Олд Алекс : другие произведения.

Гильдия независимых писателей России - 1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Приглашаю всех желающих к серьезному и обстоятельному разговору.


   Old Alex

Гильдия независимых писателей России

  
   Данная статья не претендует на звание исчерпывающего маркетингового и вообще какого-либо социологического или иного исследования и представляет собой всего лишь попытку найти выход из сложившейся в нашей стране ситуации на книжном рынке и литературном поприще, найти способ, как издавать и продавать в России книги новых Авторов без издателей и книготорговцев, выплачивать им справедливые гонорары.
  
   Хотя и сказано, что благими намерениями вымощена дорога в ад, я все же верю в то, что из любой ситуации всегда есть достойный выход, а потому больше полагаюсь на другую мудрость - Дорогу осилит идущий.
  
   ...Вместе с тем это ничто иное, как призыв к объединению и консолидации ради достижения своих творческих целей...
  

Преамбула

  
   Не смотря на то, что вот уже добрых двадцать лет Россия существует в иных социально-политических условиях, отличных от советской эпохи, книжный рынок так и не повернулся лицом к писателю. Если раньше его переполняли собрания сочинений великих последователей и пропагандистов ленинских идей, то сегодня он затоварен бульварной литературой, да, к тому же ее количество с каждым днем только нарастает.
   Полки книжных магазинов заставлены множеством книг, содержащих в себе некие тексты, которые являются ничем иным, как очередными форматными издательскими проектами, весьма далекими от литературы. Книжный бум конца 80-х начала 90-х годов, когда через брешь пробитую падением берлинской стены и отказом от прежних идеологических установок в стране было напечатано огромное количество книг, написанных на Западе, схлынул, породив собой множество перепевов. Стали во множестве создаваться новые издательства и их число стремительно росло. Сначала вместо примерно 70 государственных издательств появилось порядка 250 частных, а затем начался их бурный, безудержный рост и теперь мы имеем уже свыше 5,5 тысяч издательств, которые каждый год издают от 70,0 до 100,0 наименований книг общим тиражом доходящим 500,0 миллионов книг и при этом российский книжный рынок сегодня оценивается специалистами в 2,0 - 2,3 миллиарда долларов.
  
   Объем книжного рынка РФ в 2005 году составил, по разным оценкам от 1,68 млрд долл. до 2 млрд долл. Оценки темпов роста рынка находятся в диапазоне от 5-10% до 20%. Отмечается устойчивый рост наименований книг и брошюр при снижении суммарного тиража издательств. Количество выпущенных наименований в 2005 году составило 95498 печатных единиц (по данным Российской книжной палаты), по прогнозам экспертов, в 2006 году этот показатель перешагнет через 100 тыс. отметку.
   В 2005 году в России функционировало 4153 издательства. За год этот показатель вырос на 4,5%. То обстоятельство, что число агентств продолжает увеличиваться, обусловлено невысоким входным финансовым барьером на книжном рынке. Появившиеся издания в основном занимают узкие, специализированные ниши книжного рынка.
   Одной из основных проблем является кризис перепроизводства. Книжные сети работают на пределе своих возможностей и не в состоянии пропустить через себя больший объем продукции. Как следствие - затоваривание и снижение объемов выпускаемых тиражей, в то время как книжный ассортимент постоянно растет, стремясь удовлетворить потребности потребителя. В 2006 году, по прогнозам экспертов, рост книжной розницы составит не более 10%.
   В России на 55-60 тыс. населения в среднем приходится один магазин, в то время как в большинстве других европейских странах этот показатель составляет 10-15 тыс.
   В розничные магазины книги поступают в основном за счет оптовых компаний (60%), на долю поставок из издательств приходится 40%.
   Еще одним фактором, тормозящим развитие книжного бизнеса в России, является недостаточно высокая цена на книги. В странах Европы средняя цена на книгу составляет 15 долл., в странах Восточной Европы 6-8 долл., а в России около 3 долл. По прогнозам аналитиков цена на книги в России будет продолжать расти и в ближайшие два-три года достигнет уровня цен Восточной Европы.
   Книжный рынок России сильно централизован. Основные центры - Москва и Санкт-Петербург. В регионах наиболее сильная конкуренция наблюдается в Новосибирске, Екатеринбурге, Челябинске. Наибольшая часть книжного рынка России сосредоточена в Центральном (30,6%), Приволжском (22,8%) и Северо-Западном (15,4%) округах.
   Согласно данным социологических опросов, проведенных в 2005 г. 52% россиян не покупают книг, а более трети (37%) их не читают. Россияне читают 7,1 час в неделю и по этому показателю занимают 7 место в мире после Индии, Таиланда, Китая, Филиппин, Египта и Чехии.
  
   Источник: "РБК. Исследования рынков"
  
   Цифры, что ни говори, впечатляющие, хотя американский книжный рынок в десять раз больше, но официальная статистика не учитывает того обстоятельства, что в России контрафактной продукцией являются не одни только джинсы, обувь, компакт-диски, видеокассеты, но и книги. При этом еще не одно издательство не заявило во всеуслышанье, что там-то и там-то, дескать, кто-то торгует пиратскими копиями книг. Думаю, что никому не нужно объяснять причин такой удивительно толерантности издателей, как и не стоит думать, что при таком разгуле всякого рода пиратов на российском товарном рынке, когда даже табачные магнаты включают станки в третью смену и выпускают поддельные сигареты, в России не существует левых тиражей.
   Важно в принципе даже не это, а то, что 85% - 90% того, что мы все называем литературой, издается в Москве и Санкт-Петербурге. То есть, налицо практически монополия московских и питерских издательств и, как следствие, их жесткий диктат. Результатом же этого является то, что в нашей стране издается крайне малое число книг новых Авторов и это вовсе не говорит о том, что в России нет писателей достойных этого. Зато есть постоянные жалобы издателей на то, что издательский бизнес отличается крайне невысокой рентабельностью и оно понятно. Какой путь должна проделать книга, прежде чем превратиться из рукописи в то, что будет держать в своих руках читатель? Нет, не технологический цикл, а его финансовые результаты. Опять таки по официальным статистическим данным следующий:
  
   * Издательству издание книги в среднем обходится в 30 рублей;
   * Издательство продает книгу по цене от 40 до 50 рублей, зарабатывая таким образом не свыше 20 рублей на одной книге;
   * Пройдя через руки иногда нескольких посредников книга выкладывается на прилавок по цене в 90 - 150 рублей и много дороже. Таким образом доход перекупщиков и книготорговых организаций в сумме достигает в среднем примерно 100 рублей с каждой проданной книги, то есть минимум в 5 раз больше дохода любого издателя и это неоспоримый факт.
  
