Аннотация: Я вижу "историко-философский" сон.Юмор.
Как давно я не была в своем Институте! Работаю дома, с коллегами и начальством общаюсь мылом, и только изредка ко мне приходят мои бывшие аспиранты. И вот сегодня утром я проснулась от телефонного звонка. Звонит директор: "Простите, я сразу к делу. В связи с давно уже начавшейся (и никак не завершающейся, - думаю я) реформой системы образования нашему институту, как ведущему в области гуманитарных наук..." и пошел, и пошел. Все это я давно наизусть знаю. Робко прерываю: "Тимур Казбекович, а я-то..." Он тоже прерывает меня: "А Вам, Марина Александровна, особое задание. Сегодня же переселяйтесь на некоторое время в нашу гостиницу. Там получите нужные бумаги и все поймете. Извините, мне тут из администрации президента звонят, сами понимаете... Будьте здоровы, всего наилучшего".
Ну, хорошо. Но как же я пойду? Ноги же мои...Машину прислали бы, что ли. Подумаешь - администрация президента! Лучше я еще немного посплю.
Стоит закрыть глаза - передо мной экран монитора. На экране происходят удивительные вещи. Вот мой комп с помощью сменяющихся картинок анализирует то, что я либо еще только думаю, либо то, что уже решаюсь облечь в форму текста. И в сознании вдруг возникают слова, которые объясняют этот процесс компьютерного анализа: "Постигая суть вещей". Что это значит? Именно с этим, подсказывает мне интуиция, связано то задание, которое предложил мне наш директор Тимур Казбекович. И оно вдруг приобретает для меня чрезвычайный интерес.
Отбрасываю одеяло. Холодно, за окном ветер, метель. Быстро одеваюсь. В кухню. Чашка кофе, гренки. Всё. Пошла. И ноги мои с волшебной свободой и прытью несут меня по заснеженным тротуарам в эту самую гостиницу, которая здесь, у нас, совсем недалеко, в Узком, в лесопарке.
В холле, расположившись в креслах, меня ждет группа ребят - человек 12 - мальчики и девочки. Возраст - от 12 до 17 лет. Старший мальчик - это же аспирант, Андрей, - протягивает мне объемистый пакет с бумагами. Открываю. Какие-то списки, предписания, указания из разных академических инстанций. Листаю, что-то читаю внимательнее, и из всей этой бумажной шелухи наконец улавливаю: мы будем снимать кино, сначала напишем сценарий. Но главное в этом творческом процессе - мы "постигаем суть вещей". Как связано это деловое поручение с моими утренними видениями в компьютере и с этими навязчивыми словами? Все в мире связано - изрекаю я про себя квази-мудрую истину и начинаю думать и действовать.
Если понимать постижение сути вещей как написание некоего сценария - то это, кажется, не такая уж трудная задача. В отведенной нам большой комнате на стене висит огромный плоский монитор, а системный блок совсем не виден. На экране одна за другой высвечиваются страницы этого будущего сценария в виде беспорядочных картин - женщины в туалетах 19 века, пролетка, везущая нарядных седоков и толстого кучера в цилиндре. С высокого моста прыгает в полузамерзшую реку человек в черном. Развеваются полы его пальто, а шляпа летит отдельно и падает на лед. Я направляю всё это движением мышки. Кто-нибудь из ребят, сидящих вместе со мной, иногда встает и входит на экран, принимая участие в происходящем там. Разворачивается какое-то действие, в котором соединяются картины прошлого и настоящего. Но никак не удается найти объединяющую идею, ключ, который помог бы расставить все по своим местам, найти место каждому персонажу и каждой детали. И я в отчаянии - не выполню поставленную Тимуром Казбековичем задачу.
И почему-то начинаю думать о том, что надо бы перекусить. Тут же вижу на столе, покрытом скатертью, небольшую тарелочку, рядом нож. На тарелочке лежит аккуратно разрезанный пополам и вдоль спелый персик, и из него извлечена большая, такого губчатого вида (ну, вы знаете) светло-коричневая косточка, а то место, где она находилась - красного цвета. "Ты понимаешь, в чем дело? - шепчет мне кто-то в самое ухо. - Тебе показывают устройство персика. Ты постигаешь суть вещей".
Но персик - это только начало. Все, о чем только ни подумаю, является мне разъятым для анализа. Боже мой, как тяжко это бесконечное постижение. Усилием воли я открываю глаза, оставаясь внутри сна - все исчезает, и я вздыхаю с облегчением.
Но все разъято на части в этом постижении. А как же все соединить? Да и о сценарии пора вспомнить. И вдруг - о, чудо! На улице какой-то шум. Мы все выбегаем из мрачноватого холла гостиницы. А на дворе лето. Кругом полно народу, и кто-то громко кричит непонятные слова: "Андрей не любит помидоры, но он луковку нашел"! Залитая солнцем маленькая площадь, итальянский карнавал. Люди хлопают в ладоши, движется шествие, молодой человек в коричневых сапогах выше колен и белой нижней рубашке, расстегнутой на груди так, что виден сияющий под лучами солнца золотой крестик, несет высокий шест с перекладиной на самом верху. В середине перекладины лежит большая луковица. Густые зеленые перышки уже тянутся из нее вверх. По бокам луковицы два рядочка ярко-красных помидоров.
Все кричат, смеются, кто-то танцует. И вдруг веселые молодые женщины с громким смехом бросают Андрею два красивых белых прозрачных бюстгальтера. И он тоже смеется и вешает бюстгальтеры по краям перекладины, и они, как маленькие белые флажки, дрожат на ветру. И я понимаю, что странное соединение вещей - луковица, помидоры, женское белье, - это знаки праздника, развеселого карнавала с множеством участников. Все мои ребята уже в толпе, а юноша с шестом в руках - это наш аспирант. А девочки успели переодеться, на них длинные юбки и тугие корсажи, а на головах у многих - яркие платки.
"Сейчас, сейчас, - думаю я, - сейчас я все пойму, я поймаю ускользающую мысль". Постигая суть вещей, все можно разъять на части и понять устройство всего на свете. Но истинная суть - в цельности, в жизни этих вещей среди людей. Постижение сути вещей - это постижение самой жизни - а где можно постигнуть ее лучше, чем на веселом карнавале! Честно говоря, так я думала, уже проснувшись, но, конечно же, в полусне. Так и не написала я сценарий, не выполнила задание Тимура Казбековича, не внесла свою лепту в реформу системы образования. Зато я итальянский карнавал видела, может быть, даже средневековый.