Опря Вадим Романович : другие произведения.

Циклическая теория эмоций. Глава 4. Состояния существования. #5 Отрицание состояний существования

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    09/01/2009 Выложена пятая часть четвертой главы.

Опря В. Р.

Циклическая теория эмоций



Глава четвертая

Состояния существования

5. Отрицание состояний существования


Диалектическое изменение не является
механическим процессом, это неожиданный,
спиралеобразный и динамический процесс.
Всё дело в том, что прежде чем совершится
какое-либо изменение (отрицание или
отрицание отрицания), данный объект
должен вначале, парадоксально, стать тем,
чем он является.
Данная теория проявляется в следующей
концепции: негативизм является существенным
элементом человеческой экзистенции и
условием изменения.
Джеральд Р. Уикс, Лучиано Л'Абат
"ПСИХОТЕХНИКА ПАРАДОКСА"

Последовательно переходя из одного состояния существования к другому в последовательности Быть - Создавать - Делать - Иметь, человек на каждом из уровней бытийности обращает свое внимание на вполне определенные категории и свойства объектов. В диапазоне 0 - 8,0 человек стремится проявиться как личность, самостоятельно выполнить определенное действие или задачу, связанную с объектом. На другом уровне, тот же объект человека будет интересовать уже в несколько ином качестве. В следующем цикле человек будет заинтересован выполнить то же самое действие с помощью другого человека. Еще ниже он будет использовать другие объекты или тот же самый объект, но уже в новом качестве, как нечто, позволяющее ему стать интересным с точки зрения другого человека. И так дальше. На каждом из уровней прослеживается зависимость Быть - Создавать - Делать - Иметь.
Так это выглядит с точки зрения того, к чему человек стремится. Но в реальной жизни, далеко не всегда человек может заниматься тем, что ему интересно, и может свободно выбирать ту категорию объектов и те их свойства, которые он желает. Вот, например, в школе от учащихся требуют, чтобы они сами выполняли задания, решали примеры, сами писали рефераты. В подобных случаях есть фиксированная категория - выполнить самостоятельно, и есть отношение к данной категории самого человека. Когда мы смотрим на происходящее с точки зрения фиксированных категорий, можно обнаружить, что в следующем цикле каждое из состояний существования превращается в свою противоположность.
В тоне "Поражение" человек находится в состоянии "Не быть" - отрицании состояния "Быть". Ни в каком другом состоянии человек не будет так последовательно и активно отрицать свою причастность к явлению, связанному с состоянием "Быть". И, одновременно, человек стремится занять определенное положение, "Быть" кем-то другим. В рассмотренном выше примере с учащимся, в этом состоянии он будет стремиться быть тем, кому не задали домашнего задания или тем, кто может не пойти на урок.
Опустившись по шкале тонов на два тона ниже, человек попадет в состояние, в котором он уже не может занимать положение "Не быть", в рассматриваемом случае, вынужден посещать занятия и получать домашние задания. Это состояние отрицания "Создавать". В этом состоянии человек будет активно отрицать свои способности в определенной области, например, будет отрицать свою способность решить пример, или будет отрицать свою способность запомнить материал, или свою способность понять, о чем вообще идет речь. Это не означает, что человек действительно неспособен, как и не означает, что он притворяется. Может быть человек, в самом деле, неспособен, а может быть, способен. Речь идет о том, что его внимание фиксировано на неспособности.
Еще на два тона ниже человек попадет в состояние отрицания действия - "Не делать". Это состояние, в котором доводы о неспособности не работают и человека принудили к действию, но он, вместо того, чтобы действовать, занимается чем-то другим. Может просто сидит и смотрит в книгу, пытаясь создать у окружающих впечатление действия. Может, пытается списать задание или вообще занимается совсем другим делом.
