Художник всегда одинок - если это художник. - Г. Миллер
"Понятное дело, что как художнику мне необходимы одиночество и что-то вроде этой философии "недеяния", позволяющей мне проводить весь день в грезах, записывая главы ускользающих из памяти мечтаний, которые годами позже составляются в целую повесть - И в этом смысле я не посоветовал бы всем, поскольку все не могут быть художниками, мой образ жизни как подходящую философию - В этом смысле я просто чудак, вроде Рембрандта -
Рембрандт мог писать портреты деловых бюргеров позирующих ему в свободную минутку после обеда, но ночью, когда они спали отдыхая перед очередным рабочим днем, старый Рембрандт бодрствовал в своей студии нанося легкими прикосновениями пятна темноты на свои холсты - И бюргеры не требовали от Рембрандта быть кем-то еще кроме как художником и поэтому они не стучались в полночь в его дверь и не спрашивали: "Почему ты так живешь, Рембрандт?
Почему ты проводишь свои ночи в одиночестве? О чем это ты грезишь?" А также они не ожидали от Рембрандта что он повернется к ним и скажет: "Вы должны жить так как я, принять философию одиночества, и другого пути нет".
(Джек Керуак. Ангелы одиночества)
Фидий ( ок. 490 до н. э. -- ок. 430 до н. э.) -- древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики.
слава его была колоссальной.
* ''Статуя Зевса в Олимпии'' -- одно из семи чудес Древнего Мира.
Скульптурное оформление Парфенона (фриз Парфенона, метопы, проч.) было выполнено под его руководством.
Цицерон писал о Фидии так:
"Когда он создавал Афину и Зевса, перед ним не было земного оригинала, которым он мог воспользоваться. Но в его душе жил тот прообраз красоты, который и воплощён им в материи. Недаром говорят о Фидии, что он творил в порыве вдохновения, который возносит дух надо всем земным, в котором непосредственно виден божественный дух -- этот небесный гость, по выражению Платона".
Золотое сечение получило в алгебре обозначение греческой буквой фи именно в честь Фидия, мастера, воплотившего его в своих работах.
Как пишет Плутарх в своей ''"Жизни Перикла"'', Фидий был главным советником и помощником Перикла в осуществлении масштабной реконструкции Акрополя в Афинах и придании ему нынешнего облика в стиле высокой классики.
Несмотря на это, во взаимоотношениях с согражданами Фидия преследовали неприятности.
Его обвинили в оскорблении божества: на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил свой и периклов профиль. Он оказался в изоляции.Скульптора бросили в тюрьму, где он покончил с жизнью, либо от яда, либо от лишений и горя. По иным данным, скончался в изгнании в Элиде.
Плутарх пишет:
"Так как он был другом Перикла и пользовался у него большим авторитетом, у него было много личных врагов и завистников. Они уговорили одного из помощников Фидия, Менона, сделать донос на Фидия и обвинить его в воровстве. Над Фидием тяготела зависть к славе его произведений.... При разборе его дела в Народном собрании улик в воровстве не оказалось. Но Фидий был отправлен в тюрьму и там умер от болезни".
http://www.antica.lt/page-id-241.html
Рафаэль Санти ( it. Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, 6 апреля 1483--1520) -- итальянский живописец, график и архитектор, представитель флорентийской школы. Яркий представитель Высокого Возрождения, с классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотивший жизнеутверждающие идеалы эпохи. Все его картины кажутся легкими и воздушными.
Ранние произведения ("Мадонна Конестабиле", ок. 1502--1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509--1517 года), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов.
Многочисленные изображения Богоматери ("Сикстинская мадонна", ок. 1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514--1518 года) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). В портретах создан идеальный образ человека Возрождения.
В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое совершенное свое творение -- "Сикстинскую Мадонну" (1513), символ материнства и самоотречения.
Его возлюбленная и натурщица -- Форнарина.
Форнарина ( it. La Fornarina, "Булочница") (к. XV -- 1-я пол. XVI вв.) -- полулегендарная возлюбленная и натурщица Рафаэля, чьё настоящее имя было, как считается, Маргерита Лути ( it. Margherita Luti), а своим прозвищем Форнарина была обязана профессии своего отца-булочника ( it. fornarino).
Указывается, что она вероятнее всего послужила прототипом ''"Сикстинской Мадонны"''. Как гласят полулегендарные рассказы, девушка была римской любовью художника, который встретил её случайно, влюбился, выкупил её у отца за 3 000 золотых и снял ей виллу (как утверждают, в Via di Porta Settimiana.
Форнарина оставалась его возлюбленной и натурщицей на протяжении 12 лет, до самой смерти художника. Верностью полюбившему её Рафаэлю, как утверждают, она не отличалась. В частности, отмечается, что она стала любовницей ''Агостино Чиги'', для которого Рафаэль расписал виллу Фарнезина, а также обращала внимание на учеников художника.