   Ясное дело, что в таких условиях издатель не может быть ни щедрым по отношению к писателю, ни уважительным по отношению к читателю, ни тем более ответственным за дело рук своих. Издатель просто вынужден идти на поводу тех, для кого продажа книг это просто бизнес, не имеющий ничего общего с литературой и, как следствие, с писателями и читателями. Весьма точно по этому поводу высказался Валерий Попов, председатель Союза писателей Санкт-Петербурга:
  
   Торговые сети заменяют литературу маркетингом.
  
   - Укрупнение книжного рынка дает нам то, что в больших книжных сетях невозможно найти малотиражных изданий. Сетям невыгодно работать с авторами, выпускающими качественную литературу малым тиражом. Поэтому сегодня торговля и производство книг поставлены на конвейер. И надо понимать, что, покупая книгу, мы не имеем дело с писателем, нам предлагают очередной проект. Крупные сети борются за собственную прибыль по принципу "сделать дешевле, продать дороже".
  
   Рабы проектов.
  
   Современный книжный супермаркет предлагает читателю множество различных детективов и романов, написанных не писателями, а рабами проектов. Делается это для того, чтобы увеличить объем продаж, так как подобные книги обычно не читают по несколько раз, а это выгодно как издательствам, так и книжным магазинам. Им нужно, чтобы читатель чаще приходил за новой порцией книг, чтобы читал их не задумываясь. Поэтому можно с уверенностью сказать, что вместо книг сейчас продают простую бумагу. В них нет смысла, нет души.
   Я считаю просто необходимым издавать литературу небольшим тиражом для небольшого круга читателей. Нас пытаются подогнать под общий формат.
   Выбирая книгу, читатель не задумывается о смысле, который она несет, он читает то, что читают все, то, что лучше разрекламировано. А это в свою очередь всего лишь хороший маркетинг. Поэтому сейчас читают не книги - читают проекты.
   В книжном деле все наоборот: не спрос рождает предложение, а предложение спрос, поэтому читателями легко управлять. Однако я уверен, что книги хорошего писателя всегда будут пользоваться большей популярностью и приносить большую прибыль, нежели книги-проекты, выгодные только для продажи.
   Таким образом, для писателей сегодня создается некий вакуум, образованный участниками книжного рынка - как издателями, так и продавцами. Как считают эксперты книжной отрасли, за счет больших магазинов исчезает эксклюзивность в современной литературе.
   В свою очередь читая книги-проекты, читатель сам превращается в винтик книжной системы, у которой, к сожалению, уже не осталось души. Но почему-то современные участники книжного рынка не осознают, что намного прибыльнее продавать книги хороших писателей, мастеров своего дела, чьи книги будут высоко оценены, а не рекламировать новые проекты.
  
   Однако, истинными рабами издательских проектов являются не читатели, а как раз писатели. Причем не писатели Москвы и Санкт-Петербурга, а всей России и всего русскоязычного пространства. В такой ситуации, право же, вовсе не хочется жалеть издателей, как и завидовать перекупщикам с их доходами. Подавляющее большинство всех тех авторов, которые выложили свои тексты на страницах Самиздата, хочет издать свои литературные произведения, чтобы иметь возможность держать свои книги в руках и знать, что они стоят на книжных полках.
   Тех, кто не попал в "струю", не пробился к издателю, не пришелся ко двору и не припал к кассе издательства, зачастую называют графоманами, если и того не хуже. Ну, это еще не самое печальное. Куда хуже то, что некоторые авторы, произведения которых не укладываются ни в какие форматные рамки издателей и книгопродавцев, рискуют вообще не быть никогда изданными.
  
   Нет абсолютно никакого смысла ругать издателей и всех тех, которые сделали литературу дойной коровой. Нет смысла также бороться с ними или вступать в бессмысленную полемику. Возможно, пройдут годы и все рано или поздно изменится, вот только доживём ли мы до того светлого дня, когда количество новых Авторов превысит злополучные 2% - 3% в год? Боюсь, что нет. Во-первых, по столько лет люди просто не живут, а, во-вторых, далеко не все так уж и плохо. Мы к счастью живем в новой России, в которой верх взяла новая экономическая формация, называемая рыночной системой экономических взаимоотношений и если не вдаваться в полемику, плоха она или хороша, писатели и не только они одни, могут воспользоваться всеми ее благами для достижения своих собственных целей - издавать и продавать свои книги вне рамок существующей системы, а для этого не нужно выходить на баррикады, сражаться с ветряными мельницами или заниматься еще какими-либо благоглупостями. Нужно просто осознать себя профессионалами, создать свой профессиональный цех - Гильдию независимых писателей России и самостоятельно выйти на книжный рынок минуя всех посредников и саму систему книжной торговли. Благо для этого в нашей стране имеются все возможности и кое-кто, увы, не писатели, осознал это в полной мере.
  

Что такое Гильдия независимых писателей России?

  
   Итак, что такое Гильдия независимых писателей России (в дальнейшем Гильдия) и как она должна функционировать на мой собственный взгляд? Вопрос: Нужно ли писателям создавать свой собственный профессиональный цех? - пока что имеет особой актуальности, так как сначала нужно разобраться с самым главным вопросом, что это такое. А теперь по порядку, какой не должна быть Гильдия, и какой быть обязана:
  

Начнем с того, какой Гильдия не должна быть.

