Манихейство -- составленное из вавилонско-халдейских, иудейских, христианских, иранских (зороастризм) гностических представлений синкретическое религиозное учение перса Мани, или Манеса (род. 14 апреля 216, Мардину, Селевкия-Ктесифон, Вавилония -- ум. 273 или 276, Гундишапур, Вавилония.
Наряду с зороастризмом и митраизмом манихейство было одной из самых влиятельных иранских религий.
Мани -- древнеперсидский пророк, основатель манихейства. Родился 14 апреля 216, Мардину, Селевкия-Ктесифон, Вавилония -- ум. 273 или 276, Гундишапур (Бетлабад), Вавилония.
Отцом Мани был парфянский князь аршакидского происхождения по имени Патик, живший в Хамадане, столице Мидии; мать, Мариам, происходила из парфянского княжеского дома Камсараканов. Как многие в ту эпоху, отец Мани был увлечен поисками религиозной истины. Когда Мани исполнилось 12 лет, ему было даровано первое откровение. "Царь светлого рая" сообщил Мани послание "Оставь ту общину! Ты не принадлежишь к ее приверженцам. Твое дело - выправить обычаи и обуздать наслаждения. Однако из-за твоих малых лет для тебя еще не пришло время выступать открыто". Повинуясь приказу Небесного посланца Мани пребывает в уединении. Возможно, в этот период он изучал различную религиозную литературу. Наконец Мани получает долгожданный приказ свыше открыто выступить со своим посланием. Согласно "Фихристу" в 240/241 году ему явился ангел сообщивший, что настало время выступить открыто, и громко заявить свое учение. Следуя указаниям ангела Мани сообщает откровение своему отцу, и обращает в новую веру свою семью. Однако проповедовать он первоначально начал не в Месопотамии, а в Индии. Скорее всего, это были дальние восточные окраины Ирана смыкавшиеся с северо-западной Индией, в которых в то время процветал буддизм. Встреча с этой мировой религией произвела на Мани глубокое впечатление; это выразилось в том, что пророк перенял некоторые принципы организации церкви и методы для проповедования своего учения. Деятельность Мани в Индии длилась чуть больше года, после чего он сел на корабль и вернулся в провинцию Персиду. Оттуда он направился в провинцию Месену (Майшан). Правителем Майшана был брат сасанидского царя Шапура Михршах, злейший враг учения Мани. Пророк явился к Михршаху на пир в саду, и явил чудо, от которого Михршах потерял сознание, а придя в себя признал правоту учения Мани. После этого обращения пророк отправился проповедовать в Вавилонию, затем в Мидию и Парфию.
Маги занимали ведущее положение, и в дальнейшем, на протяжении правления Сасанидской династии, в качестве членов инквизиционного суда с яростью преследовали христиан, манихеев, буддистов и другие религиозные меньшинства. Зороастризм в середине III века консолидировался для отпора манихейству. Это в свою очередь привело к еще большей изобретательности Мани и его единомышленников: они проповедуют на западе и востоке, и предпринимают миссионерские путешествия в различные части империи. Один из его учеников, Аддай, проповедовал и основал манихейскую общину даже в Египте. Но особенно успешно шли дела на востоке империи и в Месопотамии, где и 100 лет спустя еще помнили о манихейских проповедях учеников Мани Аддая и Озеоса. Наглядное представление о Мани дают христианские "Акты Архелая": " Мани появлялся перед людьми в широких развевающихся штанах, окрашенных в желто-зеленый и зеленый цвет, в небесно-голубом плаще и с длинной палкой из черного дерева в руке (такова была традиционная одежда жрецов Митры). Вероятно, существовала связь Мани с религией Митры, хотя в письме он именует себя "Мани, апостол Иисуса Христа". В середине апреля 273 года умер царь Шапур, и трон унаследовал его сын Ормизд I. Мани тотчас нанес ему визит. Как и его отец новый царь благожелательно отнесся к Мани и возобновил охранное письмо, выданное отцом. Однако правил Ормизд не более года - он скончался в тот момент, когда Мани находился в Вавилонии. Ормизду наследовал его брат Бахрам I. Мани проповедовал на берегах Тигра, собираясь отправиться в Кушанское царство, однако Бахрам запретил ему делать это. Далее Бахрам вызвал Мани в свою резиденцию Бетлабад. Несомненно то, что за этим вызовом стоял Картир, который при Бахраме был кем-то вроде министра, ответственным за религию и идеологию. Коптские источники сообщают, что жалобу на Мани составили маги ("Мани учил против нашего закона"), и она вверх по бюрократической лестнице дошла до царя. Во время аудиенции, которая была больше похожа на допрос, Бахрам не стал выслушивать аргументы Мани, назвал его никчемным человеком, который "не ведет на войну и не занимается охотой", не может врачевать, и не сведущ в лекарствах. Бурный допрос кончился тем, что Мани напомнил царю о благодеяниях, которые оказали ему Шапур и Ормизд, и в заключение сказал "Делай со мной что хочешь!".
