Романовский Андрей Иванович : другие произведения.

Заметить Четвёртого

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Тут ещё до сих пор встречаются неопубликованные предания.


   ЗАМЕТИТЬ ЧЕТВЕРТОГО
   Тут ещё до сих пор встречаются неопубликованные предания.
   Введение
   Малая родина. Край древлян и их князя Мала. И через тысячи лет здесь течет маленькая речушка Смородинка, которая упоминается в былинах, стоит маленькое село Деревляни. В областном центре Древлянской назвали коротенькую улочку с несколькими небольшими частными домиками. Местные герои тоже маленькие. В Степани вам и теперь покажут место, где стояла хатка Олеси, которая завела татар в болота. Девочка сама погибла, но и враги вместе с нею утопились. Правда, в городском парке из фонтана поднимается могучая фигура древнего бородатого богатыря в шеломе и кольчуге. Прижав коленом к земле многоголового змея, он выщербленным мечом старается уничтожить страшную нечисть.
   Потребность знать минувшее, по всей видимости, присуща самой природе человека. А что известно о прошлом? Очень мало. То, что случайно поразило поэта или случайно упомянуто в чьих-то записях. Однако же, поэт должен быть великим, иначе рассказанное им не уляжется в памяти, не будет сотни раз пересказано, переписано. Так как маленькие произведения умирают раньше творцов.
   Не простым переписчиком должен быть историк, чтобы его записи нашли преданных хранителей, старательных переписчиков.
   Иной ученый обращался к событиям бывшим. Талантливое изложение оказывало содействие широкой популярности таких книг. События к чести, которые всегда привлекают любящих родину людей. Они распространялись в сокращенных списках, в отрывках, пересказах, и очень быстро многое превращалось в народное сказание. Более поздние авторы, вдохновленные сказаниями, не улавливали искусственности построения: такая же искусственность была присуща им самым, они получили такое же образование, их мысль была подчинена той же системе связей, этому же мировоззрению. Многоразовое отображение, многоразовое преломление действительности, искажая ее, вызвало опасный сдвиг понятий.
   Но всякий талант упрежден по своей природе.
   Где же истина, что люди искали, ищут, и будут искать? Мы все нуждаемся хотя бы в признаке правды, как в хлебе насущном.
   Того, кто хотел бы охватить "всеобъемлющим оком" минувшее, можно сравнить с управляющим каким-нибудь большим хозяйством. Защищая свое достоинство, перед самым собою, он начинает отбирать посильное, отвергая то, что не может вместить. Отброшенное якобы ненужное, лишнее, недостойное внимания. Такой же отбор сообщений. Сам того не желая, он переместит и себя и подчиненных из действительности в "отборный", такой что кажется, мир, и вся система его управление приведёт к краху - когда-то!...
   Древние индийцы придумали притчу о трех слепых мудрецах, каждый из которых ухватился за слона и делает попытку догадаться, что оно за зверь. Один держал в руке хвост, второй ухватился за ногу, а третий - за хобот. И каждый подробно рассказал о сво1м.
   Надо искать четвертого мудреца, который все это увидел и об этом поведал.
   Четыре способа дано человеку: книга, ухо для чужих речей, глаз, чтобы самому видеть, да разум, чтобы правду найти в каждом малом даже деле.
   С такой "теоретической" подготовкой возьмемся за выяснение хоть нескольких сообщений о своих исторических явлениях.
   Что за люди жили в районе речек Горыни и Случи и их притоках вплоть до южной стороны речки Припяти? Являются ли современные жители этого края потомками древлян?
   Сначала о недалеком прошлом.
