Обломовщин : другие произведения.

Дары богов, долги богов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Формальный повод для написания - конкурс "Игры судьбы". Рассказ занял последнее место в группе. Что поделать - нет ни битв, ни магии, ни прочего экшна... Так что поклонникам фэнтези в классическом его понимании читать этот рассказ не стоит.


Дары богов, долги богов

(рабочие заметки к выпускному трактату на тему "Исторические основы легенды об ушедших богах: на материалах кануна Темной Эры" учащегося пятой ступени Ллоя Рэгдальфа младшего)

   "Черный пик одинокой скалы расцвел зловещими побегами взлетевших драконов - порождений мрака, извергнутых невидимыми глазу путников пещерами. Неисчислимые их стаи покрыли лазурь неба антрацитовыми пятнами, словно грозя отважным братьям Роальду и Руану ожидающими их пеплом и тленом. Но доблесть величайших воинов Восточной Империи не знала себе равных. Лишь крепче сжали братья свое оружие. Стрелы Руана уже радостно дрожали в колчане, будто предчувствуя славный миг своего торжества, и медленно полнился грозным бирюзовым светом Амулет Абсолюта в твердой руке Роальда. Но в этот день не суждено было испить воды битвы волшебным стрелам и свет Абсолюта так и остался заключенным в могущественном амулете, не вырвавшись на свободу, чтобы жечь и леденить, поражать молниями и обращать врага в камень. Ибо как только изготовились к битве братья, исчезли черные драконы, а над скалой воссиял чудесный свет и пролегла от его подножия к братьям волшебная тропа изумительно изумрудной травы. В конце же той тропы в неприступной глади черной скалы возникли сияющие золотом открытые ворота, в проеме которых стоял эльф, воздевший в приветственном жесте руки навстречу братьям. И поняли путники, что нашли они своего третьего брата - Рагнара, и радостно двинулись ему навстречу по мягкой траве волшебной тропы".
   Жаль, что в изустных песнях скальдов больше "поэтических красот", чем реальных событий. Все эти "побеги драконов", "воды битв"... А вот о том, откуда пришли два брата или где находилась Черная скала - ни слова... Да и все эти золотые ворота, волшебная тропа (мне кажется, что кому-то из длинной череды бродячих певцов просто понравилось словосочетание "изумительно изумрудная", вот он и вставил эту тропу) не похожи на поступки настоящего Рагнара. Он должен был быть аскетом, не склонным к дешевым магическим фокусам. Да, сказания древних певцов - не лучший материал для моей работы. Но о кануне Темной Эры слишком мало исторически достоверных источников. Кроме пары "песен" да легенд "Малого Кольца" об этом периоде истории славного эльфийского народа писал только Снурри Темный, да и то, большинство его текстов утеряны. Приходится довольствоваться тем, что есть. Итак, что же там было дальше? Так-так-так, трое братьев воссоединились после многолетней разлуки, отметили это дело, после чего Роальд и Руан обратились к Рагнару за помощью. А помощь им была нужна для преодоления безвыходной ситуации, в которую они попали по милости коварного Элоки - духа пепла, хотя, как мне сдается, и Агнит - дух огня - тоже приложил к этому руку.
   Я знаю, что пишу сумбурно, но для продолжения истории придется рассказать немного о богах древних эльфов - тех старых, языческих богах, которые были у нашего народа до Истинной Веры сегодняшнего дня. На моем столе стоит небольшая статуэтка богини Астуры (нефритовое тело, голова черного хризопраза, увенчанная золотой короной и золотые же весы в правой руке). Древняя и очень ценная вещь, может быть, самая дорогая реликвия нашего рода. Эта вещица как раз той эпохи - раннее темновековье. Эта самая Астура была верховным божеством того времени. То есть, единственным божеством, остальной пантеон состоял из всяческих духов. А главными среди этих духов были Агнит - светлый дух огня и Элоки - темный дух пепла. Древние считали, что эти духи ведут борьбу за каждого эльфа. Агнит покровительствует благим делам и пытается направить эльфа на светлый путь, а Элоки - искушает и пытается перетянуть на темную сторону. Обычный расклад для религий народов, еще не расставшихся со своим детством.
