Орлов Александр Леонидович : другие произведения.

Повышение Психолого-Педагогической Компетентности Родителей (Законных Представителей)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В публикации идет речь о способах повышения психологической и педагогической компетентности родителей. В основу анализа положено анкетирование родителей детей 11-12 лет.


ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

(социально-психологическое исследование)

ОРЛОВ Александр Леонидович

Минск, 2018

АННОТАЦИЯ

  
   В работе идет речь о способах повышения психологической и педагогической компетентности родителей. Об актуальности проблемы воспитания детей и подростков с связи с проблемой отклоняющегося и противоправного поведения сегодня говорят и пишут как специалисты, так и остальные заинтересованные - журналисты, чиновники, родители. В то же время в педагогической среде имеются предпосылки для организации работы с родителями на более высоком уровне. Идея "родительских университетов" все чаще обсуждается между специалистами как незаменимый инструмент в деле повышения семейной педагогической культуры, осознанности и качества родительской заботы о детях.
   В разработке представлены материалы эмпирического исследования педагогических потребностей и интересов родителей и примерный план работы "Родительского университета".
  

ВВЕДЕНИЕ

   В работе идет речь о способах повышения психологической и педагогической компетентности родителей. Об актуальности проблемы воспитания детей и подростков с связи с проблемой отклоняющегося и противоправного поведения сегодня говорят и пишут как специалисты, так и остальные заинтересованные - журналисты, чиновники, родители. В то же время в педагогической среде имеются предпосылки для организации работы с родителями на более высоком уровне. Идея "родительских университетов" все чаще обсуждается между специалистами как незаменимый инструмент в деле повышения семейной педагогической культуры, осознанности и качества родительской заботы о детях.
   Великий педагог В.А.Сухомлинский писал: "Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда мать и отец являются единственными воспитателями своего ребенка. В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших духовных движений развивающегося человека". Итак, подчеркивается важность грамотной родительской заботы в ранний период развития ребенка. Пожалуй, важность этой заботы повышается, когда ребенок начинает ходить в школу, и далее, когда начинается половое созревание.
   Однако, как свидетельствует опыт, педагогическая культура современной семьи чаще всего находится на крайне низком уровне. Проблемы еще более заметны в студенческом возрасте, когда многие юноши и девушки скоро станут мамами и папами: представления о социальном, культурном, психологическом аспектах семьи сформированы слабо; не сформированы представления об идеальных женских и мужских качествах характера; мало студентов, имеющих опыт устойчивых позитивных личных отношений [14].
   Озадачивают проблемы межличностной коммуникации в школьном возрасте: хорошим тоном в отношении к другим детям все чаще считается жесткость, агрессивность, цинизм, чрезмерное увлечение общением в соцсетях. Отдельно стоит проблема зависимости от мобильных устройств, которые используются для общения, игр, просмотра роликов и прослушивания музыки.
   Из профессионального общения с современными молодыми родителями становится ясно, что подавляющее большинство не имеют четких представлений о психологических особенностях разных возрастных периодов, выделяемых в развитии личности; о педагогических (традиционных и научно-обоснованных) методах и принципах воспитания, например, воли, эмоциональной сферы, потребностей, ценностей, мотивации, личности в целом, как и вообще о том, что это необходимо формировать у ребенка целенаправленно [14]. В индивидуальных беседах, в социально-психологических исследованиях мамы и папы выглядят как:
   - затрудняющиеся в подборе адекватных возрасту, полу и проступку средств наказания и поощрения ребенка;
   - утверждающие, что их взгляды между собой на воспитание чаще рассогласованы;
   - затрудняющися в формах воспитания сексуальной идентичности ребенка, формирования у него адекватных ролевых поведенческих паттернов [9].
   Многие родители в большинстве не догадываются (или не признаются себе) об отклонениях в развитии (поведении, формировании личности) собственного ребенка, когда они налицо для специалиста. Нередки случаи, когда подросток с тяжелыми нарушениями социальной адаптации (с правонарушениями, с отсутствием учебной мотивации, формированием личностного расстройства) попадает к психологу или психиатру, когда перечисленные симптомы имеют место и год, и полтора, и даже больше. В таких запущенных случаях чем-то радикально помочь бывает чрезвычайно трудно.
   Все сказанное наводит на мысль о необходимости систематической работы с родителями в плане просвещения, обучения и помощи, что может быть реализовано в рамках уже известной в истории отечественной педагогики формы работы - "Родительского университета", примерную программу работы которого мы предлагаем ниже.
  