В тоне -6,0 (-3,0H), при фиксированном требовании выполнить задание самостоятельно, человек попадает в состояние отрицания "Иметь". В этом состоянии он уже не может не делать, и вынужден сталкиваться с последствиями. Обычно это выглядит так: "Я делал, но не успел", "Я хотел сделать, но у меня не было учебника", "Я сделал, но забыл дома". Здесь ключевой момент в том, что причиной того, что задание не выполнено, с точки зрения человека, является внешняя причина: недостаток времени, недостаток информации, пространственные, энергетические или материальные препятствия, а также, происки злоумышленников или чья-то чужая безответственность. Опять же, подчеркиваю, вполне возможно, что так оно и было, а может и нет. Таково субъективное мнение человека.
Так, что при фиксированных категориях, последовательность Быть - Создавать - Делать - Иметь, продолжается дальше в таком порядке: Не быть - Не создавать - Не делать - Не иметь. Но на этом она не заканчивается, далее следует отрицание отрицания. Потому, в третьем цикле последовательность вновь повторяется с положительным знаком, но в слабой форме: Вынужден быть - Вынужден создавать - Вынужден делать - Вынужден иметь.
В тоне -8,0, в состоянии "Вынужден быть", человек согласится с тем, что он имеет отношение к определенному явлению, но не по собственной воле, как в тоне 8,0, а по внешней необходимости. В этом состоянии принадлежность к явлению, сама по себе, человека не интересует, просто "так нужно". Например, нужно ходить в школу.
В тоне -10,0, в состоянии "Вынужден создавать", человек честно будет пытаться изучить объект и справиться с противостоящим ему явлением. На первый взгляд, это гармония тона "Творчество", но существенное различие в том, что ученик выполняет определенные действия не потому, что он сам так решил, а потому, что этого хотят его родители. Ученик из нашего примера, только промежуточная точка между родителями и конечной целью.
В тоне -12,0, в состоянии "Вынужден делать", человек будет ходить на работу, учебу, собрания, демонстрации или выборы не потому, что это его собственная цель, а потому, что так решили другие люди.
В тоне -14,0, в состоянии "Вынужден иметь", человек будет накапливать знания, энергию или материальные средства по причине того, что "так нужно", как следствие внешней причины.
Последовательность можно проследить еще дальше, в виде: Вынужден не быть - Вынужден не создавать - Вынужден не делать - Вынужден не иметь. Это уже стадия: отрицание отрицания отрицания. Это тоже еще не конец последовательности, но еще ниже, человек обычно настолько зависим от внешних обстоятельств, что теряет ориентацию в происходящем.
Откладывать последовательность состояний существования можно и от другой фиксированной категории. В приведенном выше примере, фиксированной категорией была мотивация на личность, то есть, последовательность была отложена от тона 8,0.
Если откладывать последовательность состояний существования от тона 0 вниз, то она будет выглядеть следующим образом:
Быть - Быть человеком, мотивированным на достижение своих целей при помощи других людей.
Создавать - Создавать условия и ситуации, в которых можно манипулировать другими людьми.
Делать - Активно манипулировать другими людьми, добиваясь своих целей.
Иметь - Стабильно удерживать ситуацию так, чтобы в зависимости от себя удерживать других людей.
Не быть - Поражение в деле управления другими людьми. Отказ от мотивации на управление другими людьми.
Не создавать - Активно избегать ситуаций, в которых необходимо управлять другими людьми.
Не делать - В ситуации, когда необходимо управлять другими людьми, уклоняться от этого.
Не иметь - Избегать людей, которыми нужно управлять.
Вынужден быть - Согласиться с необходимостью управлять другими людьми.
Ну и так далее: Вынужден создавать - Вынужден делать - Вынужден иметь - Вынужден не быть - Вынужден не создавать - Вынужден не делать - Вынужден не иметь.
Рассмотрим несколько известных литературных примеров, в которых герои пребывают в различных состояниях существования. Начнем с известной басни Крылова "Лиса и виноград". В этой басне описывается эволюция состояний лисы от обнаружения винограда до отказа от этого винограда и фразы: "виноград зеленый". В этой басне ничего не говорится о том, сколько времени у лисы заняла эволюция из состояния "Быть" в состояние "Иметь", говорится только, что, в конце концов, лиса потерпела поражение и отказалась от попыток достать виноград, то есть перешла в состояние "Не быть". Но сюжет басни построен как раз на том, что эволюция состояний на этом не закончилась. Дальнейшее падение тона лисы связанно уже с представлениями о том, что поражение связанно с потерей имиджа, потерей уважения, со стороны других жителей леса, возможно даже с потерей самоуважения. Многие люди очень болезненно воспринимают информацию о том, что они чего-то не способны делать. После признания того факта, что достижение цели невозможно ("Не быть"), лиса опускается в состояние "Не создавать", в котором лиса обращает внимание на то, что именно она оказалась неспособна достичь цели. Именно для этого состояния характерна эмоция стыд и может драматизироваться ощущение собственной неполноценности. Цель не достигнута, но в то же время и отказ от цели представляется невозможным, и падение по тону продолжается.