   У нас здесь в конце девятнадцатого столетия побывал писатель А. И. Куприн. Тогда в имперской литературе было много разных направлений. Были там и так называемые символисты (они провозглашали главным художественным приемом символ, как выражения непостижимой сути предметов и явлений). Не обошла эта мода и Куприна.
   Кроме повестей о нашем крае, есть у него путевые заметки о местных жителях.
   Я ехал в бричке. Впереди меня шло двое селян в белых полотняных одеждах: старший и молодой. Издали заметив едущего господина, они, как принято в этих местах, сошли с дороги, стали на колена и, сняв свои соломенные шляпы, склонились в поклоне.
   "Кто вы? - подъехав, спросил я, - украинцы?"
   "Нет, паночку, мы здешние. Мы тута живем", - ответил старший.
   Вот здесь уже можно заметить его увлечение символами (выражения идей, понятий или чувств с помощью условных знаков).
   Образ предков, созданный талантливым писателем, не такой уж и плохой. Стать "на колена" - это известное еще из "Илиады" Гомера выражение: стать в племени по родам. Значит, сто лет назад наши земляки знали, что они не пришедшие откуда-то, а из местного рода-племени.
   Соломенные шляпы на их головах являются признаком земледельцев (крестьян), а также говорят о том, что хлеб уже они давно добыли. А "хлебом" в древних сказках помечают разного рода истинные знания. За белой одеждой крестьян видится местная культура и книжная образованность. У них были свои пересказы - полотно. Образованность разная у старших и младших.
   Что же должны были помнить дети? Конечно то, что пережила, чем владела и чем обогатилась нация.
   Должны были унаследовать готовые знания и освещенные их светом дела прошлого.
   Серьезное образование по усвоению знаний своих и достигнутых человечеством в этом крае было издавна.
   Здесь в 1561 году в Пересопницком монастыре архимандритом Григорием была создана рукопись первого перевода на украинский язык Четвероевангелия. Она сейчас является символом нашего государства. Здесь в 1580 году у князя Константина Константиновича Острожского нашел приют Иван Федорович печатник Москвитин (такая надпись сделана на его могильном камне во Львове). В 1581 году он напечатал вместе с Петром Мстиславцем "Острожскую Библию". Острожская Академия - одна из старейших в Европе. И свято соблюдается завет мудреца Григория Сковороды, что "огонь должен сохраняться в своем доме и незачем за ним бегать к соседям".
   Но если, в самом деле, Куприну встретились простые местные жители (а они действительно так одевались и вели себя), которые поразили его своей ученостью и образованностью, то почему же до сих пор нам о ней неизвестно? Причем, вряд ли, чтобы речь шла про обычное, всем известное образование. Ведь в первую очередь человек должен осознать, к примеру, понятие о добре и зле. И всегда должен знать, где добро, а где зло.
   Эти казалось бы банальные понятия не требуют много слов.
   Что есть добро? Правда, закон, любовь.
   Что есть зло? Несправедливость, беззаконие, насилие, убийство, воровство.
   Для человека добро и благо, когда он нашел себе приют, имеет хлеб, прикрыл свое тело, удовлетворил обычные потребности.
   Добро едино - это Бог. За Ним - правда, совесть, милосердие, любовь.
   Всем знакомо олицетворение зла и много его названий, и проявлений. Враг, недруг, неприятель, противник. Имен ему много, зови, как хочешь - опасен более всего, когда неизвестно, где он.
   А у нас здесь было не принято даже проговаривать какое-нибудь имя, ограничивались словами "не при доме поминаемое", чтобы не дай Бог не накликать беду. Откуда взялся у здешних жителей этот страх?
  