Тогда царь приказал заключить Мани в оковы. Три цепи наложили на его руки, три пары кандалов на ноги, и одну цепь повесили на шею. Затем оковы запечатали, и отвели его в тюрьму. В этом положении Мани пробыл с 19 января по 14 февраля 276 года. В течение этих 26 дней Мани, по древнему восточному обычаю, позволяли видеться со своими учениками и говорить с ними. Он чувствовал, что близится его конец, и потому давал своим близким ученикам необходимые указания. Их позднее сообщил церкви присутствовавший там Мар Аммо. В конце концов силы 60-летнего Мани исчерпались, и он умер от истощения. Известие о его смерти быстро распространилось по Бетлабаду. В город стекалось множество людей, собиравшихся в толпы. Царь отдал приказ проткнуть тело Мани горящим факелом, чтобы убедиться в его смерти. После этого мертвое тело было разрезано на куски, и отрубленную голову поместили над городскими воротами Бетлабада. Земные останки позднее были захоронены верными учениками в Ктесифоне.
Поскольку Мани, считавший себя последним и главным из пророков Бога добра (до него пророками были Аврам, Моисей, Заратуштра, Иисус, Будда) стремился совместить все основные вероучения и заменить их, он стал преследуем всеми ими, в частности зороастрийскими священиками, от рук которых и умер. Несмотря на это, манихейство приобрело известное влияние и за пределами государства Сассанидов, а позднее -- Аббасидов: на восток -- вплоть до Китая и Сибири, на запад -- до Испании и Галлии; Августин, который позднее резко выступал против манихейства, на протяжении семи лет был адептом этого культа.
В Средиземноморье манихейство называли "церковью Святого Духа", а в Мани многие видели обещанного Христом параклета. В других частях мира Мани считали реинкарнацией Лао-Цзы или новым Буддой.
Впоследствии манихейство прекратило своё существование в Иране, но сведения о почитателях Мани в Китае и самой столице страны Чанъане доходят до конца правления династии Тан. Уйгурский правитель Бугуг-хан (759--780) утвердил манихейство в качестве официальной религии, и оно оставалось ей вплоть до монгольского завоевания. Манихейство являлось также было распространено в Манихейство являлось также государственной религией крупного сибирского государства Енисейский Каганат http://www.philosophy.nsc.ru/journals/humscience/3_99/30_sum.htm .
Просуществовав примерно тысячу лет, манихейство кануло в лету, оставив широкий простор для исследований.
Единственный в мире сохранившийся манихейский храм расположен в Китае, в Цюаньчжоу (Quanzhou), пров.Фуцзянь.
http://ashavan.narod.ru/maniheistvo/m1.htm Манихейство: учение о царстве света
Гео Виденгрен. "Мани и манихейство" СПб. Евразия. 2001.
Адольф Юлихер. Религия Иисуса и начала христианства до никейского собора. -- В кн.: Раннее христианство. М., 2001, Т. 1.
Эрнст фон Добшюц. Древнейшие христианские общины. -- В кн.: Раннее христианство.М., 2001, Т. 1.
Сикхизм
Сикхи верят в единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно. Бог рассматривается с двух сторон -- как ''Ниргун'' (Абсолют) и как ''Саргун'' (персональный Бог внутри каждого из людей). До Творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. До Творения не было ничего -- ни рая, ни ада, ни трёх миров -- только Бесформенное. Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашел свое выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь.
В каждом человеке есть Бог и есть возможности духовного роста и развития.
Форма поклонения Богу в сикхизме -- медитацией.
Страшный грех -- манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие -- это отвратительное проявление эгоизма. Не давай никому манипулировать своим страхом перед смертью. После смерти душа человека не переходит никуда -- просто растворяется в Природе и возвращается к Творцу. Но не исчезает, а сохраняется, как всё сущее. Погребальная церемония сикхов -- кремация. После кремации пепел умершего бросается в канал или в реку. Покойным не положено возводить монументы. После смерти душа возвращается к Богу и соединяется с ним.
Сикхи всегда живут в оптимизме, радости и надежде.
Человек не начинает свою жизнь с пустого места -- он уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья в которой он родился и его народ определяют его индивидуальность. Но помимо всего ему дается еще собственная воля, и он сам несет ответственность за свои деяния. Он может своей волей полностью изменить свой характер и нейтрализовать все свое прошлое. Бог дает нам всем силы и энергию, но не освобождает нас от ответственности.
Внутри нас -- беспредельная глубина, и мы сами способны увидеть собственные грехи и собственное невежество в том свете, который мы находим внутри себя.
Сознавание своего "Я" -- это самый низкий уровень сознания, присущий также животным. Расширяя свое сознание, мы воспринимаем других как часть самого себя. Мы поднимаемся от своего "Я" до уровня своей семьи, потом до уровня общества, потом -- до уровня Природы, и дальше -- до уровня Бога. Истинный Гуру, который знает Бога со всех сторон и знает, что когда и как надо делать -- это недостижимая абстракция, только Бог знает себя самого. Но в каждом сикхе живет свой Гуру, и от этого каждый сикх чувствует необыкновенный прилив энергии.
Гуру Нанак Дэв ( 15 апреля 1469 -- 22 сентября 1539) -- основатель религии сикхизма и первый сикхский гуру из Десяти гуру сикхов. У него имеется много других имён и титулов, его называют также Нанак-шах или Баба-Нанак. В Пенджабе его почитают не только сикхи, но и индуисты и мусульмане.
Его отец Мехта Калу был патвари -- чиновником правительства, производящим расчёт доходов от земель.
Однажды Нанак пропал, и уже все стали считать, что он утонул, когда ходил купаться утром на реку Кали Бейн, но через три дня он снова появился, и на все вопросы отвечал только одно: "Там нет хинду, там нет мусульман". С этого момента Нанак стал распространять своё учение, и считается, что это было началом сикхизма. Он совершил четыре больших поездки, преодолев много тысяч километров. Первая поездка проходила в Бенгал и Ассам, вторая -- в Цейлон через Тамиль Наду, третья -- на север в Кашмир, Ладак и Тибет, а последняя -- в Багдад и в Мекку.
