Романовский Андрей Иванович : другие произведения.

Покров Леды

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О братьях прекрасной Елены

   ПОКРОВ ЛЕДЫ
  
  С небес сияют людям Кастор и Поллукс - две главные, самые яркие звезды созвездия Близнецов.
  За что заслужили это прославление давние герои?
  Ответ поищем в рассказах о них. Изложу наиболее полные варианты мифов о братьях прекрасной Елены.
  
  
  КАСТОР И ПОЛИДЕВК
  
   "В прекрасной стране Лаконии в долине реки Эврот жил Тиндарей, известный царь. Он был женат на Леде.
   По берегам Эврота цвел мирт и ивы склоняли ветви к воде. Много жило там белых лебедей. Оперение лебедей было белее снежного венца на зимней шапке горы Тайгет. На север от Эврота стояла крепость Лакедемон или иначе - Спарта.
   Говорят , что Тиндарей не почитал Афродиту, не приносил ей жертв. Богиня решила наказать царя. Она внушила Зевсу любовь к супруге Тиндарея, прекрасной Леде.
   Зевс превращается в лебедя. Клюв красный, как коралл, глаза горят, как угли. И говорит Афродите: "Ты в образе орла меня начнешь преследовать. Я, лебедь, буду искать спасения от орла, - Зевс расхохотался. - А ты меня погонишь туда, где Леда в час заката купается в реке."
   "Понятно", - согласно усмехнулась Афродита.
   Сделали, как задумали.
   В закатный час в реке, казалось, разлито золото; листва деревьев шепталась с ветерком, а над Тайгетом выплывала луна - волшебный факел в невидимой руке. Царица как всегда пошла купаться. Бросив покрывало, она шагнула в воду и погрузилась в прохладную струю.
   Вдруг видит: лебедь прямо к ней летит. За ним летит орел. Лебедь будто просит защиты у царицы.
   Леда поразилась птице.
   Не колеблясь вышла из воды, бежит на помощь, руки протянула.
   А белый лебедь будто в страхе на грудь царицы пал. И в это время орел взмыл сверху, исчез в небесной синеве и снова принял облик Афродиты.
   Царица гладит лебедя, желая успокоить его. А Зевс доволен, он на груди царицы нежится и обнимает Леду.
   Прошел положенный срок, у Леды, словно птицы, родилось два диковинных яйца. Из одного яйца на свет явились сын Полидевк и дочь - неслыханно прекрасная Елена, а из другого - Кастор и Клитеместра. Полидевк с Еленой были отпрысками Зевса. У Кастора и Клитеместры отцом был Тиндарей. Братья Кастор и Полидевк с пеленок были неразлучны: и спали и играли вместе. Зевс вроде бы хотел взять Полидевка к себе и вырастить героем, таким как Геракл, но увидел: братья друг без друга не могут и дня прожить и раздумал. Он поручил Гермесу взять их и унести на север в далекий край и там под строгим родственным надзором их обучить бесстрашно яростно сражаться.
   Утверждают, что лучше Полидевка никто не мог на кулаках сражаться и дальше диск бросать. Ведь он его частенько забрасывал так далеко, что и глазом не видно. А Кастор быстрее всех бегал и на коне носился, словно призрак. Под Кастором скакун летел, как птица, едва касаясь копытами земли. Братья научились и плавать по морям, водить плоты и легкие триеры на крепких веслах под парусами. В те времена на море появились пираты. Они нападали на города в прибрежной полосе, грабили и убивали без всякой жалости. Мореходы боялись выйти в море. Два сына Леды решили выследить морских разбойников и перебить, избавить весь народ от нападений, от грабежей и смерти.
   С друзьями в пути искали встреч с пиратами у островов и в открытом море. Увидят разбойничий корабль, догонят, вступят в битву. И так пиратов извели до последнего.
   Братьям в ту пору было по тринадцать лет. Пора настала возвращаться в родную Спарту. Прошел слух, что Елену похитил Тесей. О красоте Елены проведал весь мир. Узнав о похищении, братья вскочили на коней и со спартанским войском погнали на Афины - отбить свою сестру у Тесея.
   Тесей после свадьбы ушел в Гадесовы владения и попал в плен.
   Братья с войском (братья - Диоскуры) напали на Аттику, разбили афинских воинов и захватили много сел и городов и даже Афины с множеством чудесных храмов. Они пощадили сад Академа, где часто собирались для беседы философы.
   В Афинах они искали свою сестру, которая была спрятана под неусыпной стражей Эфры, матери Тесея.
   Сестры они в лицо не знали: оба выросли в далекой горной Македонии, в то время как Елена жила в Спарте с отцом и матерью.
   Домой они вернулись все вместе и в качестве рабыни забрали в Спарту Эфру. Их торжественно встречали. Устроили богатый пир. Но душа героев рвется к подвигам, к славе.
   После долгих странствий братья вернулись в Спарту в родительский дворец. Их с радостью встречали родные.
   Леда сказала: "Как хорошо, что вы домой вернулись. Царю на старости нужна опора. Вам пора жениться. Мы царство между вами поделим и правьте каждый твердой рукой в своих владениях."
   Братья ответили: "Мы согласны. Мы поищем себе достойных жен и заживем спокойной жизнью".
  
