"Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено..." (Иеремия 17:9).
Эта фраза из древней Книги в точности отображает состояние современного общества.
22 февраля сего года в Аргентине произошла еще одна страшная трагедия, получившая название "трагедия на Онсе".
Район Онсе (Once) расположен в центре Буэнос-Айреса. Этот район широко известен своими дешевыми товарами. На многие кварталы раскинуты сотни торговых точек, где можно приобрести практически все по более низким ценам. Что касается качества товаров - это уже другой вопрос, поэтому нужно смотреть в оба глаза, как бы не "подсунули" чего-нибудь... Онсе пестрит представителями всех четырех рас. Часто можно увидеть продукцию, разложенную прямо на тротуаре. Онсе - это, естественно, излюбленное место для карманников, которые орудуют целыми бандами. Лично у меня именно там украли мобильный телефон. Я ведь живу всего в 10 кварталах от Онсе и нередко там бываю.
В центре района - парк, где растет много деревьев джакаранды. И там же расположена одна из центральных железнодорожных станций столицы.
В среду 22-го февраля, после четырех выходных по случаю ежегодного карнавала множество людей, как обычно, ехало на работу.
В 8-30 утра битком набитая электричка была смята "в гармошку" по прибытии на конечную станцию Онсе.
Если мы попытаемся представить ужас этих людей, то не сможем. Но все же наше воображение не оставляет нас в покое... Кто-то дремал у окна, будучи укаченным движением поезда, кто-то стоял у передних дверей первого вагона, готовясь "выпрыгнуть" на платформу. О чем думали эти молодые люди? Самому старшему из пострадавших было 54 года. В одну лишь секунду все оборвалось. В секунду, которая навсегда прочертила свою отметину: до и после.
При подходе к станции электричка шла со скоростью 26 километров в час. Именно с такой скоростью она врезалась в пневматические буферы, которые, кстати, не функционировали. От такого удара второй вагон на 7 метров "вошел" внутрь первого. Это, правда, невозможно представить... В один момент десятки людей были распластаны прессом из железа вагонного корпуса, жесткого пластика сидений и кровавого человеческого мяса...
На съемках, зафиксировавших момент трагедии, я видела молодого человека, выброшенного ударной волной на противоположную платформу...
Цифры трагедии быстро стали известны миру: 51 погибших и более 700 раненых, многие из которых уже никогда не смогут вернуться к нормальной жизни.
Потом было много интервью с пострадавшими и свидетелями, выяснения обстоятельств.
Чтобы освободить и живых, и мертвых, пришлось разрезать крыши вагонов, на что ушел почти весь день. В одном из газетных заголовком было написано, что "люди умирали стоя", а кто-то назвал это "мясорубкой".
Но обратимся от фактов к причинам, о чем также было сказано вполне по-газетному: "причины выясняются". Да, они "выясняются" до сих пор, потому что кому-то очень не хочется брать на себя ответственность за жизнь стольких людей.
Суть трагедии ясна - беспечность в рамке коррупции. У железнодорожных линий Аргентины есть вполне реальные хозяева, которые обеспечивают "нулевое техническое обслуживание", экономя таким образом средства, чтобы бесперебойно пополнять ими свои и без того толстые кошельки. Все, как видим, просто.
Я, как и тысячи других людей, "имею счастье" ежедневно пользоваться электричками... Правда, я еду с другой станции, но суть одна.
Что же касается причин конкретного происшествия, то электричка, только что вышедшая из "ремонта", имела тормоза 1953 года выпуска, где из 8-ми положенных было поставлено только 5, которые работали "не очень". Вполне естественно, что в какой-то момент они просто "сдались".
Это напоминает анекдот про старую веревку: На высокой горе был расположен действующий монастырь, принимавший туристов. Монахи поднимали туристов в большой корзине, привязанной к ветхой веревке. Один из туристов, с недоверием гляда на нее, спросил монаха: "Как часто вы меняете веревку?" На что тот ответил: "Когда старая порвется."
Поезда в Аргентине ездят по этому принципу. Да и не только они... Вся жизнь здесь построена по этому принципу!!
Тем не менее продолжаются усиленные попытки обвинить машиниста, который чудом остался жив. Сейчас, когда этот человек, после пережитого шока, травм и, как следствие, пребывания в реанимации, начинает приходить в себя, то замечает, что кто-то очень пытается сделать из него очередного "стрелочника" (в Аргентине это называется "perejil", в переводе - "петрушка"). Тот факт, что на предыдущих станциях машинист предупреждал по переговорнику о том, что тормоза никуда не годятся и что он не может продолжать маршрут - пытаются замять. Ведь ответом ему тогда было излюбленное аргентинское: "no pasa nada!" - "ничего не случится!" А вот и случилось... Теперь же главными вопросами "выплывают": был ли машинист пьян во время работы или разговаривал ли он по мобильнику? Его совесть оказалась чиста. Какое "разочарование" для кого-то...
Ну, вот, после изложения фактов и попытки выяснить причины, как правило, должны следовать выводы.
Итак, вывод первый: наша планета - небезопасное место. "Трагедия на Онсе" - лишь малая часть того ужаса, что ежедневно происходит в мире. К слову сказать, в 2004-ом году в том же квартале, где произошла нынешняя трагедия, случилась другая, в ставшей теперь печально знаменитой ночной дискотеке "Кроманьон". 180 сгоревших заживо подростков, собравшихся бурно провести ночь. Теперь там "стена плача".
Есть трагедии, которые приходят, когда бунтуют силы природы. Человечество виновато здесь лишь косвенно. Но существуют трагедии, в которых человек замешан напрямую. А страдают чаще всего люди, непричастные к этому.
Снова приходит на память анекдот про старую веревку: "Когда старая порвется"... Наша Земля - это "гигантская корзина" на изношенной веревке. Еще немного - и весь мир может превратиться в одну огромную "трагедию на Онсе" или огромный "Кроманьон" или... или...
Вывод второй. Если мы откроем вечную Книгу, в которой записана фраза "Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено...", то найдем для себя выход из создавшейся ситуации.