  
   1). В первую очередь Гильдия не должна быть профсоюзом писателей равно как и Союзом Писателей, хотя нельзя отрицать полезности профсоюза писателей, как такового, вот только есть один вопрос, где найти такую организацию, которая поставит в твоей трудовой книжке штамп и запишет: "Принят на работу писателем 3-го разряда"? Думаю, что нигде, хотя в каком-нибудь из Союзов Писателей и можно получить удостоверение, но опять-таки всего лишь Удостоверение члена Союза Писателей за номером таким-то. Красная корочка с печатью и подписью, с которой не придешь в райсобес. Как говорится, сердце согревает, но желудку пользы никакой. Право же после распада Советского Союза, а вместе с ним и Союза Писателей, профсоюз писателей утерял свою былую силу, могущество, власть и все свои возможности. Ничего, кроме склок и огромных потерь, в том числе и материальных, это не вызвало.
  
   2). Не должна быть Гильдия и каким-то Старшим Братом, стоящим за спиной писателя и зорко надзирающим за всеми его действиями, как и не должна она быть органом контролирующим, что-то разрешающим и хоть что-то запрещающим. Хватит, наелись за все советские годы, равно как за годы перестройки, а затем и годы всяческих реформ. Поэтому нужно и думать забыть о том, что Гильдия станет хозяином чьих-то душ и судеб, но вот помощником и защитником интересов всех тех писателей, которые рискнут ее создать, она просто обязана быть иначе какой смысл ее создавать.
  
   3). Упаси Бог, чтобы при этом Гильдия стала Акционерным издательством, принадлежащим писателям! Во-первых, тогда она будет действовать точно по таким же правилам, по каким действует всякое другое издательство, а, во-вторых, с непостижимой быстротой переродится из профессионального цеха в нечто надпрофессиональное и потому жутко уродливое. У издателей, кстати, хотя и не у всех, уже есть своя собственная гильдия, но это нечто совершенно иное. Тусовка для бизнесменов от литературы, которая призвана придать им дополнительный лоск и шарм.
  
   4). Гильдия должна быть создана силами своих писателей и не только их одних, но не должна при этом быть скопищем бездарных писак и тех, кто страдает таким психическим заболеванием, как графомания, в клинической стадии. И одно, и другое все же имеет место быть, как это ни прискорбно. Это один из самых сложных и актуальных вопросов, который должен быть решен при создании Гильдии в том случае, если та идея, которая вынесена на ваше обсуждения, найдет отклик в ваших сердцах, уважаемые коллеги, и вы захотите ее создать.
  
   5). Гильдия не должна выстраивать внутри себя никаких рейтингов и табелей о рангах исходя из симпатий и антипатий, а также в результате какой-либо подковерной борьбы за право первородства. Оценку творчества писателя может дать только читатель, а в задачу Гильдии, как профессионального цеха писателей, должно входить только одно - издавать те книги, которые этого достойны. Определение достоинств книг, художественного и прочих, вопрос крайне сложный, но и с этим Гильдия сможет справиться при определенных обстоятельствах. Хотя и говорят, что никому не дано предугадать успех той или иной книги у читателей, есть определенные методики, которые позволяют это сделать с достаточно высокой точностью.
  
   6). Вместе с тем Гильдия не должна быть тихой гаванью для избранных. О том, что Гильдия может быть высокодоходным предприятием, будет сказано ниже, но о том, что она при этом должна быть открытой для каждого писателя, необходимо сказать сейчас. При этом очень важно понимать еще и то, что Гильдия вместе с тем должна являться еще и своеобразным литературным классом, литературной мастерской, если хотите, в которой каждый писатель мог расти в творческом смысле этого слова, мужать, как литератор, и избавляться от тех своих недостатков и грехов, которые он сам, сидя за письменным столом, избавиться не может.
  
   7). Однако, Гильдия не должна становится в силу целого ряда обстоятельств рассадником низкопробной литературщины и инициатором написания подобного рода текстов, она должна очень высоко поднимать планку литературного творчества своих писателей, а также не просто стремиться, а именно реально делать каждую книгу подлинным произведением искусства, не снижая при этом ее доступности широким читательским массам.
  
   8). Гильдия не должна искусственно возвышать одни жанры литературы над другими и хоть в чем-то навязывать какую-то издательскую политику писателям, создавшим ее, но вместе с тем должна прививать читателям вкус к литературным произведениям, а не к пошлому, низкопробному бульварному чтиву. В общем, - книги всякие нужны, книги всякие важны, но только в том случае, если это литературные произведения отвечающие определенным стандартами, задаваемым моралью и нравственностью.
  
   9). При всем том, что Гильдия создается как профессиональный цех писателей, она не должна состоять из одних только писателей и вот почему. Написать литературное произведение, это ничто иное, как сделать первый шаг к созданию книги и если писатель хочет, чтобы она обладала высокими художественными достоинствами, то сначала с его рукописью должен поработать художественный редактор, причем сделать это не абы как, а с целью улучшения литературного произведения. Затем художник-иллюстратор должен создать для литературного произведения роскошные, высокохудожественные иллюстрации и уже в завершении всего книга должна быть сверстана, отпечатана в типографии и доставлена заинтересованному в ней читателю, что также является весьма непростым делом, которым не должны заниматься посторонние, никак в этом не заинтересованные люди. В общем на писателя должен работать пусть и небольшой, но коллектив его единомышленников, а это возможно только в том случае, если они будут членами Гильдии, хотя и будут являться при этом писателями. Это вполне целесообразно, так как только в случае личной заинтересованности каждого в конечном результате, как моральной, так и материальной, на свет сможет появиться такая книга, за которую никому не будет стыдно начиная от всего писательского цеха, называемого Гильдией, и заканчивая корректором, внесшим свою лепту в создание книги, как произведения искусства. В этом смысле слова создание книги и вывод ее к читателю ничем не отличается от создания художественного фильма, ну, разве что коллектив создателей гораздо меньше.
  
   10). Но, как бы то ни было, Гильдия не должна ни коим образом ущемлять коренных интересов писателя и при всем том, что она будет состоять из людей различных профессий, имеющих прямое отношение к созданию книги, писатель будет в ней на особом положении, так как в конечном итоге это он пишет литературное произведение.
  