В Султампуре Нанак сформулировал три основных положения (столпа) сиккизма:
# Симран и Наан Джапна -- практика медитации на Бога и пение специальных мантр с Именем Бога -- Вахегуру.
# Кират Карни -- чтобы все сикхи жили в своих домах, вели хозяйство и своим физическим или умственным трудом обеспечивали себе жизнь, принимая дары и благословления Бога.
# Ванд кай Шако -- разделение имущества с сикхской общиной.
Со временем сикхи превратились в самостоятельную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами, и вождями. Сикхи также вели длительные войны против Моголов и афганцев, закончившиеся созданием в 1767 г. самостоятельного государства сикхов. К 1849 г. сикхи потерпели поражение в войнах с англичанами, которые аннексировали Пенджаб.
К 1990 сикхский пантх (религиозная община) насчитывал около 16 млн. членов, 14 млн. из которых жили в индийских штатах Пенджаб и Харьяна.
Решение Индиры Ганди в 1984 году провести зачистку священного для сикхов Золотого Храма в Амритсаре привела к тому, что она была убита собственными телохранителями, набранными из сикхов. Результатом стала серия анти-сикхских погромов, которая пронеслась по всей Индии, и унесла жизни тысяч сикхов.
http://www.projectnaad.com/wp-content/uploads/leaflets/ru/sikh_views_on_god_russian.pdf Концепция Бога в Сикхизме
http://www.sikhism.ru Сикхизм -- Электронная версия книги "Религия сикхов", изданной Сикхским миссионерским центром в 1997 г.
http://www.sikhism.ru/dopolnitelnyie-materialyi/mantryi-i-kirtanyi.html Сикхские мантры и киртаны mp3
Бахаизм
Вера Бахаи -- одна из молодых религий откровения (то есть религий, у которых есть собственные Священные писания). Её основатель Бахаулла (1817--1892) почитается бахаи как последний из ряда "Богоявлений", который, помимо Бахауллы, включает Авраама, Моисея, Будду, Заратустру, Кришну, Иисуса Христа, Мухаммада, Баба и другие подобные фигуры.
Вера Бахаи (''араб.'' "Баха" -- "Слава") зародилась в середине XIX века и в настоящее время объединяет свыше 5 млн последователей.
Главные темы учения бахаи -- единство Бога, единство религий и единство человечества. [http://bahai.ru/library/Bahaullah/Aqdas/5Kitab-i-Aqdas.htm#%D0%9A182 Китаб-и-Агдас, К182] ]
Концепция Бога в вере бахаи строго монотеистична и трансцендентна. Учение бахаи считает всякие попытки описать Бога бесполезными. Единственной связью между Богом и людьми бахаи считают Посланников Бога (Пророков), которых они называют "Богоявлениями".
Жизнь в этом мире, по мысли Бахауллы, подобна жизни ребёнка во чреве матери: нравственные, интеллектуальные и духовные качества, которые человек с помощью Бога воспитывает в себе, будут "органами и конечностями", необходимыми для развития его души в мирах за пределами земного существования. После того, как тело умирает, душа продолжает жить. Она отправляется в путь к Богу через множество миров или плоскостей существования. Успешное духовное путешествие к Богу в традиционных терминах подобно жизни в раю. В случае неуспеха душа остаётся вдалеке от Бога, и её существование становится адом. В свою очередь, душа развивается и крепнет только через отношения человека с Богом, которые осуществляются посредством молитв, медитаций, изучения откровений Пророков, моральной самодисциплины и служения человечеству в той сфере, где каждая личность может наилучшим образом реализовать свои способности.
У бахаи нет священников, каждый верующий постигает истину самостоятельно. Образ жизни бахаи включает ежедневные молитвы, участие в мероприятиях совместно с людьми различных национальностей и социального положения, отказ от алкоголя и наркотиков, святость брака.
Всякая работа, выполняемая в духе служения человечеству, рассматривается как богослужение.
Баб (ар. Врата) Титул, принятый Сейидом Али Мухаммадом Ширази 1819--1850, основателем и пророком бабидской религии.
Его отец, Сейид Мухаммад-Риза, умер, когда Баб был ребенком (около 1826). Он был воспитан своей матерью .
Подчиняясь религиозному стимулу он закрыл в 1840 свою торговлю в Бушире и предпринял в одиночестве долгое паломничество к святым местам шиитов в Ираке, где он пребывал около года. В последующие годы в Ширазе религиозный энтузиазм Али-Мухаммада нашел свое продолжение, но теперь ему стали периодически сниться мистические сны. В наиболее драматическом из них он видел отрубленную голову Имама Хусейна и пил его кровь, и ощущал, как по милости Имама его грудь наполняется "убедительными стихами и могущественными молитвами". "Дух Бога проник в мою душу и овладел ею", "тайны Его Откровения были развернуты пред моими глазами в своей полной славе". В начале 1844, если не еще раньше, он начал записывать стихи, которые считал божественно откровенными. Возможно, что в то же время о нем пошла слава, как о личности аскетической, оделенной благословением Скрытого Имама, ему приписывали и чудеса.
