Аннотация: Глава - исследование о бедности и ее причинах сегодня. Сравнительные характеристики социальной политики государств.
Б Е Д Н О С Т Ь гл. 1.
Исследование по личным впечатлениям и материалам прессы.
"...В Мире есть царь: этот царь беспощаден-
Голод, названье ему."
Н.А. Некрасов. 1864 год.
Предыстория вопроса кроется глубоко в веках долготерпения и непротивления народов, населяющих евроазиатскую огромную территорию России.
Когда совсем становилось невмоготу, возникали стихийные и подготовленные бунты, которые кончались ничем и о которых мы знаем из истории нашей Родины. Не будем тревожить древность, хотя, она и создала характер наших людей, считающих, что жизнь прекрасна, если есть хлеб насущный, хотя бы сегодня. Обратимся к недавней нашей истории.
Само существование Советского Союза подразумевало отсутствие или ограниченное присутствие бедности, с которым борется сама система государственного строя и конечным результатом развития коммунистического общества в одной отдельно взятой стране должно стать общество, под гордым названием "Коммунизм", где каждый член общества получит по своим потребностям. Вопрос же наличия бедных в самом государстве долгие годы замалчивался. Хотя, в своих секретных докладах правительству социологические службы подразумевали наличие бедности при доходе на душу 75 рублей. И эта доходность касалась 16% среди рабочих и служащих а среди колхозников доходила до 39%. Скажем прямо, это было бедственное положение большой доли народонаселения. Не спасали ни стройки коммунизма, ни целинные земли, ни БАМ. Это было, по большей части, отвлечение народа от грустных мыслей и, не дай бог, выводов из этих мыслей.
В 1975 году в СССР, впервые, было введено пособие на детей в малообеспеченных семьях, причем, малообеспеченными считались семьи, с доходом ниже 50 рублей. В 1985 году бедность была определена в наличии дохода 75 рублей. И это касалось и минимального пенсионного обеспечения и минимальной заработной платы.
Девяностые годы принесли сюрпризы для всего общества в целом, с созданием в России рыночной экономики с искаженными элементами буржуазного общества. Народы, населяющие огромные пространства бывшего СССР были не готовы, самим фактом своего воспитания в коммунистическом мире, к таким резким изменениям , а в настоящее время добрая половина жителей не приемлет новой идеологии. И все это на фоне развалившихся промышленных предприятий, колхозов, научных учреждений. Переход к рыночной экономике был бы не столь болезненным, ежели бы был утвержден народами, как основная экономическая политика государства и проходил постепенно. Без революционных преобразований в пользу узкого круга лиц, приближенных к первым лицам правящей верхушки. Нагрели на этом руки отдельные личности.
Изначально, рыночная экономика предусматривает голод основной массы населения, как средство политического господства. Бедность в таком государстве не потому, что не хватает материальных благ, а в методах и механизме этих благ распределения. Среди экономистов известен труд лауреата Нобелевской премии Амартья Сена "Политэкономия голода". Его столь оцененный труд показывает, что бедность определяется не количеством товаров, а "социально обусловленными возможностями людей получить доступ к этим благам". Эти возможности или невозможности создаются правящей верхушкой и приближенными к ней. Выходят наружу контрасты между богатыми и бедными. И бедных, к сожалению, большинство. А обогатившиеся законными и незаконными средствами продолжают процветать и создавать условия для своих наследников в следующем или через поколение прослыть богатыми и честными гражданами. Они за бесценок овладели основными фондами и вместо того, чтобы улучшать, реконструировать, обновлять или применять новые технологии продолжают использовать производственные мощности Советских времен по старинке, лишь бы - как можно больше в карман. Свой. Действуют, преимущественно, родственные связи, взаимная материальная заинтересованность, психологическая зависимость и другие факторы.
Нужны примеры? Их есть у нас. Много. Смотри "Компромат.Ru".
Следующие логические цепи взаимоотношений:
- Ельцин- Окулов - Аэрофлот, до сих пор. Теперь видная должность в Министерстве транспорта. На ближайшее будущее материально обеспечен.
- Ельцин - Березовский - Автоваз- Альянс.
- Ельцин - семья и ее состояние, фонды.
- Ельцин - Чубайс - Энергетические системы, распроданы в розницу. Теперь и результат работы - отсутствие своевременного обслуживания энергетических агрегатов, отсутствие жесткого регламента профилактики и ремонта, отсутствие независимой приемки ремонтных работ, эксплуатация на износ и выкачивание из основных фондов денег. Авария , прогремевшая на весь мир. В благодарность и в награду за все это - новые, не менее хлебные должности с сохранением привилегий владельца акций энергосистем.
- ГКО и криминальная экономика.
- Всему Российскому народу известно, что большинство богатейших людей (олигархов) начинали свою карьеру обогащения еще при Советской власти с незаконного предпринимательства, проворачивали аферы, и, даже, не имея денег, могли купить, а потом продать тому же государству большую партию товара (например сахара) . Статья УК миновала. Приходили другие сделки, граничащие с преступлениями. Факты известны.
- Российский еврейский конгресс- Гусинский, "Медиамост", "Мост".
- Скрытые дотации "Газпрома" в Горбачевские времена и, затем плеяда газпромовских бонз. Рэм Вяхирев. Вечно ожидаемый развал "Газпрома" И, даже некоторое , и значительное сокращение штатов.
- Фарцовщики в советские времена, теперь олигархи . Статья Олега Боровикова, газета "Аргументы и Факты" шокировали обывателя авенским высказыванием в его интерьвью-" Нищета - не наша забота!" И далее - "Богатство - отметина Бога" . Это аксиома протестантской этики... Я живу по простым принципам: считаю, что если ты здоров, и вдруг беден (не считая пенсионеров и детей), то это стыдно сегодня... Богатые нравственнее бедных, хотя бы потому, что они могут позволить себе больше. Они свободнее в поступках" . Одна журналистка из Калининграда подвела итог -" Давно не удавалось так смачно плюнуть в душу российскому народу".
- А непрекращающиеся обсуждения в прессе и на кухнях жителей Москвы и центра России на тему: Лужков - Елена Батурина, их миллиарды долларов. Не бывает дыма без огня. Некрасиво.
- Не забыть вывод капиталов из России в оффшорные зоны , дома, замки, яхты. И владельцев.
И достаточно.
Ваучеризация государства. Это преступление многих веков, затронувшее миллионы людей.
Начнем с того, что за обман миллионов граждан никто не сидит. В тюрьме. Никто не провел расследования, дознания, изучения фактов целенаправленного обеднения людей такого большого и, казалось, развитого государства. И люди думали и верили, что им принадлежит все.
