Олсуфьев Виктор Витальевич: другие произведения.

О Тайнах Эзотеризма И Их Раскрытии

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Peклaмa:


Оценка: 1.57*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Гюрджиев ( Гурджиев ), Суфизм и псевдо-суфизм. Каббала, Таро, Алхимия, Оккультная математика

  
  
   О ТАЙНАХ ЭЗОТЕРИЗМА И ИХ РАСКРЫТИИ
  
  
  
  "Среди всех народов и во всех странах существует предание [tradition] о тайной, скрытой, специальной, высшей форме знания, доступного человеку после прохождения через трудные обстоятельства" ("Декларация Людей Традиции")
  
  
  
  
  
  Недавно была опубликована тема (с последующей дискуссией) о эзотеризме, в которой, в частности, был сделано Вайтером утверждение, что в современном эзотеризме тайны уже особо не скрываются. Прежде чем высказывать свои соображения по этому вопросу, считаю нужным обсудить терминологию.
  
  
  
  Итак, говоря о "раскрытии тайн эзотеризма" необходимо выяснить, что понимать под "эзотеризмом", а также что - под "тайной" и ее "раскрытием" (*1).
  
  
  
  
  
   I. ЭЗОТЕРИЗМ
  
  
  
  Скрытое знание может быть секретом, а может быть тайной. Говоря языком измерений (*2), секреты лежат в плоскости нашего обычного сознания.
  
  Такими могут быть секреты изготовления стекла, политические и военные секреты, секреты боевых искусств, и др. Тайна же обладает глубиной, относясь к миру более высоких измерений. Примеры тайн - это тайны чисел, Сефиротов, Святой Троицы, имен Аллаха, и др.
  
  
  
  Секрет - это то, что можно расказать или показать, после чего он, будучи понят нашим обычным разумом, перестает существовать как таковой.
  
  Тайны же могут быть понята (полностью или частично) только в других, более высоких состояниях сознания. Для "нашего мира" (точнее, для нашего описания мира), раскрытие тайны - это только приоткрытие скрывающей ее завесы. Но и это немало. К тому же такое раскрытие может быть приготовлением к следующему шагу познания.
  
  
  
  Эзотерическими знаниями обычно называют те знания, которые доступны только узкому, "внутреннему" кругу людей, и скрываются от остальных, не принадлежащих к этому кругу (*3).
  
  
  
  Обычно под эзотерическими идеями понимают знание законов, управляющих нашим миром, связь этих законов (их иерархическую структуру), и, как результат такого знания, способы его применения. Естественно, что такого рода знание должно обладать большой силой. А поскольку человечество в целом безумно (и безумие его прогрессирует), это знание должно быть оберегаемо от злоупотребления.
  
  
  
  И хотя тайны эзотеризма раскрываются в более высоких состояниях сознания, эзотерические идеи настолько сильны, что даже той их части, которая может быть доступна обычному, "плоскому" сознанию людей (а именно эта часть и является предметом данного сообщения), достаточно, чтобы при неправильном применении привести человечество (а то и всю планету) к катастрофе. Таков взгляд эзотерической Традиции на этот предмет.
  
  
  
  Если раскрывается одна из тайн эзотеризма, то это предполагает, что с помощью нового знания становится возможным приблизиться к объяснению других тайн эзотеризма.
  
  
  
  
  
   II. ЯЗЫКИ ЭЗОТЕРИЗМА
  
  
  
  Для приближения к эзотерическим идеям существуют то, что можно назвать "языками" эзотеризма. Хотя от времен, когда люди были ближе к целостному знанию, до нас дошло много разных фрагментов, содержащие эзотерические идеи, "языками" эзотеризма будем называть некие системы, в своей полноте содержащие достаточно элементов (информации) для построения более или менее цельной картины основных принципов и законов, на которых построено мироздание (в той мере, конечно, в которой это доступно нашему "обычному" сознанию).
  
  
  
  Из сохранившихся до настоящего времени языков эзотеризма мне известно четыре "системы" (в более строгом смысле): "Ars Magna" Раймунда Люллия, Каббала, Алхимия и Таро. Кроме этого, достаточно эзотерической информации содержится в отдельных произведениях и группах произведений, относящихся к сферам человеческой культуры: музыке, архитектуре, орнаменту и литературе. Возможно, что существуют и иные языки.
  
