Останина Анна Викторовна : другие произведения.

Шпионские истории

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Останина Анна Викторовна ostanina2@mail.ru
  Мишка пишет шпионский рассказ
  Однажды папа пришел домой с работы и положил что-то на стол.
  -Ты купил хлеб? - спросила мама. - Мы как раз собирались ужинать.
  -Ой, забыл! - схватился за голову папа. -Сейчас побегу в булочную на углу!
  -Она уже закрылась, - сказала мама.
  -Тогда я зайду к соседям, у них-то обязательно есть!
  -Вечно тебя попросишь, а ты ничего не сделаешь, - надулась мама, но это было нарочно, и папа понял, что мама на самом деле ничуть не обиделась.
  Мишке же было очень интересно, что там лежит на столе, что это принес папа? Тогда папа заметил, как он смотрит на сверток, и сказал:
  -А это я принес книгу. У меня на работе есть дядя Женя, ты его помнишь, Мишка.
  Мишка кивнул. Дядя Женя был папиным другом, и у него были смешные усы.
  -Так вот, наш дядя Женя - не только хороший работник, он еще и замечательный поэт. Он пишет очень хорошие стихи. Но раньше он писал только для себя, а теперь вышла его книга.
  Мама всплеснула руками руками от удивления. А папа развернул бумагу. Внутри лежала книга - настоящая, тяжелая, с красивой картинкой. И было написано сверху - "Е.П.Бубликов. Сборник стихотворений"
  -А где же дядя Женя?
  -А это и есть дядя Женя, по-другому, Евгений Петрович Бубликов, - засмеялся папа. - Только тебе, Мишка, пока скучно читать такие стихи. Ты ведь у нас больше любишь про шпионов, про фантастику...
  -Я и фантастику люблю, но только книжку дяди Жени тоже прочитать хочу! Только как это так, что дядя Женя вдруг раз и книжку написал?
  -Ну, ты пока думай, а я за хлебом забегу, - сказал папа.
  Мишка уселся перед окном и стал смотреть, как дворник Иван чистит от осенних листьев улицу. Вдруг он заметил своего приятеля, Витьку. Витька играл с собакой - отнимал у нее палку, бросал, снова отнимал...он тоже заметил Мишку и крикнул:
  -Мишка, выходи во двор! Будем вместе с собакой играть!
  -Нет, - крикнул в ответ Мишка, - я не могу!
  -Что тебя мама не пускает? А ты скажи, что мусор хочешь вынести!
  -Я не могу, потому что я занят. Я книжку решил написать!
  Витька даже присел от удивления.
  -Зачем это тебе?
  -Зачем, зачем, - проворчал Мишка, - ты маленький еще, тебе только с собаками и играть.
  -А как ты будешь это делать?
  -Ну как, - ответил Мишка и тут понял, что он действительно не знает, как надо писать книжки. - Известное дело!
  И тут вернулся папа с хлебом и сказал:
  -Хватит уже из окна высовываться. Зови своего Витьку к нам, и будем ужинать.
  Мишка очень обрадовался, когда это услышал. И Витька обрадовался - он ведь знал, как мишкина мама вкусно готовит!
  Когда они сели за стол, Витька опять начал допытываться:
  -А как ты книжку хочешь написать? И что для этого тебе надо?
  Мама с папой услышали, переглянулись и улыбнулись. Мишка насупился - вот, им смешно, вечно этот Витька лезет куда не надо, лучше бы оставался на улице и играл бы со своей собакой!
  -А ты, Мишка, уверен, что сможешь написать хорошую книгу? - спросил серьезно папа. - Про что бы ты хотел написать?
  Мишка задумался. Про роботов? Про супергероев?
  -Я хочу написать шпионский рассказ.
  -Это хорошо, что у тебя есть идея. Но знаешь, Мишка, чтобы стать хорошим писателем, нужно сначала много учиться. Вот у тебя какая отметка по русскому языку, Витька?
  -У меня четверка, - похвастался Витька.
  -А у тебя, Мишка? - спросила мама, хотя она и так отлично знала, каждую неделю дневник смотрела.