   11). Когда речь заходит о коренных интересах писателя, то в первую очередь это говорит о том, что ни сама Гильдия, ни какие-либо созданные ею или привлеченные со стороны для успешного осуществления издательской, коммерческой и иной деятельности не должны становиться собственниками авторских прав на литературное произведение написанное писателем. Писатель и только он один является полноценным и единственным владельцем и собственником неотъемлемого у него авторского права и он один распоряжается им по своему собственному усмотрению. Максимум, что может сказать Гильдия в лице своих представителей, так это то, что такой-то писатель является ее действительным членом. В Гильдию писатель должен входить только затем, чтобы воспользоваться созданным ею механизмом, но не для того, чтобы становиться в ней винтиком и быть от нее хоть в чем-то зависимым, так как Гильдия должна быть создана именно как профессиональный писательский цех в котором все писатели равны между собой. Как и за счет чего этого можно достичь, будет сказано ниже.
  
   12). В этой связи Гильдия не может и не должна иметь ни роскошных офисов с иномарками у подъезда, ни представительских функций, ни приказного тона в общении с кем-либо, кто в нее входит. Да, и как может быть иначе? Ведь фактически Гильдия это то же самое, что и пишущая машинка, компьютер или же просто авторучка и стопка писчей бумаги! Это всего лишь МЕХАНИЗМ с помощью которого писатель и его единомышленники создают и доносят до читателя книгу. Единственное, что может иметь Гильдия на законных основаниях, так это расчетный счет в банке, с которого производятся различные выплаты и на который поступают вырученные от продажи книг денежные средства, да, издательская лицензия, являющаяся коллективной собственностью писателей и их творческих коллективов до тех пор, пока они являются членами Гильдии. Писатель может вступать в Гильдию и тотчас покидать ее ряды беспрепятственно, но вот сама Гильдия, а точнее ее крошечное даже не управляющее, а представительское звено не может отдавать ему хоть каких-либо приказом, но вместе с тем ни один писатель при этом не должен забывать о том, что он в Гильдии не один. Гильдия также не может и не должна брать с писателя или любого другого ее члена никаких вступительных взносов, что, однако, вовсе не говорит о том, что писатель не будет делать никаких финансовых отчислений, но об этом еще будет сказано ниже.
  
   Уважаемые коллеги, вот, пожалуй, и все мысли по поводу того, какой не должна быть Гильдия. Полагаю, что у каждого из вас есть свои собственные мысли относительно того, каким еще не должен стать профессиональный цех писателей, как механизм воплощения их творческих замыслов в виде конечного результата - книги. Данный текст, если сама идея создания такого механизма найдет у вас отклик, должен быть дополнен вашими пожеланиями и рассуждениями на этот счет, так как ни один отдельно взятый человек не сможет создать Гильдию независимых писателей России в одиночку. Для этого нужна воля и желание многих людей. Зачем это нужно делать, объясняется в следующем разделе.
  

Какой должна быть Гильдия и чем она должна заниматься?

  
   1). Как об этом уже было сказано выше, Гильдия в первую очередь должна стать тем самым механизмом, который позволит писателю с максимальной выгодой для себя эксплуатировать свой собственный талант использовать авторские права на написанное им литературное произведение самостоятельно, без чьего-либо диктата и принуждения. Писатели объединяются в Гильдию для того, чтобы в первую очередь превращать свои литературные произведения в высокохудожественные книги и доносить их до читателя с минимальными издержками. За счет чего это может быть достигнуто? В первую очередь за счет создания следующих условий хозяйствования:
  
   1.1. Гильдия по своей организационно-правовой сути должна быть только некоммерческим предприятием и вся прибыль, извлекаемая в ходе ее коммерческой деятельности должна:
  
   Во-первых, распределяться по справедливости между всеми участниками того творческого процесса, в результате которого создается книга;
   Во-вторых, самым реальным образом помогать начинающим писателям войти в профессиональный цех писателей за счет выплаты им грантов на творческую деятельность. Естественно, что гранты не будут раздаваться огульно на площадях и в подземных переходах, но механизм их распределения будет в известной степени гласным, открытым и предельно честным;
   В-третьих, каждый писатель, член Гильдии, чьи книги уже были изданы, будет иметь право на получение грантов поддержки в случае наступления временного творческого кризиса, отчего не застрахован ни один писатель. Опять-таки естественно, что это не сможет произойти сразу.
  
   1.2. Организационно Гильдия так или иначе должна быть хозяйствующим субъектом со своим Уставом и издательской лицензией, но не смотря на это она не будет издательством в общепринятом смысле этого слова. Фактически Гильдия будет своеобразным издательским холдингом.
  
   1.3. В силу вышесказанного, каждый писатель, вступивший в Гильдию, автоматически становится издателем своих собственных литературных произведений и фактически будет возглавлять временный Творческий коллектив на каждом отдельно взятом литературном проекте. О том, как именно станет функционировать такая система взаимоотношений, будет сказано ниже.
  
   2.4. Таким образом каждый писатель, вошедший в Гильдию, должен еще и стать предпринимателем без образования юридического лица или с образованием оного, но тогда для того, чтобы осуществлять свою издательскую деятельность за счет Гильдии, он должен будет делать это с ее расчетного счета, получая в конечном итоге чистую прибыль от своего издательского проекта.
  
   2.5. Гонорары писателя, члена Гильдии, должны быть максимально высокими исходя из популярности его книг, их тиражей и количества. При этом писатель не обязан ни с кем делиться своими гонорарами и не осуществлять никаких иных выплат кроме тех, которые будут установлены в Гильдии общим решением ее членов один единственный раз и практически навсегда. Единственным обязательным платежом писателя будет уплата налога, но от этого его никто не вправе освободить.
  
