Сказывают устные предания Новгородчины, что в давние времена по берегам Волхова много языческих идолов стояло. Даже после того как крестили княжеские дружинники новгородцев, поругали и скинули деревянных истуканов в реку, не перестали наши предки поклоняться языческим богам. В дремучих лесах прятали их изваяния. Не у Христа, у прежних богов защиты и покровительства просили.
И вот однажды узнал князь новгородский об этом. То ли кто донес, то ли сам во время охоты капище обнаружил, неизвестно. Осерчал так, что три ночи не спал, буйствовал.
- Это что такое?- гневно вопрошал князь своих дружинников.- Я храмы каменные, белостенные строю, призываю народ свой к познанию истинного Бога, а тут деревянным истуканам жертвы приносят! Не должно быть на русской земле иных богов, кроме господа нашего, Иисуса Христа. Уничтожить все языческие святилища вокруг, а заподозренных в приношении жертв идолам сечь нещадно кнутом.
И начались гонения на старых языческих богов. Разорялись капища, сдирались с идолов дорогие украшения, а сами изваяния предавались огню. Стон и плач стояли по всей новгородской земле. Да разве ж поспоришь с волей княжеской?
И вот во время разорения одного из таких святилищ случилось то, чего никто не ожидал: ни сам князь, ни его дружинники. Застонала протяжно земля, вздыбилась, опала и стала уходить из-под ног разорителей языческой святыни, поглощая в разверзшем зеве и коней, и всадников. Образовался провал - да такой глубокий, что дна не видно.
... Прошло много лет. Может, и не лет - десятилетий. На месте провала образовалось красивое лесное озеро. Облюбовали его темные воды белые лебеди. Оттого и стало в народе называться то озеро Лебяжьим.
Заметили люди со временем, что дарит лесное озеро здоровье всякому, кто искупается в нем. Особенно помогало оно тем, кто страдал от отсутствия наследников. Потянулись к озеру страждущие получить исцеления. И стали называть озеро Дивным, чтобы хоть как-то объяснить его чудодейственную силу.
- Рожана-матушка, даруй исцеления от бесплодия,- говорили женщины и трижды окунались в прохладную живую воду.
- Благословенная матушка царица-вода, наполненная живительной силой, пошли исцеление от недугов,- просили мужчины на противоположном берегу озера.
Исцеляла вода, приносила облегчение. Слава о чудесном озере гремела не только по новгородской земле, но и далеко за ее пределами.
Услышал о Дивном озере однажды полоцкий боярин, дочь которого страдала неизлечимым недугом. Из дальней земли своей приехал он в пределы новгородские. Привез дочь свою Милицу - молодую красавицу с золотистыми косами. Трижды окунулась Милица в воды озерные. И почувствовала, как мучивший ее с детства недуг отступил перед исцеляющей силой воды.
- Батюшка,- сказала девушка отцу, - возвращайся в родной Полоцк, а я здесь останусь. Построю часовенку, келейку. И буду жить в тишине и покое, молясь Господу.
Опечалился боярин, услышав слова дочери. Где же это видано, чтобы оставить свою кровиночку в чужой земле, да еще глухом лесу? Одно, хоть и слабое утешение - люди, приходящие за исцелением к озеру, пропасть не дадут. Если что - в беде помогут.
- Пойми, батюшка, - говорила отцу Милица,- мое место здесь. Не убивайся по своей дочери. Не приняла я монашества в родной земле, послушалась матушку. Но мысли своей стать Невестой Христовой не оставила. Отпусти меня и дай слово, что не будешь печалиться. Ведь желание мое происходит из самых глубин чистого сердца. И уже только тем угодно Господу.
Не хотелось оставлять дочь в далекой земле боярину. Разные доводы приводил он, пытаясь отговорить ее от странного решения. Но Милица упрямо стояла на своем. В конце концов, сдался боярин. Благословил дочь. Горьким было их расставание.