Легенда о смерти Рафаэля послужила источником язвительной остроты:
"Ночью тяжело больной Рафаэль пробудился в тревоге -- Форнарины нет рядом! Он поднялся и пошел искать ее. Обнаружив её в комнате своего ученика, выдернул из постели и потащил в спальню. По дороге его гнев сменился беспредельным желанием обладать ей сейчас же. Форнарина не сопротивлялась. И напрасно. Потому что во время этого буйного эротического действа художник умер. "'' http://www.ladyclub.info/2007/01/02/vyshla_zolushka_zamuzh_matilda_mira.html
Получив по завещанию после ранней кончины 37-летнего Рафаэля (сплетня гласит, что ему стало плохо в её постели) достаточное состояние, тем не менее, продолжала вести распутную жизнь и стала, как утверждают, одной из самых знаменитых римских куртизанок.
http://www.eggnot.com/~lib/other/grigorovich.museum-ussr.ru.htm#33 О "Форнарине" Джулио Романо
Винсент Виллем ван Гог ( nl. Vincent Willem van Gogh, 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, около Бреды, Нидерланды -- 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция) -- всемирно известный нидерландский и французский художник-постимпрессионист.
Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии.
Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со "странными манерами", что было причиной его частых наказаний. По словам гувернантки, было в нем что-то странное, что отличало его от других: из всех детей Винсент был ей менее приятен, и она не верила, что из него может выйти нечто стоящее. Вне семьи, напротив, Винсент показывал обратную сторону своего характера -- был тихим, серьёзным и задумчивым. Он почти не играл с другими детьми. 1 октября 1864 года он уезжает в школу-интернат в Зевенберген, 20 км от родного дома. Отъезд из дома причинил много страданий Винсенту, он не мог забыть этого, даже будучи взрослым.
О своём детстве он вспоминает так: "Моё детство было мрачным, холодным и пустым..."
В декабре 1878 его направляют на полгода миссионером в Боринаж, бедный шахтерский район на юге Бельгии. Видя нищету и безысходное положение шахтёров и их семей, Винсент отказывается от всех удобств и живёт подстать шахтёрам. Он спит на полу в полуразвалившейся, почти неотапливаемой лачуге, живёт впроголодь, раздаёт своё имущество нуждающимся и тратит свое жалованье на лекарства и еду для шахтёров.
В 1880-х Ван Гог обратился к искусству, с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздаёт гнетущую атмосферу психологической напряжённости.
В 1888 году Ван Гог переехал в Арль, где окончательно определилось своеобразие его творческой манеры. Напряжённая работа Ван Гога в последние годы сопровождалась приступами психической болезни, которая привела его в больницу для душевнобольных в Арле (врачи поставили диагноз "эпилепсия височных долей"), затем в Сен-Реми (1889--1890) и в Овер-сюр-Уаз, где он покончил жизнь самоубийством 29 июля 1890 года, смертельно ранив себя выстрелом из пистолета. По словам брата Тео (Theo), который был при Винсенте в его смертные минуты, последними словами художника были: ''La tristesse durera toujours'' ("Печаль будет длиться вечно").
http://vangogh-world.ru
Стоун И.'' Жажда жизни (книга). Повесть о В. Ван Гоге. Пер. с англ. -- М., 1992.
Дадд, Ричард ( en. Richard Dadd, 1 августа 1817, Чатем -- 7 января 1886, Бродмур) английский живописец. Картины Дадда были заново открыты в ХХ в., вызвав большой интерес публики и критики.
Сын аптекаря, рано проявил способности к рисованию, был принят в 1837 в Королевскую художественную Академию.
Возглавил группу викторианских художников "Клика". К этому периоду относится его известная работа "Спящая Титания" (1841). В 1842 участвовал в экспедиции по Греции и Ближнему Востоку, где в декабре, плывя по Нилу, пережил душевный переворот -- почувствовал себя воплощением бога Осириса (происшедшее сочли солнечным ударом). По пути домой, в Риме и Париже, Дадд ещё несколько раз терял над собой контроль. После возвращения в 1843 он был признан душевнобольным и отдан на попечение семьи. В августе 1843, увидев в своём отце воплощение дьявола, Дадд убил его ножом и направился в Париж; по пути он пытался убить ещё одного человека, был схвачен в Париже полицией и признался в отцеубийстве. Современные исследователи предполагают, что он страдал от шизофрении (видимо, он был к ней предрасположен генетически -- жертвами умственного расстройства стали все его братья) либо от биполярного расстройства. Дадда поместили в психиатрическую клинику Бедлам, откуда в 1864 перевели в Бродмур.
Greysmith D. Richard Dadd: The rock and castle of seclusion. London: Studio Vista, 1973.
http://www.artcyclopedia.com/artists/dadd_richard.html Работы в в музеях мира
Константин Брынкуши (Бранкузи, ro. Brancusi/Brincusi (Брынкушь), fr. Brancusi, 21 февраля 1876, с. Хобица, Олтения -- 16 марта 1957, Париж) -- французский скульптор румынского происхождения, один из главных основателей стиля абстрактной скульптуры, ярчайший представитель парижской школы, имеющий мировое имя в авангардном искусстве ХХ века. Ученик поздних лет Огюста Родена, по масштабу дарования и деятельности его можно поставить в один ряд с Модильяни, Пикассо и Сезанном.
