На латыни "мамма" - грудь женщины, кормящей молоком.
У Гесиода Эрос - одно из четырех космогонических первоначал, наряду с Хаосом, Геей и Тартаром; "И, между вечными всеми богами прекраснейший, - Эрос / Cладкоистомный - у всех он богов и людей земнородных /Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает" (Теогония 120-122 ).
"Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный, Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких, И, между вечными всеми богами прекраснейший, - Эрос". (Гесиод. Теогония. 117-120. Перевод В. Вересаева)
Гея - первое надежное постоянство нового мира. Она - самая необходимая данность его последующего существования (за развитие может отвечать Эрос или даже Хаос). Широкогрудая Гея, появившаяся первой из ничего, - это чудесная и величественная метафора матери для только что родившегося ребенка. В древнеисландской (скандинавской) мифологии подобную роль играет корова Аудумла, появившаяся также почти из ничего. Это та Мать, которая является источником существования всего живого. (Галина Борисовна Бедненко. ГРЕЧЕСКИЕ БОГИНИ. Архетипы женственности. Серия: Библиотека психологии и психотерапии. Независимая фирма "Класс"
2005 г.)
В 1935 году на берегу реки в Сибири нашли статуэтку, представляющую собой, как принято считать, самое древнее из известных миру изображений женщины. На этом же месте были обнаружены черепа и бивни мамонта. Возраст находок составлял 80 тысяч лет. В Экоссе, недалеко от Глазго, в пещере Кельвин был найден прекрасно выполненный женский торс, чей возраст насчитывает 30 тысяч лет. На своде пещеры Бурдуа, вблизи Англ-сюр-Англэн (Вьенн), сохранился барельеф, изображающий обнаженных женщин с подчеркнутыми половыми признаками, две из которых беременны. Этому барельефу не менее 20 тысяч лет. В Дордони было обнаружено скульптурное изображение беременной женщины высотой 3 метра, высеченное в камне. Готтентотские Венеры Готтентотские Венеры, статуи женщин с избыточными жировыми отложениями на бедрах, приписываются негроидам, населявшим, как предполагается, юг Франции - от средиземноморского побережья до Бретани и Швейцарии - в эпоху верхнего палеолита. На одной египетской гравюре, датируемой приблизительно 3000 годом до н.э., изображены две женщины с избыточными жировыми складками на бедрах, исполняющие ритуальный танец на берегу реки рядом с двумя козами - священными животными их племени - по поводу прибытия корабля, несущего эмблему козла. По всей видимости, эти женщины являются жрицами.
В 2000-1500 годах до н.э. в храмах Мальты и Гоццо поклонялись каменным и глиняным статуэткам, изображающим обнаженных толстых женщин с непропорционально большими бедрами и ягодицами. На этих островах жречество осуществляло активную деятельность, свидетельством чему служат столбы (или обелиски), ниши (или часовни) и каменные плиты (или алтари), а также проложенные маршруты процессий. Во времена Минойской цивилизации (остров Крит) существовал культ великой богини, которой поклонялись женщины. Американская богиня На северном побережье Эквадора в древних захоронениях были обнаружены многочисленные статуэтки женщин переходного расового типа с характеристиками, свойственными и монголоидам, и европеоидам. Некоторые из них имели украшения в виде ожерелий на шеях или браслетов на руках и ногах и были одеты в роскошные одежды. Иногда их формы были упрощены, и половую принадлежность выдавали лишь две выступающие округлости, символизирующие груди.
В Малой Азии первые изображения великой богини появились на 2 тысячи лет раньше первых изображений мужских богов, датируемых 4000 годом до н.э. Первыми городами- государствами, упоминаемыми историками, являются Сузы и Урук. Будучи патриархальными общинами с мужским духовенством, города-государства сохраняли приверженность культу великой богини. Этот культ был распространен в Вавилоне, Финикии, Фригии, Персии. Из Ирака, и в частности из провинции, именуемой ныне Мосул, женские божества устремились вначале на завоевание земель Средиземноморского бассейна - Анатолии, острова Крит, а затем Белуджистана и долины реки Инд.
В древности культ Матери носил почти универсальный характер. Археология дает свидетельства широкого распостранения культа Матери в каменном веке. На огромном пространстве от Пиренеев до Сибири: в доарийской Индии, в доизраильской Палестине, в Финикии, в Шумере, и сегодня находят женские фигурки, вырезанные из камня или кости. Такие статуэтки называют "венерами". У них имеются общие черты: большие груди и бедра, нередко отсутствие головы.
