Времена света
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Ожидание осени
Когда созреют яблоки в саду,
и голос станет непривычно твердым,
я свой удел к присяге приведу
над Бесконечным, Истинным и Гордым.
Здесь будет смысл и праведность пути,
и расставанье с позолотой лета,
и кто-то скажет мне: не говори,
ты все сказал. Ты вышел из поэтов.
И я почувствую, что я уже не тот,
каким родился, пел и видел небо,
что все воспринимал наоборот,
что я собой так никогда и не был...
И я тогда отвечу на вопрос:
Зачем я здесь, зачем я пел и рос.
Баллада о декабрьском дожде
Каким я беспомощным был под дождем!
Как радостно губы синели и пальцы!
И рыхлые тучи -- немые страдальцы,
рыдали, как прежде, о чем-то своем.
И ветер горланил, и месяц бледнел,
и кисли в воде незаконной сугробы,
и мерила полночь локтем крышку гроба,
стирая предплечьем раскрошенный мел.
А мы, упираясь в проклятье вокзала,
щекой о щеку оттирали себя.
И поезд кричал вдалеке, как дитя,
которому кукол подаренных мало.
Перрон расширялся от грязи и дрожи,
тела не спасали плащи и пальто...
О, как ненавидел я лужи за то,
что корчили в них все прохожие рожи,
за то, что я был обречен провожать
твою электричку беспомощным взглядом,
за то, что хотел и не смог удержать,
за то, что тебя уже не было рядом,
за то, что я что-то опять не сказал,
за то, что зима так тепла и капризна,
за то, что есть свадьбы, за то, что есть тризны,
причиной которых еще я не стал,
за то, что я глуп, бесполезен, небрит,
за то, что писать не умею я вязью,
за то, что ботинки забрызганы грязью,
за то, что не знаю как пахнет самшит,
за то, что люблю и любим, и нелепо
все так получается, чахнет мороз,
за то, что сейчас не весна и не лето,
и негде купить до утра папирос...
А мы, упираясь в проклятье вокзала,
щекой о щеку оттирали себя.
И поезд кричал вдалеке, как дитя,
которому кукол подаренных мало.
О как ты смотрела в меня из вагона,
вся в нимбе промокших зеленых дверей,
собой озаряя вокзал и людей,
спешащих куда-то по грязи перрона!
Но двери захлопнулись. Все, как во сне,
помчалось в кошмарной, больной карусели.
Я в лужу смотрел. И мерещилось мне,
что губы и пальцы мои омертвели...
Равенна. Мост через Арно. 1274 год
Проживши жизнь, опять хочу понять
истоки вечного, зеленого, земного,
девятилетним мальчиком стоять
там, на мосту, и это видеть снова...
...Глаза болят. И едкий черный дым
клубится, оставляя в сердце сажу,
и, как баранов гонят на продажу,
гоню я боли к памятям чужим...
А под мостом по-прежнему шумит
вода, и вечность что-то говорит...
* * *
Пусть нынче падает в цене
все то, что истинно и свято.
Душа смолкает виновато,
а руки тянутся к тебе.
Пусть разлинована судьба --
она предписана нам свыше --
а капли прыгают по крыше
и листья липнут к проводам.
На что нам руки и глаза?
Они теперь живут упреком,
что в этом небе синеоком
еще дрожит твоя слеза,
и где-то буйствует гроза,
питая мир осенним соком...
* * *
Благословляю все твое --
жизнь, дышащую каждой порой,
и каждый стон, и каждый шорох...
Благословляю все твое --
непонимание стихов,
написанных доныне мною,
и синее, и золотое
молчание твоих веков,
и вскинутые к небу руки,
и тихий голос за спиной,
и все, что пережито мной
до нашей нынешней разлуки.
Благословляю и молю --
продли единственность свою.
* * *
Тревожный смех
беспомощной толпы.
Раскосый взгляд
надрывного заката.
И райский ад.
