"...О, великие книги прошлого и настоящего! Как жестоки и немилосердны к нам маленькие черные буковки по бумаге, которая, как известно, стерпит все и вся. А как быть людям? Людям, что понимают значение закорючек и иероглифов?!..", - хотел воскликнуть я с этих страниц, но...
Остановился и призадумался. Уж слишком пафосно прозвучит - не поймут. Осудят, засмеют. Быстро, пока никто не заметил, прячу воздетую руку в карман, и слезаю с броневика. А ведь, сколько всего умного сказать хотел! О великом, добром, вечном. О том, что книги играют умопомрачительную роль в нашей жизни. Впрочем, об этом поговорить можно, только осторожно, и (не дай бог!) без патетики.
Итак, книги...
В детстве и юности мы узнаем окружающий мир по ним ничуть не меньше, чем через непосредственное касание (вдыхание, лицезрение, "щупание", наконец). Все-таки проще прочитать о Гавайях и Корсике, чем лично побывать иже там - не каждому дано путешествовать так далеко: из-за свойств кошелька или личного здоровья. А погрузиться на морскую глубину? Побывать в племени ирокезов? Побродить среди мамонтов (и вымереть за компанию, если интересно). Все понарошку, и на ладони - доступно каждому, только пожелай. Конечно, речь о людях, чьи интересы не ограничиваются "желтой прессой", а то ведь некоторые "личности" и "Колобка" впервые читают лишь на пенсии (из-за перебоев с детективами на прилавках, должно быть).
"Великие книги! Могучие!", - спев сию хвалебную оду, спешу предупредить: "Коварство их соизмеримо лишь с пользой". О чем речь? Пока в меня не полетели камни, успокою: нет, я - не литературный критик, и, не дай бог, не цензор. Но! Выступая от лица простого читателя, разве не заметили вы заразной болезни, вползающей в ваш мозг? Раз за разом, страница за страницей, все ближе и ближе - к центру удовольствия, от услуг которого невозможно отказаться.
Грозная, заразная болезнь с пометкой "AWOL" ("нет в живых") на полях, имя тебе - Героизм! В каждой (не побоюсь обобщений) книге есть Главный Герой. О, это легендарная личность! Его можно ненавидеть и любить, проклинать или молиться. Герой или Героиня (пол в данном случае не имеет принципиального значения, хоть ОНО) всегда выделяются из общей, серой и убогой, массы прочих персонажей - статистов, призванных обрамлять основную фигуру, как рамка - картину или фото. Создавать антураж, влиять на поступки, заставлять раскрываться, являть миру потаенные черты характера, и все для Него - Главного Героя.
А теперь признайтесь честно - хотели бы вы играть роль "статиста"? В паре-тройке произведений - да, не спорю. Если "рамка" создана Мастером, а "фото" вышло неказистое. Переведя на простой русский без словаря: бывают все же харизматичные персонажи "второго плана", но чаще всего они и являются Героями с большой буквы. Вернее "И.О. Героя", если сам он - недалекий, серый представитель одноцветной людской массы. Но речь сейчас о правиле, а не о редких исключениях.
Значит, нет - не хотели бы? Вполне закономерно. Этот максимализм вкупе с эгоизмом (можно читать как "максимальный эгоизм" - значение не поменяется) заставляет нас хотеть только лучшего и враждовать с хорошим. Если земля - так полцарства, если жена - так принцесса (по текущему курсу уже лет сто одна принцесса приравнивается к двум графиням, одной баронессе и любому количеству служанок по вкусу), если проиграть - так миллион... Впрочем, мы отвлеклись.
Это все в мечтах, а в реальности?
Стерильный офис, душный кабинет, тесная кабина, канализация... Спец-одежда, ака роба... Собственный "разводной ключ" по специальности... Обидно! И дело даже не в известном правиле, согласно которому при рождении мы промахнулись и перепутали "место и век". Что изменилось бы, появись любой из нас три-четыре столетия назад? Шпаги-дуэли, прекрасные дамы и великие подвиги, говорите? А как насчет попрошайки и калеки в местном "баре" "Ржавый Гвоздь"?! Или слуги, подающего хозяину поводья верного коня перед ЕГО (не коня, ес-стес-ственно) очередным Великим Подвигом? Кто сказал, что геройство может быть гарантировано?!
Нет, дело не в столетии, мировоззрении или принятых сейчас законах, а в отношении к себе и окружающей действительности. В черепной коробке, где настойчиво бьется мысль, что "Я - достоин", "Я - особенный", "не тварь дрожащая и право имею".
А кто сказал, что это так?
