Орлова Наталия : другие произведения.

Алиса в Зазеркалье: по ту сторону безумия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Юнгианский анализ фильма "Алиса в Зазеркалье" (2016). Продолжение "Алисы в Стране Матерей...".


   Алиса в Зазеркалье: по ту сторону безумия
   Кинофильм "Алиса в Зазеркалье" (2016) не показался мне столь же совершенным во всех отношениях, как фильм "Алиса в Стране Чудес", ибо и от книги ничего не осталось, но и нового по сравнению с первым фильмом ничего не обрелось. По сути дела второй фильм пытается расставить все точки над "й", не проставленные фильмом первым и дававшие большой простор зрительской фантазии, и еще и закруглить всю эту драматическую историю веселеньким жизнеутверждающим хэппи-эндом. Ну, думаю, эти две задачи были реализованы подробно и в полной мере, за что и можно всех похвалить. Однако, взгляд юнгианского аналитика за этой плотной завесой хэппи-эндовой розовой мути мог бы попытаться разглядеть совсем другие силуэты. На них мы и посмотрим пристальнее.
   Конечно же, эта интерпретация ни в коей мере не претендует ни на раскрытие подлинных смыслов, ни на что бы то ни было еще столь же претенциозное. Напротив, скорее можно сказать, что авторы фильма и НЕ думали, что такое можно увидеть, а если бы им сказали об этом, именно это сочли бы полным безумием, ведь их образцово-показательная пионерски-скаутская Алиса - это ходячая (так и подмывает сказать - ходульная) добродетель, твердящая как мантру: невозможное - возможно. Ну не новая ли она воплощенная мечта мира о том, что наконец-то ВСЕ невозможное станет возможным - и полеты на Луну массово и бесплатно, и бессмертие, и мир во всем мире и много чего еще, ведь "мир прогнется под нас" и мы "будем командовать парадом". Этот сладкий сон человечества, воплощенный в этом фильме "прямо, грубо, зримо", сказали бы юнгианцы - и есть те чары Абсолема, навеянные европейскому человечеству хитрой и жестокой Белой Королевой, которая царствует безраздельно в обоих мирах - и в мире архетипических существ, и в мире людей. Но даже за этой страшненькой картинкой есть еще один, по-настоящему прискорбный, сюжет: этот сладкий опиумный абсолемовский сон - сон Алисы, лежащей в психушке в кататоническом ступоре, ведь только в наркотических снах невозможное возможно сразу и быстро, стоит только захотеть, а мир готов прогнуться для тебя дугой - лишь бы вовремя разглядеть в том прогибе хитрую улыбку Чеширского Кота. Ну а теперь по порядку.
   В отличие от первого фильма, фильм второй сразу же ставит дату события - 1875 год. Нет смысла комментировать дикие кадры пиратской погони и крики Алисы, что невозможное - возможно. В кино, конечно же, это ведь тоже "фабрика" абсолемовского дыма. В фильме, естественно, политкорректно обходят стороной вопрос, что после завершения в 1860 году Второй опиумной войны, Китай был закабален, императорский дворец разграблен и опиумные волны чуть не потопили страну навсегда. Этого ничего в фильме нет, зато есть ремарка о том, как Алиса в своем аляповатом шинуазрийском наряде была на приеме у императрицы, видимо, имелась в виду вдовствующая императрица Цыси, также делавшая все, что хотела, правда, в отличие от Алисы, погубившей лишь свой архетипический мир, та погубила целую империю.
   Итак, "наша Алиса" попадает "с корабля на бал", и узнает, что лишилась всего имущества и ей нужно продать корабль отца, символично названный "Чудом". Естественно, Алиса не умеет решать проблемы человеческими способами, поэтому (так и хочется добавить: привыкшая злоупотреблять опиумом в Китае) Алиса видит Абсолема, который уводит ее "сквозь зеркало" в мир архетипических чудес. Следуя тайной логике материала, авторы фильма не оставили "нашу Алису" в кэрроловском мире шахматного Зазеркалья, а, уподобив Шалтай-Болтаю, разбившемуся на части (образ шизофренического раздробления личности), "провалили" ее, заставив упасть "с неба на землю", прямо в цепкие лапки Белой Королевы. И оказалось, что как в первом фильме главным персонажем являлся Бармаглот, в этом фильме - это само Время, которое, оказывается, "джентельмен" и ведет себя весьма по-джентельменски, влюбившись в Красную Королеву.