   Так вот, а Астура, как верховное божество, в конце жизни эльфа взвешивает на своих весах все его деяния и выносит решение - какой стороне - темной или светлой - он достался. И это наследие переходит на следующего в роду эльфа. Раз в три поколения Астура посылает своего вестника Морта (или Мерка - руны на древних глиняных табличках были неразборчивы в том месте, где упоминался этот посланник) в образе кошачьей головы. Морт говорил старшему из рода, на каком пути стоит этот род и куда он движется - в сторону окончательного мрака (эльфы, прошедшие этот путь до конца, как гласят легенды, вырождались и становились орками) или в сторону Сияния. Я нигде не нашел упоминания, что из себя представляло это самое Сияние. Наверное, потому, что Сияющих в истории нашего народа вообще не было (а вот Помрачившихся хватало, иначе откуда бы взяться неисчислимым полчищам орков, с которыми эльфам постоянно приходилось воевать?). Я думаю, что Сияние было почти недостижимо, потому что путь к нему сопровождался множеством соблазнов. Те рода, которым оставались считанные шаги до Сияния, получали привилегию от Агнита - исполнение желаний. Любых желаний.
   Эта привилегия называлась Омра и должна была помочь им пройти оставшиеся шаги до Сияния. Однако Омра имела обратную сторону - получивший эту привилегию должен был платить за свое могущество впоследствии. Правда, Астура предъявляла счет только в том случае, если могущество Омры использовалось во зло. И вот тут-то по-настоящему вступал в игру Элоки. Эльфы, получившие возможность исполнения желания, обычно просили у Агнита могущество в разных его проявлениях - от богатства до высших степеней магического искусства. И получив это могущество, увы, пользовались им так, что быстро скатывались на темную сторону. Вот тут и настало для меня время вернуться к моему трактату, к той его части, где я изучаю историю братьев Рориковичей. Попробую немного привести в порядок свои разрозненные записи.
   Перед самым наступлением Темной Эры правителем Восточной Империи был великий Рорик. Собственно, он эту империю и создал, разбив в 5341 году Обретения Кольца объединенные силы орков, троллей и гоблинов при Гвендаллене. После этого он присоединил к своему королевству земли побежденных вплоть до Южного Ледяного Пояса. Пять лет спустя Рорик очистил от мелкой нежити земли Покинутого Царства Людей к западу от Эльсинора, а еще через три года принял от гномов Серебряных гор титул их Протектора, после чего провозгласил свое королевство Восточной Империей. Предание, в изложении Снурри Темного, гласит, что именно после образования Империи Рорику явился тот самый Морт, вестник Астуры, и объявил, что его род находится всего в двух шагах от обретения Сияния, и что Рорик должен поспешить в святилище Агнита, чтобы объявить о своем желании.
   То, что произошло в святилище, обрывочно и смутно изложено в XXXVI песне эпоса Малого Кольца. Дух Агнита, вселившийся в жреца, выдал императору малоутешительную речь:
   "Славны дела твои, Рорик, но годы уж близки к закату.
   Платы за дар Астуры не сможешь отдать ты сполна.
   Лишь сыновьям твоим Омра доступна.
   Юность их будет залогом расплаты".
   Вышедший из транса жрец разъяснил недоумевающему Рорику смысл этих туманных строк. Преклонные годы императора не давали ему возможность воспользоваться Омрой, потому что божественный дар не мог быть вручен без обязательства последующей расплаты. А на оплату дара Астуры Рорику могло не хватить его оставшихся дней. То есть, Агнит отказывался наделить самого Рорика возможностью исполнения желания, но предоставлял заслуженную отцом привилегию его сыновьям.
   Нечего делать, пришлось могущественному императору смириться с волей богов и, призвав к себе сыновей, рассказать им об уготованном для них даре Омры. Сыновей у Рорика было трое. Старший, Рагнар, был замкнутым и нелюдимым эльфом, всем прочим занятиям предпочитавшим затворничество в южном крыле отцовского дворца, где хранились всякие диковинки - пыльные манускрипты, древние глиняные таблички и инструменты непонятного предназначения - трофеи многочисленных военных походов Рорика. Средний сын, Роальд, в детских забавах перенял часть увлечений старшего брата, но впоследствии предпочел никчемному копанию в старой рухляди более практические навыки и углубился в занятия магией. Младший же из сыновей, Руан, пошел по обычной для эльфийского народа стезе и с малолетства совершенствовал свои выдающиеся способности в стрельбе из лука. К возрасту воина Руан уже слыл одним из лучших лучников Империи и не одна радужная лента победителя Весенних Игр украшала его скромную комнату, не знавшую других излишеств.