  
  
  Математику можно не выделять в отдельный "язык", так как она является наиболее "чистым" возможным приближением нашего обычного ума к Реальности. Таким образом, для нашего обычного состояния сознания мы можем считать законы Космоса математическими и все "языки" (какими различными они не казались бы) ведущими к раскрытию одних и тех же математических тайн. Это положение может быть проиллюстрировано известной притчей Руми о винограде.
  
  
  
  Кроме "языков", (теоретически) достаточных для построения принципов мироздания, существуют так сказать "неполные" или фрагментарные языки, в которых тоже содержатся тайны, но которые недостаточны для построения целостного "здания". В некоторых таких из них часть знания потеряна (как в языке магии), некоторые даны в неполной форме (как язык Системы Гюрджиева) (*4). Некоторые учения, как например, астрология, содержат лишь отдельные (хотя иногда чрезвычайно важные) эзотерические "ключи" (*5).
  
  
  
  А. Ars Magna
  
  
  
  "Великое Искусство" Раймунда Люллия (заслужившего благодаря ему титул "Doctor Illuminatus"), является, пожалуй, наименее скрытой из всех систем. Люллий написал множество книг, показывающих, в частности, применение его (*6) системы. Хотя Ars Magna влияла на западную мысль в течение 400 лет, имя Люллия впоследствии было почти забыто (если не считать сатиры Свифта). Интерес к нему в опять возник в начале ХХ века благодаря Arthur E. Waite (*7), который рассматривал Люллия в основном как алхимика. Впоследствии за Люллия всерьез "взялась" Пирс (*23), но она рассматривала его в основном под религиозным углом. Кроме них можно упомянуть ныне модную Frances A. Yates (*24) и А. Боннер, опубликовавшую переводы некоторых трудов Люллия (*25). Что же касается самой системы, то, хотя книги сохранились, ни у одного ученого не хватило "духа" заняться ее изучением, несмотря на громадную популярность его учения в прошлом. (Что неудивительно, так ка нынешних "ученых" в основном интересует не знание, а публикация собственных книг.) О самой системе Люллия написано мало: краткая статья Мартина Гарднера, рассматривавшего Люллия как предтечу кибернетики (*26), небольшой обзор у Эрдмана (*27) да разбор в книге Yates (*24). Кто "копает" Великое искусство, тот, скорее всего, делает это для себя (*8). Как это и положено в эзотеризме.
  
  
  
  Таким образом, говорить о раскрытии тайн, изложенных на этом "языке", пока не приходится.
  
  
  
  Б. Каббала
  
  
  
  Говоря о тайнах Каббалы, уместно вспомнить новозаветный гностический апокриф ("Евангелие Детства"?), в котором учитель в школе объяснял еврейский алфавит. Рассказав о букве Алеф, учитель хотел перейти к букве Бетс, но мальчик Иисус вмешался и сказал, что учитель еще не объяснил Алеф. Рассердившийся учитель хотел ударить Иисуса, но тот начал говорить и долго рассказывал, объясняя тайны значения Алефа (единицы). Все были изумлены...
  
  
  
  Каббала всегда была очень закрытой системой. В былые времена ее нельзя было даже начинать изучать не достигнув некого (весьма преклонного) возраста. В целях сохранения системы от профанов, в нее (как это делалось почти в каждой "большой" системе) были намеренно введены как бы "ошибки", делающую ее практически невозможной для правильного понимания без устной передачи. Причем эти "неточности" касались основы основ - Каббалистического Древа (системы Сефиротов) (*9). Хотя в последние десятилетия появились работы, в которых одна из этих неточностей выявлена, но, во-первых, таких работ мало по сравнению с теми, которые используют "традиционный" подход, во-вторых, к ним, естественно, испытывают недоверие (как, в общем, и должно быть), и в третьих, исправление не настолько существенно чтобы значительно приблизить "любителя" к разгадке тайны. Так что все надежно скрыто...
  
  
  
  Что касается "популяризации" Каббалы хасидами, то с этим дело обстоит в точности так же, как и с другими подобными вещами. Многие "изучают", много книг написано и пишется. У поверхностного наблюдателя может создаться впечатление раскрытия, но, тем не менее, Каббалу для публики никто не "раскрыл". Во всяком случае, по публикующимся книгам это можно сказать с уверенностью. А устная традиция, похоже, так же хорошо спрятана, как и в былые времена.
  
