Орлова Наталия: другие произведения.

Мертвец - герой нашего времени

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:


Мертвец - герой нашего времени

   Если в традиционных обществах глубинные дрейфы бессознательных сил проявляли себя в мифах, эпосах, фольклоре и сказках, то в мире постиндустриальном это место занял кинематограф. Кино - это эпос нашего времени, а его герой - это мертвец.
   В некотором смысле шаг от "лишнего человека" к "мертвецу" кажется логически не столь уж и большим, потому что жить лишнему человеку явно незачем. Печорины и Онегины окружены дыханием смерти, и хотя не умирают сами, умерщвляют все живое вокруг себя. Однако на уровне формальной логики лишним людям противостоят, как это и было замечено в литературе, люди "нелишние", в отличие от первых неприкаянных душ чрезмерно включенные в социальную ситуацию - революционеры, патриоты, борцы за лучшее социальное будущее. Они тоже сеют смерть, но во имя великих идеалов и будущего расцвета жизни. Поэтому вышедший сейчас на подмостки мира герой-мертвец - это не антитеза лишнему человеку и его антагонисту, а их, как любили говорить раньше, "тайна", их "тайное лицо", единый корень или, воспользуемся терминологией К.Г.Юнга, архетип.
   Об архетипе мертвеца написано очень много. Для юнгианцев - это разновидность женского архетипического образа Анимуса, особого психического комплекса женской души. Диапазон анимусных фигур связан с разными формами погибели и заблуждений женской души, начиная от физической смерти в объятьях жениха-скелета или социальной гибели от деклассированного любовника до духовной смерти от обманщика-гуру. Этот убийственный аспект Анимуса связан с другим его аспектом - творческим развитием женской души, обретением ею мудрости через испытания и страдания. Поэтому К.Г.Юнг подчеркивал, что Анимус - это не что-то безоговорочно злое и опасное, потому что он же является и источником развития всех женских сил - телесных, душевных и духовных. Однако неправильное обращение с этой силой может сделать его беспощадным убийцей.
   Эти идеи К.Г.Юнга, развитые его последователями, показывают нам жестокий ландшафт женской души нашего времени - иссушенный и истощенный до такой степени, что вместо того, чтобы быть хранительницей и радетельницей жизни, женщины начинают обслуживать либо прерывание жизни, либо невозможность ее возобновления.
   Несколько обсуждаемых в широких кругах последних фильмов: "Груз 200", "Овсянки", "Волчок", где герой - умерший человек, чей голос звучит за кадром, и/или просто труп в кадре. Хочется спросить: "что не так на картинке?" Почему за эстетическим любованием работой оператора, за социальным пафосом режиссера и прочими замечательными вещами мы не хотим заметить того, что смерть - главный герой картины? Мы можем сказать себе: "Лучше смерть, чем такая жизнь". А на вопрос: "Почему жизнь такая?" у нас, как всегда, не будет ответа. Или, как всегда, мы найдем виноватых, они всегда под рукой. Но если дело хуже? Если дефект глубже? Если "не так" располагается не на социальной поверхности, а в тех глубоких слоях бессознательных сил, которые формируют и нашу социальность, и нашу индивидуальность?
   Политические людоедские режимы XX века показали хрупкость человеческого в человеке, но в их ужасе и крови еще был слышен человеческий голос, явно ощущаемый как противостояние "мертвой" социальной действительности. Сейчас и самый этот голос стал голосом мертвеца.
   Американское кино как всегда красиво изукрасило это страшную явь и населило свои картины чрезмерно привлекательными вампирами всех мастей. Русское кино по слову Мандельштама "Там где эллину сияла красота, мне из черных дыр зяила срамота", не стыдясь и не гнушаясь, выставило на всеобщее обозрение разлагающийся труп (гениальный "Груз 200" потому, на мой взгляд, и гениален, что не лжет красивостью и не прикрывается мишурой эстетизма).
   Что же "не так" с душой западной женщины? Куда исчезла Мадонна, лелеющая Бога-младенца и все человечество вместе с ним: мудрая милостивая плакальщица пред Богом за все грехи человеческие? Какой силой одержима женская душа?
   Если эта сила - жених-мертвец (будь то ужасный жених-мертвец "Груза 200" или очаровательный вампир "Сумерек"), то почему она в его власти, в чем его смертельное (простите за каламбур) очарование?
   Для юнгианцев бессознательные течения душевной жизни сложны и запутанны. Но в одном все юнгианцы сходятся при анализе архетипов - архетипы проявляются во всю мощь тогда, когда в начинает довлеть явная односторонняя установка, из-за которой происходит отрыв от психической целостности коллективной или индивидуальной души, и тогда архетипы балансируют этот крен.
   Индивидуальная душа женщины становится одержима архетипом жениха-мертвеца, когда она отрывается от реальной окружающей ее жизни, выпадает в силу разных причин из поколенной преемственности по женской линии и не видит достойных мужчин вокруг себя. Традиционная женщина в каждой из нас - невеста (невеста мужчины или невеста Бога), и эта традиционная женская установка требует воплощения, но если "свято место пусто", то его занимает архетипический персонаж. Традиционные институты брака и церкви блокировали связь женщины с негативными аспектами Анимуса, теперь женщина предоставлена себе во всех смыслах этого слова. Можно сказать, что современное общество дало женщине полную свободу и тем самым отдало ее на растерзание ее собственным бессознательным архетипическим силам.
   Я хочу быть правильно понятой: я не призываю реставрировать традиционный институт брака, это уже не возможно. Я не призываю воскрешать умерших богов. Но, как говорил К.Г.Юнг, боги не только умирают, но и воскресают, и как воскрес для немецкой нации бог войны Вотан, так и для современной женщины распад брака с мужчиной и богом стал воскрешением брака с Анимусом-мертвецом. Он - жених современной женщины. Он - герой нашего времени. И как теперь быть - должны думать не только женщины, но и мужчины.
  
   Сентябрь, 2011.
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"