Родился в 1876 году в румынском селе Хобица в патриархальной крестьянской семье, в которой рос - среди пяти братьев. Едва закончив начальную школу, ради пополнения скудного семейного заработка нанялся мальчиком на побегушках к купцу гончару, торговавшему бочками и скобяным товаром. Именно в эти годы Константин в свободное время начал понемногу вырезать перочинным ножиком фигурки из дерева и учиться лепить из глины. В 25 лет, доведённый до отчаяния нищетой, отсутствием интереса к своему творчеству и особенно, жёсткими, навязчивыми нравами соотечественников, Константин Брынкуши был вынужден покинуть родину. В 1902 году он, как настоящий крестьянский сын, уходит пешком с одной котомкой за плечами сначала в Германию (Мюнхен), а спустя ещё два года - в Париж (1904), где поступает и снова учится в Школе изящных искусств, у Огюста Родена 1904--1907. Константена Брынкуши можно назвать самым значительным учеником Родена.
Отдельное очень важное место в жизни и творчестве Константена Бранкузи французского периода занимал композитор-авангардист Эрик Сати, дружба с которым (в 1919-1925 годах) помогла Бранкузи окончательно освоиться во Франции и в значительной степени изменила его мироощущение. Большую часть своей жизни Константен Бранкузи был очень одинок. Обладая ярким, эксцентричным характером, он очень медленно и трудно привязывался к людям и ещё более тяжело пытался привыкнуть к их отсутствию. Несмотря на видимую общительность и отзывчивость к чужой беде, он очень редко подпускал людей к близкому, душевному общению.
Последние полгода, когда смертельно больной Сати лежал в больнице, Бранкузи регулярно навещал его, принося с собой даже сваренный собственноручно куриный бульон.Он был глубоко потрясён смертью друга. Его верные ассистенты по скульптурной мастерской Александр Истрати и Наталия Думитреско рассказывали, что им иногда приходилось слышать раздававшееся из его комнаты бормотание: ''"Сати, Сати, почему ты больше не здесь?".
Бранкузи также хотел поставить надгробный памятник Эрику Сати или, по крайней мере, сделать барельеф на могиле. Размолвка с родным братом композитора, Конрадом, человеком тяжёлого, мизантропического характера, и единственным наследником Сати, помешала ему воплотить этот проект в жизнь.
Умер Константин Бранкузи глубоким стариком, в возрасте 81 года в США.
В культурном Центре "Помпиду" с самого начала его существования существует отдельная "комната Бранкузи".
Цигаль В. Константин Бранкуси. "Творчество". 1968. номер 8.
http://www.scultura-italiana.com/Galleria_Estero/Brancusi%20Constantin/index.html Скульптуры Константина Брынкуши
Франсис Пикабиа ( fr. Francisco Maria Martinez Picabia della Torre) полное имя ''Франсиско Мария Мартинес Пикабиа делла Торре'' (22 января 1879, Париж -- 30 ноября 1953, Париж) -- французский художник-авангардист, график и писатель-публицист.
Франсис Пикабиа получил известность как эксцентричный художник, не подчиняющийся никаким политическим или стилистическим догмам. Он оказал большое влияние на современное искусство, в частности, на дадаизм и сюрреализм.
Франсис Пикабиа отличался гибким, общительным характером и крайне изменчивым, холерическим темпераментом. Резкие перемены состояния и творческого тонуса временами срывались в затяжные депресии или приступы неврастенических вспышек гнева, проявлявшихся, как правило, в семейной обстановке. В течение всей своей жизни Пикабиа множество раз менял свой творческий стиль, а также личные и эстетические пристрастия.
Регулярно его одолевают депрессии, от которых он вынужден лечиться ''какодилатовыми таблетками'' (его очень забавляет это слово), также глубоко проникнувшими в его творчество парижского периода. В это время Пикабиа оставляет свой "механический" стиль, несколько лет не пишет маслом, переходит в основном на приёмы коллажа и сюрреалистического объекта. Такова его "Соломенная шляпа" (1921), "Какодилатовая картина" (1922) и "Женщина со спичками" (1923). В этот период одним из наивысших достижений Франсиса Пикабия является, как ни странно, не чистая живопись, а балет и кинофильм ''"Relache"'' ("Антракт" или "Спектакль отменяется"), сделанный совместно с ярким авангардным композитором Эриком Сати и начинающим молодым кинорежиссёром Рене Клером. "Спектакль отменяется" - это непрерывный балет, имеющий своей целью самую претенциозную абсурдность, перенесённую в театр: "жизнь такая, какой я её люблю, жизнь без завтра, жизнь только сейчас, всё сегодня, всё для сегодня, ничего для вчера и ничего для завтра". ''(анонс "Шведского балета", "Relache", ноябрь 1924 года)''.
Балет "Relache" - это последнее произведение Эрика Сати. Он работал над партитурой уже будучи смертельно больным, а спустя всего два месяца после премьеры окончательно слёг в монастырскую больницу Сен-Жак, откуда уже не вышел. Эрик Сати скончался 1 июля 1925 года. Франсис Пикабиа тяжело пережил его смерть и более чем на год впал в очередную тяжёлую депрессию, от которой, как можно судить по всей его последующей жизни и творчеству, уже не оправился.