14 августа 1992 года Ельцин с подачи Чубайса, Гайдара и компании подписал Указ о приватизационных чеках. Через небольшое время пошла раздача этих чеков населению, и здесь же, в пунктах раздачи расположились "представители фирм и объединений", принимающих эти чеки в качестве паевых взносов. Обещалось многое, и участие в руководстве компаниями, и материальный эквивалент, и грядущие дивиденды. Стоимость ваучера их идеологами приравнивалась к стоимости двух автомобилей. Так провозгласил, чуть ли не с амвона госп. Чубайс. Люди, которые не вложили ваучеры в свои производства, заводы, фабрики и пр. просто их потеряли. Которые вложили - тоже потеряли. И десятки миллионов легковерных людей остались без ничего. Найти эти компании, которые собрали ваучеры и использовали по сговору с государством, на сегодняшний день не представляется возможным. Да никто и не ищет. А многие люди года три - пять поискали, да и махнули рукой. В суд не подашь. Вкладывал добровольно. Никто не учитывает низкий экономический совершенно не рыночный уровень бывшего советского человека. Одним из лидеров по обману владельцев ваучеров был и остается "Гермес Союз" . Следы этой организации спрятаны через многократное переименование. В интернете полемика, сотни людей ищут следы своего "состояния", как это называли "Чубайсы". Отдавали по неопытности и по своей доброй воле эти ваучеры аферистам, все еще чувствуя и надеясь, что это государственные дела, здесь не обманут. Конечно, ваучеры не имеющие своей принадлежности, в своей стоимости, не учитывающей заслуг каждого в создании материальных благ бывшего СССР - фикция чистой воды. Не были именными. А, ведь можно было учесть и производственный стаж человека, и его последнюю должность, и среднемесячный заработок за последние годы, и многие другие факторы, и сделать ваучер именным, наследуемым и растущим не зависимо от его сроков реализации. Оценить все факторы в международной твердой валюте, или эквиваленте, и стоимость разведанных запасов полезных ископаемых государства с подушным распределением сроком на сто-двести лет, учтя прирост населения, и т. д. Ваучер младенца сделать исходным по стоимости. Сделать государственной ценной бумагой с отнесением ее возможной реализации, опять же через государственные банки или аукционы на определенное, расчетное время. В годах, если была надежда, что вновь обретенная государственная формация выживет. Всеобщего обнищания не произошло бы. Только за это прямое воровство должны сидеть и крепко, пожизненно сидеть все причастные, всем кабинетом, кто решал эти вопросы столь безответственно. Хотя, члены тогдашнего кабинета в накладе не остались, и сейчас, через полтора десятилетия никто из них не бедствует. Материально. Можно привести примеры. По фамильно, по алфавиту. Но не эта цель данного произведения. Будем их приводить и упоминать в процессе написания. Губительное для народных масс дело сделано. Возвращения нет.
А крестьянские земельные наделы? Вконец разорили сельскохозяйственных рабочих - крестьян, которым должно принадлежать и земля и основные фонды. Основные фонды разворованы и распроданы нечестными людьми, а крестьяне в своей массе, даже сегодня , в 2009 году не знают, что и где им принадлежит. Земельные наделы не наделялись. И пригородная земля сельхозпредприятий распродается хваткими и нечестными чиновниками. Люди, которым эта земля принадлежит по праву, часто не знают, что их наделы уже проданы, на них размещены коттеджи богатеев - горожан. Уплачены многотысячные взятки, вложены в коттеджное строительство наворованные миллионы. А отдаленные от городов хозяйства разорены , обеднены и воспользоваться землей и сельскохозяйственными строениями былых времен нет никакой возможности. И индивидуальных сил и средств не хватает.
Тому сотни свидетельств, но достаточно одного, когда жена большого государственного человека скупила десятки обедневших хозяйств в Белгородской области, вместе с землями и крестьянами (читай - крепостными). И перешла дорогу другим финансовым, довольно скрытым магнатам - чиновнику от МИДа и его сыну, которые владеют рудником в тех же районах, но владелица земли не разрешила им провести дорогу для вывоза руды через "свои" земли. Конфликт. Факт исторический. Конечно, ее муж ничего об этом не знает и не знал.
Подобное творится во многих губерниях и губернских городах. Некоторые, действительно, на волне развития бизнеса новоявленных хозяев улучшат свои жизненные условия. Но несравнимо с личным владением.
Бюрократические препятствия настолько усложнили получение своих земельных наделов, что, явно, преследуют цели, не допускающие крестьян к их земле. И получить землю, и распоряжаться ею в настоящей обстановке невозможно. Крестьяне, не знакомые с мытарствами "справочно - бюрократических" порядков уже после попытки получения второй - третьей справки теряют надежду на дальнейший успех. Все против Человека!. А чего стоят те требуемые инстанциями оплаты и предоплаты перед межеванием! И землемерам, и инвентарь бюро, и кадастровым, и пр. И везде очереди и хорошо отрепетированные сомнения чиновников в справедливости надежд бедного человека. Не проще ли было бы , как в старину - собрать крестьян, вывезти в поле, провести межевание и постфактум назначить оплату при или после получения свидетельства о собственности на землю? Табличку с фамилией. Глубокую межу. Предварительно определить законность притязаний каждого. Не сложно в условиях одной отдельно взятой сельхозартели. Все хорошо знали перед началом раздела колхозной и совхозной собственности, что у сельского населения, практически, нет накоплений. Свидетельства на руках, причитающуюся оплату - в рассрочку. На несколько лет. Государство не обеднеет, только выиграет. И порядок действий при передаче земельного надела в аренду. Никто не заинтересован заниматься ЧЕЛОВЕКОМ и его проблемами. И вопросы передачи земельных наделов в аренду и оплата этой аренды в настоящее время чрезвычайно сложны. Во многих местах арендаторы скатились до мелкой натуроплаты фактическим владельцам наделов. Люди довольны и этому, если удалось сдать в аренду свой участок. Хоть будет чем прокормить курочек, или, даже, коровку. А не хочешь - не надо...
Не лучше в бывших союзных республиках.
Отъем земли и другой собственности сельхозпредприятий провели так, что это сразу снизило и эффективность сельского хозяйства, и возможности им заниматься. Здесь исключением является только одна Беларусь, которая не стала менять установившийся порядок при Советской власти, и это дало возможность не снижать ни урожайность, ни эффективность, ни качество жизни крестьян.
В нашем анализе начнем со стран бывшего социалистического лагеря. Народной демократии. Ограниченно самостоятельных и до развала Союза.
Польша. Здесь ход реформ был самым успешным. Все обусловлено тем, что и при социализме здесь преобладало сельское хозяйство . Только тридцать процентов земли было в общественном пользовании, остальной землей владели частники, фермеры. Валовой внутренний продукт в Польше показал устойчивый рост. Но и это положение , когда получены большие дотации, когда крестьяне получили "компенсацию" в связи с переходом к рыночной системе, прощены долги перед западом, а 20% земли перестало обрабатываться, сельхозпроизводство упало более, чем на 15%. При этом дефицита товаров в торговле не ощущается и все это в связи с крайне низкой покупательской способностью, в особенности все увеличивается нищета сельского населения.
Следует отметить, что Европейский Союз планирует, и уже приступил к осуществлению своих планов, из существующих 2,1 миллиона крестьянских хозяйств ликвидировать 1,7 миллиона. Присоединение Польши к ЕС привело к ликвидации 80% крестьянских хозяйств. Это земли планируется присоединить к более экономически крепким западным "латифундиям". Крестьяне стали обрабатывать свою бывшую землю.
Венгрия. Это в период Народной демократии наиболее развитая страна с большим потенциалом экспорта сельскохозяйственной продукции на Европейском континенте. Здесь производилось самое большое количество мяса на душу населения. В Мире. Считается, что во времена Яноша Кадара этот период был самым счастливым в истории венгерского народа. И около Венгрии кормились многие страны Европы. Овощные консервы, товары мясной промышленности, фрукты. Это имели в магазинах и жители СССР.
Поспешное преобразование сельского хозяйства с 1992 года резко снизило темпы производства, произошел полноценный развал сельхоз производства, резко уменьшился объем производства основных культур. Уже с 1992 года падение производства основных для Венгрии культур упало от 32 до 50%.
Недостаток кормов. Уменьшение поголовья скота. И сегодня бывший экспортер мяса стал постоянным импортером. Очень раздроблены фермерские хозяйства, в некоторых районах величина хозяйства составляет 0, 2 га. Только 2, 4% хозяйств может похвалиться площадью, превышающей 10 га.
