Романовский Андрей Иванович : другие произведения.

О Персее

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Толкование мифа.

О ПЕРСЕЕ

Мифы, созданные творцами из рода Бела, имеют подтекст. Он подобен аннотации или эпиграфу в современных книгах. Отличие его состоит в том, что в обычный текст, как аппликации, вставляются слова с давно известым образованным людям специальным смыслом. По этим словам можно представить, какое скрытое сообщение содержит литературное произведение. Такие слова в мифе о Персее есть. Это "рыбак", выловивший из моря сундук с Данаей и её сыном, и он же "брат" царя. Смысл их такой: передаются стародавние сведения достоверно известные древним учёным.

Мной составлен "Словарь языка подтекста мифов". С ним можно ознакомиться на: http://zhurnal.lib.ru/r/romanowskij_a_i/slowarpodteksta.shtml

Знания, что вложены давним творцом в миф о Персее, могут удивить и нас. Ведь иногда рождаются люди, чьи достижения предназначены для будущих поколений. Какие откровения могут быть отображены в этом древнем произведении? Это я попробую показать.

Текстов мифа за долгие годы накопилось много. Я взял за основу : http://www.hellados.ru/texts/perseus.php

Сведения из других источников будут приводиться по ходу моих толкований.

Чем же скрытым наполнил творец миф? Что заставило героя пересечь по воздуху моря и страны, когда его задача была выполнена? Его ведь посылали к горгонам и он уже своё дело сделал. Вероятно ответы найдутся, если отгадаем, что скрыто за образом головы Медузы. Увидеть её Персей смог, только соответственно вооружившись. Поймал он отражение горгоны в щите, голову поместил в сумку и улетел на крылатых сандальях.

Эти три волшебные вещи слились для меня в одно слово - память. Память обладает способностью запомнить, как щит Афины отобразить, свойством помнить, то есть помещать в себя что угодно, как в сумку нимф, и хранить, наконец ещё способностью вспомнить, воспроизвести для дел, а это олицетворяют сандальи с крыльями.

Меч я давно считаю символом человеческого ума - способностью различения, разделения. Однако серповидный меч может означать и нечто другое. Мне прирпомнились легенды, где этот меч появлялся. Персею дал его Гермес. Тот, когда-то в юности, украл меч у Зевса. Зевсу он был дан Геей для битвы с Кроносом. Богиня Земли сама изготовила меч - она вынула из своей груди алмаз и сделала из него алмазный серп. Этим серпом Гея открыла алмазные ворота Тартара и выпустила на волю своих детей. Серп использовал Кронос в битве со своим отцом Ураном.

Вот какой знаменитый меч применил Персей.

Для алмазного серпа, рождённого Геей-Землёй есть природный аналог - серп Луны. А серп Луны - это фазы Луны, а фазы - это отсчёт времени, а отсчёт времени - это календарь , а календарь - это мера времени.

Вывод такой: когда на вооружение была взята мера времени по лунному календарю, то открылось тёмное прошлое и дети Земли вышли из мрака (Тартара).

Измерение времени обладает такой же способностью, как меч и ум. Оно отделяет одно от другого.

Возвратимся к образу Медузы. Не всегда была она такой. Превратила её в чудовище Афина. Легенда рассказывает, что красавицу, дочь Форка, приметил Посейдон и совершил над ней насилие прямо в храме Паллады. Та, чтобы не видеть святотатства отвернулась, но без наказания горгону не оставила. Прекрасные волосы, которыми все любовались, она прнвратила в змей.

Волосы, память , ум и здравый смысл привели к заключению, что за горгонами мифотворец скрыл три давние понятия: тело, душу и дух человека. Два последние - бессмертны, а тело - смертно. Причём творца и его героя интересует не всё тело, а только голова с её мыслями, идеями, планами и догадками - их олицетворяют шевелящиеся змеи.

Дальнейший разбор мифа покажет насколько правильны эти предположения, а сейчас обратимся к полётам героя. Но перед этим отметим, что горгоны спали на шёлковых подстилках. "Шёлк" - изобретение китайцев, поэтому догадываемся, что нас ждёт китайская манера повествования. То , что за полётами следит Гелиос, означает указание следовать временной логике.

- "Летел Персей к белокаменному острову"-

Несомненно к острову Делос. На этом белокаменном острове родились Артемида и Аполлон. Там храм бога. Аполлон у древних греков олицетворял образованность человека. Тогда понятна цель Персея: он отправился за образованностью и учёностью. Хотел заполнить свою голову тем, чем до него овладели предшественники (вот зачем он должен быть вооружён памятью). А из других вариантов мифа известно, что около горгон находилось множество каменных изваяний людей, которые приходили с ними сражаться. Припоминается, Медуза, превращая их в камень, верила, что таким способом дарует людям бессмертие. Если за каменными изваяниями увидеть памятники знаменитым учителям, то всё станет на свои места. И обобщённый образ мудреца - наставника в виде змееволосой горгоны, и то, почему Персей в конце мифа дарит голову Медузы богине Афине и она украшает ею панцырь на своей груди.