   Рассказ старого Шендера
   Случай помог услышать неизвестное мне раньше. Один местный уроженец, крестьянин, мужчина уже в летах, рассказывал недавно в пригородном поезде своим спутникам именно об этом.
   "В нашем селе, - говорил он, - все сызмалу знали о нечистой силе и как она выглядит. И это благодаря старому Шендеру, который был зажиточным хозяином и к словам которого прислушивались и взрослые, и дети. Вот что я слышал, когда еще не ходил в школу, а запомнил на всю жизнь.
   Рассказывал старый Шендер о встрече с бесом, которая случилась еще тогда, когда он был парнем.
  
   "Погнал как-то я пасти коней в поле на ночь. Смерклось. Собрал веток для костра, разжег огонь, прилег и дремлю себе, а кони сами пасутся. Уже и к полночи близко. Перестали в селе лаять собаки и настала тишина. Вдруг услышал, как скрипит воз, кто-то по полю едет. Подъезжает ближе и я вижу на телеге незнакомого мазураку. Проехал мимо и даже не посмотрел в мою сторону. Повернул я свою голову туда, где он исчез, и снова себе дремаю.
   Через некоторое время, смотрю, возвращается он же, но уже верхом на коне и проехал почти рядом. Стал я на колени и провел его взглядом.
   Снова через какой-то час смотрю, тот же самый уже идет. Выглядит, как господин: в шляпе и с тростью в руке. Подошел к костру и начал посошком раскидывать головешки. Он разгребает, а я собираю... он раскидывает, а я снова собираю... Тут я понял, кто явился мне в эту ночь. Вскочил я на ноги, начал собирать огонь в кучу, крещусь, и стал вслух молиться. Пересказал и "Отче наш..", и "Богородицу...", и "Верую во единого Бога Христа-Спасителя...", и "Да будет славен Бог и да сгинут враги его...". Бес на это выпялил свой язык и начал передразнивать меня. Не знаю, чем бы все кончилось, но в селе запели петухи, начало светать и "оно" где-то исчезло".
  
   Из множества сельских баек о русалках и прочих чудовищах, которые любили рассказывать взрослые для обучению страху детей, запомнился почему-то шендеровский. Приснилось ли это в юности деду или где-то услышал, сам ли придумал - теперь, когда и его нет на свете и я старый, и мир изменился (никто в "нечистого" не верит) - едва ли узнаем. А то маленькое село я еще ребенком навсегда покинул".
   Мужчина сошел на одной из остановок и оставил едущим на память пересказ.
   Было это на самом деле, или выдумал его составитель сказа? Скрыл ли в хитромудрой выдумке какую-то истину, поучения? Может Шендер и есть тем четвертым, что увидел какое-то большое явление?
   Давние пересказы рано или поздно находят того, кто может заметить скрытый смысл. Наверное, только так передается какое-то тайное знание через головы нескольких поколений.
   Как всякая сказка, сказ представляет собой материал, из которого можно "лепить", что угодно.
   Но уже известен старинный литературный язык образов, символов и знаков, который дает возможность открыть основное сообщение древних. В нем отдельным словам присваивалось свое содержание. Они, как аппликации, вплетались в ткань обычного повествования, ведя подтекстовый разговор со знающим человеком. С этой точки зрения сказ Шендера выглядит подозрительным. Ведь, например, слово "конь" означает, что речь будет идти о предвидении; "собаки" - страсти человеческие; "петухи" - эти домашние птицы олицетворяют талантливых личностей, "воз" - исторический процесс.
   Итак, можно подумать, что наш земляк отправился за предвидениями, а свои страсти утихомирил. Использовал при этом духовные накопления и светские сведения об истории края.
   Два содержания сказки открыть нетрудно. Первый для отдельного человека, а второй для народа.
   Если взять человека как такового, то предстанет много типов с таким набором качеств, которым диву можно даться. Ведь известны люди, у которых не поворачивается язык промолвить грубое слово, а есть такие, что не стыдятся грубо высказываться и при всяких собеседниках.
   В текущем 2006 году показывали телепередачу про какого-то голландского художника середины минувшего тысячелетия. Запомнилась его картина, где в карикатурном стиле изображены несколько десятков человеческих фигур. За многими сразу угадывается замысел творца, кого он изображает (банкир, солдат, ..), но обратили на себя внимание двое голых людей, которые сидят рядом на скамейке за столом спинами к зрителю. У правого был голый хвост, свисающий со скамьи.
   Что этим хотел сказать художник?
   Если знать, что стол является символическим представлением истории, тогда зрителю сообщают о двух основных участниках процесса. И что среди людей встречаются человекоподобные звери, то есть такие, у которых милосердие, жалостливость, совесть, и тому подобные качества отсутствуют.
   Безжалостные, немилосердные лиходеи сосуществует вместе с нормальными людьми.
   Таким образом то, что увидел Шендер в видениях можно понять так:
   Итак, когда рядом появляется такое существо, то хотя бы осмотрись и заметь его.
   Если уже бедствие близко и может напасть - готовься к борьбе с ним, сплачивайся с родственниками (вставай на колена).
   Знай, что самое страшное зло в мире, когда появляется господин и из человека делают раба. Когда тебе навязывают чужую культуру и духовность, высмеивают твою родную культуру, передразнивают родной язык, отбирают право на образование, открыто зовут скотом тех, кто их кормит.
   История свидетельствует, что иногда на зверей превращаются целые народы. В 453 году вандалы разрушили итальянскую Римскую империю. Было это сделано с невероятной лютостью. В тринадцатом столетии синие монголы, собрав много племен Востока, наделали много бед народам Киевской Руси. В двадцатом веке новые коричневые вандалы, сгруппировав много прохиндеев Западной Европы, прошлись своим сапогом по нашим землям. Красные скифы оказались добрыми врачами этих народов от "чумы". Оздоровилась экономика стран Европы от милитаризского угара. Стали бедные богатыми.
   Уметь "видеть" - качество, необходимое для каждого. Надо, как говорят не только у нас, а и даже на Смоленщине, "усё" замечать.
   Картины, которые возникли из дедового рассказа и имя "Шендер" (имя Шандор распространенно в Венгрии) вызовут такие воспоминания из далекого прошлого, которое так записал киевский Нестор-летописец:
  