  
  
  В. Алхимия
  
  
  
  "Королевская Наука", как справедливо называли Алхимию, пришла на запад через суфийские влияния. Ею занимались такие великие "западные" умы, как Раймунд Люллий, Фома Кемпийский, его учитель Альберт Великий, "Трижды ученый" Роджер Бэкон, Исаак Ньютон и другие. В Алхимии условие сохранения тайны соблюдалось всегда. Кроме высших мотивов, существовали и более практические. Те, кто разглашали тайну, имели шанс стать жертвой жадной до денег светской власти. Да и в наше время кто знает, какая судьба могла бы постичь неосторожного адепта...
  
  
  
  Книг и рукописей по Алхимии существует несметное множество и они продолжают писаться и издаваться, создавая совершено неверное впечатление утраты этой наукой таинственности. Но это впечатление обманчиво.
  
  
  
  В литературе по Алхимии известны три основных способа сокрытия тайны.
  
  
  
  Первый способ: ни в одном трактате не описывается процесс целиком. Всегда есть очень существенные пропуски и пробелы. К тому же, используются неверные, сбивающие с толку указания. Поскольку без наставника очень трудно выяснить, что правда, а что ложь, разобраться в Алхимии по книгам почти невозможно.
  
  
  
  Второй способ: "головоломка". В книге все может быть описано достаточно полно и без вранья, но текст разбивается на фрагменты, которые перемешиваются. Поскольку "картина" большая, а кусочки небольшие, то собирать такую головоломку можно годами. К тому же неизвестно, что найдешь в конце...
  
  
  
  Третий способ: аллегорический. Начиная, примерно, с XVI века, алхимики стали употреблять аллегории, сперва в литературе, а затем и в иллюстрациях. Так появились знаменитые "красные львы", "зеленые драконы" и пр. Если прибавить к этому, что а) один и тот же термин мог означать разное у двух авторов (а то и у одного и того же), и б) множество шарлатанов писали поддельные трактаты, используя те же выражения, то становится понятной трудность расшифровки текстов.
  
  
  
  Излишне говорить, что в настоящее время никакие секреты Алхимии не обнародованы, хотя книг издается немало. И даже если некоторые авторы (древние или современные) указывают в общем-то правильные направления поиска, то не так много найдется людей, склонных посвятить десятилетия своей жизни (а то и всю жизнь) разгадке Тайны. А у тех, которые на это готовы, часто бывают неверные цели (но о целях ниже).
  
  
  
  В XX веке Алхимия вдруг стала популярна среди ученых благодаря Карлу Густаву Юнгу. Теперь все "психологи" юнгианского направления считают своей обязанностью знакомиться с Алхимией. Они, вслед за Юнгом, считают, что "раскрыли секреты" древней Науки. Хотя связь действительно имеется, они все стали жертвой одной из методологических ошибок так называемого "научного" подхода (не хочу останавливаться подробнее). А что до "раскрытия тайн", то достаточно только почитать некоторые высосанные из пальца "юнгианские"трактовки, чтобы обходить литературу такого рода десятой дорогой.
  
  
  
  Г. Таро
  
  
  
  Система Таро - древнейшая из всех. Она, как считается в Эзотеризме, дошла до нас из такой далекой древности, даже о существовании которой современная "наука" не подозревает. Конечно, с веками и географией менялись описания и начертания, но сама система Таро оставалась прежней.
  
  
  
  В прежние времена о Таро прямо не писали, хотя оно иногда служило основой, "скелетом" произведений. В качестве примера можно привести Сен-Мартена (*28) и Элифаса Леви (*29). Эти книги (и ряд других) построены на Таро.
  
  
  
  Начиная с XIX века стали появляться (а потом и множиться) книги, уже рассматривающие систему Таро непосредственно. В настоящее время таких книг море, и они продолжают плодиться. К тому же появилось немыслимое количество колод карт Таро.
  
  
  
  Первый "удар" по Таро нанес уже упомянутый Arthur Waite (сам сделавший много для популяризации эзотеризма), который, руководствуясь поверхностным толкованием картин, поменял местами некоторые карты (*10).
  