Жизнь в стране стала дороже в 25 - 30 раз, за последнее десятилетие, а заработная плата увеличилась в 4 раза.
Все признаки обнищания коренного населения. И здесь планы ЕС предусматривают из 770 тысяч семейных хозяйств сделать 90 тысяч и страну экспортера превратить в устойчивого потребителя - импортера.
Чехословакия. 21 мая 1991 года принят для Чехии и Словакии Закон "О регулировании имущественных отношений применительно к земле и иной сельскохозяйственной деятельности". Разгосударствление, реприватизация конфискованных в послевоенное время земель и приватизация, внутренняя, сельхозугодий и имущества сельхозкооперативов.
Падение товарного продукта в ближайшие два года достигло 12%. В 1990 году прибыль была 13, 5 миллиардов крон и превратилась в 21 миллиард убытков.
Отделение Словакии. Повсеместная безработица. Попытки приграничных жителей устроиться на работу в соседних Австрии и Германии. И каждое утро, обретшие свои рабочие места вынуждены ездить на работу в другое государство. Это рабочие промышленности. А что же, крестьяне?
Пошла мода на сдачу своих земельных наделов голландским производителям сельхозпродукции. Приходится работать на своей земле у голландских арендаторов и делать им прибыль. И голландские продовольственные товары, произведенные в Чехии, продаются здесь же, но, уже по демпинговым ценам. С лейблом Голландии.
Болгария. В общем, в восьмидесятых Болгария процветала. Мощный агропромышленный сектор. Мощные электронные промышленные предприятия дали возможность для СЭВ изготавливать самое большее количество востребованных компьютеров.
Реформы в сельском хозяйстве определены законом 1991 года "О собственности и использовании сельскохозяйственных земель". Максимальная приватизация земли под неотступным патронажем Запада.
Выпуск сельхозпродукции в результате реформ снизился в 1,5 раза. Наибольшее падение в производстве промышленных культур - зерна, табака, винограда, фруктов - в 2,5 раза, а сахарной свеклы - в 18 раз. В три раза уменьшилось поголовье сельскохозяйственных животных.
В одном из изданий очевидец описывает свои впечатления от сегодняшнего болгарского села: " Я видел результаты бомбардировок Югославии силами НАТО. В Болгарии я видел останки кооперативных ферм с проваленными крышами, провинциальные полуразрушенные вокзалы, заросшие бурьяном заводы. И если чисто визуально сравнить разрушения там и здесь, если сравнить количество руин, то кажется, что НАТО ошиблось и вместо Югославии разбомбило Болгарию".
ГДР. Очень поучителен опыт для всех постсоветских стран опыт Бывшей Германской Демократической Республики. Они сельхозкооперативы преобразовали в коммерческие производственные структуры рыночного типа с теми же задачами, что и при Социализме. Эти хозяйства успешно конкурируют с фермерами из западной части Германии. Рационально рассчитана себестоимость продукции и доля участия каждого с соответствующей платой. Население не бедствует.
А страны бывшего СССР?
Мы начнем с республик Прибалтики.
Старшее поколение помнит, что при Советской власти в Прибалтике уровень жизни был в значительной степени выше, чем на остальной части СССР.
В довоенной Литве , в 1940 году надои молока на корову составляли 1400 литров. 11 центнеров зерна с гектара, всего на территории государства едва насчитывалось 500 тракторов.
В советские времена проведена работа по строительству современных животноводческих комплексов, проведено осушение болот, проведена большая работа по подготовке кадров.
Результаты. В производстве зерна на душу населения Литва опередила Англию, Италию, Германию. Надои молока достигли 3810 литров на одну дойную корову. Созданные колхозы и совхозы себя оправдали в полной мере.
Что сегодня? Поголовье коров снизилось в два раза ( с 84, 5 тыс голов до 49 тыс). Общее производство молока, соответственно с 32миллионов литров снизилось до 15,5 миллиона литров в год. Заброшена почти половина пашни, фермеры дают лишь 75 % продукции от производившейся ранее. Однако, В связи с уменьшением потребности в зерновых культурах для кормов животных Литва имеет возможность некоторое количество его продавать.
Быстрыми темпами отчуждаются Литовские земли в пользу иностранных сельхозпроизводителей.
Латвия. Еще свежа память среднего возраста жителей России, когда население предпочитало молочные продукты Латвийского производства.
В Риге сегодня делается более 60% ВВП. Остальное - приходится на сельское хозяйство и периферийные предприятия, транспорт. Капиталистические отношения, в том числе и с Евросоюзом, улучшения и облегчения не принесли. Для вступления в Евросоюз надо было соответствовать. Многим предпринимателям удалось наладить производство.
Сельское хозяйство в Латвии, которая собиралась "завалить Европу беконом" находится в неблагополучном, даже плохом состоянии. Это наряду с мировым экономическим кризисом можно квалифицировать, как сельскохозяйственный кризис. По многим показателям производство крестьянских хозяйств сократилось в 3 - 4 раза по сравнению с 1990 годом. Сельское хозяйство на сегодняшний день убыточно.
Эстония. В средине 70-х годов две трети сельхозпроизводства давало животноводство. Треть приходилась на зерновые, которые в большей степени шли на корм скоту. Понятно и результаты.
На сегодняшний день сельское хозяйство - самый отсталый сектор экономики. Эстонские крестьяне в условиях мировых цен на энергоносители конкуренции с западными производствами не выдерживают. Пришло новое веяние, продажа земель европейцам. Как теперь эстонцы называют: "ушли оккупанты, пришли покупанты". Уже несколько лет Эстония по рекомендации ЕС не выращивает зерно и полностью перешла на импорт. Из ближайшей Ленинградской области.
Обострились разногласия между прибалтийскими государствами - бывшими республиками СССР. Свои вопросы. Личные разногласия политиков.
А крестьянство нищает. Молодежь мигрирует в города.
Наиболее успешными среди бывших Советских республик в области приватизации оказались , в силу наиболее последовательных государственных политик в этой области , именно прибалтийские вновь родившиеся государства. Первенство в неспешном приватизационном процессе через несколько лет, позволивших провести анализ, оказалось за Эстонией. Здесь была самая последовательная политика в вопросах приватизации и самая бескомпромиссная законодательная база в вопросах банкротства госпредприятий. Государственная помощь предприятиям, терпящим банкротство, полностью исключалась. Долги не списывались, кредиты не предоставлялись, усилия государства были направлены на скорейшее отыскание иностранных предпринимателей, готовых выкупить обанкротившиеся заводы или фабрики, в то же время было закономерное стремление оставлять контрольный пакет за эстонской стороной. Правда, этот момент соблюсти удавалось не всякий раз. В первое время предпочтения отдавались коллективам предприятий, но после создания приватизационного агентства наибольшее благоприятствование стали отдавать иностранцам, готовым вложить в развитие свои средства. Условием продажи предприятий в иностранные руки всякий раз было сохранение и преумножение кадров с другими социальными условиями, вплоть до организации обучения старых работников. И иностранцы вложили приличные средства в модернизацию устаревших производств, а, значит, экономики в целом.
Еще при советской власти, на волне перестройки, в Эстонии распространилась практика создания малых предприятий на базе цехов или участков базовых производств и это в дальнейшем зачастую стало базой для овладения и приватизации коллективами этих малых предприятий производства в целом.