Баб стал для многих из шейхитов обетованным мессианским лидером. Провозглашая близкое Воскрешение из мертвых и предъявляя претензию на божественно подтвержденное лидерство, Баб обращался ко всему мусульманскому миру и вскоре стал для многих "вратами" (Баб) к Скрытому Имаму. В это время его последователи стали называться бабидами. Отправив своих учеников провозглашать Его дело (но без того, чтобы открыто называть Его имя).
Сам Баб со своим учеником Куддусом и слугой Мубараком покинул Шираз в сентябре 1844 года и направился в Мекку для публичного провозглашения Своей миссии. Провозглашение Баба в Мекке (12 декабря 1844 -- 7 января 1845) осталось малозамеченным. Баб возвестил о перемене божественного веления и вернулся в Бушир.
В начале 1848 года Баб открыто провозгласил Себя Своим последователям в качестве Махди и объявил закон Ислама несостоятельным. Последний должен был быть заменен новым порядком, начертанным Им в Его книге, называемой Байан. Коренной разрыв с шиитским Исламом был углублен в июле 1848 года в результате двух событий, произошедших почти одновременно. Первым из них было представлени Баба суду духовенства в Тебризе, возглавляемому наследником престола Насируддин-Шахом, где Баб публично назвал Себя Махди и был осужден к телесному наказанию (битью по пяткам), которое было приведено в исполнение в доме одного из клериков. Другим событием было собрание ведущих бабидов в Бадаште, где они провозгласили прекращение эры Ислама и начало нового миропорядка.
К этому времени растущее воодушевление последователей Баба, с одной стороны, и консолидация сопротивления со стороны духовенства, с другой, привели к ряду столкновений между бабидами и их противниками. Баб был снова привезен в Тебриз и публично казнен через расстрел 27/28 Шабана 1266 года Хиджры (8-9 июля 1850). С ним вместе был расстрелян один из Его преданных последователей, Мирза Мухаммад Али Зунузи (Анис). Первое подразделение войск, которому было приказано привести приговор в исполнение, был христианским полком, состоявшим, по свидетельствам, из 750 стволов. Когда густой дым от пороховых ружей рассеялся, тысячи свидетелей увидели Аниса стоящим на месте казни живым и невредимым: пули не задели ни его тела, ни тела Баба, а только перебили веревки, которыми они были связаны. Баба на площади не было. Через какое-то время Его обнаружили в Его камере, где Он оканчивал диктовать Своему секретарю. Христианский полк со своим старшим офицером во главе покинул место казни. Был вызван другой полк, состоявший из мусульман, которому при второй попытке удалось выполнить приказ.Эти драматические события (а непосредственно после казни город был окутан черными тучами и сотрясен землетрясением) усилили впечатление о чудесности личности Баба.
Останки Баба и Аниса были укрыты бабидами и находились последовательно в разных местах, пока, наконец, не были доставлены по указанию Абдул-Баха в 1899 в Святую Землю. Там они были захоронены в Храме Баба на склоне горы Кармель, Хайфа.
Для последователей религии Бахаи Баб является независимым Явителем Бога и одновременно Предшественником Бахауллы.
* Баб дал начало новому пророческому циклу, пришедшему на смену предыдущему, адамическому. Творческая энергия, высвобожденная в час рождения Его Откровения и духовный импульс Его миссии и Его мученичества наделила человечество потенциалом, необходимом для достижения зрелости; в настоящее время эта энергия раскачивает сложившееся равновесие мирового порядка, чтобы в конечном итоге привести его к состоянию всемирного единства.
* Баб являлся олицетворением исполнения пророчеств всех мировых религий. Он был "Ушидар-Мах" зороастрийских писаний, возвращение Пророка Илии еврейской традиции, второе пришествие Иоанна Крестителя для христиан и "вторым бичом" Книги Откровения; Каэм и Махди, ожидаемый мусульманами.
БАБА С ПОРТАЛА WWW.BAHAI.SU
Бахаулла''"Слава Господня"'') (12 ноября 1817 -- 29 мая 1892), настоящее имя мирза Хусейн-Али-и-Нури ( fa. ) -- основатель Веры Бахаи, Богоявление для нашего времени.
Родился в 1817 году в аристократической семье, ведшей свой род от правящих династий времён имперского прошлого Персии и владевшей значительными богатствами и обширными землями. Отказавшись от придворных постов, положенных ему по происхождению, Бахаулла прославился своими щедростью и приветливостью, которые снискали ему любовь среди соотечественников.
В 1844 г. одним из первых стал последователем Веры Баби, провозглашённой сийидом Али-Мухаммадом, принявшим титул "Баб" (''араб'' ''"Врата"''). В 1852 г., находясь в одиночном заточении в темнице Сиях-Чаль ("Черная яма") за принадлежность к баби, получил Божественное откровение. В 1863 г., находясь в ссылке возле г. Багдада (Ирак), объявил, что является той самой личностью, о которой пророчествовал Баб -- ''"Тем, Кого явит Бог"''. Властями Оттоманской империи был сослан в г. Стамбул, (в то время столица империи), через четыре месяца -- в Адрианополь (современный Эдирне), где пробыл пять лет, а затем, в 1868 г., приговорён к пожизненному заключению в городе-тюрьме Акко (Палестина, территория современного Израиля).