  
  
  Но окончательно "добил" Таро пресловутый Алейстер Кроули. После, как он утверждает, бывшего ему "видения", он сдвинул всю цепочку Арканов. Сделал ли он это намеренно или нет, но в его варианте Таро как Систему разгадать уже невозможно. А если учесть, что многие стали употреблять "систему Кроули", а последующие авторы в основном "учились" на книгах предыдущих, то значительное количество (а может и подавляющее большинство) книг на эту тему "автоматически" является просто макулатурой.
  
  
  
  Должен добавить, что из всех англоязычных книг о Таро, которые мне попадались, пожалуй единственной стоющей книгой является книга "Цыганское Таро" доктора Папюса (*11). В его книге сразу чувствуется система, хотя книга тоже построена в какой-то мере как гооловоломка. После того, как я увидел в этой книге систему, пришлось потратить довольно значительное время, чтобы собрать эту "головоломку" и восстановить систему Папюса. К сожалению, после "сборки" я пришел к убеждению, что эта система неверна. Тем не менее, я очень высоко ценю эту книгу и ее автора. Из всех известных мне книг такого рода, то есть "открыто" пишущих о Таро, она содержит очень важные, ключевые принципы. К тому же, кто знает: может быть сам Папюс знал правду, но намеренно ее исказил в своей книге, что тоже было бы неудивительно.
  
  
  
  Хотя обилие книг и заключенной в них информации может создать у некомпетентного читателя впечатление "открытости" темы, но, насколько можно судить по результатам "открытий", от подлинного раскрытия тайн Таро мы еще дальше, чем наши предки.
  
  
  
  Д. Тайны культурного наследия
  
  
  
  В некоторых произведениях литературы содержится знание, с помощью которого можно (опять-таки, теоретически) раскрыть тайны эзотеризма. К таким произведениям относятся и Священные Писания (такие как Тора и Коран) (*12), и некоторые аллегорические литературные произведения, как например, считающаяся алхимической книга Andreae (*30). Комментариев немало, но где же разгадки тайн? Их как не было, так и нет.
  
  
  
  В музыке (об этом, в частности, писал Гюрджиев) также зашифрованы законы Космоса, выраженные через пропорции. Такая музыка (священная, храмовая и др) тем больше содержит ключей, чем она ближе к Объективному Искусству. Об этом нынче известно еще меньше, чем о литературе.
  
  
  
  Традиционным способом зашифровки законов мироздания издавна была архитектура (имеются в виду как отдельные здания, так и архитектурные ансамбли). Из наиболее древних произведений до нас дошедших мы знаем египетские пирамиды. Хотя книг на эту тему множество, и даже существует ряд оккультных течений, построенных на "пирамидологии" (*13), но большинство из толкований или не идут дальше астрономии, или, наоборот, пускаются в совершенно произвольные спекуляции (причем зачастую полностью противоречащие друг другу)
  
  
  
  Храм Соломона, как традиционно считается, являлся "моделью" Космоса. Не только размеры и пропорции его имели значение, но и наличие определенных предметов и материалов. Но из того, что о нем известно, повидимому, много не "вытащишь". И уж во всяком случае, для широкой публики.
  
  
  
  Гораздо позже, на Западе тайное знание воплощалось суфийскими школами в готических соборах. Об этом книг совсем немного. Фулканелли (он трактовал в основном изображения) (*31), Шарпентье (*32), и может, парочка других авторов (не приходящих сходу на ум) занимались (в той или иной мере) разгадкой тайн соборов с точки зрения принципов эзотеризма.
  
  
  
  Традиционно считается, что эзотерические принципы воплощались в самой различной архитектуре (античной, буддийской, индуистской, южно- и центрально-американскую и пр.). Суфийские школы (в частности, Накшбандийа) воплощали тайное знание в исламской архитектуре и в архитектурном орнаменте (гирихе). Архитектура не зря называется "музыкой в камне". Как и музыка, она использовала законы пропорций и цвета не только для строительства, но и для передачи древнего знания.
  
  
  
  Искусство орнамента также служило для той же цели. Как известно, на мусульманском Востоке искусство ковроткачества и уже упомянутый архитектурный орнамент (гирих) были суфийскими методами передачи знания. Книг, трактующих орнамент с философско-эзотерической точки зрения мне известно очень мало. На эту тему, в частности, кое-что писал довольно известный на Западе современный суфийский писатель Сейид Хоссейн Наср.
  
