По линейному размеру Марс почти вдвое меньше Земли,
его экваториальный радиус равен 3396,9 км (53,2 % земного).
Площадь поверхности Марса примерно равна площади суши на Земле.
Полярный радиус Марса примерно на 20 км меньше экваториального, хотя период вращения у планеты больший, чем у Земли,
что даёт повод предположить изменение скорости вращения Марса со временем.
Масса планеты - 11 % массы Земли.
Ускорение свободного падения на экваторе равно 3,711 м/с² (0,378 земного);
Первая космическая скорость составляет 3,6 км/с, вторая - 5,027 км/с.
Период вращения планеты - 24 часа 37 минут 22,7 секунд (относительно звёзд), длина средних солнечных суток составляет 24 часа 39 минут 35,24409 секунды,
всего на 2,7 % длиннее земных суток.
Марсианский год состоит из 668,6 марсианских солнечных суток.
Атмосфера Марса гораздо более разрежена, чем воздушная оболочка Земли.
По составу она на 95% состоит из углекислого газа.
Около 4% приходится на долю азота и аргона.
Кислорода и водяного пара в марсианской атмосфере меньше 1%
Среднее давление атмосферы на уровне поверхности около 6,1 мбар.
Это в 15000 раз меньше, чем на Венере, и в 160 раз меньше, чем у поверхности Земли.
В самых глубоких впадинах давление достигает 10 мбар.
Средняя температура на Марсе значительно ниже чем на Земле... около -40 С.
При наиболее благоприятных условиях летом на дневной половине планеты воздух прогревается до 20 С.
Зимней ночью мороз может достигать: -125 С.
При зимней температуре даже углекислота замерзает, превращаясь в сухой лед.
Такие резкие перепады температуры вызваны тем, что разреженная атмосфера Марса не способна долго удерживать тепло.
Первые измерения температуры Марса с помощью термометра, помещённого в фокусе телескопа-рефлектора, проводились ещё в начале 20-х годов.
В 50-е и 60-е годы были накоплены и обобщены многочисленные измерения температур в различных точках поверхности Марса, в разные сезоны и времена суток.
Из этих измерений следовало, что днём на экваторе температура может доходить до +27 С, но уже к утру до -50 С.
Современный Марс - крайне негостеприимный мир.
Атмосфера непригодна для дыхания, пылевые бури, отсутствие воды и резкие перепады температуры в течение суток и года - всё эти условия будут врагами колонизации Марса.
Над поверхностью планеты часто дуют сильные ветры, скорость которых доходит до 100 м/с. Малая сила тяжести позволяет даже разреженным потокам воздуха поднимать огромные облака пыли. Иногда довольно обширные области на Марсе бывают охвачены грандиозными пылевыми бурями. Чаще всего они возникают вблизи полярных шапок. Пылевые бури чаще всего бывают в периоды великих противостояний, когда лето в южном полушарии совпадает с прохождением Марса через перигелий.
Продолжительность бурь может достигать 50-100 суток.
Пылевые смерчи - еще один пример процессов на Марсе, связанных с резкими перепадами температур.
Водяного пара в марсианской атмосфере совсем немного, но при низких давлении и температуре он находится в состоянии, близком к насыщению, и часто собирается в облака. На Марсе встречаются облака самых разнообразных форм и видов: перистые, волнистые, подветренные (вблизи крупных гор и под склонами больших кратеров, в местах, защищенных от ветра). Над низинами - каньонами, долинами - и на дне кратеров в холодное время суток часто стоят туманы.
Марс сформировался приблизительно 4,5 млрд. лет назад.
Ось вращения Марса наклонена к его орбитальной плоскости приблизительно на 23,9 гр, что сравнимо с наклоном земной оси, составляющим 23,4гр, а потому там, как и на Земле, происходит смена сезонов.
Ярче всего сезонные изменения проявляются в полярных областях.
В зимнее время полярные шапки занимают значительную площадь.
Граница северной полярной шапки может удалиться от полюса на треть расстояния до экватора, а граница южной шапки преодолевает половину этого расстояния. Такая разница вызвана тем, что в северном полушарии зима наступает, когда Марс проходит через перигелий своей орбиты, а в южном - когда через афелий. Из-за этого зима в южном полушарии холоднее, чем в северном.
И продолжительность каждого из четырех марсианских сезонов разнится в зависимости от его удаления от Солнца.
Потому в марсианском северном полушарии зима коротка и относительно "умеренна", а лето длинное, но прохладное.
