Мартышка сидит на подоконнике и режет хлеб тупым перочинным ножом на большие неровные куски. Потом он густо намазывает их маслом, не скупясь, кромсает колбасу и делает бутерброды. Целую гору бутербродов. Хватит на всех. Хлеб, колбасу, а также пару бутылок пива он стащил в Городе в разных местах, масло принес Кот. Настоящее желтое масло, завернутое в свежий капустный лист. Еще молока, сигарет и пакетик карамели. То-то малолетки его обожают. Особенно Костыль. Кот добрый и ... еще что-то, есть еще какое-то слово, которое Мартышка учил в школе, но забыл.
Кот сидит на соседнем подоконнике и курит. Свечей они не зажигают, потому что экономят. Электричества в доме нет.
Первым здесь поселился Толстяк. Это его дом. Это когда-то давно на самом деле был его дом, потом он его продал, чтобы заплатить за лечение дочери, потом дочь умерла, а Толстяк долгое время скитался без крыши над головой, пока случайно не набрел на свой бывший дом. В нем никто не жил. Дом стоял пустой, причем по всей видимости давно. Он выбил окно, выходившее на Пустошь, и вернулся домой. Толстяк главный, потому что помимо дома у него есть настоящая постоянная работа. Он работает мойщиком в авто ателье. По вечерам он любит побродить по дому и удариться в воспоминания.
Поначалу вместе с ним жили Крапчатый и Барон. Крапчатый встает в четыре утра, чтобы в половине шестого быть на другом конце Города на рыбном рынке. Он чистит рыбу и иногда даже приносит какие-то обрезки домой. Он весь провонялся своей рыбой, подойти невозможно. Барон каждый раз занимается чем-то новым - раньше он то продавал, то воровал, сейчас подпольно фабрикует с друганами газировку. А вообще он мечтает разжиться партией какого-нибудь товара и открыть лавочку или хотя бы ларек. Именно он притащил Миску и Костыля - малолетних попрошаек. Костыль привел Мартышку-воришку, Мартышка привел Грузчика, Вешалку, Шарманщика и Зайца. Заяц привел Малявку.
А Кот пришел сам.
Кот по вечерам подолгу сидит на окне, уставившись в грязное, задымленное небо Окраины. По ночам он иногда уходит, а иногда спит, свернувшись калачиком. Один раз он приехал под утро на Пустошь на такси. Все обитатели дома, забыв обо всем на свете, высыпали наружу, чтобы посмотреть на это. Кот был не до конца трезв, но предельно элегантен. В черном кашемировом пальто, в шляпе и с тростью. Пальто он отдал таксисту в качестве платы, а шляпу на следующий день Барон снес на блошиный рынок. С тростью Кот пару дней танцевал, крутя ее в пальцах и напевая модный мотивчик. Потом трость тоже куда-то пропала.
Кота никто ни о чем не расспрашивает. Это бесполезно. На вопрос "как дела?" он отвечает, что повстречал двух английских корсаров, принял бой и теперь возвращается в гавань с богатыми трофеями. И вытаскивает из карманов яблоки, пачку свечей и печенье. Или наоборот, он ворчит, что его сильно потрепали испанцы, что у него пробоина по ватерлинии и сразу заваливается спать.
Сразу было понятно, что он не отсюда, не с Пустоши, не с Окраины, а может быть даже и не из Города. Было понятно, что он с ними случайно и не на долго.
Когда Толстяк как-то раз предложил разузнать на счет работы для Кота в своем авто ателье, Кот ответил, что не хочет мыть машины.
- А чего же ты хочешь? - удивился Толстяк, который считал, что лучше плохая работа, чем никакой.
- Хочу в море, - просто ответил Кот и в его глазах блеснула бирюза далеких неведомых лагун.
- Ну так что ж ты...
- Не могу. Никто не берет. Я на плохом счету. Я ведь потопил двух английских корсаров, а сейчас у нас с англичанами мир.
Закончив готовить бутерброды, Мартышка принимается их поглощать. На лестнице раздается стук костыля и в комнату вваливается сам Костыль. Не обращая внимания на Мартышку с бутербродами, он сразу ковыляет к Коту. Он спрашивает, что тот делает, и Кот отвечает:
- Жду прилива.
Моря из дома на Пустоши не видно, он стоит очень далеко от моря.
- А почему ты все время сидишь на окне и смотришь на Луну?
Толстяк хочет шугануть малолетку, чтобы не приставал к человеку, но Кот заступается за Костыля. Он рассказывает Костылю, что самые сильные приливы бывают на новую или полную Луну, роется у себя в кармане, достает обрывок бумаги и огрызок карандаша и объясняет Костылю про сизигию и квадратуру. Теперь и Костыль внимательно вглядывается в Луну, словно боится, что однажды она и прилив заберут у него Кота.