Пикабиа после своего "критического пятидесятилетия" закончил тем, что начал откровенно зарабатывать деньги и переводить своё громкое имя в "кэш". В последний период жизни он перешёл к условной и почти гламурной живописи, служившей немедленной коммерческой выгоде, но, к сожалению, совершенно лишённой мощи и оригинальности, присущих его таланту в молодые годы.
Он умер в 74 года в Париже в доме 82 по улице Маленьких полей, ''rue des Petits-Champs''.
http://www.picabia.com Официальный сайт Пикабиа
Хэйдон, Бенджамин Роберт Benjamin Robert Haydon ( 1786-1846 ) Британский искусствовед, художник. Сын плимутского издателя. В отрочестве перенес тяжелое заболевание глаз и очень плохо видел, чем объясняется монументальность живописных работ X.-художника. Учился живописи в Королевской академии. Дружил с Дж.Китсом, В.Вордсвортом, Ч.Лэмом. Печатал полемические статьи по искусству, чем нажил себе влиятельных врагов. Сочинения X.- искусствоведа насчитывают несколько десятков томов. Измученный нуждой, Хэйдон. неоднократно попадал в долговую тюрьму. Последней каплей стал провал персональной выставки Хэйдона, невыносимость одиночества. Сделав последнюю запись в дневнике, Хэйдон полоснул себя бритвой по горлу и застрелился.
Россетти, Данте Габриэль. en. Dante Gabriel Rossetti (12 мая 1828--9 апреля 1882) -- английский поэт, переводчик, иллюстратор и живописец.
Его отец Габриэль Россетти, карбонарий, бежавший в 1821 году из Италии, стал профессором итальянского языка в King's College. В 1850 Россетти опубликовал свое первое стихотворение "Небесная подруга" ( en. The blessed damozel), навеянное "Вороном" Эдгара По. Неоспоримы тонкая мелодика, техническое совершенство его стиха. Наибольший успех Россетти имел в эпоху символизма, в частности, в России.
В 1848 году, на выставке Королевской Академии художеств, Россетти знакомится с Уильямом Холменом Хантом, Хант помогает Россетти закончить картину "Детство Девы Марии", которая была выставлена в 1849 году, и он же знакомит Россетти с Дж. Э. Милле. Вместе они основывают Братство Прерафаэлитов. Хант, Милле и Россетти сознательно бросили вызов общепринятым взглядам; они создали свой манифест и опубликовали его в собственном издании "Росток". Огромное влияние на его жизнь и творчество также оказали женитьба и последующее самоубийство жены, поэтессы Элизабет Сиддал ( en. Elizabeth (Lizzie) Siddal). Она была его ученицей, моделью и возлюбленной. Россетти сделал множество зарисовок с Элизабет, некоторые из них потом послужили эскизами для его картин. [Лоранс де Кар. Прерафаэлиты: модернизм по-английски / Пер. с англ. Ю. Эйделькинд. - М.: Астрель, 2003] .
Ей посвящено одно из лучших полотен Россетти - "Беатриче благословенная" (Beata Beatrix, 1864-1870). Беатриче изображена сидящей, она пребывает в полусне, похожем на смерть, в то время как птица, вестник Смерти, кладет ей на ладони цветок мака. Меланхоличная и больная туберкулёзом, Лиззи умерла через два года после женитьбы от передозировки опия. В отношениях Элизабет и Данте не всё было гладко: Россетти, несмотря на свою возвышенную любовь к Сиддал, никак не мог порвать связи с другими женщинами, в том числе с Фанни Корнфорт и Энни Холл (подругой Ханта).
Она умерла от передозировки лауданума. Неизвестно была ли это случайная ошибка или самоубийство. Россетти глубоко потрясла смерть жены. Всю последующую жизнь он страдал от приступов депрессии, кошмаров и угрызений совести. Облегчение Россетти находил в алкоголе и наркотиках. Россетти в приступе горя похоронил вместе с Элизабет рукописи с большим количеством его поэм. Несколько лет спустя он разрешил откопать её тело и поэмы были возвращены. Наиболее известны картины Россетти позднего периода. Их основными чертами являются эстетизм, стилизация форм, эротизм, культ красоты и художественного гения. Практически во всех этих работах присутствует одна и та же модель - возлюбленная Россетти Джейн Бёрден, которая до этого была женой Уильяма Морриса. С ухудшением душевного здоровья Россетти увеличивается его зависимость от Джейн, он был одержим ею и посвятил ей огромное количество полотен, обессмертив её имя так же, как и имя Элизабет Сиддал. Среди самых известных его работ - "Дневная греза", "Прозерпина" (1877), "Вероника Веронезе" (1872).
Со временем образ жизни поэта становился замкнутым, и его видели лишь самые близкие друзья. Поздние годы Россетти отмечены все более болезненным настроением, он стал склонным к алкоголю и хлоралу, жил жизнью затворника, страдал манией преследования и какое-то время считался безумным.
Луис Уильям Уэйн ( en. Louis William Wain) (5 августа 1860 -- 4 июля 1939) -- английский художник, известный своими многочисленными антропоморфными изображениями котов, кошек и котят.