В южном же наоборот - лето короткое и относительно теплое, а зима длинная и холодная.
Проект Mars 1.
В 2012 году голландский предприниматель Бас Лансдорп анонсировал проект Mars One. Он пообещал человечеству превратить первый полёт человека на Марс и создание там колонии-поселения в грандиозное реалити-шоу, в котором может поучаствовать каждый.
По планам основателя Mars One, в 2018 году к Красной планете должна стартовать небольшая автоматическая межпланетная станция для демонстрации ключевых технологий - плёночных солнечных батарей и технологии извлечения воды из марсианского грунта.
Станцию Бас собирается заказать у известной американской фирмы Lockheed Martin. Предполагается, что этот небольшой космический аппарат будет почти полной копией зонда Phoenix, исследовавшего Марс в 2008 году.
Проект Phoenix обошёлся американским налогоплательщикам в 420 миллионов долларов, и крайне маловероятно, что Mars One сможет набрать подобную сумму. Попытки собрать деньги на проект (просто проект - "бумагу") зонда с помощью краудфандинга успехом не увенчались. О "железе" и речи не идёт.
Из миссии компания собирается устроить реалити-шоу: все происходящие события Mars One намерена транслировать в режиме реального времени.
К 2024 году компания планирует отправить к Красной планете корабль с четырьмя астронавтами.
Ожидается, что эти люди создадут на планете первую колонию и не вернутся на Землю.
С 2013 года тысячи людей по всему миру участвуют в отборе, чтобы стать первыми поселенцами на Марсе.
Около 200 000 человек из 107 стран подали заявки на участие в проекте по колонизации Марса в 2024 году. В планах миссии Mars One, не предполагающей возвращения назад, - отправление новых участников каждые 2 года. Из всех желающих было отсеяно 199 тысяч человек, и в новый отборочный этап перешли - 1 058 претендентов..
На данный момент на Марсе работает робот -CURIOCITY,
который доставляет на Землю фотографии рельефа и данные о пригодности планеты к жизни. С каждым годом данных о Марсе, становится всё больше:
карты ветров, наличие перхлоратов (солей хлорной кислоты), почвы, содержащей азот, щелочь и другие вещества (приближающие её состав к земному грунту), древнее холодное озеро в кратере, возраст которого 3,6 миллиарда лет.
Проект Mars One нацелен на то, чтобы сделать жизнь людей на Марсе реальностью. Примерная стоимость первой экспедиции - $6 миллиардов, последующих - по $4 миллиарда. У основателей миссии есть контракты с Lockheed Martin, проектировавшим Phoenix в 2007, и Surrey Satellite Technology. Помимо этого, средства планируется привлекать с помощью краудфандинговой кампании на Indiegogo, бонусами в которой предлагаются "селфи" и послание в космос, а также за счёт продажи прав на трансляцию реалити-шоу, которое начнётся на этапе отбора участников.
Кроме того:
14 марта 2016 года в 12:31 по московскому времени с космодрома Байконур был успешно осуществлен запуск космического аппарата миссии "ЭкзоМарс-2016".
Выведение КА обеспечено ракетой-носителем "Протон-М" и разгонным блоком "Бриз-М".
"Экзо Марс-2016" - международный проект, реализуемый Госкорпорацией "Роскосмос" совместно с Европейским космическим агентством.
Космический аппарат состоит из орбитального модуля Trace Gas Orbiter (Трэйс Газ Орбитер) и демонстрационного посадочного модуля Schiaparelli (Скиапарелли). Орбитальный аппарат будет изучать малые газовые примеси атмосферы и распределение водяного льда в грунте Марса, в том числе, используя российские научные приборы FREND и ACS, разработанные в ИКИ РАН.
Основной задачей посадочного модуля является отработка технологии входа в атмосферу, спуска и мягкой посадки на поверхность красной планеты.
Согласно программе полёта 14 марта в 23:13 "связка" космических аппаратов отделилась от разгонного блока "Бриз-М". Европейский центр управления космическими полётами (Дармштадт, Германия) взял на управление КА "ЭкзоМарс-2016". Сигнал со спутника был принят в 00:28. Это событие стало завершением первого важного этапа миссии, включавшего в себя старт ракеты-носителя, отделение от разгонного блока и выведение спутника на межпланетарную орбиту, по которой начался его долгий полет к Марсу.
Информация о миссии "Экзо Марс-2016" на 16 октября 2016г.