   Исходя из изложенного, целью является разработка анкеты для исследования родительских запросов по тематике "Родительского университета".
   Объектом исследования выступают родители учащихся 11-12 лет.
   Предметом исследования и разработки служит психологическая и педагогическая компетентность родителей.
      --
      --
      -- ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
   Работа над созданием анкеты для изучения психологической и педагогической компетентности родителей (Анкета для родителей) проводилась постепенно в два этапа.
   В 2006-2010 гг. автором создан рабочий и улучшенный варианты анкеты для родителей для индивидуального исследования, в 2015г. разработан окончательный вариант анкеты (приложение 1).
   Первичный материал - анкеты родителей учащихся 5-6-х классов (средний возраст 38,8 летЂ5л) обработан в программе Excel (приложение 2). Всего получено 51 заполненная анкета: опрошено 42 матери, 9 отцов.
   По блоку "Проблемы ребенка, которые волнуют родителей" получены результаты, таблица 1 (показаны только значимые результаты).
   Таблица 1 - Проблемы ребенка, которые волнуют родителей

ВОПРОС

НЕ

беспокоит

нечто

среднее

беспоко-ит

сумма (прц.пункты)

0

А

В

С

Д

        -- мотивация к учебе (желание учиться)
  

41,2%

21,6%

62 п.

        -- частые конфликты с ребенком

62,7%

27,5%

        -- приготовление домашних заданий* (делает очень долго, или нет желания, или отвлекается и т.д.)
  

41,2%

33,3%

74 п.

        -- соблюдение режима дня

70,6%

21,6%

        -- регулирование контакта ребенка с гаджетами (планшет, телефон)

49,0%

17,6%

66 п.

        -- регулирование нахождения ребенка в Интернет

52,9%

39,2%

  
  
        -- сложная семейная атмосфера
   (по разным причинам)

78,4%

  
  
        -- организация второй половины дня
   (посещение секций, кружков и т.д.)

76,5%

  
  
        -- возрастные особенности детей

58,8%

33,3%

  
  
  
  
   Дополнительные комментарии по волнующим проблемам и тематике занятий (оставили 3 родителя):
  -- Вредные привычки (алкоголь, наркотики).
  -- Тренинги, лекции для учителей; для детей - использовать в обучении игровые методы.
  -- Вопрос взаимоотношений одноклассников (грубость, смена лидеров, разрешение конфликтов между сверстниками).
  
   По блоку "Актуальные темы для освещения на просветительских занятиях" (таблица 2).
  
   Таблица 2 - Темы для освещения на просветительских занятиях

ВОПРОС

Отметили

как актуальный

0

А

        -- Возможности интеллектуального, художественно-эстетического, физического развития ребенка

33,3%

        -- Учение с радостью и с интересом

69,4%

        -- Позитивная коммуникация с ребенком

38,9%

  
   Родителей 5-6х классов также волнует тема выбора профессии (15,7%).
   Результаты опроса родителей 5-6-классников выразительно свидетельствуют о том, что наиболее интересующими из предложенных являются темы (по мере снижения значимости):
  -- Проблемы с приготовлением домашних заданий;
  -- Мотивация к учебе; Регулирование контакта ребенка с гаджетами;
  -- Позитивная коммуникация с ребенком;
  -- Возможности интеллектуального, художественно-эстетического, физического развития ребенка; и возрастные особенности детей.
  
   Выводы. На основании приведенных данных предлагаются темы для организации первых занятий "Родительского университета" (РУ) для параллели 5-6х классов:
  -- "Учение с радостью и интересом (вопросы развития мотивации к учению)";
  -- "Позитивная коммуникация с ребенком. Обучение позитивному общению со сверстниками";
  -- На перспективу - тема "Домашняя профилактика "вредных привычек" (гаджеты, алкоголь, курение).
  