И скорбь не виновата.
Она лишь призрак праздничной трубы.
Пригнувшись к небу,
морщится земля.
Нас покидает суетность навеки...
Луна, как след в снегу от костыля
со свадьбы уходящего калеки...
* * *
Я вдавлен в окна небоскребов.
Изношен памятью о снах.
Я в них давно забыл про Бога,
про дождь в осенних городах,
про опрокинутые дроги,
про непонятные мечты,
про непохожие дороги,
про разведенные мосты...
Мне снится все одно и то же:
стекло, немытое давно,
чужие лица, что похожи
на пыль, летящую в окно,
трамваи, скользкие от света,
трава, иссохшая совсем,
И женщина, что не одета,
которой скоро 47.
Тоска... чтоб больше не сказать...
Уж лучше сдохнуть, чем так спать.
7 февраля 1987 г.
Наивная судьба,
беспомощная совесть.
Ты мнил себя поэтом и судьей,
а стал главою, не вошедшей в повесть,
с любовью, пережитой не тобой.
Ты ручки грыз, выдумывая образ
случайным, неосознанным стихам.
Ты песни пел, не напрягая голос,
себе, любимой женщине, друзьям.
Ты женщину ласкал рукам своим в угоду,
ты Библию читал, выискивая в ней
то место, где Христос ступил на воду,
и пропускал страницы без страстей.
Ты к небу пригвожден кроваво и картинно
далеким плачем будущего сына.
Завещание Франца Кафки
Я пальцы сжег в горниле белых клавиш,
когда последних опьяненных птиц
я изгонял из сердца для страниц,
которых, хоть разбейся, не исправишь.
Я ждал покоя, проклиная сон,
Лукавого производя в святые,
благословляя дождь и листья голубые,
и серые цветы, и белый патефон...
Но был лишь бред, в котором каждый жест
переполнялся дьявольским значеньем,
где был рояль, из глаз кровотеченье,
погост и свежевыструганный крест.
И я решил, что в этой кутерьме
чертей и ведьм, Паскалей и Флоберов,
потливых дам и бритых кавалеров
все слишком много знают обо мне...
Дождливое утро
Глухонемой переходил дорогу.
Слепой ел яблоко. Безногий вел авто.
Им было наплевать на то, что я никто,
и что солдаты в баню ходят в ногу.
А дворник мел бугристый тротуар.
Он был мастак. Но что мне в этом толку?
Он знал, как поудобней взять метелку,
а я спешил за луком на базар.
Я ненавидел толчею и грязь.
Но лук необходим был для жаркого.
А дворник мел, не говоря ни слова,
сморкаясь в рукавицу и плюясь...
Глухонемого материл безногий,
слепой, съев яблоко, грыз ногти,
дворник мел,
я на базар за луковицей шел,
собака семенила по дороге...
Холодный дождь заморосил, когда
солдаты строем в баню торопились,
а их товарищи, которые помылись,
злорадствовали -- кончилась вода.
Конец весны
Была строка. Потом был беглый звон
разбитых стекол в вымытой квартире.
Потом был дождь, потом тоска о мире,
что в дикость и распутство погружен.
Потом я шел по гулкому песку,
спускался к морю, выходил из леса,
искал спасения от солнца под навесом,
потом пил пиво и жевал треску.
Потом я жаждал убежать от сна,
потом всех умерших я умолял вернуться,
потом ... я умер. И не смог проснуться.
Я знал, что это -- сон...
В закат ползла весна.
Самоубийца
Не торопись. Уже немного
Осталось жизней нам прожить.
Крепка серебряная нить,
ведущая к ладони Бога.
Ты осознаешь, наконец,
значенье истинной потери,
когда застрянет в подреберье
тебе предписанный свинец.
Когда ослепшая Даная
стечет с убитого холста,
как будто снятая с креста,
все будущее проклиная.
Когда неопытный юнец
тебя постигнет в полной мере,
значенье истинной потери