В 1998 году в Эстонии было приватизировано более 480 крупных предприятий, где работали около 60 тысяч рабочих, а в результате реализации, преимущественно иностранным компаниям, Эстония получила приличные деньги, позволившие заниматься социальными программами, и это снимало напряженность в обществе, в те, не легкие для всех бывших республик времена.
Латвия приватизировалась почти по эстонскому образцу, но темпы были иными, более медленными, хотя, Латвия первой, еще в период перестройки стала проводить приватизацию мелких производств в области пищевой, торговли, сферы обслуживания. И уже к моменту создания приватизационного агентства этот сектор был в частных руках. Очень положительным моментом было то, что была проведена оценка всего государственного имущества, земля, леса, инфраструктура и по определенной схеме и показателям все это богатство было распределено в виде сертификатов между членами общества - населением Латвии. Распределено было сертификатов почти на 6 миллиардов долларов. Ваучеры именные. Делалось не спеша. Больших промышленных предприятий у Латвии было в разы больше, чем в Эстонии, но иностранцам досталось не более 30%. Остальное - народное. Своего народа. Сроки действия и действительности приватизационных сертификатов постоянно продлеваются. Не успевшие их вложить не рискуют их потерять.
В Литве приватизация несколько отличалась от Латвии и Эстонии. Сначала, на первых порах в приватизацию вошло то, что представляет собой сферу обслуживания и торговли. Потом взялись за тех, кто обеспечивает сферу обслуживания, а именно, легкую и пищевую промышленность. Потом оборудование для этих отраслей промышленности. Такая стадийность, конечно, потребовала большого времени, но сказалась благотворно на внутреннем климате страны и социальном состоянии.
Приватизационные чеки были разработаны и выдавались в индивидуальном порядке и в них были учтены возможности коллективного приобретения в собственность промышленности и всех его отраслей. Был зеркально, почти, повторен опыт оценки и выдачи чеков в Латвии. Абсолютное число работников предприятий сегодня имеет в своих заводах и фабриках реальную с определенной стоимостью долю.
Процесс разгосударствления прошел довольно быстро, и, к концу 1994 года был в основном, завершен. Остаточную цену промышленности вполне легально и , не ущемляя интересов трудящихся, приобрели или приобретают иностранные инвесторы, привнося в промышленность передовой опыт и технологию передовых стран запада.
В Литве имеется возможность продавать и покупать пай каждого работника и на сегодня все больше увеличивается количество рабочих и служащих, не имеющих своего пая в предприятии и , наоборот, лиц, имеющих несколько паев. Это говорит о неизбежной тенденции концентрации капитала.
Создавшееся количество собственников в значительной степени отличает Литву от Латвии и Эстонии и в корне отличает от России, которая целенаправленно в определенный момент сделала руками "младореформаторов" ставку на поголовное обнищание масс. Возвращаться в исходное состояние гордость и нежелание признания своих ошибок не позволяет.
Украина. В советские времена большинство колхозов и совхозов процветало. Прочно бытовало мнение, что Украина кормит Советское государство.
После получения независимости "Нэзалэжности" наступила катастрофическая эра в сельском хозяйстве. Производство продуктов питания снизилось в два раза и уже для прокорма жителей самой Украины является недостаточным. Частные и кооперативные предприятия в сельском хозяйстве занимают 97% всех сельхозугодий. В последние годы зафиксирован резкий спад в растениеводстве и животноводстве. Многие села едва могут прокормить себя. С 2000 года идет бурное инвестирование в Украину со стороны Российских предпринимателей. Этот процесс в последние два года значительно снизился. Появилась очень политизированная политика сдерживания.
Бедственное положение в сельском хозяйстве на Западе Украины. Многие владельцы земли не в состоянии ее обрабатывать. Необработанные поля во Львовской, Волынской, Дрогобычской и других западных областях являют собой печальную картину. Механизмов для обработки земли у крестьян нет, и перспектив на появление не предвидится. Передавать землю в аренду некому. Политики, по инерции своего мышления, стараются убедить народ в том, что все беды - от бывшей двадцать лет тому назад "Влады Советов".
Собственность из под контроля государства (приватизация) на Украине (Мы говорим -на Украине, а не как сегодня стало модным -"в Украине", хорошо памятуя Т.Г.Шевченко "На Вкрайини мылий") началась с принятием закона "Об индивидуальной трудовой деятельности", еще при советской власти в 1986 году, здесь же и закон "О кооперации в СССР" двумя годами позже. И начал развиваться мелкий частный бизнес. Правда, На Украине, а потом и по всему Союзу кооперативы начали использоваться криминальными элементами для возможностей вывода активов из государственного сектора. К 90 году это криминальное направление "развития" приняло необозримые размеры, с которыми уже справляться государство никак не могло. И не смогло на всей постсоветской территории.
На Украине приватизация проходила многоэтапно, многослойно не понятно для жителей этой страны, но набор решений и документов на сей счет впечатляет. Все началось в 1992 году с июньского закона " О приватизации государственного жилищного фонда".
В 1994 году указ Президента Украины Љ 56 "О единой системе органов приватизации в Украине". Главный орган - Фонд государственного имущества Украины. Объявлены восемь схем приватизации, начиная от выкупа малых предприятий, где собственниками становились товарищества, образованные трудящимися этих предприятий, и до продажи крупных организаций и предприятий с отсрочкой выкупа и продажей акций открытых акционерных обществ.
Придуманы и запущены имущественные сертификаты , которые получили все граждане Украины, но стоимость этих сертификатов ничем не была гарантирована и на местах оценивалась по - разному, в зависимости от стоимости приватизируемых основных фондов и руководства предприятий и соответствующих министерств. Сертификаты менялись на акции.
Ограничительной мерой было образование обществ покупателей предприятия, в которые должно было входить не менее 50% всех работающих.
Граждане, не задействованные в сфере производства не имели возможности использовать свои сертификаты.
К 1997 году в частные руки перешло более 70% предприятий торговли, общественного обслуживания и питания.
В 1995 году введены именные приватизационные имущественные сертификаты, ими как правило, владели лица не сумевшие использовать свои первичные приватизационные сертификаты, в основном, лица не производственной сферы деятельности.
Указ от 1993 года " О корпоратизации предприятий", которым крупные и средние промышленные предприятия акционировались, себя исчерпал к 1999 году и с этого момента приватизация продолжалась исключительно за деньги.
Уже весной 2005 года началась активная компания по возврату незаконно приватизированных активов в государственную собственность. Борьба ведется и по сей день.
Казахстан. 40% продукции государства составляет сельскохозяйственная. И сам Казахстан считается аграрно - индустриальной страной. Уровень упадка сельского хозяйства таков, что его производство дает около 50% от уровня Советских времен.
Внесение удобрений на гектар уменьшилось в двадцать раз. Машино - тракторный парк обветшал за два десятилетия с Горбачевских времен и нуждается в пополнении и замене. Проблемы с поддержанием в рабочем состоянии орошаемых земель и их обеспечением водой в Павлодарской и Карагандинской областях. Большие. Крестьянство Казахстана выживает.
Назревает конфликт с Узбекистаном, который носит чисто сельскохозяйственную основу, и все из-за недостатка земли в Узбекистане и излишков ее в Казахстане.
Однако, следует заметить, что общий экономический потенциал государства и его динамичное развитие стоит на голову выше любой другой бывшей союзной республики. Сдержанная и много раз рассчитанная экономическая политика. Несмотря на недостатки.
Процесс приватизации и разгосударствления в Казахстане проходил в четыре логических этапа, которые были социальным и политическим продолжением предыдущего.