Рядом с Богиней-матерью присутствует образ Божественного супруга и Божественного дитя.
В период патриархата, когда в религии ведущее место заняли боги, а не богини, культ Богини-Матери зачастую приобретает оргиастический характер.
У народов, сохранивших пережитки отдаленных неолитических времен, практически повсеместно встречается культ всеобщей матери. У матери она именуется, мать - земля, супруга Бога Небесного. У эвенков Подкаменной Тунгуски - Бучады Энинитын. Она мыслится хозяйкой вселенной и одновременно - матерью зверей и людей. Кетское женское божество Томаш (''Оли'' - дословно ''мать'') подобно эвенкийской Бугады Энинитын. В передней Азии и Африке Великая Богиня - мать почиталась почти у всех культурных народов периода начала письменности. ''Та, которая рождает плоды земли'', - египетская Исида, малоазиатская Кибела, скорбь которой несет умирание растительности, ее двойник в Элладе - Деметра, сидонская Астарта, Артемида Эффеская, изображавшаяся с десятком грудей, как бы готовая накормить весь мир, - все это лишь перевоплощения древней матери мира. В языческой Руси слова ''мать - земля'' имели не просто метафорическое значение. Они обозначали душу природы, богиню, супругу ''хозяина неба''.
Богиня-Мать соотносится с землей, она является полнейшим воплощением женского творческого начала. Мать дарует жизнь, поэтому самый важнейший ее атрибут - плодовитость.
Между IX и VII тысячелетиями происходила "неолитическая революция". Земледелие в точном смысле слова, т.е. культивация злаков, возникло в Юго- Западной Азии и Центральной Америке.
Поскольку женщины играли решающую роль в одомашнивании растений, они стали собственниками возделываемых полей, что повысило их социальное положение и породило характерные институты, подобные, например, матрилокальности, когда муж обязан жить в доме своей жены. На вершину иерархии взошли женщина и женская сакральность. Плодородие земли связано с плодовитостью женщины; соответственно, на женщин ложится ответственность за урожай, поскольку им ведома "тайна" творения. Речь идет о религиозной тайне, поскольку она касается происхождения жизни, питания и смерти. Почва уподобляется женщине.в течение тысячелетий Мать-Земля производила потомство сама, партеногенезом. Память об этой "тайне" была жива еще в олимпийской мифологии (Гера зачинала в одиночку, родив Гефеста и Ареса, а первая любовная связь Зевса начинается именно с Герой. Он за ней ухаживает и пытается соблазнить. Он принял облик намокшего маленького кукушонка, которого добрая Богиня попыталась отогреть на своей груди), и различима во множестве мифов и народных поверий - о рождении людей из земли, о родах на земле, об укладывании новорожденного на землю и т.д.. Рожденный из земли, человек, умирая, возвращается к матери. "Ползи к земле, твоей матери", - восклицает ведийский поэт (PB X 18. 10).
В мифологическом смысле земля - это твердость. Твердая земля образует берега для воды. Женские груди - берега для воды. Обряд с водой, пущенной между грудей, женщина исполняла, если она спала одна, без мужа. Ритуально мужчина наполняет женщину влагой.
Афродита родилась из пены от брошенного в море отсеченного фаллоса. Древние греки говорили, что сперма, извергаемая фаллосом, походит на морскую пену. Гален в своем "Desemine" описывает сперму как белую жидкость, густую, пенистую, животекующую и напоминающую запахом бузину. От какого же соития родилась Афродита? Уран овладевает Геей. Крон, укрывшийся в груди своей матери и державший в правой руке узкий серп, хватает левой детородный орган Урана, отсекает его и бросает за спину, остерегаясь повернуться и взглянуть (Гесиод, "Теогония"). Капли крови падают наземь и превращаются в войны и раздоры. Фаллос же, все еще напряженный, падает в море, и тотчас из волн выходит Афродита. Вот откуда сказочный оборот о кисельных берегах и молочных реках: жидкость - это символ хаоса, начала мира.