  -Тройка, - сказал он.
  -А почему тройка?
  -Потому что я невнимательный. Пишу, а сам думаю о чем-то другом. И ошибки делаю.
  -Вот видишь, а если ты так будешь писать свой рассказ и думать о чем-то другом, представляешь, что получится? И читать нужно много. И не только фантастику, знаешь, сколько есть на свете хороших книг?
  -Тысяча? - спросил Витька, а Мишка подумал и сказал:
  -Тысяча пятьсот.
  -Гораздо больше! Их и сосчитать-то трудно! А знаете, как писали первые книги?
  -Как? - хором спросили Мишка и Витька.
  -Их писали на глиняных табличках специальной острой палочкой, которая называлась "стило". Потом глина высыхала, и книги могли храниться очень долгое время. Некоторые дошли и до нас. Если будет пожар, что тогда с книгами будет?
  -Они сгорят!
  -Вот, а глиняные книги не горели. И когда в царском дворце был пожар, они все уцелели.
  -Вот здорово! А какая была первая книга?
  -Точно этого никто не знает, даже ученые. Долгое время рассказы, сказки, стихи передавались вот так - от одного человека к другому, по памяти. В древности, например, жил один сказитель, которого звали Гомер. И он все свои сказания знал наизусть.
  -Разве такое возможно? - спросил Витька с сомнением. Он недавно получил тройку по литературе, за то, что не смог хорошо рассказать стихотворение наизусть. И стихотворение-то было не очень длинное. Но ведь память какая должна быть! Это же сколько помнить надо!
  -А в Древнем Египте, например, изобрели первыми материалы, по которым можно было писать чернилами - папирус и пергамент. Это были сделанные из свежей бараньей кожи или тростника длинные листы, на которых можно было писать. А еще восковые дощечки, кора деревьев, свинцовые листы - все это служило для того, чтобы писать. Но только представьте, если бы ваш учебник по литературе написали бы на глиняных табличках, сколько бы он весил? Смогли бы вы его в школу принести и унести?
  Мишка задумался. Нет, вряд ли, и так-то учебники тяжелые - их носить, а ведь глина будет потяжелее.
  -Конечно, это было неудобно. И тогда люди изобрели бумагу. На которой мы пишем и сейчас. Как часто мы пользуемся бумагой?
  -Часто! И тетрадки, и книжки - все из бумаги...
  -Да ведь из нее можно сделать, что угодно! Игрушки, например! В Китае, где и изобрели первую бумагу, научились складывать из бумаги животных, людей, цветы, растения...это искусство существует и сейчас, оно называется оригами.
  -А я тоже умею делать оригаму, - крикнул Витька, - я самолетики из бумаги сворачиваю!
  -Оригами, - поравил его папа, - а я вот что сделать хочу.
  И он принялся вдруг сворачивать салфетку, покрутил немного, отодвинул хвостик - и протянул маме. Да ведь это настоящая роза получилась! Как это папа так сделал? Мама понюхала цветок:
  -Жалко только, что не пахнет.
  -А нас ты научишь? - спросил Мишка, ему тоже хотелось уметь делать такие штучки, чтобы все удивлялись вокруг.
  -Научу, конечно, - и папа показал, как легко сворачивается из бумаги такой цветок.
  -Да, из бумаги, получается, все, что хочешь, сделать можно, - протянул Витька, - а вот как ее придумали сделать?
  - У одного китайского императора был очень мудрый советник, Цай Лунь. Он и предложил делать бумагу из растений, с помощью камней и ступы. Растения много раз перетирались в ступе, прижимались грузом и сущились на солнце. И вот получался готовый лист бумаги! Но китайцы недаром очень мудрые люди. Они не только начали делать бумажные книги, но и другие вещи - зонтики, которые защищали от солнца, бумажные шторки, которыми можно было отгородить место в комнате, бумажные веера, из промасленной бумаги начали делать окна, которые пропускали свет в комнаты. А еще - рисование, оригами, бумажные упаковки... Секрет бумаги ревностно хранился китайцами. За разглашение тайны, не задумываясь, рубили головы.
