Ого-Блин : другие произведения.

Штампы и стереотипы в фэнтези: магические школы и академии (социальный аспект)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.87*16  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Насколько реалистичны магические школы и академии в фэнтези с точки зрения общественного устройства.

  Штампы и стереотипы в фэнтези: магические школы и академии.
  
  Открывая девять из десяти фэнтезийных произведений, мы обязательно наткнемся на наличие некой школы/академии, занимающейся серийным выпуском магов. Начиная с Порри Гаттера и некроманта Неясыти, и заканчивая распоследней алхимичкой очередного ЖФ. Все они дружно учатся в неком учебном заведении, под копирку содранном со школ/вузов, в которых обучаются всякие маглы, навроде этих самых авторов. Нет, я конечно понимаю, принцип акына - что вижу, о том пою, но хоть какое-то разумение о социальных факторах и общественном устройстве все же надо иметь, не так ли?
  Таким образом, кто есть маг в социальном плане? Маг - это индивид, во-первых, по природе своей обладающий рядом уникальных характеристик, отсутствующих у большинства населения, во-вторых, ценный специалист, в-третьих, носитель тайного знания, составляющего, по меньшей мере, коммерческую (а то и военную) тайну, в-четвертых, это сила (военная, политическая, экономическая), сконцентрированная в руках одного лица. То есть, маг: а) сверхценен, б) архиопасен, в) обладает достаточным количеством серого вещества, чтобы прочитать магическую книгу и понять ее содержание - а значит - трудноуправляем.
  Занималась ли когда-нибудь зародившаяся в Европе и распространившаяся по всему миру методика образования обучением таких личностей? Нет, не занималась. Даже если вспомнить мифологию, высшее учебное заведение имени повелителя ада являлось закрытой шарашкой, покинуть которое без шума, треска, и большого скандала было крайне затруднительно. И обычные средневековые вузы, в которых развеселые от вина и чего покрепче студенты изучали богословие оно никак не напоминало. Так почему же маговузы других миров должны напоминать платное отделение на юрфаке? Когда подвыпившие недомаги то ктулху призовут эльфийских студенток оттентаклить, али испытание ядерного оружия проведут. При этом преподы абсолютно никак не могут воздействовать на раздолбаев, кроме разве что пустых увещеваний и намеков на отчисление, а ректор смотрит на это безобразие, и усмехаясь в бороду, ностальгирует своим по похождениям в молодости. А теперь, внимание, вопрос - что же из себя будут представлять выпускники такого бедлама? Хорошо, если их на практику отправят на оркскую границу родине послужить, годика этак на четыре - либо оркские топоры окончательно мозги вправят, либо, на худой конец, ампутируют вместе с головой.
  А вот еще один риторический вопрос - на кой государству плодить неуправляемых магов? И сколько бы не драли за обучения в магакадемиях, деньги здесь совсем не важны. Ибо такое образовательное учреждение подобно торговле на рынке готовым ядерным оружием.
  Конечно, мне тут же напомнят про магические клятвы, кои должны приносить маги. Вот только любая клятва крайне ограниченна и завязана на субъективное восприятие индивида. Как там говорил Гендальф устами ст. оперуполномоченного: "Невоздержан я в желаниях своих. Вот как начну пользу творить, да ласкам подвергать...". Таким образом, при помощи клятвы можно избежать некоторых вещей (передача тайных знаний налево, практика запретных искусств), но не более того. Еще можно применить изменение сознания. Вот только много вы про зомбированных магов читали? Тем более, что их разум в результате будет сильно искажен, что сильно снизит их полезность. А всякие "ошейники" будут провоцировать бунты и борьбу за свою свободу. Органы типа инквизиции - это тоже слабо действующий метод, направленный на борьбу с симптомами, а не самой болезнью.
  Так как же в таком случае учить магов? Ну, самое простое - это связка учитель-ученик, ограниченная гильдией и цеховыми интересами. На манер средневековых методов обучения в свободных городах. Или без гильдии, если дело происходит в какой глухомани. Но вот как должна выглядеть школа? Во-первых, вариант монастыря - маги-монахи и маги-сектанты. Ограничения через религию. Как ни странно, наиболее реалистично был отражен не в книгах, а в КИ - думаю, серию готик все помнят. Во-вторых, вариант "цеховых мастерских", нечто вроде гильдий в серии КИ TES. Контроль посредством круговой поруки и тесного коллектива. В-третьих, у нас в запасе есть еще методы, используемые в школах восточных боевых искусств. Контроль учеников посредством психотехник и авторитета наставника. Возможны гибриды перечисленных выше способов. В целом, школы-монастыри профилированы под сохранение и накопление тайного знания, цеховые образования - на оказании услуг населению, а магические "додзе" - на подготовку боевиков. Методы такого рода прекрасно работали в земной истории, пусть и не по магам. Контроль посредством религиозных догм сдерживал знания в каменных стенах монастырей, что позволяло не смущать простое необразованное население сомнительными идеями, сами же монахи обладали "иммунитетом" за счет веры. Цеха позволяли осуществлять "контроль качества", выступали в роли профсоюзов, гарантировали оплату со стороны заказчика, пресекали вредные начинания своих членов. Боевые школы с самого начала форматировали мозги неофитов под почтение наставнику, принадлежность к самой великой школе, забивали память тоннами эзотерики. В результате подобной "мягкой" обработке в течении продолжительного периода времени, ученик не терял способность к адекватному мышлению во всем, что не касалось интересов школы и наставников. Таким образом, и боевой маг на поле боя будет боевым магом, а не запрограммированным зомби.
Оценка: 4.87*16  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"