Разрядник : другие произведения.

Цифровой концлагерь или цифровое изобилие?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Цифровой концлагерь или цифровое изобилие?

   Все громче раздаются голоса, предупреждающие о наступлении в уже не столь отдалённой перспективе "цифрового фашизма", при котором контроль власти над населением приблизится к абсолютному. Все действия гражданина будут фиксироваться за счет личных и внешних следящих средств (камеры, ноутбуки, смартфоны) или даже посредством вживленных в организм чипов. При этом наличные деньги предлагается полностью вывести из оборота. Следовательно, персональные накопления будут представлять собою исключительно данные в компьютере. Которые, очевидно, легко обнулить или передать другому лицу во внесудебном порядке. Это уже даже не тоталитаризм, а какой-то божественный уровень контроля. В режиме реального времени действия и помыслы (социальные сети) гражданина будут взвешиваться на весах лояльности к правящему классу. Гражданину же предлагается жить в режиме непрерывного "Страшного Суда". До этого даже теологи, описывающие ад, не додумались!
  
   Перспектива, однако, перестает быть столь однозначно безрадостной, если идея автоматизации будет доведена до логического конца. И принятие решений, определяющих функционирование социума, тоже будет доверено компьютерам. Эта тема, между прочим, в свое время была очень популярной в фантастике. Другое дело, что старую фантастику мало кто читает. Также есть стойкое понимание того, что те, кто сейчас находятся у руля власти, этот руль никаким компьютерам не отдадут. И все-таки, давайте помечтаем, оставив пока за скобками тему перехвата управления обществом. Давайте представим социум, в котором удовлетворение разумных потребностей каждого человека заложено в программу. В котором правосудие одинаково для всех и осуществляется компьютером мгновенно.
  
   Следует признать, что справедливость в человеческом понимании возможна лишь в неструктурированном обществе. То есть, в обществе без начальников и подчиненных. Такой способ организации применительно к конкретной экономической деятельности, конечно, довольно трудно представить. Но дело в том, что даже при минимальной вертикальной иерархии возникает угроза превращения коллектива в обезьянью стаю. С вожаком, его прихлебателями, бесправными трудягами и соответствующим распределением "плюшек". Что поделать, тяжелое биологическое наследие. Вообще, изучая длинные перечни всевозможных преступлений и грехов, приходишь к выводу, что людям стоит поменьше контактировать между собой. Действительно, если поблизости нет того, кому ты можешь сделать гадость, то гадость, скорее всего, совершена не будет. Социальные сети стали важным прорывом на пути к ненасильственному общению, однако хочется верить, что это еще не предел. Что же касается ведения бизнеса в компьютеризированном обществе, то это может выглядеть так. Компьютер, анализируя ресурсы своего региона, приходит к выводу о необходимости открытия, допустим, нескольких кафе или подсобных производств. Он создает соответствующие учетные записи, выставляет их в общий доступ и ждет подключения к ним людей, обладающими нужными навыками. Если штат набирается, искусственный интеллект инициирует первичные бизнес-процессы. Утопия? Пока что, да.
  
   Идеологи марксизма-ленинизма ратовали за передачу всей полноты власти человеку труда. В частной собственности на средства производства они видели корень всех бед, источник глобальной несправедливости. Как показала практика построения социализма в отдельно взятой стране, проблема на самом деле стоит несколько шире. Что толку, если прозводство из частного стало общественным, когда распоряжение им осуществляется посредством все той же вертикальной иерархии. Опять наверху сеньоры, внизу вассалы, и "вассал моего вассала не мой вассал". Старый добрый феодализм, только загримированный несколько иначе. Неудивительно, что в один прекрасный момент советские эрзац-феодалы захотели стать феодалами настоящими, как на просвещенном Западе, и предсказуемо свернули проект. Советский Союз распался именно потому, что не осталось ни одной силы, которой он был нужен целиком. Кланы предпочли договориться и разбежаться по собственным феодальным уделам.
  
   Если говорить упрощенно, крах СССР был обусловлен отсутствием материальной базы для построения коммунистических отношений между людьми. Сейчас, очевидно, эта материальная база есть в виде мощных процессоров и сильных управляющих алгоритмов. Есть и вполне очевидный информационный ресурс, который можно раздать здесь и сейчас, как когда-то землю крестьянам. Имеется в виду отмена авторского права. Это подстегнёт производство, даст толчок в занятиях самообразованием, увеличит, в конце-концов, потребление развлекательного контента. И, косвенным образом, ослабит сакрализацию денег. О, да, это одно из их фундаментальных свойств. Сейчас деньги осуществляют власть, поддерживают в обществе иерархию, обеспечивают межличностную коммуникацию. Проблема в том, что эта коммуникация не построена на чувстве личной симпатии и она, как правило, не добровольна. Вынужденное общение с неприятными людьми - вот главная проблема современного человека. Поэтому многие с облегчением отдадут себя под власть "Бога из машины". Многие, но не все. И что же, опять революция, гражданский конфликт и массовая иммиграция? Отнюдь. Каждому гражданину можно предлагать на выбор несколько типов социального контракта, как будто это тарифный план мобильного оператора. Например, тариф "коммунистический" может включать в себя бесплатное образование и медобслуживание, но с ограничениями в области морали и на владение собственностью. Тариф "капиталистический" будет без соцпакета, но и без ограничительных обязательств. А тариф "каннибал" ... шутка. Можно также прописать наличие в экономике нескольких денежных контуров, условия переходя с тарифа на тариф, но это будет уже совсем другая история.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"