Романовский Андрей Иванович : другие произведения.

Загадки Гомера

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Гомер в "Одиссее" отсылал своих слушателей в подтекст, заставляя отгадывать, какие там скрыты мифы. Изложение этих сказаний и толкование их составляют содержание предлагаемой книги.


     ЗАГАДКИ ГОМЕРА
     
      СОДЕРЖАНИЕ
     
     
      ВВЕДЕНИЕ ................................................................ 1
      Часть первая. СТРАНСТВИЕ с ОДИССЕЕМ
      СОСУД ................................................................................. 3
      СМОКОВНИЦА? ................................................................ 4
      ТИСБА и ПИРАМ (Пересказ по Овидию) ................... 5
      ОЛИВЫ? .............................................................................. 5
      ПОСЕЙДОН и АФИНА (Из сборника А. Л. Митру) ...... 6
      ЛАВР? ................................................................................. 7
      ФЕБ и ДАФНА (Пересказ по Овидию) .......................... 7
      ПОЛИФЕМ и ГАЛАТЕЯ (Пересказ по Овидию) ........... . 8
      СОСНА ................................................................................ 9
      ТОПОЛИ? ........................................................................... 10
      ФАЭТОН ............................................................................. . 10
      ДЕТСТВО ЗЕВСА ............................................................... 11
      ЭОЛИЯ? .............................................................................. 12
      ЛЕСТРИГОНЫ? ................................................................... 13
      ЭЯ? .................................................................................... .. 14
      ☼ КИПАРИС (Пересказ по Овидию) ................................. . 15
      СКИЛЛА? (Легенды, изложены по Овидию) .................. . 17
      ЗНОЙНАЯ ТРИНАКРИЯ? ................................................... .. 18
      ХАРИБДА ............................................................................ . 20
      ГЕЛИОС и ЛЕВКОТЕЯ (Пересказ по Овидию) .............. . 20
      ИСТОЧНИК САЛМАКИДЫ (Пересказ по Овидию) ....... . 22
      ОСТРОВ ОГИГИЯ? ............................................................. .. 23
      ☼ ЗЕВС и ИО (Пересказ по Овидию) ............................... . 24
      ☼ ОРИОН (Из сборника А. Л. Митру) ................................ 25
      АРКАД (Пересказ по Овидию) ........................................ . 27
      ☼ ОРИОН и ПЛЕЯДЫ (Из сборника К. Гловацкой) ............. 28
      БУРЯ? ....................................................................................... 29
      Часть вторая. ПОКРЫВАЛО ЛЕВКОТЕИ
      КАДМ и ЗМЕЙ (Пересказ по Овидию) ............................... .31
      АРЕС (Из сборника А. Л. Митру) ..................................... 33
      ГЕФЕСТ .................................................................................. . 34
      АКТЕОН (Пересказ по Овидию) .......................................... 35
      ЮПИТЕР и СЕМЕЛА (Пересказ по Овидию) ..................... 36
      ТИРЕСИЙ (Пересказ по Овидию) ........................................ 36
      НАРКИСС и ЭХО (Пересказ по Овидию) ............................ 37
      КОРА (Из сборника А. Л. Митру) ....................................... 38
      ПЕНТЕЙ (Пересказ по Овидию) ........................................... 40
      ВАКХ ............................................................................................ 42
      ПОЛОВИНКИ (Из сочинений Платона) ............................. 43
      ИНО (Пересказ по Овидию) .................................................. 44
      ☼ ПЕРСЕЙ (Из сборника А. Л. Митру) .................................... 46
      ☼ ДЕРЕВО из ДОДОНЫ (Из сборника А. Л. Митру) ................ 57
      БИБЛИДА и КАВН (Пересказ по Овидию) .......................... 58
      ФИЛЕМОН и БАВКИДА (Изложение по Овидию) .............. 58
      СХЕРИЯ? ................................................................................... 63
      Часть третья. ГИАЦИНТОВЫЕ КОЛЬЦА
      ОРФЕЙ и ЭВРИДИКА (Пересказ по Овидию) ..................... 66
      ФЕБ и ГИАКИНТ (Пересказ по Овидию) .............................. 66
      ☼ КЕФАЛ и ПРОКИДА (Пересказ по Овидию) ....................... 69
      ДОЧЬ БОГА УРАНА (Из сборника А. Л. Митру) ................ 71
      ПИГМАЛИОН и ГАЛАТЕЯ (Пересказ по Овидию) .............. 72
      ☼ ГЕРМЕС (Из сборника А. Л. Митру) ................................... 73
      ☼ ОСВОБОЖДЕНИЕ ПРОМЕТЕЯ (Из сборника А. Л. Митру)... 74
      ☼ КИНИР и МИРРА (Пересказ по Овидию) ............................ 76
      ☼ АДОНИС (Из сборника А. Л. Митру) .................................. 76
      ☼ АТЛАНТА и ГИППОМЕН (Пересказ по Овидию) ................ 79
      ☼ АПОЛЛОН и АРТЕМИДА (Из сборника А. Л. Митру) .......... 86
      СЕМИРАМИДА (Пересказ по В. Замаровскому) ................ 87
      ЖЕНИХИ? .................................................................................. 90
      МАСЛИНА? ................................................................................ 90
      АФИНА (Из сборника А. Л. Митру) ...................................... 91
      СЛЕД ВЕСЛА ............................................................................. 94
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................... 99
      МИДАС (Пересказ по Овидию) .................................. ......... 99
      СТИМФАЛИЙСКИЕ ПТИЦЫ (Из сборника К. Гловацкой).... 101
      Использована литература ............................................ ............. 102
      Словарь мифологических имён и географических названий .. 103
     