  
      -- ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ "РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА"
   В процессе первого занятия основная ставка делается на интерактивное взаимодействие с родителями, цель занятия - создание мотивации для посещения занятий "Родительского университета", создание заинтересованной атмосферы, определение возможности и формирование потребности усваивать научную и научно-популярную информацию.
   В течение первых занятий РУ планируется также изучить дополнительно, какие имеются конкретные проблемы с приготовлением домашних заданий: отдельно по мнению родителей, отдельно - по мнению детей, а также проблемы мотивации.
   Представляем примерную программу работы РУ, целью которого является обучение родителей основам психолого-педагогических знаний, повышение осознанности родительской заботы, ответственности, обучение воспитательным методам, умению разрешать сложные ситуации без применения насилия, повышение в целом семейно-бытовой и гендерной культуры.
   Описание формы работы: регулярный очный семинар, проводимый по месту учебы детей. Регулярность семинара: 3 раза в год. Состав участников: классные руководители, психолог, социальный педагог. Занятия целесообразно проводить для родителей по параллелям. Основной формой занятий являются лекции, дополнительной формой - практические занятия (тестирование, анкетирование, педагогическое и психологическое моделирование, дискуссия, обмен опытом)
   Приводим примерную программу первого года работы "Родительского университета" для родителей детей 5-6 классов (таблица 3).
  
   Таблица 3 - Примерная программа первого года работы "Родительского университета" (для родителей детей 5-6 классов)

Семинар по порядку

Содержание семинара

и ответственные участники

Время, мин

1-й

(начало учеб. года)

   Лекционная часть:
   Адаптация детей в начале учебного года (психолог). Классики педагогики о поощрениях и наказаниях в воспитании детей раннего возраста (педагог*).
   Практическая часть:
   Проблемы с приготовлением домашних заданий: причины. Способы увеличения мотивации к учебе (психолог).
   Родительская тетрадь: планирование осенних и зимних каникул с целью сочетания отдыха и развития ребенка (психолог).

60

2-й

(середина учеб. года)

   Лекционная часть:
   Раннее детство - позднее детство - раннее подростничество: особенности этапов развития (психолог).
   Позитивная коммуникация с ребенком дома. Родительская помощь ребенку в налаживании дружеских отношений со сверстниками (педагог).
   Практическая часть:
   Обучающая анкета: "способы педагогического влияния на ребенка 10-12 лет" (педагог).
   Дискуссия: "Супружеские конфликты и детская психика". Родительская помощь ребенку в налаживании дружеских отношений со сверстниками (психолог).

60

3-й

(конец учеб. года)

   Лекционная часть:
   Возможности интеллектуального, художественно-эстетического, физического развития ребенка; и возрастные особенности детей.
   Практическая часть:
   Обучающая анкета: "Способы проведения времени у вашего ребенка: учебный год и лето" (психолог).
   Дискуссия: "Каникулы: время смены деятельности или полный отдых и покой?" (психолог, педагог).

60

   *) предполагается, что наиболее опытный, успешный педагог из педсостава учреждения (может и не являться классным руководителем) готовится к проведению данной части семинара
   При подготовке программы родительского семинара необходим творческий и компетентный подход к ее реализации: нужно, чтобы эти 60 минут родителям было очень интересно. Важно примерами из практики убедить мам и пап в нужности предлагаемых занятий, подобрать интересные актуальные материалы.
   Важная цель первого года семинара - понимание того, что воспитанием собственных детей нужно заниматься со знанием дела, что это сложный труд, и что большую часть этой работы делает семья. Специфические проблемы детей и подростков разных возрастов требуют раздельного подхода, поэтому даже ради экономии времени нецелесообразно объединять родителей-представителей более 2-х параллелей. Это позволит более точно входить в тематику информационной и практической части, даст более однородный материал для дискуссий и сравнений.
   Исходя из сказанного выше, представляется, что предлагаемая идея организации в учреждениях среднего образования "Родительского университета" может быть дополнена и укреплена параллельными занятиями семинара для педагогических работников (классных руководителей). Такой семинар поможет увеличить активность, педагогическую и психологическую компетентность классных руководителей, поспособствует воссозданию системы единых педагогических ценностей и поможет улучшить взаимодействие между социально-психологической службой школы и педагогическим коллективом.
   Ниже приводится примерная программа первого года работы семинара для классных руководителей (таблица 4), исходя из оптимального числа семинаров [14].
   Регулярность семинара: оптимум - 3 раза в год (начало учебного года, середина, конец), минимум - 2 раза в год. Состав участников: классные руководители, учителя-предметники, заместитель директора по воспитательной работе, психолог, социальный педагог.
  