   - В лето 6406 (898) направлялись угры мимо Киева горой, которая зовется ныне Венгерское, и пришли к Днепру, и стали вежами, так как ходили так, как и половцы, и пришли с востока, и бросились через горы большие, что прозвались горы Угорские, и начали воевать против живших там. Сидели-бо здесь раньше словены, и волохи захватили землю словенскую, а потом угры прогнали волохов, и заняли землю ту, и сидели со словенами, подчинив их себе, и с того времени прозвалась земля Венгерская. И начали воевать угры с греками, и захватили землю Фракийскую и Македонскую - вплоть до Селуня, и начали войну против морави и чехов. Был-бо один народ словенский - словени же сидели по Дунаю, подчиненные уграми, и морава, и чехи, и ляхове, и полянины, которых ныне называют Русь.
   Из них моравы самыми первыми было положено книги, от того и грамота прозвалась словенской, от того и грамота есть в державе..
  
   Не сами бывшие явления имеют значение для потомков. Значительно более важными являются выводы, решения и действия, которые произошли до и после этого.
   Какие выводы можно сделать из написанного летописцем? Их много. Но первый будет такой: тот, кто знает о половцах, хорошо представит угров.
   А об этих кочевниках хорошо сохранились сведения. Вот как пишет о них современный русский писатель и ученый В. Иванов:
   "Половцы не могут сами прожить, к своему им нужно добавлять взятое у других. Таковы же были хозары, таковы же печенеги - все они одинаковы. К малому своему им нужно добавить больше чужого, они не воюют, а грабят.
   Половец все мнит своим, что ему посильно взять, потому-то и понимает половец только силу.
   Немудрое добро, богатство невеликое, но все нужное, половец не возьмет, так сожжет.
   Повсюду воюют для добычи, и нет иной войны.""
   Опасались наши предки, как бы пришельцы не поселились вместе с ними. Их вежи - это кочевое жилье. Однако те проехали дальше и осели на Дунае.
   "Возмутитель спокойствия" проявился. Это воинствующий кочевой народ (как половцы) пробирался к легкой "кормушке". Ведь, богатство, которое само плывет в руки по Дунаю, издавна привлекало сильных мира сего. Владычествовали там поочередно и греки, и персы, и римляне.
   Прошедшее тысячелетие не изменило набора наций этого региона. Черные угры влились в местные племена, окультурились и стали равноправными членами сообщества наций Европы.
   Лишь войны проявляют их наследственное поведение. Запомнилась нашим людям не только лютость фашистов, а и особая жестокость мадьяр в годы последней войны.
   Решения и действия также ясны. Чтобы противостоять большим вражеским армиям, надо иметь свое большое войско.
   Тут проявляются те, на землях которых мы живем. До сих пор они от всяких нападений спасались в родном лесу, оборонялись с помощью своих болот.
  