Первый этап 1991 - 1992 годы начался акционированием большинства предприятий. Все зависело от воли коллектива, его инициативного решения и заявления и госорганы принимали решение только после подачи такого заявления. Решения принимались без проволочек, быстро , но за время означенного этапа приватизировано всего 4770 объектов, из них 472 совхоза , переданных в коллективную собственность.
Этот этап положил начало формированию в стране частной собственности.
Второй этап 1993 - 1995 годы дал возможность создания единой системы управления приватизацией агропромышленного комплекса. За два года способом аукционной и конкурсной продажей объектов торговли и бытового обслуживания , а также небольших промышленных предприятий численностью до 200 человек реализовано более 6000 объектов. Начата массовая приватизация предприятий численностью более 200 и до 5000 человек. Таких крупных предприятий реализовано более 400. В рамках этого этапа приватизировано и продано 1967 предприятий агропромышленного комплекса. И это уже составило 93% всех объектов АПК.
Третий этап 1996 - 1998 годы стал определяющим для программ приватизации энергетики и нефтегазовой отрасли. И все это с учетом интересов местных и центральных органов.
В результате реализации третьего этапа было приватизировано 14686 объектов государственной собственности. Участвовал иностранный капитал. Привлекались квалифицированные консультанты. Использован опыт и научные разработки отечественной науки, особенности национального менталитета и кадров. Тем самым подтверждалась правильность выбранного курса на многостадийность неспешной приватизации.
Четвертый этап 1999 - 2000 годы. Разделение государственной собственности на государственную и республиканскую. Разделение на Алматы и Астаны и их функций. Обеспечение финансовой самостоятельности регионов. Разобрались с государственными пакетами акций и их долями в 953 акционерных обществах В этот период было продано 6688 объектов государственной собственности. Одобрена концепция управления государственным имуществом и результаты работы по приватизации за истекшие восемь лет.
В 2003 году принят Закон Республики Казахстан "О государственном мониторинге собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение".
Через аукционы в 1995 году продано наибольшее количество предприятий. Аукционы проводились по английскому методу - с повышением цены после каждого предложения.
Доходы от приватизации за все годы составили 334 миллиарда 216 миллионов теньге, в том числе 68 млрд. 54 миллиона перечислено в Национальный Фонд Республики Казахстан.
Процесс приватизации в Казахстане оказался самым удачным из всех бывших республик СССР и в настоящее время приносит положительные плоды.
Таджикистан. Бедность - самая острая проблема государства. Принято считать, что причиной бедности является распад СССР, падение потенциала экономики во всех вновь образованных странах, что привело к распаду и развалу предприятий промышленности, сельского хозяйства, падению заработных плат и прочим сложностям, не говоря уже о природных погодных условиях, влияющих на урожайность.
Всемирный банк к которому неоднократно обращается правительство Таджикистана , сделал основной вывод - низкое качество управления неэффективность мер, принимаемых руководством к преодолению существующих проблем.
Фактический уровень безработицы превышает более 21%, соответственно в городах этот уровень выше. Наибольшее количество безработных - это молодежь, более 60% . В сельской местности проживает более 70% населения, избыточно аграрное население продолжает увеличиваться, спрос на труд уменьшается, явно преобладает относительное перенаселение.
Доходы на душу населения продолжают уменьшаться. И это при кажущейся активизации промышленного производства. Официальных данных о прожиточном минимуме в стране нет, Хотя, считается , что чертой бедности является уровень дохода 2,15 долларов в день на человека. Это с корректировкой на покупательскую способность по регионам страны.
Рост сельского населения ухудшает возможности доступа к ресурсам, т.к. 93% государства занимают горы и только 7% пригодны для проживания. У большинства населения способом выживания является сельское, почти натуральное хозяйство. В политике Таджикистана имеется положение о социальных выплатах безработным, но эти суммы составляют не более 2 долларов в месяц на человека. Средняя заработная плата не превышает 20 долларов в месяц. Главным способом материального обеспечения длительное время остается отъезд наиболее трудоспособного числа населения в другие государства на заработки. Создавшееся в Таджикистане положение буквально выталкивает трудоспособное население за пределы страны и склоняет целые районы к миграции и эмиграции. К эмиграции склонно и ее осуществило в большинстве, более чем 90% всего русскоязычного населения различных национальностей - русских, украинцев, еврее, татар, немцев. Всего на настоящее время русскоязычных осталось около 1, 1 % от наличия до развала СССР. Главными адресами эмиграции явились Россия, Узбекистан, Украина, Казахстан. И другие государства.
В Таджикистане по меркам других бывших республик СССР приватизация не проводилась, было только название, имитация после гражданской войны, видимость. Ваучеры выдавались только гражданам, работавшим с 1994 по 1995 год и только на сумму не выплаченной заработной платы. Очень своеобразно. Проведена "конверсия", суммы не выплаченной заработной платы уменьшали в 1400 раз в новых таджикских платежных единицах "Рублы". Таджикское население в результате этой конверсии было лишено всех своих сбережений и, практически не имело на ваучерных бумагах никаких реальных сумм. Резкое обнищание масс. В приватизации разрешено было участвовать иностранным инвесторам, предприятия скупались за бесценок, многие продавались потом в розницу - по отдельному станку, механизму, помещению, что дало нечестным собственникам разовую высокую прибыль, иногда до 500%. Госимущество тоже распродавалось. Находились покупатели, тем более, что первичная оценка была в ценах 2002 года, иногда снижалась до уровня 1998 года.
В правительстве и руководстве Госимущества считается, что приватизация прошла успешно. Обеднело государство, обеднели народные массы. Катастрофически.
Молдавия. Сельхозугодья занимают 75% территории. Здесь в сельском хозяйстве занято 45% населения.
Из года в год сокращаются земли, на которых ранее произрастали определенные культуры. Объем табачной продукции упал более, чем на 40%, картофеля - на 15%, овощей - на 10% , сахарной свеклы - на 17%, производство всех видов консервированной продукции упало почти на 30%. В крайне тяжелом положении находятся предприятия животноводства. В 2004 году Парламент Молдавии решил заморозить долги свиноферм по внешним кредитам до 2007 года, декабря месяца. Эти кредиты были предоставлены Всемирным банком и по ним начались поэтапные выплаты в 2008 году. А свиноводство не поднялось. На сегодня, средину 2009года положение в Молдавском государстве не улучшилось. Тысячи граждан Молдавской республики разъехались по территории России , согласные на любую работу, в надежде на заработки и возможность содержать свои семьи.
Наряду с гастарбайтерами из Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Киргизии эти люди работают грузчиками, уборщиками, дворниками, просто разнорабочими и это их единственные заработки. Каждый третий гражданин Молдавии едет на заработки за границу. Самый сильный показатель обнищания народа. В последнее время нелегальные рабочие из бывших республик СССР трудятся на стройках, где легче легализовать себя.
По данным банковской системы Молдавии только за январь 2009 года работающие граждане за рубежом отправили на родину через банки 64, 8 миллиона долларов, что несколько ниже прошлогодних показателей. Такие вливания в экономику Молдовы продолжаются с поправкой на мировой кризис.
Но и в России кризис. И всем плохо. И гастарбайтерам. Хотя, легче, чем на родине. Иногда целые рынки заполнены продавцами - гастарбайтерами из Молдовы и их хозяева, владельцы ларьков и торговых мест - выходцы из Азербайджана. Эти заполонили Московскую и в других центральных городах торговлю, женятся на русских местных дурочках. Всем понятно - временно. Гражданство получают без задержек. Стоят, сидят на рынках в сторонке, следят за своими , почти рабами. Из Молдавии и Таджикистана.
