Теперь, если еще раз исследовать полную шкалу аффинити в редакции Хаббарда уже с точки зрения цикла быть - создавать - делать - иметь, можно обнаружить ее цикличность. Критерием для классификации того или иного тона к определенному состоянию существования будут признаки рассмотренные выше.
Если начать с тона 8,0 - Быть Эстетом, и затем выписывать тона аффинити в гармониках, соответствующие состояниям существования, получится таблица:
Быть эстетом - состояние бытия
Творчество - находится вне объекта
Энтузиазм - состояние действия
Антагонизм - обладание объектом
Поражение - состояние бытия
Наказывать - находится вне объекта
Управление телами - состояние действия
Обладание телами - обладание объектом
Одобрение от тел - состояние бытия
Потребность в телах - находится вне объекта
Поклонение телам - состояние действия
Жертвоприношение - обладание объектом
Быть жертвой - состояние бытия
- - - - - - - - - - - - - - - -
Быть скрытым - состояние бытия
- - - - - - - - - - - - - - - -
Быть объектом - состояние бытия
Это наиболее хорошо изученная Хаббардом часть шкалы. Выделенные жирным шрифтом пункты есть на шкале у Хаббарда, а остальные добавлены для удобства восприятия этой последовательности.
По поводу отнесения того или иного тона к определенному состоянию в этой таблице может вызвать вопросы. Например, почему тон "Жертвоприношение" отнесен к состоянию обладание объектом. Тон "Жертвоприношение" это состояние сознания, когда человек ради обладания определенными объектами или живыми существами готов идти на жертвы. Это тоже форма обладания.
В этой последовательности можно также проследить общий принцип формирования бытийности:
"Вы до некоторой степени становитесь тем, с чем вы соглашаетесь".
Здесь слово согласие означает, что человек не просто сделал вид, что соглашается, а действительно начал воспринимать то, с чем согласился как свои собственные идеи. Причем, слово согласие в данной цитате имеет некоторый отрицательный оттенок. Согласие в данном контексте означает, что человек согласился с тем, что его собственные идеи не столь важны, как идеи, которые ему навязываются извне. Я уже отмечал, что поскольку Хаббард отрицает существование объективной реальности, любая идея персонифицируется. Поэтому слово согласие в том значении, которое ему придает Хаббард, означает, что некто, кто обладал более сильными постулатами, навязал вам свои идеи. То есть речь не идет о том, что существует объективная реальность, законы которой можно изучить и согласиться с другим человеком, который это делал до вас, что да, он был прав. Этот случай скорее будет определен как то, что вы и тот другой, оба согласились с кем-то неведомым, кто придумал эти законы природы для вас.
"Реальность можно определить как "видимость существования чего-либо". Реальность в своей основе является соглашением. Реально то, о чем мы согласились в том, что оно реально".
Это совсем другое мировосприятие и самые обычные слова могут иметь совсем другой смысл, отличный от того, который в них вкладываете Вы. Я считаю такой подход односторонним, половинчатым, но в данном контексте слово соглашаться будет использоваться именно в таком значении.
Но давайте вернемся к представленной выше последовательности.
Непосредственно выше тона "Быть эстетом", человек по собственному свободному выбору ассоциирует себя с определенной группой, продвигает в ней свои представления о мире и свои собственные цели. Потерпев поражение на этом уровне бытийности, человек принимает некоторые фиксированные идеи, принятые в группе, с которой он себя ассоциировал, как абсолютную истину и далее следует уже им. Тон "Быть эстетом" означает быть живым символом, олицетворением идей, которые человек принял как догму.
Так, что первый цикл в приведенной выше последовательности как раз и соответствует продвижению человеком идей, целей и образа мыслей той группы, с которыми он согласился. В эпиграфе приведена цитата из произведений Гегеля. В полном соответствии с данной цитатой, человек на данном уровне связывает себя с определенными идеологическими течениями. Например, определяет себя, как личность, в соответствии с течением как: "Я художник авангардист", - понимая под этим именно идеологическую, а не формальную сторону этого определения. Ниже по тону, человек тоже может сказать "Я художник авангардист", но означать эта фраза будет нечто совсем иное, что он нарисовал картину, которую вывесили на выставке авангардистов или, что некий критик причислил этого человека к течению авангардистов, или, что ему нравятся авангардисты и он пытается работать в этом стиле.