У древних греков, да и сейчас в мифах на Кавказе в воде сосредоточена мужская оплодотворяющая сила. Хранилище для влажной субстанции женские груди. В частности поэтому они должны быть большими и твердыми. Это подчеркивается в выражении "Груди как сионские горы" -
комплемент женщине. Полусфера чаши, символизирующей грудь - символ загробного мира. Питье из чаши - мистический акт перехода в Тартар.
На серии роскошных древних сосудов из разных местонахождений (неолит Кавказа, трипольская культура на Украине, китайская крашеная керамика, античные вазы, сосуды мезоамериканских культур и т.д.) вылеплены большие женские груди.
Образы многих женских богинь любви и плодородия были связаны с женской грудью и грудным молоком. Статуя финикийской богини Астарты была выполнена в виде колонны обрамленной грудями. Исида, египетская Богиня, которая представляла, среди прочего, идеальный символ материнства, часто изображалась как молочные сосуд, посредством чего подтверждался ее изначальный статус. Даже некоторые мужские божества, представляющие рождение и плодородие, изредка изображались с женской грудью, например, речной бог Хапу, ответственный за годовые разливы Нила. Знаменитые кносские богини Крита со змеями, изображенные в сарафанах с большими открытыми грудями - незамужние Великие богини.
Центрами культа Афродиты были Кипр, где в городе Пафосе находился её храм, и остров Кифера. Знамениты древнегреческие статуи Афродиты - "Афродита Книдская" (ок. 350 до н. э., Пракситель, известна в римской копии) и "Афродита Милосская" (II век до н. э., оригинал в Лувре, Париж).
Афродите соответствует римская Венера. http://ru.wikipedia.org/wiki Афродита, греческая богиня, пользовалась гораздо большей известностью под именем Венера. На острове Кипр ей было посвящено 20 храмов. "Венера" означает "белая".
Культ Венеры был основан в Ардее и Лавинии (регион Лацио). 18 августа 293 г. до н. э. был построен самый первый известный храм Венеры, и 18 августа стал праздноваться фестиваль Vinalia Rustica. 23 апреля 215 г. до н. э. на Капитолии был построен храм Венеры.
Вот что будет с тобой, если ты не перестанешь грызть ногти!
Уилл Роджерс
о Венере Милосской
Культ Артемиды был распространён повсеместно, но особенно славился её храм в Эфесе в Малой Азии, где почиталось изображение Артемиды "многогрудой". Эфесский храм, где находилась прославленная многогрудая статуя богини-покровительницы деторождения, был одним из семи чудес света. Именно его в 356 до н. э. сжёг, желая "прославиться", Герострат. Артемида Эфесская являлась покровительницей амазонок.
Эфесский храм играл важную историческую роль, поскольку Эфес был крупным торговым центром, известным во всем античном мире. В этом храме стояла золотая статуя Илитии. Известно также еще одно изображение этой богини, где она представлена со львами, оленями, пчелами, раками, сказочными животными и обладает сосками, как у самки животного.
"Эфес времени посещения его апостолои Павлом напоминал современный Бенарес, священный город индусов. Весной в нем устраивали пышные праздники в честь богини Артемиды. Они сопровождались конскими бегами, спортивными состязаниями, выступлениями певцов и поэтов. Торжественные процессии проходили по центральному проспекту мимо огромного театра, направляясь в храм, расположенный в северном пригороде.
Сам идол Артемиды, которую чтили по всей стране, был скрыт от народа стенами и оградой из ста двадцати высоких колонн. Говорили, что он упал прямо с неба. Был ли то метеорит или архаический фетиш, но традиционный облик богини был всем хорошо известен: изображавшие ее фигурки продавались в дни праздников на всех углах. Чем-то они походили на кисть винограда, поскольку мать-кормилицу представляли со множеством грудей, казалось, готовых напитать весь мир. Несметные богатства накапливались в сокровищницах ее храма". (Свящ. Александр Мень Первые апостолы)( http://http:/ http://www.alexandrmen.ru/books/tom2/2_gl_01.html о.
Александр Мень. История религии. т. 2)
У римлян были божества, заведовавшие всеми отдельными действиями человека: они принимали его при рождении и сопровождали до могилы. Rumina - приучает его сосать грудь, которую древние называли rumа.
Римская Диана - лунная богиня, девственная охотница, почиталась в Эфесе как Полногрудая.