  
  
  Отдельные фрагменты, остатки древнего Тайного Знания сохранились, конечно, и в других областях: древней и античной скульптуре (*14), шахматах, искусстве каллиграфии, даже в старинных гравюрах и др. Но ум человеческий стал настолько фрагментарным, что уже неспособен связать разрозненные детали в одно целое. К этому следует добавить многие благоприобретенные дефекты мышления, которыми мы обязаны тем, кого Гюрджиев презрительно называл "учеными новейшей формации".
  
  
  
  
  
   III. "ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ" ЭЗОТЕРИЗМОМ
  
  
  
  Люди издавна старались использовать эзотеризм и его тайны для своих низменных, земных целей: разрушения, обогащения, достижения власти и пр. Достаточно известно примеров, связанных с Алхимией, откуда и пошло мнение, что цель Алхимии - добыча золота. В настоящее время, в соответствии с общим ухудшением человеческой психики, таких примеров стало существенно больше. Приведу некоторые примеры.
  
  
  
  А. Алхимические "школы"
  
  
  
  Не будучи в состоянии (естественно) разгадать секреты Алхимии, некоторые дельцы спекулируют на стремлении других к обогащению. Существуют курсы или семинары (не дешевые), на которых, как обещается, желающие могут получить как теоретические, так и практические знания по Алхимии. (Я знаю организатора таких курсов). Золото не добывают, но бизнес, учитывая моду на Алхимию, весьма неплохой.
  
  
  
  Другой пример - Адам Маклин, издавший ряд переводов и книг по Алхимии. Благодаря этим своим издательским "заслугам" он объявил себя знатоком Алхимии. Не будучи не только алхимиком (о чем смешно даже и подумать, зная его), но даже сколь-нибудь серьезным ученым, он, во-время зарегистрировав нужное domain name (известный, впрочем, метод), заполонил интернет страничками и теперь собирает урожай с наивных любителей, которые, попадая на его сайты, верят, что они получают от "самого Маклина" алхимические знания. На деле он просто "стрижет" их, продавая свои "курсы", книги, раскрашенные (бездарно) гравюры и т.д. Сам Маклин, к тому же, не только противно жаден, но большой врун и болезненно самолюбив и амбициозен. У него есть форумы, которые он модерирует "железной рукой", особенно стараясь не впустить каких-нибудь дельцов, которые могут составить конкуренцию его бизнесу.
  
  
  
  Б. Таромания
  
  
  
  Другой предприимчивый делец, Стюарт Каплан, заинтересовавшись в свое время картами Таро и написав о них малосущественную брошюру, превратил свой интерес в весьма процветающий бизнес, приносящий многомиллионные доходы. Практически не трогая эзотеризм Таро, он превратил его в объект коллекционирования. Карты Таро собирали и раньше, но только в XX веке появилось такое большое количество бездарных и несусветных карт Таро. Позднее Каплан написал громадную трехтомную Энциклопедию Таро (*33), разбирая его только с точки зрения разнообразных изображений. В ответ на всплеск коллекционирования тут же возникло предложение, и масса "художников" стали производить все новые и новые катры, одни ужаснее других. Процесс покатился как снежный ком, и Каплан (точнее не Каплан уже, а U.S. Games, Inc.) теперь сами производят и издают все новые и новые колоды на всевозможные "темы".
  
  
  
  Я думаю, что нет необходимости объяснять, что остается при этом от древней символики...
  
  
  
  В. Эзотеризм биржи
  
  
  
  Еще один пример извращения и попыток неправильного использования эзотеризма виден на примере "внедрения" эзотеризма в механизм спекуляций акциями (Stock Market). Загадки взлетов и падений акций издавна притягивали как магнитом желающих сделать состояние на бирже. Еще в начале века выходили книги, пытавшиеся связать циклы биржи с астрологией. С тех пор астрология уже изъезжена биржевиками вдоль и поперек. Значительное количество талантливых компьютерщиков создает сложнейшие программы, не только анализирующие ups & downs акций статистически, но и привлекая оккультные науки. Многие желающие разбогатеть обратили свое внимание на принципы эзотеризма, заложенные в математике. Теперь они изучают тайны древней геометрии, законы пропорций, пифагорейство, числа Фибоначчи и пр. Цель одна: найти космические законы, управляющие большими и малыми циклами. Естественно, часть этих людей просто одержимые, нездоровые люди. Но есть и вполне трезвые, преуспевающие биржевики с большим стажем. Я таких знаю.
  
