Каждый моряк знает - есть корабли везучие и невезучие. Вопрос из разряда мистических, но оттого не менее правдивых. Автор этих строк три года отдал эсминцу Тихоокеанского флота под названием "Бурный". Его судьба - яркое подтверждение сказанного. Будет время - можно вернуться с этой теме. А пока - едва ли не самый яркий образчик той самой невезучести.
... Середина октября 1989 года. Все этапы подготовки к межфлотскому переходу с Балтики на Тихий океан пройдены. Остался последний штрих - выйти из Балтийска и сделать "дядям" ручкой.
И вот пасмурным днём начался выход из ковша бухты. А надо сказать, что он для больших кораблей, к которым относится эсминец проекта 956 с водоизмещением порядка 7-8 тысяч тонн, весьма сложен. Если в двух словах - там в числе прочего предусматривается весьма крутая циркуляция. Конечно, можно прибегнуть к помощи буксиров, но наш командир решил использовать их только для подстраховки. Тем более что опыт подобного маневрирования у него уже был. Словом - отдав швартовы, "Бурный" начал движение. Тут настал черед той самой циркуляции, проще говоря - поворота вправо. Подразумевается - плавного. Но всё пошло не по сценарию. Корма "карманного крейсера" во время поворота медленно, но неудержимо пошла по инерции влево.
Всё бы ничего, только у стенки на самом выходе из ковша стоял... флагманский корабль ВМФ ГДР. Правда, времена были другие, эпоха "шарнхорстов" и "гнейзенау" давно прошла, потому речь шла всего лишь о модификации весьма удачного малого противолодочного корабля проекта 1124. В данном случае - в его "сторожевой" версии. Зато - с громким названием "Берлин - столица Германской демократической республики". В просторечии - "Берлин". Зато - с водоизмещением порядка 1500 тонн. Этот кораблик и оказался на траектории движения кормы "Бурного".
Сначала немцы ничего особого не заметили. Более того - они дисциплинированно выстроились вдоль правого борта и провожали уходящий эсминец. Только когда его корпус стал ощутимо надвигаться на немецкий сторожевик, они - по команде! - рванули на пирс, перепрыгивая через леера. Ничего другого им и не оставалось.
Тем временем советские моряки, которые находились на верхней палубе, завороженно смотрели на происходящее. Счет шел на секунды, экипаж "Бурного" не смог предотвратить, казалось бы, неизбежное. Некоторые в ожидании столкновения ухватились за поручни трапов и корабельные ограждения.
Как всегда, ситуацию выправили люди вроде бы непричастные. Наперерез движению кормы "Бурного" рванулся крохотный - максимум стотонный - рейдовый буксирчик. Он успел.
Удар его увешанного покрышками носа пришелся в самый край левого борта эсминца. Корабль лишь слегка тряхнуло, но и этого хватило для спасительной корректировки убийственной циркуляции. Всё обошлось лишь длинной бороздой содранной краски на правом борту "Берлина". Корабль вышел на внешний рейд. Тотчас же из штаба Балтийского флота поступила команда к немедленному возвращению в Балтийск. Командир эсминца от него максимально вежливо уклонился. Мол, мы уже не ваши, и вообще, возвращаться - плохая примета. О реакции командования флота ГДР история тактично умалчивает. Поговаривают, что всё решилось компенсациями в виде канистр спирта и бочек краски. Политические аспекты с учётом времени этих событий, когда до скончания ГДР оставались считанные месяцы, оставим за скобками.
Вместо послесловия. "Берлин" порезали "на иголки" в 1995 году в рамках адаптации к флоту объединенной Германии. "Бурный" пока цел, он просто тихо догнивает у стенки владивостокской бухты Золотой рог...