   Таблица 4 - Примерная программа первого года работы семинара для педагогических работников (классных руководителей)

Семинар по порядку

Содержание семинара

и ответственные участники

Время, мин

1-й

(начало года)

   Общая часть:
   - информация о задачах семинара и о плане работы на год (ЗВР);
   - приоритеты психолого-педагогической деятельности в текущем году, задачи во взаимодействии с родителями, с учащимися (психолог)

10

   Обучающая часть:
   - рассмотрение классической педагогической технологии с точки зрения применения в современных условиях (педагог);*
   - признаки социально-психологического неблагополучия ребенка из неблагополучной семьи, не стоящей на учетах, с целью раннего выявления таких семей (соц. педагог);
   - разбор конфликтной ситуации из практики, характерной для адаптации в начале учебного года (психолог)

30

2-й

(конец 1 - начало 2 полугодия)

   Общая часть:
   - итоги воспитательной работы в полугодии (ЗВР)

10

   Обучающая часть:
   - разбор имевших место конфликтных ситуаций, сложных случаев (психолог)
   - практикум по методам снятия стресса, расслабления, саморегуляции (психолог);

30

3-й

(конец учебного года)

   Общая часть:
   - итоги работы с неблагополучными семьями и подростками в текущем году (соц. педагог);
   - итоги психолого-педагогической деятельности в текущем году (психолог)

10

   Обучающая часть:
   - методы саморазвития и самовоспитания для молодых педагогов (педагог)*

20

   *) предполагается, что наиболее опытный, успешный педагог из педсостава учреждения (может и не являться классным руководителем) готовится к проведению данной части семинара, используя классический педагогический опыт воспитания (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Н.Лысенкова, В.Ф.Шаталов, Ш.Амонашвили), современные педагоги И.Ф.Харламов, Т. и Б. Никитины и др., взаимодействия с детьми и подростками с примерами применения на практике, моделированием педситуаций для обсуждения с коллегами, делится с молодыми коллегами методами саморазвития.
  
   Программа может варьироваться в зависимости от целей, задач и специфики контингента конкретного учреждения образования, а также от запросов классных руководителей, опыта заместителя директора по воспитательной работе, психолога и социального педагога. Семинар для педработников - не самоцель, а средство выстраивания определенной системы обучения и повышения квалификации классных руководителей на местах, увеличения психолого-педагогической наблюдательности, интуиции, расширения диапазона педагогических средств воздействия и решения конфликтов.
   Наряду с "Родительским университетом" семинар для педработников послужит для достижения более тесного профессионального взаимодействия с целью ранней профилактики отклонений психического развития и нарушений поведения [14].
  
  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   В целом, налаживание в учреждении среднего образования предлагаемых в настоящей разработке семинарских форм работы с родителями служит общей цели - формированию дружественной среды для ребенка, которая способствует развитию, позволяет своевременно замечать и устранять нарушения в психическом развитии и поведении ребенка, использовать лучший психологический и педагогический опыт с профессиональными целями.
   Продолжением работы может послужить обобщение практического опыта применения обоих семинаров.
  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые документы

      -- Кодекс Республики Беларусь "Об образовании" (13 января 2011 г. N 243-З).
      -- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь на 2016-2021гг.
  

