"Хельмова Падь - особо изощренное военное искусство?"
Если спросить меня о том, какой из двух фильмов получился лучше, я, подумав, наверное, все же отвечу, что второй, потому как он обладает одним несравненным достоинством - Горлумом. При виде его мое сердце тает. А ведь умные люди, еще комментируя первый фильм, заметили, что это наиболее хорошо получившийся персонаж...
Этот компьютерный монстрик, во-первых, просто хорошенький, во-вторых, обладает столь эффектным раздвоением личности, что от смеха и умиления хочется кататься по полу. Правда, в некоторых местах показаны его некоторые нескладности и недостатки, но они мгновенно забываются, стоит начать ему говорить; ругаться с Сэмом из-за того, что тот смеет готовить кроликов, а не есть их сырыми, как положено; ловить рыбу; бороться с самим собой. Он воплощение того, что я хотела бы видеть в качестве Горлума на экране, даже будь фильм по-настоящему наполнен смыслом и философией. Еще одно его огромное достоинство в том, что он естественно вписывается в окружающий пейзаж и гармонирует с живыми актерами, в отличие от волчьих всадников, от которых несет стандартным боевичком...
Среди других героев мне особенно понравился Грима, наушник Теодена. Я подчеркиваю в нем актерский талант и великолепно подобранное амплуа. Он лучший из актеров, он оказывается в свое время на своем месте.
Остальные, впервые появившиеся на экране актеры, не обладают ничем замечательным. Единственное - прекрасной находкой является превращение Теодена вновь в нормального человека из околдованного Саруманом безобразного старика, но это, увы, нельзя отнести к достоинствам актера.
Энты не оправдали моих ожиданий. Нет в них чудесности сказочных персонажей и величия веков. Даже и не знаю, кто вышел хуже: энты или эльфы?.. Но сцена совета энтов в течение всего дня и их решение, что Мерри и Пиппин все же не орки, по инстине великолепна. Также как и захлестнувшее Изенгард наводнение, это действительно внушительно и впечатляюще.
Вообще, фильм не имеет никаких разительных отличий от первого: такой же затянутый (бедные зрители в течение последнего часа беспрестанно поглядывают на часы), что опять-таки не особо мешает его достоинствам; столь же наполненный красивыми картинками, ради которых я в основном и смотрю его; с той же замечательно подобранной музыкой, хотя, впрочем, на этот раз чуть хуже; все с тем же присутствием стиля.
Но в этой части гораздо больше характерных мест, над некоторыми можно до упаду смеяться, а другие оставляют даже некую удовлетворенность увиденным. Хотя и нелепостей здесь более чем достаточно: ноги у хоббитов ко второй части облысели окончательно (находились бедняжки по снегу!). А Гимли, знаете ли, похоже, решил влюбиться (как иначе назвать его поведение?), но почему-то вовсе не в Галадриэль, как предполагалось, а в Йовин! Впрочем, комментировать соответствие оригинальному тексту не входит в мою задачу, ибо это бессмысленно. Но, например, для человека, не читавшего книгу прямо-таки невозможно понять, куда же уходит Арвен, после длинного разговора с отцом. То ли она согласилась уплыть с ним, то ли решила остаться? Опять показана та ужасная сцена в Мории, когда все братство тупо стоит и ничего не делает, но во время борьбы с чудовищем случайно или намеренно показана огненная чешуя, что выглядит чрезвычайно красиво.
Но все это выглядит сущими мелочами по сравнению с главной нелепостью фильма - защитой Хельмовой Пади. Я вовсе не заявляю, что являюсь гениальным знатоком военной тактики и стратегии, но этот фильм попирает все известные принципы построения защиты крепости.
Первое: где смола, камни и вся та гадость, которая льется во всех книгах и фильмах на головы нападающих во время битв за средневековые города? Неужели защитники крепости не в состоянии додуматься до этого традиционного способа защиты?
Второе: почему солдаты должны стрелять лишь по команде Арагорна? Это оправдано лишь изначально, до тех пор, пока враг не подойдет в пределы досягаемости стрел, для экономии боевых припасов. Но ведь враги уже подошли! Первый стрелок попал! Ведь все равно ясно, что с этими войсками не договорится, и нет опасности спровоцировать врага, нанеся удар первыми. Целью стрелков является уничтожение как можно большего количества врагов, без собственных потерь. То, что они каждый раз вынуждены ожидать команду военачальника не дает достигнуть наибольшей эффективности. Более быстрые вынуждены дожидаться более медленных.
Третье: небольшое количество воинов в состоянии долгое время сдерживать во много раз превосходящие силы врага на узком участке. В фильме же это показано то слишком явно, то не действует вовсе. Вдруг, откуда ни возьмись, в стене появляется боковая дверь, которую нападающие почему-то не видят. И Арагорн с Гимли, прыгая в средину моста в состоянии сдержать и более того разбросать врагов, тогда как тем, кто находится за воротами этого не сделать.
С другой стороны бросание гнома и его просьба не говорить об этом Леголасу, выглядят трогательно и смешно; его подпрыгивание на стене и "участливое" предложение Леголаса описать происходящее или же найти подставку для друга, замечательно. Да и вообще у эльфа появились безумно милые уменья: он с разворотом через голову вскакивает на коня, съезжает по ступенькам. Кудесник!
Еще одной не реальной, но шикарной вещью, выглядит то, как конница проезжая по мосту раскидывает всех врагов. Ух, удаль-то у нас какая! Где ж она чуть раньше-то была?
Впрочем, фильм, как и первый, в качестве иллюстрации произведения удался. На этот раз режиссеру даже удалось в конце открыть следующее дыхание - сейчас как надают они этому Саурону! Но все же, этот фильм - не более чем красивая картинка, которой стоит полюбоваться.