Потерпев поражение в первом цикле, человек соглашается с тем, что лично он, не может, не умеет или не хочет выполнить определенные действия. И тогда, он стремится достигнуть своей цели посредством других людей, иногда даже очень бесцеремонно, не считаясь с желаниями этих людей.
Потерпев поражение во втором цикле, человек опять меняет свое восприятие себя и окружающего мира и соглашается с тем, что мнение других людей может быть важнее его собственного. Эта точка на шкале обозначена как "Одобрение от тел", а ее гармоника на цикл выше обозначена как "Поражение". В связи с этим, я хочу уточнить некоторые детали. В первом цикле, человек ощущает себя личностью несущей определенную идеологию. Потерпев поражение в этом, он начинает ощущать себя телом. В одной из редакций шкалы аффинити Хаббард действительно написал в этой строчке рядом "Быть телом". Но здесь тоже есть некоторое различие. Потерпев поражение в первом цикле, человек обнаруживает себя как материальное тело, обладающее определенной массой и размерами. А вот потерпев поражение во втором цикле, в управлении другими людьми, человек начинает воспринимать себя как одного из этих людей, как человеческое тело. Так что строчку "Поражение", можно заменить на "Быть материальным телом", а строчку "Одобрение от тел", на строчку "Быть человеком".
Согласившись с тем, что он тоже является человеком, человек в третьем цикле строит свое поведение на признании значимости окружающих его людей. А когда такая стратегия не срабатывает, человек терпит поражение и воспринимает себя жертвой. В четвертом цикле он строит свою мотивацию на том, что не допустит, чтобы им управляли, командовали, приказывали или заставляли что-либо делать. Потерпев очередное поражение, человек соглашается с тем, что им могут управлять и приказывать. Но его протест переходит в пассивную форму, человек старается быть незаметным. Например, не попадаться на глаза начальству. Когда и эта стратегия не срабатывает и человек опускается еще ниже по тону, он соглашается с тем, что спрятаться невозможно, и начинает воспринимать себя объектом. Типичная фраза: "Со мной делают, что хотят".
Думаю, не нужно напоминать, что к каждому из этих циклов применима шкала эмоций от 0 до 8, подробно описанная в предыдущих главах. Каждый цикл можно разбить на отдельные тона и полутона и рассмотреть более подробно, состояние за состоянием.
Рассмотренную здесь циклическая зависимость, я определил как спираль третьего порядка. Одна из составляющих этой спирали зависимость быть - делать, а другая иметь - не иметь, как это показано на рисунке 20. Для удобства восприятия данной схемы, на ней показана только спираль первого порядка и спираль третьего порядка, а спираль второго порядка пропущена. Подробное описание этих состояний уже было дано выше, и я не буду повторяться.
Переходом от одного цикла к другому логичнее всего считать состояние "Быть". Рассматривать это состояние можно с разных точек зрения, и с точки зрения движения вверх, и с точки зрения движения вниз. При движении вниз, ее можно рассматривать как точку поражения, а при движении вверх как точку победы, точку выхода на принципиально новый уровень. Диалектика этого состояния, состоит в том, что здесь точка поражения совпадает с точкой состояния полной победы, и различие состоит только в динамике процессов. Когда человек движется вниз по тону, он воспринимает переход через эту точку как поражение, а когда движется вверх, воспринимает как победу.
Реальная жизнь, в нормальном состоянии, всегда сочетает в себе небольшие подъемы и небольшие спады. Но одни люди воспринимают эти колебания более остро, а другие гораздо спокойнее. В чем разница? Можно посмотреть на соответствие соционическим психотипам. Люди, которые обычно близки к тону 4 на шкале эмоций, выраженные экстратимы, по терминологии принятой в соционике, воспринимают окружающую жизнь более спокойно, чуть лучше, чуть хуже, ничего страшного. А вот выраженные интратимы, люди, эмоциональный тон которых близок к 0 или к 8, каждое улучшение воспринимают как, пусть маленькую, но победу, а каждое ухудшение как поражение, пусть даже небольшое. Поэтому вся их жизнь представляется этим людям как непрерывная череда побед и поражений.
