Вэдер Ольга: другие произведения.

Бд-19: Пятнадцатый

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
Оценка: 8.38*10  Ваша оценка:


   Q-15 работал в провинциальном институте курьером, уборщиком, грузчиком, дворником и ночным сторожем, на всякий случай дублируя охранную систему. Собственно, Пятнадцатого и собрали на испытательном стенде этого института. Предыдущие четырнадцать оказались неудачными, но от модели к модели сборщики и установщики ПО набирались опыта, в итоге пятнадцатый андроид был признан соответствующим требованиям. Пашка Соколов, молодой начальник ВЦ, потирал руки и объявил бета-тестирование. Поскольку Соколов обладал в известной степени юмором, Пятнадцатого обрядили в синий комбинезон из ультраткани с эмблемой института и вышитой надписью "Q-15. Курьер" на груди.
   Как выяснилось, Пятнадцатого лучше всего было использовать в режиме "подай-принеси", и директор окончательно свалил на него курьерские обязанности. Отправить и принять ценную корреспонденцию, сходить по делам бухгалтерии, если вопросы не решались по телефону, отнести и принести приборы с экспериментального завода и обратно - этим Пятнадцатый и занимался, на большее его ПО не хватало. За два с половиной года к андроиду привыкли, а одна из его программ, разработанная лично Соколовым, позволяла Пятнадцатому воспроизводить любую подпись от директора до начальника метрического отдела. На это дело смотрели сквозь пальцы, понимая, что на подлог у робота не хватит искусственного интеллекта, да и незачем ему это делать.
   Если бы андроид умел мыслить категориями "нравится - не нравится", то сказал бы, что ему нравится дорога на завод и обратно, конкретно короткий участок подземного перехода. Люди там ходили редко, зато сидел гитарист и играл. Поначалу Пятнадцатый не обращал на него внимания, тем более, что играл он плохо, порой у него лопались струны, гитара стонала и выла, но со временем андроид стал замедлять шаги, проходя мимо: игра гитариста заметно улучшилась, звук перестал плавать, переходы стали четкими, ритм не сбивался. Гитара начинала петь. Одевался музыкант просто - ботинки из потертой замши, брюки, куртка с капюшоном, постоянно глубоко надвинутым на лицо, однако открытые кисти рук не были руками человека. В неярком свете ламп на пальцах поблескивал металл.
   Робот? Но Пятнадцатый не слышал о роботах-музыкантах.
   Новая модель?
   Однажды он спросил об этом Соколова. Пашка покачал головой:
   - Таких еще не придумали.
   Пятнадцатый записал бы мелодии, которые играл в переходе гитарист, если бы в него встроили микрофон, но увы, разработчики позаботились лишь о записи видео без звука, к тому же видео писалось в черно-белом формате, а что касается угла съемки, то камера была встроена не очень удачно.
   Андроид позволял себе задерживаться в переходе, гитарист с удовольствием играл для единственного слушателя. Некоторые вещи он уже исполнял мастерски. Музыкант и слушатель ни разу не обменялись словами, но Пятнадцатый был убежден, что в переходе играет робот - металл явственно блестел на пальцах и ладонях.
   Поскольку Пятнадцатый после остановки в переходе изрядно добавлял скорость, то никуда не опаздывал, и ни у кого не возникала мысль, что андроид где-то теряет время.
   По пути он анализировал музыку. Было в ней нечто привлекательное, какая-то логика, связность, стройность. Лучше всего этот ряд понятий обобщало слово "гармония".
   - Существует ли программа игры на гитаре для андроида? - задал вопрос Пятнадцатый, зайдя в ВЦ и обнаружив там одного начальника.
   - Спятил, - уверенно сказал Соколов. - Внеплановое ТО тебя вылечит.
   Пашка так шутил. Пятнадцатый это знал, поэтому ждал ответа.
   - Кому в голову придет написать такую программу? - вздохнул Соколов. - Вы же струны перервете и гитары переломаете. Ты вон давеча свинцовый контейнер при разгрузке продавил.
   - Контейнер падал, я его поймал, - ответил робот. - В противном случае он задавил бы Никифорова.
   - А тому вообще нечего было делать на разгрузочной площадке! - рявкнул Пашка. - В следующий раз гони его в шею. Тоже мне, спаситель человечества.
   - Робот не может причинить человеку вред. Робот не может допустить, чтобы человеку был нанесен вред...
   - Пятнадцатый, не будь занудой, - Соколов демонстративно уселся за свою БЭВМ. - Сходи лучше в бухгалтерию, спроси, что там по поводу счета-фактуры.
   Поскольку локальные вопросы Пашка предпочитал решать по внутреннему телефону, его фразу следовало понимать так: "Сходи в бухгалтерию, им надо куда-то отнести счет". Пятнадцатый пошел и оказался загружен курьерской работой.
   На завод его отправили только через неделю.
   Как всегда, Пятнадцатый остановился послушать гитариста. Тот начал было играть какую-то мелодию, потом внезапно оборвал перебор, встал и упаковал гитару в чехол.
   - Много сегодня заработал, кореш? - раздался голос.
   Пятнадцатый повернулся - перекрывая оба выхода, стояли четверо.
   Низкий ровный голос из-под капюшона ответил:
   - Я не собираю деньги.
   - Тогда дай гитарку на вечер поиграть, - ухмыльнулся второй из четверки, протягивая руку к инструменту.
   Пятнадцатый развернулся с намерением спросить, что происходит, но ему нетерпеливо сказали:
   - Топай отсюда, железка. Если хоть одного из нас заденешь - разберут на составляющие. И тебя, - обратились к музыканту, - тоже это касается. Вали отсюда, а гитарку оставь.
   - Я не робот!
   Рука, завершающаяся металлическим кулаком, нанесла молниеносный удар в челюсть стоящему ближе всех грабителю. Раздался неприятный хруст, тот упал. Второй удар отшвырнул того, кто тянул руки к инструменту.
   - Атас! - двое бросились к выходу.
   Следом, потирая плечо, метнулся третий. Четвертый остался лежать.
   - Плохо дело, - наклонился к нему гитарист и сдвинул капюшон с головы, открыв затылок с аккуратной стрижкой и щеку. Через щеку шел глубокий шрам, напомнивший андроиду отпечаток витого кабеля. - Драться-то мне нельзя.
   Он выпрямился. Перед Пятнадцатым стоял мужчина, сильно изуродованный этим шрамом и рубцами от ожога.
   - Я ему, кажется, челюсть сломал, - продолжал гитарист, - к тому же он ударился головой. Ох, плохо дело. Можешь мне помочь?
   - Могу, - реакции Пятнадцатого почему-то были сильно заторможены.
   Человек бы сказал, что это от удивления, но может ли удивиться машина?
   - Подними его, отнесем в больницу, - гитарист вздохнул. - Влип я.
   Андроид поднял грабителя, понес.
   - По какой причине влипли? - спросил Пятнадцатый. - Их было четверо, вы защищались.
   - Четверо, да без оружия. Предел необходимой обороны, черт бы его побрал, - проговорил музыкант. - Мне драться нельзя, видишь? - он протянул руку, не занятую гитарой, на яркий свет: они выходили из перехода.
   Титановый сплав с сервоприводом. Не рука - живой кастет, и вторая кисть такая же. Понятно, почему вначале струны лопались при попытке играть: музыкант не умел рассчитывать силу.
   - Я мог бы сказать, что нашел его в переходе, - сказал Пятнадцатый, обдумав ситуацию.
   Резко остановившись, гитарист посмотрел на него с надеждой и благодарностью, однако спустя минуту покачал головой.
   - Нет, все равно найдут, - обреченно произнес мужчина. - Идем вместе. Как к тебе обращаться?
   - Пятнадцатый, - сказал андроид.
   - А я Андрей, - назвался гитарист.
  