  ССОРА С СЫНОВЬЯМИ АФАРЕЯ
  
   Вскоре Диоскуры повздорили о чем-то с двоюродными братьями Линкеем и Идасом, отцом которых был брат Тиндарея Афарей.
   Одни считали, что ссора вышла из-за быков из пригнанного из Аркадии стада; что как будто диоскуров двоюродные братья обманули, а те обмана не стерпели. Другие утверждают: причиной ссоры был Эрот. Тогда, мол, жили в тех местах две дочери царя Левкиппа Феба и Гилаейра. Эрот однажды ради шутки взял враз четыре стрелы с любовным ядом на наконечниках и наугад пустил. Стрелы угодили в сердца четверки юношей. Дети Тиндарея и Афарея все четверо влюбились в дочерей Левкипид.
   Братья Диоскуры решили похитить девушек. Вскочили на диких быстроногих коней и понеслись. Схватили девушек в саду, когда они гуляли среди цветов, увезли. Конями правил сам Эрот.
   Был ясный день, светило ярко солнце, но в небесной вышине сгущались тучи, предвещая беду.
   Линкей был наделен чудесным даром насквозь все видеть далеко; его всевидящее око проникало сквозь лес, сквозь горы, сквозь дома. А брат его, Идас, имел такую силу, что ни один из смертных не решался с ним в бой вступить. Однажды как-то ему пришлось сразиться за девушку с богом Аполлоном и то в конце концов победа была за ним.
   Похитив Фебу и Гилаейру, Диоскуры галопом поскакали домой, обнимая свою добычу. Линкей стоял на страже на горе Тайгет. Он заметил двух всадников с добычей. Он позвал Идаса, и оба поспешили вдогонку.
   Их битва была ожесточенной.
   Линкей с Идасом бешено скакали верхом наперерез и, преградив дорогу братьям, остановили их.
   "Отдайте девушек!" - властно велел Линкей.
   "Возьми, если сможешь", - ответил Кастор.
   "Кто в битве верх одержит, тому и свадьбу затевать? Идет?"
   "Согласны, - расхохотались братья - близнецы. Мы живо вас землей накормим. Сражаться будем по очереди один на одного."
   Сначала схватились Линкей и Кастор. Дочери Левкиппа, окаменев, безмолвно смотрели, как юноши подскочили друг к другу и как скрестившись, их сверкающие копья сломались, наткнувшись на медные щиты и латы.
   Казалось, это не воины , а скалы. Одни султаны на шлемах слегка качались от ветра. Еще мгновение - и оба схватились за мечи и снова бросились друг к другу. Поединок длился долго. Отважный Кастор, изловчившись, воткнул меч в живот Линкея и тот свалился.
   Тут не стерпел Идас. Он, загоревшись, местью не долго думая, схватил с могилы своего отца колонну мрамора и что есть силы обрушил ее на Кастора. Но Кастор, пошатнувшись от страшного удара в грудь, успел стрелу пустить из лука, вонзив ее Идасу в бок.
   Тут Полидевк рванулся на выручку брату, смертельно раненому Кастору.
   Но Зевс не дал продолжить битву. Он молнию свою метнул с небес и покарал Идаса и Линкея. Обоих их огнем небесным в пепел сожгло на месте, где стояла надгробная колонна Афарея.
   Кастор доживал последние минуты. Глаза его стеклянно смотрели в небо, грудь похолодела. Он прошептал: "Нет, мне не жалко землю покидать. Меня печалит лишь разлука с Полидевком."
   Полидевк целует бледное лицо брата и кричит Зевсу: "О мой отец. Ты знаешь, без Кастора мне в жизни нет отрады. Брат - лучший друг. Верни мне Кастора, а если не захочешь, дозволь мне вместе с ним спуститься в царство смерти.
   Зевс отвечал с Олимпа: "Ты, Полидевк, бессмертен. Тебе дано быть вечно молодым и жить рядом с Афиной, Аполлоном, Гермесом, Артемидой. А Кастор - смертен, как его отец. Неужто ты согласен бессмертие утратить, чтобы жизнь вернуть смертному?"
   "Братство наше мне дороже бессмертия вместе с братом на земле, а нет, так пусть и я умру. Или обоим нам бессмертие или обоим в подземный мрачный мир."
   Зевс был растроган дружбой братьев и повелел Танатосу сложить крылья, раскинутые над умирающим, дать Диаскурам жить, как прежде, вместе. Отныне им обоим, решил Зевс, полгода жить на Олимпе, а полгода удаляться в царство смерти.
   И Кастор вдруг восстал из мертвых. Братья вскочили на крылатых коней и вознеслись на небо. Там во дворцах Олимпа они от Зевса получили право на покровительство народов. А позже, пожелав избавить двух неразлучных братьев от царства смерти Гадеса, Зевс превратил их в звезды.
   Почитая Кастора и Полидевка, их братскую любовь и дружбу, эллины построили немало алтарей и храмов со статуями отважных юношей. На голове у каждого - овальный шлем, в руке копье. Не раз их изображали верхом на белых, как пена, скакунах. И всегда на голове у Диоскуров была звезда."
  