Луис Уильям Уэйн родился 5 августа 1860 года в Клеркенвелл в Лондоне. Он был старшим ребёнком в семье, среди пяти сестёр, ни одна из которых никогда не вышла замуж. В возрасте тридцати лет самая младшая сестра была признана сумасшедшей и помещена в сумасшедший дом. Оставшиеся сёстры всю свою жизнь прожили с матерью, почти как и сам Луис, который прожил с матерью большую часть своей жизни. Мать Луиса занималась оформлением церквей и созданием узоров для турецких ковров.
В детстве Луис часто прогуливал школу и подолгу гулял по Лондону. Закончив учиться, Уэйн поступил в школу искусств Западного Лондона, а по её окончании некоторое время преподавал. Когда ему было 20 лет, его отец умер, и ему пришлось содержать свою мать и сестёр.
В возрасте двадцати трёх лет Уэйн, вопреки воле семьи, женится на гувернантке своих сестёр Эмили Ричардсон, которая была старше его на десять лет, и переезжает жить к ней в Хэмпстед на севере Лондона. Вскоре у Эмили обнаруживается рак и она умирает через три года после свадьбы. Во время болезни единственным утешением Эмили был домашний чёрно-белый котёнок Питер (точнее, Питер Великий, в честь Петра Алексеевича). Чтобы порадовать Эмили, Уэйн обучил его различным трюкам: кот носил очки и сидел смирно перед книгой, делая вид, что читает. В это время сам Луис начинает рисовать с него многочисленные эскизы. Позже Уэйн писал о Питере: "именно ему принадлежит заложение основы для моей карьеры, он дал мне толчок для развития моих навыков и дал основу для моих работ". Питер изображён на многих ранних работах Уэйна.
На картинах Уэйна кошки играют на музыкальных инструментах, пьют чай, играют в карты, рыбачат, курят и слушают оперу.
На протяжении следующих 30 лет Уэйн активно творит, иногда создавая до 600 рисунков в год. Он иллюстрировал около сотни книг для детей, и его работы часто появлялись в газетах и журналах, включая ''"Ежегодник Луиса Уэйна"'' (''Louis Wain Annual''), который выходил с 1901 по 1915 гг. В 1902 году английская почта разрешила целиком заполнять лицевую сторону открыток изображением, и с тех пор открытки с рисунками Уэйна обрели огромную популярность.
Иллюстрации Уэйна часто пародировали человеческое поведение, были яркой сатирой на модные течения и тенденции, появлявшиеся в обществе. Уэйн так любил кошек, что однажды заметив как кошка перебегает дорогу ,а навстречу ей несется автобус сам ловко запрыгнул в автобус и повернул руль в другую сторону. Очнувшись в больнице Уэйн первым делом спросил о состоянии кота.
Также он писал: "Я беру свой блокнот в ресторан или любое другое оживлённое место и просто рисую людей в их обычных позах ''как кошек'', наделяя их как можно более человечными чертами. Это придает моим работам ''двойственную'' натуру, и я считаю их своими лучшими шутками".
Герберт Уэллс говорил о нём: "Он превратил себя в кота. Он изобрёл кошачий стиль, кошачье общество, целый кошачий мир. Все английские коты должны стыдиться, если не будут хотя бы немного походить на котов Луиса Уэйна".
Известно, что последние годы своей жизни Луис страдал от шизофрении. Луиса Уэйна всегда считали достаточно обаятельным, но странным человеком: он постоянно путался и не мог отличить факты от вымысла. Постепенно его эксцентричность превратилась в серьёзное психическое заболевание. У него обнаружилось психическое расстройство, которое стало прогрессировать с годами. С момента начала болезни популярность Уэйна стала падать. Поведение и личные качества Уэйна сильно изменились, он начал страдать от галлюцинаций. Раньше Луис был мягким и доверчивым человеком, но позже стал агрессивным и подозрительным, особенно к своим сёстрам. Он заявлял, что мелькание кадров на киноэкране воровало электричество из их мозгов, и что они воруют у него деньги. Он начал бродить по улицам ночью, стал часто переставлять мебель в доме и проводил время в одиночестве, запершись в своей комнате, где писал бессвязные тексты.
В 1924 году Луис был помещён в Спрингфилдскую психиатрическую лечебницу после того как спустил свою сестру с лестницы.
Его работы этого периода характеризуются яркими оттенками и цветами, сложными абстрактными узорами, хотя основная его тема -- кошки -- долгое время оставалась неизменной, пока не была окончательно вытеснена фракталоподобными узорами.
Серия из четырёх работ Уэйна часто используется как пример в учебниках по психиатрии для иллюстрации изменений стиля творчества в результате развития психической болезни с течением времени. Но на самом деле эти изображения были созданы в другом порядке, а не в том, в котором их обычно демонстрируют. Все свои рисунки этого периода Уэйн подписывал, иногда оставляя на обороте странные, малосвязные рассуждения.
В последние дни своей жизни Уэйн окончательно потерял рассудок и был прикован к постели. Он каждый раз поднимал громкий крик, когда к нему подходили врачи, чтобы сделать процедуры. Скончался художник 4 июля 1939 г. от отказа почек и атеросклероза.