Несколько слов о Пегасе. В образе крылатого коня толкователи видели Молву, которая всегда сопровождает какое-нибудь значительное событие. Поэты считали его Вдохновением. А мне он представился речевым аппаратом, сидящим в шее человека. Если на Персее шлём Гадеса, то речей он не слышит. И голова Медузы будет обучать героя посредством картин и образов. Не зря называют горгону молниеокой и мы ещё увидим, что она высвечивает.

- "Персей пересёк моря и страны - - В море упало две-три капли крови - - Образовался коралл"-

По этой части мифа у меня нет особых соображений. Овидий видит основное свойство коралла в том, что тот живёт пока в воде, стоит ему показаться над поверхностью, как он каменеет.

Следующее место - Ливия. Там капли крови горгоны превратились в змей. Мы знаем о родовой истории Персея, предки которого пришли в Элладу из этой страны. Также известно , что род Бела продолжает род Ио, обосновавшейся в Египте и названной там богиней Изидой. Многочисленные родовые предания с разнообразными богами, нимфами, чудовищами, вобравшие в себя мифы древних культур - архигреческой, аравийской, египеской и африканской - скрыты на наш взгляд за Ливией и расплодившимися змеями. И это всё вобрал в себя герой мифотворца.

Вместе с Персеем попадаем в Мавританию. Здесь глазам героя предстал рай земной с деревом знаний и золотыми яблоками на нём. Тут и змей Латон, приставленный для охраны сада. Над всем выделяется титан Атлант, брат Прометея. Тут внук Акрисия первый раз использовал глаза горгоны. Всё окаменело у титана. Но мы предположили, что Атлант олицетворяет словарный запас. Тогда получается: язык стал каменной громадой. Так и решаем, что за образами гор в мифах скрывается язык какого-то народа, И сама гора сложена из множества камней-понятий. За каждым камнем спрятан какой-то образ, ведь язык Медузы образный.

Идея универсального языка понятного любому жителю Земли заслуживает внимания. Об этом мечтал Лейбниц и кое-что наметил в своих Элементах разума.

-"Персей прихватил с собой несколько плодов и напился ключевой воды"-

Может дальнейшее повествование покажет, что он там взял. Всем сейчас известно, что десять тысяч лет назад даже в центре Сахары кипела буйная жизнь. Рисунки на скалах Тассилин-Аджера подтверждают эти знания. Но какой-то катаклизм вызвал понижение уровня подземных вод и произошло опустынивание местности. Возможно причиной была продвижка африканской тектонической плиты на опускающуюся европейскую.

Ещё знаем, что современные жители пустыни, догоны, сберегли в своих преданиях и легендах интересные космологические представления. Предки догонов знали о невидимом спутнике Сириуса А. Им было ведомо , что эта звезда - карлик, Сириус В, двигаясь по вытянутой орбите, вызывает при приближении к своему соседу увеличение его светимости.

Может из этого "ручья" (текущего до сих пор) вдоволь напился Персей. Итак, что-то открывшееся герою в сказаниях Мавритании заставило его лететь в Эфиопию. Последуем и мы за спасителем безвинной жертвы. Уж там-то вероятно узнаем о цели этих полётов сына Данаи. Кое-что об Эфиопии уже известно. Родом из этой страны был сын Солнца, Фаэтон. После трагической гибели юноши люд эфиопов почернел, - сообщает создатель мифа. В этом рассказе видятся глубокие знания стародавних людей.

Какое же чудовище разорило царство Кэфея, поставило на край гибели его потомство (наверное так надо понимать образ привязанной цепьями Андромеды) и лишило древних знаний? Что за беда прошлась по этим землям и снова прыжками приближается всё ближе и ближе? Имеются ли какие-нибудь истинные сведения, скрытые за многочисленными образами повествования, переплетённого с нереидами, дочками старого морского бога Нерея?

- "Персей орлом взмыл ввысь и, улучив момент, вонзил меч в чудовище" -

Нужно и нам заняться этим пернатым. Подозреваем, что древним людям была известна удивительная особенность зрения орлов, которые не только отлично видят с большой высоты огромную территорию, но и, благодаря наличию центрального зрения, могут различать мелкие детали ограниченного участка. Знаем ( по аналогии с орлами), есть люди, которые охватывают своим взором как проблему в целом, так и отдельные её частности, обладая стратегическим и тактическим умом. Можно ли этому научиться или такой ум является даром Божьим неизвестно.

Известно несколько вариантов изложения мифа. В одном из них чудовище представлено древним драконом, морским змеем и Персей с помощью головы Медузы превращает его в камень. В другом пересказе отсутствует посещение героем Мавритании, а чудовище - огромная рыба и её Персей убивает мечом. Страшилище перевернулось вверх брюхом и волны понесли его далеко в море. В этом описании говориться, что юноша легко поднялся вверх, а оттуда кинулся вниз на рыбину, как кидается Зевсов птах - могучий орёл - на свою добычу. Больше подробностей в пересказе мифа Овидием. Из него узнаём о наказании Андромеды не Зевсом, а богом Аммоном. Цепи на девушке железные. Если бы ветер не шевелил волос, да по её лицам не бежали горячие слёзы, то могло показаться, что это статуя из мрамора. Чудище у Овидия - уродливый змей, рассекающий грудью волны.