   2). По общему решению членов Гильдии, она должна установить своеобразный стандарт качества литературных произведений, с которым должен сверять свои произведения каждый писатель, решивший войти в Гильдию. Это может выглядеть в виде совместно разработанного и подписанного всеми писателями, членами Гильдии, "Этического кодекса русского писателя", основанного на общепринятых в российском обществе морально-этических и нравственных правил, а также на основании норм действующего законодательства Российской Федерации. Только такое заявление, сделанное писателями - членами Гильдии, позволит им самим в частности и Гильдии в целом заявить о себе, как о явлении в русской культуре и литературе что бы по этому поводу не говорили все остальные. Без нравственного стержня не может быть писателя, хотя такого рода Кодекс не должен никого загонять в какие-то рамки гражданской сознательности, государственной позиции и, уж тем более, пресловутого социального заказа. Писатель не должен писать на заказ. Для него нет никаких запретов, но есть этические профессиональные нормы и правила, согласно которых он должен в какой-то степени сдерживать свои творческие порывы. Это, однако, вовсе не говорит о том, что писатель не может выйти за их пределы, но для этого он должен будет опубликовать такое свое произведение за свой собственный счет и никоим образом не связывать его с Гильдией. Как это осуществить, вопрос для вас всех, уважаемые коллеги, но в России и без того издается слишком много всяческой чернухи и порнухи. Не наше дело чистить эти авгиевы конюшни, но уж если Гильдия состоится, то пусть она хотя бы не добавляет грязи в этот мутный поток.
  
   3). При всем этом Гильдия должна быть коммерчески выгодным предприятием, так как никто и никогда не станет финансировать заранее убыточный проект, а тот счастливый день, когда государство начнет финансировать творческую деятельность своих писателей и, уж, тем более в нашей стране появятся ее щедрые меценаты, раздающие гранты писателям налево и направо, наступит не скоро. Если вообще когда-либо наступит, но это не повод для того, чтобы пребывать в унынии. Объем книжного рынка неуклонно растет, никто и ничто не может запретить вам выходить на него как сообща, так и поодиночке, чтобы лишить своего законного права воспользоваться плодами своего литературного творчества. Правда, сообща это будет легче сделать. Поэтому Гильдия изначально должна быть нацелена на издание книг популярных жанров, таких как:
  
   а) Детектив;
   б) Боевик;
   в) Научная фантастика и фэнтези;
   г) Любовный роман;
   д) Приключения;
   е) Исторический роман;
   ж) Книги других жанров, пользующихся повышенным спросом.
  
   Ничего страшного в этом не было раньше, как и не будет впредь. Каждый писатель вправе писать в том жанре, который ему ближе всего и на каждую книгу найдется свой читатель, который оценит ее по достоинству. Как бы то ни было, но большинство специалистов-маркетологов расценивают книжный рынок России весьма далеким от полного насыщения, ну, и кроме того для человека любящего читать, книга является едва ли не товаром первой необходимости и что бы там не говорили об Интернете, компьютер никогда не заметит ему книги хотя бы потому, что его не возьмешь с собой в лес или на пляж, не ляжешь с ним в постель и не дашь почитать другу, как и не подаришь ему на день рождения. Книга сохранит свою особую притягательность еще очень долго и не скоро настанет век электронных книг, которые вытеснят собой обычные книги напечатанные типографским способом.
  
   4). Гильдия не должна замыкаться только на том, чтобы издавать максимально большими тиражами книги популярных жанров, приносящих высокую прибыль. Еще одной задачей Гильдии должно стать издание поэтических сборников, литературно-философских эссе, а также других литературных произведений, которые принято называть "сложными для восприятия" или "умными" книгами. В обычных условиях они издаются ничтожно малыми тиражами за счет средств авторов, хотя при определенных маркетинговых ходах их можно издавать куда большими тиражами. Такие книги, несомненно, нужны и Гильдия должна издавать и продавать их примерно так же, как русском театре в конце 19-го начале 20-го века в театрах устраивали бенефисы в честь какого-либо актера или актрисы. В таких случаях весь сбор от спектакля шел бенефициару и в этом, право же, нет ничего предосудительного. При определенных условиях читатель это поймет и оценит должным образом. Все зависит лишь от того, каким именно образом это будет сделано и для кого именно.
  
   5). Вместе с тем, что Гильдия просто обязана заявить о высоком литературном стандарте, которому обязуются следовать ее авторы, книга должна еще и стать благодаря ей настоящим произведением искусства. Сегодня большинство книг популярных жанров представляют из себя весьма жалкое зрелище не взирая даже на то, что они содержат, зачастую, прекрасные литературные произведения. Что мы видим в большинстве случаев? Яркую красочную обложку под которой скрывается бумага самого низкого качества с зачастую весьма убогой гарнитурой шрифта. Жизнь заставляет издателей экономить буквально на всем и лишь в отношении некоторых авторов они делают послабления, издавая их книги более или менее приличным образом. Если же речь заходит о том, чтобы книга была проиллюстрирована должным образом, то ее цена моментально подскакивает до 350 рублей. Между тем 25 - 30 иллюстраций сделанных профессиональным художником-иллюстратором, белая мелованная бумага и добротное литературное произведение, пусть даже и написанное никому неизвестным до сего дня автором, способны самым радикальным образом изменить отношение читателя к книге, если при этом ее стоимость не превысит, скажем, 150 рублей. Вероятнее всего такая книга привлечет к себе внимание читателя.
  
   6). Тем не менее какой бы прекрасной книгой не была книга изданная автором, как ее издателем, под эгидой Гильдии, она никогда не будет продана, если не получит соответствующей рекламы и это еще одна обязанность Гильдии. Само по себе ее создание станет весьма значимым событием в культурной жизни России, а вместе с "Этическим кодексом русского писателя" это будет являться прекрасным информационным поводом для прессы. Помимо этого Гильдия в обязательном порядке должна ньюсмейкером, то есть иметь либо свое собственное рекламное агентство, либо работать по договору с уже имеющимися рекламными агентствами имеющими соответствующий опыт. В любом случае без грамотно проведенной рекламной компании сегодня невозможно продать ни один товар, тем более такой специфический, как книга.
  
   7). Вместе с тем Гильдия должна оказывать своим членам всяческую помощь, поддержку и защиту их прав. Иметь своих собственных юристов было бы слишком накладно и потому гораздо лучше будет обратиться к юридическим агентствам, имеющим опыт ведения подобного рода дел. С какими именно ситуациями сталкиваются писатели в жизни, объяснять не нужно, как и не нужно объяснять того, почему им, порой, нужна квалифицированная юридическая помощь и защита от произвола.
  
