Осин Дмитрий Владимирович : другие произведения.

Инвариантность нуарности - фикция или ого! Обзор группы нумер 3

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
   По-видимому, никто из 2-й группы не собирается писать обзоры (а ведь авторам из третьей очень интересно услышать хоть какое-то мнение), я волевым решением определил - обзору быть.
   Прошу уважаемых конкурсантов не обижаться на нижеследующие рецензии (или псевдорецензии), также прошу не держать на меня злюки-падлюки в сумочках, фиги в кармане, арбуз за щекой и так далее. А также - топор за спиной. Это хотя и нуарно, но оччень подозрительно.
   Я начну с самых больших рассказов, с многокилобайтовых (многокилограммовых), потому что воздействие каждого рассказа на читателя, согласно закону Ньютона, прямо пропорционально скорости (т.е. гладкости прочтения) и лингвистической массе впечатлений, вложенных автором.
  

Рассказ N1

Макс Каменски. Дзинь-дзинь

  
   Из всех рассказов группы это произведение отличается ошеломляющим сюжетом. Сюжет разворачивается не в физическом пространстве, а в мире собственного Я. Если Кант утверждал, что только две вещи удивляют и восхищают его - бесконечное небо над Землёй и бесконечный мир души человеческой, то автор взял для рассмотрения только последний аспект.
   Если, конечно, я правильно понял рассказ. Поскольку интерпретаций может быт несколько.
   Ещё очень жалко, что на конкурсной страничке именно этот рассказ (поскольку он номер 21) не влезает в список, и чтобы его увидеть, надо ещё догадаться нажать на кнопку "Общий список". Но это к слову. Кто захочет - тот найдёт.
   Но как бы то ни было, вдова есть, поцелуй есть, исполнение - очень достойное.
   Жанр - психоделический нуар.
  

Рассказ N2

Тихонова Татьяна Викторовна. Белое, чёрное

  
   Способны ли клавиши от пианино, клавесина, рояля и прочих фисгармоний вести независимую жизнь?
   Автор отвечает - да. Правда, эта способность возникает после прикосновения потусторонних сущностей вроде домовых, банников, леших, водяных и т.п.
   Если я правильно понял, то автор изобразил мир после какой-то глобальной катастрофы, где человечество загнано в подземные пещеры, а мир религиозных суеверий обрёл неожиданную плоть и кровь. И, кстати, мир этих домовых настроен довольно враждебно к оставшимся сапиенсам. За небольшим исключением...
   Но, может быть, это исключение и есть главное?
   Одно могу сказать совершенно точно - исполнено безупречно, независимо от вложенных в текст маркеров (вот ещё одно гадкое слово - маркеры, но до них, этих маркеров, я смогу добраться только при обзоре рассказа Е.К).
   Жанр рассказа - фэнтези-нуар (совершенно неожиданный лично для меня симбиоз)!
  

Рассказ N3

Мишель Подымски. Город снов

  
   Идея рассказа ясна, как два тинтакля (выражение Анонима), как два жвала (выражение, подразумеваемое авторами энтомологического нура), как два пальца об асфальт (русское народное выражение). Она, то есть идея, такова: лучше жить в придуманном мире.
   Кто бы спорил.
   Но автор делает вираж и объявляет, что придуманный тобою мир - ад.
   Есть такой фильм "Куда уводят мечты", где в главной роли снимался артист Роббинс, совсем недавно покончивший с собой.
   Жуткое совпадение.
   Но тем не менее... Это жизнь. И это рассказ.
   Который в данной номенклатуре я опредяю как - религиозный нуар.
  

Рассказ N4

Иван Николаевич Кравчук. Нуар стайл

  
   Это круто! Ничего не скажешь!
   Пытался найти какую-нибудь сюжетную ассоциацию, но ничего у меня не получилось. Единственное, что вспомнилось, это монументальное кино "Зита и Гита". Там тоже Зита (или Гита) показывала родимое пятно и говорила: "Вот видишь, что ты натворил, поросёнок!"
   Дурацкий совет: сделайте журналиста женщиной. Нет, он от рождения был мальчиком, но вырос и решил переменить пол. И тогда маньяк-писатель точно йопница: был мальчик, а пришла - сисястая, нагловастая, журналюгохвастая миледи. Недаром М. Горький писал: "А был ли мальчик?"
   Однако, рассказ - загляденье.
   Жанр - нуар-стайл-болливуд.
  

