка), на гребне "читается" еще предание о Кипарисе. В этом мифе говорится о гигантском олене с такими многоветвистыми рогами, что под их тенью он мог скрыться, и о юноше, превратившемся в вечнозеленое дерево.
   Как предметы далекого прошлого несут на себе давние сказания, так и летописные и исторические материалы включают в себя отголоски старинных преданий. Особенно это заметно у отца истории Геродота, который всегда приводит легенды тех земель и народов, о которых писал.
   Мы основное внимание уделим той опоре, которая несет в себе мифы и древние сказания, подозревая, что в них и хранятся прообразы грядущего и сценарии будущего.
   Не трудно толковать уже сбывшиеся предположения. Намного сложнее рассмотреть в давних прорицаниях предупреждения настоящему времени. Ведь язык их не современный и обычно это еще и переводы с чужих наречий. А у мудрецов, как заметил еще трагик Еврипид, два языка, из коих один говорит правду, а другой разглагольствует сообразно времени и обстоятельствам. Этот язык подобен приемам купцов для тайного общения в многолюдном месте, когда условные, непонятные для других фразы помогали и обмануть простака, и предостеречь товарища по профессии от встречи с разбойником ( об этом известно от В. И. Даля). В данном сочинении преследуется три цели. Во-первых, усвоить язык давних провидцев, во-вторых - научиться выявлять тексты пророчеств и вскрывать смысл предсказаний. Уже известно, что они использовали образы, символы и знаки (имена), которым присваивался заранее означенный смысл, а также применяли разные приемы и хитрости, помогающие отыскать скрытое. И в-третьих определить, какие люди (с набором каких умственных способностей и приобретенного опыта, знаний и умений) претендуют на роль древнего футуролога. Наверно, это те, кто говорит из древних книг: "Но вы теперь не во тьме, братия, чтобы судный день застал вас, как тать ночью".
   Работа, за которую взялись, непростая, но увлекательная. Из многих предшественников на этом пути упомянем Френсиса Бэкона. Он указал на скрытую в мифах мудрость древних и дал истолкование многих сказаний Эллады. Бэкон стремился в разгадке увязать в одно целое все элементы сюжета мифа, какими бы странными и безумными они не казались. Некоторые из его толкований (О рождении Афины, об Ахелое и др.) доказывают, что он прав в своем предположении. Но как быть с многовариантностью изложения одного и того же мифа? Ведь, оказывается, сколько есть изданий этих литературных произведений древних греков, столько же имеется различных рассказов об одном и том же. Наш подход к разгадыванию скрытого смысла старых преданий иной. Ясно, что они сочинялись на протяжении тысячелетий многими творцами. Более поздние пересказы включали в себя как старое повествование, так и добавления и подсказки для разгадки. Это коллективное творчество создало уникальную по своим возможностям обучающую систему, которая дожила до нашего времени, сохраняет в себе информацию о прошлом и, наверно, содержит какие-то предостережения и подсказки потомкам. Уже понятно также, что скрытое в одном мифе с помощью слов-намеков и ключей может быть найдено в другом известном рассказе и не обязательно у данного народа. Такое "прозрение", что, оказывается, на многое нужно закрывать глаза, взято нами на вооружение в этой книге.
   Миф - это и сказка, и религия, и философия совместно с историей. И еще множество разных проявлений сторон мифа и его свойств. В этих сказаниях, несомненно, отложены крупицы истинных знаний. И здесь нами предпринята попытка выявить такого рода знания о действительности завтрашнего дня.
   Отправимся к истокам того, где давние провидцы хранят во тьме веков свои догадки до тех пор, пока не созреют условия для их проявления. Конечно - это древние, всемирно известные сочинения. В конце книги приводится перечень основных литературных источников, использованных при составлении сборника. Благодаря таким людям, как Василий Андреевич Жуковский, имеем возможность ознакомиться с "Одиссеей" Гомера, с персидской повестью "Рустем и Зораб" и индийским сказанием о "Нале и Дамаянти" - произведениями принадлежащими мировой литературе. Особо нужно выделить ""Метаморфозы" Овидия в переводе Андрея Александровича Содоморы, который с археологической тщательностью осуществил изложение мифов последнего Великого Поэта античного Рима. На этой книге выросла западная культура. Легенды, сгруппированные Овидием в отдельные книги, позволяют увидеть подтекст Гомеровской "Одиссеи", а за ним давние культурные традиции древнего мира.