  
  
  Впервые я услышал об этом явлении лет семь назад, разговорившись с одним крупным букинистом о книгах английского розенкрейцера Роберта Фладда. Его книги известны своими космическими диаграммами и схемами (что, собственно, меня и интересовало). Букинист рассказал мне, что у него есть один клиент, платящий за книги Фладда большие деньги. Учитывая, что эти книги в основном старинные, так как практически нет переводов с латыни (на которой они написаны) на английский, я стал расспрашивать о коллекционере. Тут и оказалось, что этот любитель покупает книги Фладда, стараясь разгадать биржевые циклы. Тогда я просто отнесся к этому как к курьезу.
  
  
  
  Хотя многие такие энтузиасты - типичные изобретатели вечного двигателя, дело не обстоит так просто. Один биржевый деятель по имени Вильям Ганн сделал в свое время очень большое состояние, оцениваемое, по слухам, примерно в 50 миллионов долларов. Если же учесть, что он сделал его в 30х -50х годах, то это для эквивалентно тому, чтобы заработать не менее 500 миллионов теперь. Богател он в основном за счет того, что ... практически не ошибался. Он скупал дешевые акции, которые, через какой-то промежуток времени, резко шли вверх. Этот факт считается подтвержденным документально, так как сохранились списки всех его сделок.
  
  
  
  Этот Ганн написал несколько книг, в которых объяснял и давал советы по покупке и продаже акций, но нигде не упоминал никакого эзотеризма. Только после его смерти, исследуя его архивы, было обнаружено, что он не только широко пользовался астрологическими вычислениями, но и оккультной математикой, в частности, пифагорейством, т.н. "квадратом девятки". Пользовался он и библейскими текстами (кстати, был весьма религиозен, как утверждают). Все больше и больше людей интересовалось его "системой" (которую, похоже, никто так и не разгадал), стараясь не только найти информацию между строк его книг, но и собирая те книги, которые были в его библиотеке: о законах вибраций, числах, по астрологии и пр. (*15). Впоследствии владельцами его архива было организовано целое издательство, печатающее (и по сей день) не только книги Ганна, но и всевозможные оккультные книги. "Ганноманы" (а их не менее 10 тысяч) покупают все это охотно, что владелицу издательства вполне устраивает. Выпускается и достаточно "эзотерический" Ганновский журнал (*34), имеющий множество подписчиков. И у издательства, и журнала, есть, конечно сайты. У кого-кого, но у этих дело идет. По крайней мере, так они говорят...
  
  
  
  Хотя масса людей старается разгадать метод Ганна, похоже, что это еще никому не удалось. Кто знает, может он и был тем исключением, которое подтверждает правило. С одной стороны, вроде разгадать некоторые тайны возможно, а с другой стороны, кто знает, может больше одного примера (в "финансовой" сфере) и не нужно? Он ведь, кстати, так секрет и не разгласил...
  
  
  
  Глядя с близкого расстояния на этот околоэзотерический ажиотаж, поневоле ощущаешь себя посетителем дурдома. Да и разве можно назвать здоровыми людей, посвятивших свою жизнь единственной цели - разбогатеть?
  
  
  
  
  
   IV. ПРИМЕРЫ СОКРЫТИЯ ТАЙН
  
  
  
  Конечно, невозможно доказать, что эзотерические тайны не раскрываются. Но можно попробовать это показать на примерах нашего с Вайтером любимого писателя Идриса Шаха.
  
  
  
  В 1957 Идрис Шах издал книгу "Тайное наследие магии" (*35). Эта книга является сборником переводов наиболее известных гримуаров (сборников заклинаний, талисманов и пр.) Эта работа Шаха считается очень качественной среди специалистов в этой литературе. Были, правда, пререводы и до Шаха, были, наверное, и после. Но почему Шах спокойно писал о магии? Потому, надо полагать, что эта часть магии является прикладной и ее раскрытие не является опасным, в отличие от раскрытия эзотерических тайн.
  
  
  
  Если же обратить внимание на его же книгу "Суфии" (*36), то в конце книги (в примечаниях) можно найти маленькую заметку о Таро, всего одну страничку. Не нужно быть специалистом, чтобы, прочитав эту страницу, обратить внимание на то, как осторожно и скупо Шах пишет о Таро. Он явно не склонен распространяться на эту тему...
  