   В принципе для начала дискуссии этого вполне хватит, уважаемые коллеги. Тем более, что всякое ваше дополнение будет только приветствоваться, ведь данная статья является ничем иным, как предложением заняться созданием Гильдии независимых писателей России для того, чтобы не быть зависимыми от издателей и в то же время иметь реальную возможность издавать свои литературные произведения.
  

Каким образом должна работать Гильдия

и как автор станет издавать свои книг?

  
   Каждый ли автор, разместивший на страницах Самиздата достоин того, чтобы его приняли в Гильдию свои же собственные собратья-писатели? Очень сложный вопрос на который не к сожалению прямого и однозначного ответа хотя бы потому, что самым главным критерием истины в искусстве со стороны публики, потребляющей его продукты, является простое понятие: - "Нравится" и "Не нравится". Можно быть хоть трижды талантливым писателем, но при этом широкие читательские круги не будут воспринимать твои литературные произведения. Что же, такое тоже бывает и примеров тому очень много. Однако, в то же самое время со стороны самих писателей, редакторов и литературных критиков пресловутое "Нравится" и "Не нравится" читателям зачастую воспринимается как низменность вкусов и не более того.
  

Какими будут литературные планки и мерки Гильдии?

  
   Самая сложная и неблагодарная работа это разобраться с тем, кто есть кто в том же мире Самиздата и при этом не оскорбить действительно стоящего писателя отказом, а какого-то штукаря-борзописца записать в писатели в ущерб настоящим писателям и вообще литературе. Поэтому сначала было бы неплохо сначала разобраться с тем, какими бывают писатели.
  
   1. Весьма редкая порода писателей - графоманы. Хотя графоманами стремятся обозвать очень многих писателей, на самом деле они легко вычисляются. Графомания психическое заболевание и все графоманы, как правило, не имеют совершенно никакого понятия о каких-либо литературных формах не говоря уже о таких простейших вещах вещах, как завязка-кульминация-развязка, фабула, сюжет. Обычно графоманы легко отсекаются синопсисами. Написать громадный текст они могут легко, но вот осознать, что именно они написали, увы, им уже не дано, хотя как другие психические больные, страдающие паранойей, графоманы бывают крайне изобретательны в своем псевдотворчестве.
  
   2. Просто бездари. Как правило таких авторов легко вычислить по крайне скудному языку, множеству штампов, перепевам чужих идей и самому махровому, грубому постмодернизму, просто перепевам и самой обычной компиляции, так своего, оригинального произведения выдумать они не могут. В российской литературе последнего периода их много и все они, как один, грешат самой наипошлейшей вторичностью. И здесь даже рейтинги Самиздата не панацея. Поэтому рецепт их отсечения от тех писателей, которые достойны быть членами Гильдии, фактически один - отдавать рукописи претендентов в специально созданные фокус-группы.
  
   Так или иначе, но эти две категории писателей в Гильдию попасть не должны ни при каких обстоятельствах, иначе на ней с первого же дня можно будет раз и навсегда поставить жирный крест.
  
   3. Крепкие середнячки. Хорошие, добросовестные рассказчики увлекательных историй. Вот он, основной контингент Гильдии. Эти писатели готовы по сто раз кряду редактировать свои рукописи и не считают при этом, что они написали нетленку. Хьюго Гернсбек и его "Ральф" классический образец литературы среднего уровня, читабельной, в меру интересной, но, увы, Хьюго Гернсбек отнюдь не гениальный автор. Именно к этим авторам относятся и Жюль Верн, и Конан Дойль, и тысячи других авторов всех последующих лет. У каждого из них есть взлеты, но случались и неудачи. Эта категория писателей идеально подходит для Гильдии и именно из их среды происходят очень многие маститые писатели, которые были замечены издателями, получили возможность работать с хорошими редакторами, что в результате сказалось на их творческом росте и дальнейшей популярности.
   4. Действительно маститые писатели уже имеющие многомиллионные тиражи. К сожалению эта категория писателей при всем своем желании не сможет стать членами Гильдии только по одной той причине, что все они подписали контракты с издательствами и потому связаны с ними. Однако, в том случае, если коммерческие успехи Гильдии будут достаточно выдающимися, а гонорары независимых писателей внушающими уважение, то они обязательно придут.
   5. Гении. Вот это самый трудный вопрос, так как нельзя сказать навскидку, есть ли в России сегодня гениальные писатели. Наверное, есть, только их гениальность еще никак не проявилась, но двери Гильдии должны быть открыты для каждого достойного этого писателя и может быть в нее когда-нибудь заглянет и гений со своей рукописью.
  
   Отсюда сам собой происходит вопрос вопросов: - "А судьи кто?" Естественно, что сами писатели в таком деле, как отбор претендентов в Гильдию не могут быть судьями и самый простой выход из этой щекотливой ситуации это создание читательских фокус-групп по различным жанрам. Они могут быть созданы по такому принципу:
  
   Каждая из примерно 3-х фокус-групп должна иметь следующий социальный и возрастной состав:
  
   30 домохозяек в возрасте от 20 до 60 лет;
   30 работающих женщин (без ВО) в возрасте от 20 до 50 лет;
   30 работающих женщин (с ВО) в возрасте от 20 до 50 лет;
   30 работающих мужчин (без ВО) в возрасте от 20 до 60 лет;
   30 работающих мужчин (с ВО) в возрасте от 20 до 60 лет;
   50 студентов (юношей и девушек).
  
   Каждая фокус-группа читает книги не бесплатно, а получая за это деньги, пусть и небольшие, порядка 1500 - 2000 рублей в месяц, возможно и больше.
  
   1-я группа читает - детектив, боевик, приключенческую литературу;
   2-я группа читает - научную фантастику и фэнтези;
   3-я группа читает - любовные и исторические романы.
  
