Овчаров Виталий : другие произведения.

Конец света в прошлом и будущем

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья писалась в начале 2000 г., специально для журнала "Массаракш".

  Конец Света в прошлом и будущем
  И увидел я мертвых, малых и вели-ких, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга рас-крыта, которая есть книга жизни, и судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими. (Откровение Иоан-на Богослова, гл. 20, стих 12)
  
  
  
  
  
  
  
  
  Каждый из нас хоть раз задумывался о конечности того мира, в котором он живет. И это вполне естественно - ведь все люди смертны. Однако, так было не всегда. У австралийского аборигена, например, мысль о конце времен просто не умещается в голове. Для него всё происходящее на Земле вечно, и всегда повторяется: зиму сменя-ет лето, ночь - день, а полную луну - новолуние. Разумеется, и он сам не может уме-реть, так как рано или поздно обязательно должен воплотиться в теле своего потомка, начав, таким образом, новый цикл жизни.
  Возникновение учения о конце света - эсхатологии, - связано с размыканием кру-га времен. Появляется “тот свет” с загробным судом грешников, и человек начинает понимать бренность своего пребывания на земле. По-видимому, впервые эсхатология возникла у древних ариев. Вот как описывается конец света в скандинавской Эдде: “Солнце померкло, земля тонет в море, срываются с неба светлые звезды. Пламя бу-шует источника жизни, жар нестерпимый до неба доходит”. Исландцы верили, что случится это тогда, когда в смертельной схватке сойдутся злой волк Фенрир и бог Один. Еще раньше о том же говорил Заратуштра, персидский пророк, живший в VI в. до н. э. Согласно его учению, бог-творец Ахурамазда в конце времен сразится с Ан-гро-Манью, древнеперсидским Дьяволом. После этого придет космическая зима, а затем мир погрузится в огонь, и явится новый мир, в котором праведники обретут вечное блаженство.
  Вскоре идеи Заратуштры проникли в Грецию. По словам Аэция “Гераклит Эфес-ский говорит, что началом всего является огонь, поскольку из огня мир возник, и в огне конец мира”. Евреи познакомились с зороастризмом во время Вавилонского пленения. После этого в иудаизме утвердилось учение о конце света и Страшном Су-де, который будет вершить всемогущий Яхве. Космическая катастрофа сопровожда-ется землетрясением, тьмой, каменным градом и т. д.
  Таким образом, пророчества Иоанна Богослова лишь подводят черту под долгим процессом развития христианской эсхатологии. Однако, его “Апокалипсис” по степе-ни влияния на умы человеческие оставляет далеко позади все остальные книги мира. Всё средневековье насквозь пропитано постоянным ожиданием конца света. Чуть ли не каждый год в христианской Европе то тут, то там возникают массовые эсхатологи-ческие истерии. Голод, мор, война, любое стихийное бедствие - всё воспринимается как начало кар господних, столь красочно описанных Иоанном Богословом. Круглые даты тоже были причинами всплеска эсхатологических настроений. В 1000 году ко-лоссальная депрессия захлестнула католическую Европу. В некоторых районах насе-ление, поголовно забросив дела житейские, месяцами молилось в церквях в ожидании Страшного Суда. В 1466 году (7000 г. по александрийскому календарю) та же история повторилась в России, усугубленная к тому же сильной эпидемией чумы. Сейчас многие снова со страхом ожидают приближения 2000 г., по наивности полагая, что Бог, как и люди, склонен пышно отмечать юбилеи.
  Очень многие средневековые (и современные) секты подпитывались за счет эс-хатологических настроений: богомилы в Византии, катары и альбигойцы в Южной Европе, молокане и беспоповцы в России. Самой знаменитой в этом списке была, пожалуй, секта манихеев. Пророк Мани, живший в III в., призывал презреть жизнь и тянуться к смерти, так как смерть была избавлением от страданий. Страшный Суд в его учении - это очищение от земной скверны, поэтому конец света следует прибли-жать всеми силами. Манихейство распространилось на огромные просторы - от Гиб-ралтара до Китая.