   Узнав о свалившемся на них необычном наследстве Омры, сыновья Рорика выбрали себе желания сообразно своим увлечениям. Больше всех радовался Роальд. Он попросил у Агнита самый могущественный из всех существующих в Поднебесье магических артефактов и получил Амулет Абсолюта, называющийся так потому, что этому волшебному кристаллу были подвластны все семь стихий и ни один маг не мог отныне противостоять Роальду. Руан, одержимый страстью к совершенству в стрельбе, попросил лук и стрелы, которые могли бы бить вдесятеро дальше, чем обычные луки эльфов. В ответ на его просьбу на алтаре святилища Агнита появился прекрасный в своей необычности лук из неизвестного темного металла, смутно отливающий синевой, и две дюжины стрел. Агнит голосом жреца пояснил, что лук этот бьет на тысячу шагов даже обычными стрелами, а те стрелы, что лежат на алтаре - магические и сами находят цель, которую укажет стрелок, даже если их выпустить в другую сторону. Не было пределов радости Руана и Роальда, когда они рассматривали свои воплотившиеся желания.
   Старший же сын, Рагнар, высказал очень странное желание. Он единственный спокойно воспринял весть о нежданной радости Омры, заметив вполголоса, что лучше бы желание досталось тому, кто его заслужил. Желание Рагнара заключалось в том, чтобы найти легендарную утраченную библиотеку людей - расы, исчезнувшей из Поднебесья несколько тысячелетий назад. Желание было настолько странным, что даже Агнит надолго задумался. Жрец в полном изнеможении стоял во власти одержимости духом огня очень долго - мерная свеча успела сгореть наполовину - и наконец, вконец изможденный, упал на мраморный пол, успев лишь протянуть в слабом жесте руку к алтарю. На алтаре появился кусок пергамента, очень древнего по виду, на котором угадывались смутные очертания старинной карты. Рагнар взял пергамент и быстро сунул его за пазуху, не дав взглянуть на него любопытным братьям.
   Странная одержимость Рагнара книгами давно забытого народа уже на другой день после обретения карты увлекла его на поиски мифической библиотеки. Он простился с отцом и уехал на северо-запад. Роальд и Руан же не могли нарадоваться на полученные дары и немедленно занялись их испытаниями, отправившись на усмирение диких племен порубежья империи, до сих пор не признавших власть Рорика. Братья вволю попользовались дарами Омры и вскоре все расы и народы Поднебесья знали, что с молодыми Рориковичами лучше не враждовать.
   Через несколько лет после этих событий старый император умер. На погребальной церемонии появился и старший сын Рагнар, породив тем самым множество слухов и сплетен о своих якобы волшебных способностях - ведь никто в Империи не знал о его местопребывании и никто не мог принести ему скорбную весть. На прямые вопросы братьев Рагнар отвечал туманными фразами о том, что все вести носятся в воздухе - надо лишь уметь слушать. Он также не сказал, нашел ли вожделенную библиотеку людей и не пожелал даже рассказать о краях, в которых обретался последние годы. Не успели еще остыть угли погребального костра во славу Агнита, как Рагнар исчез из отцовского замка, так же незаметно, как появился.
   Что ж, наследником меньше - рассудили Роальд и Руан, и вступили во владение империей Рорика. В те темные века законы еще не оговаривали безусловное право наследования царств по старшинству, поэтому братья поделили империю на три вотчинных края - по одному на брата - и принялись управлять этими краями и жить с них согласно своему разумению. Рагнару тоже выделили край, но на время его отсутствия им управлял средний брат Роальд.
   Дальнейшая история Восточной Империи, увы, пошла по скорбному пути междоусобиц, которые часто возникали между наследниками великих правителей. Вскоре Роальд и Руан из любящих братьев превратились в ожесточенных соперников. Все началось с затеянного Руаном похода на Запретное Плато. Младшего Рориковича со временем начала томить зависть из-за того, что Роальду досталось вдвое больше земель (включая край Рагнара) и он захотел расширить пределы своей вотчины, завоевав Запретное Плато. Эта страна, отделенная от Империи с северо-востока Неприступной Грядой, действительно была запретной для завоевательных походов с незапамятных времен, потому что ее населяли громадные создания, неуязвимые для эльфийских стрел. Жители Запретного Плато - ходячие деревья, каменные и огненные великаны и прочие чудовища, о которых ходили лишь страшные слухи, - не могли вторгнуться в пределы Империи, потому что Неприступная Гряда была непроходима для них. Но и попытки завоевания этой страны, о которых сохранились древние предания, были совершенно безуспешны.