Но и это еще не все. Хаббард рассматривает понижение тона аффинити всегда как нечто плохое, а его повышение как нечто хорошее. Это далеко не так. Любое усложнение структуры ВСЕГДА связано с понижением тона аффинити. Любое завершение определенного цикла действий ВСЕГДА связано с повышением тона аффинити. Цикл изменения температуры, цикл Карно, используется и в двигателях внутреннего сгорания, и в холодильной технике. Цикл изменения тона аффинити такой же параметр, от которого напрямую зависит движение нашей жизни. А эмоции это субъективное отражение этого параметра. И точно так же, как живые существа при возможности стремятся в более благоприятные для них климатические условия, человек стремится к наиболее благоприятному, с его точки зрения, уровню аффинити. Ниже этого уровня человеку тяжело, и человек стремится упростить себе жизнь, подняться по тону. Выше этого уровня человеку просто не интересно, и он стремится усложнить себе жизнь. Однако, чаще всего, человеческая жизнь проходит на уровнях аффинити несколько ниже желаемого, поэтому стремление подняться по тону, стремление к лучшей жизни, доминирует.
Существование различных уровней состояния "Быть", различных бытийностей, предполагает, что разные люди различным образом воспринимают и осознают самого себя. Сколько состояний "Быть" на шкале тонов, столько и основных типов восприятия человеком самого себя, различного понимания того, что такое "я". Бытийность человека предполагает, что человек определенным образом позиционирует себя в окружающем мире, с чем-то себя ассоциирует, от определенных вещей стремится отгородиться.
Дело не в том, как все выглядит с точки зрения физической вселенной или человеческого общества, а в том, как человек осознает происходящее. Человек может ощущать свое единство с определенной группой людей, ощущать себя частью физической вселенной или отождествлять себя с определенными идеями, определенной идеологией и все это он ощущает как часть своего "я". Когда речь идет о том, что человек в состоянии "Быть" обращает внимание только на самого себя, то имеется в виду не только его тело и сознание, но и все то, что он включает в свое понимание "я". Человек в состоянии "Быть" вовсе не является полностью замкнутым и оторванным от общения с окружающим миром. Просто есть ряд вещей, которые он включает в число своих интересов и есть вещи, которыми он практически не интересуется.
Это с точки зрения традиционной психологии, как правило, выстраивается логическая цепочка: одно тело, одна голова, один мозг, одно "я". С этой точки зрения, нормальный человек должен воспринимать как "я" только свое тело и свое сознание. При этом желательно, чтобы никакого раздвоения личности не наблюдалось. Шаг влево, шаг вправо воспринимается как ненормальность. Людей с детства учат воспринимать действительность именно таким способом. Но здесь речь идет не о том, как должно быть, а о том, как есть на самом деле.
Состояние "Быть", это не обязательно только медитирующий мудрец или эстет. В более низких гармониках тона "Поражение", человек может находиться не в столь хорошем состоянии. В качестве примера можно привести литературного героя, описанного Михаилом Лермонтовым в романе "Герой нашего времени". Печорин явно находится в состоянии "Быть". И еще он пораженец, он явно недавно опустился по тону. Он прикрывает нарочитым цинизмом те вещи, которые ему недоступны. Точнее те вещи, которые ему в юношестве казались привлекательными, или, если быть точнее, те вещи, которые, как он полагает, ему недоступны. В этот список попадают все объекты, идеи, возможности, по отношению к которым он признал свое поражение. Те вещи, в которых он разочаровался, ведь наверняка, он не всегда был таким циником и когда-то признавал ценность тех вещей, о которых потом стал отзываться пренебрежительно. А с другой стороны, Печорин демонстрирует свою независимость и свой эгоизм. Все, что он делает, он делает исключительно по своему собственному желанию, ни с кем и ни с чем не считаясь.
Для человека, сходного по своему типу с Печориным, который завис в состоянии "Быть", принятое в диалектическом материализме определение свободы: "свобода - это осознанная необходимость" - звучит как нелепость. У него совсем иной способ мышления, при котором есть необходимость, то с чем он согласился, потерпел поражение, и есть свобода, то, что он может делать по своему желанию. Для него, между свободой и необходимостью нет прямой связи, их разделяет его собственное "Я". Свобода отдельно, необходимость отдельно, это разные категории.
Для человека, который находится в состоянии "Иметь", это определение свободы тоже не вполне понятно. "Какая свобода?" - удивится такой человек: "Есть только необходимость, и я руководствуюсь ею ".
В состоянии "Создавать", человек не вполне поймет, что такое необходимость. Он скажет: "Я делаю то, что хочу, и потому что я сам это хочу, при чем здесь необходимость?".