Утверждал, что Царствие Божье ("Величайший мир") будет установлено в течение настоящей эпохи Божественного откровения. Были явлены Священные Писания, относящихся практически ко всем вопросам повседневной жизни и проблемам управления современной цивилизацией. Кроме того, в его произведениях освещены многие богословские вопросы -- природа души и жизни после смерти, пророчества и аллегории Библии и Корана, смысл жизни и участь человечества.
http://bahai.su/load/3 Священные Писания Бахауллы на русскоязычном интернет-портале WWW.BAHAI.SU
= Абдул-Баха =
Аббас Эффенди, старший сын Бахауллы, родился 24 мая 1844 года. Вместе с другими членами семьи он сопровождал Бахауллу во всех его ссылках и тюремных заключениях. После смерти отца он взял себе имя Абдул-Баха (то есть "Слуга Баха") с целью подчеркнуть верность ему. Перед своей смертью Бахаулла назначил его единственным полномочным толкователем своего учения. Последователи веры бахаи видят в Абдул-Баха модель совершенного образа жизни бахаи.
Абдул-Баха скончался в 1921 году, за годы своей жизни укрепив основание Веры Бахаи и распространив её по всему миру.
= Основные положения =
Жизненно важные принципы для достижения этого мирового единства:
* признание общего источника и неопровержимого единства всех основных религий мира;
* самостоятельный поиск истины каждым верующим;
* отказ от всех видов предрассудков (расовых, национальных, религиозных, классовых, политических);
* признание того, что истинная религия всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием;
* значимость и необходимость всеобщего образования;
* осуществление равноправия мужчин и женщин;
* устранение крайних форм бедности и богатства;
* установление федеральной системы мирового сообщества, основанной на принципах всеобщей безопасности и международной справедливости;
* необходимость для каждого индивидуума следовать высоким личным моральным принципам;
* всеобщий вспомогательный язык, с помощью которого люди разных народов свободно смогут понимать друг друга;
* последовательное создание новой мировой цивилизации на основе приоритета принципов духовности.
http://www.bahai.ru/ Официальный сайт Общины последователей Веры Бахаи в России
Джозеф Смит ( en. Joseph Smith; 23 декабря 1805, Шарон, графство Виндзор, штат Вермонт, США -- 27 июня 1844, Картидж, штат Иллинойс, США) -- американский религиозный деятель, основатель и первый президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (1830-1844), основатель движения Святых последних дней, кандидат в президенты США (1844).
Общая численность последователей учения Джозефа Смита - около 13 млн человек. Большинство из них составляют приверженцы Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) - около 12,5 млн.
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней считает, что:
*Бог-Отец и Его Сын Иисус Христос явились Джозефу Смиту и открыли ему больше истин относительно природы Бога, чем было известно человечеству в предыдущие столетия,
*древние пророки и апостолы даровали Джозефу Смиту силу священства,
*через Джозефа Смита был явлен беспрецедентный поток знаний и учений, включающий Книгу Мормона, Учение и Заветы, Драгоценную Жемчужину,
*через Джозефа Смита на Земле была вновь организована истинная церковь Господа.
Один из президентов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней Уилфорд Вудрафф сказал о Джозефе Смите:
"Он был пророком Божьим и заложил фундамент самой великой работы и самого великого устроения из всех, когда-либо установленных на Земле". [Wilford Woodruff, ''Deseret News: Semi-Weekly'', Nov. 25, 1873, p. 1.]
Джозеф Смит-младший родился 23 декабря 1805 в поселении Шарон, штат Вермонт, пятым ребёнком в семье, в которой всего будет одиннадцать детей. Джозеф Смит так вспоминал эти годы:
"Находясь в стеснённых обстоятельствах, [мы] были вынуждены тяжело трудиться, чтобы содержать большую семью... и это требовало крайнего напряжения сил всех, кто был способен оказать какую-либо помощь, чтобы обеспечить семью, поэтому мы были лишены этого блага -- образования. Скажу только, что меня научили просто читать, писать и преподали основные правила арифметики". [Joseph Smith, History 1832, p. 1; Letter Book 1, 1829-35, Joseph Smith Collection, архивы Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, Солт-Лейк-Сити, штат Юта, США.]
По словам Джозефа Смита, в 1820 году, когда ему было 14 лет, его внимание привлёк стих из Послания Иакова: "Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, -- и дастся ему" (Иаков 1:5). Весной того же года Джозеф Смит отправился в рощу неподалеку от своего дома и начал молиться в уединении. Позднее он рассказывал, что сначала он оказался во власти некой тёмной силы, но затем она покинула его и он увидел над собой в воздухе двух лиц. Один из них, указывая на другого, сказал: "Сей есть Мой Возлюбленный Сын, слушай Его" [Джозеф Смит -- История 1:17.] . Иисус Христос предупредил юношу о том, чтобы он не присоединялся ни к одной из существующих церквей, ибо "все они неправильны и все их вероучения омерзительны в Его глазах. Они проповедуют заповеди человеческие как учения, имеющие вид Божественного, но отрицают силу его" [Джозеф Смит -- История 1:19.] . Джозефу Смиту было также обещано, что "когда-нибудь в будущем ему станет известна полнота Евангелия" [''History of the Church'', 4:536; из письма Джозефа Смита, написанного по просьбе Джона Уэнтворта и Джорджа Барстоу, Наву, штат Иллинойс; опубликовано в ''Times and Seasons'' 1 марта 1842, стр. 707.] .
В течение трёх лет Джозефу Смиту никто не являлся до 21 сентября 1823. Как рассказывал Джозеф Смит, в ответ на его вечернюю молитву его комната на чердаке наполнилась светом, и ему явился небесный посланник по имени Мороний [Джозеф Смит -- История 1:29] .