   Руан, преисполненный гордыни и безоглядной веры в силу своего волшебного лука, решил все же завоевать страну великанов и обратился к брату Роальду за помощью, надеясь, что Амулет Абсолюта поможет ему в этом предприятии. Однако Роальд отказал, сославшись на мудрость предков и заветы отца. Разгневанный Руан едва удержался от обвинений брата в трусости и заявил, что покорит великанов и без его "магической безделушки", после чего собрал все силы своей вотчины и выступил в поход. Согласно летописи Снурри Темного, в 5450 году Руан с отборным войском, пройдя козьими тропами через Неприступную Гряду, напал на народ ходячих деревьев, но вскоре потерпел сокрушительное поражение. Стрелы и мечи эльфов не причиняли особого вреда лесным великанам, а когда на подмогу деревьям пришли каменные колоссы, войско Руана просто бежало с поля боя. Помимо прочих потерь, в этом походе Руану пришлось расстаться и с большей частью волшебных стрел, застрявших в ходячих деревьях и каменных чудовищах.
   Вернувшись из неудачного похода, Руан столкнулся с новой напастью. В отсутствие младшего брата оскорбленный его нападками Роальд подговорил вождей северных кочевых племен напасть на вотчину Руана и тому пришлось вступить в сражение с полчищами варваров, имея в распоряжении едва ли половину истерзанного долгим горным переходом и жестокой битвой войска. Доблесть эльфов и волшебный лук Руана позволили отбить это нападение, но с тех пор вражда между братьями не прекращалась. Они не осмеливались вступить в прямую схватку, опасаясь в равной мере волшебного оружия друг друга и протестов своего народа. Но интриги и столкновения с приграничными племенами и расами стали ежедневным занятием Руана и Роальда. Империя рушилась на глазах, превращаясь в два разных королевства, постепенно пропитывающихся нетерпимостью и враждой друг к другу.
   Так прошло несколько лет, наполненных вторжениями в пределы Империи орков, гоблинов, троллей, кочевников на грифонах и всевозможной нежити, науськиваемых неразумными братьями друг на друга. Империя слабела, в бессмысленных стычках гибли лучшие воины обеих вотчин, оскудевала казна, идущая не на обустройство своих земель и народов, а на подкуп чужеземных царьков и оборону от них же. Много, много неблагих дел отяготили совесть Руана и Роальда за эти годы. И вот пришла расплата.
   "Стужи зимней мрачнее,
   Злее лесного пожара
   Вышел коварный Элоки
   К эльфам обеих земель:
  -- Вы прогневили Астуру
   Братоубийственной бойней
   Время тяжелой расплаты
   Настало для ваших царей" (Малое кольцо, часть III, песня LI)
   Похоже на то, что одним непогожим осенним или зимним деньком к обоим братьям явились жрецы Элоки и предъявили счет от Астуры за Омру, использованную во зло. Скальды и летописцы обвиняют коварного Элоки в том, что это он искушал братьев и сбил их с праведного пути, но мне сдается, что они могли заняться междоусобицей и без посторонней помощи. Людям вообще свойственно обвинять богов (судьбу, небеса и пр.) в своих собственных непотребствах. Так вот, счет, предъявленный Элоки был довольно суровым - братьям надлежало вступить в поединок друг с другом один на один и биться насмерть. Занятный приговор, соединяющий в себе как воздаяние за неправедную суть проступков, так и охранение народа эльфов, страдающего от вражды сыновей Рорика. Братьям давался срок в один год на то, чтобы выявить окончательного победителя. Если же в указанный срок поединок не состоится, то Астура покарает обоих в равной мере, предав их пепельному царству Элоки.
   Только услышав о расплате, братья опомнились. Трудно сказать, действительно ли они искренне раскаялись в своей вражде, как о том свидетельствуют летописи, или просто испугались смерти от магического оружия противника, но на поединок выходить Роальд и Руан не захотели. Они вспомнили о своем старшем брате и решили найти его, решив, что это их последняя надежда. Кто знает, думали они, может быть Рагнар действительно нашел легендарную библиотеку людей и получил из книг пропавшего народа какую-то особую мудрость, которая поможет им избежать ужасного приговора Астуры. Так или иначе, братья отправились на поиски Рагнара, перед тем наказав своим подданным жить в мире и совместно охранять Империю от внешних врагов.