  Интерпретация мифов..
  
   Другие легенды о братьях немного добавляют к уже изложенному в мифах. Есть рассказы о плавании братьев с аргонавтами и участии их в Калидонской охоте.
   Ещё один брат Тиндарея, Икарий, был отцом Пенелопы, жены Одиссея.
   Передают, что когда Зевс наделил братьев правами на Олимпе, то Посейдон тоже одарил их правом управлять ветрами и морскими волнами и опекать мореходов во время бурь, оберегая их от гибели.
   Особо почитали братьев в древнем Риме и воздвигали им храмы. Полидевка называли там Поллуксом.
   Овальные шлемы Диоскуров (Зевс - диос, отсюда Диоскуры, т. е. сыновья Зевса) напоминают о яйцах, из которых они появились на свет.
   Некоторые сообщения из глубины времён идут прикрытые покровом тайны. Так в древнеегипетском храме Исиды была найдена надпись: Я то, что было, есть и будет. И ни один смертный никогда не снимет моего покрывала.
   Если таинственные верования прикрыты священными покровами тайны, мудрецы учат и не пытаться разбираться в них непосвященным.
  Слово "покрывало", упомянутое в тексте, означает наличие в нём скрытых сообщений. Поэтому не пропускаем в мифе одеяние царицы Леды и приглядимся к братьям.
   Попытаемся приподнять завесу тайны, скрытой за покрывалом Леды. Оказывается, некоторые из многих загадок мифов могут быть раскрыты.
   Верно говорят, что людей можно разделить на три категории. Первые - те, кто знают, другие - не знают, а третьи - знают о первых. Так вот, те, кто знают - это учёные. А более давнее их название в мифах и сказках - братья.
   Ещё тысячу лет тому это было хорошо известно. Вспомним о братьях Кирилле и Мефодии. Ведь они принесли в наши края азбуку и письменность. Это дало возможность народу приобщиться к мировой культуре.
   Учёные - это люди профессионально занимающиеся наукой, и родство их заключается в работе над какой-то важной проблемой. Информации в мифах с участием братьев, безусловно, можно доверять. О силе коллективного труда можем судить по работе любого крупного предприятия, когда за день делается работа, которую не смог бы один человек выполнить и за много лет.
  С давних лет замечено появление людей с необычными способностями, которым удавалось разгадывать тайны природы. Не зря приведены в мифе слова:" Линкей был наделен чудесным даром насквозь все видеть далеко; его всевидящее око проникало сквозь лес, сквозь горы, сквозь дома". Причём исследовательские интересы одних были направлены на познание макромира, их влекли тайны небес. Другие - старались разобраться с микромиром. Строение веществ не давало им покоя.
  Отсюда - два брата: небесный от Зевса и земной.
  Следующее скрытое помогла понять и разгадать колонна с могилы Афарея. За ней увиделась опора для догадки. Есть еще переизданные недавно "Сказания о титанах" Я. Э. Голосовкера, где он попытался вскрыть пласт древнейших сочинений, о которых в мифах остались лишь упоминания. Так в приведенном мифе лишь мельком сказано о битве Идаса с Аполлоном, о девах Левкипидах, а сказочник раскрывает содержание этих мифов и подробно рассказывает о битве Кастора и Полидевка с двоюродными братьями. Он приводит сведения о действии могилы Афарея на Идаса. Сражаясь у надмогильного камня, ему прибавлялось сил, а удаляясь от него и силы убывали.