  -А как же тогда другиеузнали о бумаге?
  -Однажды арабское войско разбило китайцев, и побежденный император вынужден был рассказать этот секрет. Потом бумага в Европе, в Индии...люди начали писать друг другу письма, и таким образом поддерживать связь на значительном расстоянии.
  -Ну, сейчас-то уже никто не пишет письма, - со знанием дела отозвался Витька.
  -С одной стороны, ты прав, - сейчас люди очень много начали пользоваться компьютером. Здесь можно печатать книги, читать и писать письма, общаться даже по видеокамере через весь мир! Но, с другой стороны, некоторые люди до сих пор предпочитают пользоваться простой почтой, писать бумажные письма, читать настоящие, живые книги...
  -А где делают бумагу сейчас?
  -Сейчас в каждой стране работают бумажные фабрики, на которых производится бумага. Из чего бы вы думали? Из дерева!
  Витька и Мишка недоверчиво раскрыли рты. А Мишка прямо засветился от удовольствия - вот какой у меня папа, все знает! Витька тоже незаметно показал Мишке большой палец, то есть, вот круто рассказывает!
  А мама тем временем обидчиво сказала:
  -А что же, суп никому не понравился? Вы и не съели-то ничего!
  -Это просто нам очень интересно было, - объяснил Витька, и они, подхватив ложки, быстро начали стучать ими о дно тарелки.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Мишка и Витька играют в шпионов
  Мишка все равно решил написать шпионский рассказ, конечно, учиться не повредит, но ему же все время говорят, что надо опыта набираться. Вот он и будет набираться понемногу. Поэтому, когда Витька предложил во что-то поиграть, Мишка крикнул:
  -В шпионов!
  Ведь если он сначала поиграют - ему и писать потом будет легче.
  Витька согласился.
  -Только сначала нам нужно придумать, как мы будем общаться, ведь мы не можем просто друг другу сказать "давай бежим к горкам", мы должны каким-то шифром пользоваться!
  -Давай придумаем свой язык, на котором никто ничего не будет понимать. Даже мама и папа. Представь, ты мне кричишь "лобла май тынакова!", и я понимаю, что ты хотел сказать "выходи на улицу!"
  -Или ты мне так говоришь "оскуди па каписа уштыга", а я тебе отвечаю "хохны". То есть "на углу собаки дерутся", а я тебе - "бежим посмотреть".
  -Вот здорово! Теперь у нас есть свой собственный язык! Давай попробуем так говорить!
  И они побежали во двор, где на лавочке сидели девчонки - Маша и Катя, они плели какие-то веревочки между пальцев.
  -Что это вы делаете?
  -Плетем браслетики, - ответила важно Катя, - а вы чего здесь носитесь, как угорелые, языки высунули?
  -Апыштама калули фыштуга заби маки! - сказал Мишка Витьке насмешливо, а тот ему ответил:
  -Дусира капита чунак габин тусака!
  И Мишка покатился со смеха.
  -Вот дураки, - сказала Маша, и они с Катей отвернулись, продолжая плести свои ниточки.
  -Ты что сейчас сказал? - спросил вполголоса Мишка.
  -Сказал, что можно было бы с ними поиграть в нашу игру про шпионов.
  -А, - потянул Мишка, - значит, я не так понял. Ты что, хочешь выдать им наш тайный язык?
  -Знаешь, он, конечно, тайный, но только проку от него, если мы сами друг друга не понимаем!
  -Что это вы здесь делаете? - спросил вдруг их Мишкин папа. Он стоял сзади, а рядом с ним был тот самый дядя Женя, который выпустил книжку со своими стихами, папин друг с работы.
  -Мальчишки какие-то глупости говорят, - пожаловалась Катя.
  -Это не глупости, это наш тайный язык! - запротестовал Мишка.
  -А, тайный язык, и в чем же там суть?
  -Мы говорим друг другу слова, которые никто не понимает!
  -А сами-то вы понимаете?
  -В этом-то и проблема, - вздохнул Витька.
  -А мы с дядей Женей решили прогуляться. А вы с ним даже не поздоровались.