   Братья достигли северо-западных пределов Восточной Империи, исследовав в поисках Рагнара земли Покинутого царства людей, но не нашли его следов. Тысячи лет назад люди, согласно преданиям, пришли сюда с запада и, судя по всему, легендарная библиотека могла лежать где-то там, дальше, в краях, неизвестных эльфам. В пограничной крепости Саарман ее комендант рассказал братьям, что к западу от форпоста эльфов на много дней пути лежит каменная пустыня и никому не ведомо, что находится за ней. По слухам, там начинается земля драконов - якобы, заблудившиеся в пустыне эльфы видели вдали какие-то черные точки в небе, но кто может поручиться за истинность воспаленного взгляда блуждающего в раскаленной каменной ловушке странника?
   Так или иначе, выбора у Роальда и Руана не было и они отправились в эту пустыню. Сколько дней заняло путешествие и с какими опасностями пришлось в нем столкнуться братьям, хроники умалчивают. Но в конце концов путники добрались до того самого Черного пика и встретили там Рагнара, с чего я и начал эти сумбурные заметки. И вот с этого места все исследованные мной источники обрываются. Я перерыл все библиотеки нашего университета, разговаривал со многими учеными мужами - специалистами по Темной Эре, посылал запросы на манускрипты в другие университеты - все напрасно. Последняя надежда на труд Еруфима "О смысле Смарагдовой Скрижали", завтра эта рукопись должна прибыть из библиотеки Урума...
   Наверное, я зря выбрал такую тему для своего трактата... Но на это есть одна причина... Я никому не говорил о ней, но... В общем, есть в нашей семье предание, что свой род мы ведем от того самого Рагнара, а я - последний его потомок. В тридцать третьем поколении. А тридцать три - священное число по древней вере эльфов - вере в Астуру. И мне кажется, что в моей жизни должно что-то произойти. Что-то необычное. Что же удивительного в том, что я захотел выяснить как можно больше о своем легендарном предке? Как мне кажется, именно он изменил жизнь народа эльфов и сделал ее такой, какой я вижу ее сейчас, в 2020 году Скрижали... Но я опять отвлекся. Да и спать пора. Завтра я смогу прочесть рукопись Еруфима и может быть там найдется хоть одна ниточка к тому, что же произошло с Рагнаром и его братьями в канун Темной Эры.
  
   Продолжаю записи. Мои надежды сбылись, в рукописи Еруфима действительно обнаружились следы братьев Рориковичей! Почтенный эльф Синегорья приводит в своем труде одну забытую легенду Темной Эры, в которой рассказывалось о встрече братьев в утраченной библиотеке людей, скрытой в подземельях Черного Пика. Замечу, что стиль изложения ученого мужа эпохи Пробуждения удобочитаем и, в отличие от древних сказителей, не нуждается в пересказе, поэтому для моего трактата можно брать целые фрагменты текста, не опасаясь обвинений членов выпускной коллегии в отсутствии академического стиля. Итак:
   "Согласно древней легенде, Рагнар выслушал жалобы и причитания своих младших братьев рассеянно и невнимательно. Сначала они даже обиделись на такое небрежение их тяжкой долей, но когда Рагнар дополнил их рассказ, раскрыв некоторые подробности их вражды, о которых братья умолчали, они поняли, что старший Рорикович знает все, потому и слушал невнимательно. Тут они весьма удивились, решив, что Рагнару действительно открылись какие-то тайные знания и не зря молва приписывает ему ясновидение. И вместе с тем забрезжила надежда у Руана и Роальда на то, что сможет облегчить их участь старший брат. И немедля приступили они к нему с просьбами, умоляя отвести от них роковой смертельный поединок".
   Ишь какие! Раньше надо было думать, а то наломали дров, довели отцовскую империю до развала, а как жареный дракон плюнул в одно место - так сразу к старшему - выручай, мол. Не правители, а дети малые, честное слово! Все же дальше я, пожалуй, своими словами перескажу, а то у старца Еруфима все-таки архаичный язык.