   - В лето 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян, и подчинил их, и начал из них дань брать по черной куне.
   В лето 6392 (884). Ходил Олег против сивери, и победил сиверов, и наложил дань легкую, и не разрешил им дань давать козарам, и сказал: "Я враг им, и вам незачем (дань им платить)".
   В лето 6393 (885). Пошел Олег к радимичам, спрашивая: "Кому дань даете?" Они же ответили: "Козарам". И рече им Олег: "Не давайте козарам, а мне давайте". И дали Ольгове по шелягу, как и козарам давали. И владел Олег древлянами, полянами, радимичами, а с уличами и тиверцами воевал.
  
   Записи летописца показывают, что поляне за пятнадцать лет увидели угрозу и начали собирать воедино своих. Эти годы можно считать порой рождения будущей Большой Державы.
   От этого же летописца стало известным, что древляне были местным славянским племенем, а другие славянские народы пришли из Дуная и из Польши.
   Следующая картина, которую увидел Шендер, может служить иллюстрацией к событиям семисотлетней давности. Орды кочевников на низкорослых конях, сопровождаемые ревом верблюдов, скрипом телег, блеяньем стад (такую запись оставил неведомый киевлянин) заполонили наш край, обложили данью мелкие раздробленные княжества и убрались прочь под ударами объединенных сил славян. Вел свой запасной полк старый воевода князь Дмитрий Волынский. Он поставил победную точку в Куликовской битве.
   Татаро-монголы не вводили свои вероисповедания на подвластных им землях. Что о них осталось в памяти через века? Снова обратимся к В. Иванову.
   "Синие монголы развлекались бездельем, оружием, конской скачкой и рассказами об удалых делах войны.
   Монголы ленивы, жестоки, как дети, любят оружие и развлекаются войной. Находить счастье в мире. Но, не умея трудиться, они скучают. Им снятся походы".
   Поднялся народ на колена: общими усилиями полян, сиверов, древлян, радимичей, кривичей и дулебов, тиверцев, чуди, мэри (все эти носят название "Великая Скуф" - передает летописец) прогнали кочевых захватчиков. И уже дальше встречали незваных гостей по-казацки.
   Об этой поре хорошо известно от наших сирен (птиц с человеческими лицами), которые составили таки красивые песни, что и до сих пор поют.
   Про этих птиц надо сказать хотя бы пару слов. С начала восемнадцатого столетия доносится к нам песня казака Семена Климовского: "Не люблю я никого, кроме тебя одного...". А Маруся Чурай ("хохлатая курочка" - такое название ей дали русские поэты) отзывается: "А я люблю Петра дуже, до других мэни байдужэ...".
   Про кого были созданы песни?
   Народные пересказы сохранили имя козака-нетяги Петра Очерета, а рассказ о нем появился в печати только в годы хрущевской оттепели. Есть там в "Люльке" (такое название имела маленькая сказка, напечатанная в 1966 году в журнале "Днепр") такие слова:
  
   - Гей казаче! Повеления тебе от нас, вельможного Махмет - Гирея хана крымского, свободных орд крымских, очаковских, ногайских, перекопских, пятигорских, сцисманских, добруджских, буджацких ..."
  
   Были повеления и турецкого султана, властителя многих царств, и от короля Польского, Великого князя Литовского...
   Пережили предки многочисленные наезды и нападения, нашествия и нашествия сплотившись "по коленам" в нацию. Прогонял врагов казак "дымом" из своей трубки.
   Он же догадался и о пакостях своего родного беса переяславского, что так умел перевоплощаться в заграничных владык.
   Последнее, что увидел Шендер, можно понять, если знать, что костром (огнем) еще издавна называлась культура и образованность людей, их духовное богатство.
   Снова можно обойтись словами В. Иванова:
   "Наистрашнейший враг оказывается тот, кто разрушает культуру народа, его систему образования и воспитания, перекручивает язык и остается властвовать. Ведь, нет обычаев, привычек, воли - значит, и родины нет. Опасно людям отказываться от порядка жизни, который установился с древности. Племена, которые не сумели создать свою самобытность, прожили, не оставив своего имени. Любовь к родине не ревнивая, но требует верности. Так и родной город: твой, пока звучит родной язык. Наводнения чужого языка, даже его прикосновенье гасит чувства: ты здесь родился, а ныне сам ты - приходящий."
   И здесь надежда только на Бога, который смилуется и спасет от лукавого. На родных петухов, на достижение всего человечества (это тот свет дня, которое разгоняет мрак ночи).
  