   Здесь особо стоит остановиться на цветах обеих Королев. В столь часто поминаемом в фильме Китае, белый цвет - цвет смерти и траура, красный - цвет жизни и брака. Для нас белый цвет - это цвет невинности и чистоты, поэтому вся "смертельная" семантика остается за бортом, хотя и у нас были "белые саваны" и "белые тапочки". А. Голан в своей работе "Миф и символ" считал эти цвета атрибутами древних неолитических божеств - Богини Неба (белый цвет, цвет снега), поэтому береза и полотно - ее атрибуты, и Бога Земли (красный цвет, цвет крови), поэтому повязывание красных ленточек на березах означало бракосочетание божеств. Мертвых Богиня забирала к себе, отсюда и белый цвет. Потом боги поменялись местом жительства, но атрибутика осталась. К.Юнг считал цвета белый и красный - цветами уровней алхимического процесса, когда сначала появляется алхимическое серебро (белый цвет), а потом алхимическое золото (красный цвет). В алхимической иерархии красный цвет главнее, и символично, что Красная Королева - старшая, реальная наследница, имеющая в себе много силы и страсти, много любви, которую коварная сестренка-узурпаторша превращает в ярость и ненависть. Для юнгианцев, поэтому, белый цвет - это цвет надежд и соблазнов, цвет юношеских фантазий и прожектов, "невозможных, но желанных возможностей", а красный цвет - это цвет реальных свершений, возможностей реализованных.
   Так что под напутствие синего червяка Абсолема, червячная сущность которого не стала иной от того, что ему приделались крылышки (не все, у кого крылышки, ангелы), Алиса падает и попадает из истории Л. Кэррола в "свою историю", всю ту же - про гордость, про ложь, про любовь и про безумие.
   Видимо, авторы фильма желали показать "добрую американскую" истину: семья - самое главное в жизни (это же и китайская, конфуцианская истина, столь контрастирующая с истиной библейской - "оставь отца и мать и следуй за Мной"), поэтому Алиса должна это понять, а поняв, прижмет к груди мать и сможет простить ей смерть отца, - и эту истину они волокли за волосы от кадра к кадру, но сквозь это просвечивала другая история: про власть, от которой невозможно отказаться, про время, которое нельзя остановить или повернуть, а только разрушить.
   Итак, сюжет фильма поддерживается путешествием Алисы в хроносфере, которая несет ее в прошлое архетипического мира, к истокам вражды двух Королев. При этом она один раз снова оказывается в человеческом мире в психушке, а потом снова ныряет за зеркало. Интересно решение авторов фильма - Время - это часовой механизм, а путешествие Алисы больше напоминает "Городок в табакерке" (В.Ф. Одоевский), да и сама хроносфера - это механизм (такое механистическое представление самой сути психической жизни - еще один признак шизофренического расстройства).
   В фильме есть одна вставная микроновелла (как есть микроновелла в "Гамлете" - театральное представление) - это эпизод с безумным чаепитием, когда его персонажи непочтительно обошлись со Временем и оно "ушло", оставив их в вечном "без минуты пить чай". Эта история про остановившееся время - как и падение Шалтай-Болтая - еще один намек на тотальное неблагополучие исхода алисиной истории. Более того, мы по этой сценке видим, насколько противны и беспардонны ее персонажи, в том числе Шляпник, который ведет себя как жестокий и глупый "приколист". Он же оказывается и косвенно (или, может быть, прямо) виновен и в том, что корона Красной Королевы ломается и она впадает в бешенство, от которого ее голова распухает. Теперь мы понимаем, что голова Красной Королевы распухла от злости и обиды, что ее никто не любит. Мы также узнаем, что она ударилась головой, убежав из замка, когда Белая Королева (тогда они еще принцессы) подкинула ей крошки от съеденного самой пирожного и королева-мать поверила младшей "невинной" дочке. Пытаясь изменить прошлое, Алиса понимает, что его "изменить нельзя, но можно извлечь уроки". Этому банальную истину нам также упорно транслируют авторы фильма, то мы же видимо иное - Алиса не только пытается изменить время, она хочет его разрушить. Мы видим, как повелитель Времени и все его атрибуты (часы и помощники) постепенно выходят из строя, а когда по вине Алисы Красная Королева видит саму себя, начинается ужасающая коррозия всего Зазеркального мира.