Для человека, находящегося в одной из гармоник тона "Энтузиазм", реальным является не только собственное "я", но и его окружение. Наблюдая за своим окружением, такой человек, может заключить, что между свободой и необходимостью нет жесткой границы и в большой степени, то, что он считает свободой, это одна из форм необходимости, а необходимость можно использовать для того, чтобы извлечь из нее определенную свободу.
Следовательно, существо, которое дало диалектическое определение свободы, должно было находиться между состояниями "Делать" и "Иметь". Наиболее вероятным мне представляется интервал между тоном "Консерватизм" и тоном "Скука". Именно для этого диапазона тонов характерно восприятие мира, при котором есть понимание и свободы и необходимости, есть понимание связи между свободой и необходимостью, и свобода воспринимается как нечто, подчиненное необходимости.
Состояние "Быть" имеет свои особенности. В этом состоянии человек мало проявляет свои эмоции внешне, "неэмоционален", и очень хорошо контролирует внешние проявления своих эмоций. Внимание в состоянии "Быть" направлено на себя, на объект, который принято называть "я", на состояние своего сознания. Эту особенность состояния "Быть" используют во многих техниках, например в методиках тантры. Тактика поднятия по уровню состоит в том, чтобы привести человека в состояние "Быть", а затем в этом состоянии его удерживать. Вот как это описывает Ошо:
"Человек страдает из-за возможности выбора. Не выбирайте. Просто будьте! Это трудно, это кажется невозможным - но попытай-тесь. Во всех случаях, когда у вас имеется две возможности, старай-тесь быть посередине. Постепенно у вас появится интуиция, чутье, а раз у вас появится чутье, как быть в середине, - а это очень тонкая вещь, очень деликатная, самая деликатная вещь в жизни - раз вы имеете чутье, ничто не сможет возмутить вас, ничто не сможет заста-вить вас страдать. Тогда вы будете существовать без страдания".
После того, как человек в большой мере приходит в состояние "Быть", дальнейшая работа с ним заключается в том, чтобы поднимать его в более высокие состояния "Быть". Человек, даже отшельник, живет в реальном мире, подвергается воздействиям этого мира, уже только по этой причине, время от времени, у него будут появляться мысли, эмоции и необходимость действий в тонах аффинити отличных от состояния "Быть". К этому факту различные системы и разные направления внутри этих систем работы с сознанием относятся различно. В христианстве, для достижения более высоких состояний духа, отдельные представители монашества предпочитают отшельничество, для того, чтобы мирская суета и общение с другими людьми не отвлекали от мыслей о боге. В тантре к этому вопросу свое отношение:
"алхимия тантры призывает вас: не сражайтесь, относитесь дружественно ко всем энергиям, данным вам свыше. Приветствуйте их. Чувствуйте благодарность за то, что вы имеете гнев, что вы имеете секс, что вы имеете алчность. Чувствуйте благодарность, поскольку это скрытые источники, которые могут быть трансформированы, которые могут быть открыты. И когда секс трансформируется, он превращается в любовь. Теряется отрава, теряется уродство".
Любая проявившая себя эмоция рассматривается, как возможность найти источник энергии ее питающий, и возможность поставить эту энергию под контроль человека. Если эта эмоция расположена ниже по тону, чем состояние "Быть", в котором находится человек, при обработке она поднимается до этого состояния. Если эмоция выше по тону, чем состояние "Быть", в котором находится человек, ее обработка приводит ее в более высокое состояние "Быть", и это путь к новому пониманию себя и окружающего мира. Это один из способов поднятия человека в более высокие состояния бытийности.
Ошо критикует методы йоги, но мне встречалась и критика тантры со стороны йоги. Не следует слишком превозносить ни один из методов работы с сознанием. В тантре предлагается принимать себя и свои желания, такими, как они есть. Но это не вседозволенность, просто честный взгляд на самого себя. И гнев, и секс, и даже любовь, любая эмоция в тантре представляется, исключительно, как средство достижения более высокого состояния бытийности и должна быть преодолена. Это только инструменты для достижения высшей цели.