Следующее состояние "Не делать", и в нем лиса просто сядет, ничего не делая для того, чтобы достать виноград, и будет решать дилемму, как отказаться от намеченной цели и в то же время "сохранить лицо". Обратите внимание, когда состояния существования, основанные на мотивации на самостоятельные действия, уходят в отрицание, их заменяют состояния существования, основанные на мотивации воздействовать на других людей. Одним из вариантов такого воздействия, со стороны лисы, может быть просьба вороне продемонстрировать свой дивный голос, но в нашем случае, очевидно, такой вороны не нашлось. Поэтому, лиса пошла другим путем, путем воздействия на общественное мнение, PR . И здесь таким способом воздействия на общественное мнение, является, заявление, что "Виноград зеленый".
Когда тон падает ниже состояния "Не делать", человек перестает воспринимать свою ответственность за произошедшее поражение. В состоянии "Не иметь" он вдруг обнаруживает, что "виноград зеленый", и "неправильные пчелы делают неправильный мед". Ответственность за поражение перекладывается на внешние обстоятельства или виновниками оказываются другие люди. Вот в этот момент лиса уходит, почти убежденная в том, что все дело действительно было в винограде, что именно виноград висел слишком высоко или, что виноград, действительно был зеленым. А в мотивации воздействовать на других людей, этому соответствует состояние "Иметь", и в этом состоянии человек будет стремиться сохранить у окружающих убеждение, что виноград действительно был зеленым.
В басне лиса уверила себя в том, что виноград с самого начала не стоил ее внимания, и этого оказалось достаточно, чтобы уйти. Но события могли бы развиваться и по другому сценарию. У происходящего мог оказаться свидетель, ворона, которая могла заявить, что виноград великолепен, просто лиса не может или не умеет достать этот виноград. Что можно ожидать в таком случае от лисы? Понижения тона. Следующее состояние "Вынужден быть" и реакция лисы должна быть соответствующей: "Что значит, я не могу? Я могу!" И лиса будет доказывать свою способность достичь цели, но уже не потому, что она изначально хотела сорвать виноград, а для того, чтобы доказать другому существу свою способность достичь этой цели. Это совсем другая мотивация. На этом этапе мотивация делать самому вернется в положительную фазу, а мотивация управлять другими людьми перейдет в отрицание. В этом состоянии человек сам легко управляем и его легко "взять на слабо".
Еще один пример путешествия вниз по состояниям существования описан в книге "Крестный отец" Марио Пьюзо или в одноименном фильме, который снял по этой книге режиссер Френсис Форд Коппола. Главный герой Майкл, будущий глава мафиозного клана, проходит через ряд состояний, которые показаны очень достоверно.
Еще до описываемых событий, в детстве, герой, очевидно, воспринимал деятельность своей семьи положительно, восхищаясь своим отцом и братьями. В детских играх, он, вероятно, играл в отважного бандита, который дурачит глупых полицейских. Всего этого в книге и в фильме нет. В самом начале книги мы обнаруживаем Майкла демобилизовавшимся из армии после второй мировой войны. Его позиция в этот момент такова: "Я не такой, я ничего общего с деятельностью мафии не имею". И он дает понять об этом своей девушке:
"Майкл давал ей понять, что является чужим в мире отца".
Очевидно, что его состояние, по отношению к деятельности мафии стабильно расположено где-то между состоянием "Не создавать" и состоянием "Не иметь", относительно самостоятельного действия. И, соответственно, "Создавать" и "Иметь" относительно управления другими людьми. В данном случае, Майкл отказывается от контактов с мафией (кроме семейных контактов), создает себе имидж человека не связанного с мафией и стремится сохранить о себе такое мнение.