Он назвался ангелом Божьим, посланным, чтобы принести радостные вести о том, что завет, который Бог заключил с древним Израилем, вот-вот должен исполниться, что скоро должна начаться подготовительная работа ко Второму пришествию Мессии; что приблизилось время, когда Евангелие во всей его полноте будет проповедовано в силе всем племенам, чтобы народ мог быть подготовлен к тысячелетнему царствованию. Мне было сказано, что я избран в качестве орудия в руках Бога для осуществления некоторых из Его целей в этом великолепном учении .Мороний также сказал Джозефу Смиту, что на близлежащем холме сокрыт в земле сборник древних писаний, выгравированных на золотых листах древними пророками. Эти священные летописи рассказывали о народе, который был выведен Богом из Иерусалима в Западное полушарие за 600 лет до Р.Х. Мороний был последним пророком среди того народа, и именно он укрыл в тайнике летописи, которые Бог обещал явить людям в последние дни. Джозефу Смиту предстояло перевести эти священные письмена на английский язык.
В течение следующих четырёх лет Джозеф Смит должен был ежегодно в один и тот же день, 22 сентября, встречаться с Моронием на холме и получать новые знания.
22 сентября 1827, как повествует Джозеф Смит, ему было, наконец, позволено взять листы из тайника. Поскольку они были золотыми, их неоднократно пытались украсть.
6 апреля 1830, всего через 11 дней после появления в продаже "Книги Мормона", в бревенчатом доме Питера Уитмера-старшего в Фейете, штат Нью-Йорк, собралась группа приблизительно из 60 человек. Именно там Джозеф Смит официально организовал церковь, которая позднее была названа Церковью Иисуса Христа святых последних дней (см. Учение и Заветы 115:4).
В новообразованной церкви Джозеф Смит получил должность "провидца, переводчика, пророка и апостола Иисуса Христа, старейшины церкви" (см. Учение и Заветы 21:1).
В июне 1831 Джозеф Смит и другие руководители церкви отправились в Миссури, где, согласно откровению, Бог намеревался открыть святым "землю наследия" (см. Учение и Заветы 52:3-5, 42-43). Преодолев почти 1500 км, в июле 1831 в графстве Джексон, штат Миссури, на западной границе США Джозеф Смит объявил о том, что им получено откровение о необходимости основать в местности Индепенденс город, который должен стать современным Сионом, местом собирания святых последних дней, и построить храм (см. Учение и Заветы 57:1-3).
Святые последних дней начали обживаться в графстве Джексон, штат Миссури, с лета 1831. Спустя два года там насчитывалось 1200 мормонов, что составляло около трети местного населения. Прибытие такого количества переселенцев вызвало беспокойство у местных жителей, поскольку это грозило изменением расклада политических сил: большинство новоприбывших были из северных штатов и не поддерживали принятую на Юге систему рабства. Жители Миссури также отнеслись с подозрением к учению Джозефа Смита. Наконец, их возмущало то, что мормоны вели торговлю преимущественно между собой. Вскоре погромщики и местные ополченцы начали нападать на мормонов и в ноябре 1833 вынудили их покинуть графство.
Осенью 1838 погромщики снова начали нападать на мормонов. Когда те дали отпор, Джозефа Смита и других руководителей церкви арестовали по обвинению в государственной измене. В ноябре они были заключены в тюрьмы в Индепенденсе и Ричмонде, штат Миссури, а 1 декабря их перевезли в тюрьму в Либерти, штат Миссури, где содержали в весьма суровых условиях в подвале тюрьмы. В апреле 1839 Джозефа Смита и его спутников перевели из Либерти в Галлатин, штат Миссури. Через некоторое время, когда заключённых переводили в Колумбию, штат Миссури, охранники позволили им бежать. Джозеф Смит отправился в Куинси, штат Иллинойс, где к тому времени собралось большинство мормонов. Вскоре под его руководством члены церкви начали обустраиваться в небольшом поселении в излучине реки Миссисипи в 80 км к северу от Коммерса, штат Иллинойс. Джозеф Смит переименовал этот город в Наву. Благодаря тому, что туда стекались переселенцы из других районов США, а также из Канады и Великобритании, этот регион стал одним из самых густонаселённых в штате Иллинойс.
В Наву Джозеф Смит занимался фермерством, а позднее купил магазин продовольственных товаров и товаров широкого потребления. Тем не менее, его материальное положение оставляло желать лучшего, поскольку большую часть времени он занимался управлением церковью. В октябре 1841 опись его личного имущества состояла из "старого коня Чарли, которого он получил в Киртланде, двух ручных ланей, двух старых и четырёх молодых индюшек, старой коровы, отданной ему братом в Миссури, старой собаки Мейджора ... и скромной домашней утвари" [''History of the Church'' 4:437-438, из письма двенадцати апостолов к "Братьям, рассеянным за границей на Американском континенте", датировано 12 октября 1841, опубликовано в ''Times and Seasons'' 15 октября 1841, стр. 569.] .
В то время у Джозефа и Эммы Смит было четверо живых детей. За годы совместной жизни они похоронили шестерых детей. Ещё один ребёнок родился уже после смерти Джозефа Смита.
В январе 1844 он выставил свою кандидатуру на пост президента США, прежде всего в связи с тем, что федеральные и региональные власти не могли предоставить мормонам компенсацию за материальные потери в Миссури или восстановить их в правах собственности. В июне 1844 против Джозефа Смита было выдвинуто обвинение в организации мятежа. Несмотря на то, что в Наву эти обвинения были с него сняты, губернатор Иллинойса Томас Форд настоял на том, чтобы Джозефа Смита судили по этому обвинению в Картидже, штат Иллинойс, где заседали власти графства Хэнкок. 27 июня 1844 в 20:05 погромщики с лицами, вымазанными сажей, ворвались в тюрьму и застрелили Джозефа и Хайрама Смитов.