Рассказ N5

Максим Вадимович Желоботкин. Каждое утро и каждый вечер

  
   Певое же впечатление - это отчаянный антиалкогольный призыв: "Пили мерзкую жижу до глубокой ночи, а потом..."
   А потом, как говорят малайцы, суп с котом. Или, как говорят корейцы, суп с псом (отличное, но труднопроизносимое словосочетание). Но не суть важно.
   "Сперва я решил, что 'чужие' просто вздумали нами полакомиться, но я ошибся.
     Это был паразитизм..."
   Собственно говоря, это и есть суть рассказа.
   Не берусь сказать, насколько она свежа, но что-то похожее было у дедушки Уэллса. Или "Марионетки мироздания" (Кукловоды) Хайнлайна.
   Помилуйте меня, автор, от пересказа всемирно известных сюжетов.
   Жанр - похожий нуар.
  

Рассказ N6

Сергей Александрович Козырев. Старый Город

  
   Это психологический рассказ.
   Обоснования: отношения ОТЕЦ-СЫН. Это, братцы мои, психология.
   К слову, есть такое произведение "Отцы и дети". Там город не исчезает раз в сутки, там нету женщин, вросших наполовину в некий шарикоподшипник, там простые (то есть, очень сложные) человеческие отношения.
   В рассказе всё это жутче и ужаснее. Не знаю, может быть, именно так выглядят чувства человеков, если смотреть на них глазами ЧУЖИХ (не важно, человек это или какой-нибудь инопланетный алик).
   Но всё-равно, рассказ крепок, нуарно совместим, шкуродёрн.
   Жанр - психологический нуар.
  

Рассказ N7

Альбертина Дмитриевна Коршунова. Клуб "Силенсио"

  
   Очень странный мир. Главная героиня - то ли паучиха в человеческой оболочке, то ли какая-то колдунья (бабка-ёжка). Она выращивает сына по имени Вольфганг (самое паучиное имя). Он обычный ребёнок, но мама учит его правилам паучьего поведения (опять же, очень странным), когда вместо 'хочу' надо произносить 'надо', а вместо 'пирожное' - 'пироженка'. Воистину, это очень странный мир.
   Заканчивается всё дело тем, что бабка-ёжка убивает какого-то колдуна (Кощея Бессмертного??). Этот колдун, видимо, хотел изменить существующий странный мир и привнести в него логику человеческих поступков.
   Но не удалось.
   Во время игры в шахматы его убивает боевой паук по имени Клементина Бонифаций.
   Тудыть ему и дорога!
   Нефиг лезть с кувшинным рылом и преобразовывать такие, своего рода, совершенные, но очень странные миры (- Мама, мне надо пироженку и мороженку! - просил паучонок. - А также эскиму, банану и аняняску).
   Странный жанр, который я так и обозначу - странный нуар.
  

Рассказ N8

Офир Ореолан. Обитаемый остров

  
   Вот такие идолы мне очень нравятся!
   Всё изображено настолько правдоподобно, что хочется схватить палку-ибалку и ею ибашить маленьких негодяев, мучающих Дину.
   Жанр - этнологический нуар.
  

Рассказ N9

Анатолий Анатольевич Махавкин. Вероятность получения оргазма в эпицентре ядерного взрыва мощностью сорок мегатонн

  
   Это вопрос: возможно или нет, чтобы от чокнутой бляди родился грядущий мессия (махди у мусульман, адибудда - у буддистов, какой-нибудь йог-сотот - у сатанистов)? Экспериментальной проверке эта версия, как сами понимаете, не подлежит, поэтому придётся поверить автору на слово.
   Понятно, что сейчас не принято шутить с конфессиональными предпочтениями и лучше делать вид, что их как бы не существует. Даже не знаю, что сказать. С одной стороны религия не несёт в себе вреда (за исключением фундаментализма), с другой стороны - Бог всезнающ и всепрощающ, значит, должен простить даже карикатуры. Но тут я, пожалуй, ушёл не в ту сторону...
   Очень хороший рассказ, и жанр его - блядский нуар.
  

Рассказ N10

Андрей Евгеньевич Комоско. Двуликая

  
   О любви.
   Интересно, как автор представляет себе неразделённую любовь? Вероятно, в образе старушки, гильотинированной на уровне пояса. Или, так сказать, по-вдоль - правая половинка (или левая), одна нога, одна рука и т.д. В принципе, притча она и есть притча, но...
   Имперсонация любви несёт в себе определённый элемент упрощения, вроде как в детских книжках изображают 'солнышко мордатое' - с глазами, носом и улыбающимся ртом.
   Жанр - нуар-лайв.
  