Спустя некоторое время, семья Майкла оказывается вовлеченной в конфликт между мафиозными группировками, и жизни дорогих для Майкла людей угрожает смертельная опасность. Назревает необходимость выбора. Майкл опускается по тону и переходит в состояние "Вынужден быть". Он вынужден опасаться за собственную жизнь, и вынужден постоянно находится под охраной боевиков своего клана. Ситуация обостряется и Майкл оказывается вынужден перейти к активным действиям, совершает убийство продажного полицейского. Это состояние "Вынужден делать". Это противоречит убеждениям Майкла, но это его долг перед семьей. Делать что-то во имя долга, это и есть состояние "Вынужден делать".
После убийства полицейского Майкл вынужден на время покинуть США, и уезжает в Италию. С одной стороны, его внимание переключается, он общается с людьми и наслаждается природой своей родины, но по отношению, к конфликту, в который вовлечена его семья, тон Майкла падает еще сильнее. Он чувствует, что в это тяжелое время должен быть с семьей, но "Вынужден не быть", " Вынужден не делать", " Вынужден не иметь".
Прожив некоторое время в Италии, Майкл получает возможность вновь вернуться в США. Он поднимается по тону и вновь попадает в состояние "Вынужден быть". Но теперь, уже с точки зрения положительной динамики, подъема, он воспринимает свой долг перед семьей как нормальное явление и постепенно становится лидером мафиозного клана. Знаменитая фраза из фильма, "Ничего личного, это бизнес", как раз и выражает состояние "Вынужден быть": я не желаю тебе зла, но вынужден так поступить.
Это примеры трагедий, движения по состояниям вниз. А вот Герман Гессе в своей книге "Сиддхартха" описал подъем человека от одного состояния сознания к другому. В основе сюжета книги лежат легенды древних индийцев о просветленных учителях, таких как Будда. Художественный прием, который использовал Герман Гессе состоит в том, что он свел вместе нескольких просветленных, Будду Гаутаму, сына брахмана Сиддхартху, его друга детства Говинду и Васудеву, перевозчика на реке. Кстати, у Германа Гессе, Сиддхартха и Будда Гаутама, это два разных человека. Каждый из этих героев идет к просветлению своей, неповторимой дорогой, но наиболее подробно описан путь Сиддхартхи.
В самом начале книги молодой Сиддхартха - будущий брахман. И хотя ему прочат великое будущее учителя и возлагают большие надежды отец и мать, он уже поднялся выше состояния "Вынужден быть", долг перед родными и учителями забыт и Сиддхардху мучат сомнения. Он уже вступил в фазу отрицания, в состояние "Не иметь" и наконец, решается, и покидает родной дом в поисках своего предназначения. Он уходит к саманам, странникам аскетам, которые голодали, умерщвляли свое тело, свои чувства и свое сознание, пытаясь уйти от своего "я". Для Сиддхартхи этот отказ от жизни, попытка обрести просветление через активное отрицание, это состояние "Не делать". Так проходит три года, но сознание Сиддхатхи вновь и вновь возвращается в тело, а просветление все не наступает. И тогда в жизни Сиддхартхи наступет новая фаза и он начинает сомневаться в том, что путь саманы приведет его к просветлению. Он говорит Говинде о своем учителе:
"Шестьдесят лет прожил он на свете, а Нирваны не достиг. Он проживет и семьдесят, и восемьдесят. И мы с тобой проживем столько же, будем подвигаться, будем поститься и размышлять, а Нирваны все-таки не достигнем, - ни он, ни мы".
Как ни странно, хотя сам Сиддхардха не осознает произошедшего, путь саманы позволил ему преодолеть фазу отрицания и он начинает смотреть на мир совсем иначе:
"Что означает оставление своего тела? Какой смысл имеет пост или задерживание дыхания? Все это - бегство от "Я", все это лишь кратковременное убегание от мук своего бытия, кратковременное самоусыпление, дабы не чувствовать страдания и бессмысленности жизни. Но то же временное освобождение, ту же кратковременную бесчувственность погонщик волов находит на постоялом дворе, когда выпьет несколько чашек рисового вина или перебродившего кокосового молока. Тогда он перестает чувствовать свое Я, перестает чувствовать страдание жизни; на короткое время ему удается одурманить себя. В своей чаше с рисовым вином, над которой он задремал, он находит то же самое, что находят Сиддхартха и Говинда, которые путем продолжительных упражнений выходят из своей телесной оболочки и пребывают в Не-Я. Вот как обстоит дело, о, Говинда!"