  
  
  Другой пример. В этой же "Суфии" книге есть очень интересная глава об Алхимии ("Философский Камень"). Сама манера, в которой Шах писал эту главу, напоминает алхимические трактаты. А именно: с одной стороны, он изложил весьма важные вещи, с другой, целью автора было, похоже, создать во многом превратное впечатление. Получилось нечто среднее между откровением и дезинформацией. Слова могут быть буквально правильные, а впечатление, которое они оказывают на неподготовленного читателя - ложное. Поэтому зерно возьмет только тот, кто сможет.
  
  
  
  Также в той же книге Идриса Шаха по магии (*35) был объявлено, что готовится к публикации его книга "Тайное наследие алхимии". Тем не менее, эта книга была, по-видимому, уничтожена. Все просьбы прислать эту книгу Шах просто игнорировал, в то время как все другие свои книги он охотно присылал, и даже в нескольких экземплярах. Я не знаю никого, кто бы видел эту экземпляр этой книги. Время от времени я пересекаюсь с людьми, ищущими эту книгу Шаха - но напрасно. Возможно, что с ней произошло то же, что чуть не произошло в свое время с известной алхимической книгой Мэри Этвуд... (*37)
  
  
  
  
  
   V. О ПРИОБЩЕНИИ К ТАЙНАМ
  
  
  
  С древности известно, что для приобщения к тайнам эзотеризма (я по-прежнему, употребляя слово "тайны", имею в виду проекции Тайн (*16) на плоскость нашего обычного "сознания") должны быть соблюдены определенные условия. Хочу остановиться на некоторых из этих условиях.
  
  
  
  1. Понятно, что искатель должен обладать определенными способностями и склонностью к интеллектуальной деятельности, определенной тренированностью ума.
  
  
  
  2. Вторым качеством должна быть настойчивость. Это тоже кажется как будто очевидным. Но необходимо помнить, что на приближение к тайнам могут уйти годы, или даже десятки лет. Можно вспомнить знаменитого алхимика-практика Николаса Фламеля. Также Артур Ди (сын Джона Ди) писал, что он пятнадцать лет читал книги по Алхимии пока стал понимать истинный смысл написанного. Немалый срок, учитывая довольно незаурядные способности этого человека (*17).
  
  
  
  3. Третье необходимое качество - правильная цель. Если людей, удовлетворяющих первому условию много, а соответствующих второму тоже можно найти немало, то с третьим условием еще сложнее. Цели могут быть разные. Например:
  
  Жажда денег или власти
  
  Жажда славы
  
  Желание написать книгу
  
  Желание сделать открытие
  
  Желание помочь другим
  
  Желание знать и понимать.
  
  
  
  Из всех этих целей только последняя является истинной целью, преследуя которую можно получить желаемое.
  
  
  
  4. Четвертое условие (впрочем, оно связано с третьим) - это "надежность" человека (*18). Должна существовать уверенность, что он не поддастся соблазну разглашать узнанное и что он, в свою очередь, будет передавать знание только в надежные руки.
  
  
  
  Хотя эзотерические тайны не открываются намеренно, существуют, конечно, случаи их разглашения. Вызывается это, как правило, неправильными целями человека. Далеко ходить не приходится: Георгий Иванович Гюрджиев может послужить примером такого человека (*19), а Эннеаграмма - примером частично разглашенной тайной идеи.
  
  
  
  Таким образом, постижение тайн эзотеризма, говоря словами из "Крестного отца", дело трудное, но не безнадежное. Во всяком случае, в теории... (*20).
  
  
  
  Иногда люди недоумевают, для кого и с какой целью пишутся книги, содержащие частицы подлинного Знания?
  
  Не для профанов, конечно. От них это знание скрывается.
  
  Не для адептов. Они и так имеют это знание (или могут получить при желании).
  
  Книги пишутся для тех, кто, удовлетворяя ряду условий (часть из которых приведена выше), смогут продвинуться в своих поисках настолько далеко, что будут в состоянии извлечь скрытое знание из этих книг, что, в свою очередь, поможет им идти дальше. То есть, для потенциальных кандидатов во "внутренний круг". Ведь Традиция передачи должна сохраняться...
  
  
  
  
  
   VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
  
  
  
   А.
  