Работы Луиса Уэйна снова получили популярность в 90-х годах XX века. Многочисленные открытки с рисунками Уэйна стали объектом коллекционирования, цена на них подскочила до 500--800 долларов США. Оригинальные рисунки и акварели продаются по цене от 5 до 35 тысяч долларов.
Пример того, как стиль Уэйна менялся по мере прогрессирования шизофрении http://www.outsiderart.co.uk/wain.htm Рисунки Уэйна во время его пребывания в психиатрической больнице
http://www.chrisbeetles.com/pictures/artists/Wain_Louis/Wain_Louis.htm Сайт с множеством репродукций
http://www.stellabooks.com/articles/wain.htm Биография художника
Вера Рохлина, урожденная Шлезингер ( fr. Vera Rockline, 1896--1934) -- русская художница Парижской школы.
Родилась в Москве. Училась в студии живописи и рисунка Ильи Машкова, позже в Киеве у Александры Экстер. Писала обнаженную натуру, портреты, пейзажи, натюрморты с цветами. В 1918--1919 под фамилией Шлезингер участвовала в выставках московских художников. В 1919--1920 жила в Тифлисе. В начале 1920-х уехала во Францию и поселилась в Париже, на Монпарнассе. В 1922 году экспонировала свои работы в "Осеннем салоне", "Салоне Независимых" и "Салоне Тюильри". В 1925 году в галерее "Вилдрак" и в 1934 году в галерее "Баррейро" прошли персональные выставки художницы. Была знакома с Зинаидой Серебряковой, тоже жившей в Париже.
Вера Рохлина покончила с собой в возрасте 38 лет, будучи очень одинокой.
http://artinconnu.blogspot.com/2009/04/vera-rockline-1896-1934.html Картины Веры Рохлиной на сайте проекта "Art Inconnu"
Кало, Фрида ( es. Magdalena Carmen Frida Kahlo y Calderon, 6 июля 1907, Койоакан -- 13 июля 1954, там же) -- мексиканская художница, жена Диего Риверы.
Фрида Кало родилась в семье немецкого еврея и мексиканки с индейскими корнями. В 6 лет перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала под длинными юбками). Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды.
В 15 лет она поступила в "Препараторию" (Национальную подготовительную школу) с целью изучать медицину. Из 2000 учащихся в этой школе было всего 35 девушек. Её поведение часто называли эпатажным.
В Препаратории произошла её первая встреча с будущим мужем, известным мексиканским художником Диего Риверой, с 1921 по 1923 работавшим в Подготовительной школе над росписью "Созидание".
В 18 лет Фрида попала в тяжёлую аварию, повреждения от которой включали перелом позвоночника, перелом ключицы, сломанные рёбра, сломанный таз, одиннадцать переломов в её правой ноге, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическим перилом, что серьёзно повредило её репродуктивную функцию. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Впоследствии Фриде пришлось перенести несколько десятков операций, месяцами не выходя из больниц. Она, несмотря на горячее желание, так и не смогла стать матерью. Одиночество женщины, не ставшей матерью...
Именно после трагедии она впервые попросила у отца кисти и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лёжа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы она могла видеть себя. Первой картиной был автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества: ''"Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего"''.
В 1940-е гг. картины Фриды появляются на нескольких заметных выставках. В то же время обостряются её проблемы со здоровьем. Лекарства и наркотики, призванные уменьшить физические страдания, меняют её душевное состояние, что ярко отражается в Дневнике, ставшем культовым среди её поклонников. Несмотря на полную боли и страданий жизнь, Фрида Кало имела живую и раскрепощённую экстраверсивную натуру, чья ежедневная речь была усеяна сквернословиями. Будучи томбоем (девушкой-сорванцом) в юности, она не лишилась своего пыла в поздние годы. Кало изрядно курила, в избытке употребляла спиртные напитки (особенно текилу), открыто была бисексуалкой, пела непристойные песни и рассказывала гостям своих диких вечеринок столь же неприличные шутки.
Фрида умерла от воспаления лёгких через год после того, как состоялась её первая персональная выставка на родине.
С 1955 "Голубой дом" Фриды Кало стал музеем её памяти.
В начале 2006 года автопортрет Фриды "Корни" ("Raices") оценён экспертами Sotheby's в 7 миллионов долларов (эстимейт -- 4 млн фунтов стерлингов). Картина была написана художницей маслом по листу металла в 1943 году (после повторного брака с Диего Риверой).
Хейден Эррера. Фрида Кало. Viva la vida! М.,2004 ISBN 5-699-05484-7
Жан-Мари Леклезио. Диего и Фрида. -- М.: 2003.
http://smallbay.ru/kahlo.html Фрида Кало. Картины и биография. Галерея живописи Small Bay
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес ( es. Francisco Jose de Goya y Lucientes; 30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы -- 16 апреля 1828, Бордо) -- испанский художник, гравёр.
В 1780 Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле "Распятие" и стал членом Королевской Академии (с 1785 вице-директор, а с 1795 -- директор её живописного отделения), а в 1786 был назначен придворным живописцем; после смерти Карла III стал придворным художником Карла IV и с 1799 его первым живописцем.