В Нижегородской губ., между Нижним городом и Арзамасом, где обитает племя мордва-терюхане, в начале 19 столетья жил замечательный лжепророк "Кузька-бог" или "Кузя-бог". Память о нем по сейчас жива в местном крае, хотя сказания уже приняли легендарный характер. Мордва-терюхане произносят имя его с благоговением, не смотря на то, что все они почти обрусели. Кузька проживал в мордовской деревне и слыл между сельчанами за великого знахаря и кудесника. Кузьма представлял собою явление довольно небывалое в мордовском народе: он был грамотный; обыкновенное его занятое было--лечить людей и скот, отыскивать покраденные вещи, открывает воров, выгонять нагайкой шайтанов из кликуш-мордовок, а иногда и из русских баб, предугадывать будущее и делать другие фокусы.
Кузька все свои действия облекал видом непосредственного содействия небесных сил. Вскоре распространилась молва между мордвами и русскими, что Кузя -- святой, пророк, чудотворец и "человек боговой", и что к Кузе по ночам летают ангелы и т. д. В Кузьке понятие о грамотности успел возбудить друг его отца, один богатый раскольник из секты "душителей", у которого даровитый мальчик долго жил .
Кузька в доме этого раскольника был часто свидетелем религиозных обрядов "душителей", при которыхъ сам учитель изображал Христа, несколько мужиков были апостолами, нисколько баб представляли Богородицу, жен-мироносиц, и эта секта имела девизом "не согреша, не умолишь"; в ней также практиковалось душение самовольных мучеников, и после каждого общественного моления допускался свальный грех.
В молодости он стал купцом и часто бывая в Нижнем по торговым делам, он останавливался в одном постоялом двор, где в одной из комнат проживал пьянчужка приказный вместе с хорошенькой женой. Не смотря на свою степенную и некрасивую наружность, Кузька был очень влюбчив. Эта несчастная страсть развилась в нем во время воспитания в распутной раскольнической секте и не покидала во всю жизнь.
Вместо того, чтобы ездить с товаром в Арзамас, Лысково или Казань, Кузька сталь - ездить в Нижний и вместо того, чтобы кончить дело в сутки, затягивал его на неделю и больше. Здесь он, не взирая на свою мощную душу, познакомился с сердечною тоскою и с изнурительными бессонными ночами. Несколько слов, сказанных шепотом, вскружили ему голову и распалили страстное его сердце, и он влез в расставленные для него сети.
Однажды, когда пьяный подьячий спал мертвецки, красавица-жена шепнула ему, чтоб он ночью постучался к ней в дверь. Кузька с замиранием сердца исполнил это, и в тепленькой горенке с занавешенным окном и с двуспальной кроватью в углу Кузька испытал наслаждение любить и быть любимым вполне. Но когда он, на утро, очнулся от сна, то не нашел ни своей кисы, ни денег. За наслаждение быть любимым бескорыстно он поплатился всем своим состоянием. Кузьку хотя и прошиб холодный пот и била лихорадка, не он, призвав на помощь все присутствие своего крепкого духа, ободрился и затаил убийственную скорбь в глубине своего сердца.
Потеряв все состояние так глупо, в одну ночь, он должен был начать трудовую жизнь без денег. Но это бедствие не осилило его, а только заставило переменить образ жизни.
В жизни своего наставника-раскольника, который богател, лежа на печи, он видел единственный теперь идеал своей жизни. И вот, приехав домой, Кузька притворился больным на несколько дней. Все время к нему неоднократно являлся во сне Христос.
Ангелы и накрепко ему наказывали немедленно оставить торговлю, все деньги раздать нищей братии, самому отойти в келью на уединение и молитву. Выздоровев, он, собрав некоторые долги, ушел в святые места на богомолье, чтобы расточить небывалое богатство на монастыри и нищую братию. Вернулся Кузька домой уже в черной ермолке, в монашеском подряснике и подпоясанный широким ремнем.
Первою его заботою, по возвращении домой, было--построить келью, в которую он вскоре и удалился от всех сует мира. Каждую ночь перед иконами в его келье горела неугасимая свеча.
И потекли к Кузька-отшельнику набожные старухи-мордовки, потом и русские. Но к Кузьке влекли людей не одни религиозные нужды: он был и лекарем всевозможных болезней, и советником в мирских Делах, и прорицателем будущего, и открывателем сокровенного, и всем для всех.
Когда Кузька был в улусе провозглашен Богом, то каждую ночь стали навещать его в келье ангелы с разными наказами от Христа. Кузька-Бог угощал летающих к нему ангелов сыченым пивом, медовым квасом, зеленым вином, лучшей мордовской стряпней, до которых они, дескать, были большие охотники.
Мордва, по случаю посешений ангелов, завалила Кузьку предметами ангельского угощения. Кузька раз намекнул, что если кто в такую-то ночь, около первых петухов, заглянет в окно его кельи, тот сподобится увидать прилетавших к нему ангелов. В сумерки около кельи Кузьки зашушукала толпа любопытных мордовок. Мордва так и пялилась в непроглядно темные окна. Кузька, наблюдавши за движением толпы, зажег все три свечи в закрытых ящиках, потом быстро снял все три занавески, и на противоположной стене мгновенно появились, словно проникли сквозь стену, три светлых ангела, которые осветили стоящий перед ними стол, сидящего Кузьку и всю келью. Кузька, посредством протянутой ниточки, пошевеливал свечами--и ангелы шевелились. Мордовки пришли в ужас; закричали, завизжали и разбежались без памяти по домам, разглашая виденное ими чудо.