Великую богиню Вавилона Милитту изображали сидящей на троне среди россыпи колосьев и зерна, держащей в руке скипетр, увенчанной тиарой, попирающей ногами льва. Персы, разрушившие Вавилон, имели свою великую богиню по имени Митра, Богиню Эфеса звали Илития. Это имя означает "та, кто приходит". Она приходила с северо-востока и была гиперборейской богиней. Финикийская великая богиня звалась Астартой. Главный храм богини Карфагена был разграблен только между 399 и 407 годами н.э. Ее культ просуществовал до эпохи Теодора Великого. Святой Августин приводит подробности праздничных церемоний этого культа, проводившихся в начале христианской эры. В Комане, в Каппадокии, возвышался храм, окруженный принадлежавшими ему обширными угодьями. Великий жрец, второе лицо государства после царя, распоряжался 6 тысячами рабов, состоявших на службе культа. В Комане Понтийской, где существовал другой храм, дважды в год, весной и осенью, устраивали процессии, во время которых с большой помпой проносили массивную статую богини Анаитис. Тирата, Митра, Исида, Иштар... В древности Астарта называлась Тиратой. На финикийском языке "тирата" означает мужской половой орган. Ее идолами служили куски дерева, деревья, колонны и даже фаллосы в состоянии эрекции. Астарта своими большими множественными грудями облепляет мужской член.
Груди растут из фаллоса.
"На прямоугольной глыбе белого камня восседала небольшая в два с небольшим локтя вышины статуя Великой Матери, Астарты или Реи. Очень древнее изображение (по преданию, ему было несколько тысяч лет) нагой женщины из терракоты, покрытой светло-коричневой глазурью цвета очень загорелой кожи. Женщина сидела на подогнутых под себя ногах, слегка
повернув туловище направо и подбоченившись, упиралась ладонями в свой выпуклый живот. Необъятные бедра, куда шире массивных плеч, служили пьедесталом могучему телу с тяжелыми руками, большими и правильными полусферическими грудями. Шея, прямая и высокая, почти равная по окружности узкой удлиненной голове с едва намеченным лицом, придавала статуе гордую напряженность - энтазис.
В энтазисе выпрямленного струной тела богини, ее грозных спутниках, ужасных лапах и крыльях для Таис промелькнуло что-то пугающее, сразу же исчезнувшее в восхищении телесной красотой ее. Стройные сильные ноги, очень высокие полусферические груди, подобные которым Таис видела лишь на критских или позднеэллинских изваяниях, узкий стан и крутые бедра - все
было слито в гармонический образ, полный чувственной силы. Богиня была обольстительней Ашторет-Иштар, агрессивной в женской власти над зверями и людьми, грознее Реи-Кибелы, таинственнее Артемис и Афродиты... при храмах Матери Богов во времена древних царей Месопотамии около полутора тысяч лет тому назад существовали отдельные святилища Иштар-Кутитум, которой поклонялись вместе с царицей ночей, богиней Лилит, которая всего лишь одно из обличий Великой Матери: Лилит - богиня служения мужской любви, и веревка в ее руке - символ этой обязанности. Таис вспомнила рассказ Геродота о вавилонских обычаях служения Великой Богине, когда лучшие женщины города отправлялись в храмы Ашторет, чтобы там отдаваться чужеземцам. В знак своего служения они обвязывали толстую веревку вокруг головы. Наверное, Иштар-Кутитум дала начало сирийской и финикийской богине Котитто, почитавшейся владычицей безумной страсти". ( И. Ефремов. Таис Афинская)
Великая богиня персов Митра была воспринята в Египте под именем Митре. Слово "митре" связано с возведением обелисков, в чьих очертаниях можно увидеть фаллос. В Египте личность Исиды явилась продуктом теологической деятельности жрецов. "Исида" означает "звезда" или "небо". "Иштар" означает "молодой" или "ребенок". Она являлась царицей неба. Древнеегипетская богиня неба Нут ( Ок.. 1000 до н. э.) имела удлиненное тело, покрытое звездами и большие груди.
Затем в Египте в скульптурах богинь груди стали делать маленькими и заостренными, талия значительно уменьшилась, правда, бедра остались широкими. В Анатолии половой орган изображали в виде треугольника, живот продолжал выдаваться, а груди приобрели коническую форму. В предгорьях Белуджистана точностью изображения половых признаков пренебрегали в пользу украшений - драгоценностей, браслетов, кулонов, ожерелий, сережек.
