На СамИздате слежу за творчеством многих авторов, и, судя по комментариям, нас накрыла новая волна сливов. Произведения сливают у всех. Черновики или полноценные вычитанные работы уходят на другие "независимые библиотечные ресурсы", где распространяются платно или по подписке. Каждый второй автор, из тех, кого я с удовольствием читаю, сейчас находится в состоянии лёгкой депрессии. Авторы демотивированы, так как плоды их труда продают другие люди, и именно ДРУГИЕ люди получают за это и "копейку", и "спасибо".
Проблема эта давно известна, волна далеко не первая... а решение всё не найдено.
Авторы периодически высказывают свои мысли по данному поводу. Вот, например, Плач жадного копираста от Книжного Червя. Прочитав эту статью, я задумалась: а действительно "почему?". Почему сливают? Авторы ведь дают дочитать произведения бесплатно: либо на несколько дней выкладывают в доступ, либо рассылают концовки на почту. И такая "доброта душевная" заканчивается пиратским сайтом...
Положа руку на сердце, до тех пор, пока сама не начала писать, пока не оказалась "по эту сторону баррикад", даже не задумывалась о том, с какого именно сайта я скачиваю книгу. Зашла в Google или Яндекс, вбила в поисковик запрос, нашла то, что интересовало, и по первой же рабочей ссылке получила файл. Порадовалась, прочла... и пошла дальше. Большинство читателей именно так и делают: скачивают, не задумываясь. И с этим бороться смысла нет. Развернуть массовую рекламную акцию, или вести просветительскую деятельность у входа в метро? Это не выход.
Хоть и считается, что именно спрос рождает предложение, но проблема не в том, кто скачал, а в том, кто выложил.
А что же с теми, кто выкладывает? А с ними всё просто, и в этом самом "просто" корень зла. На одной из веток комментариев наткнулась на обсуждение, общий смысл таков: книга - она и в Африке книга, придя в магазин вы же не крадёте книгу с полки, вы за неё платите, так почему же вы позволяете себе "красть" в интернете?
Да потому, что для человека есть чёткое распределение материального и нематериального. Если это книга напечатанная, человек может подержать её в руках, перелистнуть шероховатую страницу и почувствовать запах типографской краски - он осознаёт, что это ВЕЩЬ.
Если же та же самая книга, с тем же текстом, с той же обложкой предстанет перед человеком в электронном виде - то это уже не ВЕЩЬ, это просто информационный файл. Она не материальна, и за счёт этого её ценность нивелируется. Разве может быть ценным то, что так легко размножить? Два клика "ctrl+c" - "ctrl+v", и у тебя уже две книги. Еще клик, и их три. Четыре, пять, десять, двадцать, двести... Этими книгами можно забить память под завязку. Пара кликов, и ты отправил книгу другу, или нескольким друзьям. Причём, если ты отдаёшь другу печатную книгу, то у тебя ничего не остаётся, а если ты отдаёшь другу электронную книгу, то она есть и у него, и у тебя.
Всё просто.
Попробуйте размножить напечатанную книгу. Сколько времени потребуется, чтобы скопировать или отсканировать один экземпляр? При том, что далеко не у всех есть оргтехника... А если переписывать его вручную, как в "старые добрые времена", когда книга была на вес золота? Это муторно, затратно, не удобно... Электронную же версию ещё и в нескольких форматах можно сделать, чтобы ваша читалка её точно "скушала" (благо и для этого нехитрого действия есть целый вагон и маленькая тележка бесплатных сайтов).
Отдать книгу ПРОСТО, именно поэтому их отдают.
И это применительно не только к книгам. Музыка, игры, фильмы, фото и рисунки... весь интернет-контент распространяют по одной и той же схеме (на одних и тех же сайтах), и будут распространять еще долго, "ибо не переведутся богатыри на Руси матушке". Если наши Кулибины могут крякнуть Windows, Photoshop, CorelDRAW и любую другую программу с немыслимым количеством степеней защиты, то что уж говорить о книгах?
И авторы вновь и вновь встречают фужером корвалола каждый слив своей работы в интернет. Почему так трагично? По двум причинам.
Первая причина: то, что однажды слили из сети уже не выцарапаешь. Оно будет всплывать то тут, то там, и автору придётся писать на каждый сайт, где без его согласия разместили его произведение, и с боем выбивать его снятие или блокировку (ведь админы библиотечных ресурсов не желают расставаться с тем, что они уже посчитали "своим", и вырывать это приходится "с мясом").
И вторая причина: то, что однажды слили могут не взять в печать. Идеальное произведение, интересное, динамичное, эмоции фонтаном... но скажите, какой смысл его печатать, если оно уже есть на всех сайтах, и ни для кого не составляет труда его заполучить? Логика издательств понятна: кто купит то, что можно взять бесплатно? А ведь быть напечатанным - это желание любого автора. Именно для этого автор пишет. Пишет после работы, ночью, в выходные, в отпуске, на отдыхе, в дороге... Для автора важно, чтобы его услышали и оценили. И то, что он "вышел в печать" - серьёзный критерий оценки. Это ступень выше.
И речь сейчас не о заработке. Зарабатывать на произведениях в условиях нынешней авторской незащищенности - это фантастика. Позволить себе авторство в качестве основного дохода могут единицы. Речь не о деньгах, речь об отдаче. Автор ждёт ответную реакцию от читателей, но зачастую то, что досталось легко (читай "бесплатно"), не могут оценить по достоинству.
Выкладывая на СамИздат (и на Проза.РУ) свою первую книгу про Василису, я понимала, что её могут слить. Я была к этому морально готова, потому что приняла для себя решение выложить книгу, как Винни Пух, "безвозмездно, то есть даром". Хотя я до сих пор периодически сомневаюсь в правильности своего выбора: встаёт вопрос "А напечатают ли когда-нибудь Ваську на бумаге?". Ведь так хочется, чтобы напечатали...
Возвращаясь к началу: нас накрыла новая волна сливов. И я задаюсь вопросом: как заканчивать вторую книгу про Василису? Как дать её прочесть тем, кто поддерживал, оставлял комментарии на протяжении написания всей истории, но при этом не "слиться" в интернет?
Что делать, чтобы произведению не "приделали ноги"?
Ответа на этот вопрос я пока не нашла.
Любимые читатели и дорогие авторы, поделитесь опытом.