Литература

      -- Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 672 с.
      -- Бурлачук, Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - Спб.: Питер, 2005. - 520 с.
      -- Григорьева, М.В. Школьная адаптация: механизмы и факторы в разных условиях обучения / М. В. Григорьева ; Пед. ин-т Саратовского гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2008. - 209 с.
      -- Европейский план действий по охране психического здоровья, 2013-2020 гг. 2015, iv + 19 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.euro.who.int/ru/publications/abstracts/european-mental-health-action-plan-20132020-the/ - Дата доступа: 01.09.2017.
      -- Немов, Р.С. Психологический словарь / Р.С.Немов. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007. - 560 с.
      -- Популярное введение в современный анализ данных в системе STATISTICA: методология и технология современного анализа данных / В. П. Боровиков: учебное пособие. - Москва: Горячая линия -- Телеком, 2014. - 288 с.
      -- Психологическая энциклопедия / Под ред. Р.Корсини, А.Ауэрбаха: Пер. с англ. - СПб. и др.: Питер: Питер принт, 2003. - 1094с.
      -- Савина, Н.Н. Проблемы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков [Текст] : монография / [Н. Н. Савина и др. ; под общ. ред. Н. В. Лалетина] ; М-во образования и науки Российской Федерации, Сибирский федеральный ун-т [и др.]. - Красноярск :Центр информации, 2013. - 235 с.
      -- Сенько В.Г. Педагогические основы обучения и воспитания родителей / В.Г.Сенько // Народная асвета. - 2008. - N 9. - С. 93-94.
      -- Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.Сидоренко. - Санкт-Петербург: Речь, 2010. - 349с.
      -- Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под общ. ред. С.Ю.Циркина. - СПб.: Изд-во Питер, 2000. - 752с.
      -- Харламов И.Ф. Педагогика: учебник для педагогических специальностей высших учебных заведений / И. Ф. Харламов. - Минск : Университетское, 2002. - 559с.
      -- Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.02 ? Педагогика) / [А. С. Роботова и др.]. - Москва : Академия, 2007. - 218 с.

Публикации автора

      -- Орлов, А.Л. Формы повышения педагогической компетентности родителей и профессионализма педагогов с целью профилактики отклонений психического развития и девиантного поведения детей и подростков / А.Л.Орлов // Столичное образование (Минск). - 2009. - N 4. - С. 37-40.
      -- Орлов, А.Л. Исследование социально-психологического благополучия школьников / А.Л. Орлов, Е.Ю. Червякова // Народная асвета. - 2008. - N 9. - С. 55-57.
      -- Орлов А.Л. Психология противоправного поведения несовершеннолетних / А.Л.Орлов. - Минск, Изд-во МИУ, 2008. - 92 с.
   ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Бланк анкеты
  

АНКЕТА для изучения интересов, потребностей родителей (5-6й класс)

Уважаемые родители! Мамы и папы!

   Социально-педагогическая и психологическая служба СШ N --- изучает Ваши потребности и интересы по вопросам воспитания Вашего ребенка. Пожалуйста, прочитайте вопросы и ответьте на них. Тематическое планирование занятий "Школы родителей" будет учитывать Ваш выбор. Спасибо!
      -- Сообщите, какие проблемы вашего ребенка беспокоят Вас в большей, а какие в меньшей степени (поставьте любую отметку в нужном столбце А, В или С):

    ВОПРОС

    НЕ

    беспокоит

    нечто

    среднее

    беспоко-ит

    0

    А

    В

    С

      -- мотивация к учебе (желание учиться)
      
      
      
      -- частые конфликты с ребенком
      
      
      
      -- приготовление домашних заданий* (делает очень долго, или нет желания, или отвлекается и тд)
      
      
      
      -- соблюдение режима дня
      
      
      
      -- регулирование контакта ребенка с гаджетами (планшет, телефон)
      
      
      
      -- регулирование нахождения ребенка в Интернет
      
      
      
      -- сложная семейная атмосфера (по разным причинам)
      
      
      
      -- организация второй половины дня (посещение секций, кружков и т.д.)
      
      
      
      -- возрастные особенности детей
      
      
      
      -- Что еще Вас интересует, беспокоит? - напишите, пожалуйста, на обороте страницы.
       2. Отметьте (подчеркните) 1-2 темы, которые Вы считаете наиболее актуальными для освещения на занятиях Школы родителей:
      -- Возможности интеллектуального, художественно-эстетического, физического развития ребенка
      -- Учение с радостью и с интересом
      -- Позитивная коммуникация с ребенком
      -- Ваше предложение: ...............................................................................................................
       3. Заполните, пожалуйста, анкетные данные для статистической обработки:
       • Ваш возраст ...... лет. • Ваш пол: М - Ж . • Возраст всех Ваших детей ...... , ...... , ...... , ....... лет.
       ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Скринкопи электронной таблицы Excel с программой для количественной обработки анкет

       0x01 graphic
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

    14

      
      
      
      

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"