Это состояние "Не создавать", состояние отрицания своих способностей. Возможно, если бы события развивались иначе, если бы у Сиддхардхи не появилась новая надежда, он со временем успокоился, возможно даже вернулся к своему отцу и стал почтенным брахманом, вернулся к состоянию "Вынужден быть". Но события развиваются по другому сценарию, Сиддхардха и Говинда узнают:
"будто явился некто, прозванный Гаутамой, Возвышенным, Буддой, и будто этот некто преодолел в себе страдания мира и остановил колесо возрождений.
Окруженный учениками, он странствует по земле, возвещая свое учение - нищий, не имеющий ни дома, ни жены, в желтом одеянии аскета, но с ясным челом, блаженный.
И брахманы и князья склоняются пред ним и становятся его учениками".
Это событие позволяет сделать Сиддхартхе следующий шаг. Он покидает саман и идет к Будде Гаутаме, слушает его проповедь, смотрит на него самого, и избирает свой собственный путь. А Говинда идет вслед за Буддой. И хотя Сиддхардха идет собственным путем, он во многом повторяет путь самого Гаутамы. Ведь вот что говорили о Будде саманы:
"Он слышал, что этот якобы Будда раньше был аскетом и жил в лесу, но потом вернулся к мирской жизни и наслаждениям, и это внушило ему дурное мнение о Гаутаме".
Гаутама, по версии Германа Гессе, шел к просветлению через отрицание к принятию своего "я", а затем к освобождению. Вот и Сиддхадха идет тем же путем:
"Сиддхартха поднял глаза и оглянулся кругом. Улыбка заиграла на его лице, и все его существо пронизало такое чувство, точно он пробудился от долгого сна. Он двинулся дальше, но теперь он шел бодрым скорым шагом, как человек, знающий, что ему нужно делать.
- О, - думал он, вздохнув с облегчением, - теперь я не дам больше Сиддхартхе ускользать от меня. Не стану больше посвящать все свои мысли и жизнь Атману и страданию мира. Не стану больше умерщвлять и разрушать себя, чтобы найти за развалинами какую-то тайну. Ни Йогаведа, ни Атхарваведа или какое-либо другое учение не будет больше руководить мною. К самому себе я поступлю в учение, у самого себя я буду изучать тайну, именуемую Сиддхартхой.
Он стал оглядываться кругом, словно в первый раз увидел мир. Как прекрасен был этот мир, как разнообразен, как странен и загадочен был мир! Пестрели синие, желтые, зеленые краски, текли небо и река, поднимались лес и горы, - все было так прекрасно, загадочно и волшебно, а посреди всего этого великолепия - он, Сиддхартха, пробуждающийся, на пути к самому себе".
Осознавший свое собственное "я", Сиддхардха начинает постепенно двигаться от состояния "Не быть" вверх. Вначале он приходит в город и становится помощником у богатого купца. Но ни богатство, ни положение в обществе его пока особенно не нитересуют.
Проходят годы, Сиддхардха достигает состояния "Иметь" и состояния "Делать", у него появляется дом и деньги, он сам уже успешный купец:
"Сиддхартха утратил спокойствие духа при проигрышах, потерял терпение по отношению к неисправным должникам, утратил свое добродушие по отношению к нищим, перестал находить удовольствие в раздаче денег, в виде подарков или взаймы, обращавшимся к нему просителям. Тот самый Сиддхартха, который проигрывал за один раз десятки тысяч и смеялся при этом, становился в торговых делах прижимистым и мелочным, и даже по ночам ему часто снились деньги".