  Еще один эсхатологический признак - это пришествие Антихриста. Первым Ан-тихристом на земле был император Нерон, предпринявший гонения на христиан. Из-вестно, что каждая буква еврейского алфавита также означает какое-то число. Если сложить числа в словах “кесарь Нерон” то получится символическое число 666. Та-ким образом, “зверь из бездны” Иоанна Богослова имеет свой исторический прото-тип. Позднее по этой же схеме антихристов искали во многих сильных правителях, в том числе в Петре I. Вспомните, как Пьер Безухов, решив убить “антихриста” Напо-леона, пытался доказать свою избранность, складывая буквы своего имени так, чтобы получилось число 666.
  Иоанн Богослов жил в эпоху расцвета Римской Империи. Ему и его современни-кам её незыблемость казалась очевидной. Поэтому падение Рима в 476 г. было вос-принято в христианском мире как признак надвигающегося Страшного Суда. Для спасения мира были предприняты срочные меры. Эстафету подхватил Константино-поль, который официально стал именоваться “вторым Римом”. Его черед подошел в 1453 г. И тогда появился “Третий Рим” - Москва. У католиков свой Рим - Священная Римская Империя, - возник в 962 г., после Великого Раскола. Благодаря своей исклю-чительной мироутвержающей миссии это государство-призрак просуществовало до 1806 г.
  XX век явил новые реалии конца света, имя которым - атомная война. Мир впер-вые за всю свою историю подошел к краю пропасти. Что случилось бы с Землей, если бы Гитлер, так стремившийся заполучить сверхоружие, не пренебрег результатами исследований немецких физиков? Или двум сверхдержавам не удалось бы догово-риться по поводу ракет на Кубе? Хиросима и Чернобыль оказались куда страшнее тех живописных картин, которые нарисовал Иоанн Богослов. Сейчас, к счастью, уг-роза атомной войны не стоит столь остро. Вместо нее надвинулись менее ужасные, но столь же глобальные проблемы экологии, исчерпания ресурсов, переселенности.
  И всё же, будет ли конец света? Исторический процесс трудно поддается прогно-зу. Тем не менее, уже сейчас на горизонте маячит угроза техногенной цивилизации. Во всяком случае, фантазии Лема и Франке о превосходстве электронного разума над человеческим, похоже, начинают воплощаться в жизнь. В последнее время становит-ся очевидной относительная независимость всемирной паутины - Internet от челове-ческой воли.
  Конечно, вытеснение человека роботом означает всего лишь конец человечества. Однако, существуют и такие научные теории, которые подразумевают гибель всего живого на Земле. Если верить астрофизической схеме эволюции звезд, примерно че-рез 5 млрд. лет Солнце превратится в красный гигант, и температура на поверхности Земли подскочит до 2000 С№ . Естественно, всё живое должно погибнуть гораздо раньше. Джеймс Лавлок полагает, что жизнь на Земле станет невозможной уже через 300 млн. лет.
  300 млн. лет - срок достаточный, чтобы успеть переселиться на другую, более гостеприимную планету. Но это не спасет человечество от иной напасти - схлопыва-ния Вселенной. По расчетам физиков наша расширяющаяся Вселенная когда-нибудь обязательно под действием сил тяготения начнет проваливаться сама в себя. По мере возрастания плотности будет повышаться температура, а материя превратится в плаз-му - космический суп, всё более и более стягиваемый гравитацией. Грешники могут быть спокойны: по этой схеме Страшный Суд им не грозит. Зато неизбежность имен-но такого конца света у специалистов почти не вызывает сомнений. Правда, когда это произойдет - определенно не может сказать никто.
  
  P. S. Кстати, по некоторым косвенным данным наша Вселенная уже начала сжи-маться. Так что, готовьтесь, господа!
  
Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"