Центр управления полетами Европейского космического агентства (ESA) в Дармштадте (Германия) сообщил, что сегодня - 16 октября 2016 года модуль TGO (Trace Gas Orbiter) и посадочный отсек Schiaparelli благополучно разделились согласно графика в 17:15 (МСК).
Время прохождения сигнала от Марса до Земли в настоящий момент составляет 9 мин. 36 сек. Подтверждение успешного разделения получено в 18:03. ESA вело в Интернете прямую трансляцию из ЦУПа.
Schiaparelli должен был совершить посадку на Плато Меридиана (лат. Meridiani Planum) и доставить на поверхность Марса небольшой комплекс научного оборудования, который предназначен для измерения скорости ветра, влажности, давления и температуры на посадочной площадке, а также осуществить измерение электрического поля на поверхности Марса.
Десантный модуль 'Скиапарелли' входит, совместно с орбитальным аппаратом TGO в состав экспедиции ExoMars-2016. Его главная задача отработать технологию спуска, которая через четыре года понадобится для посадки на Марс неподвижной научной платформы и вездехода.
Когда до поверхности останется 11 км, скорость модуля уменьшится до 1700 км/ч. В этот момент должно произойти развертывание парашюта, который замедлит модуль до 200 км/ч. Опустившись до высоты -1,2 км, парашют должен отделиться от спускаемого аппарата.
Данный парашют - разновидность такого же, задействованного в 2005 году для спуска зонда 'Гюйгенс' на Титан. Его рабочий диаметр 12 м. сделан из нейлоновой ткани, а нити из кевлара,- суперпрочного синтетического материала. Испытания того, как произойдет развертывания парашюта на сверхзвуковых скоростях, были выполнены с уменьшенной моделью в сверхзвуковой аэродинамической трубе.
Полномасштабная модель, представленная на этом фото, была использована для проверок пиротехнических средств, отвечающих за раскрытие и для анализа прочности парашюта. Это испытание происходило в крупнейшей аэродинамической трубе, находящей в Исследовательском центре им. Эймса (США).
На 20 октября 2016 года, информация о судьбе "Скиапарелли" неутешительная.
Ответственные за миссию и, в частности мягкую посадку этого модуля инженеры, говорят о возможной
катастрофе. После раскрытия парашюта (или попытки раскрытия) сигнал связи с модулем пропал.
Надежда на то, что аппарат оклемается ещё есть, но эта надежда - единственное, что пока остаётся в данной ситуации. Американцы осуществили посадку своего "любопытного" ровера с помощью "небесного крана". Можно сказать, - свой марсоход американские инженеры как ребёнка,- нежно положили в люльку Марса. Посадка на нашей планете в океаны космических капсул при помощи парашютов, с самого начала не вызывала сомнений. Атмосфера земли - среда весьма плотная и давно освоена и парусом, и крылом, и парашютом. Но на Марсе атмосферы (в земном понимании) практически нет... Сопротивление стремительному падению за счет купола парашюта возможно только благодаря скоростному напору потока, которое согласно формуле Бернулли пропорционально квадрату этой скорости, площади сопротивления и половине плотности потока(которая чрезвычайно мала). Не исключено, что парашют не смог приобрести привычный вид упругого, симметричного купола. И если это так, то он превратился в машущий хвост, сбивающий правильную ориентацию посадочного модуля, не внеся существенного вклада в процесс торможения его перед примарсением.
В настоящее время учёным и инженерам, работающим по проблемам изучения и освоения Марса стало очевидно, что "примарсение" задача очень сложная и требует анализа всех возможных алгоритмов снижения скорости в специфической атмосфере Марса. Тот, кто поместил нас на Земле - позаботился буквально обо всём. Вылезая из своей уютной колыбели, нам придётся очень много думать и рассчитывать каждый свой шаг. Получается, что "приземление" - это одно, "прилунение" - совсем другое, а "примарсение" - это совсем уже третье! Да, законы Ньютона, Кеплера и Бернулли одни и те же, но все конкретные технические решения любого материализованного проекта, обладают своим динамическим диапазоном функционирования. Одна из идей, которую в настоящее время развивают американские исследователи: - увеличение площади поперечного сечения спускаемого аппарата за счет придания ему большей плавучести в газовой среде путём - надувания щёк. Или то же самое на инженерном языке - использование аэродинамических щитов.
