Аннотация: Если вы интересуетесь событиями в поэтическом мире...
С 21 по 25 мая в Киеве проходил Международный фестиваль поэзии "Киевские Лавры"-2008, объединивший под своим крылом почитателей современной поэзии и более сотни поэтов. Организатором фестиваля является журнал культурного сопротивления "Шо". В программе "Киевских Лавр" были выступления новых лауреатов и лауреатов прошлых лет, презентации издательств, журналов и книг, вечера украинской, русской, белорусской поэзии.
Программа фестиваля была настолько насыщенной, что даже участники не всё успевали увидеть, а порой и вовсе были приглашены одновременно выступать на двух разных площадках. Мы же с Ирис побывали лишь на одной площадке в один из дней, но даже за такой короткий промежуток времени получили массу впечатлений, которыми грех не поделиться с самиздатовцами.
Театр, как известно, начинается с вешалки (а сие мероприятие проходило в помещении театра "Актер"), ну а фестиваль - с открытых дверей. Рядом с этими самыми дверьми сидела женщина, внимательно присматривающаяся ко всему происходящему. Ей явно была вверена сложная миссия - охрана находящихся рядом книг, представленных поэтами. Наверное, именно поэтому она все время держала в руках трубку радиотелефона, так напоминающую рацию.
В свою очередь со сцены за всем происходящим наблюдал Андрей Грязов, член Союза писателей Украины, один из редакторов сайта "Поэзия.ру". Под его чутким руководством на сцену один за другим поднимались все новые и новые поэты и поэтессы.
Мы же в это время расположились в зале и начали потихоньку вовлекаться в происходящее. Чтение стихов авторами - особый процесс. Только автор может расставить акценты при чтении по собственному выбору. С другой стороны, автор может и смутиться на сцене от звучания собственной поэзии. Наблюдение за эмоциями поэтов - особо интересное занятие. Впрочем, главная задача этих проявлений настроения - достучаться до эмоций слушателя. Одним из первых на сцену покорять слушателей вышел Владимир Гутковский - член Национального Союза писателей Украины, автор поэтических книг "В то же время", "Не сезон", "Перебор", "Сюрлиризм".
Поэзия Марины Матвеевой (член Союза писателей Украины, литературный критик, журналист литературных изданий) заставила задуматься о философских аспектах жизни. Ее обращение дочери к маме с вопросами об одиночестве Бога вызвало бурные аплодисменты.
Известная поэтесса Татьяна Аинова очаровывала слушателей стихами о русском и украинском языках и лично мне почему-то напомнила Анну Ахматову.
Тем временем в зале молодые поэты, вдохновленные чтением стихов, творили собственные шедевры. Кто знает, может, на следующем фестивале именно им будет рукоплескать весь зал?
А после этого начался 1-й 'Критический минимум' в Киеве'. Известные поэты зачитывали со сцены свои стихи, а критики старались высказать собственное мнение по поводу особенностей их творчества. Однако поэты не боялись ничего - ни критиков, ни камер, нацеленных прямо в лицо. Во всяком случае, Борис Херсонский из Одессы (автор многочисленных книг поэзий, самой известной из них является "Семейный архив") смотрел прямо "в лицо" камере.
А вот и критики подоспели. Если честно, приблизительно так я и представляла себе настоящего критика. Но, как оказалось, "не так страшен критик, как его малюют" и критические замечания скорее можно воспринимать как анализ "творческого почерка" состоявшихся авторов, чем как обсуждение недостатков стихов.
На "Критическом минимуме" обстановка была весьма позитивной и жизнеутверждающей. Поначалу я подумала, что виной тому появившаяся на сцене бутылка. Но, как выяснилось, это была минеральная вода, а причиной веселого настроения Андрея Коровина (автора книги "Поющее дерево") была поистине дружеская атмосфера фестиваля.
Затем на сцене появился человек, силу обаяния которого просто невозможно не заметить. Это Бахыт Кенжеев из Монреаля (автор пяти романов, многих поэтических книг, лауреат нескольких литературных премий). Зал слушал его стихи с особым вниманием.
Во время выступления Кенжеева его тюбетейка важно лежала на краю стола рядом с бутылкой минеральной воды, хитро посматривая в зал глазами многочисленных полумесяцев.
Никто не хотел уходить из "Актера", однако взгляд на циферблат часов заставил нас забеспокоится - время позднее, а опаздывать на метро не хотелось. Последний кадр фоторепортажа был припасен для организатора всего этого образцового поэтического безобразия - Александра Кабанова. Вот он, человек с проницательным взглядом, в компании Андрея Грязова и поэтессы Оксаны Боровец. Кто знает, какие сюрпризы готовит нам Александр на следующий фестиваль. Ну что ж, будем с нетерпением ждать "Киевских Лавр" - 2009. Фестивали окончен и... да здравствует фестиваль!