  -Здравствуйте, дядя Женя, - хором сказали они, а Мишка добавил: - А я вашу книжку читал!
  Дядя Женя был скромный, поэтому он слегка смутился и покраснел.
  -И что-нибудь тебе понравилось?
  -Я ваши стихи прочитал про животных, вот они мне понравились. Только я не очень понял, как это у вас животные и растения разговаривают?
  -А это, Мишка, как раз и есть тайный язык, над которым вы тут потеете, - весело ответил папа, - правда ведь, дядя Женя?
  Дядя Женя кивнул.
  -Если, например, ты про муравья прочитал, то это про какого человека?
  Мишка задумался.
  -Который работает много, - звонко ответила Катя.
  -Правильно, Катюша. А если про медведя?
  -Тот, кто меда много ест! - закричал первым Витька, которого озарила догадка.
  -Ну, вон, Мишка тоже много меда ест, даже температура у него поднялась на прошлой неделе, так много он меда съел. Может, поэтому, его Мишкой и назвали, - улыбнулся папа, - но только обычно это про большого человека, неповоротливого, как медведь, говорят.
  Мишка насупился - и чего это папа говорит, его девчонки засмеют теперь. Какой же он большой и неповоротливый?
  -Не обижайся, Мишка, имя Михаил - очень красивое, старинное, - сказал папа, - ты гордиться должен, что тебя в честь дедушки назвали.
  Вот таким тайным языком - разговаривая о животных, природе, растениях - можно писать на самом деле о людях. Это еще называется Эзоповым языком. Был такой писатель, Эзоп, он этот язык и выдумал.
  -А как еще можно общаться, чтобы тебя никто не понимал? - спросила Маша. Девчонки, оказывается, тоже слушали внимательно, даже свои браслетики плести перестали.
  -В разное время люди оставляли друг другу какие-то знаки, которые должны были говорить вместо слов. Например, первобытные охотники рисовали на стенах пещер рисунки, по которым можно было догадаться, что они хотели сказать. А американские индейцы вязали разноцветные узлы на шнурках, и тем самым обозначали слова и числа, совсем как наши девочки.
  Маша и Катя весело переглянулись.
  -В Древнем Китае, например, пользовались иероглифами - их было много, тысячи. Одни из этих условных знаков обозначали слова, другие - просто звуки. А вот буквенные алфавиты были придуманы намного позднее. Зато и обучаться письму с тех пор стало легче, ведь в алфавите было всего от 20 до 40 букв, не больше.
  -А еще что бывает?
  -Бывает язык жестов - им обычно общаются люди, которые не могут говорить с рождения. Но они друг друга понимают ничуть не хуже, чем мы с вами. Еще у разных людей в средние века бывали отличия - разные цвета гербов, лент, которые пришивались на одежду, изображений на щитах и оружии. Так люди легко узнавали, кто перед ними, богат он и знатен, или же беден и никому не известен. Символов было очень много - обозначений огня, воды, времени...
  -А мне, например, очень нравился обычай некоторых народов оставлять на теле человека татуировки, которые тоже оставались некоторым символом, повестью о его прежней жизни, - скромно добавил дядя Женя.
  Вот-вот! - подхватил папа. - А английские дети, вот такие, как вы, придумали общаться на поросячьей латыни.
  -Как, как? - засмеялись дети. -Что еще за поросячья латынь?
  -Поросячья латынь или свиной латинский - тоже особый, зашифрованный язык.
  -И как на нем говорить?
  -Госовосоритьси Осоченьсе просотосо, - засмеялся папа.
  -Что ты сказал? - не понял Витька, и другие принялись ему объяснять.
  -Вот здорово! - крикнул Мишка. - Значит, мы теперь можем говорить на своем тайном языке! Нужно просто добавлять "со", "са", "се", - и вот вам новые слова! Мнесе нрасавитсисяся!
  -Тольсокосо яся бусудусу посонисиматьса, - и папа с дядей Женей, помахав ребятам рукой, отправились дальше, оставив их обсуждать планы, как в школе можно будет говорить на их тайном языке, и никто не будет их понимать!
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"