Аэродинамические щиты официально называются 'Сверхзвуковые надувные аэродинамические замедлители' (Supersonic Inflatable Aerodynamic Decelerators, SIAD). Это большие баллоны, которые образуют фигуру бублика по краю платформы. Такая конструкция должна обеспечить более эффективное торможение в атмосфере, чтобы сбросить скорость спуска с трех с половиной скоростей звука до двух. Затем аппарат сможет использовать сверхзвуковой дисковый парашют (Supersonic Disk Sail, SSDS). Надувные баллоны существуют в двух модификациях: - диаметром шесть и восемь метров.
Руководит этим проектом LDSD Марк Адлер. Специалистам по информатике известны его работы в области сжатия данных (он разработал хеш-функцию Adler-32 и кросс платформенную библиотеку zlib). Но Адлер с 1992 года работает в различных проектах NASA, а с 1996 года занят именно марсианскими программами. В частности, он работал над проектом Mars Exploration Rover (марсоходы Spirit и Opportunity).
По поводу применения аэродинамических щитов думаю следующее:
В некотором диапазоне посадочных масс и конфигураций спускаемых аппаратов, эта технология сработает.
Устойчивость в полёте через атмосферу Марса такой посадочной платформы всё же нужно подстраховывать работой небольших периферийных реактивных сопел.
Но важно видеть, что основной вектор движения - и в начале посадки и на протяжении 90 процентов спуска, направлен по касательной к поверхности Марса. Это означает, что для значительных спускаемых масс нужно использовать не пассивный тормоз, а крыло, которое принципиально обладает на порядок большим динамическим диапазоном, как отрабатываемых скоростей, так и несущей способности и, главное: - возможностью алгоритмирования траектории движения спускаемого аппарата.
Еще - не правильно говорить о "приземлении" относительно Луны, Марса, Венеры и т.п.
Согласно здравому смыслу и правилам русского языка правильно сказать: прилуниться,
примарситься, привенериться, примеркуриться, прифобиться, придеймиться и т. д.
...
...
Что говорят потенциальные участники программы Mars One.
-Из интервью с Михаилом Румянцевым, 24 года, физик.
- Был ли у тебя интерес к Марсу до запуска проекта Mars One?
Как ты узнал о проекте и сразу ли решил подать заявку?
- Мой интерес к Марсу основан на увлечении новыми технологиями.
Марс - самая ощутимая цель для космонавтики.
Это планета с ресурсами, которую можно колонизировать.
- Известен скепсис некоторых космических агентств по поводу миссии.
Есть мнение, что технологий для существования колонии пока нет.
Как ты относишься к этому?
- Mars One базируется на технологиях, которые уже есть.
Доставка людей будет мало отличаться от доставки Curiosity.
Давние проекты NASA провалились, потому что на тот момент не было технологий для их осуществления. Сейчас внимание организаторов сфокусировано на 2018 году - тогда планируется отправить беспилотник, который выберет место для постройки колонии. Это должно быть место, где есть вода, чтобы снизить зависимость от Земли. Колонизаторы должны будут развивать и расширять построенный комплекс. Проблема - уменьшить массу посадочного модуля, чтобы сократить расход топлива, а значит и финансовые затраты.
- На Марсе активно проводятся исследования грунта. Последние были связаны с озером в кратере около места базы Curiosity. Как ты видишь ресурсный потенциал Марса? Как будет происходить обеспечение колонии?
- Наличие жизни на Марсе - открытый вопрос, на который миссия позволит получить ответ. Конечно, наличие воды свидетельствует о том, что какая-то форма жизни могла существовать. Вода на Марсе такая же, как на Земле, только в твёрдой форме, там может быть другое содержание трития (сверхтяжёлый водород). Я думаю, что её можно будет использовать в технических целях - например, для принятия душа. Что касается продовольствия, то на начальных этапах его нужно будет привезти с собой. Позже - я вижу огромный потенциал в 3D-печати. Это возможность создавать простые детали для оборудования. Я верю в то, что когда-нибудь на Марсе будет интернет. Уже на данном этапе можно будет построить замкнутую биосистему, в которой воспроизводство воды дойдет до 95%. Важно также, что первоначальное поселение будет слегка углублено под поверхность. Тут важно обеспечить защиту от радиации, так как на Марсе слабая атмосфера.
- Была огромная анкета , на заполнение которой у меня ушло несколько часов.
Например, вопрос: "Как вы относитесь к тому, что никогда не увидите близких?". Первый отбор отсеял тех, кто относился к проекту романтически. Также в приоритете техническое образование - не столько формальное, сколько способ мышления. Сейчас нужно будет пройти медкомиссию.
