Меня разбудил запах свежезаваренного кофе. Впрочем, как и каждое утро - мой робот-управляющий знает, как привести меня с утра в хорошее настроение. Пока я пила кофе со свежевыпеченным круассаном, робот-горничная уже убрал постель, включил подогрев пола и наполнил ванну ароматной водой.
После ванны я выбрала комплект одежды из тех, что предложил робот-стилист, а пока робот-визажист колдовал с моим лицом и волосами - слушала новости от робота-диктора. В общем-то, день обещал быть самым обычным. Погода нормальная, пробок на дорогах нет, в мире никаких особых перемен. Все хорошо, все как всегда.
Я оставила домашним роботам несколько распоряжений по поводу обеда и вечера - и поспешила на работу. Я работаю преподавателем в элитной частной школе. В простых школах детей воспитывают роботы-учителя, что, на мой взгляд, сказывается на уровне знаний детей не лучшим образом. Да и социализация страдает: роботам с трудом даются такие абстрактные понятия как свобода воли, самовыражение и так далее. К тому же, программа в таких школах очень жесткая, классы огромные - человек по десять в каждом, никакого индивидуального обучения.
У нас - совсем другое дело. Вот, например, мой ученик - Миша. Он может задать мне вопрос из любой области знаний - я обязана организовать ему встречу с человеком (только с человеком, никак не роботом!), который в этой области специализируется, найти литературу, другие источники, в общем - дать ему возможность получить наиболее полный ответ на вопрос. Разумеется, кроме абстрактного знания, Миша может получить уроки и мастер-классы, позволяющие или применить знания на практике, или научиться какому-нибудь новому умению. Если вопросов нет слишком долго - я имею право сама попытаться заинтересовать его той или иной темой. Но, конечно, без принуждения. Обычно, темы перетекают одна в другую. Возникает незнакомое понятие, или в беседе всплывает личность не известного Мише человека, или даже он узнает о каком-то виде деятельности - и тут же задает новые и новые вопросы. Например, когда Миша получал ответ на вопрос о том, чем утка отличается от гуся, он заодно выяснил начальные принципы аэродинамики, побывал на ферме, научился рисовать в стиле Эдгара Ханта и так далее. В общем, система "Кругозор" - великолепна. В свои двенадцать Миша уверенно говорит на пяти языках, играет на трех музыкальных инструментах на уровне концертирующих музыкантов, неплохо программирует, пишет четвертый роман в стихах... И главное - без малейшего принуждения. Все сам.
В прошлый раз мы говорили о лазерах. К ним мы перешли от психологии кошки - выясняли экспериментальным путем, какая из игрушек заинтересует кошку больше всего. Оказалось - лазерная указка. Потом мы выяснили принцип действия лазерного луча, виды лазеров... Миша заинтересовался использованием лазера как оружия. Вообще-то, интерес детей к войне и насилию необходимо пресекать - одна из главных ценностей нашего государства - отсутствие войн на протяжении пяти последних веков - но если такой интерес все-таки возник, рекомендуется объяснять эту скользкую тему на исторических примерах и объектах культуры и искусства. Вот и сейчас я порекомендовала Мише старинный фильм, где лазеры использовались в качестве боевого оружия. Понятно, что я несколько раз ненавязчиво подчеркнула в разговоре, что фильм создан в древние времена, к тому же - снят в жанре фантастики, то есть, вымысла.
Мое время еще не началось - у Миши в расписании была социальная активность - то есть, он с другими учениками нашей школы должен был играть, общаться и задумывать какие-то совместные проекты, но он уже ждал меня возле школы. Видно было, что у него назрел новый вопрос.
Конечно, это нездоровая практика, но я решила выслушать его вопрос, чтобы немного приготовиться к его приходу.
- Вот помните, - Миша от нетерпения подпрыгивал на месте, как воздушный шар на веревочке, - в кино там два робота. Один - обычный, только в металлическом костюме. А второй - как урна. Это как? В такой корпус же робота не засунешь!
- Мы же уже обсуждали, что такое фантастика и почему она - недостоверный источник информации.
- Но вы говорили, что фантастика дает толчок прогрессу! Уже столько лет прошло - неужели, никто не смог придумать, как сделать роботов маленькими? Представляете, если бы они были ростом с того. Столько возможностей сразу! Можно было бы, например, что-нибудь чинить в труднодоступных местах. И какая экономия - даже на перевозках таких крохотных. А по функциональности - он не сильно лучше, допустим, нашего робота-уборщика. Тот тоже нелепо двигается и не понимает слов.
Я вздохнула. Вопрос был непростой. На стыке нескольких наук. Мы договорились встретиться через полчаса в нашей учебной комнате.
Пока Миша жил социальной жизнью, я связалась с юристами, историками, биониками и еще несколькими специалистами. Мне хватило времени на составление краткого ответа.
- Понимаешь ли, Миша, дело в том, что эксперименты над роботами очень ограничены. Во-первых, до сих пор ведутся споры о том, является ли робот полной собственностью хозяина, или же отдельной личностью. Конечно, он не имеет прав гражданина и многих свобод, но все-таки, обладая высоким интеллектом, он может чувствовать. Возможно, не так, как мы...
- Но ведь никого это не смущало, когда мы выводили разные породы собак! Может, таксе тоже не нравится быть коротколапой, а пудель предпочел бы прямую шерсть...
- Эксперименты по выведению новых пород собак проводились очень давно. Тогда были совсем другие представления об этике. Кстати, помнишь, когда мы говорили о Гюго, мы коснулись темы компрачикосов? Заметь, они пытались изменить форму людей... Да и не они одни...
- А что будет, если роботам не понравится? Они восстанут?
- Конечно, нет. У них нет на это нет ни сил, ни возможностей. И потом - если они восстанут, что будет дальше? Да, у нас есть роботы для выполнения всех видов физических работ и простого умственного труда. Но руководят всем - люди. Для руководящей и творческой работы роботы не подходят - у них нет ни подходящего образования, ни умений.
- А без этого никак?
- Никак.
Миша тут же заинтересовался, как и где обучают роботов. Я записала вопросы, отправила его на очередной социальный час, а сама залезла в базу данных.
Конечно, я имею право пользоваться базой только для ответов на вопросы моего подопечного. Но тут меня саму жгло любопытство. Весь урок я ждала, что Миша спросит меня, откуда взялись роботы - и я получу право узнать об этом сама. Но он так и не спросил. Впрочем, меня саму в детстве не заинтересовал этот вопрос - могла бы узнать у своего учителя.
В общем, я решилась на нарушение. Сформировала запрос историку - он сказал, что это не его тематика, мне нужен другой человек. Другой послал к третьему... В общем, Александр Моисеевич был, кажется, двадцатым в этой цепочке.
То, что я узнала от него, я, пожалуй, никогда не расскажу Мише.
И про большую страну, которая завоевывала новые и новые территории. И про людей с этих территорий, которые сначала жили в своих родных городах на правах колониальных аборигенов, а потом были вынуждены искать работу в мегаполисах метрополии. И про то, что сперва некоторое поражение в правах новых граждан объяснялось временными трудностями. И про то, как статус робота стал официальным. И про то, что в каждом из нас, если задуматься, течет немного крови робота. А в них - немного человеческой.
Ничего этого я Мише не скажу никогда.