Но новолуние уже прошло, а полнолуние еще не скоро и Костыль относительно спокоен. Он протягивает Коту ладонь, на которой лежит монетка. Полоумный дурачок. Барон фыркает, берет бутерброд и чавкает с удвоенной силой. Кому нужна эта дребедень? В комнату входит Крапчатый и Мартышке кажется, что его бутерброд не с колбасой а с селедкой.
- Ух ты! - говорит Кот, слезает с окна и подходит к Костылю. - Настоящий юань, старина. Где нашел?
- В порту. Моряк какой-то хотел подать, но у него в кармане не оказалось ничего, кроме вот этого. Наплел сказок, что он волшебный и приносит удачу.
Костыль хочет казаться взрослым и сделать вид, что он не верит в волшебство.
- На, хочешь?
Барон снова фыркает и закатывает глаза. Тоже мне, нашелся подлиза. Крапчатый что-то жует, не чувствуя вкуса. Толстяк разливает по стаканам свой фирменный компот.
Кот тянется за монеткой. Мягким кошачьим движением он заносит ладонь над ладонью Костыля, прищуривается и муркает себе под нос:
- В порту новый корабль?
- Да, - отвечает простодушный Костыль.
- Из Китая?
- Ну, типа того.
- А ты название не разглядел?
- Разглядел. Чудное такое... на "т" как-то.
Кот берет монетку с ладони Костыля, подносит к глазам, рассматривает, подбрасывает в воздухе и ловит. Затем начинает вытаскивать все подряд из карманов, чтобы дать Костылю что-то взамен.
Камушек похожий на сердце, туз пик, брелок в виде ракушки, компас, карта с отмеченными на ней кладами, попутный ветер, узелки на удачу, сети для ловли душ.
- Так как называется корабль, говоришь?
На подоконнике появляется складной нож, обрывок обертки от шоколадной плитки, крошечная лягушка из стекла и медальон в виде солнца с вырезанным посередине глазом.
Мартышка присвистывает от удивления. Медальон-то золотой. Мартышка в таких вещах знает толк.
Костыль смотрит только Коту в глаза. Он уже все понял, у Кота в глазах уже плещутся серые холодные волны.
- Тре... Трепани, по-моему. Как-то так.
- Трапани, - поправляет Кот и прикрывает глаза. В них бегут реки, которые впадают в моря, которые перетекают в океаны.
Костыль переводит взгляд на медальон, но Толстяк грозно качает головой. Не вздумай даже! Такую вещь не так-то просто сбыть с рук, а уж такой ничтожной сошке, как Костыль и подавно. Его тут же найдут легавые и упрячут в тюрягу. А вместе с ним и всех остальных. Но Костыль смотрит на медальон не потому, что хочет взять его себе. Он думает, что может отдать Коту счастливый юань и просто так. Он смотрит на медальон, потому что видит в его блеске нечто большее, чем драгоценный металл. Он видит как от Тортуги отваливает шхуна с командой веселых беспечных головорезов, готовых умереть за своего капитана, который стоит на шканцах в замызганной шляпе с широкими полями, скрывающими пол лица. Видна только сдержанная загадочная полуулыбка. Так не улыбается никто в Городе. Так улыбается только один человек из всех известных Костылю, а знает он очень многих.
- Оставь мне карту и компас, - просит Костыль.
- Договорились! - отзывается Кот и отодвигает долю Костыля в сторону. - Мартышка, хочешь брелок?
Мартышка хочет брелок. Нож достается Толстяку, лягушку обещают передать Вешалке, а камушек похожий на сердце - Грузчику. Туз пик выхватывает во время подоспевший Миска. Кот накидывает на плечи куртку и из кармана вываливается серебряная цепочка со сломанным замком, остановившиеся часы и целый ворох цветных снов. Из другого кармана куртки он достает мятый галстук-бабочку, большую воду, парусник в бутылке, невероятное приключение, двустволку, гнедого жеребца, закат над прериями, чучело пятнистой акулы, альбом с фотографиями, письма возлюбленной, два ненаписанных романа и небольшую музыкальную шкатулку. Малявка громко сопит и тычет пальцем в шкатулку. Кот великодушно сует ее Малявке в руки. Все остальное он сгребает и плюхает на подоконник.
- Ты куда? - спрашивает Костыль, исчезающего в сумерках Кота.
Кот останавливается, оборачивается и нюхает вечерний воздух.
- I'd like to roll to Rio some day before I'm old! - отвечает на непонятном языке Кот, засовывает руки в рукава и уходит.