   Поскольку одни и те же боги и герои у греков и римлян имели разные имена, да и сами боги носили много прозвищ, в конце книги помещен краткий словарь имен. Там же размещен словарь языка мифотворцев, который появился в результате толкований мифов в "Загадках Гомера" и в этой книге, изучения "Сказок и повестей Древнего Египта", произведений давних индийских, персидских и арабских поэтов. Советуем читателю заранее ознакомиться с ним.
   Предлагаемый сборник мифов и легенд с их толкованиями рассчитан на любителей мифологического жанра, т. е. тех, кто воскрешая прошлое, познает современность и старается угадать то, что грядет.
  
   Часть 1. ХИТОН ТЕЛЕМАХА
   1.1. ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ
   Из путешествий всегда что-нибудь да привозится. Иногда это лишь зримые впечатления о местах, которые посетили, но обычно речь идет о грузе более существенном. Герои древнегреческих мифов тоже возвращались на родину не с пустыми руками. Персей, к примеру, появляется с женой Андромедой. Геракл привез невестку для своей матери Деяниру, сестру героя Мелеагра. Ясон из Колхиды приплыл с чародейкой Медеей, о которой Сенека писал, что она:
   "Зло пучины страшней
   Для первой ладьи достойный груз".
   Тесей вез с собой Ариадну. Она стала бы женой героя, если б не вмешался бог Вакх, для которого критская царевна была предназначена решением судьбы.
   Гомеровские герои, как и их давние соотечественники, привозили разное. Менелай вернулся с Еленой, украденной троянским царевичем. Одиссей получил подарки от феакийцев, что добра "хватило бы даже внукам в десятом колене". А вот его сын Телемах из своего небольшого странствия привез потомственного предсказателя Феоклимена, и эта "находка" Гомера нас заинтересовала. Она и станет отправным пунктом в нашем исследовании старинных сказаний. Естественно, что вникать в родословную подобранного Телемахом странника вряд ли имеет смысл, так как не известен ни отец Феоклимена пророк Полифейд, ни другие его прозорливые предки. А из сведений, приводимых Гомером, возьмем следующее.
   На просьбу странника спасти его от мести родственников убитого им знаменитого мужа сын Одиссея ответил:
   "Друг, я тебя на корабль, мой принять соглашаюсь охотно
   Едем; и в доме у нас с гостелюбием будешь ты принят".
   Так он сказал и, копье медноострое взяв у пришельца,
   Подле перил корабельных его положил на помосте.
   Сам же, вступив на корабль, оплывающий темное море,
   Сел у кормы корабельной, с собою там сесть пригласивши
   Феоклимена...".
   Водрузили гребцы в гнездо сосновую мачту, привязали плетенными ремнями белый парус и с попутным ветром, посланным Афиной, поплыли домой на Итаку.
   Лежащее на помосте (опоре) у перил копье (оружие) пришельца привлекает внимание, а красный цвет острия (медь) подсказывает, что именно оно главное в этом эпизоде. Тогда встает задача выявления загадочной символики гомеровской эпохи. Пока будем считать оружие (копья, луки, пращи), которое встречается в мифах образным представление законов, методов, правил, знаний. Поэтому предполагаем, что Гомер располагает какими-то сведениями о предвидении и хочет поделиться ими с потомками. Какой прок от знаний о существовании волхвов, оракулов, пророков, авгуров и прочих провидцах будущих событий, если их пророчества понятны только им самим? Другое дело, когда, к примеру, землетрясение, наводнение или другая трагедия (сосновая мачта) соотнесены с местом (вставлена в гнездо), привязаны к определенному сроку (плетенный ремень) и известно многим. Тогда можно быть предусмотрительным.