Когда расстояние до змея стало таким, что можно было уже пустить в него свинцовую пулю из балеарской пращи, то Персей, как птах Юпитера, взлетел вверх и кинулся, описав дугу в просторе бескрайнем, на уродину. Змей отреагировал на промелькнувшую по волнам тень и нападает на тень. Тут ему Персей нанёс первый удар мечом под правую лопатку. Далее были ещё раны меж рёбер, в бок и в хвост, туда где, как у рыбы, он делается тоньше. Когда же сандальи намокли, то Персей нашёл опору на выступающем из воды камне. Тот шпилевидный утёс выступал из воды лишь при тихой погоде и исчезал, когда волна повышалась.

Как и змей, все тоже заметили тень на волнах повествования. Разные варианты мифа, Аммон и птах, надо думать тоже верховного бога египтян, Ибис, - эти намёки заставили вспомнить один диалог Платона. Там разбирается вопрос о доверии письменам. Будем считать, что за птицей в мифах стоит знающий человек, обладающий поистине божественным умом и талантом.

Не ошибался Лейбниц с предположением, что может родиться человек, который будет отличаться от простых людей так, как человек от животного. Этому человеку многое будет по силам.

Не стану спорить также с Френсисом Бэконом о мудрости древних и в том числе с его утверждением, какой пластичный материал представляет собой миф и как из него легко можно извлечь скрытый смысл, в том числе найти и тот, о котором до сих пор не подозревали.

В диалоге Платона Федр вмещено много разных знаний. Если мудрец говорит о бессмертных душах, рождающихся на Земле один раз в три тысячи лет или в десять тысяч лет, то мы ему верим. Отображением души человека, - считает Сократ, - являются также его сочинения и речи. Они могут быть прекрасными и гармоничными или уродливыми. Последнее заставляет вспомнить о слезах белолицой красавицы Данаи, дочери Акрисия, и плачущей, со слезами на лицах Андромеде, дочке покорного Кэфея и сварливой Кассиопеи. "Слёзы" означают наличие в тексте очень ценных и важных сведений.

Закончу разгадывание рассказа о Персее двумя версиями. Первая относится к Андромеде. В этой полуобнажённой, стыдливой девушке увиделась дикарка, которая вначале и говорить не могла. В самом её имени звучит корень - Андр, означающий человек. Думается, что герой вёл поиск первочеловека на Земле и обнаружил его в Эфиопии. Многочисленные лица Андромеды говорят о том, что она стала праматерью разных народов. Постоянное местонахождение древнего человека на одной территории приводило к перенаселённости, к истощению средств пропитания. Голод - тот змей, который опустошал страну и ставил на край гибели потомков, ему Андромеда приносилась в жертву. Только завоевание чужих земель на время отодвигало проблему голода. Теперь уже война представляется змеем Ареса. Голод и война - это две огромные переплетённые змеи, от этих бед у матерей разных народов лица в слезах. Какой змей приближается, должен был определить древний стратег, чтобы спасти безвинную жертву.

В этой версии мифа разгадка концовки выглядит такой: перечисление Овидием участников битвы за право взять Андромеду в жёны (индиец, ассириец, сиенец, потомок Семирамиды, житель Сперхея, кавказец, палестинец, и другие) говорит о том, что на право первородства претендовали многие народы, однако от взгляда Медузы окаменело только двести. Вероятно, о таком количестве народов, вышедших из каменного века, сообщает мифотворец.

Другая версия более глобальна. Возможно древний исследователь хотел найти первоначала жизни на Земле и обнаружил их в сообществах микроорганизмов, обладающих системой обмена веществ - в кораллах (капли крови из головы горгоны, упавшие в море). Следующая стадия развития жизни на пустынной планете представленна змеями (капли крови, упавшие на Ливию). Червеобразные, кишечнополосные существа подготовили почву и условия для третьего этапа - буяния многообразия живого, показанного в мифе Мавританией. Жизнь оставляет после себя горы окаменелостей (превращение Атланта в гору). Пройдёт ещё много времени (долгий полёт Персея над Африкой), пока появится на Земле первочеловек, существо не только чувсвующее (льющее слёзы), но и одухотворённое (Андромеда показалась герою статуей). Когда человек сам начал создавать предметы искусства, только тогда он обнаружил присутствие творца более высокого по сравнению с собой. Человечество - сын Живого, культура - его внук. В таком варианте Зевс-отец сеет первосемена жизни (золотой дождь) над подходящей планетой и рождается сын, Живый, равный своему родителю.

О роде Бела можно посмотреть на http://planeta.rambler.ru/community/orkandre/


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"