Методика преобразования эмоций в тантре предполагает, что человек заменяет одну эмоцию другой, отчасти на нее похожей, но расположенной выше по тону. Классическим преобразованием эмоций, можно даже сказать, фирменным знаком тантры, является преобразование эмоции гнев в эмоцию любовь. Вот как об этом пишет Ошо:
"Вы каждую минуту, сами того не осознавая, преобразуете свою энергию и изменяете направление ее движения. Вы в гневе, вы хотите разбить что-то, вы хотите разрушить что-то, вы хотите со-вершить насилие - попробуйте следующее. Возьмите кого-нибудь - вашего друга, вашу жену, вашего ребенка, кого угодно - и обни-майте и целуйте его или ее. Вы гневались, вы собирались разрушить что-то; вы хотели совершить какое-то насилие. Ваш ум стремился к разрушению, ваша энергия текла по направлению к насилию. Немедленно полюбите кого-нибудь".
Это может показаться весьма парадоксальным, ведь гнев и любовь кажутся антагонистами, вещами совершено несовместимыми между собой. Так в чем же дело, почему многотысячелетняя практика тантры рекомендует именно такую связку?
Давайте попробуем проанализировать эту связку, используя описанные выше зависимости. Для начала введем новую терминологию. Выше были описаны три спирали на шкале тонов. Векторы, перпендикулярные оси спирали и соединяющие ось спирали с некоторой точкой этой спирали, я буду называть векторами аффинити. В каждой точке шкалы аффинити уже упомянутым трем спиралям соответствуют три вектора. Каждый из этих векторов имеет две составляющие. Составляющие первого вектора: "изменять/сохранять" и "источник/приемник". Составляющие второго вектора: "формировать реальность /копировать реальность" и "значимость внутреннего/ значимость внешнего". Составляющие третьего вектора: "быть/делать" и "иметь/не иметь".
Рассмотрим преобразование эмоции гнев в эмоцию любовь с точки зрения этих трех векторов аффинити. При этом преобразовании первый вектор остается без изменений, и в тоне "Гнев" и в тоне "Любовь" человек является выраженным источником коммуникации. Но тогда возникает вопрос, почему тантра не предлагает преобразование из тона "Гнев" в тон "Веселье", ведь в этом тоне человек тоже является источником коммуникации и эти тона на шкале расположены ближе. На этом рисунке спираль, описываемая первым вектором, на обоих видах нарисована тонкой сплошной линией. Действительно такое преобразование возможно, но оно сложнее, чем преобразование из гнева в любовь. Для того, чтобы вы это лучше себе представили, я привожу рисунок 21.
Обратим внимание на второй вектор, во время преобразования из тона "Гнев" в тон "Веселье" он разворачивается на 180 градусов, превращается в свою противоположность. А вот во время преобразования из тона "Гнев" в тон "Любовь" второй вектор не изменяется.
Третий вектор изменяется в обоих случаях, но должно же что-то изменяться, на то и существуют преобразования. В итоге, анализ векторов аффинити показывает, что для преобразования тона "Гнев" в тон "Веселье", требуется изменить два вектора. А для преобразования тона "Гнев" в тон "Любовь", требуется преобразовать только один вектор, что, несомненно, гораздо легче и эффективнее.
Но преобразование эмоции гнева в эмоцию любви это только первый шаг в процессе дальнейшего преобразования:
" И любовь также не дол-жна оставаться любовью. Она должна быть трансформирована в свет, в медитативное переживание, в последнюю, предельную мистическую вершину".
Отбросив патетику, можно предположить, что Ошо имеет в виду преобразование тона "Любовь" в тон 9,5, лежащий выше тона "Быть Эстетом" на 1,5 тона. Вообще, при преобразовании на 4 тона выше, из любого тона, первый и второй векторы аффинити остаются неизменными. Так можно преобразовать тон "Горе" в тон "Изумление", когда человек, уже почти смирившийся с потерей, обнаруживает, что не все так плохо. Так можно преобразовать тон "Страх" в тон "Обожание", это часто можно наблюдать, когда мать бросается целовать избежавшего опасности ребенка. Так можно преобразовать тон "Антагонизм" в тон "Творчество", просто убедив человека, что его собственности ничего не угрожает. После этого, собственник с большой активностью начнет свою собственность украшать и проявлять на ней свои творческие способности. Так можно преобразовать тон "Скука" в тон "Созерцание", убедив человека найти нечто эстетичное в том, что его окружает, или, показав ему нечто эстетичное. Так можно преобразовать тон "Консерватизм" в тон "Наслаждение", просто сказав человеку, находящемуся в этом тоне, что он великолепно выполняет свою работу. Конечно, это подействует, если вы пользуетесь у него авторитетом. А тон "Веселье" легко преобразовать в тон "Восхищение". Развлекайтесь!