   Вряд ли удастся заполучить какие-то конкретные знания, неизвестные современной науке, но поучиться у Гомера не помешает никому. Начнем охоту за добычей сына Одиссея, и понятно, что обучение ждет в повествованиях о странствии Телемаха. Еще первый переводчик поэмы на русский язык В. А. Жуковский отметил, что события в "Одиссее" развертываются на протяжении сорока дней, хотя само произведение описывает многолетние скитания главного героя. Если же учесть всякого рода отступления от основного сюжета, то пласты событий высвечивают глубины времени, сравнимые с теми, которые изучает сейчас археология. Божественный талант Гомера заключается в свободном манипулировании со временем, развертывания его до зримых картин и свертывания лишь до упоминаний и намеков. Берем те несколько дней, в которых автор говорит о Телемахе и приводим краткое содержание песен, составленное Жуковским. Переносимся в начало "Одиссеи"" в ее первую песню.
   Песнь 1. Первый день
   Собрание богов. Они определяют, что Одиссей, преследуемый Посейдоном и против воли удерживаемый нимфой Калипсо на острове Огигии, должен, наконец, возвратиться в свое отечество Итаку. Афина, под видом Ментоса, является Телемаху и дает совет посетить Пилос и Спарту и выгнать женихов Пенелопы из Одиссеевого дома. Телемах в первый раз говорит решительно с матерью и женихами. Ночь.
   На последнем слове и остановимся. Знаем, где хранят свои откровения мифотворцы (в темных пещерах, в тени). В ночной темноте тоже многое можно скрыть. "Исход будущего времени Бог премудро окутал темной ночью", - писал Гораций.
   Концовка первой песни поэмы содержит весьма загадочный текст.
   "Факел неся, Евриклея вела Телемаха - за ним же
   С детства ходила она и ему угождала усердней
   Прочих невольниц. В богатую спальню она отворила
   Двери; он сел на постелю и, тонкую снявши сорочку,
   В руки старушки заботливой бросил ее; осторожно
   В складки сложив и угладив, на гвоздь Евриклея сорочку
   Подле кровати, искусно точеной, повесила, тихо
   Вышла из спальни; серебряной ручкой дверь затворила;
   Крепко задвижку ремнем затянула; потом удалилась.
   Он же всю ночь на постеле, покрытой овчиной мягкой,
   В сердце обдумывал путь, учрежденной богиней Афиной".
   Из языка мифотворцев здесь много известных нам слов-знаков, поэтому начинаем думать о скрытом в складках тонкой сорочки Телемаха, на какой гвоздь все это надето и о двери и постели, и запоре, факеле и овчине. Сначала проверим Жуковского подстрочным переводом с греческого этого места, сделанный Н. Т. Голинкевичем в 1996 году.
   "(так) она (Евриклея) с ним, зажегши, факелы несла и (вообще) его более всех рабынь любила и (еще) младенцем кормила,
   И открыла она двери покоя, крепко сработанного, и садился он на ложе, и мягкий снимал хитон, и его уже старухи разумной кинул в руки.
   А она, этот сложив и разгладив хитон, (и) на колок повесив у резного ложа, пошла из покоя и дверь привязала к скобе серебряной и запор задвинула ремнем.
   А он там всю ночь, покрывшись овечьей шкурой, обдумывал в уме своем путь, который указала Афина"
   Голинкевич прокомментировал Гомера.
   "Потянув за свисающий наружу ремень, Эвриклея задвинула внутренний засов; после этого открыть дверь снаружи можно было только специальным крючком. Неясно, было ли запирание спален правилом, или, инстинктивно предчувствуя заговор женихов, Эвриклея всячески оберегала Телемаха".
   Нам же из перевода Голинкевича пригодится слово младенец и "специальный крючок". Им можно зацепиться за слова языка мифотворцев. Отмечаем, что переводу Жуковского можно довериться. Гомер (мы предположили, что он скрыл себя за образом няни Евриклеи) вместе с Телемахом запер в богатой спальне и свои секреты, привязав их временем (ремнем). Не будем пока разбираться со смыслом слов. И если получен совет (упомянута Афина) о пути для Телемаха, значит, нужно этот путь пройти. Последуем дальше за повествованием творца.