Земельный кодекс в республике принят в декабре 1991 года. С Этого и начались процессы приватизации сельскохозяйственных предприятий в Молдавии. Однако, программа осуществления передачи земли в частные руки не была разработана и каждый небольшой начальник воротил, что хотел, это привело к хаотичному разложению и распаду сельхозпредприятий. Некоторые были ретивы. Благо, что на периферии распад колхозов и совхозов не произошел в следствии ожидания "директив" сверху. А их не было, что спасло значительное количество хозяйств с налаженным циклом.
В местах, где все таки взялись за распределение земли частникам, крестьяне получали небольшие клочки по 10 - 15 соток в 7 - 10 местах, что стало препятствием для серьезного земледелия. Юг и Север не изменили старым порядкам и работали без вмешательства сверху и это на первых порах давало положительные результаты , незначительно отличавшиеся от Советских времен.
Все - же урожайность в целом по республике упала до времен сороковых годов. Уничтожено свиноводство, общественное молочное производство, хозяйства стали во многих местах банкротами. Росли долги перед государством.
К началу 1992 года в сельском хозяйстве действовало 389 госпредприятий, 600 колхозов, 53 межхозяйственных предприятий. В начале 2000 года структура сельского хозяйства имела 120 госпредприятий, 20 межхозяйственных предприятий, 540 кооперативов, 60 обществ с ограниченной ответственностью, 310 ассоциаций крестьянских хозяйств и около 83 тысяч фермерских хозяйств. Осуществлялась программа, подготовленная Министерством приватизации в тесном содружестве с консультантами из США. Изобрели законодательство в области сельхоз приватизации под названием "Пэмынт" - земля. Программа утверждена Постановлением Правительства республики Молдова 12 октября 1998 года. Предусматривалось приватизировать 600 колхозов. Программа рассчитана была на пять этапов. Предусмотрены различные правовые формы, как коллективные, так и индивидуальные.
К ним относятся : Индивидуальные предприятия, Объединения на основе договора о совместной деятельности, Фермерское хозяйство, Производственный кооператив, Производственно - потребительский кооператив, ООО - Общество с ограниченной ответственностью, Акционерное общество, Полное и коммандитное товарищества.
Создана законодательная база, предусматривающая положения, инструкции и рекомендации, которые здесь приводить нецелесообразно.
В результате приватизации земли среднемесячная заработная плата сельскохозяйственного работника достигла 130 - 150 лей, что соответствует 120 буханкам хлеба или 30 килограммам риса. И составляет около 25% от минимальной потребительской корзины . Выплачивается с большими опозданиями.
За последнее время резко сократилось потребление основных продуктов питания. Отмечен рост заболеваемости от негативных социальных явлений. Динамика производства основных видов сельскохозяйственной продукции показывает небольшой рост только в области зеноводства. Выход подсолнечника по республике сократился на 50%, сахарной свеклы - в два раза, картофеля - в два раза, овощей - в два раза, винограда - в три раза, мясо животных - почти в пять раз уменьшение, молоко - в три раза, яйца - в два раза. Все это не может не сказаться на благосостоянии народа в целом.
Белоруссия. Уровень падения в промышленности и сельском хозяйстве наблюдался в первые годы после перестройки. Однако период спада быстро прошел и это сегодня единственная страна из бывших республик, которая себя надежно кормит и в значительной доле экспортирует. Падение продолжалось до 1995 года. Потом пошел подъем. Здесь сумели сохранить совхозы и колхозы, имевшуюся технику, в значительной доле обновили. Под руководством, как в различных странах принимают, бессменного Лукашенко были свернуты программы реформ в сельском хозяйстве. Старые формы хозяйствования себя оправдывают.
На сегодняшний день по различным видам сельскохозяйственного производства продуктов Белоруссия производит от 30 до 70% больше, чем в Латвии.
Объемами приватизации в Белоруссии вполне можно пренебречь.
Из интервью президента Белоруссии А.Г.Лукашенко корреспондентам Известий 5.06.2009 г.
- Слава Богу, что меня президентом избрали, мы многое, что я изучал до президентства, притащили из Китая сюда. И сделали лучше, чем у них. Они признают это. Мы сделали социально ориентированную экономику. И из рынка мы взяли самое главное - конкуренцию. Конкуренция при любой экономике нормальна. Мы же шли вашим путем, и мне пришлось этот корабль разворачивать. Тогда же у власти были Чубайсы, Гайдары... Я всех их пережил. Долбали меня, чем попало. Почему? Потому, что я другую модель выбрал. И в этом соревновании этих моделей в жесточайшей драке с нашими родными россиянами мы выиграли.
... Я вам просто, как экономист покажу ситуацию. Сколько у вас молоко стоит? Допустим 10 рублей. Это от коровы до прилавка. У вас крестьянин в этой цене из 10 рублей получает 20% . У нас крестьянин получает 45 - 50 %. Сделайте так, И не надо никакой поддержки. Крестьяне будут держать коров, доить, быков на мясо откармливать. У вас же перевернуто все наоборот. А зерно? Вы часто хвастаетесь, что экспортируете. Так у вас же скота нет. Зерно должно быть скормлено на молоко, мясо, а излишки можно экспортировать. Конечно, если не вскармливать скотину, будешь экспортировать.
Анализ положения в различных новых и бывших демократических государствах, показывает, что лишь в Белоруссии и бывшей ГДР (госхозы) сохранились старые, опробованные при советской власти, сельскохозяйственные структуры, и только эти два постсоветских государства успешны на фронте сельского хозяйства.
Несмотря на все разрекламированные реформы ни в одной стране социализма в Европе не удалось превзойти показатели в сельском хозяйстве, которые были достигнуты в социалистический период.
И в качестве вывода следует понять, что не так плохо было организовано хозяйствование, в том числе и на селе в советский период. Теории рынка и капитализма, скорей всего, устарели по отношению к общинной и кооперативной формам хозяйствования. К этому привела тысячелетняя история Руси. Люди должны объединять свои возможности и усилия, пока не придут большие капиталы каждому члену общества и он сможет быть хозяином и руководителем своего большого хозяйства.
А знаете хозяйственное образование в Израиле "Кибуц"? Те же колхозы, но с новым пониманием распределения по труду.
Но вернемся к нашей теме о бедности. Откуда бедность у сельского жителя нам понятно. От вмешательства извне, от реформ. Но никогда в истории человечества не было положения, чтобы крестьянин не мог сводить концы с концами , имея приусадебный участок и домашних животных и назывался бедняком. Исключение - семидневная барщина при крепостном праве.
А как остальные члены сегодняшнего общества?
В мире есть несколько политических и религиозных установок к пониманию бедности.
Если культура крестьянского общинного хозяйства и русская православная философия исходят из понятия, что бедность - это зло и порождение несправедливости, что полностью совпадает с принципами и учениями о справедливом обществе, о стремлении к общинному коммунизму, то протестантское направление политической и религиозной философии всегда отличалось пониманием того, что "бедные не угодны богу".
Мы будем исходить из того, что бедность, это характеристика уровня жизни, возможностей потребления, возможности реализовать основные потребности в еде, одежде и других социальных, культурных и физиологических потребностях.
В экономической и социологической науках до сих пор нет определения и квалификации бедности. Но в Российской социологической науке принято рассматривать прожиточный минимум, определяющий потребности человека в продуктах питания, товары не продовольственного назначения, оплату услуг, обязательных платежей, налогов по основным социальным группам : трудоспособное население, пенсионеры, дети.
Бедность классифицируют по следующим концепциям: абсолютная, относительная, депривационная и субъективная.