Все из-за книг, что год за годом помогают нам чувствовать себя Героями, и совершенно не готовят нас к тому, что придется "работать" статистами, или даже серой массой. Взгляните на свою книжную полку: классика, современная проза - в вопросах героизма нет никакой разницы. Даже "маленькие люди" или "герои, слепленные из одних только недостатков" - все равно Герои. Они - Центр собственной вселенной, какими бы отъявленными мерзавцами не являлись. А вы, со своими положительными качествами (с несколькими высшими образованиями, пожертвованиями в фонд защиты детей и общественными работами на благо всего на свете) продолжаете сидеть на задворках этого самого общества. Назревает в связи с этим злободневный многовековой вопрос: "Кто виноват?". С кого (или чего) началось это убеждение в собственную "непередаваемую индивидуальность", в которую вы поверили так сильно, что теперь не мыслите собственного "Я" без этого ощущения?
Книги!
Начиная с детства и юности, они готовили вас к великим подвигам, интересной жизни и множеству еще не свершившихся открытий. "Кесарю - кесарево", и в ассортименте предлагались кому-то войны (а кому и воины), приключения на суше или под водой, в воздухе и в космосе. Индивидуальное общение или руководство единой массой, хитроумные интриги или открытые столкновения - каждый выбирал для себя сам. Но всегда, летел ли Герой вперед на амбразуры или стоял в стороне, (вроде как) командуя тысячной армией, - он выделялся, как многолетний баобаб посреди дрожащих осинок.
Любимый прием авторов последних лет - еще одна головная боль борцов с Героической заразой - супер-сверх-магические способности. Файерболлы из рук, лазеры из глаз, невидимость или еще-какая-нибудь-удивительная-смесь-бульдога-с-носорогом - современные романы щедро подливают масла в, и без того опасный, огонь. Вслед за авторами мы, читатели, начинаем копаться в себе, как огородники-маразматики, в поисках Неведомого. Убеждая сами себя, что "мозг человека до конца не изучен", "мало ли чего заложила в нас природа", или просто "а вдруг?". Вот с этого "а вдруг?" можно смело констатировать диагноз: "хронический героизм" (или "шизофрения в начальной стадии", кому как больше нравится).
Книги!
Вот она причина! Корень мирового зла! Так что? Все на амбразуры? Задавим на корню змея-искусителя?!
Что-то мне все это напоминает...
А-а-а, сжечь их всех! Очень здравая, весьма оригинальная мысль. И если, дочитав статью до сего момента, вы подорвались разводить "пионерский костер" - остальным (оставшимся на месте) просьба вытащить на свет божий спрятанные за ненадобностью камни и закидать ими "пионеров", да и вашего покорного слугу за компанию. Что б не замутнял ересью умы неподготовленных граждан.
Так-так-так. Очень доказательная статейка получилась, однако вывод в результате словесных изысканий меня совсем не порадовал, и даже как-то разочаровал. Было уже. Значит, придется опровергнуть все вышесказанное, придумать еще более яркие и весомые аргументы, начать с нуля.
В свое время именно по причинам заболевания нездоровым, оторванным от реалий героизмом (и по тысяче прочих и прочих причин) всю литературу решено было "перестроить". Публиковалась лишь "отражающая действительность проза". Помните? Чья это было действительность - другой вопрос, но факт остается фактом: героизм свели до уровня "станка и зубила". Что получилось? Великий Главный Герой запросто выполняет двойную норму нарезки даже самых "хитрозагогулистых" деталей, очаровывает доярку Любу и ее "рабочий коллектив", одним движением руки вытаскивает из пруда всех (даже не тонувших) купальщиков...
Хорошие были книжки. Почему же не прижился в умах подрастающей молодежи образ великого дурака-Ивана-и-дяди-Степы? Рискну предположить, что как раз из-за своей "приземленности" к быту и повседневности. Ведь чем хороши книжные подвиги? О них приятно читать, возлежа на диване, с подушкой под головой и мягким светом торшера. О них приятно помечтать, поудобнее устраиваясь на подушке и выключив свет. А разве сражаясь с драконом, успеваешь подумать о важности (и приятности, хи-хи) момента?! Даже после того, как загадочным образом завалив километровую рептилию (в чем лично я очччень сомневаюсь), мысль приходит только одна и по существу: "Слава богу, пронесло!". Потом, как показывает практика, действительно "проносит", так что никакого героизма.
Мораль. Книги дарят нам ощущение возможности собственных подвигов. Но надо иметь голову на плечах (с мозгами достаточными), чтобы понять - лучше данные возможности не использовать. Себе дороже. А любителей адреналина в ботинках - взять и скинуть с самолетов (особенно надоедливых - без парашютов), и покончить с этим.
Есть и еще одна особенность "заразной болезни", вернее ее мутированное воздействие на неокрепшие подростковые умы. Что ж поделать, все мы такими были, и в свое время прошли один из двух вариантов обострений. Или, замкнувшись в себе и зациклившись на собственных недостатках (у мудрствующих психологов сия стадия развития почему-то именуется "комплексом неполноценности") мечтали в одночасье превратиться в Героя с большой буквы и всем-всем-всем доказать: "Ух, я какой!". Или уже поверив в то, что "я - действительно Ух!" (по жаргону психологов - "мания величия"), демонстративно показать это окружающим. У кого-то эти признаки проявлялись четче, у кого-то - слабее, кто-то умудрялся маскировать одно под другое (самый распространенный вариант - имея первую стадию обострений, изображать вторую). Но, так или иначе, никто не миновал данные приступы и благополучно пережил их, продолжая двигаться дальше (за исключением тех индивидуумов, что до сих пор общаются с психологами, психиатрами или сами стали ими).