      1 ВВЕДЕНИЕ
     
      Среди множества сказок и легенд, пришедших из глубины веков от разных народов, особое место занимают мифы Древней Греции. Они отличаются связанностью между собой и наличием родственных отношений между богами, героями и смертными людьми. В этих сказаниях предков греков видится какая-то скрытая система знаний. Немало людей пыталось её выявить и результатом поисков является обширнейшая литература - наука о мифах - Мифология. Основной вывод большинства исследователей там сводится к тому, что это было мировоззрение, объясняющее окружающий мир для ещё детского (примитивного) сознания пращуров, а божества - всего лишь образное представление природных стихий.
      С такого рода утверждением вряд ли можно согласиться. Во все известные нам времена рождались люди, мудрости и уму которых можно только позавидовать. И если прошлое от настоящего отделено белой стеной фантастических сказаний, на которой чья-то рука выводит огненными буквами слова, то всегда находился и Даниил, который мог эти слова прочитать. А язык легенд загадочный. Там море говорит и его голос слышен всем. Там вместо хлеба могут дать камень, а просящему рыбу дают змею. Особенностью нашего подхода к данной проблеме стала уверенность: если там что-то есть, то сами мифотворцы должны были оставить к разгадкам ключи. На поиски таких "подсказок" и направимся в этой книге.
      Имя одного мифотворца известно - это Гомер. За право быть его родиной спорили семь городов, но кроме имени и двух эпических сочинений, о нём достоверно мало что известно. Считается, что поэмам Гомера около трёх тысяч лет. "Илиада" и "Одиссея" были записаны с устных сказаний певцов - аэдов в шестом веке до н. э. при правителе города Афин Писистрате. Люди гомеровского ума родятся редко. Только такие титаны способны обобщить знания предшественников и, прибавив к ним свои откровения, переправить всё последователям. Естественно, позаботившись при этом, быть ими понятыми. Это заставляет внимательно вглядеться в сочинения Поэта. Тем более, о них имеется много вот таких свидетельств. В платоновском "Ионе" говорится, что в поэмах излагаются знания древних людей о предвидении и провидцах. Платон сравнивает воздействие этих произведений на людей с действием магнита на железные предметы, упоминая о Магнезийском ( или иначе, Гераклейском) камне. Аристотель говорил об "Одиссее", что она "вся соткана из узнавания".
      Гоголю после прочтения "Илиады" открылось: "в ней можно найти всё, что ни пожелаешь". А на перевод "Одиссеи" Жуковским он откликнулся так : "Появление Одиссеи произведёт эпоху. Одиссея есть решительно совершеннейшее произведение всех веков..." Такого рода высказываниями можно заполнить не одну страницу.
      Приведём последнее. Демокрит говорит о Гомере следующее:
      "Гомер получил в дар божественную природу, ибо не может быть, чтобы без божественного начала он мог создать столь прекрасные и мудрые стихи". То же самое утверждают позднее Сократ в "Ионе" и Аристотель.
      Предлагаемая книга раскрывает иносказательный характер странствий главного героя "Одиссеи" и вводит читателя в круг интересов величайшего Поэта всех времён и народов.
      В конце книги приводится перечень основных литературных источников, использованных при составлении сборника.
      Если "Диалоги" Платона и "Истории" Геродота всем известные премудрые книги наполнены легендами и преданиями, то не все знают, что основоположник современного рационализма Френсис Бэкон посвятил мудрости древних и толкованию мифов целый том своих сочинений. Особо ещё нужно выделить "Метаморфозы" Овидия и А.А. Содомору, который с археологической тщательностью осуществил перевод мифов в изложении последнего Великого Поэта античного Рима. Легенды, сгруппированные Овидием в отдельные книги, позволили нам увидеть подтекст Гомеровской "Одиссеи", а за ним давние культурные традиции древнего мира.
      Поскольку одни и те же боги и герои у греков и римлян имели разные имена, да и сами боги носили много прозвищ, то в конце книги помещён краткий словарь имён.
      Предлагаемый сборник мифов и легенд с их толкованиями рассчитан на любителей мифологического жанра.
      Книга может заинтересовать и широкий круг взрослых читателей.
     