  
   Начало ХХI века
   Еще расскажу о случае, свидетелем которого стал знакомый на одной из безлюдных улиц города. Навстречу ему шли двое: высокой парень, который извернулся так, чтобы видеть лицо и слышать, что цедит сквозь зубы его спутник. Он семенил рядом и выглядел маленьким, по сравнению с человеком лет тридцати - тридцати пяти, который был просто высоченным. Тот шёл выпрямившись и казалось не замечал ничего, кроме какой-то только ему известной цели. Его лицо было создано правильными небольшими чертами и было незыблемо. Голова у него была небольшая и немного не гармонировала с немалыми размерами тела, она без шеи сидела просто на широких плечах. Заметно было, что Бог не увеличил ему лба с годами.
   "Я узнал в парне знакомого, но он был настолько увлечен своим спутником, что прошел рядом, будто собака на коротком поводке, и не заметил меня".
   Издали все это выглядело карикатурно, как бы тот чолов'яга нес парня.
   Теперь, через несколько лет, когда о том парне и про "ловца человеческих душ" и я узнал больше, мне стало понятным, что какая-то новая разновидность "нечистого" слоняется среди нас. А хвост "его" еще и до сих пор не завязан в узел, чтобы сделать "его" меченным (меченного - свои не принимают).
   Если бы голова была такая большая, как пивной котел, то это отродье знакомо еще из былинных времен. Это преемник Тугарина Змейовича и его цель - направить людей на путь добровольного сумасшествия. Здесь нужен для борьбы богатырь, новый Алеша Попович.
   Если бы на голове была корона, то это бы означало, что встретился сумасшедший с манией величия. Таких научил не бояться козак-нетяга Петро Очерет.
   Когда бы на пальце было железное кольцо - то такого обнаружили еще Декабристы. Это знак убийцы, у которого палец на спусковом крючке винтовки охватывает железное кольцо.
   Что еще напоминает это реальное явление. Маленький человек, который прижался к большому шприцу.
   Подняв высоко вверх маленькую голову, кобра с раздутым капюшоном - змей, несет в зубах маленького человека.
   " Два больших препятствия стоят на пути правильного понимания вещей: стыд и страх, который удерживает перед лицом опасности от смелых решений. Они, как перила моста, дают возможность человеку пройти свою жизнь праведно. Глупость с легкостью гонит прочь и стыд, и страх", - пишет В. Иванов.
   Дурак - на все что дерзает, не сдерживаемый ни стыдом, которого не имеет, ни опасностью, которой не сознает. (Это уже сказано пятьсот лет назад Еразмом Роттеррдамским)
   Таких Федор Достоевский называл - недоросшим, неполным человеком. Что уж очень захотелось, должно быть выполнено. Без смущения и раскаяния.
   Когда таких типов начинает научать сумасброд (лиходей) - всякий не желающий признавать установленные положения вещей и приспосабливаться к обстоятельствам - то, наверное, проявится очередной лиходей.
   Страшен злобный человек, нет ничего страшнее злого человека.
Все это уже давно заметили люди. Но нас духовные знания еще учат не поддаваться соблазну и лукавству. Эти типы засели в середине у каждого, кто родился на земле. Они уводят в соблазн иллюзии понимания и в лукавство ошибочной мысли. Внутренние враги человека: спесь, нетерпение, поспешность, самодовольство, формализм мысли, легкомысленность, непостоянство, предвзятое мнение, леность, беспечность, пустое мечтание и тому подобное. С этими недругами человек должен также бороться.
   Кажется, что не простое видение появилось на маленькой улице. И тот, чье имя она носит, наверное, не может спокойно покоиться в своем мавзолее. В свое время он заметил тогдашнюю систему воспитания и образования. "Вы, - говорил, - делаете хромого кровельщиком, бессильного труса - кучером, а глухого - музыкантом. Тогда как хромота не мешает быть кучером, глухота - кровельщиком, а отсутствие силы - музыкантом".
   Констатируем, что в этой части воспитание не имело изменений за последние полтора века.
  