   В общем, Рагнар надолго задумался над просьбой своих непутевых братьев. Предложил отложить решение их дел, а пока пригласил на трапезу. Во время застолья Роальд и Руан не утерпели и начали выпытывать у Рагнара, что же он такого нашел в этой библиотеке людей, действительно ли ему открылись тайные знания, как он смог приручить черных драконов, охраняющих его покой и все такое прочее. Рагнар сначала молчал, но потом все-таки признал, что действительно нашел библиотеку. Первые несколько лет ему пришлось вслепую изучать мертвый язык забытой расы людей и только накануне смерти их отца Рорика он наконец смог начать читать человеческие книги. И действительно нашел в них много знаний, неизвестных эльфам, хотя до сих пор не может понять, что значат некоторые слова. Наверное потому, что у эльфов просто нет понятий, соответствующих этим словам. Дальше у Еруфима как-то очень туманно все написано, я сам не пойму, что он хотел сказать.
   Вот, например, про тех драконов, которые живут на Черном Пике. Рагнар будто бы сказал братьям, что эти драконы самые надежные стражи, потому что их нельзя убить. Руан на это ответил, что у него волшебные стрелы и ему приходилось ими убивать драконов - достаточно просто шепнуть стреле, чтобы она пронзила глаз дракона. Рагнар "взглянул на Руана, как на неразумное дитя" и ответил, что этих драконов нельзя убить никакой стрелой, потому что нет у них ни глаз, ни крыльев, ни пасти. Ничего нет и в то же время есть все, чтобы уничтожить врага. Эти драконы, - тут я опять ничего не понял, - они будто бы плод разума Рагнара и поражают врага не пламенем Агнита, а мыслью самого Рагнара. А мысль нельзя убить стрелой, даже самой магической. Не понимаю я этой премудрости... Но на то Рагнар и был великим пророком, что простым смертным его мудрости не понять... Да. Так вот, после трапезы Рагнар опять надолго задумался и наконец, глубоко вздохнув, обратился к братьям с такой речью (цитирую по труду Еруфима):
   "- Не буду утомлять вас долгим ожиданием. Да, братья мои, есть способ избавить вас от тяжелой расплаты за Омру. Омра - дар Астуры, а Элоки и Агнит - проводники ее божественной воли. Но... Все духи, которых чтят эльфы - и Агнит, и Элоки, и другие - Рами, Озр, Вали, и даже сама Астура... Есть пределы их могущества. Потому что это божества, придуманные самими эльфами. В древних книгах людей я нашел историю пришествия в мир эльфов Астуры и духов стихий. Давным-давно, тысячи лет назад, сам наш народ вызвал их к жизни, испытывая нужду в божественном покровительстве. Ибо никто - ни эльфы, ни орки, ни люди, ни гномы - не могут жить, не обращаясь за помощью к высшей силе. Никакая раса не может просто жить, руководствуясь только собственными устоями и представлениями о том, как должно поступать. Всем обязательно нужны высшие надсмотрщики, которые исправят творимые несправедливости, воздадут по заслугам и плохим и хорошим эльфам, если не здесь, в мире Поднебесья, то где-то там, по ту сторону реки жизни...
   Вы думаете, изумленные братья мои, что я сошел с ума? Как это может быть? Вы думаете, существуют духи и Астура или нет? Я не могу вам объяснить всего, что я узнал из древних книг людей, вы просто не поймете. Они и существуют и нет. Как те черные драконы, которые охраняют мое одиночество - они есть, когда я хочу, чтобы они были и отпугивали от моего жилища случайных путников. Астура и Семь Духов существуют только пока эльфы верят в них и ходят в их святилища. Если же мы перестанем думать о них, забудем, то и они исчезнут, обратятся в тени. Станут лишь воспоминаниями, способными пригрезиться спящему в душный летний полдень эльфу. И вот способ избавить вас, Роальд и Руан, от тяжкого поединка. Нет Астуры - нет Омры. Нет Омры - нет и платы за нее. Я могу это сделать, могу заставить забыть народ эльфов о существовании духов огня и пепла, о существовании Астуры, Мерка и Омры. Не спрашивайте - как. Вы все равно не поймете. Чтобы вам было понятно, скажу, что есть что-то вроде магического заклинания, которое заставит эльфов забыть своих богов. Но если нет Омры, то нет и ее даров, так что будь готов, Роальд, что твой Амулет Абсолюта станет простым кристаллом синего горного хрусталя, а твои лук и стрелы, Руан, утратят свои магические свойства.