   Песнь 2. Второй день - до рассвета третьего
   Рано поутру Телемах повелевает глашатаям созвать граждан Итаки на площадь и требует всенародно, чтобы женихи покинули дом его. Антиной дерзко ему отеветствует. Предвещательное появление орлов; его толкует Алиферс, которому грубо возражает Евримах. Телемах требует корабль для отплытия в Пилос. Ментор упрекает народ в равнодушии к сыну Одиссееву; против его восстает Леокрит, который потом самовольно распускает народное собрание. Афина, под видом Ментора, ободряет молящегося ей Телемаха обещанием дать ему корабль и провожатых. Ключница Евриклея готовит запас на дорогу. Афина, получив от Ноэмона корабль, приготовляет его к отплытию; потом, усыпив женихов, пировавших в доме Одиссеевом, уводит с собой Телемаха на берег моря, куда приносят и все приготовленные на дорогу запасы. Телемах вместе с мнимым Ментором, не простясь с Пенелопою, пускается в море.
   Из этого изложения второй песни поэмы развернем эпизод с орлами и узнаем, что предвещает их появление.
   " ... - Сожрите
   Все; но на вас я богов призову, и Зевес не замедлит
   Вас поразить за неправду: и тогда неминуемо все вы,
   так же без платы, погибнете в доме, разграбленном вами".
   Так говорил Телемах. И внезапно Зевес громовержец
   Свыше к нему двух орлов ниспослал от горы каменистой;
   Оба сначала, как будто несомые ветром, летели
   Рядом они, широко распустивши огромные крылья;
   Но, налетев на середину собранья, полного шумом,
   Начали быстро кружить с непрестанными взмахами крыльев,
   Очи их, сверху на головы глядя, сверкали бедою;
   Сами потом, расцарапав друг другу и груди, и шеи,
   Вправо умчались они, пролетев над собраньем и градом.
   Все, изумленные, птиц провожали глазами, и каждый
   Думал о том, что явление их предвещало в грядущем.
   Выступил тут перед народом Алиферс, многоопытный старец,
   Сын Масторов; из сверстников всех он один по полету
   Птиц был искусен гадать и пророчил грядущее; полный
   Мыслей благих ...".
   Гомер демонстрирует орлов, и деда, который может гадать по полету птиц и правдиво пророчить грядущее. Если в дальнейшем где-то встретятся мифы с орлами, нужно будет присмотреться к их содержанию (грудям) и связям с другими рассказами (шеям). Расцарапывание грудей и шей птиц заставляет подозревать, что крючковатые острые клювы и когти орлов могут быть и "специальными крючками" в текстах мифов. А дед-гадатель, зная об орлах и правдивости правой стороны, предсказал скорую гибель женихам.
   Итак, отправляемся вместе с сыном Одиссея в Пилос и Спарту.
   Песнь 3. Третий и четвертый день, до вечера пятого
   Прибытие Телемаха в Пилос. Он находит Нестора, приносящего на берегу моря жертву Посейдону вместе с народом. Нестор по просьбе Телемаха рассказывает о том, что случилось с ним, с Менелаем и некоторыми другими ахейскими вождями после разрушения Трои. Он советует Телемаху посетить Менелая в Лакедемоне. Телемах остается ночевать в доме Нестора. На другой день, по совершению жертвы, обещанной Нестором Афине, Телемах вместе с младшим сыном Нестора Писистратом отправляется в путь, они ночуют у Диоклеса и на следующий вечер приезжают в Лакедемон.
   Приведем несколько подробностей из текста Гомера.
   "Гелиос с моря прекрасного встал и явился на медном
   Своде небес, чтобы сиять для бессмертных богов и для смертных,
   Року подвластных людей на земле плодоносной живущих.
   Тою порою достигнул корабль до Нелеева града
   Пышного Пилоса. В жертву приносили там на бреге
   Черных быков Посейдону, лазурнокудрявому богу,
   Было там девять скамей; на скамьях, по пяти сот на каждой,
   Люди сидели, и девять быков перед каждою было.