   При этом каждый такой читатель должен быть еще и рецензентом Гильдии, претендуя встать в дальнейшем ее действительным членом и кадровым рецензентом с более высокой оплатой труда. Каждая фокус-группа, набранная из людей любящих литературу и ее отдельные жанры, сможет таким образом с достаточно высокой точностью определить, будет ли та или иная книга интересна читателям. Разумеется, все файлы с рукописями авторов будут поступать к членам под номерами и различными кодами, чтобы над рецензентами не довлело чье-то имя. К тому же все те авторы, которые не прошли через сито такого отбора, вряд ли смогут потом смогут обвинить Гильдию в предвзятом к себе отношении, что представляется наиболее важным.
   В середине 90-х годов, когда Интернет в нашей жизни был еще экзотикой, авторы еще могли надеяться на то, что их там заметят. Сегодня ситуация изменилась самым радикальным образом. Благодаря тому обстоятельству, что на прилавки книжных магазинов целыми потоками хлынули книги весьма невысокого художественного уровня, а Интернет с каждым годом становился все доступнее, теперь чуть ли не каждый второй считает себя если не писателем, то как минимум полагает, что и он может написать детектив, боевик или повесть в жанре фэнтези. Самиздат является весьма ярким тому подтверждением и на его страницах рядом с великолепными литературными произведениями можно найти и жалкие, кустарные поделки, но зато это самая демократическая литературная площадка, крупное культурное явление нашей жизни, полезность которого практически невозможно оспорить. Одной из задач Гильдии как раз и заключается в том, чтобы не дать тем, кто уже является писателем, затеряться на пестром фоне литературных поделок и подделок.
  

Как автор превратит свою рукопись в книгу

и каким образом она будет продана?

  
   У каждого писателя свой творческий метод. Кто-то ради того, чтобы к нему поскорее пришло вдохновение ставил под ноги таз с горячей водой, а Александру Дюма для вдохновения требовалось, чтобы в его доме гуляла и веселилась молодежь. Да, мало ли еще какие могут быть способы привести себя в рабочее состояние, но как бы то ни было, технология превращения рукописи в книгу практически везде одинакова. Как только принято опубликовать литературное произведение того или иного автора, оно первым делом попадает на стол художественного редактора и тот вычитывает его самым внимательным образом.
   Первый этап работы. Пожалуй каким бы талантливым не был писатель, ему так или иначе нужна помощь художественного редактора, желательно имеющего специальное высшее образование, недюжинный ум, талант, отменную эрудицию, хороший литературный вкус и настойчивость. Пока автор пишет повесть или роман, глаз его так или иначе "замыливается" и потому он далеко не всегда видит в своем тексте аллитерации и даже сюжетные несостыковки, не говоря уже о том, что порой он начинает нарушать свое же собственное стилевое единство. В этом случае помощь художественного редактора ему просто необходима, ведь в его задачу как раз и входит устранить эти недостатки, указать на сюжетные огрехи и острее заточить авторский стиль, чтобы сделать его еще ярче и образнее. В конечном итоге только таким образом, через работу с редактором автор и может повысить качество своего литературного творчества.
   Для того, чтобы придать книге особый изыск и сделать ее настоящим произведением искусства, в большинстве случаев ее необходимо проиллюстрировать, причем делать это должен профессиональный художник-иллюстратор. Хорошая, высокохудожественная, да, еще и к месту поставленная в книге иллюстрация дает читателю ничуть не меньше информации и эмоций, чем сам текст литературного произведения. Сегодня, когда средства компьютерной графики и 3D графики сделались широко распространенными в среде художников-иллюстраторов, книга, проиллюстрированная подобным образом, может стать самым настоящим шедевром. Особенно если в ней будет 25 - 30 иллюстраций. Для того, чтобы в этом убедится, достаточно пройтись по сети и посмотреть на тематические обои для рабочего стола выполненные в соответствующих изобразительных жанрах. Поставить такие иллюстрации в книгу, что может быть лучше.
   Итак, мы определили двух самых главных помощников писателя, которые создают вместе с ним книгу, как произведение искусства. При этом следует также учесть и тот факт, что как редактор, так и художник-иллюстратор могут работать не в одиночку, а создавая вокруг себя небольшие творческие коллективы. Художественные редакторы свои собственные бюро редактирования, а художники-иллюстраторы творческие мастерские. В таком случае и художественный редактор, и художник-иллюстратор смогут работать сразу с несколькими писателями одновременно и при этом качество их работы ничуть не снизится, а даже наоборот, возрастет. Расстояние при этом не будет иметь ровным счетом никакого значения. Писатель может находиться в Петропавловске-Камчатском, художественный редактор (редакторское бюро) в Санкт-Петербурге, а художник-иллюстратор в Киеве. В эпоху Интернета в этом нет ничего необычного. Однако, как бы то ни было, возглавлять этот творческий процесс и направлять его в нужное русло будет один только автор и это в его руки в конечном итоге ляжет CD или DVD с записанным на него текстовым и графическими файлами.
   Второй этап работы. Итак, книга почти готова. Теперь ее текст должен быть подвергнут корректуре с целью исправления ошибок и опечаток, после чего наступает этап компьютерной верстки, запись на CD или DVD, после чего ее можно вести в типографию. Кто должен этим заниматься? Естественно не писатель! У него просто нет подобного опыта работы. Для этой цели помимо художественных редакторов и художников-иллюстраторов, корректоров и верстальщиков в Гильдии должны быть еще и литературные продюсеры, в задачу которых входит:
  
   1). Еще на самом начальном этапе работы, когда автор сдал свою рукопись художественному редактору, он должен встретиться со своим литературным продюсером или связаться с ним через Интернет и договориться о совместной работе по изданию и реализации книги.
  
   2). Литературный продюсер, ознакомившись если не с ее текстом, то хотя бы с расширенным синопсисом, должен определиться с тем, где ее лучше всего распространять. В принципе в поле его зрения должно находиться все пространство русской литературы, а это не одна только Россия, но вместе с ними другие страны СНГ.
  
   3). После этого литературный продюсер зондирует рынок и если его устраивает какой-то регион, начинает в нем рекламную кампанию, предваряющую продажу новой книги, которая будет издана под эгидой Гильдии.
  