   Думайте сами, братья, готовы ли вы расстаться со своим могуществом, чтобы избежать братоубийства. Что до меня, то я уже давно размышляю о том, должен ли я освободить эльфов от этой надуманной веры в коварных духов. Я могу это сделать, повторяю, хотя и знаю, что тоже заплачу за это. Если не я сам, то мои потомки, а я знаю, что они у меня будут. Перед тем, как уйти из нашего мира, Астура напомнит мне о существовании двух священных троек, и об этом я тоже знаю... Впредь помните, братья, что избежать малого долго можно только ценой принятия на себя бремени долга большого. Но ради вас я готов на это пойти. Решайте".
   Уф, что-то не нравится мне эта речь Рагнара... Особенно последняя часть и эти его слова про две священные тройки и его наследников. Тридцать три... Тридцать три поколения его наследников? А наше семейное предание как раз и говорит, что я - тридцать третий... Что-то меня в жар бросило... Строки в старом фолианте двоятся... Перетрудился я, похоже... Смотрю на статуэтку Астуры на своем столе и мне чудится, что она как-то недобро на меня смотрит... И зачем я взял такую тему для трактата, ведь сказано же древними мудрецами, что знания умножают печаль... Ладно, надо дочитать, что там дальше было? Неразборчиво, весь текст покрыт какими-то пятнами и кляксами...
   Похоже, что Роальд и Руан все же попросили избавить их от поединка, даже ценой утраты своих магических игрушек. Даже ценой отставки эльфийских божеств... Не пойму, что же сделал потом Рагнар? Сплошные кляксы. Он даже не встал из-за стола, просто что-то сделал такое... Произнес какое-то заклинание, наверное... Как раз на этом месте огромная клякса, которая закрывает большую часть этого непонятного заклинания. Вот как это выглядит в старой легенде, приведенной Еруфимом: "... тихо произнес Рагнар... (клякса)... ёк". И все??? И вот эти слова, они что, изгнали древних богов эльфов вместе с духами, с Омрой? Что же там было между этими двумя словами "...Рагнар...ёк"?
   Не надо было мне пить за завтраком этот эль... Наверное, это от него у меня так двоится в глазах и кружится голова... Сколько раз мне говорил учитель Фра, что с утра пить эль нельзя... Ладно, что же там дальше было? Так, легенда гласит, что в этот момент Роальд и Руан будто бы очнулись от сна. Они с удивлением глядели на брата, рассматривали его жилище, будто бы недоумевая, как оказались там. Роальд удивленно смотрел на синий кристалл, зажатый в руке, который раньше был могущественным Амулетом Абсолюта. Лук Руана превратился в обычный тисовый лук эльфов, но младший Рорикович этого не заметил, потому что забыл о том, как его оружие выглядело раньше.
   В общем, больше у Еруфима нет ничего о беседе братьев Рориковичей. Дальше он начинает рассказывать о вере Смарагдовой Скрижали, будто бы от лица Рагнара, хотя по тексту заметно, что эти проповеди просто вложены автором в уста легендарного Рориковича. Слишком они простодушны... Сейчас даже самый недалекий ученик первой ступени может растолковать основные постулаты Скрижали лучше, чем это описано у Еруфима. Рагнар дал нам великую веру. Веру в себя. В то, что каждый эльф хозяин своей судьбы. Если при жизни поступаешь плохо, то твои неблаговидные деяния так и оставят твое "Эло" - суть, душу, - в этом несовершенном мире. А праведники благими делами переносят частичку "Эло" на Смарагдовую Скрижаль. И если делать это из поколения в поколение, то в конце концов "Эло" полностью перенесется в эту волшебную страну. Ведь Скрижаль - это в то же время и райская страна, где живут праведные эльфы, воссоединившись с изначальным Семиургом. Мне кажется, это древнее слово, означающее то ли "Создатель", то ли "Писатель", происходит от древнеэльфийского "ург" - стихия, то есть Семиург - повелитель семи стихий. Семиург и сам есть Скрижаль, и в то же время постоянно созидает эту Скрижаль, как дивную книгу. А все живущие эльфы - соавторы этой книги, и от них тоже зависит, насколько прекрасной и справедливой будет Скрижаль. Там тоже есть орки и гоблины и драконы, и эльфы там тоже сражаются с врагами, но всегда побеждают, да и битвы эти не настоящие, вроде картинок из волшебного фонаря - новомодного изобретения, собирающего толпы зевак-простолюдинов. А побеждают эльфы всегда потому, что за этим следит высшее существо в том мире - Великий Толкун. Некоторые Мудрецы Скрижали считают, что его имя - Толкун - происходит от того, что он толкует, рассказывает о славных победах эльфов и их союзников в мире Скрижали. И он всегда следит, чтобы наш народ выходил победителем из этих битв. А окончательная гармония наступит тогда, когда эльфов, переселившихся на Скрижаль, станет там достаточно, чтобы окончательно и полностью победить тамошних врагов. И тогда мир Скрижали, мир пишущейся Семиургом божественной книги, возобладает над нашим миром, который мы считаем реальным, и вберет его в себя, и настанет Великий Свет.