Но в 1792-93 гг. художник переносит тяжелую болезнь, в результате которой теряет слух. В его живописи всё чаще царят трагизм и мрак, поглощающий фигуры, графика становится резкой. Среди известных произведений того времени -- Сон разума рождает чудовищ.
В 1791 Гойя познакомился с герцогиней Альба, которая стала его возлюбленной и покровительницей. Он писал ее портреты много раз; два самых знаменитых из них -- "Маха обнажённая" (ок. 1797) и "Маха одетая" (ок. 1802, Прадо). После ее смерти создает "Маху на балконе" (около 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Герцогиня Альба скончалась в 1802 году. Гойя остался совсем один. В эти чрезвычайно тяжёлые для Гойя годы, он жил в одиночестве в загородном доме "Кинта дель Сордо" (то есть ''"Дом Глухого"''), стены которого расписал маслом (1820--1823, росписи находятся сейчас в Прадо).
Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя выехал во Францию, где провёл свои последние четыре года жизни.
http://www.goia.ru
Рене Франсуа Гислен Магритт ( fr. Rene Francois Ghislain Magritte, 1898--1967) -- бельгийский художник-сюрреалист. Известен как автор остроумных и вместе с тем поэтически загадочных картин.Магритт отрицательно относился к психоанализу и особенно к его проявлениям в искусстве. Действительно, природа его творчества не столько психологическая, сколько философски-поэтическая, порой основанная на парадоксах логики.
Детство и юность провёл в небольшом промышленном городе Шарлеруа. Жизнь была весьма тяжёлой.
В 1912 году его мать утопилась в реке Самбре, что, видимо, оказало большое впечатление на бывшего тогда ещё подростком будущего художника. "Я взял себе <...> ориентир <...> -- магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком" (лекция 1938 года).
Мастер стремился решить в своём творчестве проблему соответствия восприятия реальному миру, осмыслить разницу или тождественность между изображением и действительностью. Поэтому Магритт нередко использовал образы картины в картине, зеркала, окна, глаза, сцены или занавеса.
Его картины емко передают аллегорию одиночества в процессе построения субъективного мира художником.
Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года.
http://smallbay.ru/magritte.html
Поллок, Джексон ( en. Paul Jackson Pollock; 28 января 1912 -- 11 августа 1956) -- американский художник, идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма, оказавший значительное влияние на искусство второй половины XX века.
В течение 1930-х гг. он широко путешествует по США, однако, в 1934 г. обосновывается в Нью-Йорке.В 1943 г. его работу "Волчица" покупает Музей Современного Искусства, а также появляются первые публикации о нём.
Длительное время Поллок пытается с помощью психоанализа справиться с депрессией и непрерывным чувством одиночества, что обусловливает его интерес к теории Карла Юнга об архетипах, оказавшей сильное влияние на его работы 1938--1944 годов.
В 1945 он переезжают в Спрингс в Ист Хэмптон, где покупает типичный для этой местности двухэтажный фермерский дом с сараем рядом, в котором Поллок обустраивает мастерскую. В 1947 Поллок изобретает новую технику, он начинает работать на холстах огромного размера, расстилая их прямо на полу, и разбрызгивает краску с кистей, не прикасаясь ими к поверхности. Впоследствие такую технику стали называть ''капанием'' или ''разбрызгиванием'', хотя сам художник предпочитал термин ''льющаяся техника''. Именно из-за этого он получает кличку Джек Разбрызгиватель (Jack the Dripper).
"Моя живопись никак не связана с мольбертом. Я едва ли хоть раз натягивал холст на подрамник. Я предпочитаю прибить холст к стенке или полу. Я должен чувствовать сопротивление твердой поверхности. На полу легче всего. Я чувствую себя ближе к живописи, ее частью, я могу ходить вокруг нее, работать с четырех сторон и буквально быть ''внутри'' нее.
Я продолжаю отходить от обычных инструментов художника, таких, как мольберт, палитра и кисти. Я предпочитаю палочки, совки, ножи и льющуюся краску или смесь краски с песком, битым стеклом или чем-то еще.
Когда я ''внутри'' живописи, я не осознаю, что я делаю. Понимание приходит позже. У меня нет страха перед изменениями или разрушением образа, поскольку картина живет своей собственной жизнью. Я просто помогаю ей выйти наружу. Но если я теряю контакт с картиной, получается грязь и беспорядок. Если же нет, то это чистая гармония, легкость того, как ты берешь и отдаешь".
Поллок был знаком с так называемой песчаной живописью -- ритуальным обычаем индейцев Навахо создавать картины из песка.
Поллок не признавал существования ''случая'', у него обычно были конкретные идеи создания картины. Это воплощалось в движениях его тела, которые он полностью контролировал, в сочетании с густым потоком краски, силой гравитации и тем, как впитывалась краска в холст. Сочетание управляемого и неуправляемого. Бросая, швыряя, брызгая, он энергично перемещался вокруг холста, как будто танцуя и не останавливался, пока не видел того, чего хотел увидеть.
В 1949 журнал Life Magazine назвал Поллока величайшим американским художником.
Поллок стал выставлять свои работы в галерее, более ориентированной на коммерческий успех, и они пользовались огромным спросом со стороны коллекционеров нового искусства. Под этим давлением у Поллока усилилась склонность к алкоголизму.