Божественная карьера Кузьки очень прочно утвердилась; совершаемые им чудеса вознесли его в мнении народном на необъятную высоту; слава о нем быстро распространялась по всему краю не только между мордвою, но и между русскими. Всеобщая уверенность в сверхъестественных силах Кузьки помогала ему лечить болезни самыми пустыми средствами. Для него часто достаточно было ободрить больного одним словом, чтобы больной почувствовал облегчение. Неизлечимые болезни Кузька отгадывал с необыкновенною точностью. После того Кузька выбрал для себя трех чистых девиц-красавиц для послушания и поручил их своим апостолам, чтобы они выучили избранных молиться в два перста, да по четкам. По окончанию богослужения, Кузька облачался в свою обыкновенную одежду и выходил на поляну, где почетнейшим старикам давался обед и раздавалась милостыня нищим медными деньгами.
Слухи между тем о каких-то мордовских жертвоприношениях начали ходить во всем местном крае. Но мордва, поголовно преданная Кузьке, хранила "тайное таинство".
Чтобы наполнить свое тягостное одиночество и избавиться от неотвязной тоски, Кузька сталь предаваться чувственным удовольствиям до необузданности, умножая свой гарем до десятка молодых послушниц, а иногда уединялся в своей келье и жил истым аскетом; склоняя к тому же и своих молодых послушниц. Фанатики его вполне овладели им и помыкали своим идолом по своему произволу; они заключили Кузьку безвыходно на священной поляне и окружили его обожаемую особу неусыпным караулом.
В духовные и гражданские суды Нижнего-Новгорода полетели от местной администрации разные доносы, раскрывающее мордовского бога и мордовскую веру с религиозной и уголовной стороны. К заблуждающимся стали посылать, но распоряжение" духовного начальства, красноречивых увещателей. Мордва встретила их тоже красноречиво c дубинами в руках. Наконец, захватить Кузьку-бога было поручено нижегородскому капитану-исправнику, и тот, собрав понятых в количестве более 500 человек, двинулся на поляну. Мордва, узнав об угрожавшей их богу опасности, поголовно ополчилась на его защиту и устроила за собою поперек дороги несколько завалов из хвороста, тяжелых деревьев и разного лесного мусора, а также разобрала все мосты через ручьи и овраги.
Первая экспедиция во главе с исправником кончилась для последнего весьма печально. Человек десять разъяренных фанатиков окружили экипаж, в котором ехал исправник, вытащили его оттуда, скрутили ему руки, повели к двум дубам, которые были согнуты, и зверски разорвали его тело.
Собранные части разорваннаго исправника с ругательствами и проклятиями были отнесены и брошены в ближнее болото, где мордва и затоптала их. Русская партия, лишившись главы своей, поворотила назад; более всбхъ струсили разные мелкие чиновники, резвые ножки которых прежде всех явились в город. Через неделю в село прибыл из Нижнего сильный отряд солдат с начальником и новым исправником. Несколько завалов, сделанных поперек дороги, были быстро расчищены, по появляющимся мордовским" партиям был дан залп из холостых ружей, и отряд, наконец, достиг священной поляны; но в длину всей поляны стояла целая стена вооруженной мордвы, грудью загородивъ собою избу Кузьки-бога. Исправник стал увещевать, чтобы они выдали своего Кузьку-бога, обнадеживая их прощением, но мордва не соглашалась выдать Кузьку. Тогда был дан залп из ружей, от которых мордва и разбежалась.
Команда вошла в дом Кузьки, где нашла его "апостола" Григория.
--
Отвечай, где ваш плут-Кузька? - грозно вскричал исправник.
--
Я никакого плута-Кузьки не ведаю, а нашего святого Кузьку-бога ведаю, твердо ответил Григорий: -- и хоть знаю где он, но не скажу.
Долго уговаривал его исправник, наконец, добился от его сына, что Кузька находился в подполье. Тотчас же изба была раскидана по бревну, подземный ход был разрыт, и в конце его, под самым сараем, найден был Кузька-бог, который, прижавшись в угол, трясся, словно в лихорадке.
Суд решил наказать мордвина Кузьму Пеляндина ста ударами кнута на кобыле и, по вырыванию ноздрей и наложены клейм, сослать его в каторжную работу. Казнь Кузьки происходила в сентябрь в торговом селе Константинов; в день казни в село мордва-терюхане собрались почти поголовно. Кузька, когда его привязывали к кобыле, поклонился на все четыре стороны. Мордовский бог страшно похудел и поседел, что подало повод мордве утверждать, что истинный, подлинный Кузя-бог взят на небеса, а здесь подменен другим человеком. Во время самой казни поднялся всеобщий вой и рев мордовского народа.
После казни целые девять лет мордва-тюрехане ожидали появления на землю с небес Кузи-бога и во все это время свято исполняли все его наказы и заповеди. Самые преданные из них ходили украдкой на разоренную поляну и там молились, выли и рыдали; некоторым чудились там сверхъестественные явления, которые долго поддерживали в мордве Кузькину веру.
"Отечественые Записки" 1866 г., кн. 6, 7, 8, 9 и 11.