"Весь мир ничто по сравнению с человеческой личностью, с единственным лицом человека, с его единственной судьбой. Человек переживает агонию, и он хочет знать, кто он, откуда пришел и куда он идет..." (Бердяев Н. О рабстве свободе человека.,М., 1995)
Каждый человек хоть раз в жизни задумывается о том, кто мы - люди Земли, откуда мы пришли , для чего нам, единственным на планете, дан разум, кто живет рядом с нами, или мы - единственные ?
Еще больше подобные вопросы волнуют неокрепшие детские умы, ибо мы, взрослые, знаем, на каких непостижимых для разума основаниях покоится человеческое сознание: здесь и поток переживаний, и личное бессознательное вместе с любовью к другому человеку, и мир идеальных предметностей и многое другое.
Человеческий разум к тому же постоянно ищет "братьев по разуму" , но пока тщетно. Мы одни во Вселенной. Тут - то и возникает самый главный вопрос: "Как жить в гармонии со Вселенной?".
Либо человек чувствует, что живет в мире, как в своем доме, налаженном, гармоничном, занимая в нем свое законное место, либо чувствует себя затерянным и одиноким перед лицом бесконечности Вселенной, ощущая себя заброшенным в этот мир, во власть слепой и бессмысленной судьбы.
Не секрет, что основное противоречие всякого живого организма - борьба жизни и смерти, Солнечной системы - борьба силы притяжения и отталкивания и т. д. Но кто и ли что заложило эти противоречия в сущность мира? На этот вопрос тоже нет ответа.
Абсолютно непосредственно и достоверно нам дано лишь наше собственное Я.
Оно является для нас той точкой, из которой наше сознание озаряет нам весь остальной мир.
Учитель первым видит, как в последнее время обострились негативные изменения в физическом и личностном развитии наших школьников-подростков. И это относится не только к детям из неблагополучных семей. В современных условиях все чаще дети сталкиваются с ситуациями неопределённости, отсутствия достоверной информации, неуверенности. Часто они не знают к кому обратиться за помощью, чувствуют растерянность, потерянность, непонимание, одиночество.
В школьной программе понятия представлены по предметам слишком разобщенно, ученику трудно создать целостную картину мира, понять, что все в мире взаимосвязано и наполнено определенным смыслом, ему недостаточно специальных занятий, посвященных формированию социальных навыков, навыков общения, взаимодействия, гармоничного развития. Как кстати в школу пришли новые проектные технологии!!!
Создавая свой проект, мы вместе с детьми попытались ответить на вопросы, которые волнуют не только подростков, но которые человек задает себе в течение всей жизни: "Кто Я? Откуда Я? Куда иду?". В процессе работы дети-исследователи обращались к различным источникам знаний, расширяли свое видение мира, устремляли взгляд в прошлое, анализировали настоящее, старались проследить за непрерывностью событий во времени и отразить в них будущее. Обращаясь к научным источникам, учащиеся выстраивали постепенно целостную картину мира, понимая, что на всех уровнях развития Вселенной существует гармония и хаос как обратная сторона гармонии, и что в человеке все изначально гармонично и создано для счастья. Изучая теорию, ребята постоянно подкрепляли ее практикой, тренировались жить в соответствии с законами природы, применяли свои знания в повседневной жизни, обращали внимание на то, что полученные знания можно применять в любых областях, в различной деятельности.
Успешность - понятие относительное. Один маленький шажок в развитии, одна победа над собой, своей ленью, пессимизмом, одно доброе движение души, порыв искренности, дружбы, любви может быть, несомненно, намного большим успехом, чем любые количественные показатели (отметки, грамоты, победы в соревнованиях и т. д.). Об успехах наших учеников можно судить по их высказываниям:
Оля: " Я перестала смотреть на мир пессимистически, стала верить в себя, и свои силы..."
Леня: "Я стал лучше понимать своих родителей, сверстников, стал спокойнее и увереннее..."
Женя: "Мне стало интересно присутствовать на уроках, я заметил, что понимаю больше из того, что мы проходим, могу рассуждать, делать выводы, мне нравится учиться..."
Марина: " Я перестала бояться, что со мной что-нибудь случиться, перестала думать о плохом. У меня появилась цель - стать психологом и помогать людям..."
Надя: " Мне интересно открывать свой внутренний мир, познавать себя, общаться с членами кружка. Хорошо, когда тебя понимают! Я каждый раз с нетерпением жду занятий".
Можно сделать вывод, что участие в данном проекте повлияло на все стороны жизни наших детей: повысился интерес к учебе, улучшились взаимоотношения с окружающими, появилась уверенность в себе и своих силах; пришло понимание того, что не мы зависим от обстоятельств, а сами можем строить вокруг себя обстоятельства или управлять уже имеющимися; появилась ответственность за себя и свою жизнь, определенная цель и смысл жизни, начало формироваться мировоззрение.
Человек, сам отвечающий за себя не спасует перед трудностями, добьется того, чего захочет, не поддастся чужому негативному влиянию, не станет зависимым, и, самое главное, принесет в этот мир пример как жить в гармонии с миром и самим собой и передаст его своим детям.
Сейчас наши ученики окончили школу и поступили в ВУЗы. Мы верим, что им в жизни повезет. Пока рано судить об успехах работы учителя, его труд порой не всегда дает "ранние плоды", но если целью труда было сделать своих учеников счастливыми, то эта цель обязательно будет достигнута.