   О князе Мале
   Закончим это маленькое путешествие в минувшее вот чем. Напомним сказочку, которая сложена давным-давно у давних, давно проживавших народов. Сказка о том, как один царь учил другого управляться с подчиненными. Он ему ничего не говорил, а только вывел в поле и начал тростью сбивать те колоски, которые в росте обогнали окружающих. Выученик понял своего учителя-тирана. Надо придерживаться одинакового уровня подчиненных, а для "выскочек" существует "трость". И так много учеников усвоило это правило, что некоторые из них поубивали за свое правление больше своих, чем врагов.
   Ученик понял своего учителя, но понял неправильно. Надо проявлять талантливые творческие личности среди подчиненных. Их плоды мышления (зерна Деметры - богини плодородия) нужно собирать. Люди "болеющие" творческим синдромом являются душой и двигателем любого трудового коллектива. На них держится и богатеет общество. Только те государства, которые делают все для развития чувства собственного достоинства своих граждан идут по пути прогресса. Другие безнадежно отстают. Только на базе накопления высших достижений всего человечества сейчас можно существовать в этом сложном мире.
   Приведу еще мысли русского писателя Л. Н. Толстого:
   "Все древние употребляли один и тот же прием для того, чтобы описать и уловить кажущуюся неуловимой - жизнь народа. Они описывают деятельность единичных людей, правящих народом; и эта деятельность выражала для них деятельность всего народа.
   На вопросы о том, каким образом единичные люди заставляли действовать народы по своей воле и чем управлялась сама воля этих людей, древние отвечали: на первый вопрос - признанием воли божества, подчинявшей народы воле одного избранного человека; и на второй вопрос - признанием того же божества, направлявшего эту волю избранного к предназначенной цели".
   Мы знаем, что царствовали на землях древлян (собирали дань) короли польские и князья литовские, цари московские и гетманы украинские. А что было до того, одному Богу известно. Но примета осталась. Князь у древлян был Мал, а не Великий, или еще какой.
   Людмила Наровчатская (наша современница, русский ученый-языковед, автор "протоязыка" славян) доказывает, что корни ""мал" и "мол" одинаковые по смыслу. От них слова обмолот и молот, которые говорят о крестьянском и рабочем народе. Этот корень присутствует и в украинском "молодец" и в русском "мальчик".
   Ну, когда миллионная толпа на площади выкрикивает слово "молодец", кажется что и в самом деле ее исследование имеет смысл.
   Человек к доброму привыкает скоро, ощущая умом и совестью, что на хорошее есть у него права от рождения. Тому-то признательное дело быть человеческим благодетелем: забота о людях доблесть и обязанность князей, они за заботу свой кусок получают.
   Известно, как древляне обошлись с тем, кто, как волк, который тянет овечек из загона для скота, начал требовать еще и еще дани.
   Летописи доносят сведения про маленького Святослава, которого мать, княгиня Ольга, послала подчинять древлян после того, как те убили ее мужа, князя Игоря. Эти древние слова могут означать такое: древляне не приняли "священный огонь варягов" (такое содержание имеет слово "игорь"). Маленькому же подчинились.
   Каким молодцом стал этот маленький мальчик известно.
   Историки девятнадцатого столетия пришли к заключению, что древляне стали единым народом Киевского княжества, соединившись с полянами.
   Но более правдивое в этом названии есть такое. Малым здесь всегда звали меньшего брата, даже тогда, когда он уже был взрослым. А о меньшем брате есть мифы, легенды и сказки.
   Древние греки в мифе о названии "скиф" рассказывают, что она идет от имени младшего сына Геракла от местной дивы. Этот его сын стал царем и от него пошло название народа.