Рассказ N11

Аноним Микушин. Поцелуй вдовы

  
   Я не знаю, как это удалось автору (и вообще, было ли такое намерение), но лично я едва не забодал монитор от смеха, когда читал. Особенно, когда появлялись бедные Федя и Петя.
   Не могу удержаться от цитаты:
   - Считаете свои последние минуты? - поддела мадам роза Юрия. Он не отреагировал. Они стояли так еще минуту. Дверь распахнулась, и в кабинет влетели Петя с Федей. Ганзель забыв про Юрия, развернулся к ним. И это стало его ошибкой. Юрий сильно ударил Ганзеля револьвером по голове...
   Спасибо, автор!
   Жанр - смайл-нуар.
  
  
  

Рассказ N12

Кэт Бьюфорт. Роли розданы, камера, мотор

  
   Рассказ прозрачен, как слеза комсомолки. И мораль понятна: не бери, деточка, чужих колец, не то к Саурону попадёшь. Алик, правда, попал не в лапы к Саурону, а просто под машину. Но его совсем не жалко, этого злобного хоббита.
   Несомненное достоинство рассказа - жизненность всех персонажей. И даже стервообразная наркоманка Мила выглядит по-человечески. Может быть, из-за решения сохранить ребёнка?
   Жанр - хоббитс-нуар.
  

Рассказ N13

Аноним. Благодать

  
   На этот раз Аноним решил не пугать читателя феерическими и замысловатыми определениями, вроде "меланитовые ланиты". Единственное лыко в строку - фраза "...при одном взгляде на него во рту появлялся привкус крови с молоком..." Сразу представилось детское питание для вампирёнышей. Если бы у ГГ была фамилия Дракула, я бы к этому сравнению не прицепился.
   Это рассказ о любви и ненависти, с явным философским подтекстом. Полученная главным героем "благодать" чудесным образом усиливает доминирующую черту его характера - жестокость (или ненависть). Но пройдя через смерть своей возлюбленной (герой убил её сам, по неосторожности), ГГ вдруг понимает, что олл ю нид из лав (Битлз). Правда, у меня сложилось впечатление, что ГГ подразумевает исключительно чувственную любовь. Ну ладно, всё одно лучше, чем отрывать ментальными тентаклями головы людям. В любом случае, ненависть - это изнанка любви. И наоборот.
   По ассоциации вспомнился роман Олдисса "Всё созданное Землёй", где изображён парадоксальный мир с наизнанку вывернутыми моральными категориями. Убивать там - добро, любить - величайшее зло. Но это я к слову.
   Жанр - философический нуар.
  

Рассказ N14

Джей. Водяные собаки

  
   Начал читать и сразу наткнулся на фразу "...сказал Том с пуленепробиваемой улыбкой". Не знаю, может у Тома и были зубы из бронированной стали, но меня автор поразил в самое сердце. Чуть дальше некий толстяк-дальнобойщий изрекает следующее: "- Смотри-ка, какая жопка на ней!" То ли у главной героини была специальная съёмная (отстёгиваящаяся) жопка, то ли она носила шляпку в виде жопки - автор не уточняет.
   Насколько я понял, рассказ пытается, по выражению автора, "поэтизировать смерть до уровня великой экзистенциальной философии". Не уверен, что это получилось. Все эти бронированные улыбки, съёмные жопки и "Чвак, чвак, чвак, чвак..." на трупе бедолаги дальнобойщика вызывают только одно - чувство интенсивного охреневания.
   Жанр - чвак-чвак-чвак-нуар.
  

Рассказ N15

Ольга Александровна Петрова. Душа

  
   В этом рассказе души человеческие изображены в виде неких домашних собачек: они (души) могут свободно перемещаться по комнатам, выходить в коридор и даже на улицу. Героиня и герой - обладатели чёрных (то есть злобных) собачек. Героиня отравляет героя и забирает собачку себе. Всё.
   Жанр - душевный нуар.
  