Принялась трудолюбивая Милица обустраивать свою жизнь на новом месте. Трудно вначале было. Отзывчивые люди помогли. Через пару лет выросла на берегу озера небольшая часовня, при ней крохотная келейка, в которой поселилась Милица. Люди по-прежнему приходили за исцелением к озеру, но теперь, видя на берегу его часовню, возносили молитвы не только Рожаницам, Мокоши и источнику жизни - воде, но и Спасителю, богу единому Иисусу Христу.
Прошло время, и быстроногая молва прочно связала целебную силу воды озера с именем Христа. Светлый лик Спасителя затмил образы прежних богов. О Мокоши теперь мало кто вспоминал. Возносили молитвы Богородице. Проходили на берегах озера и святые крещения. Забыв о прежнем названии, стали называть озеро Святым.
Не могло понравиться распространение христианской веры посланникам темных сил. Жуткими образами стали приходить они темными ночами в келейку, пугать Милицу уродливыми ликами. Силой молитвы справлялась монахиня с демонами. Не поддавалась наваждению. Бесновались демоны в неистовой злобе. Решали, что бы сделать такого, чтобы отворотить людей от целебного озера. А заодно погубить ставшей в глазах людей святой кроткую и человеколюбивую Милицу.
И придумали. Мелкие пакостные бесы поселились в озерной воде. Люди, приходящие за исцелением, стали чувствовать идущий от озера запах серы, а то и видеть мохнатых бесенят, резвившихся на берегу. Как могла боролась с ними Милица, только силы были неравными.
- Удалось твоему Христу победить нас?- спрашивали бесы Милицу.
- Пока нет, но наступит час, и очистятся воды озера, вновь обретут целительную силу. Всем воинством поганым не сумеете одолеть мощи святого креста.
- Это мы еще посмотрим, - смеялись в лицо Милице бесы. И искажались их лики жуткими гримасами.
Перестали люди ходить к озеру. Зарастали рогозом некогда приветливые берега. Даже лебеди теперь облетали тихие воды его стороной. Дурная слава о некогда Святом озере беспощадным палом покатилась по новгородской земле. И стали в народе называть озеро Темным. То есть населенным нечистой силой, бесовским.
Ликовали бесы, праздновали победу. Заливалась слезами Милица, не в силах справится с кознями адовых посланников. А им все мало! Решили расправиться и с самой Милицей.
- Либо признайся в поражении, либо смирись со своей гибелью, - услышала она однажды голос самого коварного беса.
- Я свою жизнь прожила с именем Христа, не отрекусь от него и перед лицом смерти, - ответила Милица, прижимая к груди крест.
- Твой выбор,- запищали бесы и превратились в стаю кровожадных крыс.
Набросились они на Милицу. Выбежала монахиня из келейки, преследуемая нечистой силой. Куда бежать? Впереди - только озеро. Вот она, погибель...
- Господи, пусть не будет мне, грешной, спасения, - воскликнула Милица, отбиваясь от полчища наступающих на нее бесов.- Но прошу тебя: спаси, сохрани живую силу воды. Не дай бесам отнять у людей надежду на исцеление.
И прыгнула с песчаной кручи в озеро. Не сумела выбраться, увлекла нечисть на самое дно, сомкнулись холодные темные воды над ее светлой головой...
Недолго праздновала победу нечистая сила. Застонала земля, вздыбилась и осела, поглощая в разверзнутом зеве и озеро, и часовню с келейкой, и растерявшихся от неожиданности происходящего бесов.
Погудела земля, поволновалась и успокоилась. Только пропало чудесное озеро. Как будто его и не было.
Прошли столетия. На месте озера вырос дремучий бор. Только не исчезли безвозвратно чудесные воды Святого озера. По всей земле вышли они на поверхность, забив целебными ключами. И вновь, как в стародавние времена, приходят к ним люди, чтобы умыться живой водой. Дарует вода исцеление. Говорят, в каждой капле ее живет частица души и молитвенного слова Милицы.