   Спустя два дня в институт пришел мужчина в штатском, зато с красным удостоверением, и попросил записи с камеры андроида. Начальник ВЦ привел Пятнадцатого, снял блок карт памяти, подключил к ЭВМ. Совместными усилиями Соколов и человек в штатском, представившийся капитаном Денисовым, нашли карту с нужным фрагментом. Денисов просмотрел его несколько раз, недовольно щурясь, затем попросил дать карту под расписку и, пока Соколов возился с техникой, обратился к андроиду.
   - Давно ты знаешь Мезенцева Андрея Георгиевича?
   - Не знаю такого, - честно ответил андроид, за долю секунды обработав свою базу данных.
   - Мезенцев? Андрей? - вдруг отвлекся Пашка. - Гитарист, который года три назад на машине разбился? Елки-палки, я на его концерты ходил! Вот виртуоз был, сказочные аранжировки для гитары делал.
   - Почему "был"? - удивился Денисов, вытаскивая из внутреннего кармана пиджака фотографию.
   Со снимка на Пятнадцатого смотрело знакомое лицо со шрамом и ожогами. "А я Андрей".
   - Да, я видел этого человека, - сказал Пятнадцатый, - он играл на гитаре в подземном переходе между Строительным переулком и Заводским шоссе.
   - Ух ты, живой! - воскликнул темпераментный Пашка. - Отчего он не выступает?
   - Потому что ему руки раздробило, - пояснил Денисов, - поставили титановые протезы.
   Пятнадцатый не отрываясь смотрел на экран, где проигрывался зацикленный кусок видео. Запись велась под таким углом, что было непонятно, чья рука нанесла удар: молниеносный взмах - и человек отлетает в сторону. Другой взмах отшвыривает второго. Робот медленно перевел взгляд на свои руки. Пальцы блестели в ярком свете. Тоже титановый сплав.
   - Что он в переходе делал? - допытывался Пашка.
   - Играл, тренировался: в квартире маленький ребенок, не пошумишь. Ну и доигрался, - Денисов улыбнулся своему каламбуру, - ударил человека в переходе. Итог - черепно-мозговая со всеми вытекающими, пострадавший, когда очнулся, написал заявление.
   - Их было четверо, - сказал Пятнадцатый.
   Ему вспомнились гитарные переборы так явно, словно он прокрутил их в записи.
   - Они ему не угрожали, - заметил Денисов и повернулся к Соколову: - Павел Александрович, я забираю карту.
   И тогда Пятнадцатый сказал:
   - Человека в переходе ударил я.
  