- Абсолютная концепция является официальной в Российской федерации. Согласно этой концепции материальная помощь должна оказываться для поддержания уровня жизни малоимущих семей и граждан, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.
- Относительная концепция бедности исходит из сопоставления доходов домохозяйств не с прожиточным минимумом, а со средним доходом хозяйства по стране. В Европе домохозяйство считается бедным, если оно имеет доход ниже 50% среднего по стране.
- Депривационная концепция бедности зиждется на отклонениях от преобладающих в данном обществе стандартов. Определяется базовый список деприваций т.е. лишений. Строится график лишений, и по списку их, этих лишений определяется, какие лишения ассоциируются с бедностью . Такими могут быть элементарные предметы быта, питания, гигиены. Чем выше , или больше список лишений в хозяйстве, тем больше вероятность отнесения его к бедным.
Субъективная концепция исходит из понятия, какие нужны в семье средства, чтобы не быть бедными.
Многие семьи, пройдя путь лишений в Советской перестроечной действительности, считает, что наличие средств на питание и повседневные траты на жилье и есть отсутствие бедности. Мировая практика, Европейские подходы к данному вопросу относят такие семьи к категории бедных.
Другие, существующие концепции и системы определения уровня бедности и достатка в данном труде не имеет смысла рассматривать
Писание сие рассчитано на широкий круг читателей, не специалистов в области политики и социологии.
Если экономика страны много лет имеет низкий ВВП с низкими темпами роста, бедность становится элементом экономической культуры. Бедность наследуется поколениями. И это уже "генетический фактор".
Государство в таких устойчивых условиях формирует общество, развивается таким образом, что бедность - обязательный компонент.
Бедность, как норма поведения проявляется:
- Ориентация на выживание, а не на развитие и накопление
- Отсутствуют осознания связей между экономическими затратами и результатами. В период экономического застоя население не может ни под каким видом и действиями поднять свой уровень жизни. А, тем более при мировом кризисе.
- Нарушение правовых и моральных норм в бедных странах - одни из немногих "надежных" способов обогащения.
- Бедные люди не планируют далеких перспектив своей и своих детей жизни и принимают только сиюминутные экономические решения.
- Абсолютное число бедняков отрицательно относятся к богатству и предпринимательству. Считают предпринимательскую деятельность низкой, аморальной. И следствием становится высокая степень криминализации бизнеса (предпринимательства). Стоит вспомнить Советские времена, когда каждый торговый работник пользовался пренебрежительным отношением к себе со стороны членов общества, "торгаш, или торговка" считались низшим слоем социалистического строя. В народе.
Становится понятным, что общество с такими качествами и психологией не может резко перейти к быстрому экономическому росту.
Совсем недавняя жизнь российского гражданина в СССР не могла рассматривать определенные слои населения, как бедные. Такие слои совершенно отсутствовали. Усвоенные с древности принципы общинности не давали скатываться до нищенского уровня.
Политика самого государства преследовала цели определенного уровня благополучия в обществе. Низкие цены на жилье, на продукты питания, на транспорт, на предметы первой необходимости давали возможность уравнять по основным показателям образы жизней людей с различным уровнем доходов (зажиточности). Государственная политика цен вытаскивала людей из бедности и создавала иллюзию, что Советский Союз в целом - это "общество среднего класса".
Но жители России привыкли иметь предметы первой необходимости и покупают их по любым ценам. Это обстоятельство дает стимул к постоянному взвинчиванию цен. На сегодняшний день 2009 года подорожание некоторых товаров превосходит десятки раз. Так, проезд в метро за десять лет подорожал в 32 раза, хлеб в шесть раз, фрукты, овощи - в пять и более раз. Это в относительных цифрах.
Ценообразование дружно шло в ногу с преобразованием общества и распределением доходов. Расслоение по доходам в результате перестройки и капитализации (коммерциализации) общества изменилось в большую сторону более, чем в десять раз. Так, в СССР отношение доходов низкооплачиваемых к высокооплачиваемым было около 3, 3 . Сегодня, в начале 2009 года это отношение оценено более, чем в 40 раз.
Младореформаторы сумели убедить своего "папашу Ельцина" , что бедность не зло, а полезный в социальном плане механизм.
В России, где бедность была давно побеждена, ее забыли народы, населяющие Советское государство, ее уже никто не опасался, массовая бедность стала рукотворной и буквально построена политическими средствами. Экономист Батчиков С.А. называет это "колоссальным экспериментом над человеком".
Созданное общество, а сегодня мы уже смело можем говорить, что общество, с новыми качествами в России создано, не располагает к быстрому экономическому росту государства.
Во- первых, потребление стремится к высшей своей стадии. Иногда оно сочетается с низкой склонностью к потреблению . Связь потребления с доходом слаба и несовершенна. И, в результате этого у людей появляется склонность к сбережениям. Экономических перспективных расчетов бедные люди производить, конечно, не склонны, да и не в состоянии.
И, как следствие, ориентация создания запасов "на черный день" , что тянет вверх процентную ставку в финансовых организациях и банках. Не говоря уже о том, что создается ложное представление беднейших слоев на будущий выход из бедности методом накопления. Много лет вклады реального дохода не приносят, а надежды все усиливаются.
И, последнее. Бедное народонаселение ориентировано на высокую степень отлынивания. Ориентированное на низкие стандарты потребления оно не совершенствуется, в значительной части не растет технически, а, значит, не в состоянии усваивать передовые технологии. Отсюда низкая, во много крат ниже западных стандартов, производительность труда.
Идем по кругу. Бедность порождается несовершенством общества и низким ВВП, в свою очередь, бедные члены общества не заинтересованы в увеличении ВВП и совершенствовании производства, поскольку, по понятиям самих бедных это никоим образом не отразится на их состоянии.
В результате не просчитанных и не обоснованных реформ в России появилась огромная прослойка бедных, работающих, имеющих высокое образование и квалификацию и не имеющих возможности содержать семью с двумя детьми, даже, если работают оба родителя. Обеднели большие сообщества людей, квалифицированных людей, выполняющих сложную работу и имеющих хорошее образование. Около одной трети детей в возрасте 7-16 лет можно отнести к категории крайне бедного населения.
Через бедность в 90-е годы прошла половина детей Российской федерации. Это будет отражаться на моральном и физическом состоянии этих, уже взрослых людей многие годы. Реформы разделили всех людей на "богатых" и "бедных". Появилась враждебность к богатым со стороны абсолютного большинства бедных. А их и в обществе большинство.
Необходимо сказать о крайне бедных . В результате реформ и дальнейшего развития рыночной экономики, развала огромного количества промышленных предприятий, переоценки и ликвидации научных учреждений образовалось "социальное дно". Это дно составляет около 11 % населения или близко к 12 миллионам человек. Это бездомные, беспризорные, нищие, бродяги без определенного места жительства, лица, не определившиеся в социальной среде. Абсолютное количество нищих и бездомных имеют среднее и специальное образование. Высшее образование имеют люди без определенного вида занятий до 6%. Интеллектуальное, небывалое в мировой практике "ДНО".
А эти люди отверженные. Им, практически, отказано в правах на медицинскую помощь . Они практически все больны , нуждаются в лечении, среди них беспризорных более 70 % , и это неиссякаемый резерв для распространения заболеваний и инфекций. Легализация беженцев и бывших заключенных крайне затруднена. Это - источник постоянных конфликтов с властью, декларирующей патриотизм, любовь к соотечественникам, возможности их бытоустройства и трудоустройства.. Государственной помощи, социальных выплат, социальных гостиниц, чрезвычайно мало, и эта "социалка" стремится к нулю.