- В листинге нужных качеств участника миссии на сайте проекта - устойчивость, креативность, адаптивность, умение шутить.
Какие из них - твоя сильная сторона?
- Наиболее важно - умение работать в группе и мотивация.
У меня мотивации достаточно. Это возможность стать частью переломного проекта в истории человечества. В финальной четвёрке будут люди, способные существовать без конфликтов. Их подготовят в похожей на Марс среде - в Антарктиде, в пустыне. Я считаю, что люди способны на всё ради цели.
В Mars One важна не личность, а командная работа.
- Подобные миссии позволят человечеству изменить приоритеты.
Люди должны думать не только над тем, как купить новый девайс, но и как сделать жизнь лучше. Начиная с того, чтобы не бросать мусор на улице и парковаться в положенных местах, и заканчивая решением глобальных задач. Развитие технологий опережает развитие общественного сознания.
Mars One - это тот случай, когда я ставлю общественные интересы выше своих, личных.
- Это будет исследовательский вклад - анализ ресурсов Марса , его прошлого. Будут уникальные условия взаимодействия людей - новый вызов. Колонизация космоса неизбежна, когда-нибудь Солнце погаснет, это закономерный этап эволюции звезды. Легко не будет никому, но это стоит преодолеть. Идеалистическая цель - создать общество, хотя на начальных этапах создание семьи будет невозможно, например, не исследована беременность в условиях гравитации, отличной от земной.
- В чём ты видишь основной потенциал Mars One? Это больше реалити-шоу, исследование или действительно будущее место жизни?
- До завершения этапа ещё далеко, но очень надеюсь, что всё удастся. Основная проблема - финансирование, миссия будет стоить больше, чем заявленные 6 миллиардов. Модель ТВ-шоу хороша для монетизации --- права на трансляцию Олимпиады стоят 20 миллиардов, например. Я слышал, что реалити Mars One будет заниматься Джон де Мол - создатель "Большого брата". Бас Лансдорп очень грамотный менеджер: уже заключены контракты с серьёзными спонсорами.
...
...
...
Критика проекта.
А что будет с первыми колонизаторами?
Двести суток невесомости в объёме маленького дачного домика, а потом огромные перегрузки при входе в атмосферу и необходимость управлять посадкой.
Запасы системы жизнеобеспечения, надёжность корабля, навигация, связь - всё это просто не рассматривается в "проекте" Mars One. Официальный ответ на все вопросы: инженеры сделают, разработают, придумают.
Снабжение колонии продовольствием должно обойтись в один миллиард долларов каждые два года минимум, реально - дороже.
У Марса очень слабая атмосфера: давление у поверхности планеты примерно такое же, как на Земле на высоте 30 километров, - всего 1/100 нормального земного. Сбрасывать скорость в такой атмосфере очень трудно: нужны не маленькие капсулы, которые мы видим, наблюдая по ТВ посадки космонавтов на нашу планету, а гигантские "зонтики" - тормозные экраны. Да и парашюты для Марса будут большими и тяжёлыми. Более того, на последнем этапе посадки всё равно придётся использовать ракетные двигатели, для которых необходимы запасы топлива.
В 2022 году на Марс должно быть отправлено шесть крупных модулей: два жилых блока, два блока с системами жизнеобеспечения, два грузовых/складских блока. Похоже, сами создатели Mars One не знают, сколько эти модули будут весить: они называют цифры от 8 до 16 тонн. На сегодняшний день самый тяжёлый доставленный на Марс груз - тот самый марсоход Curiosity - весил около 900 килограмм. Ничего тяжелее люди на Красную планету никогда ещё не доставляли.
Ответа на вопрос, как сажать восьмитонные модули на Марс, пока нет.
Кстати, сесть грузы должны с очень высокой точностью: не будут же колонисты пробегать в скафандрах стокилометровые марафоны в их поисках.
Технических вопросов много: энергоснабжение колонии и техники (солнечный свет на Марсе в 2,3 раза слабее, чем на Земле, но что-то и на Земле не наблюдается бульдозеров на солнечных батареях), добыча ресурсов, защита от радиации в пути и на Марсе. Нет расчётов необходимых запасов системы жизнеобеспечения, площади оранжерей и солнечных батарей, не рассматриваются психологические моменты - а ведь колонисты в проекте Mars One отправляются на Марс не для того чтобы построить новый мир, а чтобы там умереть. Очень мало внимания уделяется добыче воды из грунта Красной планеты. Льда в обычном марсианском грунте - всего лишь несколько процентов.