С диагнозом "подростковой мании величия" все как-то проще жить, чесс слово. Правила просты: "Кто не понял - тот неправ". Вломил по шапке пару раз, и все: тебя признали, оценили, полюбили. С вариантом "неполноценности" все много-много раз хуже. Тут даже если вломишь - не поможет. Окружающие-то поверят, что "ты крут", а сам? Себе, что ли, "вдалбливать"? Нет, так дело не пойдет.
И остаются в глубинах душ эти самые комплексы, потаенные желания, засекреченные мотивы... Вот откуда берутся маньяки, нытики и (вуаля!) авторы книг на наши с вами многострадальные головы! Придумывая очередных Героев с большой буквы, они мучают собственную неполноценность и наши умы, пичкают сверх-способностями и совершенным-супер-навороченным-ба-бах-оружием. В очередной раз верят сами и заставляют нас поверить в возможность Подвига. Одну такую книжку закомплексованного автора прочитают миллионы - и среди них найдется еще десяток графоманов-гениев, что захотят повторить действия Учителя. Замкнутый круг. Водоворот бумаги и идей в природе.
Так о чем это я? Ах, да! Героизм. Быть может, он не так уж плох, а? Человечество прогрессирует, стремясь к новым вершинам. Строятся заводы, взлетают космические корабли, делаются взносы в фонд защиты тайваньских попугайчиков. "И Пушкин, у нас же есть Пушкин!", - орут в таких случаях защитники книгопечатной продукции. И Достоевский, - добавлю я, - и Булгаков, и Чехов, и многие другие...
Уж простите за стандартный набор фамилий. Извинения - на автомате, потому как лично я не считаю их необходимыми, и горжусь классиками родины (патриотизм в чистом виде!). Но в последнее время упоминать эти фамилии стало "не модно", даже "стыдно" - потому как "банальщина" и "пусть ее иностранцы читают". Что ж, пусть. Слишком долго Россия носила незаслуженный статус "самой читающей" страны - пора делится с другими нациями, а нам, сирым и убогим, please, оставьте боевички, что ль, или "угарные" комедии. Мы и не такое кушали - легко!
Что я, правда, все о книгах, да о книгах? У нас же есть телевизор - великое изобретение ушедшего века! А в фильмах, между прочим, семена Героизма проросли еще более буйным цветом, потому как первоначально для любого кино-шедевра закомплексованными авторами пишется сценарий, а уж потом все действие играют актеры, которым страсть, как хочется побывать "в чужих шкурах". А координируется это безобразие режиссером, возможности которого двигать персонажи по своему усмотрению - кому хочешь вскружат голову.
Вуаля: очередной продукт озабоченного человечества, по превращению крохотного представителя себя в супер-мега-большое создание, которое кому-хочешь-что-хочешь-отвернет-и-перекрутит.
Если посмотреть пристально (и может даже через лупу), то все "продукты потребления" не ртом, а мозгами-чувствами - есть очередной способ донести Героизм до своих верных поклонников. Потому как закон каменных джунглей: "Если есть спрос, то будет и предложение". Другое дело, что реализовывать полученный заряд в настоящем цивилизованном мире (кроме как на попугайчиках отыгрываться) негде. Да и не надо, по правде говоря. Ну зачем нам далась Третья мировая или межгалактический конфликт с враждебно настроенными пришельцами?! Оно того не стоит. Правда. Если совсем воевать невтерпеж - можно в специализированные городские службы податься. В милицию или ОМОН, конечно, не возьмут, а вот в санэпидемстанцию - с удовольствием. Даже спецодежду выдадут, и спец-оружие! "Молитесь тараканы! По ваши мелкие душонки идет супер-мега-боец-за-чистоту-и-справедливость!".
А если серьезно, то есть способ почувствовать себя Героем. Честно! Все не так уж сложно, как может показаться на первый взгляд. Достаточно подключить воображение и приложить немного стараний (ведь руки у Главного Героя должны, хоть приблизительно, быть вставлены в нужные пазы - если, конечно, это не противоречит задумке автора). И всего-то надо озаботиться об окружении и собственных "статистах". Превратить свою "землю" (дом, квартиру, угол) в полцарства (можно в четверть-царства, как получится). Взять и хоть разочек посмотреть на жену, как на принцессу - и пусть она в халате и бигудях! Долой стереотипы! Царевна-лягушка тоже красотой не блистала, пока один извращенец к ней целоваться не полез.
Эх, на этой романтичной ноте я спешу закончить свое повествование. Любовь, товарищи, спасет мир! И помните, Дон Кихот, между прочим, тоже был Героем своего времени...