   Сами скифы рассказали Геродоту свою легенду о том, как младший царский сын стал царствовать.
   Исследователи сказок пришли к заключению, что младшему брату не было что наследовать после старших. И ему оставалась только служба в дружинах князей. Там он мог выбиться и в князи.
   Но в обычае наших людей было доживать свой век уже старым родителям при самом меньшем. И он наследовал нажитое.
   Для меня убедительным фактом, что живут в настоящее время здесь потомки древлян (вместе с русскими, поляками, белорусами, евреями, литовцами, грузинами, греками, болгарами и еще представителями многих наций) есть существующая до сих пор пословица о волке и овечках.
   Кроме ума современного и недавнего есть ум старый.
   Заглянуть в середину третьего тысячелетия можно, с помощью "Историй" Геродота. Недавно они впервые были переведены на украинский язык. Одна из его "Историй" - "Мельпомена" рассказывает о скифах и их крае. Среди многих племен, которые описывает Геродот, подобно до древлян выглядят будины - народ местный и не кочевой. Они жили в лесах, строили деревянные дома, вели сельское хозяйство, охотились и собирали дары леса. Есть у отца "Историй" легенда об этом народе, где есть дерево, будин, что с него охотится, и конь, послушный, как собака. Этот старый ум передает свои сообщения с помощью языка образов. Картина с будином на дереве говорит о том, что он и есть то дерево. Нестор-летописец приводит также другое название древлян - Дерево.
   Надо внимательно изучать свои сказки и легенды, в которых встречаются деревья и даже их куски. Это говорит наше прошлое.
   Пращуры оставили нам свои дары: сказки, былины, казацкие песни-думы. Еще более древние люди - скифы оставили могилы и передали свое золото (плуг, ярмо, топор и чашу).
   Странные расхождения между народами в цвете кожи, в языке, в одежде, в обычае, даже в пище! Но все одинаково хвалятся своим.
   Помянем и мы добрым словом казака Семена Климовского, о котором рассказал русский историк Н. М. Кармазин. Передают, что "он не менее семи греческих мудрецов был знаменитый и почтен между его собратами-казаками. Твердил часто пословицу: "Нам добро и никому зло, то законная жизнь".
   Не забудем профессора Московского университета, украинца по матери, именем которой названо "время Грановского". На его лекции, говорят, собиралось пол Москвы. Грановский допускал влияние исторических традиций, выросших из пересказов прошлого, которые остались.
   Украинская кровь была у писателя А. П. Чехова. Его бабушка по отцу была украинкой. Он послал в будущее сообщение о тополе, которого пожалел топор. Это толкуется так: летопись, которую сохранила мудрость.
   Достойным похвалы оказался Шендер, простой крестьянин из какого-то маленького села на Полесье, который должен занять надлежащее ему место четвертого мудреца за то, что увидел всего "зверя".
   А если он действительно предвидел, с помощью древней трости тирана Фразибула, что господа исчезнут, еще за несколько лет до революции, то это уже дар провидца.
   Это у скульптора не допустимо, когда, начав одно, о другом вспомнил, третьим увлекся. А у составителя рассказа больше возможностей: если пора - закончил четвертым.
  
   Использованная литература
  
   В. Иванов "Русь Великая" , М., "Советская Россия", 1981
   Геродот. "Iсторiї в девяти книгах". Пер. з давн. грец. А. О. Бiлецького К., "Наукова думка", 1993
   Повiсть времяних лiт. Лiтопис (за Iпатьским списком).
   Пер. з давн. слов. В. В. Яременка, К., "Радянський письменник", 1990
   Ф. Достоевский "Игрок" М, "Эксмо-Пресс" 1998
   Л. Н. Толстой антология мировой - философии М., "Мысль" 1972 т4
  
  
  
  
  
  
  
   6
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"