Но затем, однажды, Сиддхартха осознает, что, ни богатство, ни положение в обществе, больше не имеет для него значения:
"Бестолково и нелепо, - думалось ему, - он провел свою жизнь: ничего живого, ничего хоть сколько-нибудь ценного, ничего такого, что стоило бы сохранить, не осталось у него на руках. Одиноким и нищим остался он, словно выброшенный на берег после кораблекрушения".
Обратите внимание на то, что это его субъективное ощущение. К этому времени Сиддхартха уже был богатым и уважаемым человеком, у него была любимая женщина, все то, что было лишь мечтой для многих окружавших его людей. Но Сиддхартху это уже не интересует, его внимание вновь направлено на поиски собственного "я".
"И Сиддхартха тут же почувствовал, что игра кончена, что он не в состоянии продолжать ее".
Сиддхартха оставляет все и уходит из города.
"Он шел лесом и сознавал одно, что он не может больше вернуться назад, что жизнь, которую он вел в течение стольких лет, кончилась - он изведал ее и пресытился до тошноты".
Его мироощущение вновь изменяется:
"С нежностью глядел он на катящуюся реку, на прозрачную зелень, на хрустально-чистые линии ее загадочных очертаний. Светлые жемчужины поднимались на его глазах из глубины, тихие воздушные пузыри плавали по зеркалу воды, и в них отражалась синева неба. Тысячей глаз глядела на него река - зеленых, белых, чистых, как хрусталь, синих, как небо. Как он любил эту реку, как восхищался ею, как он был ей благодарен! И голос его сердца, только что проснувшийся голос говорил ему также: "Люби эту реку. Оставайся близ нее! Учись у нее"! О, да. Он будет к ней прислушиваться, будет у нее учиться. Кто поймет эту реку и ее тайны - думалось ему - тот поймет и многое другое, перед тем откроется много тайн, все тайны...
Из тайн же самой реки он в этот день узнал лишь одну, и та поразила его душу. Он видел: эта вода текла и текла; она текла безостановочно и все же всегда была тут, всегда во всякое время была такою же, хотя каждую минуту была новой. О, если бы постичь, раскрыть эту тайну! Он еще не понимал, не постигал этого, в нем только шевелились догадки, отдаленные воспоминания, божественные голоса..."
Герман Гессе, очевидно, не только пользовался индийскими историческими источниками и философскими трактатами, но и сам переживал эмоции своего героя, моделировал их в своем сознании. Он очень точно показывает последовательность эмоций: удивление, симпатия, любовь - все те чувства, которые испытывает Сиддхартха к окружающему его миру. Так Сиддхардха постепенно поднимается по тону и переходит из состояния "Делать", в состояние "Создавать", в состояние, в котором личная свобода значит гораздо больше, чем богатство и материальные блага.
В этот новый период своей жизни Сиддхартха становится помощником перевозчика через реку, учится жить в гармонии с самим собой и окружающим миром, учится слышать реку:
"Мягко звучало тысячеголосое пение реки. Сиддхартха глядел в воду, и в текущей воде перед ним проходили образы: сначала показался отец, одинокий, оплакивающий своего сына, потом он увидел себя, также одинокого, также прикованного цепями тоски к далекому сыну. Прошел и этот сын, такой же, как он, одинокий, бурно стремящийся вперед по горючей стезе своих молодых желаний - все они стремились к одной цели, каждый был словно одержим своей целью, и каждый страдал. Река пела голосом, в котором звучали страдание и страстная тоска. Со страстным нетерпением она стремилась к своей цели, страстной жалобой звучал ее голос".
Живя подобным образом, Сиддхардха постепенно обретает гармонию и однажды, через много лет, сам достиг просветления:
"В этот час Сиддхартха перестал бороться с судьбой, перестал страдать.
На лице его расцвела радость знания, которому не противится уже воля, которое познало совершенство, примирилось с течением событий - с потоком жизни, которое страдает и радуется вместе со всеми, отдается общему потоку, входит в единство".
Сиддхартха достигает состояния "Быть" и действительно начинает ощущать свое единство с окружающим миром, начинает двигаться к более высоким состояниям существования.
Конечно, это анализ только одной из линий повествования книги Германа Гессе, глубокого художественно и философски насыщенного произведения.



 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"