   Часть первая
  
   СТРАНСТВИЕ с ОДИССЕЕМ
  
   СОСУД
   Первую песню "Одиссеи" Гомер начал так:
   "Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который,
   Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен,
   Многих людей города посетил и обычаи видел,..".
   О главном герое поэмы известно многое. Сын Лаэрта и Антиклеи и по отцу, и по матери - прямой потомок богов. В молодости он сватался к Елене, но удачливее был Менелай, царь Лакедемона. Женился Одиссей на красавице Пенелопе, дочери старца Икария. Оставив молодую жену с годовалым сыном, уплыл с итакийцами на шести кораблях воевать с Троей. Десять лет военной жизни героя описаны Гомером в "Илиаде". После разрушения Илиона и освобождения Елены царь итакийцев десять лет добирался домой, претерпев много разных испытаний, теряя по пути корабли и спутников. Этому периоду биографии внука бога Автолика посвящена "Одиссея". Это та часть странствий героя, которую мы взялись исследовать, подозревая наличие в ней скрытого смысла.
   Кратко скитания сына Лаэрта изложим так. Разрушил город киконов, Исмару, захватил там богатую добычу, но потерял шесть своих воинов; заплывал к лотофагам; был в земле циклопов, где людоед Полифем погубил ещё шестерых спутников; месяц гостил у бога ветров Эола; в земле лихих лестригонов потерял пять кораблей с экипажами; прожил год на острове Эя у богини богинь Цирцеи; в Аиде встречался с провидцем Тиресием; проплыл между грозных скал Скиллы и Харибды - чудовищная Скилла похитила шесть товарищей; слушал песни у острова сирен; останавливался на острове Тринакрии, на котором его спутники поубивали много быков Гелиоса; за убийство быков Зевс разбил корабль, все утонули, одному Одиссею удалось спастись; избежав гибели в чреве Харибды, был выброшен морем на остров Огигию и томился там восемь лет у богини богинь Калипсо; наконец, попал на остров Схерию к людям феакийским и те с богатыми дарами доставили скитальца на родной остров Итака; там герой учинил кровавую расправу над женихами Пенелопы.
   Отсутствуя двадцать лет, наивно ожидать, что всё будет нормально: и жена останется верна, и дом не разорён. Однако, губить семьдесят молодых жизней, лучших юношей из знатных семей - это дико. Несомненно, Гомер странствиями известного хитреца задал современникам и потомкам загадки, а отгадки, наверняка, спрятал где-то на островах.
   "Вы найдёте места, где странствовал Одиссей, - саркастически замечал в третьем веке до н. э. великий географ Эратосфен, - когда отыщете сапожника, который зашил мешок с ветрами...".
   Находки других не помешали Тиму Северину, вслед за многочисленными предшественниками, отыскать свой вариант плавания Одиссея по островам Средиземного моря.
   Думается ближе к истине предположение одного фантаста, который объясняет, что винный цвет моря у Гомера "из-за имевшихся особенностей зрения в те времена у тех людей". Прав он в той части, которая отсылает к тем временам и тем людям. Ведь человек, - есть то, что в нём накоплено, и в этом подобен сосуду. Шутя об этом в восемнадцатом веке сказал Гельвеций, а полусерьёзно - в двадцатом - В. М. Алексеев.