  Поскольку мир составляет единство (хотя и кажущееся нам множественностью из-за нашего "плоского" восприятия), то и подлинное знание о нем также едино. В нашем обычном состоянии сознания это единство невоспринимаемо, поэтому нам приходится использовать "костыли": модели, системы, "языки" чтобы насколько возможно приблизиться к этому знанию и, тем самым, расчистить дорогу к непосредственному восприятию Истины. Таким образом все подлинные пути и системы ведут к одной Истине, сходятся в одной точке. Отличие подлинных систем, языков эзотеризма от выдуманных и ложных определяется тем, что при постижении (пусть даже на уровне нашего обычного сознания) некой эзотерической тайны на одном "языке", это постижение может (и должно) открыть, увеличить понимание и других систем ("языков") эзотеризма. Это и отличает подлинную тайну эзотеризма. Примером этого может служить Эннеаграмма Гюрджиева. Будучи правильно применена, она может открыть совершенно новое понимание как других "языков": Каббалы, Таро, так и различных отраслей т.н. "научного" знания: Периодической таблицы, некоторых областей математики и пр.
  
  
  
   Б.
  
  До того, как достигнут определенный уровень понимания в одной из систем эзотерического знания ("языке"), не рекомендуется стараться совместить различные "языки" (*21). К сожалению, люди, читавшие много т.н. оккультной литературы, часто стараются сразу совмещать все со всем и лишь увеличивают путаницу, царящую у них в головах. К тому же сюда примешиваются понятия из многих новоизобретенных "систем" и учений, также употребляющих различную новую и старую терминологии. В результате - хаос... (*22)
  
  
  
   В.
  
  Существует немало людей, готовых охотно поделиться якобы известными им "эзотерическими тайнами". Из такой готовности немедленно следует, что эти люди - профаны и болтуны, таковыми тайнами не владеющими.
  
  
  
   Г.
  
  Я не касался в этом сообщении другой "половины" эзотерического знания, относящейся к развитию человека (работа над собой, знание и бытие, достижение более высоких состояний сознания и др.). Причины этому следующие:
  
  
  
  1. В развитие человека проявляются В ТОЧНОСТИ те же законы, которые управляют Космосом. Именно поэтому Гюрджиев указывал, что изучение мира и человека должны идти параллельно, что они помогают друг другу. Раз законы те же, то и тайны те же и, соответственно, так же скрываются.
  
   2. Кроме тайн, может скрываться и знание другого рода, относящееся к секретам. Эти секреты связаны в основном с упражнениями. Они не разглашаются для того, чтобы люди не повредили своему физическому и психическому здоровью неумелым обращением с техниками, требующими осторожности и индивидуального подхода. Примером могут служить дыхательные упражнения, манипуляции энергией, и др.
  
  
  
  Для того, чтобы не раздувать еще больше это и без того довольно объемное сообщение, я намеренно опустил некоторые темы, находящиеся в тесной связи с данным сообщением. А именно, о связях и соотношениях эзотеризма с математикой, с наукой в целом, с мистицизмом и религией. Может быть, сделаю отдельные сообщения (на своем сайте или на этом). Иншалла!
  
  
  
  Олсуфьев
  
  
  Примечания http://www.archives01.com/4W/Gurdjieff-ADZ-2.htm
  
Оценка: 1.57*4  Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  А.Владимирова "Телохранитель. Танец в живописной технике" (Любовная фантастика) | | В.Крымова "Возлюбленный на одну ночь " (Любовная фантастика) | | Я.Ольга "Допрыгалась" (Юмористическое фэнтези) | | А.Гвезда "Нина и лорд" (Попаданцы в другие миры) | | С.Суббота "Белоснежка, 7 рыцарей и хромой дракон" (Юмор) | | Д.Вознесенская "Таралиэль. Адвокат Его Темнейшества" (Любовное фэнтези) | | М.Веселая "Я родилась пятидесятилетней... " (Юмористическое фэнтези) | | Т.Серганова "Хищник цвета ночи" (Городское фэнтези) | | А.Емельянов "Мир Карика 3. Доспехи бога" (ЛитРПГ) | | В.Радостная "Еще немного волшебства, пожалуйста!" (Юмористическое фэнтези) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Атрион. Влюблен и опасен" Е.Шепельский "Пропаданец" Е.Сафонова "Риджийский гамбит. Интегрировать свет" В.Карелова "Академия Истины" С.Бакшеев "Композитор" А.Медведева "Как не везет попаданкам!" Н.Сапункова "Невеста без места" И.Котова "Королевская кровь. Медвежье солнце"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"