   За сражением двоюродных братьев, одни из которых черпают свою силу от накопленного (могила) отцом, а другие - от начал (от яйца), увиделся издавна ведущийся ученый спор между приверженцами начал наук (как бы от яйца) и сторонниками первопроходцев (отцов) наук. Миф утверждает, что по силе они равны.
  Ещё за битвой нужно увидеть, замеченную с древних времён, соревновательность среди научных коллективов. Она стимулирует и помогает открывать новые знания.
  Упоминание о конях ("А Кастор быстрее всех бегал и на коне носился." "Линкей с Идасом бешено скакали верхом наперерез". "Братья вскочили на крылатых коней и вознеслись на небо".) тоже несёт свою смысловую нагрузку. В лошадь превратилась пророчица Окиренея, дочка кентавра Хирона. Поэтому за скакунами нужно видеть догадки, прорицания, предвидения и прогнозы, которые являются основным плодом работы учёных.
   Есть много сказок и мифов, где встречаются братья. Известно, что земной брат-близнец был у Геракла. А в нашей сказке "Названный отец" три брата - это олицетворение трёх разных типов ученых. Старший брат - собиратель фактов, средний - классификатор и аналитик - перемалывает факты. И лишь младший брат выдвигает гипотезы и создает теории - этот хлеб науки.
  Подробнее о них читайте в моей статье на http://zhurnal.lib.ru/n/romanowskijandrejiwanowich/nazvannotec.shtml
  Древние спартанские учёные прославили свой край. Известый миф о юноше Гиакинте, превращённом Аполлоном в цветок гиацинт, скрывает открытую в двадцатом веке прецессию Солнца по Зодиакальным созвездиям. Мою интерпретацию мифа можно почитать на http://www.artlib.ru/index.php?id=15&idp=0&fp=2&uid=6058&idg=0&sa=1&pid=740 комментарии к экспонатам номер 36 и номер 37.
  Мы смотрим на мир глазами длинной цепи старинных учёных. То, что им стало известным, мы получили в наследство. Исаак Ньютон говорил: "Мы велики, потому что стоим на плечах великанов". Этим великанам за труд на благо всех людей потомки должны быть вечно благодарны. Поэтому и были братья возвеличены звёздами
  Нужно также уделить внимание девам и дочкам. За красавицами следует увидеть олицетворение сочинений учёных. Сёстры в мифах - это книги, имеющие одного отца.
  За самое прекрасное сочинение (оно олицетворено Еленой) идёт упорная борьба претендентов. Добился её Тесей. В молодости сватался к ней Одиссей, но удачливее оказался Менелай. С помощью Афродиты удалось похитить Елену Парису. И, наконец, досталась она после ухода из жизни Ахиллесу.
  Эту загадку легко раскрыть, если припомнить, что жена Одиссея, Пенелопа, по отцу приходится двоюродной сестрой Елены.
  Два сочинения Гомера являются непревышенными образцами творчества древних учёных. Это "Илиада", где главный герой Ахилл, и "Одиссея", с героем скитальцем.
   Вывод: Рассказы о подвигах Геракла, мифы об аргонавтах, о Калидонской охоте, сочинения Гомера излагают открытия и учения давних учёных. Из глубин времен вместе с древними сочинениями идет светлый поток истинных знаний и пророчеств, которые открылись ученым. И если эти знания немного прикрыты, то делается так не для сокрытия, а для сбережения надолго новых, непривычных для современников знаний, найденных давними мудрецами. На это обратил внимание основоположник современного рационализма Френсис Бэкон. Находки стародавних гениев не пропадут, а когда подготовятся условия для их проявления, извлекутся и будут служить людям.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"