Наиболее популярным культом у галлов был культ богини-матери. Ей приносили в дар молоко, пироги, цветы, фрукты и жертвовали самку свиньи. Когда христианство стало официальной религией, богиня-мать не утратила популярности в народной среде, и новое духовенство адаптировало древние обычаи к культу Девы и святых. Кори была у галлов богиней Луны. Жрецы-мужчины первых великих религий зарезервировали Солнце за божеством своего пола, а Луну уступили древнему матриархальному божеству. В народном сознании богиня-мать, вобрав в себя некоторые элементы чужеродного происхождения, превратилась в фею: фея Ариль, фея Абондэ, зеленая дама Франш-Контэ, фея Эстерель из Прованса, Вивиана...
В качестве примеров можно еще привести Адити, богиню ариев Индии, ирландскую Дану, кавказскую Эос, бенгальскую Ушас. Мексиканские майя называли свою богиню Сейбу великой матерью. Мифология Гаити, имеющая африканское происхождение, содержит такие персонажи, как богини Огоум, Локао, Эрзули, Еманжа, Обалата, которые под влиянием христианства превратились в святых и дев. (Н. С. Широкова Культ богинь-Матерей у древних кельтов).
В Библии упоминается культ великой богини. Иеремия показывает женщин, готовящих ритуальный пирог в форме великой богини, в то время как мужчины разжигают огонь, а дети приносят дрова. Между культом Яхве, принесенным в Палестину пришельцами, и местными божествами развернулась ожесточенная борьба. Упраздненная в иудейской традиции, великая богиня вновь появляется в христианском культе. Дева Мария - это прямая наследница доисторических Венер - великих богинь.
Обилие этих богинь, важная роль, которую они играли в определенную историческую эпоху, их явное предшествование по отношению к мужским божествам - всё это доказательства существования матриархата, причем не единственные.
Специалисты в области истории религий утверждают, что культ мужского бога является продолжением культа великой богини. Вначале богиню изображали в одиночестве (тем не менее вспомним, что на самых древних изображениях она зачастую предстает беременной). В эпоху, предшествующую появлению мужских божеств, она уже держит младенца на руках (подобно Деве Марии). На одном древнем образе богиня сидит на троне, и ребенок лежит у нее на коленях. На других изображениях мы видим подростка, протягивающего правую руку сидящей богине. На смену богу- младенцу, богу-подростку, богу- юноше пришел хорошо известный нам бог-старик - Зевс, Юпитер, Яхве.
Грудь богинь не только плодородна и первая помощь рождению, но и инструмент наказания и казни, матриархальный символ власти.
Тамильской поэзией запечатлен образ Каннахи из "Повести о браслете", которая, потеряв мужа, в гневе сжигает город Мадурай вырвавшимся из ее груди огнем. Такого рода представления о сакральной женской энергии находят мифологическое воплощение в образе тамильской богини Коттравей (букв. Убийственная).
Грудь богини как инструмент кары содержит в себе анангу - это некая устрашающая сила, которая приносит человеку зло и страдание. Анангу присуща и людям, ибо содержится в "больших руках" и "крепких ногах" героев, в женской груди; с ней ассоциируется женщина в целом - "девушка, исполненная анангу". С анангу связываются даже абстрактные понятия ("время, наполненное анангу"; "исполненное анангу целомудрие"; клятва; анангу, наконец, обладают боги: в одном случае (Кали 105 , 15) обладающим анангу называется Индра.
"Эта энергия... - пишет историк Харт, - была потенциально опасной сакральной силой, которая предполагалась наличествующей в любом объекте или человеке, по тем или иным причинам обладавшим, как считали, особой потенцией. Со всем, где она содержалась, нужно было обращаться осторожно, иначе энергия выходила из- под контроля и приводила к катастрофе."
(Дубянский А.М. Ритуально- мифологические истоки древнетамильской лирики. М., 1989 )
Античная Богиня Артемида обладала решительным и агрессивным характером, часто используя стрелы как орудием наказания, и строго следила за исполнением издавна установленных обычаев, упорядочивающих животный и растительный мир. Юный охотник Актеон, нечаянно подсмотревший омовение богини, был ею превращён в оленя и растерзан псами (Ovid. Met. III 174-255 ).