   Интересно, что отправляя свалившуюся к ним с неба Алису на помощь Шляпнику, как кажется всем нам, Белая Королева в действительности имеет свою "тайную" цель - испортить прошлое, раз его нельзя улучшить. Она знала, чем это грозит всему архетипическому миру (она очень рассудочна, как и Алиса, в отличие от своей сестры, которая вся - страсть и порыв), но она готова рискнуть всем, только бы Алиса избавила ее от сестры и навсегда оставила у власти. Поэтому она ничего не говорит об этом Алисе, которая рвется творить невозможное изо всех сил. Белая Королева опять хочет решить свою проблему руками Алисы, ведь в ТОМ прошлом Алисы не было, значит, она не сможет увидеть саму себя, но пытаясь улучшить прошлое, она сделает только хуже - Красной Королеве.
   Однако ситуация усугубляется: если в первом фильме Красная Королева любила Валета червей отчаянно и безраздельно, то здесь ее обуревает только жажда власти, и любовь самого Времени ей уже не интересна - он только инструмент в ее руках. Так что мы видим, как столько раз поруганная и обманутая в лучших чувствах страсть превращается в лютую ненависть и высокомерие. Но не эти ли чувства привели Алису в Зазеркалье - ненависть к Хэмишу, захватившему компанию и разорившего ее мать и ее, и невероятное высокомерие? Не тайна ли это "рассудочной Алисы" в том, что ее терзают дикие страсти - жажда власти, жажда реванша, жажда мести за то, что мать больше любила старшую сестру, а отец умер и бросил ее во враждебном мире? Красная Королева - это отщепленная и живущая отдельно в Алисе жуткая гордыня и жуткая неудовлетворенная потребность в любви. И когда она видит, наконец, саму себя - как мать отдает предпочтение ее старшей сестре (которая злобно стала младшей в этой психоаналитической драме), а она ничем не может оправдаться, и когда она видит саму себя, полную ненависти и злобы, с распухшей от злобы головой, начинается ее окончательная и бесповоротная психическая деградация - вся психическая жизнь гибнет и время останавливается - кататония. Алиса, замершая с хроносферой в руках, как вечный памятник дикого и дерзкого поведения, должна была бы стать последним кадром фильма. Но потом происходит ЧУДО. И это именно чудо, поскольку взяться ему неоткуда - все уже погибло, уже НИЧЕГО НЕВОЗМОЖНО. Но пробегает богоданная искра, хроносфера занимает свое место (для юнгианцев это образ главного психического комплекса - Самости), и все оттаивают, чтобы примириться (хотя Белая Королева и остается с короной на голове) и начать жить славной жизнью: Алиса возвращается в мир людей, мирится с матерью, порывает с компанией Хэмиша, основывает с матерью свою собственную, и все у нее идет легко и приятно, как это и должно быть в летаргических снах. Но стоит ли и нам видеть эти убаюкивающие сны? Стоит ли и нам верить, что если даже мы сломаем и испортим все, абсолютно все, грянет невесть откуда божественная искра и жизнь начнется снова, еще более веселая и приятная? Стоит ли верить авторам фильма, что жуткий синий червяк Абсолем - это ангел-проводник, эту искру и дающий, а не уводящий в опиумный дурман нарциссических снов посланец хтонических чудовищ? На юнгианский взгляд, такие фантазии крайне опасны, как крайне опасно непочтительное поведение в архетипическом мире. И несмотря на то, что фильм учит нас быть дерзкими и смелыми, не бояться хвататься за все руками, и верить в то, что добрый и милостивый Бог все поправит, когда мы, как расшалившиеся глупые дети разнесем вдребезги весь дом, нам не стоит этому верить. Ведь прошлое - не изменить, но в нем можно остаться. Навсегда.
  
   Июнь, 2016.
  
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"