   Ответ англичанина министру (по Гельвецию). "Нет ничего смешнее, рассказывал один министр придворным, как манера держать себя в совете у некоторых негритянских племён; представьте себе комнату для заседаний, в которой стоит около дюжины огромных кувшинов, наполовину наполненных водой, в эту комнату направляются голыми, но с важным видом, с дюжину членов совета, каждый прыгает в свой кувшин и погружается в воду по шею, и в этом положении они обсуждают и решают государственные дела. "Отчего же вы не смеётесь?" - обратился министр к стоявшему подле него вельможе. "Потому, что я наблюдаю ежедневно нечто ещё более смешное". - "А что же?" - спросил посланник. - "Страну, в которой заседают в совете пустые кувшины".
   Китайская манера учености и повествования (по Алексееву).
   "Китайский учёный отличается от других своей замкнутостью. В то время как образованный человек европейского типа наследует культуру всего древнего мира, учёный китаец является наследником и выразителем только своей культуры, причём главным образом литературной. Он начинает не с детских текстов, а сразу с учения Конфуция, с канона китайских писаний о призвании человека к высшему служению. Выучив наизусть и научившись понимать всё содержание этой китайской библии (по размерам и трудности языка это превосходит библию), китаец приступал к чтению историков, философов и т. д. и тоже заучивал наизусть. Цель - сдать экзамен на должность государственного чиновника, продемонстрировав выучку и стиль, и доказать, что он постиг всю глубину духовной и литературной культуры тысячелетий и является теперь её современным представителем и выразителем. Образованный китаец был в совершенстве знаком с тайной языка. Это человек созерцающий всю свою многотысячелетнюю культуру со сложным умением выражать свои мысли. Основой этого были слова-намёки, взятые из обширного запаса литературной учёности и понимаемые только тогда, когда читателю в точности известно, откуда взято данное слово или выражение,...".
   Мы не сомневаемся, что сосуд, наполненный мудростью всеми чтимого творца, несёт не пустые знания, а всю глубину духовной и литературной культуры тысячелетий. Поэтому берём от китайской учёности подсказку о "словах-намёках" и начинаем приглядываться к химерным текстам "Одиссеи", выискивая, за что можно прицепиться.

Первая разгадка места, куда Гомер послал странника, открылась легко.

СМОКОВНИЦА?

   "...а когда воссияло
   Солнце - себя я узрел меж скалами Харибды и Скиллы.
   В это мгновение влагу солёную хлябь поглощала;
   Я, ухватясь за смоковницу, росшую там прицепился
   К ветвям её, как летучая мышь, и повис, и нельзя мне
   Было ногой ни во что упереться - висел на руках я".
   Слова - намёки - "смоковница" и "летучая мышь". Они указали на одну давнюю легенду.
    
     Книга издана в 1998 г. М., Отпечатана АОЗТ "МЕЙН". Заказ N147 - 06/98
      ☼ - символом в содержании помечены темы, которые я использовал для статей "Музея Отображений Сложных явлений" и отдельных публикаций в своих коллекциях.
     
      Гомер в "Одиссее" отсылал своих слушателей в подтекст, заставляя отгадывать, какие там скрыты мифы. Изложение этих сказаний и толкование их составляют содержание предлагаемой книги.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"