   А теперь стоп! Это довольно упрощенная схема работы литературного продюсера. На самом деле литературный продюсер в Гильдии должен быть не один, их должно быть несколько десятков и все они должны быть привязаны к какому-то региону, то есть поделить между собой рынки сбыта. Практически повсюду у нас в стране есть полиграфические мощности, а потому нет совершенно никакого смысла печатать книгу в Смоленске, чтобы потом реализовать ее в Новосибирске.
   Более того книги своих писателей-издателей Гильдия будет продавать не через книжные магазины, а по системе торговли "Книга - почтой". Для чего это нужно делать? В первую очередь для того, чтобы резко повысить рентабельность издательского процесса и забрать у оптовиков и книготорговцев те самые 100 рублей, о которых было сказано выше. Тогда суммарный доход от продажи одной книги стоимостью в 150 рублей составит 120 рублей. Вместе с тем литературные продюсеры должны формировать книжные серии-библиотечки состоящие не менее, чем из 36 книг и оформлять на них подписку. Как об этом уже говорилось ранее, качественно изданная книга с достойным оформлением сегодня стоит в среднем 350 рублей. Продажа книги такого качества за 150 рублей плюс некоторые маркетинговые ходы и то, что писатели, члены Гильдии принимают на себя определенные обязательства в отношении их художественного достоинства, вместе с массированной рекламной кампанией позволят сделать такую подписку реальностью и тогда книги будут издаваться достаточно большими тиражами не менее 25,0 - 30,0 тысяч экземпляров. Естественно, что книги при этом должны будут выдерживаться в определенном формате и их вес не должен превышать 0,5 кг.
   Далеко не каждый писатель в состоянии заполнить своими произведениями всю серию, но при том условии, если он, заключив соответствующее соглашение со своим литературным продюсером станет ежемесячно получать авансовые платежи разумного размера, то для него будет вполне предпочтительным подождать несколько месяцев, чтобы потом получить всю сумму гонорара за книгу. Разумеется, при таком подходе литературный продюсер будет извещать читателей о составе книжной серии только на ближайшие 12 месяцев, так как писателю нет совершенно никакого смысла "замораживать" свою книгу на больший срок. Теперь можно продолжить.
  
   4). После того, как наступит ответная реакция, то есть продюсер соберет подписчиков на первую книгу одной из своих книжных серий, а это могут быть как тематические подборки, так и миксты он извещает об этом всех своих авторов и рукописи идут в работу, чтобы читатели могли каждый месяц получать новую книгу по почте.
  

Что Гильдия реально даст писателю?

  
   Помимо того, что писатели члены Гильдии смогут издать свои книги гораздо быстрее, чем в любом другом издательстве и при этом они ни на секунду не уступят никому, даже литературным продюсерам, своих авторских прав, они будут получать достаточно высокие гонорары от издания своих книг, сумма которых составит не менее 25,0 тысяч условных единиц и при этом 1 у. е. будет равняться 30 рублям.
   Более подробный ответ на этот вопрос будет содержаться в следующей статье, если эта вызовет положительные отклики у писателей, редакторов, художников, возможных литературных продюсеров, верстальщиков и корректоров.
  

Так нужна ли вам такая Гильдия, уважаемые коллеги?

  
   Вообще-то этот вопрос содержит в себе целый ряд следующих вопросов:
  
   1). Нужна ли Писателям такая Гильдия независимых писателей России, которая позволит им получать за свой писательский труд не 5% - 15% от прибыли издательства, имеющего доход в 20 рублей с книги, а 40% от прибыли, полученной от продажи книги по их реальной цене без посредников и при этом ещё и знать, что Писатель при определенных условиях и обстоятельствах минимум год сможет существовать за счет гранта, выплачиваемого Гильдией?
  
   2). Нужна ли Писателям такая Гильдия, которая позволит начинающим Писателям войти в профессию за счет грантов Гильдии?
  
   3). Нужна ли Писателям такая Гильдия, которая станет отстаивать интересы Писателей в любых инстанциях включая судебные?
  
   4). Нужна ли Писателям такая Гильдия, в которой не будет места собраниям и съездам, навешивающим ярлыки и выстраивающим их по рейтингу и ранжиру?
  
   5). Нужна ли Писателям такая Гильдия, которая позволит им не только заниматься Литературным Творчеством, но созданием Книги с большой буквы, как своего любимого детища, которое он посылает в мир?
  
   6). Нужна ли Писателям такая Гильдия, которая позволит Писателям не думать о том, как пробиться к Читателю через множество заслонов, выстроенных книжной мафией?
  
   7). Нужна ли Писателям такая Гильдия, которая не позволит Писателю наспех строчить низкопробные тексты, разлагающие нравственность и мораль молодёжи?
  
   8). Нужна ли Писателям такая Гильдия, которая позволит Писателю возглавить небольшой коллектив единомышленников, вместе с которыми он будет создавать Книгу, как Произведение Искусства?
  
   9). Нужна ли Писателям такая Гильдия, которая позволит всем тем людям, которые не являясь Писателями, в то же время быть сопричастными к созданию Книги, как Произведения Искусства?
  
   10). Нужна ли Писателям такая Гильдия, которая будет работать вместе с Писателями на благо страны, а не станет разлагать ее нравственные и моральные основы и устои, как это ради извлечения прибыли из стремления некоторой части наших сограждан к весьма сомнительным развлечениям и удовольствиям успешно делает целый ряд одиозных сочинителей текстов и их издателей?
  
   11). Нужна ли Писателям такая Гильдия, которая позволит повысить интерес Читателей к Литературе, а не к пошлым, низкопробным и грязным книжонкам?
  
   12). Нужна ли Писателям такая Гильдия, которая позволит наряду с книгами популярных жанров давать Читателю еще и поэтические сборники, литературно-философские эссе и другие аналогичные литературные произведения, которые в современных условиях либо издаются крохотными тиражами за счет средств Авторов, либо вообще не издаются?
  
   Уважаемые коллеги,
  
   Предлагаю вам посетить форум, посвящённый созданию Гильдии независимых писателей России. Главная задача Гильдии заключается в том, чтобы с одной стороны самым существенным образом облегчить писателям издание их произведений, а с другой стороны повысить гонорары. Никаких личных капиталовложений от вас не требуется сейчас и не потребуется впоследствии. Как это будет происходить, вы сможете узнать на форуме, если пройдёте на него по следующей ссылке:
   http://www.kubikus.ru/forum/link.asp?TOPIC_ID=4911
   С уважением,
   Old Alex, именно под таким ником вы увидите меня на форуме,
   Точно такой же автор Самиздата, как и вы все.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"