   Что-то у меня не очень внятно получилось, путано как-то... Наверное, из-за того, что мне по-прежнему нездоровится... Сейчас-то это неважно, главное, чтобы на защите трактата перед выпускной коллегией голова работала как надо... Как-то муторно мне по-прежнему, все расплывается перед глазами... Наверное, у меня сильный жар... Ничего, справлюсь, ведь уже почти все готово, работа закончена...
   После того, как Рагнар заставил эльфов забыть старых богов и те исчезли из Поднебесья, на какое-то время воцарилась смута - Темная Эра. Роальд и Руан стали провозвестниками новой веры, веры в единственно подлинный мир - мир Скрижали. Из-за этого они оставили управление Восточной Империей и начался ее распад на множество мелких земель, узурпированных самозванными владетелями. Но постепенно вера Скрижали овладевала умами эльфов и порядок восстанавливался. Более того, отважные проповедники отправились нести свет истинной веры в дальние земли, к чужим народам и расам, и через некоторое время даже орки и гоблины стали проникаться духом Скрижали. Прошло несколько веков и Темная Эра закончилась, наступили мир и спокойствие, пришла Эпоха Пробуждения. Но это уже не относится к теме моего трактата.
   О, Великий Семиург и пророк его, Рагнар! Как же мне плохо... Нет, это не простуда, и не давешний эль... Это что-то другое, более грозное... Неужели меня действительно настигло проклятие Астуры, принятое на себя Рагнаром во имя нашего народа? Мне кажется, я начинаю бредить... Стены моей комнаты расплываются и теряют очертания, пламя свечей дрожит и множится в воспаленных глазах... Все окружающее тает в мутном мареве, единственное, что я вижу отчетливо - лист пергамента перед собой, но покрывающие его строки моих заметок причудливо змеятся, будто начиная жить своей собственной, неподвластной мне жизнью... Странно, желтоватый цвет пергамента как будто начинает зеленеть, а письмена в причудливом танце превращаются в крошечные фигурки эльфов, орков и прочих народов Поднебесья, обживая изумрудные пространства моего манускрипта... Что происходит, о боги мои? Мне кажется, я слышу голос... И эта статуэтка, статуэтка Астуры, она единственная не растворилась в окончательно сгустившейся вокруг меня мгле, и даже кажется живой... Это от нее исходит голос! Она говорит со мной:
   - Наконец-то я дождалась своего часа! Минуло тридцать три поколения потомков проклятого Рагнара и его расплата близка. Он думал, что можно безнаказанно выгнать меня и моих верных слуг из мира Поднебесья - как бы не так! Он забыл, что каждый получает по вере своей! И если теперь эльфы верят в Скрижаль, в то, что они соавторы своей судьбы и судьбы своего народа, то так тому и быть. Тридцать два поколения твоих предков, начиная с проклятого Рагнара, творили Скрижаль и вот ты обрел ее! Теперь ты - ее часть, ты - ее главный соавтор, ты - Семиург! И теперь ты обречен на пребывание в одиночестве божества, ты остался один на один с ледяной пустотой и своей божественной участью писца судьбы народов, верующих в тебя. Ты будешь заботиться о них, оберегать их и охранять от врагов. И получать взамен только упреки и обвинения, сетования и стенания на жестокость творимого тобой мира, ибо такова судьба всех богов. И вот когда ты наконец дашь им все, что мог, доведешь их до высшего расцвета, как это сделала я, подарив Рорику власть императора, вот тогда они окончательно растопчут тебя, ибо проклятие Рагнара будет довлеть и над тобой. Твой потомок через тридцать три поколения низвергнет тебя, как сейчас ты сам низвергаешь Семиурга, который пришел в этот мир посредством твоего проклятого предка. Потому что Рагнар замкнул в одно кольцо судьбы эльфов и богов и теперь божественный круговорот будет длиться вечно, до скончания времен, до последнего эльфа, верующего в последнего бога. И у каждого бога будет свой Рагнарёк!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"