Всю жизнь боровшийся с алкоголизмом, Поллок погиб в автокатастрофе, ведя машину в нетрезвом состоянии, в Спрингсе, 11 августа 1956 в возрасте 44 лет.
Его работа "Выгляди как обезьяна" 1952 года была продана в 1973 за два миллиона долларов, в то время это была рекордно высокая цена за произведение современного искусства.
Феминистки смотрели на Поллока неодобрительно, усмотрев в манере его работы разбрызгивания и танца фаллоцентрические мужские фантазии над символически распростёртым холстом.
http://www.krugosvet.ru/articles/59/1005969/1005969a1.htm Биография Дж. Поллока в энциклопедии "Кругосвет"
Николай Асланович Пиросманашвили (Пиросманишвили), или Нико Пиросмани (1862 -- 5 мая 1918, Тбилиси) -- известнейший грузинский художник XX века, самоучка, представитель примитивного стиля.
Пиросмани родился в 1862 году в селе Мирзаани (Кахетия) в крестьянской семье, четвёртый и последний ребёнок. В 1870 году умер отец, вскоре после этого мать и старший брат.
В середине 1870-х годов переехал в Тифлис. Научился читать по-грузински и по-русски, но не получил никакого формального образования.
Понемногу учился живописи у странствующих художников, расписывавших вывески лавок и духанов.
В 1890 году поступил на работу тормозным кондуктором на железной дороге. Неоднократно был оштрафован за различные нарушения, и 17 января 1894 года уволился по собственному желанию. Выходное пособие вложил в молочную торговлю, и вместе с компаньоном Димитрой Алугишвили открыл молочную лавку, для которой нарисовал две вывески "Белая корова" и "Чёрная корова".
Примерно в 1900 году закончил занятия торговлей и начал зарабатывать себе на жизнь живописью.
В той среде, в которой Пиросманашвили находился, он имел устойчивую репутацию психически нестабильного человека, с которым невозможно иметь дело, странного одиночки и "городского сумасшедшего". Отчасти этому способствовали его утверждения, что он видит святых, а его кисть "пишет сама". Основные эпитеты в его адрес звучали удручающе: "Семь пятниц на неделе", "Не от мира сего".
Как художник до 1912 года не имел никаких контактов с представителями художественного мира Тбилиси. До конца жизни большую часть времени жил в полной нищете, ночевал в подвалах.
Летом 1912 года творчество Пиросмани заметили и начали пропагандировать футуристы.
24 марта 1913 года в Москве на Большой Дмитровке открылась выставка живописи художников-футуристов "Мишень", где, наряду с произведениями известных художников, в первую очередь Ларионова и Натальи Гончаровой, были выставлены и несколько картин Пиросмани.
Он стал относительно популярен, всё более широкая публика в Тифлисе стала интересоваться его живописью и собирать его картины. Это, впрочем, почти не сказалось на финансовом состоянии художника.
Нико Пиросмани скончался в Тбилиси 5 мая 1918 года от голода и болезни. Он провёл три дня в одиночестве в подвале дома 29 на Молоканской улице. Обнаружив, его отвезли в больницу, где художник через полтора дня скончался. Местонахождение его могилы неизвестно.
Постоянно повторяющимся сюжетом творчества Пиросмани являются сцены праздника или пира.
Аршиль Горки ( en. Arshile Gorky, собственно Востаник Манук Адоян , (1904, Хорком, Васпуракан, Западная Армения -- 21 июля 1948, Шерман, Коннектикут, США) -- американский художник армянского происхождения, один из основателей "абстрактного сюрреализма".Горки считается одним из влиятельнейших американских художников XX в., его картины выставлены во всех крупнейших галереях США, а также в лондонском "Тэйт".
В 1919 мать Горки умирает в Ереване от голода, а Горки уезжает (1920) в Америку, к отцу. В поисках себя он меняет свое имя на "Аршиль Горки", намекая на любимого писателя Максима Горького.
Наиболее известная картина Горки: "Портрет художника и его матери" (1926-36).
Также известны его меланхоличные письма к сестре в Армению, где он рассуждает о трагической судьбе Родины, о смерти матери. Год смерти Горки был полон трагических событий: сгорает мастерская Горки вместе с работами, у художника обнаруживается рак, он попадает в автокатастрофу и сломав руку, лишается возможности рисовать, а жена покидает его, взяв с собой их ребенка. В возрасте 44 лет Горки в состоянии глубокого одиночества совершает самоубийство, повесившись.
Графическая работа знаменитого художника Эдварда Мунка (Edvard Munch) "Два человека. Одиночество" (To mennesker. De ensomme) продана на аукционе в Осло за рекордную сумму.
Покупатель, пожелавший сохранить свое имя в тайне, на торгах, завершившихся в понедельник поздно вечером в столице Норвегии, заплатил за гравюру 8,2 миллиона норвежских крон (около 1,2 миллиона долларов США).
"Два человека. Одиночество" были написаны Мунком в 1899 году, авторская гравюра с этого полотна была сделана в 1917 году.
- Edvard Munch har tatt over verdensrekorden for grafisk trykk!