   Сладкой отведав утробы, уже сожигали перед богом
   Бедра в то время, как в пристань вошли мореходцы. Убравши
   Снасти и якорем шаткий корабль утвердивши, на землю
   Вышли они; Телемах, за Афиною следуя, также
   Вышел. К нему обратяся, богиня Афина сказала:
   "Сын Одиссеев, теперь уж застенчивым быть ты не должен;
   Ибо затем мы и в море пустились, чтобы сведать, в какую
Землю отец твой судьбиной брошен и что претерпел он".
   Недолго пробыл Телемах у Нестора. Его угостили, напоили вином, сколько желала душа, и уложили спать. На следующий день он с сыном Нестора Писистратом уехал на колеснице в Лакедемон к царю Менелаю
   Упомянем еще о чуде, когда Афина изумила всех, превратившись на глазах у невольных зрителей в орла. Она улетела к морю на корабль. Умный Нестор догадался, кем был Ментор и принес богине в жертву однолетнюю телицу. На церемонии жертвоприношения были все сыны Нестора: Ехефрон, Персей, Стратион, Аретос, Фрасимед и шестой, младший из братьев Писистрат.
   "Взяли телицу тогда за рога Стратион и Ехефрон;
   Воду им на руки умыть в обложенной цветами лохани
   Вынес из дома Аретос, в другой же руке он с ячменем
   Короб держал; подошел Фрасимед, ратоборец могучий,
   С острым в руке топором, поразить изготовяся жертву;
   Чашу подставил Персей ...".
   Замечаем черных быков и жертву. Не случайно упомянут якорь (как средство для остановки корабля в море). Мы добрались к месту повествования, где начинаются отсылки в другие мифы. Об этом свидетельствуют слова-намеки (топор служит отсылкой в сказание о Гильгамеше) и как бы распутье, когда расходятся пути Телемаха и Афины. Чудом выглядит превращение Афины. Выбираем совет (Афину) и следуем за богиней. Она полетела на море, значит необходимо отправиться в море сказаний и разыскать нужное. Действительно, есть рассказ, где встречаются слова Афины и орел. Это миф о кончине Тесея.
   "Тесей удалился на остров Скирос. Он думал там найти покой измученной в страданиях душе. Но злоба Менесфея и страх, что Тесей потребует престола, докучали герою. Враг Тесея подстроил так, что он был вынужден подняться на скалу над самим морем и там предательски столкнул его в пучину волн. Тесей разбился, ударившись лицом об острые камни и волны выбросили тело на каменный берег. Герой лежал, раскинув на песке могучие руки, и синие глаза его, казалось с укором обращались к Олимпу.
   Не знавшие Тесея простые люди нашли его на берегу и там, на острове, похоронили скромно. На Скиросе останки Тесеевы лежали несколько столетий. Много позже на остров прибыл знатный посланник из Афин - искать могилу славного героя. Едва лишь он ступил на берег, как вдруг неведомо откуда орел на землю опустился и стал долбить своим железным клювом заросший холм. Так была найдена его могила.
   Говорят, за подвиги, Тесей был вознесен на небо и там по воле Посейдона он стал полубогом. А в той могиле, которую орел разрыл железным клювом, нашли бренные останки и рядом меч с копьем. Останки перевезли в Афины. А над пустой могилой на Скиросе народ построил Тесею храм".
   Могила с останками героя (в темной яме можно скрыть многое), в которой нашли меч и копье (оружие) направляет в рассказы о подвигах Тесея. Меч ему достался от отца Эгея, а копье неизвестно, где он раздобыл и когда оно у него появилось. Может, это копье подобное привезенному Телемахом? Если Гомер отправляет в сказания о давнем герое, туда и последуем. Там есть тема следования сына к отцу и может здесь спрятаны знания древних об угадывании будущего.
  
   Главы отмеченные символом ☼ использованы для статей и комментариев "Музея Отображения Сложных Явлений".
   Самиздат, 2002 г. Издано 10 экз.
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"