В Москве на сегодняшний день "социальных гостиниц" и домов ночного пребывания имеется всего на 1600 мест. Потребность превышает 30000 . В губерниях, или, как привычно - областях, этот показатель еще страшнее.
Если обратиться за опытом и для общего понимания вопроса к передовым Западным странам. Обратимся к Германии, Франции, Англии, Италии, Испании, к Венгрии, наконец, бывшей стране социалистического лагеря, Польше.
Рассмотрим социальные системы других стран , образовавшихся в результате распада Советского Союза. Как у них с вопросом социальных обеспечений и выплат?
Наиболее полно и продуманно решается социальная помощь населению в Германии. Подробно рассмотрим на ее примере, остальные страны затронем только в области наиболее положительных или отрицательных аспектов. Специальные разъяснения для всех слоев общества в Германии так и начинаются : " К сожалению, в жизни человека бывает всякое". Предприятие, на котором Вы работали много лет, разорилось, сбережения закончились, Вам нечем платить за квартиру, не на что купить продукты. Что делают в подобной ситуации?. Для многих стран ( в том числе, увы, для России и других государств бывшего СССР) это означает, что человек в конце концов может просто оказаться на улице или найти другие, криминальные пути содержания себя и своей семьи.
В Германии попавший в нужду человек всегда может рассчитывать на помощь государства. Социальная система Германии построена таким образом, что каждому жителю гарантированы, как минимум, крыша над головой и стол. Эти задачи выполняются под общим названием "социальная помощь".
Социальная помощь (Sozialhilfe) - это гарантированный государством прожиточный минимум, выплачиваемый городскими коммунами гражданам, оказавшимся в тяжелой материальной ситуации. Следует , однако, знать, что социальная помощь является крайней мерой и предоставляется лишь в том случае, когда самостоятельно содержать себя и свою семью не представляется возможным, несмотря на прилагаемые усилия и попытки получить помощь из других источников.
Задача социальной помощи - обеспечить попавшим в нужду людям достойную жизнь и в то же время помочь человеку вновь самостоятельно встать на ноги и жить, не прибегая к поддержке государства.
Право на получение социальной помощи имеет любой. Оказавшийся в бедственной ситуации человек, постоянно и легально проживающий в Германии гражданин, иностранцы, обладающие неограниченным видом на жительство, признанные беженцы, в случаях, когда самостоятельное существование не представляется возможным.
Лица, находящиеся в Германии лишь временно ( беженцы из кризисных регионов, принятые лишь на время кризиса или войны в собственной стране, или лица, подавшие заявления на предоставление политического убежища - Asylbewerber), также имеют право на ограниченную социальную помощь.
Социальная помощь выплачивается лишь с того момента, когда социальному ведомству становится известно о вашей бедственной ситуации. Выплаты задним числом не допускаются. Заявление следует подавать сразу, как только Вы оказались в бедственном положении.
Статус получателя социальной помощи - самый низкий статус человека в Германии, поэтому, любая, даже самая грязная и не престижная работа всегда лучше.
Другое дело, когда возраст или здоровье просто не оставляют других шансов, кроме, как обратиться в "социаламт". Правда, кроме тех, кто не может сам себя обеспечить, есть и те, кто откровенно не хочет этого делать. Среди них, к сожалению, немало эмигрантов из республик бывшего СССР. Хотя, сознательно жить за чужой счет, говоря мягко - не совсем прилично.
Исходя из необходимости, социальное ведомство тщательно проверяет все обстоятельства бедственного состояния человека - заявителя и его семьи.
Здесь буквально и текстуально приводится положение о социальной помощи в Германии. С настоящим текстом знакомят каждого, кто из эмигрантов приходит с заявлением в "Социаламт" об оказании материальной помощи.
Кто же и в каких размерах получает пособие в этой стране? Это те, кто :
- подал заявление
- не имеет места работы
- заявил в Федеральном агентстве труда, что ищет работу
- за последние три года работал не меньше 12 месяцев
- не достиг пенсионного возраста.
Пособие составляет примерно 60% последнего заработка и платится в зависимости от возраста максимально 18 месяцев.
Если за 18 месяцев человек не нашел работу, он начинает получать пособие по безработице II типа.
Каковы различия между пособием по безработице II типа и социальным пособием?
Чтобы получать пособие по безработице II типа нужно кроме всего быть трудоспособным. Нетрудоспособные получают социальные пособия. Нетрудоспособным считается тот, кто не может трудиться из - за болезни или инвалидности хотя бы 3 часа в день. Выплаты производятся в том же размере, что и при пособии по безработице II типа.
Размеры выплат по безработице II типа.
- для матерей/ отцов одиночек или одиноких 345 евро;
- для супругов или "партнеров" 311 евро
В новых федеральных землях эти суммы составляют
- для матерей / отцов одиночек 331 евро
Для супругов или партнеров 298 евро.
К этому добавляются еще различные выплаты в связи с повышенными потребностями и однократные выплаты, например, при беременности и рождении ребенка, обстановке квартиры, инвалидности. К оплате принимаются издержки по отоплению и квартплате.
Все трудоспособные, нуждающиеся в материальной помощи, могут получать пособие по безработице с 15 до 65 лет. Трудоспособные члены потребительской общности также имеют на это право, если они живут вместе с заявителем.
Потребительской общностью считаются все члены семьи, проживающие совместно с заявителем.
Совершеннолетние дети не относятся к потребительской общности, даже если они живут вместе с родителями. Если они трудоспособны, они образуют собственную потребительскую общность.
Если молодые люди до 25 лет отказываются от приемлемой работы, и в то же время не учатся, и не ищут возможности получения работы, они не получают 3 месяца вообще никаких пособий, за проживание и отопление платится непосредственно сдатчику жилья социальными органами.
Следует для сравнения отметить, что, при ориентировочно ценах на продукты питания в Германии и центральной полосе России равных, пособие второго типа близко к 12000 рублей. И сравнить с доходами наших безработных и, даже, пенсионеров. Оно составляет от 850 рублей до максимума, или 4900 руб. Несравнимо. А, ведь, СССР спас и Европу, и ту же Германию ценой страшных своих лишений. Все страны подняли свое и народа благосостояние, кроме России. Полстолетия не хватило. Бездарное, не способное руководство. Или бесчеловечная философия.
И Франция. В ХIХ веке системы социального обеспечения, как таковой, во Франции не было, если не считать предоставления социальной помощи отдельным престарелым беднякам и отдельно существовавших социальных схем локально у крупных фирм и государственных учреждений.
Первой попыткой создать пенсионную систему основанную на принципе отчислений стало принятие закона в 1910 году. Созданы фонды, подконтрольные государству. Все население тогда охватить не смогли.
После окончания Первой Мировой войны , когда к Франции была вновь присоединена Эльзас - Лотарингия германские концепции социального обеспечения, успешно действовавшие в этой области постепенно распространились на французские территории.
В 1937 - 1938 годах были подписаны коллективные соглашения о создании пенсионных схем в важнейших отраслях промышленности.
После Второй мировой войны развивать пенсионную систему длительное время не представлялось возможным. Деньги, были использованы на единые социальные пособия, которые выплачивались вышедшим в отставку лицам свыше 65 лет.
Наибольшее влияние на развитие пенсионной системы оказала Хартия на основе доклада Бевериджа. Эта Хартия была принята во время войны в Лондоне и гарантировала всем гражданам Франции выплаты к моменту потери ими трудоспособности по возрасту или другим обстоятельствам.