Остальные остаются на своих местах. Какое-то время все продолжается, как прежде, словно ничего не случилось. Потом времена резко меняются. В уличной драке погибает Миска, Барон уходит в крупный подпольный бизнес и про него нет никаких вестей. Грузчик находит работу и жилье. Вешалка и Шарманщик идут в армию. Заяц становится полицейским осведомителем. Малявку отправляют в детский дом, а Мартышку - в тюрьму. После отсидки Мартышка узнает, что Крапчатый все так же чистит рыбу, но теперь у него целый цех по первичной обработке рыбы, Толстяк покончил с собой - сжег дом и сгорел вместе с ним, а Костыль пропал. "Ушел в море", - зло шутит Заяц, который рассказывает Мартышке последние новости.
После второй отсидки Мартышка уезжает из Города и перебирается в Очень Большой Город, где устраивается чернорабочим на завод. Он гнет спину по двенадцать часов в день. Все на благо родины. У него жена и доченька. Уже пятый год идет война. Колеса, которые Мартышка делает на своем заводе, харкая кровью, сипя и задыхаясь, катятся к победе.
Очень Большой Город бомбят те самые англичане, с которыми у нас опять война. Случайно оказавшийся в центре города, Мартышка бежит в ближайшее бомбоубежище, следуя указателям на стенах домов. Подвал забит битком самой разношерстной публикой. Повсюду паника и страх. Мартышка закрывает глаза и вспоминает дочку.
- Сохраняйте спокойствие, - бубнит пожарник, - не толкайтесь, не паникуйте, сохраняйте...
- Заткнись! - кто-то визжит на него.
Совсем рядом падает бомба. Подвал вздрагивает. Сверху сыпется пыль, штукатурка и осколки кирпичей. По стене на глазах ползет трещина.
- Дайте выйти! - кричит женщина и рвется к двери.
- Нельзя! - пытает удержать ее пожарник.
- Дверь заклинило, - орут те, кто уже пытаются ее высадить.
Мартышка покрывается испариной. Подвал слишком маленький, людей слишком много. Уже душно. Пыль. Тяжело дышать. Грудь разрывает кашель.
- Успокойтесь! Здесь военный! Он знает, что делать.
Мартышка мельком видит где-то невдалеке черную шинель.
По толпе прокатывается вздох облегчение. Все сразу становятся тише и спокойнее. Присутствие человека в форме ободряет и дисциплинирует. Все головы повернуты к военному.
- Эсэсовец, - со страхом и злобой шипит кто-то у Мартышки над ухом.
Мартышка вытягивает шею и видит руны в петлице. Встает на цыпочки и видит Кота. Это точно Кот и он ни капельки не изменился. Просто стал старше, серьезнее, появились морщины в уголках рта, но в глазах все то же небо над все той же Атлантикой. Мартышка тушуется и прячется за спины. Не хочет навязывать неудобные воспоминания. Кот теперь ого-го-го. Гроза мышей. Мартышка невольно хихикает над собственной остротой. На душе становится легко и спокойно. Кот знает, что делать. Он их выведет.
Они идут цепочкой по подземному лабиринту Очень Большого Города. Добираются до неповрежденного бомбоубежища и вылезают по одному на поверхность. Бомбардировка закончилась. На этот раз повезло. Мартышка ссутулившись и пряча лицо проходит мимо Кота.
- Костыля давно видел? - шепчет ему в ухо Кот, хватая за локоть.
Мартышка выпрямляется и смотрит в глаза.
Костыля оперировали раз, наверно, десять, он два с лишним года провел в больнице. Теперь он ходит. Не бегает, но зато ходит. Без костылей. Работает санитаром в той самой больнице, где ему вернули ноги.
- Видимся, но очень редко, - аккуратно отвечает Мартышка. - Людвиг с начала войны работает в госпитале СС. И ходит без костылей. - И тут до него доходит. Это ведь Кот все устроил. Еще давным давно, лет шесть или семь назад. Нашел где-то Костыля и пристроил в госпиталь. Костыль, который уже давно не Костыль, а Людвиг, никогда об этом не говорит. Но на стене у него висит карта, с отмеченными кладами, а под ней на полке лежит компас. А Мартышка свой брелок с ракушкой отдал дочке.
- Ага, - кивает Кот. Он тоже без сомнения в курсе про Людвига.
Тут Мартышке хочется отчебучить что-нибудь в старом духе. Он наклоняется к Коту и шепчет едва слышно:
- Ну как там Рио?
- Пока еще не добрался, - отвечает Кот и улыбается так, как умеет только он. Ласково и печально. Он засовывает руку в карман и вытаскивает несколько талонов на муку, сахар и маргарин и протягивает их Мартышке.
- А... - только и успевает сказать Мартышка.
Кот отрицательно машет головой.
- Завтра в часть, потом на фронт.
Ему талоны не нужны.
- Спасибо, - растерянно говорит Мартышка. Он думает, что надо обязательно найти Костыля и рассказать ему все, что с ним приключилось.
Мартышка возвращается домой к жене и дочери.
Кот идет дальше своей дорогой, засунув руки в карманы шинели, где у него лежат боль, беда, страх и горечь, которые он никогда не достанет и никому не покажет.