   Соколов не находил себе места: раздражался, наделал ошибок в последовательности команд, наорал на лаборанта. Накануне он трижды проверил системы и программы Пятнадцатого. Не было сбоя, не мог андроид ударить человека, но Пятнадцатый упорно твердил, что бил он. Мезенцев на допросах молчал. Пашка всей душой сочувствовал музыканту, понимая, что от четверых в подземном переходе добра не жди, в то же время он искренне жалел Пятнадцатого: робот, намеренно причинивший человеку вред, подлежал уничтожению. На перепрограммирование не надеялись.
   Не было сбоя - значит, андроид действовал по своему усмотрению. Значит, нашел обход главных директив. Значит...
   Зазвонил телефон.
   - ВЦ, Соколов! - крикнул в трубку Пашка.
   - Капитан Денисов, - ответила трубка. - Я по поводу заключения.
   - Отдайте независимому эксперту, - недовольно сказал Соколов.
   - Павел Александрович, дорогой, - зажурчал Денисов, - нет в нашем городе экспертов по робототехнике, кроме вас и вашего заместителя. Делайте заключение, сроки горят.
   Злобно выругавшись, Пашка напечатал заключение, позвал Пятнадцатого.
   - Ты не бил, - сказал Соколов, - я знаю, что ты не бил.
   - Их было четверо, - проговорил Пятнадцатый, - они хотели отнять гитару.
   - Дурак, - подвел итог Пашка и отдал роботу конверт с заключением. - Искусственный недоинтеллект... черт. Отнеси документы в Следственный отдел капитану Денисову.
  
   Через месяц по решению суда Пятнадцатого с отключенными системами отправили на стенд для полного разбора. А еще через две недели в зале консерватории состоялся первый после аварии концерт гитариста-виртуоза Андрея Мезенцева.

Оценка: 8.38*10  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) А.Нагорный "Наследник с Земли. Обретение"(Боевая фантастика) А.Кочеровский "Везунчик Вако"(Уся (Wuxia)) Ю.Руни "Близнец"(Научная фантастика) А.Кристалл "Покорение небесного пламени"(Боевое фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези) В.Бец "Забирая жизни"(Постапокалипсис) С.Суббота "Драконий подарок. Королевская академия Драко ??"(Любовное фэнтези) А.Кристалл "Покровитель пламени"(Боевое фэнтези) В.Крымова "Скандальная невеста, или Попаданка не подарок"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"