Рассказ N16

Рожкова Анна. Пока смерть не разлучит нас

  
   Это семейная драма. Муж полюбил другую, хочет уйти. Жена по-прежнему любит мужа, не хочет отпускать. Выход один - обоим переместиться в потусторонний мир, там уж муженёк никуда от неё не сбежит (а почему, собственно? а если ему понравится какая-нибудь другая потусторонняя женщина?).
   Короче говоря, мужа-то она отправила на тот свет, а самой пришлось задержаться на этом. Но это не остановило любящую жену, она совершает вторую попытку. Кажется, успешную.
   Остаётся только догадываться о реакции мужа, когда он обнаружит, что и на том свете она его настигла.
   Жанр - семейный нуар.
  

Рассказ N17

Владимир Иванович Смирнов. Ценный подарок

  
   Очень трогательный рассказ. И очень чужеродно смотрится на этом конкурсе, среди маньяков, садистов и психопатов. В рассказе есть логические несоответствия: "Коля уже умел читать, поэтому запомнил строжайшие приказы коменданта на желтых листках бумаги, расклеенных по всему городу. Отныне ничего не разрешалось без разрешения новой власти под страхом смерти. За непослушание грозила смерть". Как это понять - ничего не разрешали? Фашисты хоть и сволочи, но не придурки же вешать такое объявление: "Ничего не разрешается без разрешения новой власти". (Кстати, корявая фраза, два раза подряд "разрешение".)
   Потом в товарном вагоне: "Мальчик переживал за сестру, которая очень стеснялась на глазах чужих людей оправляться. Мужчины в вагоне деликатно делали вид, что не замечали ничего, но Поля не решалась и терпела иной раз так, что по лицу катились слезы от боли". По воспоминаниям людей, побывавших в подобной ситуации, всегда находилась или занавеска, или просто другие женщины становились вокруг и загораживали.
   В целом рассказ хорош, но к конкурсу имеет мало отношения.
   Жанр - ненуарный нуар.
  

Рассказ N18

Екатерина Александрова. ...Обнимает мои плечи...

  
   Сначала я внимательно прочитал рассказ, затем внимательно прочитал комменты (раз в десять больше по объёму самого рассказа) и только после этого понял, о чём хотел сказать автор. Коротко: про Чёрную Мамбу, которая не стала убивать своего Билла.
   Автор исповедует систему пресловутых маркеров, согласно которой не нужно описывать всё как есть, а нужно только намекнуть и читатель сам поймёт. Эта система всегда меня изумляла. К примеру, вместо того чтобы написать "Ему было грустно", последователь маркеров обязательно напишет, что ГГ или как-нибудь трепетно погладил ствол ивы (ива обязательно должна расти где-то неподалёку), или , может быть, постучался об эту иву своей головой. На резонный вопрос читателя "Что всё это означает?" автор, как правило, охотно разъясняет, что ива (плакучая) - символ тоски, грусти, печали, что таким образом он, автор, таким вот маркером сразу же задал тон повествования.
   Не знаю как вам, но мне такие ребусы не шибко нравятся. Вместо художественного текста получается какой-то набор разнообразных, иногда весьма затейливых, но искусственных маркеров.
   Жанр - маркированный нуар.
  

Рассказ N19

Иван Андреевич Дольников. Х

  
   После прочтения рассказа у меня не нашлось слов. Нашлись только междометия и неопределённые частицы, созвучные названию рассказа.
   Что это было? Поток сознания электрической кофеварки из нового кабинета начальника? Записанные мысли недодавленной собаки, одиноко скитающейся среди гаражей? Видения тибетского отшельника, транслируемые из нирваны? Нет ответа.
   Но написано весьма и весьма изящно.
   Жанр - трансцендентальный нуар.
  

Рассказ N20

Новопольцев Za. Убить пушера (Чотко. Дерзко.)

  
   Вот это рассказище! Оптыть! Тут и месилово, и рубилово, и кидалово и даже нетрадиционное вдувалово! Ну ваще, улёт, отпад, отбрык и пипец! Карочи, жесть! И всё было бы до конца понятно, оптыть, если бы не таинственное слово "пушер".
   Жанр - чоткий-чоткий нуар.
  

Рассказ N21

Амара Флам. Поцелуй меня

  
   Автор молодец! В такой малый объём уместить, по сути, целый рассказ - нужно большое умение. И атмосфера прям такая... нуаристая-нуаристая. Одна ламбада на могилке богатого мужа чего стоит!
   Поскольку это последний рассказ в обзоре и первый в группе, я, за неимением других соображений, так и определю его жанр - нуаристый нуар.

Всё! Обсёр закончен! (шутка)

  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"