Как полагают в Национальном исследовательском совете США, марсианская пыль может вызывать рак, так как содержит много соединений хрома. Защититься от нее непросто: пыль настолько мелкая, что будет проникать на марсианскую станцию сквозь любые заслоны.
Ядовитая почва. Марсианский грунт наполнен солями и эфирами хлорной кислоты. Эти вещества категорически противопоказаны живым существам. Поэтому любые растения, посаженные в марсианскую почву, будут накапливать соединения, опасные для жизни и здоровья колонизаторов.
Иногда очень сложно провести грань между энтузиастами, которые верят в свои силы и недооценивают трудности, и жуликами. Однако за пару лет вполне можно было понять, что проект несостоятелен, или нанять консультантов, которые бы это объяснили. А раз никаких изменений нет, а PR и попытки сбора денег продолжаются, логично предположить, что это не простые энтузиасты. Ну и не лишним будет отметить, что Mars One собирает деньги не только со спонсоров и крупных компаний. Все, кто поверил в проект Mars One и подал заявку, чтобы стать первым колонизатором Красной планеты, должны были заплатить небольшой взнос - 15 -40 долларов (сумма зависит от страны, откуда родом будущий "покоритель космоса").
Бас Лансдорп не пожелал ответить на вопрос, сколько конкретно человек уже пожертвовали денег на проект.
Основатель Mars One заявил, что точное их число "трудно посчитать". По неофициальным сведениям, число участников - около 200 тысяч человек. Чтобы полететь на Марс, вряд ли хватит, а вот на текущие расходы предпринимателя из Голландии - вполне.
Стоит напомнить, что проект Curiosity (американский большой марсоход, который сейчас работает на Красной планете) обошёлся в 2,5 миллиарда долларов.
Ирландский физик Джозеф Рош (Joseph Roche), один из 100 финалистов программы полетов на Марс Mars One, дал интервью изданию Medium.com. В нем он критикует финансовую и организационную составляющую проекта.
Джозеф Рош сообщил, что организаторы проекта надеются получить финансовые средства от самих кандидатов на колонизацию Красной планеты. "Проходя процедуру отбора, вы получаете очки, но единственный способ набрать их - за счет покупки товаров под маркой Mars One или жертвуя деньги фонду... В феврале финалисты получили список советов и рекомендаций по общению с прессой. Там говорится: "Если вам предложили гонорар за интервью, мы просим пожертвовать 75 процентов от него Mars One"".
Далее Рош сказал, что провал Mars One, в который много людей вложили свое время и деньги, может подорвать веру в такие космические проекты, основанные на энтузиазме.
Специально для Apparat журналист "Новостей космонавтики", выпускник МГТУ им. Н. Э. Баумана, участник экспедиции на Марсианскую пустынную исследовательскую станцию в штате Юта Александр Ильин составил FAQ, в котором рассказал, почему Mars One не отправит людей на Красную планету.
После того, как в 60-70-е годы автоматические межпланетные станции выяснили, что Марс вовсе не планета каналов и прекрасной марсианки Аэлиты из романа Толстого, а безжизненная пустыня, интерес к этому когда-то загадочному миру значительно уменьшился.
Сейчас, если и стоит лететь на Марс, то не для одиночной высадки, а для создания большой колонии и последующего терраформирования (превращения Марса в подобие Земли). Такую сложную программу нельзя осуществить без космической, в частности лунной, промышленности, поэтому путь "на Марс через Луну", который рассматривается в России, выглядит вполне логичным.
У кого Бас Лансдорп собирается приобрести Dragon 2?
Это Элон Маск, основатель и руководитель собственной компании Spaсe X.
Компания Spaсe X построила несколько опытных образцов модуля многоразового использования Dragon 2, для доставки на орбиту/с орбиты земли небольших грузов или 5 астронавтов.
Так, на самом деле, выглядит интерьер этого многоразового космического челнока.
В настоящее время идёт отработка конструкторских и технологических решений на опытных образцах Dragon 2.
Траектория тестовой посадки в атмосфере земли
Реактивная катапульта, которая забраcывает спускаемый аппарат на нужную высоту,
Отработка двигателей посадки и двигателей ориентации на специальном стенде в тестовом режиме.
Посмотрим внимательнее на жилище, которое предлагает Бас Лансдорп первым участникам реалити -шоу Mars 1.
Так выглядит будущая однокомнатная квартира на 2х человек в сборочном цехе.